Потребность и нужда в чем разница
Разница между нуждой и потербностью
Существование состоит из бесконечной цепи появления потребностей и их удовлетворения. Мы постоянно испытываем необходимость в материальных и духовных благах, без которых наша жизнь либо невозможна, либо крайне затруднительна. В то же время, в литературе и СМИ потребности часто называют нуждами. Можно ли отождествлять данные понятия и в чем разница между ними? Разделять данные категории особенно важно для экономического анализа и маркетинга, где они используются для обозначения различных феноменов и построения теорий.
Нужда – это ощущаемая человеком необходимость в получении материального блага. К ним относятся лишь базовые запросы, без удовлетворения которых существование живого существа будет поставлено под угрозу. Это питание, дыхание, сохранение нужной температуры, безопасность и тому подобное. Все нужды объединяет одно: жизнь без них крайне затруднительна или невыносима.
Потребность – это необходимость в удовлетворении материального или духовного запроса человека и личности. Сюда входит широкий спектр желаний, начиная от физиологических и заканчивая духовными. И тем не менее, потребности – субъективны и зависят от конкретного человека. Они развиваются на протяжении всей жизни и имеют временную привязку.
Как нужды, так и потребности могут быть первостепенными и вторичными. Всё зависит от конкретной ситуации и условий. Так, все мы испытываем нужду в качественном медицинском обслуживании, но можем обойтись и без него. Потребность в теплой одежде и еде, неудовлетворенная в нужное время, неизбежно приведёт к тяжким последствиям для человека. По Котлеру, именно нужды являются важнейшими запросами, которые подлежат скорейшему удовлетворению во избежание смерти или других негативных событий.
Нужды существуют объективно и призваны удовлетворять запросы организма. Так, в древние времена люди питались тем, что найдут в дикой природе: сырое мясо, насекомые, немытые фрукты. Нужда в питании сохранилась, но сегодня она поглощена потребностью употреблять вкусную еду, которая прошла термическую обработку и безопасна для нашего организма. Попадая в экстремальные условия, люди вновь возвращаются к истокам. Им уже неважно, каким образом обработана еда: потребность в этом отпадает.
При этом возможны и более сложные формы взаимодействия понятий. Так, потребность в инсулине для диабетика со временем становится нуждой, так как он не может без существовать без данного препарата. И напротив, отдельные школы учат человека обходиться без целого ряда вещей. Буддисты не испытывают нужды в определённой температуре воздуха и показывают чудеса концентрации, высушивая на своём теле мокрую простыню. Йоги, уходя в особое состояние глубокого сна, могут обходиться без еды и воды несколько недель.
Чем отличается нужда от потребности
Содержание статьи
Понятия и особенности нужд и потребностей
Самое известное разграничение понятий «нужда» и «потребность» принадлежит Карлу Марксу. Под «нуждой» он понимал настоятельное желание человека получить жизненно важное благо, например, пищу, одежду, жилье и пр. Сюда же можно отнести желание огородить себя от таких нежелательных ситуаций, как одиночество, смертельные опасности, болезни и т.д.
«Потребностью» называется уже нужда, принимающая конкретную форму. Например, испытывая нужду в еде, человек имеет потребность в употреблении макарон, консервов или других блюд и продуктов, которые нравятся ему больше всего, либо он имеет возможность употреблять исключительно их по причине определенного денежного достатка, здоровья и самочувствия, проживания в определенном регионе и т.д. Таким образом, потребность – личная характеристика человека, отличающая его от других людей.
Потребности Карл Маркс подразделял на индивидуальные и коллективные, на материальные, которые удовлетворяются с помощью товаров, и нематериальные, удовлетворяемые путем получения тех или иных услуг.
Различия между понятиями «нужда» и «потребность»
Одно из главных отличий нужд и потребности заключается в ненасыщаемости первых и насыщаемости вторых. Это означает, что человек нуждается в пище, воде, крове на протяжении всей жизни, что делает эти нужды ненасыщаемыми. Потребности же зачастую удовлетворяются единожды: приобретя тот или иной товар или получив определенную услугу, человек перестает испытывать необходимость в них на определенное время или навсегда.
В настоящее время ведутся споры об отнесении определенных человеческих желаний к нуждам или потребностям. Сюда можно отнести желание общения. По сути дела, общение составляет неотъемлемую часть жизни человека, но в то же время человек может существовать без него и без негативных последствий. То же самое касается любви, интимной близости и создания потомства – для одних людей это жизненно важная нужда, а для других – обычная потребность.
Нужды и потребности человека занимают одно из центральных мест в философии, обществознании, правовых и других дисциплинах, поскольку являются важными факторами бытия человека. На них чаще всего строятся образ и смысл жизни человека, его цели и стремления, отношение к другим членам общества и т.д. Важно осознавать свои желания, отличать положительные потребности от отрицательных и стараться достигать желаемого.
В чем отличия между потребностью и нуждой, есть ли разница – сравнение
Человеческое существование включает бесконечную череду потребностей и их удовлетворения. Каждый человек постоянно испытывает необходимость в различных благах – материальных и духовных. Без них жизнь невозможна или сильно затруднена. При этом во многих литературных источниках и средствах массовой информации встречается понятие «нужды». Оттого многие интересуются, чем конкретно потребность отличается от нужды.
Понятие потребности
Под этим термином понимают необходимость удовлетворения материальных или духовных запросов людей. В это понятие входит обширный спектр желаний. Он начинается от физиологии и заканчивается духовностью. При этом потребности отличаются субъективностью и зависят от конкретного человека. В течение жизни они постоянно развиваются и имеют привязку ко времени.
С точки зрения маркетинга, потребностью называют нужду, которая принимает особую форму с учетом уровня культуры и индивидуальности человека. По мере развития общества растут и потребности его членов. При этом люди постоянно сталкиваются с объектами, которые вызывают у них желание, интерес, любопытство. Это используют производители, которые предпринимают ряд действий, стимулирующих у людей желание владеть теми или иными товарами.
Что такое нужда?
Под этим термином понимают необходимость человека в получении определенного материального блага. В эту категорию входят исключительно базовые запросы. Если их не удовлетворить, существование живого существа окажется под угрозой. По сути, в эту категорию входят питание, дыхание, поддержание определенной температуры, безопасность и другие аналогичные понятия.
Все нужды объединяются одним – жизнь без их удовлетворения будет невыносима или чрезвычайно затруднительна. В маркетинге это понятие делят на несколько категорий:
Указанные нужды придуманы не маркетологами. Их появление объясняется человеческой природой. Если нужда не удовлетворена, люди делают следующее:
В развитых странах люди пытаются отыскать или создать инструменты, способствующие удовлетворению потребностей, которые у них появляются. В менее развитых государствах усилия людей направлены на снижение важности своих желаний или их удовлетворение при помощи тех инструментов, которые у них есть.
Чем отличается
Главным отличием рассматриваемых понятий считается, что нужды являются ненасыщаемыми, а потребности – насыщаемыми. Это значит, что человеку требуется еда, вода, жилье в течение всей его жизни. Именно это и делает нужды ненасыщаемыми.
При этом потребности, как правило, удается удовлетворить однократно. Если приобрести конкретный товар или получить определенную услугу, человек прекратит испытывать в ней необходимость на какой-то период времени или навсегда.
Рассматриваемым понятиям отводится одно из центральных мест в обществознании, философии, праве и прочих науках. Это обусловлено тем, что они представляют собой ключевые факторы человеческого бытия. На них базируется образ и смысл жизни, цели и стремление человека, его отношение к обществу и другим людям в нем.
При этом крайне важно осознавать собственные желания. Большое значение имеет определение отличий между положительными и отрицательными сторонами и достижение желаемого.
Сравнительная таблица
Основные особенности и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:
Критерий | Потребность | Нужда |
Объем терминов | Считается достаточно широким понятием, и нужда является его частью. | На пирамиде потребностей Маслоу для нужд отводят только 2 нижние ступеньки. |
Значимость | Представляет собой блага, без которых человеческая жизнь затруднительна, но возможна. | Выступает в форме первостепенного объекта, обойтись без которого не удастся. |
Появление | Отличается субъективным характером и появляется в человеческом сознании. | Отличается объективным существованием. Наличие обусловлено самой человеческой природой. |
Относительность | Бывают исключительно у людей – существ с высокоорганизованным сознанием. | Бывают у любых живых существ – и у людей, и у животных. |
Выводы
Нужды и потребности считаются важными понятиями, которые используются в разных научных дисциплинах. Они имеют определенные сходства и отличия. Ключевая разница между этими терминами заключается в том, что нужды считаются жизненно важными вопросами, а неудовлетворенные потребности делают человеческую жизнь затруднительной, но возможной.
Что такое потребность и нужда простыми словами с примерами
Есть множество определений потребности. Эта категория, как и все иные, является инструментом, адаптируемым под конкретные цели. Многие определения никак не вписываются в логику данного исследования. Например, Ф. Котлер (1996: 9) определяет потребность как «нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида». Такое оиределение настолько широко, что покрывает собой много иных категорий, в т.ч. «интерес», что затрудняет детальное изучение поведения. Это определение широко тиражируется в изданиях, посвященных маркетингу (см. напр.: Козырев 2003: 18).
В данной работе в фокусе внимания потребление как дискурс, что предполагает соответствующее уточнение этой категории.
В самом общем виде потребности можно определить как объективно необходимые условия существования или развития ее носителя.
Объективная потребность существует внутри своего рода черного ящика. Это сущность, являющаяся только в процессе ломки упаковки. Пока потребности удовлетворяются, об их существовании не задумываются. Потребность организма в воздухе существует объективно, но глубоко, вдали от глаз. Она обнаруживается, когда воздуха начинает не хватать. И только в таком состоянии объективная потребность выступает как движущая сила человеческого поведения. Таким образом, этот объективный фактор вплетается в деятельность людей нс автоматически, а в результате проблематизации ситуации. Иначе говоря, потребность как движущая сила осознанных действий имеет дискурсивный характер: она дает о себе знать, став предметом определения.
Социобиологичсская природа человека предопределяет и двоякий характер его потребностей. С одной стороны, это объективно необходимые условия его воспроизводства как живого существа (животного), а с другой — как члена общества и различных его групп.
Природная потребность может быть удовлетворена, но только временно. Это лишь момент в борьбе за равновесие между «надо» и «есть». Нет потребности как состояния, есть потребность как бесконечный процесс создания условий для другого процесса: физического и социального существования. Поев, человек сыт, но только в данный момент. Через некоторое время равновесие снова нарушается, чувство голода снова напоминает о неудовлетворенной потребности. И пока человек жив, его природные потребности удовлетворяются лишь временно, порою только сиюминутно. Аналогичным образом существуют потребности в балансе с внешней средой, т.е. в защите от чрезмерного воздействия холода, жары или сырости. Объективно необходимые условия существуют как постоянно меняющиеся процессы, поэтому удовлетворение потребностей — это постоянное регулирование взаимодействия субъекта с исчезающими и появляющимися в качестве шансов условиями.
Сама по себе объективная потребность не является мотивом действия. Если не считать рефлексы, человек реагирует на неудовлетворенную потребность, обработав симптомы этого сбоя в своей голове, иначе говоря — осознав их, декодировав эти нередко очень неясные и невнятные сигналы. Даже удовлетворению простейших потребностей предшествует в большинстве случаев процесс определения сути дисбаланса. Человек чувствует дискомфорт в животе. Это сигнал: равновесие нарушено. И индивид, приняв этот сигнал, подаваемый организмом, ставит вопрос: что это — болезнь, голод? Нередко голова-компьютер дает сбои, предлагая неверное декодирование, например определяя болезненно неумеренный аппетит как сигнал обычного голода.
Большинство природных потребностей глубоко скрыто от глаз. Нередко они декодируются в абстрактных терминах, содержание которых не раскрывается через непосредственные ощущения. Например, человеческому организму нужны витамины, микроэлементы. Эта истина открылась науке нс так давно. Без удовлетворения этой объективной потребности в организме начинаются более или менее серьезные сбои. Человек об этом может и не догадываться. Но если он читает современную литературу о здоровом питании, то он ставит диагноз: «Мне не хватает витаминов». И это при том, что ничто в организме еще не сигнализирует об этом. Иначе говоря, объективная потребность распознается в терминах культуры, принимаемой данным индивидом.
Осознанная потребность — это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития’. Именно она выступает как толчок к действию. Удовлетворенная потребность перестает осознаваться. Сытый человек забывает о потребности в еде. Если же он переел, то упоминание о пище может вызывать даже неприятные ассоциации. Но проходит некоторое время, и эта же потребность вновь актуализируется, т.е. осознается как значимая.
Нужда — это мучительное или неприятное переживание неудовлетворенной потребности как лишения. Она возникает в тех случаях, когда неудовлетворенная потребность вызывает очевидные негативные чувства. 11ужда проявляется при задержках в процессе удовлетворения потребности. Если нужда возникает, она лежит на поверхности.
Но не всякая неудовлетворенная потребность порождает состояние нужды. Человек может быть не в состоянии удовлетворять свои потребности в чистой воде, чистом воздухе, микроэлементах, витаминах и т.д., не испытывая при этом никакого дискомфорта. Многие потребности обнаруживаются в процессе научных исследований и только потом проникают в массовую культуру. И в таких ситуациях возникает часто встречающийся парадокс: эксперты говорят о бедственном положении людей, которые еще не догадываются об этом.
Нужда, потребность, запросы – определение понятий и различия
Человеческая эволюция строится на совокупности биологической и социальной составляющей каждого индивидуума. Личность участвует в коллективных отношениях исходя, в первую очередь, из собственных приоритетов. Далее выстраиваются интересы семьи, социальной группы, народа. Невозможно отделить интересы полноценной личности от общественных интересов, поскольку человека формирует социум.
Выросший в стае животных ребенок в результате долгой терапии и тренировок приобретет зачатки социальных навыков. Но в истории не существует доказанных примеров, когда этот ребенок мог внести значительный вклад в социум своего времени.
Человеческий прогресс базируется на удовлетворении личных желаний каждого из членов общества. Только так человек вносит свой вклад в общую базу данных, черпает для себя навыки и алгоритмы для дальнейшего развития. Например, первобытный охотник рассказывал соплеменникам, где он нашел добычу, рассчитывая на свою часть будущих охотничьих трофеев. Или наоборот, средневековые люди ревностно хранили секреты своего мастерства внутри семьи, чтобы конкурент не смог ими воспользоваться.
Соответственно, осознавая и реализуя свои нужды, предпочтения, обусловленные личностными чертами, человек создает систему ценных продуктов материального и духовного характера, в итоге попадающих в распоряжение всего общества. Но базой для достижений личности становится весь доступный комплекс наработок социума. Начиная от сказок, рассказанных матерью и заканчивая интернет ресурсами.
Основатель диалектического материализма Карл Маркс дает следующую формулировку: «…Человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению…».
Нужда и потребность — в чем разница?
Нужда и потребность – это человеческие ощущения, проявляющиеся в каждой конкретной ситуации. Индивидуум чувствует недостаточность объектов, субъектов, знаний, информации. В экономическом плане, это недостаточность товаров (конкретных продуктов либо нематериальных ценностей) и услуг. Ощущение отсутствия, нехватки чего-либо возбуждают активность и побуждают личность к осознанным действиям по достижению желаемого.
Термин «запрос» для потребителя связан с изысканием финансовой возможности для его удовлетворения.
Изучив потребности представителей различных социальных групп, А. Маслоу составил схематичную пирамиду, включающую в себя описание потребностей. Поэтапно реализуя первичные потребности, среднестатистический человек начинает ощущать следующие:
Эта схема отображает потребности личностей, взаимодействующих в социуме, способном обеспечить для каждого своего члена перспективы удовлетворения нужды в любом благе. Соответственно, в объективной реальности такая пирамида не всегда актуальна.
Запросы и способы их удовлетворения
Покупательная способность индивидуума подкрепляет возможность удовлетворения материальных запросов.
Для стабилизации производства и предотвращения недостатка либо перенасыщения рынка производственными товарами, определенными услугами, проводятся исследования маркетологов. Процессы маркетинговой стратегии направлены на выявление у групп населения (потребителей), объединенных общими финансовыми возможностями, запросов, желаний и требований к своему благосостоянию. Своевременное насыщение рынка продуктами, цена, свойства и качество которых может удовлетворить поставленные запросы потребителя – их главная задача.
Как фундамент маркетинговых стратегий используются понятия и постулаты, предложенные в труде «Принципы теории экономики» А. Маршалом в конце XIX века. Итак, запросы потребителя экономист разделяет на:
Выявляя общие закономерности, маркетологи разрабатывают стратегии с помощью экономических законов и маркетинговых инструментов. Эти стратегии направлены на создание отраслей и производств, удовлетворяющих все перечисленные выше запросы каждой из групп потребителей.