Потому что люди идиоты
10 цитат Рэя Брэдбери
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Американский писатель-фантаст скончался в возрасте 91 года
Писатель Рэй Брэдбери, автор романа «451 градус по Фарегейту» и сборника рассказов «Марсианские хроники» скончался в Лос-Анджелесе сегодня утром в возрасте 91 года, сообщает РИА «Новости». Эту информацию подтверждают семья писателя и его биограф Сэм Веллер.
Slon вспоминает самые яркие высказывания писателя:
«Люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы». (Из интервью) «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их». («451 градус по Фаренгейту») «Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит» – или: «Она меня бросит» – или: «Я уже раз обжегся, а потому…» Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». (Выступление в Брауновском университете) «Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все – значит, ему все еще семнадцать». («Вино из одуванчиков») «У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное. Если мы не открыли сосисочную в Египте среди развалин Карнакского храма, то лишь потому, что они лежат на отшибе и там не развернешь коммерции». («Марсианские хроники») «В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира. Я помню лишь вечные проигрыши, поражение и горечь, а хорошо было только одно – когда все кончилось». («Вино из одуванчиков») «Мертвая бабочка – и такие последствия?» («И грянул гром») «Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его». (эссе «Beyond 1984: The People Machines») «Сегодня у нас слишком большое правительство. Мы должны помнить, что правительство создано людьми из числа людей и для людей». «Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Мои книги все изданы, мои книги есть во всех школьных библиотеках и, когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют еще до того, как я начну говорить».
Все мы так часто печалимся и ругаем судьбу.
Меня бросила девушка, жена.
Или парень, муж.
Меня не приняли.
Меня уволили.
Меня обманули.
Меня обокрали.
Я стукнул машину.
Все мы постоянно выдумываем себе трагедии.
У нас нескончаемые проблемы и неудачи.
Но представьте на минуту.
Всего на одну несчастную минуту:
Как живут другие люди?
У кого-то сейчас сильнейшее отравление.
Он сидит в обнимку с толчком
и блюет каждые пять минут.
Ему хуже, чем вам.
А кому-то сейчас оторвало ноги где-то в Сирии.
Или, может, в России.
Да где угодно.
У кого-то умер родитель,
А у кого-то ребенок.
Или родился, но с синдромом дауна.
Рахит.
Аутист.
Только что разбилась насмерть целая семья.
А в Африке люди умирают от обезвоживания.
Где-то в другом месте — от пуль.
От камней.
От падения.
От комара.
От рака.
Кто-то мучается, потому что не может ходить.
Или слышать, видеть, разговаривать.
А есть те, кто не в состоянии даже шевелиться.
Некоторые лежат в коме.
Кто-то пашет на фабриках
И не может даже сходить в туалет.
Вы скажете: «А есть те, кому лучше, чем нам».
Но, ориентируясь на них,
Мы не станем счастливыми.
Мы не найдем путь к свету.
Мы потеряемся.
Попадем в капкан,
А затем исчезнем.
Счастье не в большом доме.
Не в куче денег.
Не в красивой жене или муже.
Оно вообще никак не связано с материальным.
А кто скажет обратное,
Тот пёс,
Об которого нужно вытирать руки после еды.
Рэй Бредбери про айфоны, идиотов и Марс
Сегодня Рэю Брэдбери исполнилось бы 100 лет. Из юбилейного (к 90-летию) его интервью Георгию Зотову:
А я что-то про Новый год вспомнил. Вы не обратили внимание, что в последние годы первые елки на улицах начинают появляться уже в конце ноября? А в середине декабря от Нового года уже не протолкнуться.
Егор Зайцев. Новогодняя елка. 1996 г.
Праздники были очень короткими, надо было успеть нахлебаться этим новогодним волшебством досыта, поэтому они были очень яркими.
Мы полтора месяца отмечаем наступление года, в котором этих месяцев всего-то двенадцать.
«Вы особенно не обращайте внимания, это старческое брюзжание» (с) Рэй Брэдбери.
Это отрывок из моей книги «Служба забытых цитат»
Книжная лига
12.8K постов 59.5K подписчик
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Про новый год у меня другое мнение, у людей и так весь год серый и скучный, почему бы не растянуть эту яркость и радость ожидания праздника на более долгое время? Меня например очень радуют огни и мишура уже в ноябре. Конечно, люди часто делают из радостей бизнес, но все таки что плохого, что нам хочется больше праздника в жизни?
«сейчас у нас весь декабрь новый год»
Будь у тебя кокос, новый год длился бы все 12 месяцев.
А когда у тебя нет бабок тупо на пожрать и коммуналку, твой новый год, это неделя выходных, если они есть.
У кого то ёлки в ноябре, а я свою за 3 часа до нового года на улице подобрал, что остались от барыг.
Поэтому все в этом мире относительно
Бредбери явно ни чего не смыслил в экономике. Колонизировать Марс невероятно тяжело, дорого, и 100% убыточно т.к. это никакой прибыли не принесет, только будет тянуть деньги.
А айфоны и костюмы для собак людям реально нужны и приносят деньги.
За пределами своих произведений писатели вообще ужасны а Бредбери особенно унылый нытик.
А меня рисунок бабушки, одиноко наряжающей елку, задел.
А не так давно в ее доме, видимо, собирались и наряжали елку и ее дети, потом внуки..
Базы на Луне и Марсе нельзя мерить экономическими лекалами. Это бросок в космос, попытка освоения пространства во вне Земли. Печально, что человечество замкнулось на себе и своих животных потребностях.
Разделение, агрессия и самоуничтожение людей вызывает грусть. Только объединение энергетических возможностей всей планеты способно помочь вырваться вперёд. Но! Бабло правит 🙁 Реально смешно смотреть на эти все «международные отношения» со стороны астероида, который ёбнет по планете и похоронит всех в космической пыли. Бредбери всё верно сказал.
Пока работал в разных отраслях рекламы, новый год стабильно начинался чуть ли не с начала ноября, и уже к декабрю просто тошнило от всей этой праздничной атмосферы. Стоило сменить сферу деятельности, и новый год снова стал, как праздник
Автора читаю всегда с удовольствием: Спасибо за интересные истории!
И особое спасибо за то, что узнал, что у меня оказывается есть полный тёзка по ФИО (подпись на картинке). Очень неожиданно ))
Там рождественские товары в магазинах появляются сразу же после хелловинских, т.е уже в начале ноября.
А пасхальные зайцы с яйцами чуть ли не сразу после нового года.
Бизнес, мать его, и ничего личного
Просто ушла диктатура коммунистической партии, и вспыли обратно традиции, плюс снят железный занавес, и пришла/вернулась западная многовековая традиция готовиться к Рождеству за четыре недели.
Афтор хорош, сидит дома на жопе ровно и негодует чо это плебс не пашет после 1 января. Напоминает женушку французского короля «Если нет хлеба, пусть едят пирожные»
А по нашему «сытый голодного не разумеет»
ОО, спасибо. Я нашла подтверждение своему ощущению нового года в последнее время. Уже тошнит от «новый год уже скоро! Успей купить!»
Дэн Симмонс. «Террор»
Именно в таких, самых экстремальных условиях и определяется суть человека. Кого-то постигает величие и бессмертная слава, а у кого-то просыпаются самые низменные и отвратительные черты человеческой натуры.
Если вам по душе ужасные истории Лавкрафта, если вам нравится мрачный фольклор (в данном случае, эскимосский) и вы давно не читали чего-нибудь будоражащего, с удовольствием рекомендую эту книгу.
Учёным не понятно, как удалось открыть канал в прошлое, во времена Троянской войны, а поскольку спонсором этого открытия выступает медиамагнат, Троянская война превращается в грандиозное реалити-шоу, бьющее все рекорды в плане рейтинга. Однако некоторые места по непонятной причине оказываются не доступны для стай мухоподобных видеокамер. Чтобы разобраться в этом, в прошлое направляется отставной спецагент полковник Тревис. Однако отправившие его явно не учитывали «эффект бабочки» и слабо знакомы с квантовой механикой. Да и с обстоятельствами самого открытия канала не всё так просто.
P. S. Стоит мне вообще в посты «прочитано» добавлять ссылки на аудиоверсии?
Десять фантастов из Канады
Когда мы видим в книжном магазине роман, переведенный с английского языка, то чаще всего речь идет про произведения от авторов из Америки или Великобритании. Это справедливо, в частности по отношению к фантастике и фэнтези — большинство звезд и мэтров жанра родом именно из этих стран. Большинство, но не все. Например, хватает примечательных фантастов в Канаде, и вот несколько тому примеров — от уже заслуженных мэтров до восходящих звезд.
Гай Гэвриел Кей родился в городе Вейбурн, Саскачеван, 7 ноября 1954 года. В юности его манили три возможные карьеры: адвоката, писателя и защитника в хоккейной команде. В результате Кей получил юридическое образование, но судьбу его существенно изменило знакомство с Кристофером Толкином. В 1974 году Кристофер пригласил Кея быть его ассистентом в работе над редактурой незаконченного Джоном Толкином «Сильмариллиона». Кей здраво рассудил, что такое предложение получают один раз в жизни, и год работал вместе с Кристофером в Оксфорде.
Свой дебютный роман Гай Гэвриел Кей выпустит уже десять лет спустя, в 1984: «Древо жизни», первая часть трилогии «Гобелены Фьонавара». На текущий момент писатель издал 14 романов, в мае 2022 свет увидит новая книга под названием All the Seas of the World. Кей считается признанным мастером исторического фэнтези. Например, «Львы Аль-Рассана» вдохновлены временами Реконкисты и подвигов Эль Сида. А в «Тигане» сеттинг навеян Италией времен Возрождения. Кей стал одним из тех авторов, кто много сделал, чтобы не допустить упадка жанра фэнтези в конце прошлого века, 80-х и 90-х годах. Его книги ценят за глубокие характеры персонажей, фокус на политике и изящный слог. В 2014 году за достижения в области литературы был награжден орденом Канады, который является высшей гражданской наградой страны.
Не все авторы в подборке известны, прежде всего, как писатели. Крис Хэдфилд получил широкую известность в качестве астронавта, а недавно он дебютировал как автор художественной литературы. Астронавт канадского космического агентства, один из самых опытных и популярных представителей этой профессии в мире. Он активно освещал свою работу в соцсетях, а в 2013 году он исполнил на гитаре в невесомости Space Oddity, и этот кавер оценил сам Дэвид Боуи. Ролик собрал более пятидесяти миллионов просмотров и принес Хэдфилду широкую известность во всем мире.
В том же 2013 году начали издаваться публицистические работы Криса о жизни в космосе. Первой из них стала автобиография «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите». Это в первую очередь история об упорном движении к мечте. Кроме того, у Криса отличное чувство юмора, и он с радостью делится с читателями внутренней «кухней» подготовки космонавтов. А в 2021 у Хэдфилда вышел детективный триллер The Apollo Murders, посвященный временам холодной войны и космической гонке. В центре сюжета не состоявшийся в реальности полет к Луне «Аполлона 18», причем у автора миссия носит не столько научный, сколько военный и разведывательный характер.
На «Амазоне» в описании романа можно увидеть самую интригующую характеристику этой работы: Крис Хэдфилд описывает сильные перегрузки при запуске, ледяное одиночество космоса и страх, с которым ты держишься за внешнюю часть космического корабля, вращающегося вокруг Земли со скоростью 17 000 миль в час, как может только тот, кто испытал все это в реальной жизни.
Уильям Гибсон, автор «Нейроманта» и отец киберпанка, пожалуй, не нуждается в особом представлении. Родом он из Америки (штат Южная Каролина), но в двадцатилетнем возрасте перебрался в Канаду, спасаясь от призыва на войну во Вьетнаме. До этого у Гибсона была увлекательная, но расслабленная и даже маргинальная жизнь: он бросил школу, хиповал и путешествовал. Приехав в Канаду в конце 60-х, Гибсон довольно быстро остепенился: в 1972 женился, в 1977 получил степень бакалавра английской литературы. Его рассказы издаются с того же года, а дебютный роман «Нейромант» выходит в 1984 и становится культовым (вопреки тому, что с компьютерами автор был знаком слабо и чистовую рукопись истории о киберпространстве Гибсон набирал на пишущей машинке).
Вообще Гибсон примечателен в том числе тем, что не любит ярлыки, и не считает основанный им «киберпанк» серьезным явлением, поскольку популярность жанра строится на воспроизведении стилистики без наполнения. Самого его больше интересовали вопросы глобализации, влияния корпораций на жизнь отдельных людей и социология Интернета. В отличие от многих других авторов фантастики, Гибсон не восхищен технологиями, а допущения на этом поле считает инструментом, чтобы сказать новое слово в литературе (что ему, будем честными, удалось). Сейчас Гибсон продолжает выпускать книги, которые также можно отнести к жанру киберпанка, но теперь он работает с менее прямолинейными сюжетами, альтернативными ветками развития истории и темпоральной фантастикой.
Фонда Ли, писательница с азиатскими корнями, родилась и выросла в Канаде, сочиняя сюжеты для своего первого романа во время поездок на автобусе в школу. Кроме этого маленькая Фонда Ли подолгу засиживалась в библиотеке и обожала всю знаковую западную культуру фантастики и фэнтези — от книг Толкина до «Звездного Пути». Тем не менее, она (как и многие другие) не верила, что литературной работой можно зарабатывать, поэтому стала бизнес-стратегом и долго работала на этой позиции в Nike. Когда Фонда Ли поняла, что скучает по писательству, на которое перестало хватать времени, она перешла на гибкий график и, записавшись на несколько литературных мастер-классов, начала работу над своим первым романом.
На западе Фонда Ли приобрела известность благодаря своему циклу юношеской фантастики Exo. Действие происходит на Земле, порабощенной инопланетянами. Впрочем, сейчас она куда более известная по фэнтезийной трилогии «Сага Зеленой Кости». Это гангстерское фэнтези с восточными мотивами о кланах воинов, которые усиливают свои способности с помощью волшебного нефрита. Проза Фонды Ли динамична, она отлично прописывает боевые сцены и умеет ставить персонажей в действительно затруднительные ситуации. Писательница говорит, что, анализируя свое творчество, видит, что оно во многом посвящено теме взаимодействия разных культур. Оба цикла Фонды Ли отмечены престижными премиями, а «Сагу Зеленой Кости» собираются экранизировать.
Деннис Тейлор — программист из Канады, который в свободное время начал писать романы в жанре фантастики и космооперы, умело вплетая в историю свои технические знания. Так зародился цикл «Вселенная Боба», исследующий темы искусственного интеллекта, космических путешествий на зондах с функцией 3D принтера и возможные побочные эффекты множественного клонирования. И все это с легким юмором и отсылками к «Звездному Пути». Литература про гиков и для гиков.
Поначалу Тейлор не мог найти издателя, которого заинтересуют его книги. Первый роман цикла, «Мы — Легион. Мы — Боб», в итоге стал популярен благодаря аудиоверсии. Причем успех был быстрым и оглушительными, Деннис говорит в одном из своих интервью, что не мог даже надеяться на такое.
Серия «Вселенная Боба» начала выходить в 2016 году, а в 2021 появился русский перевод. Сюжет развивается вокруг программиста и инженера Боба Йоханссона, который купил себе «билет в новую жизнь» — возможность сохранить свой мозг в крионическое хранилище. Впрочем, Боб не может предугадать, что крионическая компания обанкротится, сменится власть и настроения в обществе, так что его сознание оцифруют, чтобы Боб мог служить на общее благо… в качестве ИИ космического шаттла. Впереди героя ждет исследование вселенной, но сначала нужно смириться с тем фактом, что он перестал быть человеком.
У Дерека Кюнскена довольно захватывающая биография. Он получил образование по специальности «молекулярная биология», работал над исследовательским проектом в области в генной инженерии. Потом он перебрался в Америку, где принимал участие в гуманитарной программе помощи беженцам и бездомным, а, вернувшись в Канаду, устроился на работу чиновником. Дерек живет с сыном и пишет в свободное от работы время. С 2006 года публикует рассказы в различных журналах и сборниках.
Кроме множества рассказов Кюнскен работает над циклом крупной прозы в жанре космооперы, «Квантовая эволюция». Действие книг стартует в XXV столетии, когда человечество расселилось между звезд и разделилось на несколько «функциональных» рас. Главным героем романов становится аферист Белизариус, принадлежащий к виду Homo quantus. Автор ищет новый подход к вопросам трансгуманизма в фантастике дальнего прицела, описывая последствия существенного «апдейта» человечества. А на фоне умело использует классические тропы авантюрных фильмов и романов, где высокомерные герои берутся за непосильные задачи, чтобы в итоге (когда читатель изведет все нервы) оказаться хитрее всех.
Питер Уоттс долго не мог решить, хочет он быть ученым или писателем. Около десять лет он получал образование в области гидробиологии, специализируясь на морских млекопитающих. В конечном счете именно идея перенести свои научные знания в жанр научной фантастики привела его в литературу. Первая трилогия Уоттса не снискала большой популярности, хотя была широко известна в узких кругах. По крайней мере в первой книге действительно была сильная и интересная «подводная» сюжетная линия, но она не получила развития.
Зато широкую известность автору принес следующий роман под названием «Ложная слепота», причем только после того, как Уоттс выложил его в свободный доступ. Этот необычный сюжет о первом контакте исследует темы личности и сознания, нейробиологии и искусственного интеллекта, эволюции человека и даже теории игр. Здесь фигурирует подраса вампиров, люди с расщепленной для повышенной функциональности личностью и другие виды модификаций, и это — только земляне. Идея пришельцев еще более инновационная и любопытная. Роман был опубликован в 2006 году. Сейчас автор продолжает работать в жанре твердой научной фантастики.
