Позитивные и негативные функции конфликта в чем они выражаются
Позитивные и негативные функции конфликтов.
Как и сами конфликты функции конфликтов можно рассматривать с двух точек зрения – как положительные или отрицательные. К позитивным функциям конфликта относятся: конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. Образно говоря, конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты, обновляя существующие. Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. Конфликт многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу, то есть обладает инновационной функцией. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития. Конфликт имеет информативную функцию, так как способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. Позитивные функции конфликтов обусловливают и функциональные последствия их преодоления. Очерчивая приемлемый для всех сторон путь решения проблемы, к этому процессу впоследствии приобщается широкий круг людей, что позволяет выявить и устранить трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость, и вынужденность поступать против воли. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативные критерии оценки. Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем. Ещё одним негативным последствием конфликтных ситуация являются высокие материальные и эмоциональные затраты.
Заключение.
Существует типология конфликтов, выделяющая различные виды конфликтов в зависимости от таких критериев как: способ возникновения, степень публичной объективации, последствия и др.
В структуру конфликта входят следующие элементы: конфликтующие стороны, зона разногласий, представление о ситуации, мотивы и действия.
В своем развитии конфликт проходит следующие стадии:
— завершение конфликта, которое может быть достигнуто конструктивными и деструктивными методами;
Каждый конфликт влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия.
В целом, динамика самого возникшего конфликта вызывает особый интерес в социальной психологии, в которой традиционно феномены групповой динамики были одними из центральных социальных проблем исследования. Такой интерес объясняется неясной ролью социально-психологических механизмов в развитии конфликтов. Именно социальными психологами выясняется роль в динамике конфликта таких многочисленных механизмов, как: внушение, убеждение, психическое заражение, подражание, принуждение, идентификация, проекция и др.
В социальной психологии в большей степени разрабатывается не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды, причем по самым разным основаниям-критериям.
Большое значение в социальной психологии отводится вопросу о социально-психологических (личностных и групповых) факторах, способствующих и препятствующих конфликтному поведению субъектов.
Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего. Все это определило и новые перспективные направления исследований, от которых в ближайшем будущем следует ожидать новых интересных результатов.
Список используемой литературы.
5.2. Функции конфликта
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Если конфликт способствует позитивным изменениям, раскрывает потенциал, стимулируя инновационную активность личности, групп и, в конечном счете, сбалансирует силы, распределение ресурсов и системы, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию.
К негативным функциям конфликта относятся ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, проявление элементов подавления слабых сильными, и как последствие всего этого, нарушение баланса сил и распределения ресурсов.
В классической теории конфликтологии этому посвящены работы Л. Козера, где он систематизировал взгляды Г. Зиммеля на функции конфликта. Л. Козер в книге «Функции социального конфликта» (1956) описал тринадцать таких функций. На исследования функций конфликтов обратил внимание Р. Дарендорф (Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе.- Нью-Йорк, 1959). Задача конфликтологии заключается в том, чтобы ограничить негативные и усилить позитивные функции конфликта.
На основе работ классиков в современной конфликтологии выделяются следующие позитивные и негативные функции конфликта (табл. 2).
Функции конфликта
Позитивные функции | Негативные функции |
Не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменениям, открывает дорогу к инновациям Играет информационную роль, позволяющую получить информации об оппоненте Способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников | Ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами Материальные и эмоциональные затраты Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем |
Позитивные функции | Негативные функции |
Стимулирует активность Развивает чувство ответственности, осознание ими своей значимости Выявляют достоинства и недостатки людей Снимает напряженность Выполняет диагностическую функцию | Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга |
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Существует глупейшее высказывание: «В споре рождается истина». В споре рождается раздражение и даже ненависть, а из этой сомнительной материи ничего хорошего возникнуть не может.
Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».
Лучше быть живым и целым, чем правым.
Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.
Лучше быть любимым и любящим, чем правым.
Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.
Контакты
Карта сайта
Для авторов
Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.
Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.
Что от Вас требуется:
Положительные и отрицательные стороны конфликта
Несмотря на негативную эмоциональную окраску конфликта, ситуация, в которой противоборствуют разные мнения и позиции, характеризуется плюсами и минусами. Спор возникает, когда действия, поведение одной стороны ущемляют интересы другой, препятствуют осуществлению желаний и достижению целей. В результате субъект спора испытывает отрицательные эмоции, чувство неудовлетворенности, психического напряжения, что относится к минусам распрей. Положительные моменты спорной ситуации – возможность урегулирования разногласий и стабилизация отношений между субъектами.
Определение в психологии
Конфликт – столкновение интересов, взглядов, позиций. В структуре конфликтной ситуации выделяют объект (из-за чего произошел спор), субъектов (участников спора), действия (стратегию), исход. В зависимости от вида субъектов различают социальные, политические и экономические конфликтные ситуации.
В социальной распре участвуют люди. Социальные конфликты бывают внутриличностными и межличностными. В первом случае речь идет о наличии устойчивых противоречий в системе взглядов индивида, что приводит к внутренней борьбе на бессознательном уровне. Примером может служить неудовлетворенность индивида собой, социальным статусом, результатами жизнедеятельности.
Межличностный конфликт предполагает столкновение с внешними силами – одним человеком или группой людей. В политических и экономических конфликтных ситуациях субъектами выступают государства, политические партии и экономические образования. Конфликтная ситуация всегда сопровождается негативными эмоциями. Распространенные причины межличностных споров:
Причины конфликтов всегда связаны с объективным несовпадением мнений, интересов, взглядов участников. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях часто происходят по причине фрустрации – невозможности осуществить мечту или удовлетворить потребности.
Другие причины связаны с несоответствием выполняемой социальной роли, когда ожидания окружающих людей не соответствуют реальным возможностям и способностям индивида. Разногласия возникают из-за проблем в личной жизни. Причем в этом случае агрессия индивида нередко направлена на посторонних, а не на реальный источник психологического дискомфорта.
Функции
Распри любого характера влияют на участников и окружающих людей. Отрицательные стороны конфликта проявляются в нарушении привычного ритма жизни. Участие в распре отнимает большое количество ресурсов, требует затрат времени, материальных средств, интеллектуальных вложений.
Негативное влияние спора прослеживается в возникновении устойчивого эмоционального напряжения, неприятных чувств, которые нередко сохраняются после завершения распрей. Положительные функции конфликта связаны с его сигнальной ролью. Конфликтная ситуация указывает на наличие противоречий, расхождений во взглядах, которые присутствуют в скрытой или открытой форме.
Психологи считают, что открытая разумная конфронтация способствует выявлению причин неудовлетворенности сторон и устранению разногласий. Конструктивная реакция на наличие противоречий в виде открытого диалога и сотрудничества помогает устранить разногласия на стадии, предшествующей активному соперничеству, противоборству.
Урегулирование конфликта положительно сказывается на взаимоотношениях субъектов в отличие от ситуации, когда латентное течение распри осложняет ведение диалога на протяжении длительного времени. Скрыто протекающие конфликтные ситуации дестабилизируют деятельность, сопровождаются вспышками обострения, поэтому нуждаются в своевременном выявлении и разрешении.
Позитивная функция социальных конфликтов заключается в возможности устранения накала страстей, достижения психологической разрядки, что уравновешивает их негативные проявления в виде психоэмоционального напряжения участников. Усиление переживаний субъектов приводит к благотворному кризису, который ставит точку в споре.
Одновременно не стоит недооценивать негативные стороны спора с яркой эмоциональной окраской, которые выражаются в разрушительном влиянии на психику и здоровье. Выход из кризисной ситуации считается продуктивным, если индивид освобождается от трудностей и мучивших его противоречий, больше не возвращается к теме разногласий по данному поводу.
Среди положительных функций конфликтной ситуации отмечают возможность достижения целостности или восстановления ранее нарушенного единства. Речь идет о групповых социальных спорах, в которых яркий эмоциональный кризис нередко становится поводом для выяснения и дальнейшего налаживания отношений.
Для группы взаимодействующих людей типичны черты: соперничество требований членов коллектива, интенсивность эмоциональных проявлений. Причем эмоции и чувства людей выражены тем больше, чем теснее они взаимодействуют. Враждебность на фоне несогласия с требованиями других воспринимается как опасность, подавляется и аккумулируется. В результате неизбежна вспышка агрессии, когда предел терпимости индивида будет превышен.
Внутригрупповая ссора способствует выявлению противоречивых мнений, что обуславливает возможность согласования и восстановления равновесия, баланса интересов. Положительный характер внутригрупповых споров проявляется в запуске механизмов приспособления к новым правилам и условиям функционирования коллектива, что приобретает особое значение при недостаточном уровне коммуникации его членов или постоянно меняющихся нормах, правилах, распорядке.
Плюсы и минусы
Конфликтная ситуация отражает дисгармонию в межличностных отношениях, столкновение интересов, идей, противоположностей. Конфликт влияет на человека, который является участником, на уровне психоэмоционального состояния. Для субъектов типичны страдания, переживания, обусловленные жизненными трудностями. Психологи наряду с отрицательными сторонами конфликта выделяют положительные моменты, которые подчеркивают двойственную природу спора.
Позитивные последствия конфликта просматриваются в контексте стимуляции развития индивида. Психологи отмечают признаки ускоренного интеллектуального развития у людей, которые в конфликтной ситуации, спровоцированной разнонаправленностью взглядов, сознательно увеличивали потенциал знаний, чтобы доказать правоту.
Разные ответы на вопрос с одновременной необходимостью поиска оптимального решения стимулируют людей на интенсивную познавательную и мыслительную деятельность. Позитивные последствия конфликтной ситуации, состоящие в возможности интенсивного развития индивида, проявляются по-разному в зависимости от значимости объекта спора для сторон.
Чем больше значимость объекта, тем больше усилий прилагается для формирования научной базы, которая аргументирует позицию субъекта. Противоречия, возникающие в интеллектуальной сфере, как и процессы конкуренции, влияют на развитие личностных характеристик участников распри. Конфликты, как и феномен конкуренции, могут оказывать положительное воздействие на общество, провоцируя повышение активности и продуктивности его членов.
Положительные последствия социальных споров проявляются в их связующей, объединяющей функции. В рамках межличностных взаимодействий открытый спор позволяет выяснить причины недовольства друг другом. Определив предмет разногласий, можно устранить препятствия, мешающие достижению гармонии в отношениях.
Конфликт в личных отношениях часто становится своеобразным прорывом, началом новой позитивной стадии межличностного взаимодействия, хотя часто сопровождается негативными переживаниями и влечет непредсказуемые последствия. Например, партнерам, которые стоят на грани разрыва отношений, нечего терять, они откровенно высказывают свою позицию и причины недовольства.
В результате откровенного диалога некоторым парам удается найти компромиссные решения, достичь взаимопонимания и сохранить отношения. Психологи чикагской школы называют конфликт возможностью поговорить «начистоту», смысл такого определения состоит в том, что иногда открытый спор с искренними высказываниями рождает истину.
Позитивные и негативные последствия стратегий
Разрешение конфликтной ситуации возможно при четком выделении объекта, на который направлены интересы сторон. Для устранения разногласий применяют стратегии. Плюсы и минусы стратегий, направленных на разрешение социальных конфликтов, представлены в таблице:
Стратегия | Плюсы | Минусы |
Соперничество | Быстрое урегулирование разногласий, достижение полной победы. | Ухудшение отношений с оппонентом. У победителя возникает чувство вины, у проигравшего – чувство внутренней неудовлетворенности. |
Приспособление | Возможность частично урегулировать разногласия. | Ущемление собственных интересов в пользу оппонента. Понижение самооценки, невозможность полного разрешения конфликта. |
Уклонение | Возможность поддерживать отношения в рамках допустимых норм. Если у субъекта не хватает средств для борьбы, в случае уклонения он выигрывает время для пополнения ресурсов. | Длительное, затяжное течение конфликта. Скрытое недовольство оппонентом, что сказывается на уровне коммуникации и достижении общих целей. |
Компромисс | Частичное удовлетворение требований, сохранение с оппонентом хороших отношений. | Невозможность полного удовлетворения претензий. Вероятность повторного конфликта из-за сохранения причин для притязаний. |
Сотрудничество | Конструктивное, продуктивное разрешение разногласий, сохранение с оппонентом хороших отношений. | Необходимость тесного взаимодействия с оппонентом с целью поиска оптимального решения. |
Частота возникновения разногласий коррелирует с уровнем психоэмоционального напряжения, которое испытывает индивид при взаимодействии с другими людьми. Произойдет ли спор, зависит от психологической атмосферы, сложившейся в группе. Факторы, имеющие влияние на инициацию конфронтации: общий уровень удовлетворенности индивида, степень свободы действий, степень расхождения или схожести целей членов группы.
Конфликтная ситуация характеризуется плюсами и минусами. Доминирование положительных или отрицательных влияний зависит от вида и значимости объекта спора для конфликтующих сторон, особенностей взаимоотношений субъектов до момента развития конфликта и других обстоятельств.
