Потребительское общество и потребительский кооператив в чем разница

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

О потребительских обществах и кооперативах.

О потребительских обществах и кооперативах.

В связи с тем, что в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю продолжают поступать жалобы граждан на кредитные кооперативы и потребительские общества, членами которых они являются, Управление разъясняет.

Любое потребительское общество или кооператив являются некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его пайщиками имущественных паевых взносов для финансовой взаимопомощи, страховании имущества и иных имущественных интересов, посреднической деятельности и не преследует основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

В своей деятельности любой кооператив руководствуется положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях». Основы отношений в кооперативе определены законодательными актами, регламентирующими организационные и хозяйственные аспекты деятельности потребительских кооперативов, в том числе Уставом общества и Законом РФ № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации», который непосредственно и жестко регламентирует деятельность КПК – кооперативы могут только выдавать займы и принимать на хранение сбережения.

Кредитный потребительский кооператив (КПК) – это некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую помощь между всеми членами кооператива – пайщиками. По сути, члены КПК – это пайщики, которые вступают в кооператив с целью либо получения займа, либо внесения сбережений. Поскольку все пайщики являются владельцами кооператива, они сами управляют политикой организации: вырабатывают правила согласно закону 190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливают процентные ставки по сбережениям, условия выдачи займов. Вся прибыль кооператива формируется в результате выдачи займов, и после выплаты установленных процентов по сбережениям распределяется между пайщиками пропорционально, в зависимости от размера паевого взноса

В каждом КПК создается Правление, должности которого выборные. С членами кооператива согласовывается Устав, внутреннее положение, определяются равные для всех правила вступления в КПК. Каждый пайщик имеет доступ к финансовой отчетности и всем документам кооператива. Ежегодно определяются процентные ставки, размеры паевых, членских, вступительных взносов, взносов в резервный фонд.

При вступлении в потребительское общество каждому пайщику в обязательном порядке должны разъясняться его гражданские права и обязанности в соответствии с Уставной деятельностью Потребительского Общества. Пайщик Потребительского Общества обязан соблюдать Устав и порядок осуществления деятельности Потребительского Общества; выполнять решения общего собрания Потребительского Общества, Приказы и Распоряжения Правления и других органов управления и органов контроля Потребительского Общества.

Для указанной в Уставе деятельности, кредитный потребительский кооператив привлекает денежные средства и выдаёт займы.

Закон «О кредитной кооперации» предусматривает особый вид договора для привлечения денежных средств от физических лиц, членов кредитного кооператива. В данном Законе(ст. 30), он указывается как «договор передачи личных сбережений». По договору передачи личных сбережений, член кооператива передаёт кредитному потребительскому кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Договор заключается только в письменной форме и должен содержать несколько обязательных условий:

— заключается только с физическими лицами – членами кооператива;

— заключается только в письменной форме;

— должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата;

— должен содержать условие о досрочном возврате денежных средств.

Отношения по передаче таким кооперативам денежных сбережений основаны исключительно на членстве граждан в кооперативе, участии в его деятельности и не подпадают под предмет регулирования законодательства о защите прав потребителей, так как пайщики потребительского кооператива не являются потребителями в смысле, определенном Законом РФ «О защите прав потребителей».

Так, в соответствии с абз.3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательство о защите прав потребителей применяется только к возмездным гражданско-правовым договорным отношениям, которые не связаны с членством граждан. К данному выводу приходят и судебные органы (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Кредитные потребительские кооперативы обязаны быть членами саморегулируемых организаций (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Если кредитный потребительский кооператив вышел из состава саморегулируемой организации, то в течение 3-х месяцев он должен вступить в другую саморегулируемую организацию. В случае, если кредитный потребительский кооператив не является членом саморегулируемой организации, то он подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России.

Для подтверждения факта легальности деятельности кредитного/потребительского кооператива на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» (web-адрес http://www.cbr.ru) в разделе «Финансовые рынки – Участники финансовых рынков – Кредитные потребительские кооперативы» опубликована электронная версия государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО) кредитных потребительских кооперативов. После ознакомления со списком саморегулируемых организаций (СРО) кредитных потребительских кооперативов необходимо посетить их официальные сайты, где публикуются реестры членов СРО, или позвонить по контактным телефонам саморегулируемых организаций и уточнить вопрос о том, является ли интересующий Вас кредитный потребительский кооператив членом данной саморегулируемой организации.

В случае нарушения прав члена кредитного кооператива кооперативом, связанных с не возвратом переданных денежных средств кооперативу, пайщик кредитного кооператива может пожаловаться по данному факту в саморегулируемую организацию, членом которой является кредитный потребительский кооператив. Также, в случае невозврата кредитным потребительским кооперативом личных сбережений, пайщик имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании с него (кооператива) всей причитающейся суммы денежных средств (сумма займа и начисленных на него процентов) а также уплаты процентов в размере, определяемом пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, за неисполнение денежного обязательства по указанному договору.

При этом надо знать, что споры между пайщиком (физическим лицом) и кредитным потребительским кооперативом рассматриваются судом общей юрисдикции. Отметим, что к отношениям между пайщиком и кредитным потребительским кооперативом неприменимы нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме того, в случае совершения противоправных действий, подразумевая мошенничество со стороны кредитного потребительского кооператива (не выполнение условий «договора передачи личных сбережений»), пайщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю рекомендует серьезно относиться к передаче своих денежных средств кредитным потребительским кооперативам, подумать перед принятием такого решения и иметь ввиду, что данная область правоотношений не является предметом регулирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.

Источник

Потребительское общество – что это?

Потребительское общество и потребительский кооператив в чем разница

Потребительское общество создается, как правило, для достижения «потребительской выгоды» для его членов-пайщиков (т.е. тех, кто объединился в общество) или для улучшения конкурентно способности бизнеса для его владельце (об этом, кстати, мало кто знает!).

Кроме того, для достижения защиты собственности от посягательств различных рейдеров и кредиторов.

Ну, а то, что в потребительском обществе (которое не занимается коммерческой деятельностью) отсутствует налогооблагаемая база с доходов, стоит того, чтобы на эту форму хозяйствования обратили внимание не только мелкие и средние предприниматели, но и владельцы крупного бизнеса.

Опыт показывает, что предпринимателям трудно вначале «въехать» в некоммерческую форму хозяйствования. Но, когда понимание приходит, у них «загораются глаза».

Сначала они понимают, что при правильно составленном схемном решении проекта с участием такого ПО, при любых оборотах налог на доходы = 0!

Далее проявляется мощь паевого фонда…

Заодно они узнают, что передача основных средств и нематериальных активов некоммерческим организациям (потребительское общество — некоммерческая организация по ГК РФ) на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не облагается НДС (п.3 ст.39 Налогового Кодекса РФ).

Есть и ещё много преимуществ и нюансов, но об этом позже! В том числе — на конкретных примерах.

Кстати, пайщиками могут быть как физические лица, так ИП и юридические лица.

Теперь немного «пройдемся» по законодательству РФ:

Одной из форм некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы (статья 50, пункт 3, подпункт 1 ГК РФ).

Потребительский кооператив является более расширенным понятием, чем «потребительское общество» (Статья 5 Закона 3085-1). Таким образом, потребительское общество — это разновидность потребительского кооператива, относящегося к некоммерческим организациям.

Главным отличительным признаком некоммерческой организации признается то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

И ещё важный момент: потребительское общество создаётся для удовлетворения материальных интересов членов-пайщиков!

Таким образом, уже в Гражданском кодексе РФ заложен особый статус потребительского кооператива как некоммерческой организации, имеющей отдельные черты организации коммерческой.
Особенности статуса потребительских кооперативов позволяют им выживать при различных системах государственного устройства. Напомним, что в 2011г была «круглая дата» — потребкооперации в России исполнилось 180 лет!

Деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19 июня 1992 года № 3085-1 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно этого Закона, а также ГК РФ потребительское общество — это добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов … в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В общем, это очень коротко.
В других статьях на сайте можно найти развитие данных положений.

Комментарии 61

Мне нравится система ПО!

Выгодная система ведения бизнеса. Но много нюансов в налогообложении, их необходимо знать. Хорошо бы знать судебную практику- по каким искам налоговых, таможенных и др. органов прошли суды и каковы их результаты.

Да, безусловно интересная форма. Тогда практический вопрос: есть ли комплект документов для создания ПО (не только устав, но важнее «правильные» документы для бухучета) и соответственно, сколько это стоит? Консультации, понятное дело тоже будут нужны.

Тема заслуживает пристального внимания, спасибо, что вернули меня к ней.

Давно искала эту информацию, спасибо.

заинтересовало. напр ваш проект сотовая связь. НО, в неком.организациях запрещено делить членские взносы между членами. как же быть? ведь они получают доход? и он облагается ндфл получается?

«Делить» членские взносы действительно нельзя.
Но можно тратить на «уставные цели».
Все возможные расходы прописываете в «Положении об имуществе и фондах», в т.ч. для того, чтобы было целевое использование средств.
Когда же нужно получить «живые деньги», варианты тоже существуют.

Интересно.
Значит для начала работы с ПО важно правильно поставить цель создания потребительского общества? Или целей можно написать сколько угодно для широты сферы своей деятельности?

Мне нравится система ПО! Надо все обдумать. А как насчет: «Пайщики несут субсидиарную ответственность в пределах взносов»? Когда это возможно? Других «рисков» для себя не вижу — одни ПЛЮСЫ!

Александр Евгеньевич! Нужно рассматривать не только тот текст, что Вы взяли из п.4.ст.116 ГК РФ, но и текст в начале указанного пункта: «Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов…»
А когда возникают убытки?
Когда есть доход и затраты.
Правильно?
Т.е. это имеет отношение к коммерческим ПО, но не имеет никакого отношения к некоммерческим ПО, т.к. там убытка не м.б. в принципе, т.к. доход всегда равен нулю, а затрат нет (есть только расходы из фондов).

Спасибо за оперативный и исчерпывающий ответ!

Скажите может ли пайщик который не работал уполномоченным пайщиком стать председателем Райпо(у кого есть возможности баллотироваться на этот пост)

Уточните, пожалуйста, кто в Вашем понимании «председатель РайПО»?
Председатель совета или председатель правления?

Я в течение шести лет являюсь пайщиком.Могу ли Я баллотироваться на пост председателя. Опыта работы не имею

Баллотироваться можете, опыт работы — «дело наживное», ограничений по этому вопросу в Законе нет.
Самое главное, чтобы общее собрание пайщиков (или общее собрание уполномоченных ПО) Вас избрало (если речь о председателе совета).
Или совет назначил (если речь о председателе правления)

Работа председателя правление оплачивается или нет?

Валерий Борисович!!Подскажите пожалуйста, как правильно организовать деятельность потребительского общества по строительству жилья пайщикам.Имеет ли право потребительское общество привлекать инвестиции от пайщиков и иных лиц для строительства жилья пайщикам- третьим лицам. В законе «О потребительской кооперации» № 3085-1 от 19.06.1992 предусмотрены только паевой и вступительный взнос, можно ли использовать членские взносы.Существует ли судебная практика по данному вопросу.

Елена, схема по строительству жилья для пайщиков достаточно сложная, т.к. надо обойти кучу «подводных камней».
Но организовать можно, в России достаточно много практических примеров.
Членские взносы можно использовать, просто их надо прописать в Уставе.
По поводу судебной практики не понял. По какому вопросу Вы её хотите найти?

Доброго времени суток!Где и как заказать консультации про ПО ПК?

Подскажите пожалуйста как возможно кредитовать ПО. Может ли в качестве поручителя по кредиту выступать областной потребсоюз? Какие преимущества (риски) в кредитовании есть у ПО перед ООО?

Анатолий, а у Вас какое ПО?
Коммерческое или некоммерческое?
И входит ли Ваше ПО в Облпотребсоюз?

Валерий Борисович, доброго времени суток! У меня два небольших вопроса(так как не смог найти ответа даже в вашей книге)
1. Максимально возможное количество учредителей в ПО?
2. Какое max количество юр. Лиц и физ. Лиц возможно в учредительном составе ПО?

