Позитивная девиация что это

Виды и примеры позитивного девиантного поведения

Что такое позитивное отклоняющееся поведение

Это не соответствующее общепринятым нормам поведение, ненормальное или нетипичное поведение с точки зрения большинства людей, не приводящее к негативным последствиям. Его плодами становятся новые открытия, достижения, полезные изобретения, произведения искусства.

Дальше по статье «девиация» = «поведение»

Отличие от разрушительной девиации

Разрушительное поведение приносит вред самому человеку и окружающему миру.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Характерные черты

Позитивное отклоняющееся поведение часто связано с сильным увлечением человека какой-то сферой.

Свойственно желание доказывать свою точку зрения до победного конца — то, что мы называем гениальностью или одаренностью.

Люди. которых мы называем гениями, вундеркиндами, неординарными личностями, имеют непревзойденные способности в какой-то сфере науки или искусства и сильно ею увлечены. Их психика нацелена на решение задач, классифицируемых как «высокие». Например, создание новых приборов или музыкальных произведений. Внешне это выглядит как зацикленность на любимом деле. Однако психика таких людей устроена по-особенному. Они существуют одновременно в двух мирах, причем важнее для них внутренний, а основной для всех остальных внешний идет фоном, незначим. Поэтому такие люди не могут решать простые на взгляд большинства задачи или игнорируют необходимые, по общему мнению, потребности.

Положительными девиантами могут быть не только люди с особенными способностями, но и с зацикленным на одной сфере интересом. Монахи тоже ставят внешний мир на второе место, неохотно идут на контакт, живут обособленно. Они не несут в мир негатива. Наоборот, часто развивают в себе сильную эмпатию и помогают тем, кого обычные люди могут обойти стороной — занимаются с бездомными, едут на миссии в места массового заражения опасными болезнями и др.

Такие типичные проявления поведения гениев в обычной жизни характеризуют позитивную девиацию.

Отказ от создания семьи

К такому решению люди с отклоняющимся поведением приходят легко. Причина все та же: внутренний мир для них важнее, с внешним стараются связываться как можно меньше. Поэтому долгосрочные отношения с людьми завязывать не могут, не способны уделять внимание чему-то или кому-то еще. Им свойственна направленность исключительно на избранную сферу. Вопрос выбора между семьей и делом жизни для таких людей не стоит вообще. Это важно учитывать людям, которые хотят связать жизнь и создать семью с таким человеком. Его супругу\супруге придется тянуть на себе весь груз бытовых забот, воспитание детей и при этом мириться с тем, что главный фокус второй половины никогда не будет направлен на него\нее. Немногие соглашаются взять на себя такое бремя. Поэтому гении зачастую одиноки. Но их это не тяготит так, как людей с нормальной девиацией.

Монахи сознательно отказываются от семьи по тем же причинам: это не так важно для них, как то дело, которому они посвятили свою жизнь, и тот мир, в который они верят.

От бытового комфорта

Также легко такие люди отказываются от некоторых необходимых на взгляд большинства людей бытовых удобств.

Гении могут не замечать, что не ели или не мылись уже 3 дня или что их ногти и волосы не в порядке.

Монахи живут в очень простых условиях, мало времени уделяют сну, отдыху, скудно питаются, одеваются просто и однообразно, могут не поддерживать достаточно теплую температуру в помещении, сознательно лишая себя этих первичных для обычного человека потребностей.

Те и другие часто отказываются от признания своих достижений, от премий, званий, титулов, денег, славы и известности. Это внешнее, поэтому тоже для них неважно.

Низкая практичность в повседневных вопросах

Гении являются первоклассными специалистами в избранной сфере. Но при этом могут не знать, как пользоваться бытовыми приборами или как покупать продукты в магазине. Это очень типично для позитивных девиантов.

Монахи, те, которые именно являются девиантами, часто тоже не умеют делать простые вещи: пользоваться мобильным телефоном или компьютером, выбирать себе одежду, готовить. Потому что в своей обычной жизни они этим не занимаются.

Позитивные формы

Самопожертвование

Проявляется как готовность взять на себя ответственность в максимальном объеме, даже если человек не обязан в данный момент ни за что отвечать.

Сверхтрудолюбие

Готовность делать столько попыток, сколько потребуется для достижения желаемого результата. Даже если на это уходят годы круглосуточного труда.

10 000 неудачных попыток Томаса Эдисона, прежде чем у него получилось усовершенствовать лампу накаливания. Плюс еще четыре года на коммерциализацию процесса.

Обостренное чувство жалости

Благодаря такому позитивному отклонению от нормы, люди становятся более чуткими к тому, что их окружает. Они строят на собственные средства приюты для животных, занимаются помощью детям-сиротам, греют, кормят, заботятся о бездомных. Занимаются социальным предпринимательством и благотворительностью, волонтерством, спасая жизни и вовлекая в это множество других людей, которые в процессе становятся более отзывчивыми к чужой беде.

Гениальность

Благодаря этому проявлению мир движется вперед, развивается технически и облагораживается искусством. Все величайшие изобретения и произведения были созданы людьми с такой формой позитивного отклонения.

Умственные способности

Это индикатор девиантного поведения. Чем выше умственные способности, тем больше будет проявляться поведение, отклоняющееся от нормы. Чтобы эта девиация стала положительной, нужно относиться к этим людям внимательно, создавать особые условия развития. Необходимо следить, чтобы по отношению к ним не было буллинга в детстве, чтобы у них были условия для дальнейшего развития и получения хорошего образования. Необходимо также развивать в них нравственное начало, чтобы плоды своего умственного труда они направили в будущем в мирное русло. Тогда мы получим на выходе прекрасных ученых, меняющих мир к лучшему.

Примеры позитивного отклоняющегося поведения

Несколько ярких образцов:

Источник

Что такое девиация в разных дисциплинах и бывает ли положительным отклонение от нормы

Девиация – это поведение, которое выходит за рамки общепринятой нормы. В точки зрения обществознания девиация несет угрозу для функционирования общества. А вы знали, что геройские поступки тоже причисляют к девиантным?

Что такое девиация – понятие

Девиация — это отклонение от поведенческой нормы. Понятие девиации описано в толковом словаре Ефремовой — (от лат. deviatio — отклонение) отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т.п. чего-л. под влиянием каких-л. внешних сил, условий и т.п. (Толковый словарь русского языка под редакцией Ефремовой, 2012 год).

Девиация в социологии — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, противоправные поступки.

Определение девиации в обществознании — мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве.

Имеет ли отклоняющее поведение плюсы

Положительные девиации имеют несомненные плюсы. Они заключаются в:

А как вы считаете, может ли отклоняющее поведение иметь преимущества? Поделитесь своими наблюдениями и соображениями в комментариях.

Теории девиации с примерами из жизни

Существует много теорией девиаций, но свести их суть можно к 3.

Теория девиации.Описание.Пример.
Биологическая.Над теорией девиаций работал Чезаре Ломброзо. Он занимался криминалистикой и полагал, что причиной нарушения закона является врожденная порочность человека.Человек демонстрирует отклоняющее поведение из-за высокого уровня тестостерона, генетической склонности, лишних хромосом, отсутствия структур мозга, которые отвечают за эмпатию.
Психологическая.Этой теории девиаций придерживаются многие психологи, в том числе и Зигмунд Фрейд. Суть теории в том, что девиантами не рождаются, а становятся ими из-за негативных жизненных условий.Опыт у человека морального, физического, сексуального насилия, пережитые психологические травмы.
Социальная.Представляют из себя связь девиантного поведения и условия социокультурной среды.Кетле занимался этой теорией, в качестве доказательства приводил то, что в неблагополучных районах развита преступность и жестокость.

Виды девиации

Все девиации можно поделить на две большие группы – нарушения общепринятых норм общественной жизни и психические отклонения.

Эти две большие группы включают в себя разные виды девиаций и способы их рассмотрения.

Социальная девиация

В основе социальной девиации лежит мотивация. Социальные девиации – это единственный вид отклоняющего поведения, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Примеры отрицательной социальной девиации:

Примеры положительной социальной девиации:

Сексуальная девиация

Сексуальную девиацию от нормы порой отделить бывает сложно, это пытались сделать многие социологи и психологи.

Рей Блэнчар полагает, что нормальное сексуальное поведение это:

Отклонением от нормы и девиантным сексуальным поведением считается:

Гендерная девиация

Этот вид социальной девиации подвергается критике и жарким спорам.

Суть гендерной девиации связана с тем, что при рождении ребенка учат определенной гендерной модели поведения. Например, девочек одевают в светлую одежду, учат прихорашиваться, прививают любовь к украшениям, косметике. Мальчикам покупают в качестве игрушек технику, одевают в простую и удобную одежду, воспитывают жесткость в характере («будь мужиком», «парни не плачут»).

В дальнейшем эти модели поведения закрепляются. Если происходит несоответствие, то это считается девиацией и осуждается обществом.

Например, неодобрительно отзываются о девушках, которые идут служить в армию или о парнях, которые решили делать макияж.

Коммуникативные девиации

Существует ряд коммуникативных девиаций, которые связаны с особенностями развития той или иной личности:

Подростковые девиации

В своей работе педагоги и социальные психологи часто сталкиваются в девиантным поведением подростков. Подростковыми девиациями являются:

Также подростки могут демонстрировать и положительные девиации:

Формы девиации

Формы девиации подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные.

Негативно окрашенная девиация – это различные виды зависимости, нарушения закона, жестокое поведение.

К позитивной девиации можно отнести жертвование благ на развитие общества, совершение какой-либо значимой работы бесплатно.

К социально-нейтральным девиациям можно отнести нежелание создавать семью, излишнюю застенчивость или замкнутость.

Типы девиации и примеры

В современной науке Мертон выделил девиацию, которую можно поделить на 5 типов.

Тип девиантного поведения.Описание.Пример.
Делинквентный тип.Причинение некоторого вреда окружающим людям и обществу с целью поразвлечься или привлечь внимание к самому себе. Иногда это противоправные действия, легкомысленные поступки (могут совершаться с подачи других людей). Часто такое поведение демонстрируют люди и неразрешенными внутренними конфликтами.Рок-музыканты, которые устраивают массовые беспорядки или занимаются вандализмом.
Аддиктивный тип.Человек желает изменить свое состояние искусственным путем, чтобы иметь возможность ухода от реальности (прием психоактивных веществ, препаратов, алкогольных напитков). Человек в реальной жизни не может найти дел и эмоций, которые бы удовлетворяли его.Многие творческие люди имели аддиктивное поведение: Льюис Кэрролл, Оноре де Бальзак, Эдит Пиаф, Михаил Булгаков, Уильям Фолкнер, Трумэн Капоте.
Патохарактерологический тип.Поведение человека обусловлено изменениями в его характере вследствие неправильного воспитания или отсутствия такового. Часто это характеризуется расстройствами личности или акцентуации характера.Человек с шизоидным типом личности перестает общаться с друзьями, родителями и коллегами без объяснения причин.
Психопатологический тип.Это проявление психических расстройств и заболеваний. Человек страдает галлюцинациями, расстройствами мышления, совершает непонятные для здорового человека поступки.Главный герой фильма «Сплит» или книги «Множественные умы Билли Миллигана».
Основанное на гиперспособностях.Человек существует параллельно в двух мирах, своем собственном и реальном. Реальный мир человеком воспринимается как не слишком значительный, он старается не взаимодействовать с ним. Обычно такие люди чудаковаты, с ними не желают вступать в тесные контакты или близкие отношения.Александр Суворов просыпался каждую ночь ровно в 2 часа чтобы облиться холодной водой и по-петушиному покричать. Мог встретить гостей в одном только нижнем белье.

Есть еще одна классификация типов девиантного поведения.

Тип девиантного поведения.Характеристика.Пример.
Инноватор.Люди хотят добиваться успеха в обществе и быть полноценными его членами, но предпочитают идти по своему собственному пути развития.Создатели финансовых пирамид, бизнесмены, кооператоры.
Ритуалисты.Такие люди часто доводят до абсурда общественные устои, пытаются изменить существующий строй.Граждане, которые регулярно устраивают митинги и забастовки.
Ретреатисты.Бегство от существующей действительности, желание уйти от реальности, отвержение общепринятых целей и путей их реализации.Люди без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики, бродяги.
Революционеры.Люди, которых не устраивает существующий общественный строй, они хотят заменить его на новый.Революционеров много среди исторических личностей: Владимир Ленин, Лев Троцкий, Карл Маркс, Фидель Кастро и др.

А что вы думаете о типах девиантного поведения? Знаете ли какие-то интересные примеры? Непременно поделитесь ими в комментариях, обсудим вместе.

Признаки отклоняющегося поведения

В современном обществе принят ряд правил и норм поведения. Нарушения являются признаками отклоняющего, девиантного поведения:

Причины девиации

Причин зарождения девиации психологи выделяют довольно много:

Приглашаем посмотреть видео лекции на тему влияния интернета на девиантное поведение.

Этапы становления

Основные этапы и причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Человек познает себя, самоутверждается, стремится выделиться на фоне других людей.

На первом этапе человек демонстрирует девиантное поведение, которое не одобряется в том или ином обществе (шалит на уроках, громко разговаривает, хулиганит на улице). Обычно поведение корректируется воспитателями, учителями или родителями. Если на первом этапе не были приняты меры, то со временем нарушения могут стать более значительными.

На втором этапе подросток совершает явно порицаемое девиантное поведение (ругается матом, дерется, издевается над одноклассниками). К такому ребенку нужно применять меры дисциплинарного воздействия.

На третьем этапе отклоняющее поведение укореняется, человек регулярно демонстрирует девиации в своих словах и поступках. Его поведение можно охарактеризовать как нравственно-отрицательное (регулярно грубит учителям, отказывается выполнять домашнюю работу, пропадает на улице допоздна). С таким подростком нужна систематическая коррекционная работа.

На четвертом этапе поведение личности можно охарактеризовать как противозаконное, с регулярными рецидивами (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). С такими несовершеннолетними должны работать специально обученные люди (социальный педагог, сотрудники правоохранительных органов, психолог).

Пятый этап – это криминальное поведение личности. Обычно работа с такими подростками осуществляется в специальных исправительных учреждениях закрытого типа.

Профилактика девиантного поведения

Чтобы сформировать у детей и подростков поведенческую стабильность, и избежать девиаций, стоит:

Коррекция девиантного поведения

Негативные девиации нужно корректировать в детском и подростковом возрасте.

Помощь в адаптации

Помогать девианту в адаптации, не ставить перед ним изначально невыполнимых задач, быть к нему более снисходительным.

Например, ребенок привык решать любой вопрос при помощи драки. Не нужно ожидать, что сразу после беседы ребенок с девиантным поведением перестанет драться. Важно отмечать любые достижения ребенка и не обесценивать их (сжал кулаки, но не ударил собеседника; обидно обозвался на него, но обошелся без драки; повысил голос, но решил вопрос без участия кулаков).

Вовлечение в коллектив

Вовлекать девианта в коллективные виды деятельности, давать возможность реализовать свои творческие способности.

Например, подросток на уроках химии постоянно хулиганит и мешает другим. Можно дать девиантному ученику задание изучить термины и подготовить ряд опытов, а на следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Драчун на уроке физкультуры может показать приемы рукопашного боя. Слишком активному ученику можно дать возможность выступить с танцем на школьном концерте.

Помогать достичь успех

Организовывать ситуации, в которых ребенок сможет достичь успеха (за успех стоит разрабатывать меры поощрения).

Например, учитель знает, что конкретный ученик демонстрирует девиантное поведение, но обожает читать книги в жанре фантастики. Стоит дать девианту возможность на уроке рассказать о своем любимом авторе или подготовить сообщение о любимом произведении. За старания можно поощрить хорошей оценкой или аплодисментами.

Давать пример

Демонстрировать позитивные образцы поведения, вместе анализировать их. Можно задействовать личные примеры, примеры из жизни литературных героев, биографии известных людей.

Например, вместе с подростком изучить биографию значимого для него человека (актера, певца или спортсмена). Объяснить ему, что успеха можно и нужно добиваться при помощи демонстрации собственных талантов, а не дурными, девиантными поступками.

Источник

Позитивная девиация что это

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *