Потребительское общество что это

Потребительское общество

Потребительское общество

Об одном из значений термина см. также Общество потребления

Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путём объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Относится к некоммерческим организациям. Потребительские общества объединяются в потребительские союзы. Потребительские общества и потребительские союзы — 2 формы потребительских кооперативов.

Общепринятые сокращения

Смотреть что такое «Потребительское общество» в других словарях:

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — добровольное объединение пайщиков, являю щееся юридическим лицом. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА могут быть сельскими,поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Высшим органом ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА является общее собрание пайщиков (или… … Финансовый словарь

«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО» — «общество потребления», «общество массового потребления», понятие, употребляемое в бурж. обществ. науках для обозначения состояния, которого достигли промышленно развитые капиталистич. страны. Основы концепции «П. о.» наиболее полно… … Философская энциклопедия

Потребительское общество — (англ. consumer company/society) в РФ вид потребительского кооператива, добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных … Энциклопедия права

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — см. Потребительский кооператив … Юридический словарь

Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной… … Официальная терминология

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной… … Юридическая энциклопедия

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — в соответствии со ст. 1 Закона от 25 февраля 2002 г. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь потребительское общество представляет собой добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц в… … Юридический словарь современного гражданского права

потребительское общество — см. потребительский кооператив. * * * (англ. consumer company/society) в РФ вид потребительского кооператива, добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем … Большой юридический словарь

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — (см. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

потребительское общество — кооператив, ставящий своей целью обслуживание своих членов как потребителей (см. кооператив, кооперация) … Справочный коммерческий словарь

Источник

Что такое потребительское общество

Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).

Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.

Вопрос: Потребительское общество применяет УСН с объектом «доходы». Обязана ли организация при реализации объекта недвижимости члену потребительского общества устанавливать цену договора, равную кадастровой стоимости? Возникают ли налоговые риски по УСН при продаже имущества по цене значительно ниже кадастровой стоимости?
Посмотреть ответ

Что представляет собой потребительское общество

Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.

Вопрос: Пять физических лиц учредили потребительское общество. В процессе деятельности общества остался один участник. Может ли потребительское общество продолжать свою деятельность, если остался один пайщик?
Посмотреть ответ

Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ. Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.

ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.

Законодательное регулирование потребительского общества

Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.

Вопрос: Возможно ли в уставе потребительского общества установить, что порядок вступления в общество происходит через механизм публичной оферты, размещенной на сайте кооператива, и акцепта в виде направления заявления и уплаты вступительного и паевого взносов?
Посмотреть ответ

Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название. Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года. Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.

Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.

Цели и задачи потребительского общества

У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:

Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:

ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.

Особенности потребительского общества

Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.

Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:

Требования к потребительскому обществу

Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:

Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Принятие решений на общем собрании осуществляется путем голосования, причем количество голосов пайщиков не зависят от размера его паевого взноса: один человек имеет право 1 голоса.

Имущество потребительского общества формируется за счет:

Бухучет потребительского общества

Согласно законодательству, потребительские общества должны вести бухгалтерский учет и показывать отчеты по финансам. Требования к бухучету некоммерческих обществ обычны – они изложены в ФЗ №402 «О бухгалтерском учете», Положении о бухучете и ПБУ вместе с Инструкцией по его применению.

Если ПО функционирует по УСНО, бухучет не отнимет много труда. Функции бухгалтера разрешено исполнять руководителю (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 402). В ФНС нужно предоставлять только бухгалтерский баланс и отчет о том, что средства используются по целевому назначению.

Выбор способов бухгалтерского учета оставлен на усмотрение самой организации, его следует закрепить в учетной политике.

На балансе нужно отражать:

Образцы проводок

Налогообложение потребительского общества

Потребительские общества попадают в категорию некоммерческих организаций, которые могут платить налоги по упрощенной системе, если их поступления не окажутся больше 3 млн руб. за последний отчетный год.

ПО вправе использовать и другие льготные системы налогообложения: при выборе ЕНВД общество не ограничивается по количеству присоединяемых членов.

Налоговый кодекс РФ не признает паевые взносы актом реализации (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), значит, о НДС речь не идет. Доходы и расходы требуется учитывать для целей налогообложения по отдельности: целевое финансирование и коммерческая деятельность.

Источник

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1 (последняя редакция)

19 июня 1992 года N 3085-1

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ)

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов

от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ,

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ)

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник

Налоговые мифы. Часть 3. «Потребительские общества»

В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами. Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек. Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.

Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».

Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.

Из ст.1 Федерального закона №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

И если производственные кооперативы относятся к разряду коммерческих организаций, то потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а удовлетворение нужд пайщиков.

Возникает вполне логичный вопрос: «Как же вести бизнес путем организации потребительского общества? Когда все «движения», при которых что-то продается либо покупается относятся к коммерческим?»

Потребительское общество что это
Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    «А что есть бизнес? И для кого?» – это самые обычные вопросы при создании бизнеса.Так вот, Потребкооперация отвечает на эти вопросы, а именно бизнес – это дело! Дело для пайщиков. НО: при правильном подходе и постановке бухучета практически нет налогооблагаемой базы. А раз нет базы, значит нет и отчислений. Все в соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке государства. Нужно ли вам дело со 100% сбытом и при этом без налогов? Решать вам!

Потребительское общество что это
Екатерина Кувшинова

Руководитель юридического отдела компании «Туров и Партнеры»:

    Единственная цель существования потребительских обществ – это удовлетворение нужд пайщиков, а не извлечение прибыли. А нужда может выражаться в чем угодно: в имуществе, в квадратных метрах, в деньгах.

Организации, индивидуальные предприниматели также могут быть пайщиками, могут вносить паевые взносы, но они не смогут их поставить у себя в расходы (если это не является необходимым условием существования этой, например, ООО-шки). К таким организациям относятся компании на ОСНО либо на УСН (доходы-расходы), а остальным лицам будет комфортно работать с кооперативом, т.к. им не нужно учитывать расходы для определения налоговой базы, а подтвердить происхождение товара они могут актом приема-передачи имущества и договором с ПО. Это и физические лица, юрлица, которым не нужны расходы и ИП (патент, ЕНВД, УСН (доходы)). Поэтому такие компании-пайщики могут «брать» товар у потребительского общества, а затем его продавать.

Так как потребительское общество – это некоммерческая организация, ей нужно на что-то существовать. И существует она членские взносы. Существуют также и паевые взносы. Разница в том, что паевой взнос имеет возвратный характер, как раз его пайщики и возвращают имуществом или деньгами. Например, пайщик пришел и сказал: «Я вношу паевой взнос 100 рублей, прошу удовлетворить мою нужду телефоном». Общество покупает пайщику телефон за 80 рублей и передает его за те же 80 рублей возвратом паевого взноса. А 20 рублей, в соответствии с заявлением пайщика зачисляются в членские взносы. И уже эти 20 рублей общество общество расходует согласно созданным фондам на свои нужды.

Что получается? С точки зрения закона п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ удовлетворение нужд пайщиков не признается реализацией. По факту мы поменяли деньги на товар, пайщик доволен, общество довольно, а реализации и налогов нет, а, соответственно, нет и налоговой базы.

Безусловно, особое внимание следует уделить грамотному оформлению всей необходимой и регламентирующей деятельность документации. Если все будет оформлено правильно и соблюдены нюансы, то такой «своеобразный бизнес» торговлей не признают».

Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей

Потребительское общество что это
Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Именно на общем собрании пайщиков можно свергнуть «власть». Обезопасить руководящих лиц кооператива от «свержения» возможно посредством уполномоченных кооперативных участков. Т.е. на общем собрании голосуют за пайщиков уполномоченные соответствующих кооперативных участков. Именно так мы рекомендуем выстраивать структуру управления в ПО.

Кооперативный участок – часть потребительского общества. КУ открывается Советом либо по территориальному, либо по тематическому признаку для оперативного управления в ПО. Он объединяет определенное количество пайщиков, проживающих на определенной территории, или работающих в какой-нибудь организации, а также принимающих участие в тематических программах ПО.

В ст. 17 Закона РФ «О потребительской кооперации» записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка, руководит его деятельностью уполномоченный кооперативного участка.

Уполномоченный кооперативного участка имеет право принимать решение от лица всех пайщиков кооперативного участка, а также участвовать в Общем собрании пайщиков потребительского общества от своего кооперативного участка.

То есть, назначив свое доверенное лицо уполномоченным кооперативного участка, вы сможете избежать негативных последствий общего голосования.

Миф №3. Потребительские общества тоже «кошмарят» всевозможными проверками

На основании п.1 ст. 3. Закона РФ «О потребительской кооперации» отношения государства и потребительской кооперации: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации».

В отличие от юридических лиц и ИП-шников, «работа» потребительских обществ осуществляется при минимальном участии государственного влияния и контроля. Хотела написать «бизнес», но, исходя из заложенного в это понятие начального смысла, это грубо и коряво… Поэтому – это труд, деятельность без постоянного присутствия «Зачем? Почему? И на каком основании?» гос. наблюдателей. Но, если потребительский кооператив, помимо своего «прямого назначения», осуществляет предпринимательскую деятельность путем реализации товаров/работ/услуг, то запрет на проверки автоматически снимается. Любопытство органов не заставит себя ждать.

Потребительское общество что это
Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    ИФНС очень внимательно смотрит на деятельность потребительских кооперативов, порой до маразма доходит: и не регистрируют, и пытаются внести изменения в Устав. Но всякое дело проходит такой период. При правильном бухучете налоговая только пошумит и напакостит, но на это в Законе от 19.06.1992 г. №3085-1 есть отдельная статья, которая прямо запрещает государству вмешиваться в дела Потребительских обществ и предусматривает наказание чиновников, неправомерно «сунувших нос» в дела кооперации. Поэтому бухгалтерия должна быть выверена. Особенности в том, что каждая операция обсуждается, и нет шаблона бухгалтерских проводок.

Потребительское общество что это
Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Закон РФ от 19.06.1992 г № 3085-1 «О потребительской кооперации» говорит о том, что государство не в праве вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность общества.

Что могут проверить контролирующие органы:

Следовательно, основная задача для своей защиты – все правильно оформить. Можно открыто показывать контролирующим органам все положения ПО, все протоколы. Они не имеют права влиять на них, оказывать давление на то, что было решено на Общем собрании пайщиков.

Миф №4. С трудом верится, что с помощью потребительских кооперативов можно сэкономить на налогах и защитить активы

Потребительское общество что это
Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    Пожалуй, самый странный миф. Защита активов прямо прописана в законе от 19.06.1992 г. №3085-1. На паевые взносы не может быть обращено взыскание. Налоговики пытаются доказать все, что угодно вплоть до ничтожности и фиктивности сделки. Но, если имущество реально используется в деятельности кооператива или же, согласно этому закону, улучшает материальные и иные потребности пайщика, то доказать неправомерность «наезда» достаточно легко.

Кооперация во многом позволяет обойтись без лицензий, Закон о защите прав потребителей не действует против кооперации, выдавай паевые хоть круглосуточно и алкоголем – все в пределах закона. Нет торговли и услуг и, соответственно, выручки, и поэтому нет налогооблагаемой базы. Нет зарплаты – нет базы для взносов и НДФЛ, нет имущества на балансе – нет и налога на имущество (имущество на «забалансе» – это и вовсе паевой взнос).

Есть возможность возврата НДС, есть принципиальная возможность ввоза без таможни. Есть возможность работать со всем миром: закон не ограничивает вступление иностранных лиц. Нет необходимости декларировать доход, потому что возврат паевых взносов доходом не является, нет и НДФЛ, и нет дивидендов, поэтому и нет налогообложения. Нет торговых площадей – есть склады приема-выдачи паевых взносов, а значит можно не платить и поборы за торговую площадь. Есть возможность создать собственные фонды, вплоть до пенсионного и реинвестировать в собственное развитие.

Потребительское общество что это
Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    По защите активов. Согласно ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации», неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит отчуждению или распределению между пайщиками, и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза.

Данный фонд создается по решению Общего собрания пайщиков, и туда может помещаться любое движимое и недвижимое имущество, ранее внесенное в кооператив.

Согласно определению, указанному выше, ни один кредитор или государственный орган не может истребовать имущество из данного фонда. Хотя, как видится, здесь есть все-таки разумные пределы защиты имущества неделимого фонда. Например, если у вас проходит выездная налоговая проверка, и вы решаете внести активы компании в потребительский кооператив, который, в свою очередь, решением Общего собрания поместит его в неделимый фонд, то, в данном случае, суд может отменить данное решение и признать всю операцию, совершенную исключительно с целью ухода от ответственности.

Основной принцип определения налогообложения деятельности ПО закреплен в ст. 39 НК РФ, согласно которой, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью реализацией не признается (п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ), соответственно объекта налогообложения НДС не возникает.

Налог на прибыль

Самое важное при расчете налога на прибыль – безошибочно классифицировать доходы, которые поступают в компанию. Ведь по правилам некоммерческие организации должны уплачивать налог только с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.

Если поступления предусмотрены уставом, обязанности перечислить с них налог нет. Но и тут доходы должны соответствовать критериям ст. 251 НК РФ.

Так, например, целевые поступления (вступительные и членские взносы) не будут облагаться налогом, если отвечают следующим требованиям:

И последнее важное условие: организация, которая получает целевые средства, обязана вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности (если она ведется) и от уставной. Об этом сказано в п.п.14 п.1 ст. 251 НК РФ. Ведь если средства одновременно используются целевым и нецелевым образом, компания вправе уплачивать налог только с части, задействованной в предпринимательской деятельности.

Что касается банковских процентов, то обычно банк начисляет проценты с той суммы, что хранится на расчетном счете, и если так, то ПО должно учесть полученную прибавку в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ).

Причем, следовать этому правилу придется вне зависимости от того, предназначены деньги для целевого использования или коммерческого.

Безусловно, за ПО остается право уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы. Расходами могут признаваться следующие: отрицательные курсовые разницы, материальные расходы, банковские расходы, арендная плата, коммунальные платежи, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации по ОС, купленному на целевые средства.

НДФЛ и страховые взносы

Если сотрудник устроен по трудовому договору, то:

Если сотрудник (пайщик) получает вознаграждение как материальную помощь пайщику, то:

Если пайщик вносит какое-то имущество в ПО, в том числе интеллектуальную собственность, и просит вернуть ему это имущество деньгами, то:

Интеллектуальное имущество (собственность) можно внести, но это должно быть сделано все официально. Нужен авторский договор об использовании интеллектуальной собственности, должно быть оформлено на электронном или материальном носителях и т.д.

Пайщики ПО могут вносить любое имущество в потребительское общество, самостоятельно его оценивать, а потом возвращать его стоимость этому пайщику в денежном выражении, при этом все налоги будут равны 0.

При оценке этого имущества не требуется привлекать оценочные компании. Обязательная оценка происходит только в отношении следующего имущества:

Итак, все «за» и «против» потребительской кооперации

Потребительское общество что это
Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Потребительский кооператив – один из лучших, на данный момент, способов законной оптимизации налогов, страховых взносов и защиты активов. При этом государственный контроль со стороны государства за деятельностью кооператива, согласно законодательству о кооперации, минимальный.

Но, как оно часто и бывает, всегда есть своя ложка дегтя в бочке с медом. К минусам потребительского кооператива можно отнести:

Как вы сами видите минусов тоже хватает и, поэтому, к выбору потребительского кооператива как к основной форме организации своей деятельности, необходимо подходить очень основательно, взвесив все «за» и «против». Если вы готовы рискнуть или, например, просто рассматриваете потребительское общество как один из нескольких своих видов деятельности, то в нынешних реалиях суровой российской действительности, вам стоит обратить особое внимание на эту форму.

Потребительское общество что это
Александр Михайленко

Председатель ПО «Держава»:

    Никто в сфере деятельности предприятий не застрахован от увода власти от учредителей-основателей организации. Однако, кооператив отличается от других юридических лиц не только тем, что это единственная форма некоммерческой организации, правомочная распределять прибыль между своими членами, но и тем, что собственность на имущество организации не частная и не государственная, а коллективная. Кстати, как показывает практика, не все государственные органы, например, Госкомстат при присвоении кодов ОКОПФ, знают эту особенность.

Налоговые органы при регистрации кооператива зачастую тоже требует указания в заявлении данных и удостоверения подписей в качестве учредителей всех первоначальных пайщиков, создающих кооператив, что незаконно. При регистрации кооператива закон обязывает представить заявление от руководителя с заверенной у нотариуса подписью, протокол собрания пайщиков, на котором создан кооператив и выбраны органы управления, устав кооператива, и квитанция об оплате. Могут еще запросить договор о предоставлении юридического адреса и копии правоустанавливающих документов на помещение.

Проблема с банками

Проблемы с контролирующими органами

Сия проблема возникает не только с банком, но и с контролирующими органами типа Роспотребнадзора. Потому что очень немногим доступно понимание, что кооперация вправе не лицензировать свою деятельность, когда действия, к примеру, по перевозке грузов или пассажиров осуществляется для собственных потребностей кооператива: между пайщиком «А» и пайщиком «Б», а кассовый аппарат вместе с Законом о правах потребителя и налогами с торговой площади здесь не нужны, если товары не выдаются никому, кроме пайщиков, хотя и за деньги.

Проблема «навязанной коммерциализации»

Главную проблему кооперации я вижу в навязанной коммерциализации всей деятельности в стране, в отношениях «купи-продай-заплати налоги, взносы, акцизы и спи спокойно». В непонимании чиновников, что само государство и разрешило кооперативам такую деятельность.Практика показывает, что и бухгалтеры за редким исключением, требуют переучивания на кооперативное мышление, а этому мало где учат.

Наибольшая эффективность кооперации достигается при объединении всех, от производителя до конечного потребителя и всех обслуживающих структур – жилищных, коммунальных, транспортных и т.д. в одну систему кооперации. Тогда все взаимоотношения между ними будут исключать взаиморасчеты из налогооблагаемой базы и оставлять денежные массы непосредственно в системе, а при современной системе электронных платежей исключить денежный оборот со всеми присущими ему «прелестями».

Проблема недобросовестных пайщиков

Коллективная собственность, как и подтвердила история, является собственностью всех пайщиков кооператива, а значит, пользование осуществляется на основе принятых советом положений и заключенных договоров пользования, а распоряжение ею – только на основании решения общего собрания кооператива. Проблема иногда возникает при недобросовестности лица, имеющего право подписи (как правило председателя совета или правления), распоряжающегося паевым фондом или имуществом кооператива без решения общего собрания. Банк, разрешая операцию по счету, не вникает в полномочия лица и списывает со счета денежные средства. Для предотвращения подобного криминала рекомендуется кооперативам как можно подробнее устанавливать полномочия всех органов управления кооперативом, в Уставе или принимаемых в соответствии с ним и Законом 3085-1 положениями, в том числе о фондах, имуществе и денежных средствах кооператива.

Относительно возможности смены власти и рейдерского захвата, по сравнению с другими формами организаций, кооперативы более защищены, поскольку принятие наиболее важных решений в них в компетенции только общего собрания и только пайщиков, к тому же круг которых ограничен, и каждый обладает одним голосом независимо от размера внесенного пая.

Кроме того, защищенность коллективного имущества паевого фонда от ареста, в целях обеспечительных мер, взыскания по долгам как кооператива, так и непосредственно пайщиков, обеспечена невозможностью исполнительных действий к паевому фонду в силу закона. Тут нужно отличать имущество кооператива, полученное по сделкам, находящегося на балансе (как и у любого юр.лица), которым кооператив отвечает по своим долгам, и паевому фонду, от имущества, переданного пайщиками для удовлетворения общих потребностей, оно как раз находится на забалансовом счете и потому свободно от взыскания. А это основные средства, здания, транспортные средства и прочее. У всех других организаций, кроме учреждений с оперативным управлением, любое имущество может быть арестовано за долги. И, если в других организациях ищут (и находят) лазейки в законах, «серые» схемы ухода от налогов, вывод в оффшорные зоны, то кооперативам это не требуется, т.к. кооперация – сама по себе своеобразная оффшорная зона.

Потребительское общество что это
Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

Проблемы у организаторов кооперативов – это неверие, тотальное неверие в то, что можно жить честно и не платить мзду «паразитам» в лице ИФНС и Фондов. И страх… За четверть века очень хорошо вдолбили большой дубиной в голову предпринимателям постулат «надо платить налоги», видимо, вытеснив из голов мозг. Да, налоги платить надо и ни в коей мере Потребкооперация – не есть лазейка для «ухода» от налогов…

Потребкооперация – это бизнес с налоговой экономией. Во многом очень существенной экономией, но ни в коем разе мы не призываем к незаконному и к «черному» существованию. А наоборот: чем шире движение Потребкооперации, тем богаче пайщики, кооператив в целом, район, город, край, страна наконец… Потребкооперация – социальное дело, дело, реально помогающее людям. Дело, объединяющее людей. То, что один не может осилить, могут осилить сообща (кооперативно) пять, десять, двадцать… тысячи пайщиков! Это очевидно!

Пожалуй, пора ставить точку в этой статье, в которой, надеюсь, удалось развеять самые распространенные мифы. И завершить ее хочется вопросом: «Быть может, потребительская кооперация и есть светлое будущее российского бизнеса?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *