Поясните в чем заключалась неравномерность экономического развития разных стран и регионов
Типология государств. Неравномерность экономического развития и дифференциация национальных экономик стран
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 05.06.2021 2021-06-05
Статья просмотрена: 250 раз
Библиографическое описание:
Мирошина, Е. А. Типология государств. Неравномерность экономического развития и дифференциация национальных экономик стран / Е. А. Мирошина, О. С. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 397-401. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82029/ (дата обращения: 27.12.2021).
В статье авторы пытаются изучить причины неравномерного экономического развития стран, определить основные принципы экономического роста, изучить типологию государств по некоторым критериям и сделать определенные выводы.
Ключевые слова: экономический рост, экономическое развитие, человеческий капитал, человеческое развитие, уровень занятости.
Вопрос о неравномерном экономическом развитии экономик стран является одним из важнейших в современном обществе и затрагивает все сферы общественной жизни. Экономика задает направление для развития страны, влияет на уровень жизни населения, образует рабочие места и формирует уровень занятости населения. Чем выше благосостояние населения того или иного государства, тем грамотнее и умнее общество, а значит политическая и духовная сферы развиваются умеренно, без серьезных конфликтов и масштабных переворотов. Государство само по себе является сложным механизмом, в котором все элементы взаимосвязаны. Именно поэтому важно четко понимать и изучать такую глобальную проблему, как неравномерность экономического развития и дифференциация национальных экономик стран.
Экономика как наука занимается изучением хозяйства и способов его ведения, отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Данные процессы на разных территориях проходят по-разному из-за ряда факторов (география страны, климат, традиции и обычаи народа и др.). Отсюда и возникает такая проблема, как неравномерность экономического развития, которая требует тщательного изучения.
Существует множество проблем, из-за которых страны самостоятельно не способны изменить социально-экономическое положение без внешней помощи. Чаще всего такая помощь предоставляется в форме финансовых ресурсов. Именно эти проблемы и пути их решения станут предметом исследования.
Причины экономической дифференциации стран
В условиях цифровизации экономики изменяется не только общественное сознание, но и экономическая наука, на которой базируется политика государства. За этим следует появление новых факторов экономики. Такие дополнительные возможности, к сожалению, не ведут к сокращению разрыва в уровне развития между богатыми и бедными странами.
Большое влияние на экономику страны оказывает ее расположение. Так, в странах с благоприятным климатов сельское хозяйство образует излишки, которые можно продать и вложиться в другие сферы деятельности или же экспортировать в другие страны. А есть страны, которые не имеют выхода к морю или даже к суше (государства Африки) [6]. То есть, из-за географического расположения страна не может получать выгоды от взаимодействия с поставщиками и рынками соседних стран, а также она вынуждена тратить больше ресурсов на импорт и экспорт, энергию и многие другие затраты. Все это ведет к замедлению роста экономики некоторых государств, отстающих от развитых стран.
Экономическое развитие стран формируется из ряда показателей: ВВП и ВНП, конкурентоспособность экономики, уровень коррупции, качество человеческого капитала, производительность труда и многие другие. Конечно, у всех стран данные показатели неодинаковы. Например, развитые страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань) инвестируют в человеческий капитал (в образование, науку, медицину) в разы больше, чем развивающиеся страны [2]. Происходит увеличение производительности труда, что благоприятно влияет на экономику страны, и одновременно усугубляет ситуацию с разрывом между странами.
Противоречивость дифференциации экономик стран
Страны, не имеющие выхода к морю, сталкиваются с трудностями при взаимодействиях с соседями и с замедлением экономического роста. Однако при сотрудничестве не всегда происходит улучшение экономических показателей. У небольших стран без выхода к морю есть свои некоторые преимущества. Например, им проще и выгоднее будет объединиться с соседними государствами. Это приведет к ускорению экономического роста и увеличению территории, появится выход к морям и возможность сотрудничать с другими странами [3].
Организация Объединенных Наций совместно с другими союзами активно устраняют проблему медленного экономического развития в странах, не имеющих выхода к морю. Это также помогает уменьшить разрыв между богатыми и бедными странами.
Таким образом, прилагая совместные усилия организаций, союзов и государств удается преодолевать последствия невыгодного географического расположения, снижать расходы до конкурентоспособного уровня, создавать благоприятную среду для предпринимательской деятельности.
Неравномерное экономическое развитие стран
Глобальные проблемы — это общие проблемы человечества, затрагивающие его жизненно важные интересы, решение которых требует систематических, коллективных усилий всех государств и народов, и от решения которых зависит выживание человечества. Такие проблемы называются общими для всего человечества, потому что они образуются в результате деятельности большого количества людей. Это может быть негативное влияние на природу в процессе человеческой деятельности, а могут быть и проблемы во взаимоотношениях людей.
Подобные конфликты происходят из-за увеличивающегося масштаба деятельность людей, низкого уровня сознания и культуры населения, нерационального использования ресурсов и т. п. Соответственно, этих конфликтов никогда не избежать полностью, так как деятельность людей на протяжении всей истории непрерывна, но при высоком уровне сознания общества их пагубное воздействие можно уменьшить [6].
Неравномерность экономического развития также происходит вследствие социально-экономических кризисов, конфликтов между странами, нациями, транснациональными корпорациями.
Основные концепции экономического развития стран
Главными исследователями классической концепции экономического роста являлись экономисты А. Смит, Д. Рикардо и ученый Т. Мальтус. Они изучали проблемы экономического роста и стремились к свободному развитию экономики.
А. Смит в своих работах рассматривает уровень занятости и количество знаний как главные факторы величины производства. Остальные показатели, по его мнению, незначительны. Он считал, что результаты разделения труда делятся на три категории: увеличение ловкости каждого работника, рациональное использование времени и технологическое развитие, позволяющее выполнять работу в разы эффективнее. Анализируя теорию, становится понятно, что технический прогресс по А. Смиту является основным фактором экономического роста. Д. Рикардо полагал, что существуют экстенсивный и интенсивный факторы экономического роста. Экстенсивный фактор — это увеличение количества факторов производства при сохранении технической основы, а интенсивный фактор, наоборот, подразумевает рост производства за счет более эффективного распоряжения ресурсами и научно-технического прогресса [5]. Таким образом, представители классической экономической теории смогли объяснить лишь общие характеристики экономического роста.
Согласно кейнсианской экономической теории, существует связь между доходом и потреблением, а доход зависит от уровня занятости. По мнению Кейнса, уровень занятости обуславливается совокупным предложением, склонностью к потреблению. Из этого следует, что уровень занятости возрастает при увеличении потребностей.
Представители институциональной теории обращали внимание на развитие традиций, морали, права и других социальных институтов. Соответственно, экономика в данном направлении рассматривается как часть социальной сферы общественной жизни [5].
Таким образом, любая удачная экономическая теория должна представлять собой систему множества элементов и показателей, которые образуют единое целое. Людям нужны взаимосвязанные структуры, которые могли бы решать поставленные ими задачи с учетом всех возможностей и ограничений. При существовании нескольких таких структур, людям свойственно выбирать наиболее удобные для них.
Типология государств по уровню экономического развития
Уровень экономического развития страны формируется из ряда показателей: основные макроэкономические показатели (ВВП на душу населения, ВНП и др.), уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, производительность труда и др. [10]. В соответствии с уровнем экономического развития выделяют такие страны, как развитые, развивающиеся и страны со средним уровнем развития.
Для экономически развитых стран характерен высокий уровень развития экономики, преобладание сферы услуг, высокий уровень жизни населения. К таким относят США, Германию, Францию, Италию, Японию и др., так как они дают более 50 % производства всей промышленности и более 25 % сельскохозяйственной продукции мира. Анализируя экономическую ситуацию в мире, можно согласиться с данной статистикой. Самые популярные, модные и удобные товары оказываются импортными именно из развитых стран. Например, американская корпорация «Apple», которая благодаря высоким технологиям и эстетическому дизайну захватила рынок инновационных гаджетов.
Страны со средним уровнем экономического развития характеризуются некоторым отставанием от технических инноваций. К ним относят Испанию, Португалию, Грецию, страны СНГ и др. [12].
К экономически развивающимся странам относятся все остальные страны мира (Африка, Азия, Латинская Америка). Их экономика базируется на экспорте, из-за чего появляется зависимость от мирового рынка. В таких странах достаточно низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами.
Данные Всемирного банка о прогнозе изменения ВВП, мировой торговли и цены нефти (в процентах) [13]:
Неравномерность экономического развития стран и регионов мира.
Основные центры сил в мировом хозяйстве и их взаимозависимость.
Хозяйственная деятельность в различных районах мира всегда осуществлялась с разной степенью интенсивности. Благоприятные в природно-климатическом отношении районы, в особенности расположенные вдоль побережий морей и больших рек, всегда осваивались и развивались быстрее континентальных засушливых, переувлажненных или холодных районов. Там интенсивнее происходили и процессы государственно-территориальных образований. Завоевания, походы, войны, великие географические и научные открытия, революции, смены религий и другие события человеческой истории, накладываясь на природно-географические факторы, также влияли на облик и пространственно-географическое размещение хозяйственной деятельности. В результате взаимодействия всех этих факторов и сложилась современная конфигурация всемирного хозяйства, отдельные части которого весьма разнятся по уровню и эффективности экономического развития, хозяйственной структуре и другим параметрам.
В общеполитических оценках часто используют понятия «центры экономической силы», к которым причисляются Северо-Американский регион, Западная Европа, Япония. Такое же определение, можно дать Северо-Атлантическому, включающему промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, и Азиатско-Тихоокеанскому регионам. К числу понятий, принятых в популярном изложении проблем мировой экономики, относятся и «полюса мировой экономики». При этом предполагается деление на «богатый» Север и «бедный» Юг.
Научно более строгую картину неравномерности развития стран и регионов, дает деление на развитые и развивающиеся страны. К этим двум группам в последнее десятилетие добавилась группа стран с переходной экономикой. Исторически многие промышленно развитые страны были метрополиями колониальных империй, а развивающиеся — колониями, полуколониями или зависимыми странами. Группа стран с переходной экономикой включает в себя бывшие социалистические страны Европы и Азии, где с различной степенью интенсивности происходит переход к рыночной экономике.
Промышленно развитые страны. Для промышленно развитых стран характерен высокий уровень развития материального производства и в первую очередь промышленности, для которой характерен переход от старых добывающих и материалоемких отраслей к отраслям, основанным на новых и новейших технологиях, порожденных научно-технической революцией. Быстрое развитие получает электроника, новейшие отрасли химии и биотехники. К промышленности примыкает идущее на индустриальной основе строительство. Сельское хозяйство этой группы стран отличается большой степенью интенсивности и продуктивности, высоким уровнем механизации всех основных работ. Несмотря на то, что лишь небольшая часть населения (3—8 %), обеспечивает свои страны продовольствием, но и является в большинстве государств экспортным сектором экономики.
Высокий удельный вес в экономике промышленно развитых стран занимает сфера услуг, в которой занято свыше 1/2 всего самодеятельного населения. К этой части экономики относится прежде всего высокоразвитая сфера обращения — транспорт и связь, торговля и обслуживание, финансовая система. Значительный удельный вес занимает сфера образования, наука, здравоохранение, культура, спорт, туризм и др.
Согласно классификации стран в «Мировом экономическом обзоре ООН» к промышленно развитым странам относятся 23 страны: США, Канада, 15 стран ЕС и 3 западноевропейских страны (Швейцария, Норвегия, Исландия), входящих в ЕАСТ, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В ряде изданий ООН к промышленно развитым странам относятся также Израиль и Южная Африка. Среди них выделяется «семерка» главных промышленно развитых стран — США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. Экономика четырех европейских стран из этой «семерки» Германии, Франции, Италии, Великобритании является основой экономики всех 15 стран Европейского союза. Экономическая политика, проводимая правительствами этих стран, влияет не только на национальную, но и на мировую экономику.
В условиях высокой степени интернационализации производства и глобализации мировой экономики насущной необходимостью стало согласование экономической политики ведущих стран, что и послужило причиной ежегодных совещаний (с 1975 г.) глав государств и правительств «семерки».
Сегодня в ЕЭС, преобразованном в Европейский Союз, входят все основные страны Западной Европы (кроме Швейцарии, Норвегии и Исландии). Формирование мощного интеграционного блока в Европе с единым внутренним рынком и единой валютой важное средство дальнейшего повышения уровня экономического развития европейских стран, хотя наиболее развитые страны ЕС по производительности труда уже догнали США, а по производству ВНП на душу населения существенно приблизились к ним.