Ахлиман, отвечаю:
1. Стремится к бесконечности.
2. Стремится в бесконечности.
🙂
А если серьёзно, то ограничений на максимальное количество нет.
Однако, простой вопрос:
а зачем Вам большое кол-во учредителей в ПО?
Хотите устроить очередь у нотариуса?
Зарегистрируйте ПО с 5-ю физ.лицами или 3-мя юр.лицами, остальные вступят после гос. регистрации.
Или у Вас какие-то более хитрые планы?
Поделитесь!

А как будет формироваться пенсия пайщика ПО, который ведет деятельность в интересах других пайщиков, обменивается паями, получает матпомощь и не платит налогов в пенсионный фонд?

Никак.
В ПО «приходят» для «удовлетворения материальных и иных потребностей», для зарабатывания пенсий есть и другие «места».

А если создать свой пенсионный фонд, потребкооперации?

Почему нет?
Примите «Положение» об этом фонде, укажите в этом документе источники поступлений в фонд и правила выплаты из этого фонда пайщикам.

Здравствуйте!
Мы создали интернет-проект в котором участники будут обмениваться вещами (товарами), посредством внесения их в паевой фонд и забирать любые другие товары, а так же оказывая услуги членам кооператива.

Вопрос:
Возможно ли заявление о вступлении, и другие документы, необходимые для функционирования ПО оформлять в электронном виде?

Виктор, в Законе «О потребкооперации… в РФ» (статья 10, пункт 1) сказано, цитирую:
«Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество».

Поэтому, мой ответ на Ваш вопрос:
Заявление на вступление в пайщики ПО не м.б. оформлено в электронном виде.
Только в бумажном.
Для оперативной работы могу порекомендовать собирать сначала сканкопии с подписью, а затем оригиналы заявлений.
А вот другие документы, в принципе, могут, когда в Уставе или договоре о хозяйственной деятельности оговорены или запущены эти процедуры.

Здравствуйте Валерий Борисович, гениальная идея перевести документооборот в электронный вид. Если Вас не затруднит, уточните пожалуйста в каком пункте Устава необходимо это указать и как правильно сформулировать?

Насколько я помню, то на имущество в ПО должны быть док-ты и акты, как можно обыграть эти нюансы?

Да, договоры, акты, решения совета.
Надо не «обыгрывать», а просто иметь образцы и подписывать их с пайщиками.

Виктор, полностью документооборот в НПО перевести в электронный вид не получится.
Заявления на вступление в пайщики, решения совета о приёме и т.д. придется делать в бумажном.
Хотя, когда есть образцы документов, это делается быстро и просто.
Кстати, иногда желание «упростить себе жизнь», может привести к печальным последствиям.
Особенно, когда речь идет о сроке возврата паевого взноса и о форме возврата (деньги-имущество).
Кто «в теме», думаю, согласится.

Потребительское общество-это хороший способ ведения бизнеса, кстати не только традиционного, но ещё и сетевого.Всё больше появляется таких потребительских обществ, которые не только развивают свой бизнес через интернет, а имеют основную часть дохода через него.

Валерий Борисович! На одном из форумов вас обвиняют в том, что вы не не предупреждаете, что Председатели Правления и Совета, обязаны быть компетентными, должны иметь гос.диплом, или сертификат о соответствующих курсах, дающие это право.

И приводят следующее обоснование:
«(п. 4 введен Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ) 5. На должность руководителей созданных потребительскими обществами или союзами организаций потребительской кооперации на срок до пяти лет назначаются лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях, определяемых советами потребительских обществ или советами союзов потребительских обществ, на эту должность назначаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, определяемым указанными советами.
Тут именно так написано, для тех, кто не плут, а на пример для судьи, которому на стол ляжет заявление, от того или иного пайщика, которому просто вздумается обвинить в чём то совет, или правление. И после этого начнутся долгие тяжбы, потому что суд может признать вообще все действия совета или правления не правомочными. А совету или правлению, свою компетентность, будет доказать НЕ ЧЕМ, то есть НЕВОЗМОЖНО, кроме как дипломом или сертификатом соответствия.»

Поэтому, не надо обвинять, тем более «за спиной», лучше задать вопрос на сайте или прислать на E-mail.
Сможем ответить — ответим.

По существу вопроса, который прислала Екатерина:

1. Человеку, которого надо предупреждать, что он должен быть компетентен, когда организовывает своё дело, лучше это дело не открывать. Подведёт и себя, и тех кто «за ним пойдёт». Это моё твёрдое убеждение! Лучше ему быть исполнителем, находиться на вторых-третьих ролях и не «лезть» в «первые лица», какими являются в ПО (ПК) председатель совета и председатель правления. «Первое лицо» ежедневно принимает различные решения и заранее не ясно, когда какое решение придётся принять. И когда руководитель некомпетентен, это очень печально…

2. Про гос.диплом, или сертификат о соответствующих курсах:
Если Вам что-то говорят такие имена, как Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг — то это все миллиардеры без высшего образования.
Известный российский мультимиллионер Олег Тиньков тоже не закончил Ленинградский горный институт… И что?
И таких примеров масса.
Когда кто-то организовывает свой бизнес или своё дело, дипломы и сертификаты ему не помогут, когда у него «мозг не работает» и отсутствуют организаторские способности.
К сожалению, такова «правда жизни».
Но это, моё личное мнение.
Кто-то может попробовать доказать обратное. 🙂

3. А теперь про цитату из Закона 3085-1, что была приведена в комментарии.
Конкретно это пункт 5 Статьи 6 Закона 3085-1.
Не трудно заметить, что этот пункт относится не к председателям советов и председателям правлений ПО (ПК), а к руководителям (например, ген.директорам) ООО, которые создаются решениями ПО (ПК) и Союзов ПО.
Ведь ПО (ПК) и Союзы ПО имеют право учреждать (создавать) различные хозяйственные общества, учреждения (об этом прямо сказано с Статье 5 Закона 3085-1).
Вот именно о них идёт речь в пункте 5 Статьи 6, а не о председателях советов и председателях правлений ПО (ПК).
Там же сказано, что если советы ПО (ПК) или советы Союзов ПО решат, то могут установить нужные им квалификационные требования для этих руководителей (ген.директоров ООО).
Если не решат, то просто проведут обычное собеседование как при любом устройстве на работу 🙂
Требования к членам совета в Законе 3085-1 определены в первом предложении пункта 2 статьи 19.
А особых требований к членам правления, в том числе к председателю правления, Законом 3085-1 не установлено вообще!

Так что, Екатерина, сделайте самостоятельно вывод про тех, кто убеждает будущих председателей советов и председателей правлений обязательно иметь гос. диплом и какой-то сертификат, да ещё обвиняет меня в чём-то (додумайте сами).

Источник

ЦБ напомнил потенциальным заемщикам о различиях между КПК и потребительским обществом

1 Время прочтения: 2 минуты

Кредитный потребительский кооператив и потребительское общество — не одно и то же, и граждане должны понимать эту разницу, принимая решение о размещении своих денежных средств или получении займа. Об этом напоминает Банк России в сообщении, опубликованном во вторник.

По данным ЦБ, туда начали поступать обращения граждан, которым предлагается вступить в потребительское общество и вложить в него свои деньги или взять заем (кредит), как в кредитном потребительском кооперативе (КПК).

Регулятор обращает внимание на то, что КПК объединяет пайщиков по территориальному, профессиональному и/или иному принципу с целью удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива. КПК может принимать денежные средства пайщиков и выдавать займы. В то же время в потребительском обществе финансовая взаимопомощь не является основным видом деятельности, и потребобщество не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (под профессиональной понимается деятельность по предоставлению потребзаймов, осуществляемая не менее четырех раз в течение одного года). Потребительское общество объединяет пайщиков, как правило, по территориальному признаку и принимает от своих членов имущественные паевые взносы для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности.

Банк России ведет государственный реестр кредитных потребительских кооперативов. Кроме того, КПК обязаны быть членами саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные кооперативы. Единый реестр СРО финансового рынка также выложен на сайте ЦБ.

В свою очередь потребительские общества не входят в число организаций, за деятельностью которых Банк России осуществляет контроль и надзор.

«Таким образом, принимая решение о размещении своих денежных средств или о получении займов (кредитов), гражданам важно понимать разницу между кредитным потребительским кооперативом и потребительским обществом, которое не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и не находится под надзором Банка России», — подытоживает регулятор.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *