Потребительский надзор что это
Потребительский надзор что это
Статья 40. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 40
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются:
1) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
4. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей утверждается Правительством Российской Федерации.
5. В положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
6. Орган государственного надзора ежегодно готовит государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Орган государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства.
9. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
10. Консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование могут проводиться федеральными государственными учреждениями, подведомственными органу государственного надзора, в порядке и случаях, установленных положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»
7 февраля 1992 года N 2300-1
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,
от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ,
от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ,
от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ,
от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ,
от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ,
от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 290-ФЗ)
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Закон О защите прав потребителей
Опрос: «Исключить антибиотики из меню»
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей; направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей; обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам) (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.
Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей (введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Что может проверить Роспотребнадзор
С 1 июля изменились правила проверок Роспотребнадзора, добавились новые контрольные мероприятия. Разбираемся, как теперь Роспотребнадзор будет проверять бизнес.
Евгений Бельский
Любой бизнес может ждать проверка из Роспотребнадзора. Чаще всего проверяют розничные магазины, заведения общепита, парикмахерские, салоны красоты и медицинские учреждения.
С 1 июля вступил в силу новый закон о контроле. Мы разобрались, по каким правилам теперь проходят проверки и какие новые контрольные мероприятия стоит ждать бизнесу.
Что проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет все, что связано с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, прав потребителей и качеством товаров или оказания услуг.
Он не может проверить, платит ли компания налоги и взносы в бюджет, — этим занимается налоговая. Также не может наказать работодателя за невыплату зарплаты — это зона ответственности трудовой инспекции. Но может проверить, соблюдают ли на кухне ресторана СанПиНы и есть ли медкнижки у всех сотрудников, правильно ли оформлены ценники и насколько условия договора с потребителем соответствуют закону.
Проверки могут проходить : к одним компаниям или ИП инспектор приезжает лично и проводит проверку на месте — это называется «выездная проверка». В других случаях инспектор проверит только документы — это документарная проверка.
Любая из этих проверок может проходить как планово, по графику, так и внепланово, например если из клиентов пожаловался в Роспотребнадзор на компанию.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Плановая проверка
Плановая проверка проходит по заранее согласованному графику. Его составляют на год. Узнать, попадает ли ваш бизнес под проверку в этом году, можно на странице плановых проверок Роспотребнадзора.
Для этого, достаточно указать ОГРН или ИНН, еще есть поиск по названию и региону. Если организация есть в плане, там будет указана информация о проверке: дата начала, срок проведения проверки и ее форма.
Частота проверок. Плановые проверки проводят не чаще одного раза за три года, но есть исключения.
Например, бизнес в социальной сфере, сфере образования и здравоохранения могут проверять чаще — два и более раза за три года. Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки проверок.
При проверке соблюдения санитарных правил применяют риск-ориентированный подход. Чем выше категория риска, тем чаще проверяют компанию или ИП. И наоборот: если риск низкий, плановые проверки вообще не проводят. Это значит, что, например, медицинский центр будут проверять чаще, чем кафе.
Когда должны предупредить о проверке. Предупреждают о визите минимум за три рабочих дня до проверки.
Бухгалтерское обслуживание ИП
Персональный бухгалтер Тинькофф для ИП на УСН «Доходы» и патенте
Внеплановая проверка
С внеплановой проверкой Роспотребнадзор может прийти, только если на это были причины:
Когда должны предупредить о проверке. О внеплановой проверке должны сообщить не менее чем за сутки. Если в результате деятельности был причинен вред здоровью, окружающей среде или безопасности государства, Роспотребнадзор может прийти без предупреждения.
Сроки проверки
Сколько будут проверять компанию, зависит от формы проверки и размеров предприятия.
Документарная проверка может длиться не больше 10 дней. Выездная — также не больше 10 дней, но срок пребывания не должен превышать 50 часов на малом предприятии, а для микропредприятий — 15 часов. Срок в 50 или 15 часов — предельный для проведения всех выездных проверок, а не только проверок Роспотребнадзора.
Определить, относится ли ваш бизнес к микропредприятию, поможет таблица.
Тип предприятия | Среднесписочная численность сотрудников | Годовой доход |
---|---|---|
Микропредприятие | до 15 человек | до 120 млн рублей |
Малое предприятие | от 16 до 100 человек | до 800 млн рублей |
Если у компании есть филиалы в других регионах, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому объекту.
Какие бывают контрольные мероприятия
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о государственном и муниципальном контроле. Теперь помимо выездной и документарной проверки добавятся новые контрольные мероприятия:
Пока Роспотребнадзор не проводил такие процедуры и мероприятия и до конца не понятно, как они будут проходить. Вот что известно об этом из закона.
Контрольная закупка. Ее могли проводить и раньше, но раньше она упоминалась только в законе о защите прав потребителей и законе о санитарии, теперь ее включили в закон о государственном и муниципальном надзоре. Контрольная закупка — это когда инспектор под видом обычного покупателя приобретает у вас товар или услуги. Закупку могут провести как через интернет-магазин или сайт, так и лично в магазине или офисе.
О контрольной закупке не предупреждают. Сразу после совершения сделки инспектор покажет свое удостоверение и копию решения о проведении контрольной закупки. Контрольную закупку проводят в присутствии двух свидетелей или фиксируют на видео. Когда сделка состоится, вам нужно будет вернуть деньги инспектору, а инспектор вернет вам товар, если его потребительские качества не ухудшатся.
Если контрольная закупка была дистанционной, решение о ее проведении и акт разместят в Едином реестре контрольных мероприятий. Деньги за покупку вам нужно будет вернуть, а проверяющий вернет вам товар.
Мониторинговая закупка. Похожа на контрольную, только сразу после совершения сделки полученный товар или услугу отдают на экспертизу. Там проверяют соответствие товара или услуги обязательным требованиям безопасности и качеству.
О мониторинговой закупке не уведомляют заранее. После завершения закупки инспектор покажет удостоверение и копию решения о проведении мониторинговой закупки. Затем товар или услугу отправят на экспертизу. На месте составят протокол о проведении мониторинговой закупки и направление на экспертизу.
Выборочный контроль. Это проверка товаров и услуг, их мест хранения, применения и реализации. Проверяют на соответствие стандартам безопасности и качества.
О выборочном контроле не уведомляют — инспектор просто приезжает на склад или в магазин и требует продемонстрировать условия хранения. В ходе такой проверки могут провести осмотр, запросить письменные объяснения и документы, собрать пробы и провести инструментальные обследования, а также отправить пробы на испытания и экспертизу.
Сбор проб должен проводиться при вас или при представителе компании и записываться на видео. При этом сбор проводят, только если не удается определить безопасность и качество продукции.
Результаты инструментального обследования, испытания и экспертизы продукции или услуг должны отправить вам в течение суток после их получения. Результаты самой проверки вы получите в течение 15 дней после получения итогов экспертизы.
Инспекционный визит. Так называется посещение вашего предприятия инспектором. Во время инспекционного визита могут провести осмотр, опрос, запросить письменные объяснения, провести инструментальное обследование и запросить документы.
Об инспекционном визите не предупреждают. Срок проведения — не больше дня.
Рейдовый осмотр. Это осмотр и оценка обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют или пользуются несколько компаний или предпринимателей.
Рейдовые осмотры могут проводиться Роспотребнадзором совместно с другими ведомствами, а не только им одним. Во время такого осмотра проверяющие могут провести осмотр, досмотр, опрос, получить письменные объяснения, истребовать документы, собрать пробы, провести инструментальное обследование, испытание, экспертизу или эксперимент.
Максимальный срок рейдового осмотра — 10 дней. Его могут проводить только по согласованию с органами прокуратуры, если нет угрозы жизни и окружающей среде.
Как подготовиться
Документарная проверка. Ко всем организациям есть общие требования Роспотребнадзора. Проверьте, чтобы документы были в порядке. Вот на какие документы в первую очередь обращают внимание проверяющие:
Выездная проверка. Проверки проходят по определенному списку вопросов, он утвержден и не меняется. Есть три вида проверочных листов для организаций из разных сфер: торговли, общепита, парикмахерских и салонов красоты. Со всеми перечнями можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.
Если кратко, вот что проверяют инспекторы Роспотребнадзора на выездных проверках:
Если нарушения есть, будет сложно за три дня или сутки до проверки привести в порядок все документы и выполнить требования.
Контрольные мероприятия. К ним подготовиться сложнее всего, так как о большинстве контрольных мероприятий не уведомляют заранее. Чтобы обезопасить себя, старайтесь вести бизнес без нарушений. Изучайте законы, касающиеся вашего бизнеса, прежде чем сделать, — вероятность нарушить закон и получить штраф будет ниже.
Документарная проверка. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов. Вместе с запросом придет приказ о проверке.
Подготовьте необходимые документы, поставьте на них печать, если она есть, и подпись директора. Заверять документы у нотариуса не нужно.
Документы нужно подготовить и отправить в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит запрос и у вас будет еще 10 дней на подготовку документов. Если не отправите документы, то инспектор может провести выездную проверку.
Следите за сроками. Проверка не должна продолжаться дольше 10 рабочих дней, но может быть продлена по решению проверяющего, если на это есть причины. Если у вас есть филиалы в других регионах, срок проверки устанавливают по каждому отделению.
По итогам проверки представитель Роспотребнадзора составит акт в двух экземплярах, один отправит вам вместе с копиями проверенных документов. В акте будут указаны результаты проверки — нарушения и документы, которые проверил Роспотребнадзор. Если вы с не согласны, напишите об этом в акте.
Выездная проверка. Проверьте удостоверения сотрудников Роспотребнадзора, изучите приказ о проверке. В нем указываются:
Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными из приказа, звоните в Роспотребнадзор, чтобы проверить подлинность проверки. Вместе с сотрудниками могут прийти эксперты, например для взятия проб. Сведения об экспертах также должны быть указаны в приказе.
Руководитель предприятия или его представитель должен присутствовать во время проведения проверки и может спрашивать, что и как проверяют сотрудники Роспотребнадзора. Также можете пригласить на проверку юриста или уполномоченного по защите прав потребителей.
Не препятствуйте проверке, за это можно получить штраф по статье 19.4.1 КоАП РФ:
За повторные нарушения штраф увеличат вдвое.
Предоставьте информацию сотрудникам Роспотребнадзора. Покажите им территорию и помещения, оборудование, транспорт и продукцию — все, о чем говорится в приказе.
Проверки и все экспертизы проводятся за счет государства. Если вас просят за платить — отказывайтесь.
Следите за сроками: выездная проверка может длиться не дольше 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Причем по всем видам госконтроля. Например, если микропредприятие до этого 5 часов проверяли пожарные, у Роспотребнадзора осталось всего 10 часов.
По итогам проверки составляется акт ее результатов. Он должен содержать в себе следующую информацию:
Акт оформляется по типовой форме в двух экземплярах. К нему прилагаются документы, связанные с результатами проверки. Например, заключения экспертиз и предписания об устранении выявленных нарушений.
Чем может закончиться проверка
Если нарушений нет. Сотрудники Роспотребнадзора во время проверки могут не найти никаких нарушений — в этом случае вам нужно подписать акт проверки и спокойно работать дальше.
Если нарушения находят, выписывают предписание с нарушениями — их нужно устранить.
В предписании об устранении выявленных нарушений указаны требования, которые необходимо выполнить, сроки, а также порядок и сроки обжалования предписания.
Примеры возможных предписаний для общепита:
Когда закончится срок на устранение нарушений, инспектор Роспотребнадзора придет вновь с внеплановой проверкой, чтобы проверить, как вы их устранили.
Если нарушения зафиксируют вновь, то представитель Роспотребнадзора возбудит дело об административном правонарушении и выдаст предписание об устранении нарушений, которые не были ранее устранены.
Распространенные нарушения и штрафы
Роспотребнадзор может привлечь предпринимателя или компанию к одному из видов ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой. К какой ответственности привлекут предпринимателя или компанию, зависит от нарушения.
Самое легкое наказание — это предупреждение. Его назначают, если нарушитель сам все устранил, от его проступка нет никаких серьезных последствий и нарушение выявили впервые. Например, в магазине не было сдачи с крупной купюры.
Чаще всего Роспотребнадзор выписывает предупреждения и административные штрафы. Поводы такие:
Размер штрафов зависит от вида нарушения.
Нарушение | Штраф для ИП | Штраф для организации | Статья |
---|---|---|---|
Обман потребителей | от 10 000 до 30 000 ₽ | от 20 000 до 50 000 ₽ | КоАП РФ |
Санитарно-эпидемиологические нарушения | от 500 до 1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | от 10 000 до 20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | КоАП РФ |
Оказание некачественных услуг | от 10 000 до 20 000 ₽ | от 20 000 до 30 000 ₽ | КоАП РФ |
Нарушения со стороны инспекции
Инспекторы проводят проверку по правилам, которые они обязаны соблюдать.
Вот возможные нарушения со стороны проверяющих:
Если инспектор делает неправильно, вы можете обжаловать результаты проверки.
Что делать, если не согласен с результатами
Результаты проверки можно обжаловать. Для этого подайте жалобу через сайт госуслуг. В ней опишите, с чем вы не согласны, и подкрепите свою точку зрения документами, подтверждающими ваши слова.
Обращение должны зафиксировать в Роспотребнадзоре и ответить на него в течение 20 дней. Жалоба часто помогает снизить размер штрафа или вообще избежать наказания.
Если будете не согласны с решением, то можете обратиться в суд. Судебная практика показывает, что Роспотребнадзор не всегда бывает прав.
«Шуба» на ценнике вместо «мехового пальто» — инспектор выписал штраф 12 000 ₽
Ситуация. Во время проверки инспектор заметил, что информация на ценнике отличается от наименования документов на меховые изделия. На ценниках было написано «шуба», а в документах — «меховое пальто». Инспектор посчитал, что предприниматель вводит покупателей в заблуждение, и назначил штраф по статье «обман покупателей».
Решение суда. Суд решил отменить штраф, так как такое несоответствие в наименовании товара не вводит покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара.
Проверяющие — такие же люди, как и все, они тоже могут ошибаться. Если чувствуете, что инспектор не прав, и можете это доказать, не соглашайтесь с решением и пишите жалобу или обращайтесь в суд.
Что нужно помнить о проверке
Бухгалтерское обслуживание ИП
Персональный бухгалтер Тинькофф для ИП на УСН «Доходы» и патенте
Сейчас читают
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания