роль природы в жизни человека аргументы
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Влияние природы на человека — аргументы из литературы
Тезисы
Аргументы
«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Окружающий мир отражается на эмоциональном состоянии человека. Это доказывает пример из романа «Отцы и дети». В третьей главе Аркадий возвращается домой после длительного отсутствия. Скудная и неприглядная природа родного края привела его в уныние. Всюду он видел жиденькие леса, неровные поля, крошечные пруды с худыми плотинами, обрытые берега речек, серость и морось. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными» — резюмирует автор. Смотря на это, Аркадий впал в хандру. Он не знал, как привести все это в порядок, что делать с этими бедными и некрасивыми пейзажами, где не было месту той романтике, которую воображает всякий горожанин перед поездкой в деревню. Однако весна немного преобразила этот печальный вид, и постепенно Аркадий оживал, глядя на признаки скорого пробуждения края. Как мы видим, настроение героя определяет пейзаж, его окружающий. Таково влияние природы на человека.
«Степь», А.П. Чехов. Природа во многом определяет менталитет людей, живущих наедине с ней. Так, в рассказе «Степь» читатель видит широкие и необъятные степи, которые раскинулись на сотни километров. Пейзажи в этих местах не радуют разнообразием и пестротой, но они величественны и по-своему красивы. Так и характеры героев, местных жителей, поражают монументальностью и «размахом души». Тот же Христофор едет сбывать шерсть, но не для себя, а для того чтобы помочь зятю. Старик бросил все дела, направился в трудное путешествие, чтобы устроить дела молодой семьи и решить проблему. Его душа широка, непрактична и щедра, как степь. Христофор все готов сделать для других, игнорируя подчас свои нужды и интересы. Вот так природа отражается на ментальности человека.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Многие отечественные авторы утверждали, что люди, которые живут на лоне природы, ближе к истинным ценностям и духовным богатствам, чем те, кто предпочитает городскую среду. Так, Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» демонстрирует эту взаимосвязь на примере сравнения Татьяны и Евгения. Татьяна выросла в деревне и часто гуляла среди первозданной красоты полей и лесов. Поэтому она вела себя естественно и прямо, не старалась претворяться кем-то другим и кому-либо подражать. Она стала цельной натурой. А Евгений рос в городе, на природе бывал мало, поэтому впитал искусственность и показную пышность столицы. Он все время ровнялся на других и притворялся даже наедине с собой. Поэтому он, в отличие от Татьяны, не понял, в чем заключается его счастье, и потерял свой шанс. А Татьяна даже в городе не разучилась говорить правду и жить по естественным законам. Она живет в гармонии с собой. Таково влияние природы на личность и ее жизненные установки.
«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Многие писатели доказывали, что природа оказывает на человека благотворное воздействие: учит его быть естественным, непорочным и разумным, как и весь окружающий мир. Она воспитывает в личности стремление к честному труду и созиданию. Например, главная героиня повести «Бедная Лиза» всю жизнь прожила в деревне. Каждый день она находилась на лоне природы, в окружении лесов и лугов. Благодаря влиянию окружающего мира девушка была сама собой, не играла чувствами и не претворялась той, кем не является. У Лизы сформировались правильные жизненные ценности. Превыше всего она ставила любовь, верность и семью. Щедрая природа давала ей возможности зарабатывать деньги честно и жить в гармонии с собой. А вот городской повеса Эраст был испорчен цивилизацией и отказом от мудрости природы. Он не умел себя обеспечить, был лжив и зависим от материальных благ, которые не мог создать сам. Поэтому он обманул и отверг Лизу, а сам остался несчастным на всю оставшуюся жизнь из-за ложных ценностей и приоритетов. Как мы видим, влияние природы сказывается на человеке: она возвышает личность и дает ей правильное моральное развитие.
«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно.
«Слово о полку Игореве». Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог (солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори – все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.
«Не то, что мните вы, природа…», Ф.И. Тютчев. В XVIII-XIX веках природе не уделялось столько много внимания, она не имела такого значения, как для древнего человека. Но необходимо вспомнить о таком литературном движении, как «чистое искусство», главной целью которого было искусство ради искусства: описание природы, ее явлений, восхищение всем окружающим. Главными представителями этого движения были А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Вспомним стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В нем автор утверждает, что умение воспринимать и ценить природу неразрывно связано с чуткостью и отзывчивостью человека. Если личность глуха и слепа по отношению к окружающему миру, то она равнодушна даже к «голосу матери родной». Значит, именно природа учит нас любви и эмпатии, делая нас более чувствительными и участливыми.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Природу писатели часто использовали в качестве средства отображения внутреннего мира героев, что говорит о духовном родстве людей и окружающего мира. Значит, именно природа сделала человека таким, каков он есть, и в этом выражается ее влияние. Для того чтобы проиллюстрировать данный тезис, обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», а точнее к эпизоду «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский, разочаровавшийся в войне, Наполеоне и даже в самом себе, ехал по делам, он увидел огромный старый дуб с корявыми и неуклюже несимметричными ветками. Дерево стояло на краю дороги, в одиночестве. В данном случае дуб ассоциируется с самим героем: оба они отстранены от всего мира, оба потерянные, разочарованные, со своими «болячками». Несмотря на то, что весна украшала все вокруг, дуб стоял обособленно, «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Он, как и Болконский, не хотел подчиняться окружающему миру, не хотел видеть всю его красоту. Князь Андрей был уверен, что жизнь его уже кончена, и он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Толстой все-таки показал, что Болконский был не прав своих убеждениях, что надо продолжать жить, несмотря на все трудности. Князь Андрей проникается новой любовью, он внутренне преображается, наполняется. Состояние души героя Толстой иллюстрирует на этом же дереве: при второй встрече дуб был «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени».
«Гроза», А.Н. Островский. Не стоит забывать и о драме Островского с «природным» названием «Гроза». В данном произведении природа сопутствует кульминации произведения. По ходу развития действия и отношений между героями собирались тучи, слышался гром. Такое нагнетание подводит читателя к кульминации, заставляет его переживать и подогревает интерес. В тот момент, когда Катерина кинулась с обрыва, разразилась гроза. Именно это природное явление сигнализирует читателю о важности события, о его высочайшей эмоциональной точке. Как гром и дождь освежают воздух, очищают все вокруг, так и поступок Катерины сбросил маски с окружающих и разрядил накопленное напряжение. Эта параллель природного явления с человеческим и общественным заставляет нас задуматься о том, что именно законы окружающего мира управляют нашей личной жизнью, задают ей тон. Все, что мы делаем, обусловлено естественными закономерностями мира, где мы живем.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Человек и природа — аргументы ЕГЭ
Тезисы
Аргументы
Проблема экологии
Паустовский Константин Георгиевич, «Повесть о лесах». В этом небольшом произведении рассказывается о том, как замечательный русский композитор Чайковский находил вдохновение в маленьком домике, вблизи леса, как благотворно на него действовала природа. Но внезапно ему сообщили, что лес вокруг его жилища продан и подлежит вырубке. П.И.Чайковский пытался урезонить губернатора, пытался выкупить участок леса у промышленника, но все было безрезультатно. Паустовский находит очень точные слова, для описания чувств, переполнявших композитора, и как эти слова современны: «Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей….Могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа… А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека». Автор пишет: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, промотавшиеся отцы»! Продолжая тему вырубки лесов, поднятую Паустовским, мы не можем не признать, что сейчас происходит то же самое: уничтожается ни какой-то отдельный участок леса вокруг дома композитора, а колоссальные участки тайги.
Учёный-орнитолог и эколог Виталий Рябцев в своих научных статьях фиксирует чудовищные изменения, которые он лично наблюдает в течение нескольких десятилетий. Он обращает внимание на беспрецедентное уничтожение лесов Предбайкалья в результате пожаров и рубок. «За исключением немногих труднодоступных уголков, а также ООПТ (Байкало-Ленского заповедника, Прибайкальского национального парка, некоторых заказников) оно превращено в огромную варварскую лесосеку» — пишет Рябцов. «Судя по всему, назревает новая социально-экономическая катастрофа» — делает вывод автор. Такое наплевательское отношение к природе ведет не только к локальным экологическим бедствиям, но и к изменению климата и условий жизни всех жителей страны.
Афонькин Сергей Юрьевич, «Заповедники России». Усилиями передовых людей во всем мире прогрессирует движение за спасение хотя бы отдельных территорий земного шара, превращая их в заповедники, заказники. Целью создания подобных «уголков безопасности» в том, чтобы спасти от разрушения, гибели животных и растения, поймы некоторых рек, озер, и т.д. Не является исключением и Россия. На ее территории находится 41 биосферный резерват, созданный на базе 35 государственных природных заповедников, семи национальных парков и двух природных парков. Под заповедники в России отведено более 33 миллионов гектаров, что составляют всего около полутора процентов ее территории. Начало создания заповедных мест в России связано с крупными землевладельцами. Уже в XIII веке князь Данила Галицкий ограничил охоту в Беловежской пуще. Такие парки Москвы, как Сокольники, Измайлово, Останкино были когда-то заповедными угодьями царя Алексея Михайловича Романова. Это означает, что забота об экологии стала государственным приоритетом России еще в древности, поэтому мы должны продолжать славное дело наших предков, благодаря которым нам досталась богатая страна.
Афонькин Сергей Юрьевич, «Заповедники России». В книге Афонькин описал несколько заповедных мест, которые стали своеобразными музами для известных творцов. В частности, открытый в 1031 году заповедник «Кивач» на территории Карелии. В конце XIX поэт Саша Черный так писал: «Я сбежал из столицы на несколько дней в царство сосен, озер и камней». На реке Суна, которая впадает в Онежское озеро, насчитывается более пятидесяти порогов и водопадов. Самый крупный водопад называется Кивач. Он расположен примерно в 60 километрах от города Петрозаводска. Этому водопаду посвятил оду поэт Гаврила Державин: «Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит». Мы обязаны сохранить эти уникальные природные уголки, ведь они обогатили нашу культуру и еще не раз помогут таланту раскрыться в полной мере.
Василий Песков, «Широка страна моя». «В живой природе тайн и загадок неисчислимо. Их хватает на все поколения любознательных человеков. Если, конечно, человеки не затопчут природу вместе с тайнами ее и загадками» — писал Василий Песков. Журналисту-натуралисту Василию Пескову, спецкору газеты «Комсомольская правда», пришла в голову идея объехать всю страну вдоль и поперек на вертолетах и самолетах и отовсюду посылать путевые заметки. Издание «Комсомолка» смогло устроить Василию Пескову уникальную экспедицию к 50-летию Октябрьской революции. Он облетел страну от Бреста и до Камчатки, результатом его поездки стала серия очерков — «Широка страна моя». Везде, где бы он ни бывал, он писал очерки о природе этих мест, достопримечательностях. Его путешествие началось в июне 1966 года, а закончилось как раз в канун революции — в ноябре 1967 года. После Пескова никто больше такого маршрута не повторял. Да и, пожалуй, не сумел бы, если не по размаху, то по мастерству. Увидев все богатства нашей родины, журналист стал экологическим активистом и упорно боролся за сохранения природного наследия России. Приведу небольшую цитату из этой книги. Она дает нам возможность понять, какой любовью автор проникся к уникальному миру русской природы: «Всю ночь моросил дождь и ревели олени. А утром мы увидели: зима в горах идет сверху. Выпал снег на вершинах. На серых оконечностях скал при солнце сверкали куски холодного синеватого сахара. Под скалами лежала поздняя, бурая осень. А еще ниже – осень только что начиналась: полыхали горные клены, желтые пятки берез, диких яблонь и груш виднелись на крутизне».
Станислав Олефир, «Иду по тайге». Книга охотника С. М. Олефира — своеобразное описание жизни колымской тайги. Короткие рассказы — «таежинки», зарисовки, которые дают много полезных сведений о северной природе, учат внимательно вглядываться в окружающий мир, чтобы понять его. «Мы будем бродить по широким долинам и тесным распадкам, отыщем самую светлую реку и самое глубокое озеро, заглянем в медвежью берлогу и угостим орешками полосатого бурундука» — пишет он о своем путешествии. В каждом обыденном явлении природы он находит свою тайну и историю, а главное — свою взаимосвязь со всем остальным миром. Если хоть одно звено в этой бесконечно мудрой цепи пострадает, катастрофы не миновать. Экология тайги — очень хрупкая и важная часть жизни нашей страны. Ее нужно не эксплуатировать, а оберегать — такова мораль книги.
Проблема изучения природы
Эрнест Шеклтон, «Антарктическая одиссея Шеклтона». Эрнест Шеклтон описал реальные события, произошедшие с ним, летом 1914 года когда он отправился к берегам Южной Атлантики на борту корабля «Эндьюранс». Не достигнув намеченной цели, судно попало в ледяной плен и было раздавлено. Шеклтону и его команде пришлось вести борьбу за выживание в одном из самых суровых мест планеты. Экспедиция находилась очень далеко от цивилизации и не могла рассчитывать на помощь. Но Шеклтону все же удалось вызволить свою команду из антарктического плена, не потеряв ни одного моряка. Эта история легла в основу сюжета величественной, но жизненной и достоверной приключенческой повести. Она демонстрирует нам величие и могущество природы, которая требует от человека глубоких знаний и силы воли. Поэтому так важно изучать и открывать для себя каждый уголок земного шара, ведь никто не знает, какие тайны природы окажутся жизненно необходимыми завтра, через месяц или год?
Джошуа Слокам, «Вокруг света в одиночку». Первым в мире кругосветное плавание в одиночку на небольшом шлюпе «Спрей» совершил американский моряк-капитан Джошу Слокам. Он стартовал 2 июля 1895 года. Его плавание длилось три года. Слокам пересек три океана — Атлантический, Тихий и Индийский. Во время плавания он открыл и нанес на карту некоторые острова. Много раз попадал в сильнейшие штормы и бури, в 1898 году вблизи острова Файр его «Спрей» столкнулся с торнадо, но суденышко выдержало. После завершения плавания он написал книгу «Вокруг света в одиночку», которая наглядно демонстрирует нам необходимость изучения богатств и тайн нашей планеты. Кругосветное путешествие позволило расширить познания ученых и улучшить географические карты, которые направляли тысячи кораблей. Очевидно, что изучение природы и плотное взаимодействие с ней — это ключ к успеху человечества и развитию цивилизации.
Проблема столкновения со стихией
Ален Бомбар, «За бортом по своей воле». Молодой французский врач, Ален Бомбар, изучая истории кораблекрушений, пришел к выводу, что огромное количество фатальных исходов связано ни с голодом или жаждой, а с отчаянием и страхом. Бомбар решил на себе провести эксперимент на выживание. Для этого он отправился в одиночное плавание через Атлантический океан на надувной резиновой лодке «Ереетик», чтобы доказать что, у людей есть шанс выжить после кораблекрушения. Он стартовал 19 сентября 1952 года в Лас-Пальмасе на Канарских островах, а завершил свое плавание через 65 дней на острове Барбадос. Во все время плавания он питался только рыбой и планктоном, в течение двух недель утолял жажду морской водой, а также соком, выжатым из рыб. Когда представлялась возможность — употреблял дождевую воду. Несколько раз волны переворачивали его лодку, ему приходилось терпеливо вычерпывать воду, чтобы «Еретик» смог всплыть. Чтобы преодолеть одиночество, он разговаривал сам с собой, с рыбами и птицами. При появлении суши Бомбар советует терпящим бедствие быть не торопливым, он уверял, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Это значит, что человек вполне может преодолеть испытания, дарованные природой, если пересилит свой страх и наберется терпения.
Любовь к природе
Дмитрий Мамин-Сибиряк, «Зеленые горы». Прекрасный писатель, путешественник и натуралист Мамин-Сибиряк обладал тонким чутьем истинного художника, он любил природу во всех ее проявлениях, находил красоту во всем, что видел, будь то мшистый камень, юркая ящерка, скудный пучок травы, маленький горный ключик, утренняя роса, восход солнца в горах. «Все красиво – по своему» — заключал автор. В предисловии он написал, что всегда уходит от проблем и грусти в воспоминания о горах, когда он видел красоту природы и мог ощутить ее целебное воздействие. Он с глубоким чувством описывал каждую черточку родной земли, благодаря чему читатель лучше узнает свою родину и учится любить ее.
Александр Формозов, «Спутник следопыта». В произведении автор с любовью и почтением рассказывает о природе лесов и лугов, приводя в пример свои многолетние наблюдения за жизнью зверей и птиц. Он описывает повадки и особенности живых существ, закономерности окружающего мира, прослеживает взаимосвязи между явлениями и живыми существами, изучая каждое проявление естественной прелести Земли. Он чувствовал себя на природе гораздо лучше, чем дома: «Природа для него всегда оставалась и лучшим лекарем, и лучшим другом» — писал о нем его сын, Н.А. Формозов. Его вклад в художественное и научное осмысление природы говорит о деятельной любви к ней. Именно к этому высокому чувству все мы должны стремиться.
Джой Адамсон, «Рожденная свободной». Джой Адамсон – биолог-натуралист, она много лет прожила в Северной пограничной провинции Кении. Ее муж Джордж был старшим инспектором по охране диких животных. Однажды в их жилище принесли трех крошечных осиротевших львят, которых Джой взялась выхаживать. Шесть месяцев она выхаживала троих львят, затем двоих забрали и переслали в европейский зоопарк, а самую маленькую и слабую самку, по имени Эльса, Джой оставила у себя. Книга-описание того, как Адамсон растит львёнка, в условиях приближенных к естественным, старясь воспитать её приспособленной к жизни в дикой природе. Воспитание львенка — задача очень сложная, Джой понадобилось все ее терпение, доброта и любовь к Эльсе, чтобы пройти через все периоды её взросления. В конце книги Эльса уже совсем взрослая, у нее своя жизнь и своя львиная семья. Этот пример — демонстрация деятельной любви к природе. Это не абстрактное чувство, а вполне реальные поступки, которые позволяют нам сохранить редких животных и помочь им адаптироваться в новых условиях.
Роль природы в жизни человека
Михаил Пришвин, «Кладовая солнца». Автор «Кладовой Солнца» считает, что человек и природа должны оставаться в гармонии, что мы должны беречь природу и учиться у нее. Она и есть та самая кладовая, и мы должны постараться использовать ее ресурсы разумно. Описание природы у Пришвина так выпукло, многогранно, он чувствует не только цвета и запахи леса, но и разнообразные звуки природы. Описывая приключения Насти и Митраши, писатель подчеркивает, что именно лес долгие годы был кормильцем людей и выручал их даже в самых тяжелых условиях. Если мы вычерпаем этот источник до дна, то нам нечего будет оставить своим потомкам.
Шон Эллис, «Свой среди волков». Британский натуралист Шон Эллис посвятил жизнь попыткам примирить двух хищников: человека и волка. Конечная цель его исследований — восстановление популяции волков в дикой природе, что, по его теории, повлечет за собой расцвет флоры и фауны. Для достижения своей цели он уходит в горы, отыскивает стаю диких волков, а затем проживает с ними почти два года в качестве равноправного члена стаи, общаясь с волками на равных и полностью разделяя их образ жизни. Эллис сделал вывод, что «когда-то, давным-давно, люди и волки жили бок о бок, уважая друг друга, и такое соседство было взаимовыгодно. Жаль, что эти времена прошли». Волки помогали нашим предкам охотиться и сохранять пищу. Более того, они указывали людям, куда стоит переселиться, если им грозила опасность. Животные чуяли природные катаклизмы и находили путь к спасению первыми. Очевидно, что люди не развились бы так успешно, если бы не помощь братьев наших меньших.
Исторический пример. Доктор биологических наук, профессор Ясон Бадридзе. О нём знают далеко за пределами родной Грузии. Исследователь прославился тем, что два года прожил среди волков в Боржомском заповеднике, а затем всю жизнь посвятил изучению этих хищников. «Животные — не просто наши соседи по планете, зачастую, они выполняют роль наших спасителей, когда мы оказываемся в беде. Все привыкли считать кошек и собак своими лучшими друзьями, но дикие животные, порой, тоже демонстрируют невероятные примеры ума и доброты, приходя нам на помощь» — такой вывод сделал ученый. Волки не только приняли человека в свою стаю, но и помогли ему с адаптацией и пищей. Значит, они были нашими друзьями задолго до ухода человека в города и возникновения современной цивилизации.
Тема «Природа и человек»: аргументы. Проблема отношения к природе
Сдача Единого государственного экзамена – это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».
О самой теме
О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.
Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.
Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.
Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.
Проблема первая
Аргументы («Проблема человека и природы») могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.
Аргументы
Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.
Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.
В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.
Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.
Вторая проблема
Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.
Аргументы
Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!
Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.
Третья проблема
Аргументы
Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.
В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.
Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.
Четвертая проблема
Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.
Аргументы
Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.
Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.
Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор – о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.
Пятая проблема
Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.
Аргументы
В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.
Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.