Пожар в поезде что делать
Правила пожарной безопасности в поезде
Лето – пора отпусков и каникул. Чтобы погреться на солнышке, понежиться на песке и просто отдохнуть граждане ежегодно преодолевают сотни километров. Одни предпочитают добираться на личном транспорте, другие садятся в поезд или самолет. Пренебрежение элементарными правилами пожарной безопасности может омрачить отдых не только вам, но и окружающим. Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания напоминает правила пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в поезде.
Во избежание возникновения пожара в поезде соблюдайте следующие правила:
— не провозите легковоспламеняющиеся вещества;
— не пользуйтесь в вагоне открытым пламенем;
— не включайте в вагонную электросеть неисправные электроприборы.
В случае возникновения загорания в вагоне поезда:
— сообщите проводнику вагона о загорании;
— не срывайте стоп-кран. Решение об остановке поезда должен принять машинист или начальник поезда в месте пригодном для эвакуации пассажиров;
— не открывайте и не разбивайте окна. Поток воздуха усилит горение;
— не пренебрегая личной безопасностью, возьмите документы и деньги, покиньте купе и закройте за собой дверь;
— в случае небольшого загорания – предпримите попытку погасить очаг горения самостоятельно (с помощью огнетушителя, одеяла);
— в случае развившегося пожара – под руководством проводника эвакуируйтесь сами и помогите эвакуироваться тем, кому требуется помощь: детям, пожилым людям, пострадавшим;
— в движущемся поезде – перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения;
— в случае сильного задымления – закройте рот и нос тканью (полотенцем, одеждой), смоченной водой; старайтесь передвигаться на коленях, так как у пола дыма меньше;
— в остановившемся поезде – выйдите из вагона, по возможности – на ту сторону, где нет железнодорожных путей; покинув вагон, отойдите на безопасное расстояние, но не теряйте контакта с попутчиками и не покидайте место происшествия (прибывшие пожарные и спасатели должны знать: все ли покинули горящий поезд);
— если выходы отрезаны огнем – зайдите в купе или туалет, плотно закройте за собой дверь. Ожидая помощи, пытайтесь привлечь к себе внимание, подавая сигналы через окно голосом, яркой тряпкой.
Что делать, если пожар случился в поезде?
Пожар в движущемся поезде или электричке – это очень опасно! Несмотря на то, что у сотрудников железнодорожного транспорта безопасность – всегда в приоритете, не все пассажиры ответственно относятся к ней. К возникновению пожара может привести любое необдуманное действие, провоцирующее возгорание.
Первым тревожным сигналом является наличие запаха, свойственного возгоранию, а также дыма – сначала едва заметного, но потом сгущающегося и более едкого. Чтобы избежать паники при пожаре в поезде, каждый пассажир должен знать элементарные правила противопожарной безопасности в транспорте. К сожалению, очень часто бездумные действия пассажиров приводят к печальным последствиям.
Итак, при возникновении пожара в поезде необходимо следовать таким рекомендациям:
ООО «Новые пожарные технологии» предлагает организациям и частным лицам кран-комплекты, огнетушители и другое противопожарное оборудование по привлекательным ценам с гарантией от производителя. Звоните и заказывайте продукцию по тел. +38(044) 501-59-20.
Чего делать категорически нельзя
При пожаре в поезде ни в коем случае нельзя выпрыгивать из вагона движущегося состава или взбираться на крышу поезда. Это очень опасно! Если из-за огня вас отрезало от выходов, не старайтесь пробираться через огонь, – воспользуйтесь туалетом или купе, открыв окно и плотно закрыв дверь. Привлекая к себе внимание с помощью крика и стуков в дверь, дожидайтесь прибытия помощи.
Не рекомендуется спасать багаж, – так можно потратить драгоценное время, необходимое для экстренной эвакуации, рискнув здоровьем и собственной жизнью.
Все действия пассажиров при пожаре в поезде должны координироваться проводниками и машинистом, а затем – пожарными и спасателями. Главное – вовремя предотвратить панику, как можно скорее сообщить о чрезвычайной ситуации в ближайшую пожарную охрану и оказать первую помощь пострадавшим.
Действия при аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:
* при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
* тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
* не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
* курите только в установленных местах;
* не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
* не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
* при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Действия локомотивной бригады при пожаре
Прогноз развития пожара на железнодорожном транспорте зависит от действий локомотивной бригады. При возникновении возгорания в зависимости от его локализации выбирают решающее направление проведения операции, минимизируя риски распространения огня по сети железнодорожных путей и массовой гибели людей.
Опасные факторы
Пожарная опасность объектов железнодорожного транспорта обусловлена:
Наибольшую опасность представляют пожары пассажирских составов при наличии людей. Скорость распространения огня по вагону – 5 м/мин, что затрудняет проведение эвакуации пассажиров до блокирования основных выходов. К опасным факторам относят также и плотность теплового потока: на расстоянии 9-10 метров она составляет 10 кВт/кв.м. Это влечет за собой быстрое возгорание всего подвижного состава и воспламенение твердых горючих веществ, что создает угрозу для распространения пламени на соседние платформы.
Не менее опасен пожар на грузовом железнодорожном транспорте, где время распространения огня по одному вагону не превышает 20 минут. Скорость распространения огня вдоль всего состава в среднем равна 1,4 м/мин.
Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара
Ответственными за проведение операции по тушению пожара на железнодорожном транспорте назначаются:
Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде
При возгорании во время следования или на перегоне машинист, как основное ответственное лицо, должен немедленно остановить состав, выбрав для этого открытый, максимально горизонтальный участок, что в дальнейшем облегчит подъезд спецтехники.
Состав не останавливают:
При невозможности остановить состав и при отсутствии опасных грузов машинист совместно с поездным диспетчером может принять решение о продолжении движения до благоприятного для остановки места, сообщим об это на ДСП или ДНЦ.
Первым действием локомотивной бригады при пожаре на электровозе после остановки должен быть запрос энергодиспетчеру об обесточивании контактной сети. Пока не получено разрешение снять напряжение, запрещается подходить к любым частям контактной сети ближе, чем на 2 метра. Если провода оборваны, то минимальное расстояние должно быть 8 м до места их заземления.
До снятия напряжения в качестве средства тушения используют только углекислотные, аэрозольные и порошковые огнетушители с расстояния не менее 2 метров до горящего источника. Воду и воздушно-пенные огнетушители применяют только после обесточивания напряжения и заземления контактной сети.
Пожар в грузовом поезде
Ответственным по умолчанию считается машинист поезда. При обнаружении возгорания он также останавливает состав, после чего назначает ответственных за установку источника возгорания. Одновременно с этим вскрывает пакет перевозочных документов с целью установки характера груза в вагонах.
После этого делается вызов пожарных. Локомотивная бригада до их прибытия осуществляет расцепку поезда с отводом горящих вагонов на безопасное расстояние в зависимости от транспортируемых грузов. При этом в радиусе 200 м не должно быть пожароопасных объектов.
При пожаре в вагонах со сжатыми и сжиженными газами в баллонах действия локомотивной бригады предполагают отвод цистерн на безопасное расстояние и одновременное тушение их имеющимися в распоряжении средствами ПТ.
Если горит цистерна с газами под давлением, то после перемещения ее на отдаленное расстояние выставляет охрана до прибытия пожарных. Тушить такие объекты собственными силами запрещено.
При транспортировке взрывчатых веществ локомотивная бригада немедленно проводит расцепку поезда и отводит охваченные огнем вагоны на расстояние не менее 800 м.
Действия локомотивной бригады при пожаре на электровозе
При обнаружении пожара машинист электровоза должен немедленно остановить поезд. При этом рукоятка контроллера переводится в нулевое положение, выключаются вспомогательные машины и быстродействующий выключатель. Опускается токоприемник. Далее подается сигнал тревоги и передаются данные о ЧС ДНЦ и ДСП по границе перегона.
Проводя разведку, необходимо убедиться, что контактный провод не касается крыши электровоза. До прибытия пожарных машинист с помощником приступают к тушению пожара, используя огнетушители и сухой песок.
Если потушить пожар не удается, электровоз отцепляют и отводят его от вагонов и взрывоопасных объектов на расстояние минимум 50 метров. При этом токоприемник должен быть обязательно опущен, а также отключена цепь управления. В таком же состоянии электровоз транспортируют в депо после ликвидации пожара.
Пожарная безопасность вагонов поезда: требования и действия персонала
Люди, отправляющиеся в командировку, на отдых в вагонах пассажирских поездов, рассматривая мелькающие пейзажи, грузовые составы, в том числе перевозящие горючие жидкости, газы, редко задумываются, насколько опасным может стать путешествие, если железнодорожники и пассажиры не будут соблюдать требования безопасности.
Обеспечение требований пожарной безопасности в поездах это очень важно, так как на небольшое количество вагонов, большое количество пассажиров; узкие коридоры, неудобные эвакуационные, аварийные пути, выходы при возникновении возгорания, задымлении затрудняют экстренное покидание, ставя под угрозу здоровье и жизнь людей. Рассмотрим подробнее.
Вагоны пассажирского поезда
Нормативные документы
Разработку, выполнение противопожарных мероприятий, организацию проведения различных работ, направленных на обеспечение безопасности от пожара в пассажирских, грузовых поездах, проводят на основании следующих официально утвержденных нормативных документов:
Хотя данные правила неприменимы с 21.07.2019 согласно приказу Минтранса РФ, но это наиболее полный свод требований к обеспечению ПБ людей, транспортируемых грузов в пассажирских, грузовых поездах как на стадии формирования, в пути следования, так при стоянках на станциях, экстренных остановках, поэтому до выхода в свет новых утвержденных ППБ на ж/д транспорте, целесообразно пользоваться этим нормативным документом.
А также другие приказы, новые указания РЖД, в том числе изданные в связи с происшедшими авариями, пожарами на подвижном составе железной дороги.
Требования
Общие, так и конкретные противопожарные требования изложены в вышеуказанных нормативных документах.
При перевозке опасных и взрывопожароопасных грузов по железной дороге следует руководствоваться требованиями раздела XII «ППР в РФ» о транспортировке таких веществ, материалов, а также указаниями ППБО-109-92.
В целях обеспечения безопасности работников железной дороги, защиты дыхательных путей, глаз на случай действий при пожаре в пассажирских, грузовых поездах с 20.03.2019 в «ППР в РФ» дополнительно включен пункт 288.1, предписывающий обязательное обеспечение локомотивов, вагонного подвижного состава средствами индивидуальной защиты исходя из расчета – не меньше 1 комплекта на 1 работника локомотивных, поездных бригад.
Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией
Общие
ВАЖНО: при обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
В пассажирском поезде
Купейные, плацкартные или вагоны пригородной электрички, с точки зрения порядка эвакуации при пожаре, мало чем отличаются по своей конструкции, устройству эвакуационных, аварийных выходов:
Кроме того, хладнокровно действуя в чрезвычайной ситуации, при невозможности по тем или иным причинам воспользоваться штатными, аварийными выходами из вагона, следует разбивать твердыми предметами, включая огнетушители, которыми в обязательном порядке укомплектован каждый пассажирский поезд, любые доступные для проведения эвакуации окна, очищая проемы от остатков стекла по всему периметру.
Ответственными за ПБ, в том числе за организацию работ по ликвидации пожара в пассажирских, грузовых вагонах, цистернах, на платформах в пути следования подвижного состава являются:
Эвакуационные выходы из вагона поезда
Запрещено отправлять в рейс пассажирские вагоны:
Пассажирские вагоны комплектуются воздушно-пенными, углекислотными, порошковыми огнетушителями согласно нормам оснащения, приведенным в таблице 1 ЦЛ-ЦУО-448.
Для проводника вагона при эксплуатации, проведении технического сервиса важно выполнять основные требования ПБ, изложенные в правилах, инструкциях, приказах Минтранса, РЖД:
Пожарные извещатели в вагоне поезда
Все должностные лица, которые виновны в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера, последствий своих поступков, бездействия, несут ответственность – от дисциплинарной до уголовной, согласно законодательству РФ.
В грузовом поезде
Пожарная безопасность поезда, перевозящего различные грузы, определяется как их свойствами, например, пожарной опасностью нефти, нефтепродуктов, бензина, так и комплексом стандартных противопожарных мероприятий – от регламентного проведения работ по наливу, загрузке без потеков на корпусах, россыпей, проливов горючего сырья, материалов внутри грузовых вагонов, на транспортных платформах до соблюдения правил перевозки, аккуратной разгрузки, слива в емкости хранения.
Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования
Среди них такие требования пожарной безопасности:
Подводя итоги, можно сказать, что безопасность людей в пути следования поездов в целом зависит от их действий – от не курения пассажирами в тамбурах вагонов до грамотных, умелых действий работников железной дороги в повседневных, аварийных ситуациях.
Средства пожаротушения
Огнетушители в вагоне поезда
Места быстрого набора воды
Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.
Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.
Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне
Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.
Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.
Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.
Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».
Действия персонала
При обнаружении пожара
Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждый работник поездной бригады, начальник поезда, электромеханик, проводники вагонов, работники багажного, почтового, почтово-багажного, вагона-ресторана и купе-буфета, вагона-клуба, видеосалона и служебно-технического вагона обязаны:
В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.
Стоп кран в вагоне поезда
В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.
Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон в соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.
Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принять участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
По различной обстановке (например потеря связи): при остановке поезда, один проводник хвостового вагона бежит с сигнальными огнями приблизительно за километр от состава в сторону путей и сигнализирует о ЧП.
По прибытии к месту пожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель СПИ-20, а электромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).
Отцепка горящего вагона
Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.
После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.
Отцепка горящего вагона
Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:
В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса I вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.
При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.
Эвакуация пассажиров
Своевременная и правильно организованная эвакуация пассажиров позволяет значительно снизить число пострадавших, а чаще всего, практически полностью избежать несчастных случаев и человеческих жертв.
Необходимо помнить, что при пожаре в вагоне чаще всего главную опасность для большинства людей представляет собой вовсе не огонь, а дым и токсические выделения внутренней обшивки и оборудования вагона. Угарный газ, синильная кислота, хлористый водород (и другие соединения), выделяющиеся при горении, являются сильнейшими «кровяными ядами» и блокируют свойства гемоглобина по переноске кислорода к тканям организма. В первую очередь это пагубно сказывается на деятельности жизненно важных органов. При вдыхании продуктов горения в течение одной – двух минут человек перестает адекватно реагировать на обстановку, теряет сознание. Если своевременно не вынести пострадавшего из зоны задымления и не оказать медицинскую помощь – в 100% случаев наступает летальный исход.
Возможные поражения (травматические повреждения) людей при пожаре в вагоне и эвакуации:
Избежать (либо свести к минимуму) вышеперечисленные поражения позволяет правильно организованная эвакуация пассажиров.
Одним из главных правил в действиях при пожаре должен быть принцип «защита временем». Чем быстрее будет обнаружен очаг возгорания, чем быстрее начнутся мероприятия по его ликвидации, чем быстрее пройдёт спасение людей, тем меньше будет ущерб от случившегося.
Для оптимального проведения эвакуации крайне важным является согласованность действий. Необходимо помнить, что пассажиры не знакомы с порядком эвакуации и в состоянии крайнего возбуждения могут действовать по своему усмотрению (и не всегда правильно). Особую трудность представляет эвакуация в ночное время, когда необходимо быстро разбудить всех пассажиров и объяснить каждому порядок действий. Дополнительную сложность представляет и плохая видимость в темное время суток.
Пожар в вагоне относится к разряду экстремальных ситуаций. Поведенческие реакции людей в данных условиях крайне не однозначны и напрямую зависят от доминирующих типов высшей нервной деятельности (темперамента). В любом случае человек испытывает стресс, который в свою очередь может привести как к панике, апатии либо к активным и разумным действиям.
Наибольшую опасность представляет паника. Люди, подверженные панике теряют способность к адекватной оценке ситуации, действуют бессознательно, не организованно, представляют реальную угрозу для самих себя и окружающих. Значительно проще предотвратить панику, чем управлять ей. Для этого необходимо помнить о том, что проводник должен первым (а не от пассажиров) узнать о происшествии, своевременно и правильно оповестить людей о случившемся, быстро и четко поставить задачу по порядку эвакуации, оказать помощь (либо организовать оказание помощи) нуждающимся. Важно не допустить проявление любой инициативы от активных пассажиров, чьи неправильные действия могут осложнить ситуацию и привести к потере времени. В состоянии паники люди начинают подражать тем, чьи действия им подсознательно кажутся убедительными. Значит «пример для подражания» должен действовать правильно.
Правила поведения проводника при организации эвакуации в вагоне
Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ внизу статьи
Каждому из них необходимо четко, внятно, правильно поставить задачу, которая может выглядеть следующим образом:
Источники и литература: