Поясни за шмот что это значит
Работа с претензиями- поясни за шмот
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://i2.wp.com/soberger.ru/wp-content/uploads/2017/11/пояни-за-шмот.gif?fit=300%2C169&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/soberger.ru/wp-content/uploads/2017/11/пояни-за-шмот.gif?fit=800%2C450&ssl=1″/>
Казалось бы, прошли те времена, когда было страшно выглядеть не как все, потому что к тебе по этой причине могли пристать на улице. За слишком яркий цвет футболки, за штаны оригинального дизайна, за нестандартный крой или необычную причёску можно было нахватать тумаков. Да ещё и лишиться любимых вещей. Сейчас люди могут позволить себе, в рамках разумного (а иногда и выходя за рамки) выглядеть как им заблагорассудиться. Одежду многих брендов стало проще достать, увеличился выбор и количество новых интересных марок. Стало модным выделяться из толпы, подчёркивать свою индивидуальность. Как и прежде, одежда может сказать о приверженности к определённым субкультурам, но это скорее просто информационный посыл, а не способ «нарваться» на неприятности. Однако, несмотря на кажущуюся свободу, относительно недавно появилось агрессивное движение и несколько криминально звучащее изречение, будто позаимствованное из блатного жаргона, — «поясни за шмот». Попробуем разобраться, откуда оно взялось и какую цель преследует.
Не сказать, что это новое веянье. Фраза «поясни за шмот» частенько звучала во времена околофутбольных и политических субкультур, когда представители этих движений идентифицировали себя по одежде и вели идейную войну с противоположными движениями. Тогда ты должен был в любой момент быть готовым ответить, почему на тебе надет шмот тех или иных культовых марок («Stone Island», «Lacoste», «Saucony», «Fred Perry» или «Lonsdale»). Ну и, кончено, быть готовым к драке. И если тогда это было худо-бедно логично и поддавалось разумному объяснению, то сейчас это выглядит странно и глупо.
Сейчас данная тенденция характерна, в основном, в тинейджерских кругах. В подростковом возрасте, как правило, всё сложно с самоидентификацией и осознанием себя как личности. В этом возрастном периоде важно не то, кто ты, а кто твои друзья, родители и, конечно же, во что ты одет и к какому молодежному течению принадлежишь.
Люди во все времена объединялись в группы и сейчас по-прежнему существуют сообщества, для которых важна идентификация не только по интересам, но и по внешнему виду. Так что вопросы могут возникнуть на этой почве. Также некоторым может показаться, что если на тебе надета вещь того или иного модного бренда, то ты тем самым бросаешь вызов, выпендриваешься или хочешь показаться крутым. К таким маркам могут относиться молодые и очень популярные в данный момент street-wear имена, а также культовые для Casual культуры бренды: «Thrasher», «Supreme», «Спутник 1985», «Волчок», пресловутый «Гоша Рубчинский» и т.д.
Кроме того, придраться могут не только по поводу марки одежды, но и из-за того, как ты её носишь. Например, подвёрнутые джинсы, бейсболка поверх банданы или козырьком набок. Плюс, если совсем захотят докопаться, то могут начать выяснять, не подделка ли на тебе (что совсем глупо, ведь это даже профи порой сделать непросто), знаком ли ты с историей бренда, чью вещь носишь, а также известно ли тебе значение символики, изображенной на принте.
Как правило, считается, что подкаты с вопросами «поясни за шмот» чаще всего встречаются на окраинах городов и в спальных районах. Если вдруг вам «посчастливилось» встретить на своём пути «группу любознательных», вот несколько возможных вариантов действий:
— в случае, если у вас много свободного времени и дефицит общения, можно с гордостью и чувством превосходства рассказать всё, что вам известно о каждой вещи, на вас надетой. Вплоть до состава, свойств материала и имени иллюстратора, разработавшего принт. Если вы уже слышали о движении «поясни за шмот», то, возможно, вы уже заранее подготовились к такой встрече.
— попробуйте ответить вопросом на вопрос. Типа: «а кто интересуется?», «с какой целью хочешь знать», «покажи пример». Главное держаться уверенно и невозмутимо.
— если вам хочется почувствовать себя героем околофутбольных стычек, можно сразу «бить в бубен». Но это, пожалуй, слишком экстремально и мы не советуем. Ведь по одному с претензией «поясни за шмот» не подходят.
— можно взять любопытного юмором, но шутка должна быть действительно козырная и в тему.
— можно сделать вид, что вы забыли выключить утюг или оставили кофе на плите и стремглав умчать в неизвестном направлении.
— попробуйте избегать окраин и спальных районов. Если вы там живете – срочно переезжать в центр. (шутка)
— скажите, что вы весь год вели себя хорошо и Дед Мороз подарил вам на Новый год эту куртку «Stone Island». А раз он так решил, значит вы определённо достойны быть хозяином этой вещи. Эй, ну кто решится оспаривать решение Деда Мороза?!
— в надежде, что объяснения, достойны ли вы ходить в этой одежде ждут адекватные граждане (что вряд ли, ведь само это требование неадекватно), можно с горящими глазами заявить, что вы не знаете, что означают все эти ножи, черепа и другие символы на принте, но он смотрится дерзко и привлекает девушек. А этот сивтшот очень тёплый и уютный, будто объятия мамы. Ну и штаны отлично подчёркивают ваши накаченные ягодицы.
Не важно, какой вы выберете вариант, но наше мнение – вы никому ничего не должны объяснять, и никто (тем более незнакомые люди) не имеет права вам докучать подобными предъявами. Да, многие бренды стали символом той или иной субкультуры. Какие-то марки могли приобрести дурную славу лишь потому, что их активно носили скинхеды или панки. Но сейчас все эти фирмы носят почти все по абсолютно разным причинам. Кому-то может нравится, что вещь выбранного бренда ассоциируется с эпохой скинов, но это не означает, что он разделяет их взгляды. Раньше и татуировки были лишь у представителей определённых групп (тюремщики, рокеры, сатанисты и т.д.), сейчас же татухи бьют люди разных возрастов, вероисповеданий, жизненных взглядов и интересов. И кто-то может объяснить, почему он выбрал то или иное изображение, а кто-то скажет – просто мне нравится эта картинка. Не бить же его за это? Если на футболке изображен персонаж аниме, это не значит, что вы фанат-анимешник, но и нет причин, по которым тогда её носить нельзя. Нравится кавайная девочка с формами – носите в удовольствие.
Совсем не каждый обязан быть участником какого-либо движения и носить вещь только потому, что она что-то символизирует. По-нашему мнению, каждый имеет право носить то, что ему нравится, без объяснения причин. Их может быть масса разных – удобство, качество, функциональность, престиж, проверенный производитель, цвет понравился, оригинальный дизайн. Но почему вы должны что-то объяснять, пояснять, доказывать? Почему посторонний человек, совсем вас не знающий, имеет право решать, достойны ли вы той или иной одежды. Тоже самое с способом носить вещь. Если джинсы подвернуты, это не обязательно должно означать готовность к драке. И даже если вам известно, о чём говорят подвёрнутые джинсы, что же теперь, не подворачивать их, если так удобно/менее жарко/нравится, как смотрится с кедами.
Быть может, это развлечение делает жизнь тинейджеров более увлекательной и полной приключений. Лишний повод выплеснуть агрессию, самоутвердиться. Кроме того, это отличный материал для разбора популярных блогеров и влогеров. Однако в современную эпоху, когда идёт пропаганда свободы личности, самовыражения, саморазвития и творчества, предъявы «поясни за шмот» кажутся нелепыми. Разве не прошли времена гопников, когда выглядеть неординарно действительно было опасно? Будьте уверены в себе, носите что хотите, по своим личным критериям. Кто бы раньше не носил «Lacoste», сейчас её носят многие, кто может себе это позволить. И не бойтесь давать отпор тем, кто ставит себя выше других. Но мы все же желаем, чтобы «пояснить за шмот» вам никогда не приходилось.
А вы какого мнения? Если у вас были случаи, когда приходилось это делать или вы сталкивались с людьми, которые требуют объяснений – пишите в комментариях, как это было и что вы предпринимали.
Что значит «поясни за шмот». Как российских подростков калечат из-за одежды
Почему в подростковой среде стало модно «спрашивать за шмот»? Кто этим занимается и что с этим делать, разбирался Anews.
«По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи»
Подростки из Новошахтинска избили сверстника из-за «неправильной одежды».
Они били новенького по голове ногами. Посмотреть на драку собралось около 10 подростков, но вступиться за жертву никто не рискнул.
В больнице пострадавшему диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение, писал Anews.
Из больницы пострадавшего выписали домой только спустя неделю. Теперь ему предстоит пройти обследование у кардиолога и невролога.
Агрессоры удалили страницы из соцсетей и залегли на дно. У одного из них уже есть условный срок за кражу.
Один из нападавших на подростка в новошахтинске. Фото: Комсомольская правда
Что значит «пояснить за шмот»?
«Если к тебе подвалили, то дело не столько в шмотках, сколько в тебе»
Слово «поясни» пришло «из мест не столь отдаленных и означает «истолковать», «объяснить» и «разъяснить»», поясняет блогер Сергей Мартышов, автого самого популярного на YouTube ролика на тему «поясни за шмот».
«Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле»
На окраине Петербурга год назад появилась банда подростков-«модников». Юные хулиганы избивали сверстников на «неправильную», по их мнению, одежду. Происходящее они снимали на видео и выкладывали в группу «Отжатый шмот» «ВКонтакте». События развивались по одному сценарию. Юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет группой порядка 10-15 человек нападали на сверстника и избивали его.
Участники группы «Отжатый шмот» «ВКонтакте»
«Была пятница, 16 февраля, около 15:30. Сын подозвал к окошку, дескать, что-то происходит. Глянула. Под нашими окнами собралась толпа подростков с рюкзачками, как девочек, так и мальчиков, всего человек 15. Лет им было около 15. Многие из них — с сигаретами. Но не это самое страшное. Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле. Били не на жизнь, а на смерть: по голове ногами. Самый мелкий из изуверов по росту и возрасту — лет, наверное, 12 — снимал на телефон», — рассказала «Росбалту» петербурженка Алла Платонова.
Почему подростки примыкают к околофутбольным группировкам, проявляют агрессию к сверстникам и записывают происходящее на видео объяснил Anews кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИОН РАНХИГС, научный руководитель Центра помощи детям и подросткам «Перекресток» Кирилл Хломов.
Вещи определенных брендов являются знаками отличия, они подчеркивают принадлежность к той или иной группировке фанатов, рассказал эксперт.
У любого человека есть потребности в принятии, общении и самореализации. Если у подростка эти потребности удовлетворены, то он вряд ли примкнет к компаниям-агрессорам, полагает психолог. Замкнутым и несоциализированным подросткам, особенно тем, у кого есть проблемы в семье, сложнее наладить контакт со сверстниками, поэтому, возможно, только в таких группах он находит необходимое ему уважение и признание.
Поясни за шмот Кто избивает людей за выбор одежды и при чем тут футбольные фанаты
Феномен «Поясни за шмот» появился в России несколько лет назад, его связывают с культурой футбольного фанатства, которое зародилось в Лондоне много лет назад, вот только «пояснять» придумали именно у нас в стране. Здесь фанаты жестоко избивают тех, кто одет неугодным образом, причем с вопросами могут подойти к любому человеку: к тому, кто одет в дорогие бренды или, наоборот, в «паленку», к любителям подворотов на джинсах или New Balance. The Village Нижний Новгород разбирается, в чем суть этого движения, где есть риск нарваться на конфликт и можно ли его избежать.
Никита (имя изменено)
бывший футбольный фанат
Сейчас людей за шмот уже почти не бьют. Если все же кто-то ******** [докопался], можно спросить, за кого гоняют ( за какую команду болеют. — Прим. авт.), и сказать, что гоняешь за тех же — а своих бить не круто. Можно еще предложить «выскочить» один на один или «забиться», то есть поехать в лесок подраться.
Спросить за шмот могут не только офники ( футбольные фанаты. — Прим. авт.), но и люди из околофанатской тусовки. В «Небе», например, много подростков лет 13–15, которые общаются с фанатами постарше и при этом периодически просят кого-то пояснить, чтобы казаться круче.
Однажды, когда я только стал фанатом, приехал в «Небо» в камуфляжных штанах, и до меня сразу докопались — и так было не раз. Появишься там, к тебе сразу подойдут с вопросами: почему у тебя анорак военной раскраски, пойдем в переход, разберемся. Сейчас вся эта движуха переехала в «Жар-Птицу».
Сейчас я бы, конечно, не стал заниматься такой фигней: зачем это нужно — **** [лицо] кому-то разбивать, оно, может, потом и не срастется еще
Раньше просили пояснить вообще за все, даже за New Balance — типа их должны носить только фанаты. Жестче всего спрашивают за патчи ( брендированные нашивки на одежду. — Прим. авт.) Stone Island — оригинальные вещи этого бренда себе не каждый позволит, а паль ( подделка. — Прим. авт.), очевидно, купит только фанат. Паль продают рублей по сто, но есть и особо изворотливые продавцы, которые выдают их за оригинал и продают тысячи за полторы. На самом деле патчи отдельно не продают, они есть только на одежде Stone Island.
Не бывает такого, чтобы за шмот просил пояснить один человек, — к тебе подходят около десятка и начинают разбираться. Если ты им отвечаешь, что фанат, то тебе сразу предлагают «выскочить» один на один, спрашивают, за какую команду болеешь, просят назвать фирму ( кодовое название определенной группы, болеющей за ту или иную команду. — Прим. авт.). Больше всего болеют за «Спартак» и ЦСКА, но в Нижнем, например, и за «Волгу» гоняли.
В Нижнем эта тема сошла на нет, может, только если в какой глуши, куда это движение только дошло. Мне поначалу вообще было ***** [все равно] на все эти «пояснялки» и футбол, я просто освобождал свободную энергию. Сейчас я бы, конечно, не стал заниматься такой фигней: зачем это нужно — **** [лицо] кому-то разбивать, оно, может, потом и не срастется еще. Многие фанаты того времени сейчас образумились, как и я, и вспоминают тот период как какой-то жизненный зашквар.
Алексей Климов
жертва движения «Поясни за шмот»
На меня напали в Сормовском районе, и это было очень странно — тогда так вообще никто не делал. Мне было лет пятнадцать, мы шли с другом, и у нас были сумки бренда Codered — такие обычно носят люди из хип-хоп-тусовки, а мы тогда довольно долгое время занимались брейк-дансом. Еще на мне были кроссовки Asics красного цвета. К нам подошли ребята лет восемнадцати, стали докапываться, говорить, что такое носить нельзя, чтобы мы снимали все и отдавали им. Мы испугались и решили отдать. Потом с этой ситуацией я разобрался довольно легко. В полицию обращаться не стал, обратился к старшим братьям и друзьям, обидчиков нашли, и одежду вернули.
Очень часто пояснить просят люди, которые сами носят паль, это уже совсем странно. Они не понимают, что одежда не главное, тряпка ничего в их жизни не решит, пытаются быть теми, кем они не являются
Докапываться за шмот могут даже взрослые, что странно. Понятно, что ты можешь оскорбить кого-то тем, что носишь подделку на бренд, важный для целой культуры, но до избиений-то зачем доходить — это слишком низко. Я знаю, что все это пошло из Британии, но у них, мне кажется, движение более идейное, у нас же превратилось во что-то непонятное: просят пояснять даже за Tommy Hilfiger или Fred Perry; кому-то наплевать на культуру в целом, просто докапываются по фану. В нулевых, например, тем же занимались скинхеды, которые не разрешали носить подтяжки и Dr. Martins. Очень часто пояснить просят люди, которые сами носят паль, это уже совсем странно. Они не понимают, что одежда не главное, тряпка ничего в их жизни не решит, пытаются быть теми, кем они не являются.
Евгений Шорыгин
Впервые я узнал об этом движении около года назад, когда появились видео с избиениями и различные программы на федеральных каналах по этому поводу. С одной стороны, история новая по специфике, с другой — это все те же конфликты в подростковой среде, которые появились очень давно, например, в 2007 году, когда был расцвет субкультур. Это все можно назвать специфическим видом буллинга, жертвой которого становится каждый пятый подросток. Помимо внешних данных (подворотов, патчей и так далее), подросток может просто психологически маркироваться как жертва в плоскости иных материальных составляющих.
Если на вас напали, главное, не показывайте, что вы боитесь: вступайте в конфронтацию, задавайте встречные вопросы. Понимание мотивов во многом облегчает построение правильной модели поведения
Раньше неодобрение вызывали проявления маскулинности со стороны девушек или феминности со стороны юношей. Сейчас это все, конечно, осталось, но добавился и новый слой — вещи. Однако, все же первичными факторами являются особенности гендерных репрезентаций, то есть способы, с помощью которых мы позиционируем себя в обществе как мужчины, женщины, небинарные люди. И все же людей все еще маркируют на «тру» и «не тру» по признаку того, носят они так называемую паль (неоригинальные брендовые вещи) или нет. Есть такой паблик «Нижегородский кежуал», туда выкладывают людей, чтобы их травить именно по материальной составляющей, это новое проявление кибербуллинга. Обычно пик подростковой травли приходится где-то на седьмой класс, в сети еще легче: жертва не может дать отпор, и даже из дома выходить не нужно, чтобы вымещать свою агрессию. Статусная составляющая родителей важна, но не определяющая: агрессорами могут стать дети как из благополучных, так и из неблагополучных семей, то же самое и с жертвами. Может быть и так, что в семье денег много, а отношения в ней довольно шаткие.
Если на вас напали, главное, не показывайте, что вы боитесь: вступайте в конфронтацию, задавайте встречные вопросы. Понимание мотивов во многом облегчает построение правильной модели поведения. Если ваш ребенок стал жертвой, то будьте искренними в своих словах поддержки, осуществляйте невербальный контакт, универсального лекарства для таких ситуаций, увы, нет. Друзья тоже могут помочь, главное — не отворачиваться и не менять поведение излишне, указывая им, что их друг жертва: многие не любят излишнего сожаления. Существует телефон доверия, на который всегда можно позвонить, и с каждым годом число обратившихся растет на пять процентов. Если же телефонный разговор не поможет, нужно обратиться к психологу — и сделать это как можно быстрее.
Что значит «поясни за шмот»?
Драки тинейджеров из-за футболок или кроссовок захлестнули всю Россию. Когда тебе пятнадцать, значение имеет все: кто ты, с кем дружишь, во что одет. Всегда и во все времена. Если раньше были стиляги, хиппи, анархисты и пацифисты, то самое модное молодежное течение сегодня — это офники или кежуалы.
Подвороты и камуфляж у подростков «вне закона». «Пояснить за шмот» значит объяснить, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето. Не сможешь — тебя побьют.
Поясни за шмот — с таким призывом офники и кежуалы подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот: в переводе со сленга это буквально следующее — объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь — побьем. Побить могут и за подделки.
Опасная мода «драк за шмот» захлестнула всю Россию. В том числе и благодаря интернету.
— Если ты в футболке Fred Perry, Tommy или кроссовках NB, то просто ответь, что ты не в теме, но нравится качественный шмот, — учит подростков 20-летний видеоблогер Сергей Мартышов.
У его видеороликов больше миллиона просмотров, и сам блогер называет эту тему «наболевшей».
— Что не так с марками этих футболок? — продолжает Мартышов. — Эти марки были популярны у скинхедов в 70-х, вот и осталась дурная слава. Но сейчас их носят все подряд. За такой шмот могут попросить только если в каких-то деревнях («попросить» в переводе с подросткового языка — побить. — Ред.). Стоники же (так ласково называют одежду культовой фирмы Stone Island. — Ред.) — более вызывающий вариант. Ее просто так не наденут. Подвороты (подвернутые джинсы. — Ред.), также пришли в околофутбольную моду от скинов. Не удивляйтесь, если вас попросят за них пояснить — такой вариант ношения штанов означает готовность вступить в драку. А вообще, если к тебе на улице прицепились, веди себя уверенно, отвечай вопросом на вопрос. Пойми, если к тебе подвалили, то дело не столько в шмотках, сколько в тебе.
Футболки «Спутник 1985» придумал Сергей Пахотин: «спутник» — одно из самых известных слов в мире, а 1985 — год рождения автора бренда. Но просто так носить их нельзя. Создавались они для панковской тусовки. Среди подростков надевают их только «избранные».
Тема «как пояснить за шмот» рвет все рейтинги в интернете. Полным-полно видеороликов с драками и разборками. Бьют подростки друг друга нещадно, причем участвуют в побоищах и девушки тоже. Что спрашивают? «Ты правый или левый?» или «За кого стоишь?» Правый — это агрессивно настроенный человек, анархист и фашист, а левый — антифашист. Но и это крайне условно.
— Мало кто разбирается во всех этих правых и левых, — говорит 16-летняя Лиза Елисеева, спортсменка, олимпийская надежда России по синхронному плаванию. Она из хорошей семьи, но тоже в теме в силу возраста. — Это просто повод придраться к кому-то, чей внешний вид не понравился. Ответишь, что левый, они вдруг окажутся правыми, и наоборот. И вообще эта политическая тема — редкость. Чаще просят «пояснить за шмот» болельщики той или иной футбольной команды.
Лиза хоть и не самый обычный подросток и почти все свое время проводит на тренировках в бассейне, тоже знает, что надо отвечать в таких случаях:
— Да сейчас все подростки это знают. Определить офников просто — ходят группами, надевают камуфляжные панамки, черные футболки со странными надписями, подворачивают джинсы. На ВДНХ таких много, на станциях верхней части серой ветки метро, в Отрадном, в некоторых парках и у станций МЦК.
Вот по этим местам мы с Лизой и отправились, решив поэкспериментировать с запрещенными шмотками. Купили самую-самую модную футболку фирмы «Спутник 1985» с мрачной надписью «В этой стране не принято плакать» и надели красные кеды Fred Perry.
— Побить могут и за подделку. Околофутбольщики считают, что, нося паль* (см. «Словарик «КП»), ты оскорбляешь их субкультуру, — объясняет мне Лиза.
— А как они их отличают?
— Ой, да в интернете полно видео, поясняющих, как подделку от оригинала отличить. Если нарваться на такой пальпатруль, то как минимум заставят некачественный шмот снять, а как максимум побьют. Но если у тебя оригинал, то, наоборот, зауважают.
Еще бы, ведь «родные» курточки и кроссовки стоят немалые деньги. У того же Гоши Рубчинского (очень модный среди офников российский дизайнер. — Ред.) штанцы от 20 000 рублей, джинсовки от 40 000.
На ВДНХ нам не везет. Встречаем только двоих офников — и то мирных.
— Так холи же сегодня на крыше — вот тут недалеко, — разводят руками парни, потягивающие пивко. — Там все тусят.
Холи (опять поясняем для тех, кто не в теме) — это фестиваль красок, индийский праздник, который очень полюбился молодежи, — когда можно кидать друг в друга разноцветным красящим порошком. Забава куда более веселая и приятная, чем драться, вот все и забыли про поясниловку.
Задаётся вопрос, кто этих малолетних дебилов воспитывает? Они же где-то спят и едят. Не могут же быть у всех этих недоразвитых детей, либерально лгбтшные родители, которые всё дозволяют и никак не занимаются воспитание.
Тема самоидентификации у подростков одна из актуальнейших. Кто я? С кем я? За кого я и, главное, против кого? Все эти вопросы волнуют детей в пубертатном периоде. И если родители заранее не позаботились об ответе на них, то у ребенка велик риск разобраться во всем самому, с помощью улицы. Сейчас многие секции позакрывали, спорт — слишком дорого. Мамам и папам и на репетиторов-то не хватает, без которых ЕГЭ сложно сдать, не то что на какое-то дополнительное образование. А интернет — он, считай, бесплатный. Попасть в плохую компанию стало куда проще — через соцсети. И чем больше ваши дети предоставлены сами себе, тем больше дури у них в голове.
Словарик:
1. Поясни — слово пришло из тюремного сленга, там испокон веков просят пояснить за татухи и дружбу с тем или другим.
2. Офники (оферы) — околофутбольные фанаты.
3. Кежуалы — модники, которые следят, чтобы все марки одежды не были подделками.
4. Паль — поддельная одежда, купленная на рынке или заказанная на китайских сайтах.
5. Пальпатруль — группа ребят, отлавливающих подростков в поддельной одежде.
6. Забивы или вайны — договорные драки в малолюдных местах. Их снимают на видео и выкладывают в интернет.
ПРИКИД В ЗОНЕ РИСКА
Надевая такую одежду, подросток как бы бросает вызов и объявляет себя представителем какой-то субкультуры. Значит, должен быть готов «пояснить», кто он и за кого.
За эти вещи точно попросят пояснить:
✔ футболки «Спутник 1985»
✔ военизированные куртки и парки NAPAPIJRI
✔ камуфляж в любом варианте
✔ наклейки патчи (нашивка с компасом)
✔ одежда русского модельера Гоши Рубчинского (широко известна в узких подростковых кругах)
✔ футболки «Невиновных нет»
✔ футболки и ветровки Stone Island («стоники»).
За эти вещи отвечать придется реже, так как марки стали слишком популярны у всех, а не только у представителей субкультур:
✔ футболки Tommy Hilfiger
✔ кроссовки Adidas (классические с белой полосой, елки — на жаргоне).
Но не думайте что мы одиноки и бессильны во вселенной абсурда и кретинизма. Давайте посмотрим примеры из штатов.
«Кровавые» против «Калек»
Отток белого населения, снижение налоговых поступлений и общая деградация жизни способствовали созданию в Южном Централе идеальной почвы для развития организованной преступности. Буквально в каждом квартале появились уличные банды. Как показала история, знаковым событием стало образование в 1969 году банды Avenues Cribs (от англ. сrib — лачуга), основателями которой стали два подростка — 15-летний Рэймонд Вашингтон и 16-летний Стенли «Туки» Уильямс.
В 1971 году эта банда напала на четырех пожилых японок, которые затем описывали преступников как хромых — из-за того, что нападавшие были с тросточками. Так Cribs трансформировались в Crips — калеки. В 1970-е годы единая банда, контролировавшая несколько улиц в Южном Централе, распалась на множество группировок, пусть и близких, но конкурирующих между собой.
Впрочем главным врагом любой банды Crips были, конечно же, не другие «Калеки», а Bloods — ОПГ, созданная бандой Piru Street Boys из Инглвуда. В 1972 году Pirus, как сокращенно называют группировку, решили создать альянс из небольших банд, которые ранее подвергались нападению Crips. В итоге в первоначальный состав Bloods, как назвали альянс, вошли: Pirus, Brims, Athens Park Boys и Pueblos.
С самого начала Bloods противопоставляли себя Crips, поэтому сознательно выбрали дресс-код и распальцовку, максимально далекую от вражеской. К тому времени уличные преступные группировки уже активно использовали особый дресс-код для того, чтобы отличать представителей одной банды от другой. Более солидные преступники по-прежнему предпочитали дорогие костюмы и фетровые шляпы, а латиноамериканские банды оставались верны стилю пачукос: костюмы зут и рубашки с большим воротником, которые бунтарски настроенная мексиканская молодежь носила еще в 1940-е годы.
Существует несколько версий того, почему Crips выбрали в качестве своего синий цвет. Согласно одной из них, синий — цвет Washington High School, в которой учился Стенли «Туки» Уильямс. Другая гласит, что синий цвет был фишкой друга юных гангстеров по прозвищу Будда, убитого в уличной перестрелке, и в память о товарище ребята решили, что члены созданной ими банды будут носить одежду синего цвета.
Когда империя Crips начала разрастаться, некоторые банды решили попробовать носить другие цвета, в частности — фиолетовый. Но затея быстро провалилась, так как ассоциации с синим для всех группировок Crips были слишком сильными. В некоторых школах Лос-Анджелеса даже действует официальный запрет на ношение синего. Что касается Bloods, то они сознательно выбрали красный — как наиболее далекий от синего. К тому же он удачно сочетался с названием ОПГ.
Crip Walk или C-Walk, как его еще называют, впервые был исполнен в 1973 году. Но вселенской популярности он достиг лишь когда масштабы деятельности группировки выросли до национальных, а эстетика Crips была популяризована рэп-группой N.W.A. Танец представляет собой быстрое движение ног, которыми нужно изобразить одно из слов из арсенала банды либо «написать» его на земле. Некоторые банды сделали исполнение танца обязательной частью процедуры вступления для новых членов. Другие используют танец во время налетов — его исполнение является условным знаком начала операции.
C-Walk не раз исполняли в своих клипах и во время концертов такие рэперы, как Ice Cube, Snoop Dogg, XZibit, Ice-T, Kurupt и многие другие. Но самым неожиданным и скандальным стало исполнение C-Walk Сереной Уильямс после победы над Марией Шараповой в финальном матче олимпийского турнира в Лондоне. Уильямс станцевала прямо на траве Уимблдонского корта, чем вызвала бурю негатива.
C-Walk, как и гангстерские распальцовки, синий и красный цвета, запрещены во многих школах и университетах США. При этом танец, в котором быстрыми движениями ногами пишется некий текст, стал популярен и среди людей, далеких от банд. Попыткой культурной экспроприации танца стали попытки его переименования в K-Walk, Kript или Krypt, но пока танец по-прежнему воспринимается как связанный с криминальным миром, особенно если его исполняют афроамериканцы.
Серене, впрочем, удалось выйти сухой из воды — на ее защиту встали сразу несколько авторитетных американских газет вроде The Washington Post. «В действительности это лишь название. Я не знаю, неуместно ли его исполнять. Это просто танец, который мы танцуем в Калифорнии», — оправдывалась потом Уильямс.
Естественно, парни из Bloods не могли не ответить на C-Walk и придумали B-Walk, главное отличие которого — множество движений руками, которых почти нет в танце Crips.
Вплоть до 1990-х годов спортивные джерси в США надевали исключительно на игры любимой команды или для занятий спортом. Все изменили рэперы, которые сделали спортивную форму команд наиболее популярных лиг модным аксессуаром. Но такой интерес звезд хип-хопа к спортивному мерчендайзу неслучаен и тоже берет свое начало в обычаях Crips и Bloods. Еще в 1970-е годы каждая из больших преступных группировок Калифорнии раз и навсегда выбрала себе бренд кроссовок, который стал такой же частью их идентичности, как цвета, распальцовка и танцы.
Crips практически с самого начала носили Converse All Star, Bloods отдавали предпочтение Reebok, а мощнейшая латиноамериканская группировка MS-13 — Nike Cortez. Кроссовки стали столь важной частью эстетики американских уличных банд, так как были единственной отличительной чертой, по которой можно было опознать члена своей банды в тюрьме. Бандиты, естественно, придумали романтические расшифровки для брендов кроссовок.
Например, Reebok в мире Bloods расшифровывается как: Respect Each and Every Blood, OK? (Уважай каждого и любого кровавого, ок?). Название Adidas, который со временем полюбили Crips, означает: All Day I Disrespect Slobs (Каждый день я отношусь непочтительно к неряхам). «Неряхи» (slobs) — унизительное прозвище, которое дали Bloods члены банд Crips. Не отстают от калифорнийцев и банды, зародившиеся в других городах. Например, Fila для группировки Folk Nation, которая изначально появилась в Чикаго, означает: Folks In Love Always (Любовь к ребятам навсегда).
Из-за столь большой роли кроссовочных брендов к концу 1990-х годов участились случаи убийств случайных прохожих, зашедших в «неправильной» обуви не в свой район. Символической попыткой остановить кроссовочную войну стал выход в коллабе Reebok и рэпера из Комптона Кендрика Ламара кроссовок The Kendrick Lamar x Reebok Classic Leather Deconstructed, у которых один кроссовок красный, другой синий, а на обратной стороне язычка написано слово Neutral — «нейтральный».
Помимо кроссовок особую роль играет и атрибутика спортивных команд. Причем гангстерам была интересна именно аббревиатура команды, а вовсе не ее принадлежность к родному городу. Например, члены Bloods и сочувствующие по всей стране носят бейсболки Kansas City Chiefs — команды по американскому футболу, аббревиатура которой KC расшифровывается как Kill Crips — «убей Крипс».
Джерси и бейсболки Colorado Rockies носят члены Crips, объясняя, что CR означает Crips Rules — Крипс правят. Еще одна популярная в Комптоне команда — Pitsburgh Pirates, чья буква P напоминает о банде Piru Street Boys, с которой началась история Bloods. Самое невероятное, что некоторые команды пошли на выпуск мерчендайза другого цвета, чтобы заинтересовать сочувствующих Crips и Bloods.
За пределы гетто эта эстетика вылилась благодаря рэперам. В 1990-е годы и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке царил гангста-рэп: 2Pac, Notorious B.I.G и другие герои эпохи воспевали преступный образ жизни, героизировали бандитов и создавали очаровательный образ гангстера с улиц. Некоторые рэперы специально селились не в богатых районах, а в гетто, чтобы подчеркнуть близость улицам.
С-Walk исполнялся на сцене, рэперы выходили в свет в цветах той или иной банды, выступали в спортивных джерси с подтекстом и придумывали собственную распальцовку по мотивам бандитской. Культура гетто вышла из гетто и стала частью общеамериканской, а затем и мировой жизни. Но как бы ни призывал Кендрик Ламар зарыть топор войны, как бы ни называла Серена Уильямс C-Walk просто танцем, в США по-прежнему существуют тысячи районов, где за неправильный шмот предъявят по полной. Только просить пояснить не будут — сразу пустят пулю.