Поясните почему считается что письменности прошла несколько этапов в своем развитии
Поясните почему считается что письменности прошла несколько этапов в своем развитии
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо. Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.
Алфавитное письмо. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА.
Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.
В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.
Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог.
И последний этап – алфавитное письмо(звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.
Один из первых алфавитов на Земле – финикийский – состоял из 22 букв.
Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Появление славянской письменности – заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 863 году Кирилл и Мефодий были отправлены византийским императором в Моравию проповедовать христианство на славянском языке. До поездки Кириллом была создана славянская азбука, используя которую Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и др.).
Дошедшие до нас древнейшие письменные памятники выполнены двумя азбуками, сильно различающимися между собой – глаголицей (от старославянского «глагол», что означает «слово», «речь») и кириллицей (от имени Кирилл). Вопрос об истории их происхождения открыт до сих пор. Большинство ученых считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица имеет более позднее происхождение. В энциклопедии «Кругосвет» приведены факты, подтверждающие эту версию. (ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА | Энциклопедия Кругосвет). Вместе с тем на то, что глаголица была создана до кириллицы, указывают палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. Также существует гипотеза, что глаголица создавалась учениками Кирилла и Мефодия или самим Кириллом на основе кириллицы. Исследования, проведенные учеными в последнее время, подтверждают, что глаголица – это результат искусственной индивидуальной работы. (Библиотека юного исследователя).
Cтарославянский язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).
На Руси после принятия христианства в 988 году стали переводиться и переписываться церковные книги с помощью кириллицы. Эта азбука лежит в основе современного русского алфавита.
Нетрудно заметить, что слово азбука состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв а, б, в могут составить целое высказывание «Я буквы знаю». Названия букв представляли собой полнозначные слова, словоформы, предлоги. Наименованию букв древние люди придавали важное, священное значение. С таким пониманием связана многовековая традиция толковой азбуки, или азбучной молитвы, которая включала цитаты из Библии.
О распространении письменности на Руси долгое время можно было судить лишь по отдельным замечаниям древних авторов. Известно, например, что болгарский автор IX – начала X века черноризец Храбр писал о том, что Кирилл еще до создания славянской азбуки был знаком с рукописью, написанной русскими буквами.
О высокой языковой культуре мастеров XI века можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской письменности. Число рукописных книг на Руси было столь велико, что вопреки всему до нас дошли десятки свидетельств широкого распространения так называемой «учительной литературы», философских сборников, поучений, псалтирей.
В настоящее время ученые располагают ценными сведениями о распространении грамотности в Древней Руси. Имеются летописные записи о том, что в начале X столетия русские заключали письменные двусторонние договоры с греками. В 50-х годах ХХ века во время интенсивных раскопок Новгорода Великого были открыты, проанализированы и описаны сотни берестяных грамот XI – XVII веков. Найденные письма и документы свидетельствуют о том, что умение писать и читать стало прерогативой не только привилегированного класса и взрослого населения. На куске бересты ещё 750 лет тому назад семилетний мальчик выписывал азбуку и процарапал рисунок. Около всадника, поражающего копьем своего врага, он написал свое имя «Онфим», прославив этим самым себя навеки.
В самых первых древнерусских рукописях X-XI вв. в качестве украшения использовалась буквица. Это большая прописная буква, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».
Основные этапы развития письма
Предисловие
Возникновение и существование человеческого языка неразрывно связано с возникновением и развитием человека – homo sapiens.Современная антропология утверждает, что возникновение естественного звукового языка в его членораздельной, близкой к современной форме относится к периоду около 100 тысяч лет назад. Различают две формы существования языка, соответствующие понятиям «язык» и «речь».
Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.
Речь представляет собой процесс реализации языка, который обнаруживает себя только в речевой деятельности. Если язык – это орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка к конкретной действительности, к конкретной коммуникативной ситуации.
Основной, первичной формой существования естественных языков является устная речь, т.е. речь звучащая, воспринимаемая органами слуха. Она противопоставляется речи письменной. Письменная речь – это речь, фиксированная постоянными зрительно воспринимаемыми знаками на бумаге, камне, металле и других материалах.
И устная и письменная формы речи служат средством коммуникации. Но возможности у них разные.
Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонациями, паузами, логическими ударениями, может сопровождаться жестами и мимикой. Однако устная речь служит средством общения в определенный момент времени и предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов: говорящего (адресанта) и собеседника (адресата).
С исторической точки зрения, устная речь возникла раньше письма. Действительно, в начале происходит внутренняя (мысленная) подготовка высказывания – воображаемое проговаривание без звуков, но с микродвижениями речевого аппарата, затем – само письмо, графическая фиксация высказывания.
Письменная речь, в отличие от устной, сохраняет информацию надолго и связывает между собой людей разных веков. Академик Яков Карлович Грот писал: «Без письма язык оставался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время».
Таким образом, написанное может сохраняться в неизменном виде на протяжении веков и передаваться на большое расстояние.
Изучением письменной формы речи занимается графика. Термин «графика» употребляется в современной лингвистике в двух основных значениях:
Письмо как способ фиксации устной речи с помощью графических знаков прошло долгий путь развития. На разный этапах существования письма оно было основано на самых различных принципах, постепенно совершенствуясь, становясь более удобным способом передачи звучащей речи.
Как же возникла русская графика? Какими начертательными средствами она пользуется? На каких принципах базируется русское письмо?
Данное пособие призвано помочь студенту найти ответы на эти вопросы. А будущему учителю, и в первую очередь учителю начальных классов, необходимы глубокие знания основ графики, поскольку именно ему, как правило, выпадает трудная роль познакомить начинающего учиться ребенка с письмом. И именно от первого учителя зависит, сможет ли ребенок в полной мере оценить тот клад, то достояние, которое создано человечеством на протяжении многих веков, сможет он научиться использовать это богатство.
Пособие «Русская графика» включает в себя следующие разделы:
Глава 1. «Основные этапы развития письма».
Глава 2. «История русского алфавита».
Глава 3. «Основные принципы русской графики».
Глава 4. «Некоторые методические аспекты знакомства с русской графикой в начальной школе».
Глава 5. «Экспрессивные возможности графики».
Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые вносят в освещение того или иного вопроса необходимые дополнения, позволяют студенту расширить свой научный кругозор, добиться глубоких и прочных знаний.
Глава первая
Основные этапы развития письма
В самом широком смысле письмо понимается как знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. В широкое понятие письма можно включить все виды общения при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.[1]
Письмо в строгом смысле охватывает использование лишь алфавита и знаков препинания.[2]
Письмо существует уже несколько тысяч лет. Если исходить из широкого понятия письма, то к первым графическим обозначениям можно отнести сигналы древних людей в виде умышленно сломанной ветки, дыма костра, черты на влажной земле, камешка в условленном месте.
Первыми народами, имевшими письменность, были шумеры, жившие в 1У тысячелетии до н.э. между реками Тигром и Евфратом, и древние египтяне (2-ая половина 1У тысячелетия до н.э.). За минувшие тысячелетия письмо претерпело значительные изменения: менялся характер письменных знаков, их соотношение с разными единицами устной речи, менялись орудия письма и материал для письма.
Согласно традиционной классификации, выделяют три основных этапа развития письма: пиктография, идеография, фонетическое письмо.
Пиктография
Рис.1.Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции) (БЭС, с.374).
Рис.2. Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте. (БЭС, с. 375).
«Типологически выделяются две разновидности пиктограмм:
-«иконические», имеющие сходство с изображаемым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т.п.),
-«символические», условные (генетически, видимо, восходящие к иконическим, образным, но утратившие внешнее сходство с изображаемым объектом)»[3].
Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита. На поверхности скалы или на стенах пещер рисунки процарапывались острым предметом или раскрашивались краской. При этом, как отмечают ученые, не всегда можно провести четкую границу между живописью и собственно пиктографией. Такие пиктограммы найдены археологами в различных местах Европы и Азии. Большинство рисунков изображало сцены охоты, сражений. Так, желая рассказать об удачной охоте, убитого зверя рисовали вверх ногами или без головы; подобным же образом показывали и поверженных врагов.
Позднее появляются более сложные по содержанию пиктограммы – религиозные формулы, любовные письма и т.п. Однако, поскольку пиктография не отражала звуковой стороны языка и рисунки не были связаны с отдельным словом, передавая мысль лишь приблизительно, выразить и воспринять адекватно с помощью пиктограмм отвлеченные понятия особенно трудно.
Вместе с тем у некоторых народов, например у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири, пиктография была распространена вплоть до 20 века.
Рис.3. Прошение индейских племен конгрессу Соединенных Штатов. (Кацпржак, с.9).
В наше время пиктография применяется как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации, в различных указателях (на выставках, в кинотеатрах, на улицах и т.п.).
Рис. 4. Современные пиктографические знаки.
Пиктографические элементы используются и как художественное средство, например, в детских и юмористических рассказах в картинках.
Идеография
Рис. 5. Происхождение некоторых китайских идеографических знаков (Кацпржак, с.22).
Древнейшей системой идеографической письменности является древнеегипетское письмо, известны также шумерское письмо и развившиеся на базе его виды клинописи, критское письмо, письмо майя в Центральной Америке, китайская письменность. Наиболее изученными можно считать письмо Древнего Египта, Двуречья (клинопись) и Древнего Китая.
Материалом для письма могли служить каменные плиты, стены храмов и пирамид, письмена на которых высекались или были нарисованы краской, как в Древнем Египте. Это могла быть глина, на которой специальными трехгранными палочками выдавливали специальные знаки (шумеро-вавилонская клинопись[6]). Могли использоваться гравюры на дереве, резьба на кости, рисунки на фарфоре, как в Древнем Китае. Более удобным материалом для письма явился папирус, изобретенный египтянами во втором тысячелетии до н.э. Настоящим же событием было изобретение в Китае во П веке н.э. лучшего в мире материала для письма – бумаги. Ее изобретателем считается Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре.
Менялся не только материал для письма. Сами идеограммы постепенно упрощались, делались более схематическими, что было важно для облегчения пользования идеографическим письмом, для скорописи. На рисунке 5 можно проследить постепенную эволюцию египетских идеограмм.
4000 г. до н.э. | 3000 г. до н.э. | ХП в. до н.э. |
Рис. 5.Постепенное упрощение египетских идеографических знаков. Кацпржак, с.15.
Основным недостатком идеографии является необходимость запоминать огромное количество графических знаков, число которых постоянно возрастает по мере развития языка и пополнения его новыми словами и понятиями. Идеографическим письмом (хотя и в несколько усовершенствованном виде, о чем см. ниже) в настоящее время пользуются в Китае. Считается, что в классической китайской письменности «существует от 40 до 50 тысяч идеографических знаков. Для обычного чтения современному образованному человеку достаточно знать от 6 до 10 тысяч графических знаков; для чтения специальной литературы это число значительно увеличивается»[7]. Китайские иероглифы отличаются внешним изяществом и замысловатостью, и сам процесс письма достаточно сложен. На рисунке 6 показана страница из китайского учебника каллиграфии.
Рис.6. Страница из китайского учебника каллиграфии (Кацпр., с. 23).
Сложность идеографического письма явилась причиной того, что с течением времени происходит ее упрощение. Причем важно, что более простым становится не только сама конфигурация графических знаков (см. рис. 5), но и принцип письма. Если первоначально иероглиф обозначал отдельные слова и понятия, то постепенно в ряде языков за ним закрепляется обозначение слога, то есть осуществляется связь письма с устной речью. Именно такие изменения происходят в древнеегипетском письме, в китайской письменности и производной от нее японской. В современном китайском письме, например, наряду с древнейшими пиктограммами и идеограммами применяются и фонограммы, которые «дают намек на значение слова или морфемы, …указывают на точное или приблизительное звучание знака»[8].
Как показывает опыт развития письменности, возможности передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограниченны. Этот тип письма существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому, а затем и к собственно фонетическому письму, которое явилось более совершенным этапом развития графических средств передачи информации.
Фонетическое письмо
Идеографический знак, прикрепленный к определенному понятию, постепенно изменяет свое значение и начинает обозначать какие-либо последовательности звуковых элементов. Первоначально это был слог. Такой вид письма называется словесно-слоговым, или просто слоговым, или силлабическим[9].
При слоговом письме условным знаком – символом обозначается целый слог. Последовательность звуков в слоге может быть разной: «С(огласный)+Г(ласный)», либо «Г+С», либо «С+Г+С», реже типов «С+С+Г», «С+Г+С+Г»[10]. Преимущество слогового письма – в меньшем количестве графических знаков (100-300), недостаток – трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии слогоразделов. Наиболее широко силлабические системы письма были распространены в Индии и Юго-Восточной Азии. Слоговым письмом в настоящее время пользуются в Японии, Индии, Эфиопии.
Рисунок- 7. какой?
Самым совершенным видом письма считается письмо собственно фонетическое, или звуко-буквенное, или алфавитное. При звуко-буквенном письме условные знаки – буквы – обозначают отдельные звуки речи.
По времени возникновения звуко-буквенное письмо является самым поздним типом письма. Оно возникло во второй половине П-ого тысячелетия до н.э. Создание звуко-буквенного письма приписывается финикийцам – народу, жившему на восточном побережье Средиземного моря во П-1 тысячелетии до н.э. Финикийский алфавит не имел знаков для гласных букв, он состоял из 22 знаков, предназначенных только для согласных. Благодаря небольшому количеству графических знаков и их удобной, легкой для начертания форме финикийское письмо без труда усваивалось и поэтому получило широкое распространение.
Рис. 8. Финикийская надпись на черепках разбитой чаши (Х век до н.э.) Кпржак, с. 26.
Финикийский алфавит в 8 в. до н.э. заимствовали греки, которые со временем усовершенствовали его, введя в У веке до н.э. буквенное обозначение не только согласных, но и гласных звуков. Переход к обозначению всех звуков на письме явился важнейшим культурным достижением. Именно греческий алфавит стал исходным для развития всех западных алфавитов. Возникший позднее западно-греческий вариант письменности стал родоначальником италийских алфавитов, в том числе этрусского, легшего в основу латинского письма, которое в эпоху Римской империи приобрело международный характер. На основе восточно-греческого варианта письма возникло византийское письмо, которое в свою очередь послужило базой для создания готского и славянского алфавитов. Русское письмо является непосредственным продолжением славянского.
Примерная хронология этих переходов такова:
— финикийское письмо – ХП – Х1 вв. до н.э.;
— древнегреческое письмо – с Х – 1Х вв. до н.э.;
— старославянское письмо – со второй половины 1Х вв. н.э.;
— русское письмо – конец Х века.
Подводя итог краткому обзору возникновения и развития письменности, надо сделать вывод, что процесс этот длительный, сложный, непрерывный от одного типа к другому, хотя предшествующий тип вытесняется новым не сразу и типы письма могут сосуществовать.
Общую тенденцию развития письма можно определить как длительный процесс перехода от картинки к букве.
Шесть этапов эволюции письменности
Шесть этапов эволюции письменности
Первый этап. >>>
[Формирование основы отдельно взятого письменного знака, которой служит рисованное изображение объекта, понятийно связанного со знаком].
Например, китайский иероглиф «вода» образовался из рисунка ручья, в котором обычно находится вода. Этот же иероглиф схож со Славянским свастическим символом «Звезда Перуна», принадлежащим богу Перуну, покровителю грозы, грома и также связанному с водой. То же мы видим и с иероглифом «огонь», схожим во Славянским свастическим символом «Ярила», принадлежащим Яриле, богу весеннего огня.
Второй этап. >>>
[Стилизация письменного знака в сторону нечеткого соответствия рисованному изображению объекта, но понятийно связанного со знаком].
Как раз этот процесс мы можем наблюдать на примере эволюции китайских иероглифов: конечный вид иероглифа мы можем идентифицировать с его прототипом только, если имеем ряд промежуточных значений.
Третий этап. >>>
[Разбор стилизованного письменного знака на отдельные элементы и их классификация с утратой элементами понятийных связей].
Этот этап четко прослеживается на примере той же эволюции иероглифов, когда, например, изначальное изображение иероглифа «вода» из картинки ручья стилизовалось в непонятно что изображающую линию. Когда таких изображений скапливается много, их становится невозможно четко воспроизводить по памяти и без образца, да еще и так, чтобы они сохраняли свою непохожесть на другие. Тогда очевиден такой подход, когда это множество изображений разбивается на отдельные элементы, которые впоследствии классифицируются.
Причем, классификация письменного знака идет организмическим [14] методом, когда больший организм (понятие: иероглиф или слово) состоит из ряда более мелких структурных организмов (графема или корень), каждый из которых, в свою очередь, состоит из еще более мелких структурных организмов (черта или буква).
При этом, в китайской иероглифике основу классификации составляет уровень графем, в то время как в алфавитах – уровень букв. Следует отметить, что буквы алфавита, также как и черты, в прописном строчном своем исполнении пишутся одной линией без отрыва от поверхности письма.
Четвертый этап. >>>
[Упрощение начертаний элементов письменных знаков и их сокращение].
Этот этап произошел в Китае при реформе 50-60-х годов 20-го века.
Пятый этап. >>>
[Разбор ранее систематизированных элементов письменных знаков на их составляющие элементы, классификация полученных элементов, их сокращение и синтез из них отдельных самостоятельных знаков – букв; из букв составляются надписи].
Именно, пользуясь этим, нас учат писать в школе. Сначала отдельные крючки и загогулины, ничего не значащие. А потом из определенного их набора учат составлять и писать полноценные буквы. Собственно, буква – есть своеобразный иероглиф, но на более высоком мыслительном уровне, когда человек уже может полностью отрешиться от поиска какой-либо связи этой буквы с каким-либо событием, а использует сам этот буквенных символ бессвязно, только для передачи фонетики.
При этом получается достаточно большое множество букв как возможных вариаций, составленных из различных элементов. Достаточно посмотреть на силлабарий, изображенный на рисунке 9, и мы увидим, что одной современной букве соответствует несколько похожих вариантов начертания: повернутых и перевернутых, зеркальных, с разными углами, с разной длиной черт, более сомкнутых или более разжатых и т.д.
Шестой этап. >>>
[Формирование из букв слов, словосочетаний и устойчивых выражений, соответствующих определенным понятиям, вещам, объектам].
Это современное состояние буквенной письменности, когда тексты пишутся, последовательно слагаясь из букв.
2. Второй виток эволюции письменности
Первый +1 этап. >>>
[Формирование основы отдельно взятого письменного знака, которой служит рисованное изображение объекта, понятийно связанного со знаком].
С этого этапа цикл эволюции письменности повторяется, но на более высоком уровне. В качестве примера мы приведем здесь следующее. Развитие письменности современного общества находится в настоящее время большей частью в пределах именно этого этапа, когда в значительной мере окончательно сформированы алфавиты-классификаторы, позволяющие на их основе создавать четко и однозначно идентифицируемые текстовые сообщения.