Позитивные и негативные функции конфликта: примеры
Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с:
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.
Позитивные функции | Негативные функции |
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. | 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Конструктивные функции конфликта
Среди них выделяют:
Введение
Конфликт, являясь одним из типов социального взаимодействия, которому присущи противоположность ценностей, интересов и целей социальных субъектов, присутствует в любом обществе.
В научной литературе освещаются проблемы управления конфликтами в организациях, приводится большое количество классификаций, разделов, описаний типов и видов конфликтов с определенными экономическими, психологическими, социальными и другими признаками. Изучая конфликты, основной проблемой выступает использование информации об их разновидности с целью управления ими, а также то, что основной вклад в исследование конфликтов в организациях сделала не управленческая наука, а психология и социология. Этим обусловлены доминирующие психологический и социальный взгляды на конфликты и на управление ими, что встречается в литературе по исследованию управления.
В соответствии с этим, крайне важное значение приобретают функциональные особенности конфликтов, не владея информацией, касательно которых разрешить конфликт крайне сложно. Однако, специфику данного вопроса так же составляет и то, что в научной литературе на сегодняшний день до сих пор отсутствует единый перечень функций конфликтов, что делает данную тему для исследования весьма актуальной.
Цель работы заключается в теоретическом исследовании различных подходов к определению функций конфликтов.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо выполнить такие задачи, как:
— рассмотреть понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»;
— исследовать функции конфликтов, определяемые современными исследователями теории управления персонала.
Причины и последствия конфликтов
Одним из важных показател ей социально-психологического климата в коллективе являются конфликт ные ситуации.
Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители.
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы:
Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов.
Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочи сленных классификациях конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов в организациях. Так, в зависимост и от количества и уровня участников конфликты делятся на:
В классификациях по ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), например, между двумя рядовыми сотрудниками или двумя начальниками отделов ; между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами ( вертикальный конфликт), например, конфликт между руководителем и подчиненным.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные, возник ающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфлик ты, когда несколько причин накладываются одна на другой, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
В рамках типологии, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различаются открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
Негативные последствия конфликта
В общем, можно выделить следующие негативные последствия конфликта:
Позитивные последствия конфликта
При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:
Методы и типология конфликтного поведения
К структурным методам относятся:
Понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»
Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации [3, с. 165].
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, потому что они — постоянные спутники жизни и развития человечества. Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мнений и различного рода противоречия, которые нередко перерастают в конфликты.
Следует отметить, что термин «конфликт» происходит от латинского слова «Conflictus», что в точном переводе означает «столкновение», а в произвольном — «противодействие», «противоборство» [1, с.81]. Сегодня выделяют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Рассмотрим значение термина «конфликт». Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок) [4, с. 85].
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновение) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями [5, с. 8].
С философской точки зрения конфликт можно рассматривать как предельное обострение противоречий. По нашему мнению, наиболее приемлемым является определение, сформулированное М. Х. Месконом, М. Альбертом, Ф.Хедоури — «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновения) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями».
Что же касается определения термина «функция» с точки зрения взаимосвязи с категорией теории управления «конфликт», следует отметить, что функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Кроме того, функции объектов, элементов, процессов и т. д. определяют назначение таковых и основные задачи, которые та или иная категория, на которую направлено раскрытие особенностей функционального назначения, выполняют.
Таким образом, функция конфликта – определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Типология конфликта
С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:
В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.
Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.
Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.
Его базой могут стать различные причины:
Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.
Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:
Специфика деструктивных функций
Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:
Вывод
Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
В современной теории управления персоналом, и теории управления организацией в целом, представление о функциях конфликта весьма неоднозначное. Некоторые учёные насчитывают около 30 функций конфликта, некоторые ограничиваются пятью, однако существует определённый набор функций, которые безоговорочно признают все современные исследователи рассмотренного вопроса.
В соответствии с этим, в ходе работы было рассмотрено 3 основных подхода к определению и градации функций конфликта, а именно, функциональная классификация Л. Козера, функции конфликтов, определённые М.А. Юлюм и Н.В. Молоткова на основе работ классиков, а так же функциональная классификация по позитивному и негативному влиянию соответствующих функций на коллектив и деятельность организации в целом.
В процессе данного исследования было выяснено, что наиболее эффективным и оптимальным подходом к определению функций конфликтов, применительно к управлению персоналом, является подход конструктивно-диструктивного определения функций, в котором объективно представлены как позитивные, так и негативные функции конфликта.