Поясной и земной поклон в православии что такое
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Устав о поклонах и крестном знамении
за богослужением для мирян и неслужащего духовенства
Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п.
При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.
I. Креститься без поклонов полагается:
1. В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий.
2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую. » «И во Единого Господа Иисуса Христа. », «И в Духа Святаго. »
4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш. », при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на проше́нии литии́ «Спаси Боже. » и отпусте.
II. Креститься с поясным поклоном полагается:
1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи́.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
4. На Литургии при возгласах: «Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом. », «Побе́дную песнь пою́ще. », «Приими́те, яди́те. », «Пи́йте от нея́ вси. », «Твоя́ от Твои́х. »
5. При окончании Символа веры на словах: «и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь».
6. При чтении и пении слов «Прииди́те поклони́мся. », «Святы́й Бо́же. », «Аллилу́иа».
7. По окончании пения стихи́ры, тропаря́ или псалма́.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении «Спаси, Боже. »
9. На каноне от 1 до 9 песней при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую. » и по «. величаем».
11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже. » и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
14. При прихождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.
III. Креститься с земным поклоном
всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:
1. При входе и выходе из алтаря триады.
2. На Литургии при возгласе «Благодари́м Го́спода», при окончании песни «Тебе́ пое́м. », после возгласа «И сподо́би нас, Влады́ко. »
3. При первом и втором явлении Святы́х Даро́в.
4. Кроме того, Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста
многие поясные поклоны заменяются земными:
1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы – три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице. » и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении «Помяни́ нас, Влады́ко. » – три поклона.
8. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Бо́же, очи́сти мя гре́шного» и 1 земной.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды,
легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобыза́ния 93 чело́м 94 ), после чего совершается ещё одно крестное знамение с поклоном.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Го́споди, поми́луй» тому клиросу, который поёт.
VI. Поклонение головы
предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе.
VII. Поясной поклон без крестного знамения полагается:
1. При словах «Мир всем».
2. При словах « Благослове́ние Госпо́дне на вас. »
5. При словах диакона «и во ве́ки веко́в» (после «Я́ко свят еси́. »)
6. При словах священника «вас и всех правосла́вных христиа́н да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м. » кланяемся и отвечаем: «Свяще́нство (или протоиере́йство, иеромона́шество, священноархимандри́тство) твое́ да помя́нет. »
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
установлено Великим постом при возгласах «Свет Христо́в. » и при перенесении Святых Даров во время пения «Ны́не си́лы небе́сные».
IX. Стояние на коленях
установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «прекло́нше коле́на. помо́лимся», а также Великим постом при пении «Да испра́вится. »
X. По Уставу не положено совершать поклонов
(но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподо́би, Го́споди» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе́ пое́м..» и молитвы на молебнах.
При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14:40 ), а также слова Св. Евангелия ( Мф. 6:5 ) и пример фарисея молящегося ( Лк. 18:11 ).
Когда креститься, когда кланяться… 1
Выберите раздел серии
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:
1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;
2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.
Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.
Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы (подробнее об этом см. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6699). После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.
Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
Поклоны в православии
Тот, кто регулярно бывает в храме на службе, заметил, что все прихожане кланяются. Конечно, возникает вопрос: зачем придуманы поклоны? Что они означают? Можно ли обойтись без них?
Что такое поклоны
Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.
Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.
Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.
Что означают поклоны
Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человек выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.
Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.
Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.
Как правильно совершать поклоны
Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.
При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.
Когда правильно совершать поклоны
Во время совершения Божественной Литургии принято класть поклоны во время малого входа, Великого входа, на евхаристическом каноне при возгласе священника «Благодарим Господа», во время пресуществления Святых Даров (три поклона), при выносе Чаши, при возгласе: «всегда, ныне и присно и во веки веков» и при отпусте. Также можно класть поклоны в любой момент, когда потребует душа.
После принятия Святых Таин класть поклоны не принято ради благоговения перед вошедшим в душу Христом. Класть три поклона надо при входе в храм, а также перед выходом из него. Перед тем, как приложиться к иконе, надо положить два поклона до и один после. При благословении священника Евангелием или крестом надо совершить крестное знамение и поклониться. При возгласе: «мир всем», а также: «главы ваша Господеви приклоните», надо поклониться без совершения крестного знамения.
Перед Плащаницей надо положить три земных поклона: два до и один после того, как приложишься. То же самое надо проделать при прикладывании к святым мощам.
Заключение
Но необходимо помнить о том, что православие – это не свод законов. Внутри человека существует всегда свой собственный устав, который иногда не совпадает с установленными правилами. Поэтому если сердце человека просит преклонить колени перед Богом, можно поклониться даже тогда, когда это запрещается уставом.
И особенно не стоит одергивать грубо человека, кладущего земной поклон в неподобающее время, нарушая при этом благоговение и молитвенное настроение человека. Пусть лучше будет попран устав, чем разрушен молитвенный настрой. В этом случае не следует бездумно следовать букве закона, подобно фарисеям и книжникам. Все знают, чем закончилось это слепое соблюдение закона — распятием Христа.
прот. Андрей Ткачев о поклонах в молитве