Однако в некоторых областях своей жизнедеятельности человек испытывает определенные трудности со считыванием этих сообщений, вызванные самими особенностями этой жизнедеятельности. Например, человек, оснащенный автомобилем, становится водителем транспортного средства, позволяющего ему гораздо более быстро совершать перемещения в пространстве. А в связи с этим у водителя при соблюдении определенного скоростного режима остается все меньше и меньше времени на считывание сообщений: чем длиннее буквенно-словарное сообщение, тем большего времени оно требует для своего прочтения.
Естественным выходом из создавшейся ситуации явился иероглифический язык дорожных знаков, каждый из которых обозначает определенное событие. При этом, как и при зарождении любой иероглифической письменности, большинство из знаков графически связаны с этим событием. Например, на знаке «Набережная» изображен автомобиль на краю дороги, за которым вода. На знаке «Обгон запрещён» изображены два автомобиля, один из которых красного цвета, цвета, символизирующего в данной категории иероглифов запрет действия.
И в системе товарных знаков наблюдаем подобное. Если в названии предприятия или торговой марки имеется достаточно большое количество букв или текста, трудного для быстрого восприятия, то название предприятия или торговая марка продукта изображаются в виде логотипа – иероглифа, понятийно связанного с этим предприятием или торговой маркой. Здесь можно обойтись без примеров, поскольку достаточно просто посмотреть вокруг себя.
Следует отметить, что в настоящее время идет процесс усложнения сообщений, созданных из новых иероглифов. Например, часто можно видеть такое сочетание дорожных знаков «Обгон запрещён» + «800», которое означает: «обгон запрещён на протяжении 800 метров от места установки знака, а далее разрешён».
Второй +1 этап. >>>
[Стилизация письменного знака в сторону нечеткого соответствия рисованному изображению объекта, но понятийно связанного со знаком].
Этот этап уже начался, и его бурное развитие ожидает нас в скором будущем. Например, мы уже имеем достаточно заметные различия в изображениях дорожных знаков в разных странах. Мы уже имеем различия в изображениях знаков отличия, соответствующих одним и тем же воинским званиям, в разных странах.
Посмотрев остальные этапы, читатель, обладающий достаточным воображением, сможет понять, что ждет нашу письменность в будущем.
3. Расчёт продолжительности этапов эволюции письменности на примере развития китайских иероглифов
Вернемся к анализу эволюции китайской иероглифики. Особенность этой эволюции состоит в том, что здесь мы имеем самый начальные виток развития письменности, когда исходными понятиями для создания первого порядка иероглифов явились природные явления и предметы простейшего быта: солнце, вода, огонь, телега, лошадь и др.
Опираясь на данные китайских историков и археологов, мы можем присвоить изложенным выше этапам развития письменности некоторые временные значения. Это будет, конечно, описание китайского пути развития, но позднее, экстраполируя наши методы на другие известные виды письменности, мы сможем, сели будет необходимо, скорректировать результаты. Итак, продолжительность этапов развития письменности в Китае следующая:
Первый этап – с 16-го по 11-й век до н.э.
Второй этап – с 11-го по конец 3-го века до н.э.
Третий этап – с начала н.э. по 4 – 5 века (сначала – стиль «лишу»; к концу 4 века – стиль «кайшу», с курсивом «синшу» и скорописью «цаошу»).
Четвертый этап – с 16 века по настоящее время и продолжается.
Таким образом, мы видим, что в своем развитии китайская письменность прошла только три полных этапа и находится в четвертом, пятый этап в Китае еще не начался. Процесс эволюции письменности осуществляется очень многими индивидуумами, зависит от их коммуникации, от наследования и от других параметров, поэтому он достаточно сложен, и границы этапов сильно размыты. Однако на полных три этапа ушло чуть более 3.000 лет, отсюда в среднем продолжительность одного этапа составляет 1.000 лет.
4. Расчёт времени зарождения русской рунической письменности
Но здесь вспомним, что первые из найденных в Китае образцов керамики с насечками, идентифицированными нами как буквы русской руницы, датированы 4.770 годом до н.э. С учетом выше сказанного, достаточно правомерно сделать предположение о том, что развитие русской цивилизации в тот момент преодолело хотя бы первый виток развития письменности – руница уже не являлась иероглифами, а была полновесными буквами. Что, скорее всего, соответствует времени окончания шестого этапа.
А поэтому, учитывая, что протяженность одного этапа примерно 1.000 лет, мы можем высчитать возраст русской письменности, который составил к 4.770 году до н.э. более 6.000 лет. То есть, зарождение первых русских иероглифов должно быть отнесено к 12.000 – 11.000 лет до н.э.
С другой стороны, развитие русской цивилизации (а под русской понимается вся цивилизация, основанная белой расой) сейчас находится на (4.770 + 2.004) / 1.000 = 6,7 – конечном отрезке первого этапа третьего витка развития письменности. Расчеты произведены нами при допущении, что величина каждого этапа одинакова и равна 1.000 лет.
А это, в свою очередь, значит, что в истории Руси должен был быть отличный от нынешнего алфавит. Он должен был просуществовать с 5.000 лет до н.э. по примерно 1.000-1.300 год н.э.
В рассматриваемый период русские пользовались слоговой письменностью – руницей, которая применялась, начиная с палеолита (25 – 10 тысяч лет, когда в Северной Азии закончилось сартанское оледенение [16]), и, кончая 17 веком, когда она окончательно вышла из употребления [12]. Есть написанный руницей образец, извлеченный из трудов арабского путешественника 10 века Якуба Эль Недима, который был опубликован в 1836 году академиком Петербургской АН Х.М. Френом [15]. На территории Руси в Х веке предпочтительна была руница, хотя уже появились кирилловские буквы, преимущественно в именах собственных. Здесь сравните с идущим в настоящее время процессом создания логотипов, которые тоже являются именами собственными, но предприятий – более высокоуровневых по отношению к отдельно взятому человеку организмов [14]. Для 11 века характерно уже смешанное письмо, включая консонантный стиль, представляющий собой замену слоговых знаков на соответствующие согласные буквы (консонантное письмо с этой точки зрения является кирилловским по форме, но слоговым по содержанию).
В 12 веке кириллица занимает всю территорию Руси, хотя гласные еще ставятся не в соответствии с произношением, а в соответствиями с особенностями слоговой графики (колебания в написании О/Ъ, Е/Ь, ЛЕ/ЛИ). В конце 12 века и в Новгороде перешли на кириллицу, однако еще помнили руницу, которой социальные верхи пользовались как тайнописью, а низы – как традиционным начертанием. В это же время закладывается слоговое чтение отдельных букв, совпадающих в начертании со знаками руницы: С-СЕ, Л-ЛЬ или ЛИ, М-МА, Ь-РЬ и т.д. В том же 12 веке руница становится забытым письмом. Наконец, к XIII веку складывается буквенное чтение слоговых знаков. Весь период перехода от одного письма к другому представляется в виде длительного процесса, занявшего 7 веков [12].
Таким образом, вычисленные нами даты развития руницы полностью подтверждаются: как начало процесса образования руницы – позже 10.000 до н.э., так и окончание использования руницы и замена ее новым (буквенным) письмом – 1.000 – 1.300 год н.э.
Отсюда следует также, что у руницы должно было быть свое предшествующее письмо. Для установления его мы приведем ряд фактов. 23 тысячи лет до н.э. в Сибири, на Ангаре, имелось высокое палеолитическое искусство с признаками иероглифики, о чем свидетельствуют найденные в том районе статуэтки с изображением на них женщин (человека) (17). В то же время свастические символы использовались в орнаментальной сетке верхнего палеолита на штампах-пинтадерах и на браслетах, сделанных из кости мамонта и найденных в Мезине (Черниговская обл., Украина) (18). Причем, свастические символы – иероглифы – были в распространены по всему ареалу жизнедеятельности человека белой расы [635, с. 10].