Потребность что это в обществознании
Потребности и интересы
Содержание:
Потребности
Потребность – необходимость конкретных условий для комфортного проживания.
Классификации
Выделяют следующие виды потребностей:
1) Марксизм
2) Иерархия потребностей по Маслоу:
Первичные:
Вторичные:
Интерес
Интерес – состояние мотивации, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес направляется на предметы необходимости.
Классификация
Объективный интерес | – стремление к утолению первичных потребностей и ряда средств, вещей и услуг. |
Объективный социальный интерес | – стремление удовлетворить потребности в общественной среде. Статусной позицией выступает комплекс прав, обязанностей и условий. |
Осознанный интерес | – предположения, какими объектами будут удовлетворены потребности. Осознанный интерес выступает причиной трудовой деятельности человека, может совпадать или не совпадать с объективными. |
Реализуемый интерес | – путь к удовлетворению потребностей. |
С термином «интерес» путают склонность – направленность индивида на определённую деятельность, вызвана желанием заниматься ею. Основой выступает потребность субъекта в деятельности, ради стремления в самосовершенствовании.
Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Интересы человека.
Содержание:
↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.
Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.
Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.
Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
↑ Пирамида потребностей А. Маслоу
ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.
Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.
Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.
Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.
На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).
Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
↑ Интересы и склонности
Интересы возникают на основе потребностей.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов:
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
1.6 Потребности и интересы
Виды потребностей человека:
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Первичные (врожденные)
Вторичные (приобретенные)
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интересы и склонности
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. 1
Какие потребности есть у человека — характеристика и особенности
Ресурсы и потребности человека — что это в обществознании
В процессе жизнедеятельности человек постоянно ощущает нужду в чем-либо. Например, индивиду нужна пища для поддержания энергии. Или человеку нужен отдых после трудовой деятельности. Пища и отдых в данном случае становятся потребностями.
Под потребностью определяют нужду человека в чем-либо: в вещах, эмоциях, защите и безопасности, например.
Если у человека в жизни недостаток или нужда в чем-то, то он стремится это чувство неудовлетворенности изменить.
А чтобы приобрести еду, человеку нужны финансы. Для отдыха индивиду потребуется время. Тогда финансы и время выступают в качестве ресурсов. С их помощью индивид удовлетворит свои потребности в пище и отдыхе.
Ресурсами называют объекты и предметы, которые необходимы для производства жизненных благ. Они способствуют удовлетворению потребностей.
Значит, потребности — то, в чем есть нужда у человека.
А то, с помощью чего удовлетворяются потребности — ресурсы.
Ресурсы используют для производства товаров и услуг.
Виды ресурсов:
Возобновляемыми ресурсами называют природные ресурсы. Их запасы восстанавливаются быстрее, чем их используют. Или же запас таких ресурсов неисчерпаем.
К восполнимым ресурсам относят леса, воду, почву. Например, на месте срубленных деревьев можно посадить новые.
При этом такие ресурсы когда-нибудь исчерпаются.
К невосполнимым ресурсам относят полезные ископаемые. Они образовались в толще земной коры много лет назад.
Например, невосполнимыми ресурсами являются запасы нефти, газа, руд.
Платные: земля, нефть.
Бесплатные: воздух, солнечная энергия.
Ресурсы бесплатны тогда, когда присутствуют в изобилии.
Для удовлетворения потребностей индивид вступает в деловые отношения. Реализуя социальные коммуникации, человек удовлетворяет как свои потребности, так и нужды общества в зависимости от условий жизнедеятельности.
Виды потребностей, какие бывают, классификация
Человек на протяжении всей жизни в чем-то нуждается. Потребности могут быть безграничными.
Под врожденными потребностями понимают насущные, физические потребности человека. Например, потребности в еде, одежде, жилье. Они не замещаются друг другом.
Удовлетворять врожденные потребности необходимо для поддержания жизнедеятельности организма.
Приобретенные потребности или вторичные связывают с духовной, интеллектуальной деятельностью индивида. При этом, они могут быть взаимозаменяемыми.
После удовлетворения первичных потребностей, у человека возникают новые. Желания и потребности бесконечны. Но в то же время, ресурсы для производства товаров и услуг ограничены.
Другая классификация потребностей включает:
К материальным потребностям относят вещественные предметы: нужда в одежде, обуви, гаджетах и так далее.
Духовные потребности заключаются в саморазвитии, развлечении, культурном восприятии, в искусстве и музыке.
Постоянные потребности устойчивы. Ими выступают потребность в еде, жилье.
Ситуативные потребности, в отличие от постоянных, изменчивы.
Индивидуальные потребности различают у разных индивидов. Например, одни люди испытывают потребность в живописи, а другие в конструировании.
Коллективные потребности выражаются нуждами социальных групп и институтов.
С развитием социума круг потребностей может изменяться: сужаться или расширяться.
При этом выделяют закономерности:
Сегодня почти у каждого есть телефон, а в прошлом люди даже не думали о возможности существования такого гаджета.
Когда человек удовлетворяет какую-то потребность, то на ее место приходит новая. Получается круговорот потребностей. И в наше время существует много возможностей влиять на личностные потребности: телевидение, интернет.
А. Маслоу распределил виды потребности человека на соответствующих уровнях пирамиды.
1. В ее основании он поставил биологические или физиологические потребности. К ним он относит органические и материальные. Например, потребность в пище, одежде.
2. После удовлетворения биологических потребностей, индивид ступает на следующий уровень пирамиды — экзистенциальные потребности. К ним относят нужду в безопасности.
3. Следующая ступень — социальные потребности: общение, забота.
4. После — потребность в уважении и признании: нужность, значимость, самоуважение.
5. Пятая ступень — творческие потребности: познание, созидание.
6. Шестая ступень пирамиды потребностей А. Маслоу — эстетические: любовь, радость, гармония.
7. И на вершине пирамиды — духовные потребности: личностный рост, самопознание, самовыражение.
Другая вариация названий уровней пирамиды:
Формирование потребностей человека
Потребности человека составляют основу формирования мотива. А мотив — «двигатель» личности. Мотивация поведения и деятельности зависит от физиологических и культурных потребностей индивида и общества. Они порождают интерес. А интерес направляет внимание личности на объекты и предметы окружающего мира.
Например, социальные потребности формируются у человека в процессе жизни в социуме и взаимодействия между индивидами и группами.
Материальные потребности относятся к исходным потребностям. Они составляют источник активности индивида. Человек вступает в контакт с окружающей средой как природной, так и социальной.
На базе материальных потребностей формируются духовные потребности. Потребность в познании строилась на удовлетворении биологических потребностей.
Эстетические потребности образовались благодаря развитию и совершенствованию процесса производства для организации комфортной жизни.
Формирование потребностей следует правилам:
А. Маслоу в своей иерархической пирамиде потребностей утвердил уровни формирования потребностей. Переход от одного уровня к другому характеризует удовлетворение сформированных и осознанных потребностей. Согласно А. Маслоу, человеческая жизнь на более высоком уровне потребностей обеспечивает индивиду наибольшую биологическую эффективность.
При этом сопутствующим фактором выступает увеличенная продолжительность жизни. Поэтому цель удовлетворения базовых потребностей заключается в стремлении к возникновению у человека высших потребностей.
Составляющие личностных ресурсов человека
Чтобы удовлетворить потребности, человеку нужны разнообразные средства, источники, запасы. Их называют ресурсами.
Ресурсы человека — его потенциал.
Для гармонизации жизни человеку важно постоянно иметь определенный запас ресурсов, который будет поддерживать его жизнедеятельность.
Жизненные ресурсы человека разделяют на внутренние (или личные) и внешние ресурсы. Внутренние ресурсы еще называют способностями, а внешние — возможностями. Такие способности помогают человеку достичь цели, которую он перед собой поставил.
Внутренние ресурсы поддерживают внешние. И наоборот. При этом важно найти такие внешние источники силы, чтобы внутренние ресурсы не исчерпали себя.
Характеристика внутренних и внешних
Внутренние ресурсы включают в себя такие характеристики человека, которые заложены от природы и накопились за годы жизни.
Например, к внутренним ресурсам относят:
Внутренние ресурсы — потенциал личности и ее особенности.
Они помогают человеку развиваться и совершенствоваться.
Внутренние ресурсы составляют психически-личностный потенциал индивида. Включают навыки и характер, которые поддерживают человека.
Например, здоровье тела и духа необходимо человеку для качественной жизни. Индивиду необходимо грамотно распределять время на деятельность и отдых, чтобы обеспечить рациональных расход энергии.
Внешними ресурсами называют все то, что поддерживает человека из внешнего мира.
К внешним ресурсам относят ценности, которые выражаются в социальном статусе, связях и материальном обеспечении.
Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Человек. ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ.
Человек. ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ.
10 вопросов- 10 ответов.
1.Что такое потребности и каковы особенности потребностей человека?
Потребности — это осознаваемая человеком нужда в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности.
Особенности человеческих потребностей:
2.Каковы виды потребностей?
С точки зрения необходимости и пользы:
Виды потребностей:
3.Что такое «пирамида потребностей» Маслоу А.Х?
Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является.
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Первичные потребности.
Вторичные потребности.
4.Что такое способности?
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков, возможности применять знания в нестандартной ситуации, из быстроты и качества выполненной работы.
5.Как происходит процесс формирования способностей?
6.Каковы типы способностей?
Типы способностей по сфере применения:
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно, дополняя и развивая друг друга.
Типы способностей по виду деятельности:
7.Что такое одарённость, талант, гениальность?
В зависимости от степени проявления, совершенства способностей говорят об уровнях способностей.
Уровни способностей.
1.Одарённсть.
Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей; одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.
Выделяют следующие виды одаренности:
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
2.Талант.
Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
3.Гениальность.
Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
8.Назовите виды способностей по способу деятельности человека.
9.Назовите показатели способностей.
Показатели способностей:
10.Каковы пути развития способностей?
Пути развития способностей: