Поющие гитары о чем плачут гитары
Поющие гитары о чем плачут гитары
Художественный руководитель Михай Долган
Легендарный молдавский ВИА «Норок» (Счастье) был организован талантливым музыкантом и композитором Михаем Долганом в 1967 году в городе Кишинёве при Молдавской государственной филармонии. Имя создателя коллектива практически всегда идентифицировалось с эстрадной музыкой Молдавии. Творчество музыкантов ВИА «Норок» и ВИА «Контемпоранул» тесно связаны между собой, так как два этих легендарных коллектива в разное время возглавлял Михай Васильевич Долган.
Он родился в 14 марта 1942 года в селе Владимир Сынжерейского района Молдавской ССР. Детство его с родителями прошло в Бурятии. По возвращении домой он окончил музыкальное училище им. Штефана Няги по классу контрабаса, одновременно освоил аккордеон под руководством Сергея Чухрия. Выступать на сцене музыкант начал с 16 лет. По окончании училища Долган был призван в армию и три года служил военным музыкантом в Киевском военном округе. Работал в молодёжных ансамблях п/у Исидора Бурдана, Валерия Негрути, Лучана Чочи.
В одной из гастрольных поездках по Волге ему предложили создать джаз-группу при Пензенской филармонии, но музыканту по приезду в Кишинёв удалось в 1967 году создать вокально-инструментальный ансамбль «Норок», с лёгкой руки директора филармонии Александру Федько, который и предложил название коллективу. Отмечу, что творчество отечественных ансамблей только начиналось в Советском Союзе, благодаря созданному Анатолием Николаевичем Васильевым ВИА «Поющие Гитары» в Ленинграде и, конечно, под влиянием творчества ливерпульской чётвёрки, группе «The Beatles», песни, которой в те годы были очень популярные среди слушателей. В концертных программах коллектива звучали различные песни советских и зарубежных авторов, но главное направление творчества – это народные мелодии и произведения молдавских композиторов.
В репертуаре ансамбля «Норок» звучали песни и композиции: «Весенние ритмы», «Молдавские девчата», «Каменный человек», «Красивая женщина», «Одари меня счастьем, жизнь» и многие другие. В составе ВИА «Норок» работали:
Михай Долган – художественный руководитель, фортепиано, электроорган «Hammond», аранжировка, вокал,
Виктор Руснак – бас-гитара,
Ион Суручану, Владо Искров, Валентина Кожокару, Штефан Петраке, Ольга Сорокина – солисты-вокалисты,
О том времени вспоминал Михай Долган: «Мои коллеги усмотрели большое пристрастие современников к музыке «Beatles». Василиу Вердеш, Виктор Руснак, Виктор Легачи и Штефан Петраке составили программу «под запад», но она не прошла. В дальнейшем мы кое-что в ней изменили и стали выступать, сохранив задуманное направление». В последующем в коллективе работали:
Борис Ершов – гитара,
Анатолий Казаку – бас-гитара,
вокал, Лидия Ботезату – солистка,
Вячеслав Стадниченко – барабаны.
В 1968 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышла первая грампластинка ВИА «Норок» с песнями «О чём плачут гитары» и «Артист поёт» /М.Долган – Е.Кримерман/, солисты: Михай Долган, Саша и Тони Казаку, на молдавском языке, которая всколыхнула музыкальный мир нашей страны. Эти песни зазвучали в репертуаре многих наших отечественных исполнителей и ВИА, стали песнями – шлягерами всего народа живущего в Советском Союзе.
«О чём плачут гитары» — об этом знают только ночные фонари. По улицам бродит любовь, она ищет кого-то, может быть ту далёкую и счастливую звезду…
«Артист поёт» — Артист! Как прекрасна и как сложна его жизнь со всеми радостями и невзгодами. Ведь каждый вечер, чтобы ни было на его душе – он должен выходить на освещённую ярким светом сцену и петь о счастье, о любви!
В это время в нашей стране очень популярной становится песня, рожденная в легендарном коллективе «Норок»: «Скажи, зачем и почему?» /М.Долган – Е.Кримерман/, которая также вошла в репертуар многих отечественных исполнителей. Состав ансамбля пополняется молодыми музыкантами Владимиром и Еленой Пресняковыми. Михай Долган вспоминал в своем одном из интервью о работе Владимира в коллективе: «У него был свой сольный номер на саксофоне. Он освежал наши концерты, придавал новый, своеобразный оттенок нашим аранжировкам».
ВИА «Норок» много и успешно гастролировал по нашей стране и за рубежом. В 1973 году после гастрольного тура по городам Румынии ансамбль «Норок» был расформирован в Молдавской филармонии. Солисту Иону Суручану была предложена работа в молдавском оркестре «Букурия». Штефан Петраке и Валентин Дынга влились в состав ленинградского ВИА «Поющие Гитары», художественный руководитель Анатолий Васильев.
В это время в коллективе работали:
Михай Долган – художественный руководитель, клавишные инструменты, вокал,
Виктор Руснак – бас-гитара,
Лидия Ботезату, Владимир Закликовский, Анатолий Макаровский – солисты,
Семь концертов перед отрядом московских строителей. В Кувыхте нашим концертом открыли Дом культуры. Мы везде и всегда давали только полные двухчасовые концерты. И чувствовали, как ценит зритель не случайность и не поспешность наших выступлений. 40 или 100, даже 1000 километров пути, но всегда все инструменты на местах, все участники ансамбля в традиционных парадных костюмах. Это было для нас законом. На любой площадке такой же концерт, как в лучшем зале филармонии. Удивительно благодарная публика, «свой» слушатель. А сколько впечатлений: напряжённый ритм работ и масштабы строительства БАМа, встречи с замечательными людьми, нашими сверстниками. Как помогли они в творческом становлении коллектива!».
Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» издала первый диск-гигант ВИА «Контемпоранул». Шлягером сезона из этого диска в то время стала песня композитора Михая Долгана и поэта Андрея Стрымбану «Примэвара» /«Весна»/. В 1979 году популярная певица София Ротару включила в репертуар и записала на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» на свой диск-гигант песни Михая Долгана: «Иванэ, Иванэ» /Молдавская народная песня, обработка М.Долгана/ и «Весна» /А.Стрымбану/. В 1980 году ВИА «Контемпоранул» принял участие в фестивале «Песня Года», где исполнил песню композитора Евгения Доги на слова поэта Георгия Водэ «Хоровод Мира», солист Штефан Петраке. Телестудия «Молдова-фильм» сняла музыкальный фильм «Контемпоранул», режиссёр А.Бурьянов о творчестве популярного коллектива.
Во вступительном слове фильма Михай Долган – Заслуженный артист Молдавской ССР сказал: «Со всех уголков мы пришли в ансамбль, с разных уголков Молдавии. Здесь мы словно приобрели крылья, и отсюда начался наш путь в мир музыки, к сердцам людей». В этом в этом телеконцерте приняли участие: Михай Долган – художественный руководитель, клавишные инструменты, вокал, Александр Козаку – лидер-гитара, вокал, Анатолий Козаку – бас-гитара, вокал, Николай Греку – труба, Пётр Малай – саксофон, Лидия Ботезату, Людмила Клочкова, Штефан Петраку – солисты-вокалисты, Николай Раецкий – ударные инструменты.
О творчестве ВИА «Контемпоранул» отметил искусствовед Симион Гимбу: “Молдавский вокально-инструментальный ансамбль «Контемпоранул» завоевал симпатии любителей эстрадной песни. Ансамбль ещё молод, но уже можно говорить о его достижениях – песнях, ставших популярными в нашей стране и за рубежом. Достаточно вспомнить песни: «Де че плынг гитареле» /«О чём плачут гитары»/, «Кынтэ ун артист» /«Поёт артист»/, «Лакримэ» /«Слеза»/, «Норок» /«Песня о везении»/ и другие. Гастрольные маршруты ансамбля пролегают через весь Советский Союз, включая великие стройки современности: БАМ и КамАЗ, побывал ансамбль и за рубежом: в Венгрии, ГДР, Польше, где он был гостем фестиваля эстрадной советской песни «Зелена Гура”.
В 1988 году Михаю Долгану было присвоено звания Народного артиста Молдавии. В этом же году участником легендарного коллектива стал Раду, сын Михая Долгана и Лидии Ботезату, который вспоминает о своих первых гастролях по Румынии: «Я знал, что мои родители популярны, но не подозревал о таких масштабах народной любви! В одном из городков наш автобус остановили люди, и мы за несколько минут раздали более 200 автографов. В тот момент я испытал чувство гордости и счастья».
Больших успехов на советской эстраде добился и солист ансамбля Ион Суручану, став популярным эстрадным певцом, принимавший неоднократно участие в фестивалях «Песни Года».
В 1997 году в состав возродившего своё творчество на эстраде ВИА «Норок» вошли музыканты:
Михай Долган, Лидия Ботезату, Александр Казаку, Ион Суручану, Штефан Петраке, Дмитрий Куцел, Валентин Гога /руководитель «Молдова-концерт»/.
Юрий Рындин
1 декабря 2011 год
Санкт-Петербург
«о чём плачут гитары». История песни Михая Долгана
Не дали наши чиновники «Нороку» стать советскими битлами. Испугались тогда серьёзных фанатских истерик на концертах. Фактически первых, настоящих выплесков эмоций зрителей на концертах, когда громили залы (Тернополь, Хмельницкий, Черкассы), сносили заборы (как было в Одессе), чтобы попасть на их выступление. Вокруг группы в конце 60-х годов поднялся настоящий ажиотаж.
Почему в семнадцать лет
Парню ночью не до сна?
Почему в семнадцать лет
Песня немного грустна?
Просто раз и навсегда
Наступает в жизни час –
Тот нелегкий час, когда
Детство уходит от нас.
В том виноваты во всем
Они, только они одни!
Почему в семнадцать лет
Парню ночью не до сна?
Почему в семнадцать лет
Песня немного грустна?
Плачут гитары. Ну что же, пусть,
Если на парня Находит грусть.
В том виноваты во всем Они, только они одни!
Просто раз и навсегда
Наступает в жизни час –
Тот нелегкий час, когда
Детство уходит от нас,
Детство уходит от нас,
Детство уходит от нас.
Этот вариант песни пользовался огромным успехом у публики и она была хитом на многих танцплощадках начала 70-х.
Но тут же появляется новая версия песни на русском, написанная на стихи Онегина Гаджикасимова. Она называлась «Взявшись за руки вдвоём».
Где же ты, любимая?
Нежная, ранимая,
Ты необъяснимая,
Как мне тебя найти?
По ночам напару я
С верною гитарою,
Кружим песню старую,
Ту, что любила ты.
Припев:
Нам друг без друга
Не обойтись.
На звон гитары
Ко мне вернись.
Лишь струны скажут:
Ты для меня
Как наступление дня!
Возвратись, хорошая,
Мы забудем прошлое.
Счастье невозможное
Снова вернётся к нам.
Возвратись, хорошая,
Мы забудем прошлое.
Счастье невозможное
Снова вернётся к нам.
Где же ты, любимая?
Нежная, ранимая,
Ты необъяснимая,
Как мне тебя найти?
Как мне тебя найти?
Как мне тебя найти?
Но песня так глубоко ушла в народ, что в 70-е годы было насочинено еще немалое количество иных текстов этой песни. Самым популярным был текст «В белом платье с пояском». Авторство этого текста неизвестно. Исполнители тоже неизвестны. Но подобных исполнителей было множество. И этот вариант песни пользовался огромной популярностью. Урлово-дворовое творчество в 70-е годы было безгранично-талантливым и лавочково авторским.
Песню пели еще долго. Поют и делают каверы и сейчас. Самый интересный кавер песни был сделан группой «Доктор Ватсон» в конце 90-х годов. Эта шизгаровская аранжировка весьма интересна и по духу уносит в далекие 70-е. И что интересно, что они смикшировали в текст Д. Иванова вставив один куплет про «белый поясок». Получился свой вариант песни.
Напоследок хочется вспомнить одну хохму. Как то у автора хита Михая Долгана спросили: «Господин Долган, откройте же секрет, почему плачут гитары?» На что Долган под общий смех ответил: «Потому что автору много лет не платят авторских отчислений!».
«о чём плачут гитары». История песни Михая Долгана
Не дали наши чиновники «Нороку» стать советскими битлами. Испугались тогда серьёзных фанатских истерик на концертах. Фактически первых, настоящих выплесков эмоций зрителей на концертах, когда громили залы (Тернополь, Хмельницкий, Черкассы), сносили заборы (как было в Одессе), чтобы попасть на их выступление. Вокруг группы в конце 60-х годов поднялся настоящий ажиотаж.
Почему в семнадцать лет
Парню ночью не до сна?
Почему в семнадцать лет
Песня немного грустна?
Просто раз и навсегда
Наступает в жизни час –
Тот нелегкий час, когда
Детство уходит от нас.
В том виноваты во всем
Они, только они одни!
Почему в семнадцать лет
Парню ночью не до сна?
Почему в семнадцать лет
Песня немного грустна?
Плачут гитары. Ну что же, пусть,
Если на парня Находит грусть.
В том виноваты во всем Они, только они одни!
Просто раз и навсегда
Наступает в жизни час –
Тот нелегкий час, когда
Детство уходит от нас,
Детство уходит от нас,
Детство уходит от нас.
Этот вариант песни пользовался огромным успехом у публики и она была хитом на многих танцплощадках начала 70-х.
Но тут же появляется новая версия песни на русском, написанная на стихи Онегина Гаджикасимова. Она называлась «Взявшись за руки вдвоём».
Где же ты, любимая?
Нежная, ранимая,
Ты необъяснимая,
Как мне тебя найти?
По ночам напару я
С верною гитарою,
Кружим песню старую,
Ту, что любила ты.
Припев:
Нам друг без друга
Не обойтись.
На звон гитары
Ко мне вернись.
Лишь струны скажут:
Ты для меня
Как наступление дня!
Возвратись, хорошая,
Мы забудем прошлое.
Счастье невозможное
Снова вернётся к нам.
Возвратись, хорошая,
Мы забудем прошлое.
Счастье невозможное
Снова вернётся к нам.
Где же ты, любимая?
Нежная, ранимая,
Ты необъяснимая,
Как мне тебя найти?
Как мне тебя найти?
Как мне тебя найти?
Но песня так глубоко ушла в народ, что в 70-е годы было насочинено еще немалое количество иных текстов этой песни. Самым популярным был текст «В белом платье с пояском». Авторство этого текста неизвестно. Исполнители тоже неизвестны. Но подобных исполнителей было множество. И этот вариант песни пользовался огромной популярностью. Урлово-дворовое творчество в 70-е годы было безгранично-талантливым и лавочково авторским.
Песню пели еще долго. Поют и делают каверы и сейчас. Самый интересный кавер песни был сделан группой «Доктор Ватсон» в конце 90-х годов. Эта шизгаровская аранжировка весьма интересна и по духу уносит в далекие 70-е. И что интересно, что они смикшировали в текст Д. Иванова вставив один куплет про «белый поясок». Получился свой вариант песни.
Напоследок хочется вспомнить одну хохму. Как то у автора хита Михая Долгана спросили: «Господин Долган, откройте же секрет, почему плачут гитары?» На что Долган под общий смех ответил: «Потому что автору много лет не платят авторских отчислений!».