Коренным образом изменилось в мировой экономике и место Японии. За сравнительно короткий исторический срок Япония приблизилась к США и наиболее развитым странам Западной Европы по производительности труда и производству ВНП на душу населения, а по абсолютному объему производства ВНП вышла на второе место в мире после США. Хотя жизненный уровень и уровень заработной платы в Японии существенно вырос, конкурентоспособность японских товаров сохраняется на высоком уровне.
Высокий уровень экономического развития Австралии и Новой Зеландии базировался на интенсивном сельскохозяйственном производстве, продукция которого (масло, мясо, шерсть и др.) широко экспортировалась.
Американские компании, почувствовав, что страны Западной Европы и Япония догоняют их по производительности труда и конкурентоспособности в ряде отраслей, существенно увеличили капиталовложения и повысили расходы на НИОКР, Таким образом США вновь вышли на самые передовые позиции в мировой экономике.
Развивающиеся страны. Большую часть стран современного мира, включая страны Азии (без Японии), Африки и Латинской Америки составляют развивающиеся страны, многие из которых были колониями и полуколониями империалистических держав и отстали в своем экономическом развитии. Экономика развивающихся стран носила отсталый, аграрно-сырьевой характер. Во многих из этих стран в производстве и экспорте преобладала монокультура — выращивание на экспорт одной-двух сельскохозяйственной культур или добыча того или иного полезного ископаемого. Они, как правило, унаследовали отсталую полуфеодальную социально-экономическую структуру. После освобождения эти страны вступили на путь ускоренного экономического развития. Сейчас в развивающихся странах с той или иной степенью интенсивности идет формирование национального капитала, а в некоторых из них он уже достиг достаточно высокого уровня развития.
Особое положение в развивающемся мире заняли нефтедобывающие страны — экспортеры нефти, прежде всего страны ОПЕК. В таких странах как Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия производство ВНП на душу населения приближается к производству в высокоразвитых странах. Резкий рост цен на нефть привел к значительному расширению внешних доходов этих стран. Если некоторые страны (Алжир, Ливия и др.) используют их для развития национальной экономики и создания собственной промышленности, то во многих государствах Ближнего и Среднего Востока значительная часть доходов присвоена правящей феодальной или полуфеодальной верхушкой. Большая часть доходов вывозится за границу, преимущественно в экономически развитые страны, поэтому страны — экспортеры нефти играют важную роль на международном рынке ссудных капиталов.
Среди развивающихся стран выделилась группа стран, более развитых в экономическом отношении. Это прежде всего ряд стран Латинской Америки — Аргентина, Бразилия, Мексика, приблизившиеся по многим показателям к странам высокого и среднего уровня экономического развития. В этих странах возрос объем промышленного производства и его доля в национальном доходе.
Возрос уровень экономического развития ряда стран и территорий Юго-Восточной Азии. К ним относятся Сингапур, Тайвань, Гонконг, вошедший в состав Китая, и Южная Корея. При участии иностранного капитала, занимающего здесь важные позиции, интенсивно развивается обрабатывающая промышленность. В настоящее время по экспорту продукции эти страны занимают ведущие позиции среди развивающихся стран.
По современному уровню экономического и промышленного развития наиболее развитые из новых индустриальных стран — Республика Корея, Аргентина, Мексика, Сингапур — вплотную приблизились к промышленно развитым странам и находятся на одном уровне с такими европейскими государствами, как Испания, Португалия, Греция.
Экономических успехов добились и другие страны Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд. Хотя большая часть населения этих стран еще занята в сельском хозяйстве, здесь растет объем промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются позиции представителей национального капитала. Эту группу стран Юго-Восточной Азии вместе с рядом стран Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) часто называют странами второго поколения новых индустриальных стран.
Огромных успехов в экономическом развитии добился Китай. Сочетая принципы централизованного управления экономикой (государственная собственность на основные средства производства, планирование и др.) с развитием рыночных отношений и переходом к открытой экономике, привлечением в больших количествах иностранного капитала Китай добился в последние годы ежегодного прироста.
Фактически Китай по своей экономической мощи после США стал второй державой в мире. В ближайшие десятилетия Китай будет претендовать на роль второй супердержавы.
Довольно большую группу составляют наименее развитые страны (страны Тропической Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Азии, Карибского бассейна). Эта группа стран не обладает запасами полезных ископаемых, в них нет не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении доходов, бедность и нужда большинства населения. Преобладает натуральный тип хозяйства, хотя в большинстве и этих стран идет постепенное развитие его рыночной организации.
Страны с переходной экономикой. В конце 80-х гг. в мире возникла новая группа стран, получившая название страны с переходной экономикой. В эту группу входят бывшие республики СССР, включая Россию, вступившие на путь рыночных преобразований. Несмотря на существенные различия в формах и темпах преобразований, экономика этих стран имеет ряд общих черт. Отказ от планирования и регулирования цен в характерных для этих стран условиях несбалансированности и дефицита государственного бюджета привел к резкому взрыву инфляции, темпы которой достигали несколько сотен процентов в год. Существенно упали объемы ВНП и промышленного производства. Результатом падения производства явилось то, что страны с переходной экономикой по уровню своего экономического развития были отброшены далеко назад, и по показателю прироста и величины ВНП надушу населения оказались на среднем уровне развивающихся стран.
Особенно сильно сократилось производство в Армении, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Болгарии, Румынии. В этих условиях для стран с переходной экономикой первоочередной задачей стала ее стабилизация.
Что касается решения стратегической задачи — приватизации государственной собственности, то она решается разными темпами, хотя в большинстве стран на этом пути сделаны значительные шаги.
Важным элементом рыночных преобразований стал переход к открытой экономике, предполагающей снижение таможенных тарифов и других торговых барьеров, а также введение обратимости валют. Характерной чертой для большинства стран является переориентация их внешнеэкономических связей. Это проявляется в резком увеличении доли стран Западной Европы в их внешней торговле и других внешнеэкономических связях и снижении доли бывших республик СССР.
Большое внимание уделяется привлечению в экономику западного капитала. Некоторые страны, особенно Венгрия, Чехия, Польша, уже сумели привлечь значительные суммы.
Чтобы сохранить и развивать экономические связи, бывшие республики СССР (кроме стран Балтии) создали Содружество Независимых Государств (СНГ). Хотя в силу объективных и субъективных причин сотрудничество в этой организации испытывает значительные трудности, тем не менее в ее рамках создается зона свободной торговли, и взаимный импорт стран СНГ не облагается пошлинами. Для углубления интеграции Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали соглашения о формировании Таможенного союза.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Неравномерность экономического развития стран и регионов мира.
Неравномерность экономического развития стран и регионов мира.
Проблема неравномерности развития в мировой системе
Материалы: старая шпора, учебник Лебедевой, моя работа по Афонцеву
Глобализация и стремительный технический прогресс открывают невообразимые в прошлом возможности для социального и экономического развития. Но, с другой стороны, возникают такие негативные моменты как:
· Стремительный рост и экспансия небольшого количества экономически развитых стран (20% населения Земли), полностью участвующих в процессах глобализации (участвовать позволяет развитость рыночного механизма, конкуренстноспособность производительных сил, высококвалифицированная рабочая сила, сильная промышленная и технологическая база экономики)
· Но несмотря на процветание высокоразвитых стран, наблюдается очевидная неравномерность. Большинство стран за неимением ресурсов для успешного экономического развития, оказались неспособными участвовать в процессах глобализации полноценно и сегодня подвергаются маргинализации и разорению (являются источниками конфликтов, политической нестабильности).
· Диспропорция между Севером и Югом является одной из наиболее сложных проблем сегодня, так как все большее число людей во всех странах и даже целые регионы остаются на периферии глобальной экономики.
Проблемы Юга:
· Низкий доход на душу населения
· Низкие темпы экономического роста
· Эпидемии (СПИД и тд)
· Нехватка питьевой воды
· Высокий уровень детской смертности
· Низкий уровень грамотности
· Задолженность перед Севером (из-за взятых кредитов). Плохо и тем, и другим («Юг» не может расплатиться, «Север» теряет деньги). Решение: простить часть долгов, уменьшить %. 1990е: финансовые кризисы, ухудшение экономической ситуации, новые кредиты. Разрыв растет.
Наименее развитые страны:
· Средний доход на человека около 1 доллара в день
· Вместо товарно-денежных отношений – натуральный обмен
· Пропасть между населением и элитой
· Спад ВВП и производства продуктов питания при одновременном росте населения ( много таких стран к Югу от Сахары)
Для сопоставления различных стран по уровню развития выработаны такие показатели:
· Humаn Development Index (индекс человеческого развития)- учитывае ВНП государства, продолжительность жизни, образовательный уровень и др).
· Gender Development Index (индекс гендерного развития) – фиксирует различия в соц-эконом показателях жизни между мужчинами и женщинами.
Почему неразвиты?
Подходы к объяснению причины разрыва между «Севером» и «Югом» с точки зрения классических теорий:
1)теория классического экономического развития (возникла после WWII)
уровень благополучия зависит не от климатических условий, а от индустриализации
препятствия в развитии «глобального Юга» кроются в нем самом, а не в колониальном наследии
У. Ростоу, «Стадии экономического роста» (1960): «Юг» пройдет стадии развития «Севера»
«Север» заинтересован в развитии «Юга» (для единого экономического пространства)
2)неоклассическая теория экономического развития (главное – найти пути преодоления разрыва)
«Север» несет ответственность за отсталость «Юга» и обязан ему помогать
уровень экономического развития связан с уровнем демократии
не игра с нулевой суммой (взаимодействие выгодно обеим сторонам, взаимозависимость etc.)
3)неомарксизм (структурная теория), был популярен в 1970е-80е гг.
структурное расслоение мира на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых»
разрыв углубляется за счет зависимости каждой страны «Юга» от определенной отрасли
«Север» не заинтересован в развитии «Юга» (сырье и дешевая рабочая сила)
Ø мир-системная теория
страны могут «передвигаться» в рамках структуры в долговременной перспективе
Ø теория зависимости (А. Г. Франк etc.): разрыв сейчас – ключевое явление
Ростоу неправ со своими стадиями (отсталость не естественна, а проявление неравноправия)
феномен двухуровневой экономики: одни отрасли технически развиты, другие – нет
ТНК – инструмент современного неоколониализма (привет от антиглобалистов)
4)неореализм (меркантилизм)
«Юг» не надо кормить, иначе он так и не перестроит свою систему хозяйствования
Как преодолеть разрыв?
Минусы: из-за нее страна может оказаться вне мировой экономической системы и еще больше отстать + собственный продукт часто некачественный, дорогой и неконкурентоспособный
Минусы: проблема выбора оптимальных средств и методов развития в каждом случае
· коллективные усилия развивающихся стран
1973-74 гг. – инициатива нового международного экономического порядка:
· реформа в области международной торговли, в т.ч. по поводу сырья
· реформы в финансовой сфере (облегчить доступ к МВФ, стабилизировать инфляцию etc.
· финансовая помощь, погашение долга, международный контроль над ТНК
· помощь в приобретении новых технологий и проведения индустриализации
· предоставить «Югу» права и контрольные функции в отношении своих ресурсов
· специальные международные организации и программы
· ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию): решение экономических проблем
· ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения): прививки etc.
· Программа развития ООН: проблемы в области образования, человеческого потенциала
Есть мнение, что в эпоху глобализации разрыв исчезнет сам собой, т.к. «центры развития» будут формироваться поровну на Севере и Юге и создавать «глобальный мир» (О. Андерссон). В реальности только укореняется имхо
Некоторые страны начали преодолевать отсталость, но этого недостаточно. Развивающимся странам недостаточно добиться экономического роста, важно смягчить политические последствия неравномерного распределения доходов.
Основа преодоления разрыва между Севером и Югом – стратегия догоняющего развития.
Главное сейчас – преодоление нищты и социального неравенства внутри отдельных государств. Т.е. главная опасность не во внешней поляризации, а во внутренней.
Проблема разрыва между Севером и Югом приобретает характер многоформатного международного сотрудничества, цели которого были выдвинуты на Саммите Тысячелетия. Нужны материальные ресурсы и многосторонний диалог, «конструктивное сближение усилий развитых и развивающихся стран, осознание единства интересов и взаимозависимости». Нужно не увеличение помощи Югу, а привлечение инвестиций в конкретные проекты.
Нунненкамп: «В целом, ни доноры, действующие на двусторонней основе, многостороннее финансирование политики в интересах экономического развития не могут до сих пор соответствовать их собственной претензии на то, чтобы предоставлять помощь избирательно и целенаправленно. Отнюдьне удалось справиться с вызовом-усиленно направлять помощь туда, где существуют благоприятные уловия для ее продуктивного использования. Наряду с повышением избирательности при предоставлении помощи для развития необходимо гибко реагировать на институциональные перемены и изменение рамочных условий экономической политики.
Позиция России: укреплять мир и стабильность в развивающихся странах, участвовать в проектах ООН, поддержать двустороннее гуманитарное сотрудничество с Югом
28 Проблема трансформации государственного суверенитета. Доктрина «смены режимов» и последствия ее применения. (мои прошлые шпоры: доклад генсека, сорос)+богатуров
Суверенитет означает, что субъектами международного права стали государства. Суверенные государства рассматриваются как равные между собой. Условие обеспечения суверенитета – соответствующее обязательство уважать суверенитет другого государства: принцип невмешательства (исключительная и полная юрисдикция государства в пределах его территории). Провозглашается, что суверенитет принадлежит народу, что граждане делегируют его правительству через избирательный процесс, но не все правительства избираются демократическим путем и даже демократические правительства могут злоупотреблять вверенной им властью.
В настоящее время распространение получила трактовка суверенитета как ответственности. Государственный суверенитет подразумевает определенные обязанности, и основная ответственность по защите населения страны возлагается на государство. Если населению причиняется вред, а государство не способно или не желает его предотвратить, то принцип невмешательства уступает место международной обязанности защищать. Когда государство вступает в ООН, оно принимает на себя определенные обязательства, вытекающие из членства. При этом не происходит ослабления суверенитета, но меняется его характер: суверенитет не как власть, а как ответственность. Такая концепция подразумевает, что власти государства несут ответственность за осуществление функций защиты безопасности и жизни граждан + содействие их благополучию; что национальные политические власти несут ответственность за свои действия внутри страны перед гражданами, а через ООН – перед международным сообществом; что представители государства несут ответственность и их можно привлечь к ответу за свои действия и бездействие. Утверждение такой концепции подкрепляется возрастающей ролью международных норм о правах человека. Суверенитет воспринимается как ответственность по защите, выдвигая на первый план человеческие потребности тех, кто нуждается в защите. То есть важна защищенность людей от угроз их жизни, здоровью, средствам существования и человеческому достоинству. Как ответственность по защите воспринимается право на гуманитарную интервенцию. Сущность такой ответственности лежит в трех компонентах: ответственность по реагированию на фактическую или предполагаемую катастрофу (при необходимости принимать соответствующие меры, в том числе меры принуждения такие, как санкции и международное уголовное преследование), ответственность по ее предотвращению(бороться с глубинными и непосредственными причинами кризисов, вызывающих угрозу для населения) и ответственность по восстановлению после события, то есть по устранению причиненного вреда(предоставлять необходимую помощь для ликвидации последствий кризиса, катастрофы, для восстановления разрушенных объектов). Правители суверенного государства обязаны защищать своих граждан. Если этого не происходит, то обязанность по защите должна переходить к международному сообществу.
В главе 7 Устава ООН отсутствует упоминание о возможности вмешиваться в дела суверенного государства с применением вооруженных сих по гуманитарным соображениям. Однако, после холодной войны на западе сформировалась доктрина, согласно которой международное сообщество обязано вмешиваться во внутренние дела др государств, если в них имеют место грубейшие массовые нарушения прав человека. Так это происходило В Камбодже, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, на Восточном Тиморе.
Сторонники гуманитарных интервенций ссылаются на статьи 1 (п.3), 55, 56, в которых государства-члены взяли на себя обязательства «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для утверждения «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех».
Группа экспертов высокого уровня, созданная решением Генсека ООН, выдвинула идею, что существует коллективная международная ответственность по защите, которая реализуется СБ ООН, которое может в определенных случаях санкционировать военное вмешательство.
Военное вмешательство с целью защиты жизни и безопасности людей представляет собой исключительную и чрезвычайную меру. Оправдать ее могут серьезный вред или неотвратимая угроза причинения такого вреда: фактические или ожидаемые массовая гибель людей и «этнические чистки», которые происходят либо в результате преднамеренных действий государства или его нежелании мешать таким действиям.
Есть определенные принципы предосторожности, соблюдая которые возможно осуществление интервенции:
· Благие намерения – главной целью вмешательство должно быть предотвращение страдания людей. Такое добросовестное намерение лучше осуществляется при многосторонних операциях.
· Принцип последнего средства, то есть вмешательство может быть оправдано только если испробованы все невоенные способы для разрешения кризиса и мирного урегулирования.
· Соразмерность средств – масштаб, интенсивность и продолжительность вмешательства не должны превышать необходимый для урегулирования положения.
· Вероятность успеха – необходимо наличие разумных шансов на успех, а последствия вмешательства не должны быть тяжелее последствий невмешательства.
Существуют определенные законные полномочия на вмешательство:
· СБ ООН санкционирует военное вмешательство, однако его работа должна быть более эффективной, чем сейчас.
· Во всех случаях необходимо получать санкцию СБ до начала военного вмешательства.
· СБ должен безотлагательно рассматривать вопрос о санкционировании вмешательства в случаях обвинений в массовых убийствах и этнических чистках.
· 5 постоянных членов СБ должны договориться не применять право вето в тех случаях, когда не затрагивается их жизненно важные интересы.
· Если СБ отклоняет запрос на санкцию или не принимает никакого решения в определенный срок возможны следующие альтернативы: вынесение вопроса на рассмотрение ГА, принятие мер со стороны региональных организаций с последующим их утверждением СБ.
На базе подготовки и проведения интервенции для свержения режима таллибов в Афганистане (2001-2002) США в 2002 году разработали свою новую внешнеполитическую доктрину, получившую название «стратегии смены режимов». Она предусматривала выделение среди стран международного сообщества «неблагонадежных» государств (rogue states, позднее – states of concern), применительно к которым провозглашалось необходимым открыто добиваться отстранения стоящих там у власти правительств путем разнообразных методов, в том числе при помощи вооруженной силы. В случае согласия с ней других членов международного сообщества американская доктрина смены режимов фактически могла оказаться в роли универсальной нормы поведения в рамках современного международного порядка. «Неблагонадежные страны» вместе все были названы президентом Дж. Бушем «осью зла», к которой были отнесены Ирак, Иран и КНДР. В СМИ циркулировали слухи о готовности американской администрации пополнить это список другими странами.
Примером смены режимы может послужить и операция в Ираке, которую проводили США при значительной поддержки ВБ. В Уставе ООН отсутствует положение о возможности свержения политического режима какой-либо страны. Фундаментальной причиной военной операции стало намерение свергнуть режим Хусейна и заменить его другим, который придерживался бы общепринятых норм международного общения и обращения с собственными гражданами. При чем эта задача рассматривалась как начальный этап более масштабного и долгосрочного процесса демократизации и модернизации всего региона Ближнего и Среднего Востока. Обстановка в этом регионе являлась питательной средой для радикального исламизма и международного терроризма. + задача – открытие доступа иракской нефти на мировые рынки, что могло бы снизить цены на энергоресурсы и стабилизировать глобальную эконом систему. Основная военная задача состояла в нанесении ударов по политической и организационной структуре страны, максимально быстром продвижении к Багдаду и захвате столицы. Воздушные удары были нацелены на ликвидацию дворцов Хусейна, штаб-квартиры и отделений правящей партии Баас, телевизионным трансляторам, то есть главным образом по политической инфраструктуре режима. После падение Багдада, следующие 3 недели были посвящены подавлению локальных очагов сопротивления в крупных городах, поиску и арестам политического и военного руководства Ирака, выявлению арсеналов ОМУ, а также налаживанию инфраструктуры жизнеобеспечения и гуманитарной помощи. Основные трудности возникли именно на этапе миростроительства. Стало очевидным, что вооруженные силы не подготовлены к выполнению полицейских операций. + межэтнические и межконфессиональные столкновения серьезно затрудняли процесс формирования нового гражданского и политического режима, создания сил безопасности и вооруженных сил страны.
В Косово, Афганистане, Ираке процесс политической, военной, соц-эконом мобилизации занимает значительно более длинное время, сопровождается вспышками насилия. Победы в боевых операциях далеко не решают более крупномасштабные и комплексные задачи по укреплению безопасности в той или иной проблемной стране или регионе.
Также:
Балуев Д. Изменение роли государства и природы суверенитета
Кустарев А. Государственный суверенитет в условиях глобализации
Иноземцев В., Караганов С. Природа современного кризиса
Кузнецова Е. Западные концепции государственного суверенитета