После дтп что лучше деньги или ремонт
Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?
Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.
Откуда берутся деньги за доплату
Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.
Когда возникает парадоксальная ситуация:
Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Ремонт обходится дороже страховки
Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.
Действия должны быть следующими:
Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.
Права и обязанности сторон
Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.
По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:
Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.
После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.
Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.
Читайте также
При продаже транспортного средства (ТС) владелец может получить часть страховки. Хозяин обязан расторгнуть договор с
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – значение, допускающее возможность возникновения страхового случая. Его расчет необходим для установления
Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков
Чтобы застраховать свою машину, ежегодно автовладельцы вынуждены отдавать немалую сумму за полис. Поэтому актуален вопрос,
Реформа ОСАГО: когда ремонт, а когда деньги
В Закон об ОСАГО (от 25.04.2002 № 40-ФЗ) внесли изменения, устанавливающие приоритет ремонта машины над страховой выплатой. Но есть ряд исключений, когда страховая компания должна будет все-таки выплатить деньги на ремонт. Заметим, что это касается только личных автомобилей, на машины в собственности юрлиц это новшество не распространяется.
Общее правило о направлении на ремонт
Новое правило содержится в новом п. 15 ст. 12 данного закона и гласит, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Правила такого ремонта следующие:
Страховое возмещение в виде страховой выплаты будет происходить в случае:
1) если стоимость ремонта превышает (либо-либо):
3) если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует требованиям к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего, и он не согласен на ремонт на одной из таких станций;
4) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал страховую выплату;
5) если потерпевший является инвалидом, имеющим автомобиль в соответствии с медицинскими показаниями и в заявлении о страховом возмещении он выбрал страховую выплату;
6) полной гибели транспортного средства;
7) смерти потерпевшего.
8) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Новые правила применяются к возмещению вреда в результате ДТП, случившихся после 25 сентября 2017 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.2017 № 49-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Что выгоднее в ОСАГО: выплата деньгами или ремонт?
4 Время прочтения: 9 минут
С 2017 года закон обязывает страховщиков сначала предлагать попавшим в аварию клиентам ремонт. Но около 80% страхователей выбирают денежную компенсацию. Как им это удается и что выгоднее?
Житель Новосибирска в сентябре попал в ДТП. «Был «паровозик» с 3 участниками, после разбора меня признали пострадавшим, подал заявление о ДТП, отправил фото документов из ГИБДД, сделал фото повреждений, — оставил он свой отзыв в «Народном рейтинге» под ником Sprint-er. — Через 5 дней менеджер озвучил сумму 18200, она была ниже ожидаемой, так как были скрытые повреждения, о чем указанно в справке. Сошлись на том, что на СТО снимут бампер и еще раз все сфотографируют. Через 2 недели озвучили новую сумму 41700 рублей, которая полностью покрывала ремонт. Через 2 дня сумма уже была на моем счету». (Отзывы пользователей публикуются в данной статье без изменений.)
Деньги ремонту предпочитают большинство автовладельцев, хотя в свое время изменения в закон о приоритетности ремонта внесли именно из-за многочисленных жалоб страхователей на заниженные суммы выплат. В СК «Абсолют Страхование» говорят, что сейчас около 30% убытков по ОСАГО урегулируются в натуральной форме, то есть отправляют на ремонт, в ВСК и того меньше — 15—20%. А как же тогда приоритетность ремонта?
В каких случаях СК обязана заплатить деньгами
По закону об ОСАГО ремонт — это приоритетный способ возмещения вреда. Но есть исключения, когда страховщик должен заплатить деньгами (пункт 16.1 статьи 12). Это:
Неужто все 80% автовладельцев, которые получили возмещение деньгами, оказались в этих категориях? Или выбор все-таки есть?
Выбор за автовладельцем
«Ремонт действительно является приоритетной формой возмещения при наличии в регионе станции техобслуживания, удовлетворяющей требованиям закона, — объяснил генеральный директор «Тинькофф Страхования» Иван Мироненко. — Мы даем своим клиентам возможность выбрать: получить денежные средства и отремонтировать автомобиль самостоятельно на той СТОА, которую выберет водитель, или поехать на ремонт к нашим партнерам. Зачастую денежная выплата по соглашению сторон выгодна и автомобилисту, и страховой компании, поскольку в некоторых регионах проблематично найти СТО, которая будет удовлетворять требованиям».
Выбор за автомобилистом оставляют многие страховщики, но не все. Например, житель Республики Башкортостан, оставивший свой отзыв в «Народном рейтинге» под ником venom78, в ДТП попал в апреле, но до конца сентября так и не смог получить от своего страховщика направление на ремонт в выбранный им автосервис. «В переписке вечно идут какие-то нелепые отговорки, что якобы там нет технической возможности отремонтировать автомобиль, — написал он. — Предложенная СК станция мне не внушает доверия, примерную стоимость ремонта не озвучивают, из чего будут собирать и восстанавливать — тоже не понятно».
Если клиентов не устраивают предложенные страховщиком сервисные станции или возникают вопросы к СТОА по срокам проведения ремонта, на который законом отводится 30 рабочих дней, то, по словам директора департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игоря Люкина, страховая компания подписывает с ним соглашение о выплате по калькуляции. «Обычно заключают такое соглашение непосредственно в день первичного обращения потерпевшего с заявлением о наступлении события, — объясняет директор департамента экспертизы и урегулирования убытков компании «Согласие» Павел Бикетов. — СК в соглашении определяет сумму страхового возмещения (рассчитав ее в строгом соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт) и устанавливает точные сроки выплаты возмещения, а потерпевший, подписывая такое соглашение, соглашается с рассчитанной суммой и сроками выплаты».
«Причин, почему автовладельцы хотят получить выплату деньгами, бывает несколько, но наиболее часто встречающаяся — клиент предпочитает ремонт на своей СТО, потому что хочет быть уверен, что получит технически исправное авто, — говорит генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи. — С нашей точки зрения, лучший вариант для клиента тот, при выборе которого он чувствует себя максимально безопасно».
В чем преимущество ремонта
Несколько лет назад я тоже была участником ДТП. Меня сложно назвать опытным автомобилистом, чтобы я могла понять, какой ремонт требуется машине и что в ней подлежит замене, так что перспектива самостоятельного выбора СТО меня откровенно пугала. Ремонт от страховщика оказался спасением. Разве что пришлось набраться терпения, потому что вместо положенных 30 дней он затянулся на все 45.
Ремонт выбирает для себя и координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. «Возможно, кому-то проще требовать возмещения ущерба деньгами, чтобы самому искать автосервис и договариваться о ремонте. На мой взгляд, такой подход зачастую занимает больше времени и не всегда гарантирует качество, — говорит он. — Страховая компания сама направит автомобиль на ремонт, а я спустя некоторое время получу исправный автомобиль. Учитывая, что после обновления методики расчета стоимости запчастей формирование цены восстановительного ремонта станет максимально прозрачным, я тем более не вижу смысла просить возмещения ущерба по ОСАГО деньгами и тратить свое время на поиски подходящего автосервиса, где справедливость ценообразования на услуги, да и качество обслуживания абсолютно никто не гарантирует».
Комфорт и гарантию считают главными аргументами в пользу ремонта и страховщики. «Натуральная форма возмещения ущерба, на мой взгляд, для клиента является наиболее выгодной и удобной, потому что после ДТП задача клиента — восстановить поврежденную машину до того состояния, в котором она была до аварии, — рассуждает Игорь Люкин. — При натуральной форме возмещения человеку не нужно самому искать запчасти, заниматься подбором СТОА, следить за проведением ремонтных работ». По словам Павла Бикетова, качество ремонта на СТО по направлению СК контролируют специальные службы страховщика. «Если поступила претензия от автовладельца в отношении качества ремонта на СТО, проводим дополнительный осмотр отремонтированного авто с участием независимого эксперта, представителя СТО и потерпевшего, — объясняет он. — Если осмотр подтвердит некачественно проведенный ремонт, СК выдает направление на устранение выявленных недостатков на СТО или выплачивает денежную компенсацию потерпевшему».
С учетом износа и без него
Выгоднее ремонт и еще по одной причине — разнице между стоимостью новых деталей и б/у, которая достигает 20—30%. «Разрыв в стоимости между новым и уже использовавшимся предметом — довольно давняя история, — говорит Лаппи. — Как только автомобиль выезжает из автосалона, он утрачивает товарную стоимость на 10—12% в зависимости от марки и модели, и эта динамика продолжается каждый год. Примерно то же самое происходит и со стоимостью запчастей».
Если автовладелец решил взять деньгами, он должен быть готов к тому, что денежная выплата по страховому случаю в ОСАГО рассчитывается с учетом износа автомобиля. Поэтому реальная цена покупки новой детали, скорее всего, будет выше рассчитанной по единой методике с учетом износа. Получив деньги от страховщика, автовладелец отправляется на СТОА, и там его просят доплатить за новые детали. «Клиенты периодически сталкиваются с такими ситуациями, когда их просят доплатить, — отмечает Игорь Люкин. — Чтобы избежать их, мы рекомендуем выбирать натуральную форму урегулирования».
Если страховщик направляет авто на ремонт на СТО, то именно он платит за установку новых деталей, потому что СТО должны использовать для восстановительного ремонта только новые детали. «Многие станции техобслуживания, особенно дилеры, ремонтируют без учета износа, и в этом случае страховая доплачивает за такой ремонт, — объясняет Иван Мироненко. — Так что ремонт для страховой компании не всегда выгоднее, чем произвести выплату деньгами. Чаще всего СК закрывает проблему клиента, потому что большинство клиентов хотят скорее отремонтировать автомобиль, а не заработать денег на страховой».
Другой вопрос, насколько новые запчасти будут оригинальными, потому что, как пояснил Павел Бикетов, обязанность страховщика по использованию только оригинальных запасных частей законом не определена. «СТО, с которыми у СК заключен договор на проведение ремонта авто по договорам ОСАГО, придерживается правил, так как это определено договором о сотрудничестве между СТО и СК», — добавляет он. Хотя случается, что новых деталей нет и быть не может, например, для «возрастных» машин, и тогда по договоренности со страхователем в его авто могут поставить б/у запчасть. Или даже вовсе отказаться от ремонта, предложив деньги.
Пользователю «Народного рейтинга» Tala2583 страховщик сначала предложил ремонт, а затем передумал. До подписания соглашения со страхователем такое возможно. СК переиграла и вместо ремонта решила выплатить деньгами, написал он. Автовладелец остался в недоумении, почему, не до конца осмотрев авто, «отметили все повреждения, кроме скрытых за задним бампером и под крышкой багажника, так как их нужно было снять», ему перечислили деньги. Причем сумму, за которую, по его словам, никто не соглашается делать ремонт.
Как страховщики выбирают СТОА
Направление на разрекламированный ремонт от СК, увы, тоже не стопроцентная гарантия качественного восстановления машины. По автомобилю пользователя «Народного рейтинга», оставившего свой отзыв под ником Tag1, страховщик оценил ущерб в 11 800 рублей, тогда как официальный дилер выставил калькуляцию в 115 тыс. рублей. «В итоге направление получил в аффилированную с СК кузовную станцию. Результат покраски: шпатлевка в 2000 мкм, мусор в покрасочном слое, грубый опыл (точечные вкрапления краски на различных элементах автомобиля. — Прим. ред.), — написал он. — Ответ мастера покраски: «А чего вы ждали за такую калькуляцию ремонта». Страховая компания на письменную претензию не реагирует».
Если страховщик дорожит своей репутацией, то успех восстановительного ремонта будет зависеть не только от справедливой калькуляции, но и от автосервиса, с которым сотрудничает страховщик. Выбор СТОА для проведения ремонта, по словам Ивана Мироненко, зависит от станции техобслуживания и возраста автомобиля. «По закону об ОСАГО страховщик обязан направлять автомобили возрастом до двух лет на ремонт к официальному дилеру, — говорит он. — Мы отбираем каждого партнера на основе внутренних стандартов и требований закона».
Прописывает требования к организации восстановительного ремонта авто закон об ОСАГО (пункт 15.2 статьи 12). «Отбирая СТОА для ремонта по договорам ОСАГО, прежде всего руководствуемся наличием у нее возможностей проведения ремонта в соответствии с установленными критериями (срок ремонта ТС, сохранение гарантийных обязательств производителя для ТС, с года выпуска которых прошло менее двух лет), — говорит Павел Бикетов. — Также на выбор влияет такой критерий, как расположение СТО, ведь при выдаче направлений на ремонт поврежденных авто СК обязаны соблюдать критерий доступности СТО для потерпевшего (расстояние до СТО не должно превышать 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего). Далее все СТО, как и другие партнеры компании, проходят внутреннюю проверку СК».
Но выбор лучших можно позволить себе, если есть из кого выбирать. Неслучайно, по наблюдениям руководителя центра управления страховым портфелем по ОСАГО ВСК Татьяны Кудрявцевой, жители крупных городов, где более развитая инфраструктура автосервисов, чаще выбирают ремонт, чем жители небольших населенных пунктов.
Если вы полностью доверяете своему автосервису и расчет денежной компенсации вполне покроет предстоящие расходы, то можете брать выплату деньгами. В этом случае машина наверняка вернется в строй гораздо быстрее, чем в случае ремонта от СК. Ну а если сами в ремонте машины не сильны и качество его по достоинству оценить не сможете, лучше довериться страховщику.
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.