Послевоенный суп чему учит рассказ
Радий Погодин «Послевоенный суп»: краткое содержание какое?
Краткое содержание «Послевоенный суп» Погодина.
Радий Погодин. Послевоенный суп. Краткое содержание.
Рассказ «Послевоенный суп» повествует о танкисте, который решил помыться в ручье, около освобожденной от немцев деревне.
На берегу ручья сидел мальчик, который пас двух куриц с петухом.
Между танкистом и ребенком завязалась беседа, в которой солдат услышал о всей тяжелой жизни в деревне, которая была, когда там хозяйничали фашисты.
Голод был страшный, все жители деревни, в том числе и дети голодали. Мальчику иногда удавалось украсть у немцев что- ни будь съестное и тогда он мог порадовать свою обессилившую сестру Марусю.
Так они и расстались. Танкист идя к своему экипажу мечтал об окончании войны и об тарелке наваристого супа из петуха, но… только «послевоенного».
Рассказ Радия Погодина «Послевоенный суп» повествует о разговоре танкиста и местного мальчика. Танкист не хотел ждать очереди у колодца и отправился к ручью, где сельский мальчик пас кур. Танкист был важный, но простой и открытый хлопец, рассказавший ему о тяжелой голодной жизни показал ему, что не только им военным тяжко приходилось. С голоду дети болеют и умирают. Кроме женщин да немощных стариков на полях работать некому. А кур он пасет, чтобы их не своровали, а то люди уже и ворон едят.
Мальчишка помогал своим как мог, даже у немцев еду воровал, за что его ловили, били, он спалил себе весь живот, пока нес сворованную горячую картошку. Он присматривал за детьми, хотя и сам был еще малой, к тому тощий до ужаса, но о меньших заботился, старался хоть чем-то накормить.
У своих мальчик не ворует еду, он отказывается о предложенной танкистом пищи, потому что она им важнее, им воевать нужно. Танкист, когда вернулся к своим, грезил наваристым супом из петуха, только послевоенным, в мирное время.
Сказка про водяных Карела Чапека немного необычная. Это разговоры и воспоминания водяных о том, какая прежде была жизнь. Вот ее краткое содержание:
Водяные обитают повсюду, они настоящие. Один даже зуб приходил вырывать, расплатился за услугу форелью. Многие из водяных живут под мельницей, имеют коней: кто больше, кто меньше. Оттого мельница и работает.
С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.
Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).
А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.
Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.
Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.
Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.
В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.
Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.
Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.
Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен
Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.
После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.
После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.
Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.
Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.
Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.
Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.
Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.
Сценарий урока литературы «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»
Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп».
— познакомить учащихся сжанровыми особенностями и проблематиков рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп», воссоздать картины эпохи войны.
— развивать творческие способности учащихся,
— формировать навыки выразительного чтения, внимательного отношения к слову.
— воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания;
— воспитывать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны.
Актуализация знаний(5 минут).
Раздаточный материал «Роды и жанры литературы» (разрезанная таблица)
Задание: собрать таблицу. Взаимопроверка по эталону(слайд) Самооценка. Выставление отметок в оценочные листы.
Самоопределение к деятельности, мотивационный этап.
На слайде записана дата: 9 Мая 1945 года.
-Что это за дата? Какое значение она имеет для нашего народа? Какое важное событие мы будем отмечать в этом году?
-Посмотрите на слайд и прочитайте три высказывания. Какая мысль содержится в них? Как соотносятся с произведением, прочитанным вами дома? Одно из высказываний принадлежит автору произведения, которое вы прочитали.
Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом. (Р. Погодин)
Военное время всякого военным делает. (Ф. Глинка)
Хотят ли русские войны?(Е.Евтушенко)
-О чем пойдет речь на уроке? (формулировка темы и целей)
Прежде чем начнем беседовать, предлагаю вашему вниманию небольшие сообщения ваших одноклассников.
Выступление заранее подготовленных учащихся с сообщениями(по 2 минуты на каждое) Выступают участники проекта «Дети войны»(сообщение о танке «Т-34», и о том, как жилось детям во время оккупации(сообщения подкреплены фотографиями)
Детство
Радий Петрович родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Бологовского района Новгородской, тогда, области в крестьянской семье.
В 1927 году семья переехала в Ленинград. Родители вскоре разошлись. Сыновья остались с матерью. До войны Радий Петрович окончил восемь классов. Старший брат служил на границе и погиб в первые дни войны. Летом 1941 года мать отправила Радия Петровича в деревню. Когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий Петрович решил вернуться в город. Ему пришлось дважды перейти линию фронта.
Фронтовые годы
6 января 1943 года его призвали в армию и направили в пехотное училище. После окончания училища в августе 1943 года направили в действующую армию. Воевал солдатом в пехоте. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. Награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, медалями. В октябре 1945 года в звании сержанта был уволен в запас.
-Определите жанр произведения «Послевоенный суп» (рассказ) Докажите свое мнение.(Карточки-помощники с определениями рассказа и романа, их жанровыми особенностями, жанры не указаны)
-Вспомним элементы композиции рассказа.
1)-Прочитайте заглавие. Что необычного заметили? На какое слово или его часть делается смысловой акцент (ПОСЛЕ военный) Что это за суп такой? Разве речь идет о еде в произведении? К этому вопросу мы еще вернемся.
2)-Какую информацию мы узнаем из экспозиции?( деревня только вчера стала тылом, танкисты отдыхают и приводят себя в порядок после боя)
-Что значит фраза «деревня только вчера стала тылом»? (жители находились в оккупации и были недавно освобождены после танкового боя)
-Каково настроение? (радостное, приподнятое)
-Но какие чувства примешиваются к этой радости и почему? Перечитайте пейзажную зарисовку. С какой целью автор ввел это описание? Какой изображена природа(израненное живое существо, которое «зализывает» свои раны- залитые водой воронки от немецких снарядов, песок звенит, засыпает окопы.)
Давайте подробнее познакомимся с героями рассказа. Кто эти герои?(мальчишка и танкист)
4)Встреча двух героев-танкиста и мальчишки. Анализ образов героев.
Заполнение таблицы(сам. работа в минигруппах) (7минут)
-Что заметили? Подробнее всего описан мальчишка. Почему? (вероятно, автор делает акцент именно на детском образе, на том, что пришлось пережить населению и детям во время оккупации)
-Какова кульминация? (эпизод с горячей картошкой за пазухой)
-Какие чувства вызвал этот эпизод у танкиста? («Ты что, сдурел? Картошка-то с пылу»)
-А если она с маслом?
-Можно ли этот поступок мальчика назвать подвигом? Почему?(Чтобы накормить голодных ребят, воровал еду у фашистов, ему пришлось пройти почти всю деревню пешком с горячей картошкой за пазухой, иначе еду отобрали бы фашисты и избили, младшие могли погибнуть от голода. Это единственный его подвиг?(Нет, потому что фашисты били его и очень часто за украденную еду) Фактически, он спасал ребятишек от голодной смерти.
-Какие качества характера проявил Сенька? Кто его воспитал? Почему автор говорит о семье героя? С какой целью? Что говорится о семье героя(отец воюет, мать –председатель колхоза) Что за люди его родители, если смогли воспитать достойного человека?(тоже высоконравственные люди, ответственные, отдают свои силы во благо Родины)
-Какие детали в рассказе указывают на дикий голод, царивший в деревне?( мальчик рассказывает о «рецептах» приготовления еды из лопуха и солодового корня)
Почему закашлялся мальчик?(его тоже одолевают смешанные чувства, горе прорывается наружу) Позволяет ли он себе пожаловаться, почему?(он так же, как и танкист, пытается совладать со своими эмоциями)
-Когда в глазах мальчика засветилась надежда? (Когда танкист сказал, что фронт отодвинется, т.е., армия продолжит наступать. )
-О чем просил мальчик, когда сказал: «Вы только побыстрее воюйте, чтобы те коровы и хлеб к нам успели» Речь здесь о чем идет? О еде? И почему танкист засмеялся натянутым, невеселым смехом?(речь о том, чтобы война быстрее закончилась, чтобы не умереть раньше Победы)
Почему мальчик отказывается от помощи солдат? Чем мотивирует этот отказ(танкистам тоже нужна пища, чтобы были силы воевать)
-Можем ли мы сказать, что мальчик преподал танкисту жизненный урок? Найдите и прочитайте (только в эту минуту понял..)Что понял для себя танкист? (что не знал жизни до встречи с мальчиком, что мало пережил)
Если схематично изобразить взаимоотношения героев, то какую картину можно наблюдать?
( в начале встречи танкист чувствует свое превосходство, во время беседы, когда лучше узнают друг друга, общаются на равных, в конце беседы танкист понимает, что обладает малым жизненным опытом по сравнению с мальчиком)
5)Давайте вернемся к одной из цитат урока : «Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом». (Р. Погодин)
Можно ли предположить, что встреча с мальчиком навсегда останется в памяти танкиста, и станет его девизом в битве с врагом? Ведь он не может нарушить свое обещание, что Победа будет за нами.
-Какова развязка? Перечитаем. Причем здесь петух, который попался под ноги танкисту? Зачем автор ввел этот фрагмент в текст? Чье это исступленное рыдание? Кому угроза? Кому обещание?
Какая интонация в конце рассказа и почему? Каковы особенности финала? Почему автор не ставит точку в судьбе своих героев? Какое время в рассказе?(война еще не закончилась, можем предположить, что время действия-примерно 1943 год, перелом войны, наши войска постепенно освобождают землю от врага, до Победы еще далеко)
-Возьмите карточки с жанровыми особенностями рассказа и романа. Посмотрите, какие особенности произведения можно отметить? Определим тему и временной охват событий. Автор говорит только о двух героях, или подразумевает весь народ? А время, изображенное в рассказе равно мимолетной встрече и разговору, или гораздо шире?( в тексте есть указания на время, и можно догадаться, что до полного освобождения далеко, автор задумывается о том, что Победа еще далеко, и мечтает вместе со своими героями о мирной жизни)
6.Рефлексия. Выставление отметок. Работа с листами самооценки.
Оцените свою активность на уроке:
Произведение вызвало у меня …чувства, потому что…
7. Домашнее задание(разноуровневое)
1 уровень(сложный) Напишите небольшое сочинение-рассуждение по рассказу, взяв за основу одну или несколько цитат урока.
2. Напишите о ваших впечатлениях о рассказе.
3. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи(сочинение)
Самоанализ урока литературы Каныгиной Н.В.
Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывались возможности каждого ученика. Тема урока- «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р.Погодина «Послевоенный суп»(урок внеклассного чтения) Текст рассказа прочитан заранее дома, также даны опережающие задания для трех человек(подготовить фоторяд «Дети войны»(выборка из презентации проекта), сообщение о танках, краткая биографическая справка о писателе.)
Задачи урока реализовались через следующие аспекты:
Образовательный: закрепление теоретических сведений о родах и жанрах литературы, жанровых особенностях рассказа и романа, композиции.
Воспитательный: воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания;
ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для каждого ученика индивидуально(разрезанная таблица «Роды и жанры литературы», карточки «Жанровые особенности романа и рассказа», листы самооценки)
Тип урока : комбинированный
Осуществлялись данные подходы:
Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств, художественных деталей).
Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи).
Интегрированный (связь с историей).
Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей ).
На этапе актуализации знаний проводилась взаимопроверка знаний в парах, оценка после проверки по эталону.
Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с документальными фотографиями времен ВОВ. Проводилась групповая работа, как важный аспект развития коммуникативных УУД, самостоятельная работа.
При работе с произведением предусматривались следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск средств выразительности, анализ деталей.
На заключительном этапе урока письменный вывод (5-6 предложений) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД..
Оптимальная смена видов деятельности позволила сделать урок динамичным. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся смело высказывали свои мысли, развивали умение строить монологический ответ(устный и письменный).
Домашнее задание было разноуровневым, чтобы была возможность выбрать себе работу «по плечу», по возможностям.
На этапе рефлексии были подведены итоги урока, выставлены оценки за работу, оценено эмоциональное воздействие рассказа на читателя.
Урок достиг целей. Методы и подходы, использовавшиеся на уроке, были подсказаны логикой текста, его воспитательными возможностями, и были традиционными, но оправданными, на мой взгляд.
Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…»
(Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и
Р. Погодина «Послевоенный суп»)
Подготовила
учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Батлук Наталья Викторовна
Областной конкурс профессионального мастерства педагогов
Мой лучший урок о Великой Отечественной войне
Описание слайда:
Цели урока:
Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством русских советских писателей, художественные произведения которых посвящены Великой Отечественной войне (А.Митяева, Р.Погодина).
Формировать навыки и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор информации.
Способствовать развитию интереса к литературе, чтению в целом; побуждать обучающихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
Развивать у учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.
Описание слайда:
«
Друзья! К каким бы славным датам
Не приближали нас года,
Весны, рождённой в 45-ом,
Мир не забудет никогда
Описание слайда:
Анатолий Митяев
Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковной Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.
Описание слайда:
Редакторская деятельность
Позднее Митяев возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм».
Мультфильмы по сценариям А. Митяева: «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».
Описание слайда:
Произведения Анатолия Митяева
Описание слайда:
Описание слайда:
Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»
— Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
— Кто не дал им сварить кашу? Как оценил поступок рыжего солдата боец Лукашук?
Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка? Почему все-таки отдали мешок?
Что случилось с солдатом Лукашуком, когда высунулся из танка неприятельский пулемётчик?
Описание слайда:
Анализ произведения Анатолия Митяева «Мешок овсянки»
Что сделали санитар когда увидел, что случилось с Лукашуком?
— Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату после боя? Почему?
— Чему научил вас рассказ?
Описание слайда:
Радий Погодин
Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии в крестьянской семье.
Описание слайда:
Произведения Радия Погодина
Описание слайда:
Анализ произведения
Радия Погодина «Послевоенный суп»
Поделитесь своими впечатлениями. Понравился ли вам рассказ?
— Какой мир нам показывает автор?
-Почему так случилось?
— Назовите главных героев.
— Что удивило вас в этом рассказе?
— Найдите в тексте описание мальчика Сеньки. Обратите внимание на то, как выглядит мальчик, о чём говорит с солдатом?
Описание слайда:
Анализ произведения Радия Погодина «Послевоенный суп»
Чем занимался мальчик? Для кого он это делал? Докажите на примере из текста.
— Как меняется отношение танкиста к мальчику Сеньке на протяжении всего рассказа?
— Можно ли сказать, что у Сеньки счастливое детство? Что явилось причиной его несчастий?
— Что помогло детям выжить в таких тяжёлых условиях? Какие качества характера?
Описание слайда:
Описание слайда:
Психологизм в литературе – это способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
Описание слайда:
Задание по карточкам
1 команда
Какие чувства испытывают герои рассказа
А. Митяева «Мешок овсянки» Лукашук и рыжий солдат (санитар)?
2 команда
Черты характера героев рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»?
Описание слайда:
Примерные ответы по карточке №1
Описание слайда:
Примерные ответы по карточке №2
Описание слайда:
Тема урока
«Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…»
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
1)Нарисовать рисунки по произведениям, с которыми мы сегодня познакомились.
2)Написать «Письмо в прошлое» героям произведений.
Что бы вы хотели им сказать?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Урок внеклассного чтения в 6 классеТема: «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»)
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 10 класс, 102 часа
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 9 класс, 105 часов
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 8 класс, 70 часов
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 5 класс, 105 часов
Сообщение из опыта работы «Книга учит нас добру…»
Презентация по литературе «Солнце русской поэзии»
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» (6 класс)
Урок внеклассного чтения Конспект урока «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (Обзор рассказов А. Митяева «Мешок овсянки» и Р. Погодина «Послевоенный суп»).
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5404398 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.