Потому что я еврей
Макаревич о евреях
Макаревич Андрей Вадимович (р.1953), российский композитор и эстрадный исполнитель.
Я пою еврейские песни на русском языке, потому что я еврей…В моём трудоголизме есть что-то нерусское. Может это еврейское? Не знаю. Я всё-таки еврей наполовину. Кроме еврейской у меня есть и много других кровей. Я совершенный космополит… (Из интервью в ”Российской газете” № 3980 от 26.01.2006 – А.З.)
Некоторое время назад у меня на пальце ноги выросла маленькая шишечка. Вещь совершенно безвредная — если ходить босиком. А вот ботинок создает затруднение. Потому что ботинки на нее не рассчитаны. В результате я исстрадался и позвонил знакомому доктору. Знакомый доктор позвонил знакомому хирургу, и тот согласился меня принять. Оказался очень приятным парнем, к тому же поклонником «Машины времени». Мигом уложил меня на стол и болячку отрезал. Категорически отказался от вознаграждения. Растроганный и счастливый, я уехал домой. Через пару месяцев шишечка выросла снова. На том же месте. Уже знакомый хирург очень удивился, велел мне приехать и проделал операцию еще раз. Даром. Прошло еще три месяца, и шишечка была на прежнем месте. Хирург удивился еще больше и сказал, что тогда мы эту штуку возьмем лазером. По последнему слову техники. Мы пошли на другой этаж больницы, и строгая тетенька лазером, похожим на детский прибор для выжигания, эту штуку выжгла. Лазер гудел, лампочки мигали, пахло шашлыком. Через пару месяцев все вернулось на свои места. И тогда я плюнул, купил билет и полетел в Израиль. Пришел в клинику, заплатил две тысячи долларов. В кассу. После чего израильский хирург проделал надо мной уже до боли (шутка) знакомую операцию. Ножичком. Безо всяких лазеров. В процессе этой операции я спросил его — почему у его российских коллег ничего не получалось. Он удивленно посмотрел на меня, пожал плечами и сказал: «А они просто не до конца вырезали». «Ну, погоди, — думал я, — утру тебе нос. Вот заявлюсь через пару месяцев в прежнем виде, хромая, что тогда скажешь? Небось, опять две тысячи сдерут?» А больше ничего не выросло. Как отрезало. (Два мира — две медицины. Из интервью МЕЖ ”Алеф”, 5.12.2008 – А.З.)
Про евреев уже написано столько, что касаться этой темы — моветон. И все-таки — что такого особенного в этой нации, заставляющего разные части человечества то и дело поворачивать удивленные и раздраженные головы в их сторону? В чем секрет этого болезненного интереса? Отношение к евреям мне напоминает отношение шестиклассника, неосознанно и безнадежно влюбленного в красивую отличницу, — он бьет ее портфелем и дергает за косы. Что заставило молодого художника Шикльгрубера настолько возненавидеть проходившего по улице еврея, что он чуть было не лишил мир этой нации? Они что, вырезали его семью? Да нет, они вообще к тому моменту человеческой истории никого не завоевывали (да и сегодня отбиваются). Мирно ушли из Египта. Попросившись неоднократно. Рассеялись по миру? Так их гнали. Итальянцы тоже рассеялись по миру (а было дело — этот мир и завоевывали). И чего? Конечно, фашисты уничтожали и русских, и белорусов, и кавказцев, но только евреев уничтожали за то, что они евреи.
Ну да, видели Бога. Сами. И Бог говорил с ними. И передал Скрижали — из рук в руки. Это, конечно, обидно. Но с другой стороны, древние греки со своими богами вообще жили запанибрата — и ссорились, и обнимались — и ничего! (Правда, греки — со своими, а евреи — с нашим, с Единым. Действительно обидно.) Что еще? Нашего Христа продали? Ну, во-первых, не без помощи Рима, а во-вторых, это, грубо говоря, их внутренние разборки. Может, их не любят за их исключительную талантливость? Перестаньте. Очень распространенный тип еврея — громогласный бездарный идиот, все встречали. И скрипачи есть китайские, и ученые русские, и битлы английские. Нет, не в этом дело. Может, дело в семейственности, во взаимопомощи? Да нет, на Кавказе да на Востоке это дело посильнее будет, а у тех же итальянцев вообще семья знаете как называется? Мафия! Может, секрет в спасительной самоиронии? Нет, этим чувством вполне наделены и грузины, и англичане, и французы — вспомните кино.
Наша Великая Сакральная Русская Народная Кабацкая Эстрада — от Вяльцевой и Паниной через Дмитриевича к Бабкиной, Ротару, Шуфутинскому и Сукачеву — на самом деле, по точному определению Троицкого, «еврейско-цыганская калинушка». Я о музыкальных корнях. Наш любимый народом и теперь уже почти государственный блатной язык наполовину состоит из слов еврейских — нет, не одних скрипачей родит нация! (Три примера, с ходу пришедших на ум: «шмон» — это на иврите «восемь». В восемь часов на зоне шмонали. «Халява» — это молоко. Его бесплатно раздавали в синагоге бедным в шаббат. А «шаббат» — это время шабашить. Достаточно?)
А ведь я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас) на самом деле. Вы когда-нибудь видели, как еврей относится к своей маме? «Видели» — тут плохое слово. Чувствовали? Это любовь, которая не поддается описанию. Поэтому она не афишируется, ее не выносят на флаг. Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной. Может, в этом главный секрет?” (Рассказ, прочитанный автором во время ”Пионерских чтений” на тему ”Евреи” в Мемориальной синагоге на Поклонной горе 14.05.2-13 – А.З.)
Почему я — еврей?
от Рабби лорд Джонатан Сакс 1 Kislev 5781 – 17.11.2020, 12:00 8.8k Просмотры 32 Голоса
Самый глубокий и важный вопрос, который может и должен задать себе каждый человек, это «кто я?» И чтобы на него ответить, мы должны действительно задуматься. Это не то, что спросить себя «Где я живу?» или «Чем занимаюсь?». Самым решающим моментом в моей жизни стал как раз тот, когда я задался этим вопросом и осознал, что единственно верный ответ на него: «Я – еврей». И вот, почему.
«Я — еврей» не потому, что, как мне кажется, иудаизм охватывает все возможные сферы жизни и вмещает опыт всего человечества. Я искренне считаю, что другие традиции и их вклад в мировое наследие тоже достойны восхищения.
На мои взгляды не влияют и такие явления, как антисемитизм или антисионизм. Моя сущность не определяется тем, что со мной происходит: наш народ — это народ веры, а не судьбы.
Кроме того, моя позиция не объясняется тем, что я считаю евреев лучше представителей других народов, более умными, творческими, великодушными или успешными. Отличаются от других не евреи, а иудаизм. И дело не столько в том, кем мы являемся, сколько в том, кем мы призваны быть.
«Я – еврей» потому что, будучи сыном своего народа, я услышал и воспринял призыв добавить свою собственную главу к его истории. Я — этап в его пути, я — связующее звено между поколениями. Во мне воплощаются мечты и надежды моих предков, я — хранитель наследия, которое они мне доверили, сейчас и в будущем.
«Я – еврей» потому что наши предки были первыми, кто понял, что у каждого из нас есть свое предназначение, сопряженное с определенными моральными рамками, и что реальность — это не непрерывная война сил природы, которым нужно поклоняться как божествам, а история — не битва, в которой побеждает сильнейший. Учение иудаизма сформировало нравственные ориентиры западной цивилизации, впервые озвучив идею о том, что человеческая жизнь священна, что ни одним человеком нельзя жертвовать во имя масс, что все — богатые и бедные, большие и малые — равны перед своим Создателем.
«Я – еврей» потому что я наследую моральные принципы тех, кто стоял у подножия горы Синай и давал клятву жить этими истинами во все времена. Я потомок бесчисленных поколений предков, которые, несмотря на суровые и горькие испытания, остались верными этому завету, хотя отступить от него зачастую было самым простым решением.
«Я – еврей» потому что есть Шабат — величайшее в мире религиозное постановление, время, когда не должно быть вмешательства в дела природы или людей и когда мы, свободные и равные, еженедельно объединяемся, чтобы предвосхитить благословенные времена эпохи Машиаха, воссоздавая их атмосферу.
«Я – еврей» потому что наш народ, хотя временами и страдал от крайней нищеты и бессилия, никогда не отказывался от своего обязательства помогать бедным, спасать своих собратьев, страдающих в других странах, или бороться за справедливость для угнетенных — и делал это, не восхваляя себя и не гордясь, а просто потому, что так требовала его душа или как минимум потому, что это заповедь, и еврей не может поступить иначе.
«Я – еврей» потому что дорожу Торой и ценю ее, осознавая, что Бога можно найти не только в силах природы, но и в нравственных смыслах, в словах, текстах, учениях и заповедях. Потому что евреи, хотя их жизнь обычно не была простой, никогда не переставали относиться к образованию как к священной задаче, дарующей человеку достоинство и глубину.
«Я – еврей» потому что наш народ страстно верит в свободу, при этом понимая, что каждый из нас обладает моральной ответственностью и в этом заключается наше уникальное человеческое достоинство.
Потому что иудаизм никогда не оставлял свои идеалы на уровне высоких устремлений, превращая эти устремления в реальные поступки, которые мы называем заповедями, а также в путь, который мы называем Галахой, таким образом объединяя Небо и землю.
Я горжусь тем, что принадлежу к народу, который, несмотря на полученные в ходе истории шрамы и увечья, никогда не терял ни чувства юмора, ни веры, ни своей способности смеяться над актуальными проблемами и по-прежнему верит в окончательное Избавление. Принадлежу к народу, который начал свой путь практически в самом начале истории человечества, но никогда не останавливался на достигнутом и не прекращал идти вперед и искать истину.
Я горжусь тем, что являюсь частью эпохи, когда мой народ, измученный страшнейшим преступлением, которое когда-либо было совершено против отдельного народа, вновь обрел свою землю, восстановил свой суверенитет и раскрыл братские объятия для находящихся под угрозой евреев, разбросанных по всему свету, вновь отстроил Иерусалим и доказал всем, что он одинаково отважен как в поисках мира, так и в защите от войны.
Я горжусь тем, что наши предки отказывались довольствоваться преждевременными утешениями и в ответ на вопрос: «Пришел ли Машиах?» всегда отвечали: «Еще нет».
Я горжусь тем, что принадлежу к народу Израиля, имя которого означает «тот, кто борется с Богом и людьми и побеждает». Ибо мы, хотя и любим человечество, никогда не прекращали с ним бороться, бросая вызов все новым и новым его идолам. И хотя наша любовь к Всевышнему вечна, мы ведем с Ним непрекращающуюся схватку, а Он — с нами.
Я выражаю свое восхищение другими цивилизациями и традициями и верю, что каждая из них внесла в мир что-то особенное, присущее ей одной, «Аваль зе — шелану» — «но это — наше».
Это мой народ, мое наследие, моя вера. И наша уникальность — это то, что не разделяет, а объединяет нас с миром. Будучи единственными в своем роде, мы даем человечеству то, что можем дать только мы.
Такова наша история и наш дар следующему поколению. Я получил этот дар от своих родителей, а они — от своих. Он прошел путь через огромные просторы времени и пространства. Подобного ему не существует. Он изменил нравственный облик всего человечества и все еще продолжает бросать ему вызов.
Я хочу обратиться к евреям всего мира: примите этот дар, дорожите им, цените, учитесь его понимать и любить. Заботьтесь о нем — и он будет заботиться о вас. И, в свою очередь, вы передадите его будущим поколениям. Потому что вы — часть вечного народа, значимая буква в его свитке. Так позвольте же его вечности продлиться и в вас.
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
«Потому что евреи испортили Рождество»: в начальной школе в США поставили спектакль про Холокост с расстрелами
Учительница начальной школы в Вашингтоне (США) заставляла детей воспроизводить события Холокоста, в частности изображать Адольфа Гитлера, «копать братские могилы» и имитировать стрельбу. Об этом сообщила газета «Вашингтон пост» со ссылкой на письмо директора школы, которое он прислал родителям.
По плану учебного заведения, третьеклассники должны были готовиться в библиотеке к проекту, который потом собирались показать одноклассникам перед каникулами. Но учительница вместо этого сказала детям участвовать в воспроизведении событий Холокоста.
Педагог распределила между учениками роли. Например, мальчик еврейского происхождения должен был исполнить роль Гитлера, а в конце занятия сделать вид, что совершает самоубийство.
Отец одного из школьников рассказал, что его сын должен был делать вид, будто он едет в поезде в концлагерь, а потом — будто он умирает в газовой камере. Еще один родитель рассказал, что его ребенок должен был имитировать стрельбу в своих сверстников.
Женщина попросила детей держать в секрете то, что происходит на занятиях, однако ученики рассказали все классному руководителю. Учительницу сразу же отстранили от работы.
Детали произошедшего были переданы в Центральную группу реагирования округа по вопросам справедливости, которая обычно занимается инцидентами, связанными с ненавистью и предвзятостью. Пресс-секретарь ведомства Энрике Гутьеррес заявил, что официальные лица школьного округа начали расследование данной реконструкции Холокоста.
«Это не было утвержденным планом урока, и мы искренне приносим извинения нашим ученикам и семьям, которых коснулось случившееся», – отметил он.
После произошедшего весь класс был направлен на прием к школьному психологу, чтобы дети смогли обсудить произошедшее с ними.
о евреях
меж Божьих творческих работ:
он и загадка мироздания,
В нашей семье считали антисемитизм пережитком варварства. У нас антисемитов презирали, им не подавали руки. Человек с претензией на порядочность не имеет права быть антисемитом.
Евреи несли Библию сквозь века как своё переносное отечество.- Гейне
Евреев не браню,
Но с ними трудно жить:
Еврей не ест свинью,
Но может подложить.
Везде одинаков Господень посев
и лгут нам о разнице наций.
Все люди евреи, но только не все,
нашли в этом смелость признаться.
Сами видя в себе инородцев,
поперечных российской судьбе,
очень много душевных колодцев
отравили мы сами себе.
Еврейский бес весьма практичен,
гордыней польской обуян,
слегка теперь по-русски пьян
и по-немецки педантичен.
По спирту родственность имея
Коньяк не красит вкус портвейна
Еврей дурак не стал умнее
От соплеменности Эйнштейну.
В отъезды кинулись поспешно,
евреи вдруг соображают,
что обрусели так успешно,
что их евреи раздражают.
-Дмитрий Быков: Как Вам в Израиле?
-Игорь Губерман: Мне хорошо в Израиле. Хотя здесь очень много дураков.
Как еврейский мудрец несравненно мудр, так и еврейский дурак
несравненно, титанически глуп, и каждый убежден в своем праве учить
весь мир. Что поделаешь, страна крайностей.
Я говорю о нас, сынах Синая,
О нас, чей взгляд иным теплом согрет.
Пусть русский люд ведёт тропа иная,
До их славянских дел нам дела нет
Первый мудрый еврей говорил, что у людей всё плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) всё плохо. Это был Моисей.
Второй мудрый еврей говорил, что у людей всё плохо, потому что у них вот тут (показывая на сердце) всё плохо. Это был Христос.
Третий мудрый еврей говорил, что у людей всё плохо, потому что у них вот тут (показывая на карман) всё плохо. Это был Маркс.
Четвертый мудрый еврей говорил, что у людей всё плохо, потому что у них вот тут (показывая ниже пояса) всё плохо. Это был Фрейд.
А пятый мудрый еврей сказал, что у людей не всё уж так плохо, потому что всё относительно. И это был Эйнштейн.
Без евреев нельзя, потому что их можно.
В интеллектуальной беседе еврей кого хочешь обрежет.
(вопрос и ответ с форума)
— Почему я, никогда не встречавший евреев, все равно испытываю к ним неприязнь? Объясните, пожалуйста!
Умный, тонкий человек любой национальности среди кретинов чувствует себя евреем.
Разобраться, кто там солдат, кто генерал, я не мог, потому что форма солдат, офицеров и генералов одинаковая. Различие только по нашивкам и погонам. И разговаривают они с генералами по имени и на «ты». И чести друг другу не отдают. И столовая у них одна. А жирных и старых генералов вообще не бывает. Если для десантника у нас достаточно иметь сильные мышцы, и это дает ему право плавать в городском фонтане, то, чтобы пройти конкурс на эту опасную специальность в Израиле, нужно иметь прежде всего высокий IQ. Это значит — пройдет один из десяти.
Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев. — Жан-Поль Сартр «Размышления о еврейском вопросе»
Евреи, без сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса теперь в Европе.
— Вы еврей по папе или по маме?
— По жизни.
В гибели Титаника виноваты одни евреи: Штурман, Лоцман, Боцман и этот ещё один еврей, как его там, а- Айсберг.
Одесса, Привоз. Рабинович покупает скумбрию. Продавец спрашивает, какую часть рыбы ему отрезать.
— Отрежьте немного от головы. Так, хорошо. Отрежьте немного от хвоста. Замечательно! А теперь взвесьте мне середину.
Моше, почему ты читаешь антисемитскую литературу?
— я читал еврейскую, там депрессняк. Всё плохо, нас убивают, притесняют и обижают. А в антисемитской мы великие, владеем миром и тайно управляем всем. Оно как-то оптимистичнее.
— А вы по национальности.
— Да. А вы?
— Нет.
— А шо так?
— Изя, я таки беспокоюсь, что теперь во всем русские виноваты, а не евреи.
— А что такое, Мойша?
— Так выходит мы теперь не главные.
sadalskij
СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ
Народный блогер России
Познер цитирует стихотворение Мартина Нимёллера
«Когда они пришли. »
Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что я не еврей.
Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что я не коммунист.
Когда пришли за членами профсоюза, я промолчал, потому что я не член профсоюза.
И когда пришли за католиками, я промолчал, потому что я не католик.
А когда пришли за мной, некому было говорить…
У стихотворения своеобразная история.
Совсем не существует его авторской записи.
Нимёллер читал его всегда устно.
Поэтому при цитировании сегодня предлагаются различные варианты.
Так в американском Холокост-музее совсем отсутствует строка о коммунистах.
Хотя Нимёллер всегда начинал читать именно с этой строки.
Что и исторически правильно.
Коммунисты были первыми, за кем пришли нацисты.
У В. Познера,http://pozneronline.ru/2013/03/4294/ напротив, нет строки о социал-демократах, зато есть строка о католиках, отсутствующая в оригинале.
Общепризнанным считается текст, приведённый ниже:
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».