Поясни за шмот что это

Поясни за шмот. Зачем подростки носят на себе миллионы рублей?

В YouTube набирает популярность новый тренд — блогеры спрашивают школьников, сколько стоит их «лук». Выясняется, что «лук» тянет на однокомнатную квартиру в небольшом сибирском городе.

«Сколько стоит твоя одежда?» — спрашивает блогер, удачно поймавший школьника на углу Садовой и Невского проспекта. Тот перечисляет, приняв максимально омерзительную интонацию: «Кроссы 90 ка, парка 100, а кофта 50». Блогер удовлетворённо кивает, понимания, что поймал «большую рыбу», — будет что зрителям рассказать. Если сильно повезёт, на школьнике будет прикид стоимостью в один, два, четыре миллиона рублей — тогда можно будет с чистой совестью вынести чарующую цифру на титл и собрать просмотров за счёт человека, таскающего на себе несколько укомплектованных «Тойот-Камри».

Собственно, это никакая и не новость — в западном «Ютубе» видео формата «сколько стоит твой аутфит» собирают миллионы просмотров, и это отдельная блогерская ниша — как рубрика «что в моём телефоне» или «разводим наглых шкур». Однако в России, как и всегда, своя специфика — и это повод для отдельного разговора.

Поясни за шмот что это

Скриншот видео: youtube/Колян Питерский

Прежде чем что-то анализировать, надо пару раз взглянуть на соответствующие видео. Там полное торжество консюмеризма: маленькие дети, дети постарше и просто прохожие хвастаются «луком», а блогер старается безучастно предоставлять площадку. В комментариях же царит совершенно иная тональность: «Мажор», «Одет как бомж» — самые безобидные высказывания.

Конечно, половина объясняется банальной завистью — какой уж тут аутфит при средней зарплате в 35 тысяч рублей. Но и бытовой практичностью: штука в том, что обыватель действительно не отличит кроссовки за пять тысяч от кроссовок за пятьдесят. А разницы и нет — она в бирке на язычке, в магической надписи на подошве, в странном разухабистом принте на носке. Дорогой «шмот» — он только для своих, чужие не поймут.

Как это получилось?

Казалось бы, откуда у подростков показная тяга к брендам? Традиционно самое мятежное поколение издревле не должно принимать авторитетов, и если когда-то угорать по нонконформизму, то только в 12–17 лет. Вспомните себя: наверняка вы носили растянутую майку с выцветшим принтом Metallica или D12, в зависимости от доминирующих музыкальных предпочтений вашего района. Какой тут Гоша Рубчинский? Однако ж он откуда-то взялся, и на распродажах модных коллекций известных брендов полки сметают отнюдь не дяди в солидных костюмах или их спутницы — нет, бал правят школьники разных возрастов.

Тут можно (и хочется) рубануть с плеча и заявить, что современное поколение гнилое и пропащее, а мы-то в советские времена — о-о-о! Но прекратите — в любое время ценности плюс-минус одинаковые, меняется форма, и сейчас она приобрела очертания кроссовок Yeezy Boost 350. В первую очередь надо понимать, за чем именно гоняется молодёжь. До классической премиальной одежды школьникам нет дела — всякие там «сапоги ручной работы из кожи нильского крокодила» подросткам совершенно не интересны — стоимость материалов никого не волнует. Зато волнует первоначальная доступность предмета.

Вожделенный объект желаний — вещь из редкой коллекции, выпущенная ограниченным тиражом, желательно в коллаборации дизайнеров, которые потом никогда не будут сотрудничать. Чем больше набирается таких маячков, тем вещь круче — и тем она дороже, хоть и не всегда. Ассортимент Anti Social Social Club разлетается буквально за минуту, хотя стартовая стоимость невысокая — в районе 50 евро за футболку (в перепродаже, конечно, дороже). Но чаще всего цены совершенно космического порядка — особенно, если бренд, так скажем, «лакшери». Например, совместная коллекция Supreme и Louis Vuitton, зачем-то представляемая в России Филиппом Киркоровым, обошлась модникам в натуральные миллионы рублей — и это только с официальных «дропов» старта продаж.

Поясни за шмот что это

Зачем это великолепие подросткам? Тут всё достаточно просто: в таком возрасте нестерпимо хочется примкнуть к какой-нибудь стае, но в 2K18 субкультуры до ужаса размыты и правит постирония. Музыкальный вкус десятилетиями определял принадлежность к той или иной касте, однако сейчас не работает — нет никакого разделения на «рэперов», «рокеров» или там «грайндкорщиков»; современный молодой человек без всяких проблем может включить «Монетку» после Монеточки, и не испытывать по этому поводу никаких неудобств. В этом мире тотального отказа от любых коридоров остаётся не так много способов в этот коридор себя всё-таки загнать, и «зебра» Off-White — одна из них.

Поясни за шмот что это

Скриншот видео: youtube/Stock

Кроме того, это спорт. Когда удобный и недорогой масс-маркет дошёл даже до русских провинций, а покупка одежды превратилась в аналог похода за хлебом, хочется какого-то вызова, трудностей и чтобы не как у всех. Лимитированный «шмот» прекрасно выполняет эти функции: долго, дорого, трудно. Например, чтобы поймать дроп не самых, в общем-то, ценных кед Converse x Off-White, нужно вычислить момент продаж и надеяться, что сток не раскупят быстрее, чем успеете ввести данные карты (не успеете). Как и в любом спорте, здесь возможен допинг и читерство: умельцы выискивают программы, которые автоматически рассылают заявки и вбивают банковские реквизиты. Отсюда, кстати, идут и астрономические суммы — едва ли завсегдатаи ЦУМ, ГУМ и ДЛТ стоят в часовых очередях или дежурят ночью у браузера с кредиткой наперевес — скорее всего, просто обращаются к перекупщикам. А те не стесняются отдавать вышеупомянутые Converse x Off-White с десятикратной наценкой.

Наконец, это ещё и воплощение вещизма — редкого в наше время. Ваше детство прошло под метаидеей коллекционирования: вы собирали пластинки, марки, диски, наклейки и другую дребедень. Современным подросткам собирать нечего: музыка льётся из Spotify, фильмы и сериалы из Netflix, а за увлечение нумизматикой могут и побить. Комната 13-летнего оболтуса, во все времена перманентно забитая вещами, сейчас опасно приближается к стерильности икеевских каталогов — пустой мир победил. И в нём остаётся не так много способов заткнуть дыру — хотя бы лимитированными вещами.

А при чем тут YouTube?

Рано или поздно мир хайпбистов должен был ворваться в российскую блогосферу — хотя бы потому, что в неё врывается всё яркое и новое. Так и случилось — по тренду уже успел оттоптаться блогер Кузьма, заняв понятную аудитории позицию оскорблённого пролетария. «Я раньше работал, брал заказы, переводы делал, чтобы камеру, например, купить. А эти что? Столько работать, чтобы купить какой-то обоссанный ремень «Гуччи» за 28 тысяч», — транслирует Кузьма общественное мнение.

Поясни за шмот что это

Скриншот видео: youtube/Кузьма

Остальные блогеры придерживаются той же тональности: подростки зажрались и таскают на себе лишние вещи, когда могли бы ходить в «адике». Сами же блогеры, которые устраивают рейды на модников, пока ещё малоизвестны — видео с трудом собирают по миллиону просмотров, а количество подписчиков едва достигает ста тысяч. Например, на канале Stock, где лежит тот самый ролик «лука» за четыре миллиона, всего 15 тысяч зрителей — абсолютное ничего по меркам «Ютуба». Но тренд виден невооружённым глазом, и мотыльки летят на огонёк.

Кто-то даже перепрофилирует каналы — Solemate выкладывал инструкции, как «держать кеды чистыми», собирал по 8–10 тысяч кликов, а потом пошёл на улицы — ловить хайпбистов. Удалось: теперь на канале есть ролик практически с миллионом просмотров. Лучше всего карьера сложилась у «Коляна Питерского» — парень выкладывал какие-то идиотские топы, пока не додумался приставать к прохожим с одним и тем же вопросом. Новая схема не подняла блогера до небес, но притащила 75 тысяч подписчиков — хоть что-то.

И всё же, стратегия «поржать над школьниками» пока более выгодная, чем этих самых школьников искать — но так всегда и было: разрушать и критиковать гораздо проще, чем созидать.

Источник

За какую одежду подростка могут побить?

Не первый год с настораживающей регулярностью обсуждается молодежное явление «поясни за шмот». Подросткам приходится «отвечать» не только за музыкальные пристрастия или территориальную принадлежность («с какого ты района?»), но и за внешний «лук». И если вдруг выглядишь как-то не так, как надо, могут попросить пояснить. На практике — совершить разбойное нападение ради куража, «по понятиям» или с целью присвоения чужого имущества.
«Литтлван» вместе с экспертами попробовал разобраться, что же это за явление, как с ним бороться и стоит ли?

Поясни за шмот что это

Не так давно одна из мам «Литтлвана» поделилась: «Сегодня с ребенка сняли ветровку. Не знала, что эта фирма может кому-то не понравиться, даже в голову не приходило. Подошли, спросили: «Где покупал?». Мой ответил, те ему: «Это подделка, снимай!». Этот рассказ — классическая иллюстрация «пояснения за шмот». Но бывает и серьезнее: могут еще и побить, сняв это на видео и выложив в интернет.

Откуда что берется?

Офники, правые, левые, кэжуальщики — вот лишь несколько определений для тех, кто знает, какие бренды носить, как с одного взгляда отличить оригинал от подделки, кому можно ходить в джинсах с подкатами/подворотами, кто имеет право надевать камуфляж, панаму, анорак и так далее. Если вдруг по незнанию оделся в соответствии с «дресс-кодексом» какой-то субкультуры, то по понятиям тех, кто ее представляет, должен пояснить.

Хотя сейчас это уже условно — тема, что называется, ушла в народ, и теперь спрашивают «за шмот» все кому не лень. При этом одежда, за которую просят пояснить, стоить может весьма недешево.

Tommy Hilfiger, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Napapijri, The North Face, Ralph Lauren Polo, Thrasher, Supreme, Vans Old Shool, Гоша Рубчинский — оригинальную одежду и обувь этих брендов может позволить себе далеко не каждый. Марки одежды категории «масс-маркет» среднего ценового диапазона у «поясняльщиков» совсем не котируются. H&M, Crop, Bershka, Pull&Bear и прочие бренды, которые принято считать наиболее подходящими для молодежи, в их понимании — «зашквар», недостойный внимания.

Панамки и камуфляж не надевать

Отдельное явление — уличная мода. Тем, для кого улица как дом родной, по душе бренды «Питерский щит», «Спутник 1985», «Волчок» и прочий русский streetwear, а также весьма агрессивные принты и слоганы: черепа, кастеты, скрещенные ножи, «невиновных нет» и прочее. А поскольку искушение быть модным присуще всем, случаются ситуации, когда в футболку «Спутник 1985» возьмет, да и оденется самый обычный подросток. И это тоже будет поводом спросить «за шмот».

«Мне тут объяснили, что подкаты, низкие кроссовки, камуфляж и что-то там еще (панамки, вроде) — это отличительные признаки «правых» (или ультраправых). И избить могут как за то, что человек принадлежит к ним и соответствующе одет, так и за то, что оделся «типа модно», но по убеждениям не соответствует», — рассказала «Литтлвану» одна из мам, решившая разобраться, что к чему.

«Купил анорак, джогеры, камуфляж и. электрошокер»

Поясни за шмот что это

Реакция самих подростков на опасность «пояснить» разнится. Кто-то просит родителей не покупать одежду «запрещенных» фирм. Другие намеренно одеваются в то, за что могут спросить, и появляются там, где чаще всего происходят столкновения. Таких уже успели прозвать «добровольными жертвами». Что не совсем так. Эта категория почти всегда владеет каким-то боевым искусством и ищет повод применить его на практике, но при этом соблюсти спортивное поведение: не нападать первым, а защищаться.

«Купил анорак, джогеры камуфляж и. электрошокер. Еще спрашивал, где панамы продаются. Как спасать ребенка и мозг вправить, просто не знаю», — поделилась с «Литтлваном» своими волнениями другая мама.

А еще существуют многочисленные группы в соцсетях, где выкладывают фото подростков не в той одежде, а подписчикам предлагают обсудить их внешний вид, найти и заставить «пояснить за шмот». В комментариях бурно обсуждают «лук» и «паль-патрули». В этих же сообществах есть и видео с самим процессом «пояснения за шмот». Возмущенная общественность требует удалять группы «поясняльщиков» за призывы к насилию. Но как только одну блокируют, тут же появляется ее точная копия.

Страх — естественная реакция родителей

Страх, что и твоего ребенка могут спросить «за шмот», — естественная реакция родителей. Но допрос отпрыска в попытке узнать, пристают ли в районе/школе/дворе из-за того, как и во что одет, не гарантирует, что полученный ответ будет правдив. Поэтому одни «спасаются», изучая список «опасной» одежды и следя, чтобы такой не появлялось в гардеробе. Другие стараются не отпускать одних и учат, если что, отвечать: «За шмот не отвечаю, покупала мама» (нет, это не стыдно!). Есть и такие, кто пользуется услугами «авто-няни» (да, для подростков, ну и что?). Однако нередко родители не предпринимают никаких действий. Кто-то находится в ступоре и не понимает, как действовать. Кто-то считает, что это лишь подростковые разборки, не заслуживающие внимания. А кто-то счастлив тем, что всего-то сняли куртку, а сам ребенок жив-здоров.

Безобидная забава или уголовно наказуемое деяние: что говорят эксперты?

Поясни за шмот что это

Поясни за шмот что это

«У ситуаций, связанных с детьми, всегда есть нюансы. Сколько лет нарушителям и какой вред был причинен ребенку? Порвали куртку или избили, оскорбляли или склоняли к каким-то действиям — от этого будут зависеть ваши действия и мера ответственности. В некоторых ситуациях возможны только гражданские иски к родителям. Если вашему ребенку досталось физически, то реагировать нужно быстро. Зафиксировать побои в медучреждении и написать заявление в полицию по месту происшествия, сообщить о случившемся в органы опеки и в школу. Стоит ли привлекать СМИ — решать родителям. Публичность таких ситуаций, как правило, ускоряет работу госорганов. С моей точки зрения, стоит. Хотя бы для того, чтобы не давать таким ситуациям развитие и наглядно показывать, что любое правонарушение имеет свои последствия».

Поясни за шмот что это

«Мы фиксируем сейчас формирование нового типа молодежных потребительских практик, некую популяризацию образа 90-х. Сложно сказать, работают ли это маркетологи или же это запрос от самой молодежи. В постсоветской России, чтобы принадлежать к какой-то субкультуре, нужно было обязательно доказывать свою принадлежность. Субкультуры определяли, какую музыку слушать, как одеваться, кого считать своим гуру. У каждой группировки в разных городах были свои типы визуальной узнаваемости (казанский феномен, люберы, скинхэды и так далее). Потом возникли смешанные типы. Жесткие границы, требующие четкости, уже не требовались. На один день можно было стать панком, на другой рэпером, и ничего в этом не было особенного. Сейчас мы видим возврат поиска аутентичности и правды. Это философские вещи, но они очень значимы для молодежи. У молодежного большинства, варианта современного гопничества, это выливается в игру «поясни за шмот». Да, это хорошо забытое старое, но проявляется оно по-новому, так как сегодня слишком много вариантов видовых идентичностей, границы которых поддерживаются не четко».

Поясни за шмот что это

«В подростковом возрасте потребность найти своих так велика, что морально-этический компонент часто мало значителен. И ценность одежды действительно важна. Это способ определиться и реализоваться в своей среде. Поэтому просто запретить ребенку опасную, с точки зрения родителей, одежду — плохой вариант. Нужно не пугать историями про опасности, а вкладываться в отношения, проговаривать свои страхи с детьми, повышать ценность подростка, его тела и жизни и обсуждать, что делать, если такая ситуация произойдет.

Если на ребенка напали, то это очень травматично и для него, и для родителей. Важно понимать, что это могло случиться с любым. Основная задача родителей здесь — не терять голову от страха и дать поддержку, проговорить и признать все чувства, возникающие в связи с ситуацией: страх за жизнь, злость (на обидчиков, родителей на ребенка и ребенка на родителей, что не были рядом и не защитили), стыд, вину, печаль, беспомощность и ограниченные возможности в обеспечении безопасности. Важно прожить всю ситуацию, а не стараться забыть».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *