Потреблядство это что такое
Потреблядство
Потреблядство — широко распространённое в современном мире психическое заболевание прямоходящих двуногих, вынуждающее их к патологической трате денег на объективно ненужное барахло, а поскольку денег как правило нехватает, и к патологической работе. Идеологию потреблядства давно насаждает власть, государственный строй, массмедиа. Проникновение идеологии в глубины сознания способствует разложению человека как личности, постоянной апатии и отсутствию глобального мышления.
Таким образом, чем больше потреблядство проникает в массы, тем выгоднее власти и всяким там структурам — формируется поколение новых рабов, более зависимых от своих хозяев, чем пару столетий назад — ведь люди сами того не понимая добровольно отдаются в рабство на безвозмездной основе и даже рады этому. Изначально мир благодарен Америке за появления этого понятия, ведь именно там оно и появилось, а затем расцвело пышным светом, в итоге типичный американец сейчас — туповатый чувак, у которого на уме только вопросы чтобы покушать повкуснее и купить игрушку покруче. К сожалению, в страны вроде России болезнь также проникла, в отличие от той же Америки наступает семимильными шагами, уже достаточно много появилось людей, пораженных этим недугом, особенно их полно в Москве и других крупных городах, где есть, что покупать в принципе, при этом со времен совка сохраняется довольно внушительная прослойка людей «советских убеждений», которая категорически и ни в какой форме не приемлет данную идеологию, к настоящему времени в основном это пенсионеры, прожившие основную часть жизни про социализме в СССР.
Содержание
Сущность [ править ]
Поскольку для увеличения прибыли корпорациям необходимо одновременно забирать себе доходы населения и заставлять его работать, с помощью манипуляции сознанием в головах людей создаётся образ успеха/счастья/привлекательности и т. д., ассоциированный с материальными благами и их потреблением. Поскольку реклама, как правило (если не считать отдельных не вызывающих ничего кроме смеха фейлов), основывается на заложенных в человеческую природу инстинктах, значительное число людей её с удовольствием хавает.
Как только потреблядей в одном месте становится много, они взаимоорганизовываются в общество потребления, полностью покорное корпорациям и смиренно несущее им свой доход. Приоритетными чертами общества потребления является готовность продаваться (то есть выполнять любую работу независимо от степени её унизительности) надолго и со вкусом, отсутствие чёткой политической позиции, готовность вцепиться в глотку ближнему за место под Солнцем (т. н. конкурентоспособность), предельная личная мобильность (то есть отсутствие вообще каких бы то ни было привязанностей и устоев). В целом же, человеку из ОП и личности как таковой иметь не надо, достаточно просто уметь зарабатывать деньги и тратить, какого либо понимания смысла этих процессов не нужно.
В рамках реализации потреблядства повсеместно открываются гигантские магазины, торговые центры. Идет замещение традиционного уклада укладом, угодным потребительской идеологии. Маленькие местные магазины заменяются огромными безумными гипермаркетами размерами с жилой квартал, уличные кафешки заменяются сетевыми гигантами вроде KFC, Macdonalds и т. д. Простые бушные тачки с рук на руки по дешевке заменяются на фешенебельные автосалоны, которые пытаются максимально задорого впарить новую кредитную тачку. Каждая букашка норовит иметь свой автомобиль, в связи с этим во дворах творится настоящая катастрофа. Эта же букашка также заводит себе крошечную собачку ценой всего в 30 тысяч рублей и потом покупает ей одежки всего за 5 тысяч рублей, а также водит в салоны для маникюра, педикюра и т. д. Езда на поезде/метро заменяется ездой на своей машине или такси. Многоразовые прочные пакеты и сумки заменяются на многочисленные пластиковые пакеты плохого качества, которых едва хватает на то, чтобы потом в них же выкинуть мусор и принять участие в посильном загрязнении земли новым целлофаном. Дачный отдых и просто поход на природе заменяется на пакетный тур в Тунис.
Для поощрения повышения потребления проводятся специальные дни, недели и месяцы распродаж. Цены выдумываются из головы так, чтобы потом «поразить» клиентов огромными (вплоть до 100 %) скидками на продукцию. В итоге ничего не стоящее говно впаривают дороже себестоимости, а довольные потребляди даже поблагодарят небеса и судьбу за то, как они успешно потратили свои деньги и как отлично сэкономили. На самом же деле их в очередной раз успешно поимеют их хозяева — компании, корпорации, магазины, государство и т. д.
Древние религии и философии неоднократно предупреждали, что саморазвитие является более важной ценностью и доставляет человеку больше счастья, чем бездумное накопление материальных ценностей. Весьма метко по этому поводу высказался старик Будда, который сказал: «Дурак беспокоится о своем богатстве — но ведь он сам себе не принадлежит, откуда же у него богатство?».
Потреблядство впечатлений [ править ]
Контркультурное потреблядство [ править ]
Своего рода дополняющей противоположностью к потреблядству впечатлений является контркультурное потреблядство. Это такой особый сорт потреблядства, при котором потребление производится с целью демонстративного протеста против идеологии общества потребления. Несмотря на то что сама концепция подобного является в значительной степени взаимоисключающей, её адептами подобные выводы предпочитают не замечаться. Именно сторонники контркультурного потреблядства ходят на стадионы послушать «голос улиц», платят деньги за покупку игр о революционерах, готовы выкладывать энные суммы за возможность пожить в «анархической» коммуне и скупают маски анонимуса вместе с другими всевозможными символами протеста.
В психологическом плане подобное двоемыслие объясняется внутренним диссонансом, возникающим у некоторых людей из-за воздействия общества потребления. С одной стороны, мозг человека уже настроен на подчинение и покорно ретранслирует потребительские стандарты вкупе с атрофией самостоятельного мышления. С другой стороны, из-за этого в человеке формируется некий протест, ощущение угнетения, вынуждающее его идти против содержащихся в его же голове постулатов. Поскольку придерживаться двух взаимоисключающих идей одновременно невозможно, мозг так или иначе пытается найти пути их состыковки. В результате в голове начинают сливаться представления о стандартном потребительском комфорте и неформализме, таким образом рождается своего рода «комфортный неформализм», позволяющей потребляди одновременно удовлетворять и примирить между собой свои внутренние установки.
История в России [ править ]
В России демонстративное потребительство до начала XX века было уделом шляхты, позднее — поднявшихся купцов.
Новая волна потреблядства проникла в СССР после 1945, когда из Германии везли трофеи в масштабах от рюкзака до грузового поезда. Сын отца народов, твёрдый в своих коммунистических убеждениях, сам задавал на это моду.
В 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, ознаменовав собой новую волну погони за качественными (по советским-то меркам) заграничными товарами. Появилось такое явление как фарцовка, а цеховики и некоторые предприимчивые люди начали с риском разрабатывать свои аналоги западных вещей. В такой форме потреблядство просуществовало до конца СССР.
Было две ветви потреблядства: для простого народа и для элиты. Простой народ стоял в очередях не только за явным дефицитом, но и за бесполезным хламом, который у некоторых лежит на балконах и в гаражах до сих пор. Читатель, не висит ли у тебя по ковру на каждой стене, не стоят ли в серванте пустые хрустальные вазы? Партийная же элита и те, кто имели доступ к выезду за границу (дипломаты, моряки, солдаты зарубежных контингентов, некоторые научные работники и журналисты) стремились урвать дефицит в валютных магазинах «Берёзка». Если мы взглянем на магазинные каталоги для дипломатов тех лет, то с грустью поймём, что в загнивающих западных странах это были абсолютно средние товары.
В 90-е годы на рынке наконец-то появились нормальные товары, и мы получили демонстративное потребительство в той форме, что имеем сейчас.
Последствия [ править ]
Как отказаться от потреблядства [ править ]
Из более практических советов можно выделить энафизм или дистанцирование от потреблядства. Для этого нужно приучаться анализировать свои траты, проанализировать свои потребности на предмет необходимости тебе самому как личности, а не набору социальных конструкций, и исключить те из них, что были тебе навязаны. Также нужно искоренить в себе тягу к платным чувствам или платным впечатлениям. Чувства и впечатления не могут быть платными, иначе они становятся всего лишь симулякром настоящих переживаний, существующим исключительно в собственной голов потребителя. Отказаться нужно и от какого-либо уважения к корпорационному труду. Если они тебя не уважают, то почему ты должен уважать их? Уважать следует исключительно людей, делающих для тебя всё то, благодаря чему ты не выживаешь, а именно живёшь, а всевозможные хозяева и владельцы, лишь присваивающие себе большую часть прибыли, уважения едва ли заслуживают.
Потреблядство
Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг, почти неотвратимо возникающий у психологически неустойчивых человеков потреблядей в современном обществе. Основной характеризующий симптом потреблядства — перенос основы своей самооценки на количество потребленного: чем больше зохавал, тем выше ЧСВ.
Пелевинская тема. Ротожопие.
Также тема романа «99 франков» Бегбедера или тема консьюмеризма Д. Уоллеса «Бесконечная шутка».
Все эти мотоциклы, телевизоры и холодильники не делают человека счастливым. В момент их приобретения он, возможно, чувствует себя счастливее, чем прежде. Но едва его желание удовлетворено, тотчас возникают новые.
— Людвиг фон Мизес, «Антикапиталистическая ментальность»
Современное общество потребления — потакает именно животной части человеческой натуры. Потому сейчас и засилье инфантильности во всем западном мире. Взрослого человека от ребенка отличает развитая этика. Человека от животного, в принципе, отличает понимание причинно-следственных связей. Современное общество — общество вечных лишенных этики детей. Капризных, жадных, склочных и завистливых. Только на этом и работает маркетинг и реклама. Только поэтому и продаются новые сотовые и новые машины. Сотни видов косметики и колбасы. Дети — жадные. Детям хочется всех возможных игрушек. Обществу потребления нужны именно вечные дети. Лишенные чувства меры. Не способные к «насыщению».
Любой ребенок, изначально — гиперэгоист. И именно это мы и наблюдаем вокруг. Думать только о себе, только для себя — вот лозунг современного западного общества.
Итак, что же делать.
Маслоу установил, что развитие быдла сопровождается увеличением числа и силы потребностей. К низу так называемой пирамиды «попить-пожрать-поебаться» сверху добавляется «погонять в квак», потом «потрепаться о Вечном у костра», потом «полюбоваться цветущим садом», потом «послушать оперу» и т. п. Так вот, потреблядство — это деградация, бегло загримированная под развитие.
Идеология сверхпотребления более опасна для человечества, чем идеология гитлеровского тоталитаризма
Альберт Гор
Наиболее социально активным небыдлом зло потреблядства было давно опознано и в противовес консьюмеризму появился энофизм (англ. enoughism), который призывает людей потреблять исключительно в необходимых для скромного, но комфортного проживания объёмах.
Так называемое осознанное потребление.
**Мотивы потреблядства изложены у Пелевина в «Поколении П» и «Ампир V».
Общество сверхпотребления описывается в расово-антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Зарождение рассадников потреблядства в виде гигантских универсальных магазинов подробнейшим образом и с леденящими душу подробностями описал Эмиль Золя в романе «Дамское счастье» (1883 год, на минуточку). Ну и конечно, «Бойцовский клуб» — там герой от этого тронулся и устроил rеволюцию.
oldgoro
Искуcство быть самим собой
ПУТИНИЗМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРЖЕН!
Термин «общество потребления» был введен фрейдомарксистом Эрихом Фроммом в 20-е годы прошлого столетия. Именно Фромм долгое время троллил всю Америку, окуная её в собственное дерьмо под названием «консьюмеризм», ведь уже в те годы в Пиндостане активно развивалась инфраструктура, повлекшая за собой шоппинг, рекламную промывку мозга, массовую выдачу кредитов, переразвитую сферу товаров и услуг и прочую стимуляцию погони за удовольствиями. Закончившуюся, как мы знаем, массовым обомжествлением со сбором макулатуры и бутылок к концу этих самых двадцатых ( Великая депрессия).
Однако сам феномен потреблядства был предсказан незадолго до него Лениным, который, анализируя, куда катится разлагающийся капитализм, предположил, что возможны два варианта: или он накроется пиздой вследствие революции из-за кризисов и обнищаний наемных рабов, или научится насаждать среди быдла желание покупать ненужную ему хуйню. В те времена на эту тему разгорелся некислый срач: захочет ли пролетарская потреблядь стать «Железными Феликсами» революции проповедуемой коммунистами. Было многабукафф, которые быдло ниасилило, а буржуины асилили и радостно принялись насаждать потребительскую идеологию, благо производительные силы возрастали параллельно нефтедОбычи.
Ещё был термин «синдром демонстративного потребления», который использовал еще в 1899 году Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ.). Суть этой толстой книги хорошо передана какой-то преподавательницей в паре абзацев:
…Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «праздного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу — крупная собственность….
…И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности…
И. И. Агапова «История экономической мысли»
Несколько позже другой фрейдомарксист из франкфуртской школы, Герберт Маркузе, троллил весь западный мир концепцией «одномерного человека» — человека, способного только потреблять, и готового за возможность беспрепятственно потреблять неограниченное количество товаров и услуг продать не то что свободу развития, человеческое общение, но и мать родную.
Это феномен современного человеческого стада, считается обязательным для любого двуногого с доходом, достаточным для кредитного «Фокуса».
Чуть более научно данный термин звучит как «демонстративное потребление».
В слове «статус» заложены два смысла: широкий и узкий. Подобно тому, как «культура» в широком смысле просто термин, а в узком — обозначение высокого уровня этой самой культуры, «статус» может обозначать просто положение N, а может — положение намного выше нулевого. Быдло воспринимает это слово именно во втором смысле, и пытается покупкой недешёвого корыта обозначить свой значительный статус.
Примитивное разоблачение статусного потребления как морковки перед ослиной мордой предлагают американские ситкомы: от «Динозавров» до «Симпсонов», которые кормят своими шутками на эту тему уже несколько десятков лет, но не в коня корм; миллионные толпы быдла продолжают гнаться за блестящими штучками, как африканские дикари хватают упавшие с самолёта чудесные бутылочки из-под кока-колы.
Очень забавным приколом статусного потребления является то, что за него приходится платить не только деньгами, но и здоровьем, и даже комфортом. Например Большой Загородный Дом в Ебенях увеличивает время добирания на работу до 2 часов, и 2 часа назад, итого 1/6 суток уходит на дорогу, но зато какой СТАТУСЪ. Или стать суррогатной матерью, чтобы раздать кредиты и купить в кредит новую машину.
Искусство современных маркетологов позволяет превратить в статусный предмет вожделения что угодно, даже такие элементарные вещи, как воду. Из диалога на одном из быдлофорумов: «Блин, у меня в мануале к кофе машине написано „ни в коем случае не используйте воду прошедшую через обратный осмос“. Суки, продали и не предупредил никто. Что делать теперь? Покупать опять это говно в бутылках? Или поставить минерализатор? Сталкивался кто-нибудь?». Обратный осмос, грубо говоря — выдавливание сверхчистой воды из всякой гадости.
За такими высказываниями как правило кроется простое желание планктона во всеуслышание заявить о своем внезапном и невъебенном повышении статуса.
Средняя VIP-потреблядь, впервые в жизни купив и поставив автомобильные амортизаторы нормального качества козырного брэнда, обычно две-три недели таскается по автомобильным форумам, обзывая остальные амортизаторы (поршни/стекла/шины/…) фуфлом, и даже регулярно отгребаемые за флуд пиздюли не могут омрачить удовольствия от возможности проинформировать всех о собственной крутости.
Вообще, Маслоу установил, что развитие быдла сопровождается увеличением числа и силы потребностей. К низу так называемой пирамиды «попить-пожрать-поебаться» сверху добавляется «погонять в квак», потом «потрепаться о Вечном у костра», потом «полюбоваться цветущим садом», потом «послушать оперу» и т. п. Так вот, потреблядство — это деградация, бегло загримированная под развитие. Потому что настоящая потребность, мотивирующая к столь внешне разнообразному потреблядству, истинная движущая сила, скрытая от глаз, всего одна: как раз этот самый статус. Который был одной из ведущих потребностей ещё в обезьяньей стае. И ничего общего ни с развитием, ни с увеличением числа потребностей он не имеет. В то время как, скажем, наука расщепляет «тягу к знаниям» (которая тоже сопровождала род людской с незапамятных времён) на всё большее и большее число локальных, глубоко проработанных дисциплин.
Потребляди и совки
Наиболее полноценные общечеловеческие формы потреблядства, как нищебродского, так и VIP-потреблядства, наблюдаются уже после отказа от последних условностей кровавого большевизма при ГОРБИ- ЕБН уже в Новой Нашей Раше и ее окрестностях. Переход «непростых 90-х» был на удивление мирным в ввиду обилия совков, наконец-то дорвавшихся до нехитрых радостей общества потребления, и не сдерживаемых ни остатками тоталитарных предрассудков, ни памятью «диды нидоидали».
Только на этом и работает маркетинг и реклама.
Только поэтому и продаются новые сотовые и новые машины. Сотни видов косметики и колбасы.
Операторам «Общества потребления» нужны именно вечные дети. Лишенные чувства меры. Не способные к «насыщению». Купил топовую видеокарточку? Вышла новая спустя полмесяца? Продавай старую покупай новую! Один хрен что ты уже давно перегнал теоретический порог производительности системы и в твоих условиях увидеть прирост не сможет и супермен!
Написано что она аж на 1% производительнее! Срочно купить!
Мы живем в обществе взрослых детей. Аксолотлей. Неотенических личинок человека.
Это же ДЕТИ. Это я сам, в песочнице, года в три, хвастался перед «собратьями по разуму» новеньким цельнометаллическим танком, притащенным мне откуда-то отцом! И другие дети охреневали и завидовали. И неделю я был непререкаемым авторитетом, пока конкурент не приволок истребитель с вращающимся (если на него подуть) винтом!
Мир мутантов, мир остановившихся в своем развитии людей.
Беспечные, безответственные, жадные, ненасытные, гиперэгоистичные.
С пониманием этого остается только один вопрос:
Как со всем этим теперь жить?
Большой Загородный Дом В Хуёвых Ебенях. Необходим каждому, у кого есть статус в США, стоит кучу денег, требует платить кучу налогов, имеет кучу неиспользуемых комнат, и удлиняет время на добраться до работы и обратно часа на 3 в день. Причем средний американец использует в этом доме спальню, где спит, гостиную, где смотрит зомбоящик и кухню, где хранит (но не готовит) еду. ИЧСХ, такой дом позволяет складировать внутри себя очень много ненужного барахла, не выбрасывая его, во всяких чердаках, кладовках и прочих пустых комнатах, что для потреблядка и общества потребления в целом очень практично.
Элитная Одежда. Если продаются пиджаки в ценовом диапазоне от 1000 до 10000 долларов за штуку, основной спрос идет на пиджаки за 4000-6000, а пиджаки за 1000 никто не берет. Когда дешевых пиджаков набирается достаточно много, их начинают продавать по цене 5000 за шт., и они прекрасно распродаются.
Элитная еда. Человек так устроен, что без еды жить не может вообще. В итоге — все едят. Это — нормальное потребление. Однако с давних времен во имя почесывания ЧСВ отдельные граждане демонстрировали свою крутость поеданием очень дорогих и редких продуктов. При этом вкус продукта был делом десятым — главное, что он жутко дорогой и быдлу по определению не доступен. А значит его потребление возвышает потребляющего над толпой. Каноническим примером может быть популярный среди средневековой аристократии паштет из соловьиных язычков. В наши дни, ввиду доступности пищи, чесать ЧСВ стало немного сложнее. Но только немного. Есть целая куча продуктов, которые стоят феерические (или — для нищебродов — почти феерические) деньги. Это продукты которые везут издалека (мясо новозеландских ягнят), продукты, которые на слуху (хамон, устрицы), продукты, которые круто разрекламировали (трюфеля, фуагра), или же какие-то очень редкие и тщательно отобранные сорта чая или кофе и т. д. Самое интересное заключается в том, что в 95% случаев «потреблядь» не понимает, что она жрет/пьет (поэтому во всех ресторанах имеются специальные советники). Более того — в тех же 95% случаев означенная «потреблядь» не способна вообще понять вкус еды, уловить его, прочувствовать. И получает удовольствие не от самого вкуса, а от прожираемой суммы (то есть от осознания своей крутости, своего превосходства над окружающим быдлом).
Потреблядство это что такое
Мой предыдущий текст спровоцировал обмен мнениями относительно природы philister vulgaris. Естественно встал вопрос о том, что представляет собой филистер и филистерский мир в рамках Западной цивилизации. Т.к. в моей книге «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» анализу западного общества потребления посвящён целый раздел, позволю себе его опубликовать (с сокращениями) в своём ЖЖ.
И так, западное общество потребления…
Итак, в чем круглые сутки убеждает западная пропаганда весь мир? В том, что главной целью жизни человека является достижение возможности максимального (как в количественном, так и в качественном плане) потребления материальных благ, и, во-вторых, в том, что для этого индивид должен отдать всего себя без остатка работе, т. е. производству этих материальных благ. В целом в итоге западное общество оказалось в состоянии тотальной трудовой мобилизации, направленной на создание максимально эффективной экономики. При этом современная пропаганда утверждает, что подобное массовое жертвоприношение имело место во все времена и у всех народов, а создание условий, благоприятствующих максимальному потреблению, было изначально главной целью экономической деятельности человека. Но так ли это?
В том-то и дело, что это не так. У разных народов и разных культур цели экономической деятельности, т.е. то, ради чего работал человек, были несхожими. Более того, даже в Европе в докапиталистические времена экономическая деятельность не определялась стремлением к максимальному, уходящему в бесконечность потреблению.
«Докапиталистический человек — это естественный человек, — писал В. Зомбарт. — Человек, который еще не балансирует на голове и не бегает на руках (как это делает экономический человек наших дней), но твердо стоит на земле обеими ногами и на них ходит по свету. Найти его хозяйственный образ мыслей поэтому нетрудно: он как бы сам собою вытекает из человеческой природы.
То есть в понимании человека Традиции всякая экономическая деятельность имела свои пределы, точно так же, как и человеческие потребности. Лишь человек Модерна, а затем и Постмодерна, утратив свою природную естественность, утратил во всем меру, и прежде всего меру в труде и потреблении.
Не осознавая того, индивид отдает большую часть своей жизни тому, что лично для него лишено всякого смысла и имеет значение лишь для чуждой ему и довлеющей над ним экономической системы. Таким образом, современный человек перестал принадлежать самому себе. Достигнув вершины своего развития, западный капитализм приобрел форму нового рабовладельческого строя, при котором рабы (индивиды, включенные в торгово-производственные отношения) являются собственностью безликих сил, воплотивших свою суть в финансово-экономической системе западного типа.
Главная трагедия современного человека состоит в том, что не только смысл его индивидуального существования оказался сведенным к набору жестких императивов метапротестантской трудовой этики, но сама его жизнь стала изнурительным трудом, обессмысленным тоталитарной экономической системой ( NB ).
Что же такое ценное получил западный обыватель, утратив возможность самостоятельно формулировать смысл своей жизни и отказавшись от личной свободы? Если говорить коротко — огромную массу ненужных ему вещей, которые, как оказалось, не способны сделать его счастливым.
Работа изнуряет и поглощает практически без остатка все свободное время западного человека. Он теряет эмоциональную связь с окружающими и близкими ему людьми, превращаясь в функциональный элемент некой глобальной системы. Личная и семейная жизнь сводятся к предельному минимуму. «Результаты некоторых исследований показывают, — пишет Де Грааф, — что на протяжении жизни последнего поколения время, которое родители проводят со своими детьми, уменьшилось аж на сорок процентов. Одно исследование установило, что американские семейные пары в наше время находят только двенадцать минут в день, чтобы поговорить друг с другом.
Итак, что же получается в итоге? Сотни миллионов людей посвящают свою жизнь обеспечению возможности на выходные всецело предаться шоппингу, сделать очередную покупку, дабы вновь насладить душу ощущением обладания, чувством того, что не зря прожил еще одну неделю. Но, покинув супермаркет, они понимают, что счастье в очередной раз от них ускользнуло. Вроде бы сделан еще один шаг к заветной цели – куплена новая вещь, личное пространство стало более наполненным, а ощущение пустоты только усилилось.
Когда Мать Тереза приехала в Соединенные Штаты для получения почетной ученой степени, она сказала: «Это самое бедное место из всех мест, где я когда-либо была», — рассказывает Роберт Сейпл, директор благотворительной христианской организации «Видение мира». — Она говорила не об экономике, взаимных фондах, Уолл-стрит и покупательной способности, — добавляет он. — Она говорила о нищете души».
Если бы человеческое счастье можно было измерять размером собственности, количеством купленных вещей, то американцы были бы самыми счастливыми людьми. В США на данный момент построено 30 тыс. складов для хранения личных вещей, которые уже давно не помещаются в домах. Их общая площадь составляет более миллиарда квадратных футов. С 1960 года масштаб складского бизнеса в Соединенных Штатах увеличился в четыре раза, принося ежегодно прибыль в размере 12 млрд. долл.
А что в итоге? Дома и склады ломятся от барахла, а состояние счастья не возникает, ведь несмотря на небывалые достижения в накоплении материальных благ, желание покупать, обладать еще большим количеством вещей не пропадает. Наоборот, оно только усиливается. Заветная удовлетворенность не наступает. Западный обыватель — как наркоман, который постоянно ищет новую дозу наркотика, избавляющего его на время от мучительного психосоматического состояния, дающего мимолетное облегчение, приносящего отупляющее забытье, но отнюдь не счастье. Его неудержимое стремление к потреблению по своей сути идентично стремлению осла к морковке, которая висит на палке у него перед носом. Бедное животное тянет тяжелую тележку, выбивается из сил, пытаясь дотянуться до вкусного лакомства, не понимая того, что его цель недостижима. Точно так же и западный обыватель: он всю свою жизнь «тянет» на себе гигантскую экономическую систему, выбиваясь из последних сил, и не ведает того, что все его усилия напрасны, ведь набитый барахлом до самой крыши склад, счет в банке, последняя модель автомобиля, новейший мобильный телефон и т.п. изначально не способны сделать человека счастливым, так как их предназначение — быть связующим звеном между экономикой и питающими ее своей энергией человеческими массами. Запад не смог разгадать великую тайну человеческого счастья, гармонию духа он отождествил с набитым желудком.
В странах с высоким уровнем жизни связь между богатством и субъективным ощущением благополучия «удивительно слаба», отмечает психолог Рональд Инглхарт. «В среднем люди, едущие на работу в автобусе, будучи одеты в рабочую форму, столь же счастливы, как и те, кто разъезжает в костюме на «мерседесе», — говорит Дэвид Ликен, подводя итог своим исследованиям счастья. Даже очень богатые — например, 100 самых богатых американцев, согласно опросу, проведенному в 1980-х годах психологом Эдом Динером и его коллегами по программе Форбса, лишь немногим счастливее людей среднего достатка. Получение наследства, экономический рост, выигрыш в лотерею действительно вызывает кратковременную вспышку радости. Но эйфория идет на убыль по мере привыкания к новому богатству.
Это подтверждают результаты социологических исследований, опубликованные в « Financial Times » 25 ноября 2002 года, которые свидетельствуют о том, что серьезное улучшение качества жизни не сделало людей более счастливыми. Так, Эндрю Освальд из британского Warwick University и Дэвид Бланчф-лауэр из американского Dartmouth College пришли к выводу, что последние 25 лет американцы считают себя менее счастливыми. Количество британцев, полностью удовлетворенных своей жизнью в течение тех же 25 лет, осталось неизменным (все та же одна треть населения). В Европейском союзе в целом схожая ситуация: за прошедшие 25 лет там люди не стали более счастливыми (одна пятая опрошенных).
Запад создал цивилизацию, все процессы которой оказались замкнутыми на создание и удовлетворение психосоматических потребностей человека. При этом необходимо отметить один очень важный момент: ключевым элементом функционирования экономической системы западного типа стало непрерывное производство неестественных, не присущих изначальной природе человека потребностей. То есть, удовлетворив базовые, жизнеобеспечивающие потребности индивидов, западная экономика, для того чтобы создать основу своего дальнейшего роста, начала целенаправленно производить искусственные потребности, удовлетворение которых требовало расширения и совершенствования экономической системы. Главная цель экономики западного типа — непрерывный рост прибыли — требовала непрерывного роста производства, а он, в свою очередь, предполагал непрерывный рост потребления. Именно поэтому конструирование новых, не существовавших ранее, а потому неестественных для человека потребностей, выступающих основным стимулятором производства, приобрело для Запада ключевое значение. Таким образом, можно констатировать, что западная цивилизация — это цивилизация непрерывно создаваемых искусственных потребностей, цивилизация сознательно культивируемых неестественных желаний.
Более того, естественные человеческие потребности целенаправленно вытесняются вглубь сознания людей, так как их удовлетворение приведет к перенаправлению человеческой энергии на другие ценности, что, без сомнения, разрушит финансово-экономическую и социально-политическую системы западного типа. Как это ни звучит парадоксально, но все достижения Запада создавались неудовлетворенными, глубоко несчастными людьми, упорно идущими не к счастью, а лишь к его миражу. При этом необходимо подчеркнуть, что желания, порождаемые искусственными, изначально не присущими человеческой природе потребностями, ведут только к страданию. Счастливый человек несовместим с западным образом жизни и западными ценностями, ведь в состоянии внутренней гармонии его невозможно заставить до одури работать, принося в жертву молоху труда всю свою жизнь.