Проказам матушки зимы что это
Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Проказы старухи-зимы — Ушинский К.Д.
Короткий рассказ о том, как наступает зима, что происходит с природой. Рассказывается, как приспосабливаются животные и люди к суровой зиме.
Проказы старухи-зимы читать
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.
Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.
А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Комплексное занятие в старшей группе «Проказы матушки-зимы»
Программные задачи: Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре. Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы. Содействовать эмоциональному настрою в процессе восприятия картины. Учить вырезать снежинки и украшать ими группу.
Материал: Картина И. Шишкина “Зима”, иллюстрация зимы, телевизор, корм для птиц, модели “веселого лица” и “грустного лица”, бумага для снежинок, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет,кто знает:
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? Я сейчас прочту вам стихотворение поэтессы Елены Трутневой и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая.
Белой краской выкрасила
У осин заснеженных
Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, зимушка – зима, заснеженная, холодная, морозная, красавица – зима, волшебница, сказочная). Рассмотреть картину “Зима” И. Шишкина, звучит музыка.
– Эту картину написал замечательный художник Иван Иванович Шишкин, который с детства любил родную природу. В этом произведении он изобразил русскую зиму. Художник нарисовал могучие деревья в дремучем лесу, укрытые белым пушистым снегом. От картины веет покоем и тишиной. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок дремучего леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом. Рядом со старыми елями стоят маленькие елочки в белых зимних шубках. Не поет одинокая птица, которую художник изобразил на ветке могучей ели. Она словно боится нарушить величественный зимний сон природы.
– Какое настроение у зимы на картине?
– Какие чувства вызывает она у вас?
– А какой бывает лес зимой (сияющий, волшебный, таинственный, суровый, дремучий).
Назовите первый месяц зимы (декабрь). В народе этот месяц называют “студень”, “студеный”, от слова “стужа”. В декабре на улице холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу.
Выставить модель “грустное лицо”, обращается к детям, почему у человечка лицо грустное, ему не хочется гулять?
Ответы детей (зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет).
Воспитатель: И все же зимой бывает вот такое настроение (выставляет модель “веселое лицо”). Какое это настроение? Когда зимой бывает весело? (катаемся на санках, играем в снежки, лепим снежную бабу, когда приходит праздник Новый год).
Воспитатель: У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме.Предлагает назвать их: Мороз невелик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Не огонь, а жжется (мороз). Без рук рисует, без зубов кусает (мороз). Рукой махнул, дерево погнул (ветер). Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель).
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать и играть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода. Где это можно узнать? Кто нас знакомит с погодой? (радио, телевизор, посмотреть в компьютере). А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте присядем у экрана нашего “телевизора” и послушаем.
Вставляет в телевизор зимнюю картинку. Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня? (желающие рассказывают о погоде 2 – 3 ребенка).
Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу и спрятались под ним плоды и семена, еще не доступнее стали корни растений. Нет сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? Что их спасает от зимней стужи, от хищников? (шубки теплые, поменялись их цвета)
– Чем питаются зимой заяц, белка?
– Чем питается лиса? (зайцами, но больше мышами)
– Как проводит зиму еж?
– Как изменился образ жизни зимующих птиц? (приближаются к жилью человека)
– Где проводят зиму насекомые? (забиваются под кору, листья)
– Как зимуют лягушки, рыбы? (опустились на дно рек, озер и там спят)
– Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой?
Подкармливает, в лесу развешивает заготовленные ветки, сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди – лесник. Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу, помогает животным и птицам.
Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
– Ребята, а вы знаете какой скоро праздник?
Воспитатель предлагает детям вырезать снежинки и украсить ими группу.
– А теперь я вас приглашаю на прогулку. Давайте возьмем с собой корм для птиц, насыплем его в кормушку, чтобы птицы были сыты и не замерзли.
Фольклорное музыкальное развлечение «Колядки матушки-зимы» «Колядки матушки-зимы». Фольклорное развлечение, с использованием всех видов музыкальной деятельности, посвященное празднику «Рождественские.
Фотозарисовка «Первые шаги матушки Зимы» Фото зарисовка «Первые шаги Матушки Зимы»В этом учебном году времена года нас не баловали своими признаками, которые можно наглядно показать.
Фотоотчет «В царстве Матушки-зимы» Зима!Вот она какая!Снежная, морозная,красивая!Сколько замечательных стихов посвящено ей- королеве!В этом году она нам преподнесла неожиданные.
Конкурс для детей «Рады мы проказам матушки зимы» 1. Ребенок: Мы любим, зимушка тебя Твой иней и ледок, И снег пушистый на ветвях, И санки, и каток. 2. Ребенок: Ты елку из лесу несешь Ребятам.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы» Цель: закрепить знания детей о зиме. Задачи: 1. Развитие диалогической речи. 2. Развитие словарного запаса. 3. Развитие звукового анализа.
Конспект спортивных соревнований «Проказы матушки-зимы» Конспект зимнего спортивного соревнования «Проказы матушки – зимы» Цель: совершенствовать знания детей о зимних видах спорта, воспитывать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Забавы матушки Зимы» Оразовательная ситуация. Тема: Забавы матушки Зимы» (экологическая тропа зимой) Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях.
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы» ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же.
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Проказы матушки Зимы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Проказы матушки Зимы» Цель: создать условия для получения.
Вот север, тучи нагоняя…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Конспект НОД «Проказы матушки Зимы» для детей старшей группы
Конспект НОД по теме: «Проказы матушки Зимы” для детей старшей группы.
Цель: Обогащать и расширять знания детей о зиме.
Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.
Воспитывать умение видеть красоту родной природы, бережное отношение к ней.
Материал и оборудование: картинки с изображением зимы, снежинок, снегиря, снеговика, зимних забав.
Методы: наглядный, игровой,
Ход НОД.
Воспитатель загадывает загадку:
Обернулась в лёд вода
Длинноухий заяц серый
Обернётся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, кто знает
Ответы детей.
В-ль: Давайте расскажем о зиме. Подберите к предмету характерные признаки, подставляя вопрос.
Проводится игра с мячом.
В-ль: Зима (какая, снег (какой, мороз (какой, ветер (какой, деревья (какие, дни (какие)
Ответы детей
— Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Какими словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, снежная). Когда наступает зима? Отгадайте загадки назовите зимние месяцы.
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
— Как вы думаете, почему этот месяц на Руси называют «студень»? (В декабре на улице холодно, студено, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу).
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц этот? (Январь)
-Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы с неба.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что это за месяц? (Февраль)
— Февраль назвали лютый, так как выпадает много снега, стоят сильные морозы, часто бывают метели.
В-ль: Давайте покажем, как мы веселимся зимой на прогулке.
Физкульминутка ” Зимние забавы”.
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (“Падают”)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемые снежок ладонями)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок)
А потом бес сил упали (“Падают”)
И домой мы побежали (Бегут по кругу)
В-ль: Послушайте загадку и найдите отгадку на столе.
Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил (снег)
На снегу-то посмотри – с красной грудкой (снегири)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
С неба всё скользят пушинки серебристые (снежинки)
Вот веселье для ребят – всё сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
В-ль: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите их ещё раз. Чем они похожи?
Ответы детей.
В-ль: Во всех этих словах есть маленькое слово “снег”. Ребята, а из чего состоит снег?
Ответы детей.
Все снежинки разные, двух одинаковых снежинок найти не возможно. А сейчас закройте глаза и представьте, что вы превратились в снежинки. Тихо, плавно снег падает на землю, подул ветерок и закружил снежинки, сильнее подул ветер и снежинки закружились быстрее и опустились на землю.
— А сейчас я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте картину. Что вы представили, попробуйте описать в рассказе.
— О чем мы с вами сегодня разговаривали?
Назовите зимние месяцы.
Как они назывались раньше?
«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.
Конспект прогулки «Середина зимы» для детей 3–4 лет Тема: «Середина зимы» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы зимой: морозами, метелями; люди теплее одеваются,.
Конспект совместной деятельности в старшей группе «В гостях у Зимушки-зимы» ко Дню дикой природы на МAAM Конспект совместной деятельности в старшей группе «познавательное развитие» «речевое развитие» «социально-коммуникативное развитие» «физическое.
Конспект занятия по математике «Проказы Бабы-яги» (средняя группа) Цель: закрепить математические представления детей Задачи: Образовательные: закрепить знания о цвете; совершенствовать умение сравнивать.
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским стихотворением) Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время (правильно.