Таня Хафф — еще одна канадская писательница с любопытнейшей биографией. Она выросла в провинции, как только ей исполнилось 18, отправилась служить коком в Резерве военно-морских сил Канады где провела четыре года. После получила образование в сфере радио и телевидения, и еще восемь лет (1984-1992) работала в книжном магазине с богатой историей (старейшем на материке). За эти восемь лет Таня написала семь книг и еще несколько рассказов.
Ее книги издаются с 1988 года. Дебютный роман Child of the Grove был куплен одним из первых издателей, которым Хофф его отправляла. С редактором, который помогал ей с этой книгой, писательница сотрудничала впоследствии более двадцати лет. В основном Таня Хофф работает в жанре фэнтези, сейчас у нее опубликовано более 30 романов, но на русский язык переведены далеко не все. В 2007 году на экраны вышел сериал по ее городскому фэнтези «Хроники крови» о частном детективе Виктории Нельсон и вампире Генри Фицрое. Именно цикл, который лег в основу этого сериала, пожалуй, можно назвать наиболее известным в карьере Хафф. В отличие от большинства популярных ныне серий про вампиров, серия Хафф это мистический детектив, а не любовная история.
Ричард Скотт Бэккер получил образование в области языков и литературы, а магистратуру закончил по «теории и критике». Его диссертация носила заголовок «Истина и контекст». Впрочем, сам Бэккер долго думал о себе скорее как об ученом в своей гуманитарной области, нежели о писателе.
Литературой он занимался на досуге, и таким образом досуг Скотта Бэккера вылился в одну из самых знаковых саг в жанре темного фэнтези: «Второй Апокалипсис». Первый же роман, законченный автором — «Тьма прежних времен» — был принят издательством и опубликован в 2003 году. С тех пор в цикл, вдохновленной историей Крестовых походов, вошло еще шесть романов и несколько рассказов. Книги Бэккера мрачны и жестоки в высшей степени, это история мира, который был обречен с самого начала. Цикл «Второй Апокалипсис» грандиозен по уровню эпичности боевых действий, количеству действующих лиц и размаху событий, а также может похвастаться глубоким философским подтекстом.
Недавно на русском вышел «Нечестивый Консульт», который закрывает подцикл «Аспект-Император». Ранее Бэккер высказывался о том, что хотел бы продолжить историю «Второго Апокалипсиса», но новостей о продолжении пока нет, и «Консульт» может оказаться финальной точкой всей истории.
Сегодня Маргарет Этвуд называют одной из главных фигур на мировой литературной арене. Вы скорее всего слышали о сериале «Рассказ служанки», который является экранизацией одноименного романа, опубликованного в 1985 году (а в 1987 получившего премию Артура Кларка). Этвуд также удостоилась двух Букеровских премий в 2000 и 2019 году (за романы «Слепой убийца» и «Заветы»).
«Рассказ служанки» стал уже новой классикой антиутопий и смелым феминистским высказыванием. Действие происходит в Республике Гилеад, образовавшемся на месте Новой Англии. Это радикальное религиозное общество, которое строго поделено на касты, где главной героине отведена роль Служанки. Ее единственная задача — выносить и родить ребенка для своих хозяев. «Заветы», вышедшие в 2019 году, служат идейным продолжением романа. Действие происходит спустя 15 с лишним лет после событий «Рассказа служанки», и Этвуд более детально исследует внутреннюю структуру Гилеада. Сама писательница не считает эти книги фантастическими, поскольку в них нет ничего, что «не могло бы произойти», это просто своего рода социальное допущение. Зато очевидно к жанру фантастики относится трилогия Этвуд «Орикс и Коростель», существующая где-то между антиутопией и постапокалипсисом. В ней описывается болезненное общество потребления и будущее, которое должно было быть светлым, но превратилось в бесконечный кошмар.
Романы Этвуд ценят по всему миру за высокую художественность и манеру довольно смело и резко говорить о насущных проблемах
Другие планеты: шесть интересных произведений в жанре фантастики
Книг с действиями, происходящими на других планетах, множество, но истории из этой подборки небольшие по объему и обязательно интересные!
В посте нет файлов книг, только обзоры.
1. «Зовите меня Джо» («Call Me Joe») Пол Андерсон, 1957 г.
Господи, планета, где вода — тяжелый минерал, а водород — металл! Что мы о ней знаем?
Многим может показаться, Кэмерон вдохновлялся этим рассказом, прежде чем приступить к созданию «Аватара».
Время чтения: 1 ч. 18 мин.
Аннотация: Ю-сфинксы искусственно созданы по подобию земных млекопитающих, но жить они будут не на Земле, а на Юпитере, где температура минус 190 градусов Цельсия и давление 200 атмосфер. Управлять их трудной жизнью на Юпитере будут люди, но дистанционно пси-лучевым управлением.
2. «Лёд и пламя» («Frost and Fire») Рэй Брэдбери, 1946 г.
И ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ ПРОДЛИТСЯ РОВНО ВОСЕМЬ ДНЕЙ.
Какая жестокая мысль! Восемь дней. Восемь коротких дней. Невероятно, невозможно, но это так. Еще во чреве матери далекий голос наследственной памяти говорил Симу, что он стремительно формируется, развивается и скоро появится на свет.
Их метаболизм сильно ускорен, из-за воздействия солнечной радиации развились телепатические способности, особенности такой жизни, их быта, тяготящего страха скорой смерти переданы подробно и красочно.
И среди них найдется тот, чьи упорство, пытливость, жажда жизни, отчаянное нежелание мириться с такой участью, будут толкать вперед к поиску выхода, а его прекрасная спутница поддержит во всем.
Борьба за выживание будет напряженной, стремительной, порой безнадежной и вы точно будете сопереживать героям и не заскучаете.
Откликаются внутри мысли о ценности времени, хоть и не за 8 дней утекающего вместе с жизнью, но тоже стремительно и безрадостно. А качества главного героя мотивируют быть сильнее.
Время чтения: 1 ч. 44 мин.
Под какое настроение: Почитать захватывающую фантастику
Аннотация: Человек может сделать невозможное. Даже если и его сердце бьется в бешеном ритме, даже если дни обжигают огненным дыханием, а ночи — ледяным морозом, даже если вся его жизнь продлится ровно восемь дней. Нужно только упрямо идти к цели — бегом, шагом, ползком — не имеет значения, как. Главное — не сдаваться.
3. «Запах мысли» («The Odor of Thought») Роберт Шекли, 1954 г.
Не думайте о белой обезьяне!
Получается? Если нет, то выжить на диковинной планете, описанной Шекли, вам будет непросто, потому что хищники приходят на запах ваших мыслей. И чем больше вы будете думать о них, тем быстрее и легче они вас найдут. А как не думать о находящихся прямо перед тобой животных, планирующих полакомиться человечиной?
Герой испробует разные занимательные, и даже курьезные, способы транслировать свои мысли особым образом, чтобы выжить.
Читается легко и увлекательно, но хочется больше деталей и раскрытия механики взаимодействия живых существ этой планеты.
А как у вас с остановкой или контролем внутренних диалогов?
Время чтения: 23 мин.
Под какое настроение: Не скучать
Аннотация: Маленький почтовый корабль терпит крушение на неизведанной планете. Наблюдая за далеко не дружелюбными животными пилот вдруг замечает, что у них нет ни глаз, ни ушей. Оказывается они видят и слышат телепатически и совсем не прочь полакомиться мыслящим объектом. Пилоту нужно недолго продержаться, пока прилетят спасатели, но как заставить себя не думать?
4. «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranai») Роберт Шекли, 1955 г.
Что же такое Транай — Утопия? Или вся планета — гигантский дом для умалишённых? А велика ли разница?
Добро пожаловать на планету Транай — идеальный мир, ради которого можно и всю Галактику пересечь, дабы попасть туда, где нет войн, преступности, налогов, полиции и тюрем — утопия, одним словом.
Но вы ведь уже заметили, что указано в строчке с жанром? А значит, все будет не так однозначно и в данной утопии нас будет ждать интереснейший подвох. И даже много.
На чем построено общество Траная, за счет чего функционирует, какие различия концепций с Землей? — Придется побывать там, чтобы во всем разобраться.
Или когда объясняют, что на планете не существует преступлений, но при этом и не означает, что их нет. 🤔
А стазисное поле, куда мужчины помещают своих жен как в «спячку», в которой время для женщин не идет и сберегаются годы женской молодости, выпуская их пару раз в неделю?
Еще много особенностей Транайской системы раскроется в этом рассказе. И мне интересно, хотелось ли бы вам пожить на такой планете? 🙂
Время чтения: 1 час 15 минут
Под какое настроение: Удивляться!
Жанр: Фантастика, антиутопия, утопия
Аннотация: Уставший от несовершенства человеческого общества и государства мистер Гудмэн, преодолевая множество опасностей, летит на край галактики. Ведь Транай — это утопия, место где уже шесть сотен лет нет ни войн, ни преступности, ни коррупции, ни нищеты.
Всего этого они добились весьма любопытными способами, и у инженера-робототехника Гудмэна есть шанс заложить в достаточно прочное основание утопии ещё пару камешков.
5. «Свалка» («Junkyard») Клиффорд Саймак, 1953 г.
Части двигателя — если это был двигатель — валялись по всей свалке, будто кто-то или что-то вышвырнуло их в безумной спешке, нимало не заботясь, как и куда они упадут.
Пока главные герои выясняли что случилось, они угодили в инопланетную ловушку и потеряли кое-что очень важное. А дальше пошли приключения, загадки, причудливый выход из ситуации и частично открытый финал.
Держит в напряжении и полон интриги, а конец рабочего дня — как раз время для шифрования мыслей способом из рассказа 🌚
Время чтения: 1 час 16 мин.
Настроение: Приключенческое, увлекательное
Аннотация: На забытой богом планете исследователи нашли огромную свалку из частей двигателя. Кто их бросил и зачем?
6. «Записки о кошачьем городе» ( 猫城记 Mao ch’eng ji) Лао Шэ, 1933 г.
— Лучше не приезжать в Кошачье государство, но если приехал, неминуемо превратишься в кошку. Вот я не хотел есть дурманных листьев, и что же? Все равно ем! Альтернатива поистине жесткая: либо ты не здесь и не ешь, либо ты здесь и ешь.
Землянин оказывается на другой планете, которую населяет кошко-подобный народ. Если люди произошли от обезьян, то они — произошли от кошек. 🤷♀️
Обстоятельно показаны быт, язык, культура, политическое устройство в кошачьем обществе. И мои ожидания о кошко-народе по арту до начала чтения и во время не сошлись: их цивилизация оказалась лишена не только прогресса и развитости, но и какой-либо моральности, достоинства и добродетели. Описания жизни довольно колючие, царит атмосфера социального упадка, первобытности.
Центральную часть жизни кошачьего города занимают дурманные листья. И в этом можно найти отсылки к опиумным войнам в Китае.
Также в романе найдется сатира в гротескной форме, вероятно, связанная со «смутными временами» в Китае предшествующих годов.
По итогу, безотрадная по настроению, антиутопичная картина, интересная, немного специфичная и печальная.
Время чтения: 4 ч. 40 мин.
Под какое настроение: Хмурое: следить за крахом цивилизации.
Жанр: Фантастика, социальная фантастика, антиутопия
Аннотация: После катастрофы китайской межпланетной экспедиции главный герой романа остаётся в одиночестве на Марсе. Он попадает в государство, населённое расой людей, немного похожих на кошек.
Реалии города людей-кошек, с которыми он сталкивается, оказываются алогичны и ужасны.
Если вы любите читать книги или о книгах, то предлагаю присоединиться к моему телеграм-каналу, куда я добавляю то, что читаю и, может быть, вы подберете там себе что-то под любое настроение и в любом жанре)
Что почитать в духе Hellbound?
Этой осенью сервис Netflix покорили южнокорейские сериалы. Сначала все вокруг говорили об «Игре в кальмара», теперь настал черед Hellbound, который на русском вышел под названием «Зов ада». Действие сериала происходит в альтернативной реальности, где в современном мире стали появляться таинственные сущности, которые утаскивают души грешников в ад. Много внимания уделяется возникшему в результате этого расцвету религиозных группировок и произвола. Тому, как быстро меняется привычный мир.
Создатель сериала — южнокорейский режиссер, сценарист и мультипликатор Ён Сан Хо, известный многим благодаря фильму «Поезд в Пусан». Премьера Hellbound состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2021 году — это первая дорама, попавшая на данный фестиваль. 19 ноября сериал появился на Netflix, а 20 ноября стал самым просматриваемым в сервисе.
Сюжетный троп «альтернативная реальность, где в жизнь людей вторглась магия и монстры» довольно популярен в современном фэнтези. Поэтому, если вам понравился Hellbound, вот несколько романов и серий книг с похожей тематикой.
«Хозяева джиннов» Ф. Джели Кларк
Ф. Джели Кларк пишет про альтернативный Каир начала XX века. Более 50 лет прошло с тех пор, как в мир вернулась магия, успели улечься и первый восторг, и первые беспорядки. В Египте есть отдельное Министерство, чтобы регулировать вопросы и проблемы, связанные с этой новой сферой жизни, на правовом уровне. В нем и работает главная героиня романа, Фатима эль-Ша’арви.
Книга Кларка — динамичный детектив, но немало внимания он уделил и построению мира. Магия проникла во все сферы жизни, причем не универсальная для всех, а свойственная региону. В Каире это, в первую очередь, джинны, сами по себе довольно капризные сущности, которые любят навести хаос. Но не джиннами едиными… Например, советником кайзеры служит Гоблин, а у Российской империи союз с русалками.
Это атмосферная и полная тайн стимпанк-реальность, где даже спустя 50 лет остается много вопросов о том, чем именно руководствовался человек по имени аль-Джахиз, который открыл проход между обыденным миром и миром магическим. И именно к этой таинственной личности ведет Фатиму ее расследование. Русскоязычное издание «Хозяев джиннов» выйдет в ближайшие недели.
Materia Prima Адам Пшехшта
Польский автор Адам Пшехшта смешивает альтернативную историю начала XX века с фэнтези. В крупных городах появляются аномальные зоны, анклавы. Есть такой в Москве, Петербурге. Есть и в Варшаве. Анклавы огорожены серебряными прутьями, чтобы ничто сверхъестественное не вышло из них. Но некоторые люди сами отправляются в эти анклавы… Среди них — военные и алхимики, рискующие собой ради ценных знаний и магических ресурсов.
В варшавском анклаве встречаются российский офицер Александр Самарин и польский алхимик Олаф Рудницкий. Поскольку зоны эти действительно непредсказуемы и опасны, им приходится объединиться, чтобы выбраться живыми, и это становится началом крепкой дружбы. Жажда справедливости Самарина и пытливый ум Рудницкого оказываются гремучей смесью, благодаря которой будет раскрыто немало паранормальных тайн.
Впрочем, действие не ограничивается анклавами, тут будет и война (как раз начинается Первая мировая), и политика, которые неизбежно затрагивает магия, проникающая в мир все более отчетливо, и детективные расследования. Алхимия стала стремительно развиваться с появлением анклавов, но не только она. Тайные магические ордена собираются, чтобы попытаться подчинить себе то, что может слишком легко выйти из-под контроля… Нечто проклятое, демоническое, адское.
«Черный горизонт. Красный туман» Томаш Колодзейчак
Омнибус, приглашающий читателей в путешествие по опасному и запоминающемуся миру Томаша Колодзейчака, описанному на страницах цикла «Последняя Речь Посполитая». В русское издание войдет сборник из четырех повестей «Красный туман» и роман «Черный горизонт». Здесь развилка с реальным миром произошла в начале XXI века, когда из Атлантического океана вышли те, кого сейчас называют Черными, балроги, монстры с другого плана реальности. Единственное, что интересует их — энергия человеческих страданий. Западная Европа быстро оказалась захвачена, но в Восточной Польше люди заключили союз с эльфами (также пришедшими с другого плана реальности на помощь человечеству). Соединяя военные технологии с магией, отдельным островкам человечеству удалось уцелеть. Но это не значит, что они не живут в смертельной опасности…
Главным героем омнибуса и большинства последующих произведений станет Каетан Клобуцкий, бывший военный, а ныне — географ. В мире Колодзейчака географами называют тех, кто способен выйти в искаженный мир за пределы безопасных рубежей и вернуться с необходимой информацией. То есть, по сути, разведчиков.
Вселенная Томаша Колодзейчака насыщена интересными деталями, сочетанием фантастики с фэнтези, мифологией и суевериями, развитого мира — с огромной магической катастрофой. И по уровню влияния на людское сознание пришествие балрогов у польского автора не уступает тварям из Hellbound. На русском языке книга ожидается в январе.
«Кейт Дэниелс» Илона Эндрюс
«Вселенная Кейт Дэниелс» — популярный цикл на стыке постапокалипсиса и фэнтези. Он построен по такому принципу, что каждый отдельный роман предлагает читателям законченный сюжет, но они объединены миром и персонажами. Сама Кейт Дэниелс — наемница, живущая в Атланте, верная своей сабле и тяге к неприятностям. Мир здесь живет по закону «приливов» и «отливов» магии. Прогресс достаточно развит, но, когда магия берет свое, техника может начать отказывать. Жизнь Кейт выпадает на момент «прилива».
Ей предстоит оказаться в самой гуще конфликта между людьми и оборотнями, участвовать в подпольных боях, где на кону стоит волшебный самоцвет, отправиться в брюхо гигантской черепахи… И многое, многое другое. Это классические приключенческие истории в большом городе (где Кейт, строго говоря, чаще выручает друзей, чем реально получает деньги как наемница) с обильным гарниром из разнообразных мифологий. Очень динамичное и увлекательное.
«След молнии» Ребекка Роанхорс
Эта книга основана именно на легендах коренного населения Америки и представляет собой постапокалиптическое фэнтези. Значительную часть мира накрыла Большая Вода (потому что повышение уровня мирового океана — это вам не шутки). Но резервация индейцев навахо уцелела, защищенная магическим барьером. Вот только вместе с Большой Водой в мир возвращаются монстры и боги, духи и чудовища.
Мэгги Хоски — охотница на чудовищ, наделенная необычными талантами, но и опасающаяся их. Она не сентиментальна и не пытается спасти всех, но по стечению обстоятельств оказывается втянута в масштабную смертельную игру. Во многом этот роман — увлекательное посвящение в экзотическую мифологию индейцев. Если вы устали от однотипных чудовищ, магии и ритуалов, роман Роанхорс может оказаться для вас находкой. Кроме мотива проникновения в наш мир магии, с Hellbound роман роднят рассуждения о природе зла, которые Роанхорс вплетает в приключения своей героини.
«Мир миров» Павел Майка
Реальность книги Павла Майки расходится с привычной нам на моменте Первой мировой войны. А именно — тем, что ее прервала атака марсиан. Сброшенные ими бомбы не несли смертельных разрушений, но пробудили энергию веры, а следом за ней — всевозможных персонажей мифов и легенд. Это мир ожившей ноосферы за всю земную историю. Теперь реальны боги, демоны и просто герои из тьмы веков. Все, что вы можете себе вообразить.
Кстати, атаку марсиан удалось отбить, а тех, кто был взят в плен, ассимилировались среди землян. Но вот ожившие мифы остались, поэтому жизнь на Земле изменилась до неузнаваемости. Наука и прогресс пытаются осознать, что можно сделать с этим месивом подсознания, получая на выходе любопытный стимпанк. Изменились границы государств — те из них, которые созданы вокруг некой Идеи, тоже стали по-своему живыми. В общем, в романе собрано великое множество интересных деталей о том, как именно мог бы функционировать мир с таким допущением (и насколько он был бы опасен).
Что касается сюжета, то зажиточный марсианин снаряжает прелюбопытнейшую экспедицию с целью найти оставшийся после войны инопланетный корабль. Но проблема в том, что каждый участник этого похода — личность глубоко необычная, и каждый преследует собственные цели.
«Последние дни Нового Парижа» Чайна Мьевиль
Герой истории, Тибо, просто пытается выбраться из обезумевшего Парижа. Впрочем, он был близок с одной группировкой сюрреалистов, так что у него есть некоторые полезные для выживания навыки. Мьевиль славится, как мастер создавать необычные миры, и «Последними днями Нового Парижа» подтверждает эту репутацию, показывая бесподобные декорации, вдохновение для которых писатель почерпнул в реальной истории искусств.
Фантастика и фэнтези ноября 2021
Под конец осени на прилавки книжных магазинов поступило несколько примечательных новинок. И хотя самый, пожалуй, ожидаемый осенний релиз — «Мудрость толпы» Джо Аберкромби — немного задерживается, ноябрь знакомит нас и с другими примечательными книгами в жанрах фантастики и фэнтези.
Аркадий Саульский — «Красный Лотос»
Энди Дэвидсон — «Дочь лодочника»
Мистический триллер о месте, где среди болот и джунглей скрывается таинственная необъяснимая сила. Героиней романа выступает контрабандистка Миранда, очередной заказ которой предвещает ей большую беду — как минимум тем, что назад она уже не вернется. Но это не самое страшное, что ее ждет…
Еще один хоррор, но на сей раз частично основанный на реальных событиях. Действие происходит в Америке середины XIX века: группа переселенцев отправляется в Калифорнию на поиски лучшей жизни. Дорога становится все сложнее, начинаются странности, люди начинают пропадать. Словно кто-то или что-то следует за путниками.
Макс Максимов — «Вход в рай 2»
Продолжение повести из сборника «Апокалипсиса3», который пару лет назад принес блогеру Максу Максимову первую литературную известность и множество лестных отзывов от читателей. Автор рассматривал три разных сценария Конца света и жизни после него. Теперь он продолжает одну из этих тем, делая сюжет более многослойным, а мир продуманным. История, в которой мир состоялся Великий суд и души людей оказались во власти демонов. По сюжету, девочка Ева пытается найти способ спасти своих близких.
Алекс Анжело — «Сон и Пепел»
Фэнтези, ставшее хитом в Сети и собравшее множество поклонников еще до выхода печатной версии. Книга издана с иллюстрациями художницы Александры Буториной. Сюжет рассказывает о проснувшейся студентке Академии Снов, которая проспала двадцать семь лет, и все давно считают ее погибшей. Она не помнит последние месяцы своей жизни, но догадывается, что причастна к возникновению портала, через который в этот мир пришла тьма.
Петр Гурский — «Закон Ордена»
Темное фэнтези о профессиональном охотнике на преступников по имени Кестель Нетс. Очередной его заказ — или точнее жертва — оказывается не так проста, как предполагалось. Она отличный манипулятор, которая многое скрывает и ведет собственную игру, а по пятам идет мертвый паяц, собирающий лица убитых им людей. И все это как-то связано с орденом, которому ранее служила девушка.
Шамиль Идиатуллин — «Все как у людей»
Сборник фантастических произведений в малой форме писателя Шамиля Идиатуллина. В издание вошла ранее не публиковавшаяся повесть «Светлая память», сценарий короткометражного фильма «Коллектор» и коллекция микрохорроров (рассказов из одной строки). Каждый текст сопровождается комментариями автора.
Может и мне помогут найти книгу?
Давным давно ищу книгу, часть которой прочел в детстве.
У дяди была книжонка в мягкой обложке, я помню смутно ярко красные рисунки. Явно была только часть более большого произведения, на ней еще цифра стояла если мне память не изменяет.
Так вот, сюжет был очень странный, это была типа научная фантастика, и все что я помню, что там было про переходы между мирами/уровнями одного мира/еще чем то. Типа герою нужно добраться до центра чего то чтобы всех спасти бла бла бла, и он пытался найти это место, нужно было находить нужные переходы туда, типа нырнул в пруд, и вышел в другом месте, и так много раз. В той части он вроде как пробился через первый уровень планеты, что то такое.
Просьба большое восстановить мою поломанную память и подсказать названия этой неуловимой книги, что ищу с детства.
Что почитать в жанре эпической фэнтези: 5 знаковых авторов и больше 40 книг
Машина экранизаций фэнтези набирает ход: уже состоялась премьера сериала по «Колесу Времени», на очереди выход второго сезона «Ведьмака», а там уже рукой подать и до нового «Властелина колец» с игропрестольным «Домом дракона».
Но в сонме сериалов не хочется потерять интерес к их литературным первоисточникам: куда же мы без Джордана, Сапковского, Мартина и других демиургов эпической фэнтези? Отсюда и эта подборка: в ней всего 5 пунктов, но зато несколько десятков книг, которые точно заслуживают не меньшего внимания, чем их младшие кинобратья.
Вращается Колесо Времени, приходят и уходят эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда эпоха, что породила его, приходит вновь.
Многотомный книжный цикл Роберта Джордана – один из столпов эпической фэнтези, не ослабляющий своего влияния на жанр даже спустя тридцать с лишним лет после выхода первого романа «Око Мира». Есть среди читателей те, кто считает многотомное «Колесо Времени» устаревшим, но даже они не отрицают его значимости для эпической фэнтези. Тем более, что его эпоха действительно пришла вновь: после многолетнего ожидания наконец-то реализована экранизация этой великой истории.
Начинается все в уютной деревушке с романтическим названием Эмондов Луг, что близ Мокрого леса и Винной реки. Здесь живут пятеро главных героев, которым суждено повлиять на судьбу мира: это Ранд ал’Тор, Перрин Айбара, Мэт Коутон, Эгвейн ал’Вир и Найнив ал’Мира. Однажды на их деревню нападают кровожадные троллоки, солдаты Темного властелина, которые почему-то ищут Ранда, Перрина и Мэта. Герои покидают деревню вместе с могущественной Морейн Дамодред, пришедшей в Эмондов Луг в поисках легендарного Возрожденного Дракона. Так начинается одно из величайших приключений в истории фэнтези…
Сияющий всегда ищет способы защитить все живое. Он никогда не убивает без необходимости и не рискует собственной жизнью по пустякам. Жить сложнее, чем умирать. Долг Сияющего — жить.
Казалось бы, мы перешли к совсем другому автору, но преданные читатели как Роберта Джордана, так и Брендона Сандерсона знают, что творчество этих двоих связано крепко-накрепко. После смерти Джордана именно Сандерсон по его черновикам дописывал «Колесо Времени» – и параллельно работал над созданием собственной вселенной Космера. Космер смело можно назвать одной из самых масштабных фэнтези-вселенных в современной литературе: он охватывает десять миров, в каждом из которых происходит действие отдельных книг или циклов. Пожалуй, самый известный мир Космера – это Рошар, место действия «Архива Буресвета» (уже вышло четыре романа, два из которых – в двухтомниках).
Причины для знакомства с «Архивом Буресвета» можно перечислять очень долго: это и потрясающе сконструированный мир со своими климатическими особенностями (еще какими!), уникальными флорой и фауной; и целая палитра героев, многие из которых заслуживают отдельного разговора; и, конечно, захватывающий сюжет, ставший одним из лучших образцов фэнтези XXI века.
Неужели ты ни разу не задумывался о том, что всякая сила окружена опасностью точно так же, как источник света – тьмой? Колдовство – вовсе не игра, оно не предназначено для забав или удовлетворения простого тщеславия. Подумай об этом, ибо каждое слово, каждое действие, связанное с нашим искусством, с волшебством, говорится и совершается либо во имя Добра, либо во имя Зла.
Куда же в подборке эпической фэнтези без настоящей легенды, чье творчество вошло не только в канон жанра, но и в историю большой литературы XX века? Значимость Урсулы Ле Гуин сложно переоценить: ее книги повлияли на множество авторов, от Нила Геймана до Салмана Рушди и Дэвида Митчелла.
Само Земноморье всегда поражало разнообразием народов и традиций, ведь на многочисленных островах этого громадного архипелага жили абсолютно разные люди, отличавшиеся не только культурно, но и внешне – в свое время Ле Гуин была одним из редких авторов, свободно вводивших в сюжет персонажей с темной кожей. Но любим мы ее не только за это: кто еще в таких подробностях расскажет нам о становлении великого волшебника, о превращении гордеца, совершавшего ошибки и убегавшего от собственной тени, в мудрого и смелого героя? Да еще и опишет эти приключения так, что в мире Земноморья захочется остаться навсегда.
Ты говоришь не как ребенок/ Но я слышал, что так оно и бывает с теми, у кого есть древний Дар. С самого начала они не похожи на настоящих детей. Они всегда знают слишком много, а когда становятся старше, то знают еще больше.
Еще одно знаменитое имя, еще одна полномасштабная фэнтези-вселенная: цикл об Элдерлингах, вот уже много лет скрупулезно конструируемый Робин Хобб. Смотря на толстые романы Хобб, сложно поверить, что когда-то стандартный размер книги в жанре фэнтези был гораздо меньше – а наводнение книжных полок «кирпичами» спровоцировал никто иной, как Роберт Джордан: по мнению Хобб, именно благодаря «Колесу Времени» издатели в 90-х поняли, что людям интересны длинные фэнтези-истории.
Сейчас вселенная Элдерлингов насчитывает больше десятка книг, а ведь когда-то все началось с истории мальчика Фитца, незаконнорожденного сына наследного принца из рода Видящих. Фитц, растущий при дворе без матери и отца, обладал талантом к нескольким видам магии, но не только это делало его незаурядным: по соглашению с дедом-королем, он должен был стать королевским убийцей и всю жизнь верно служить своему правителю. Но Фитц – далеко не единственный яркий герой вселенной Элдерлингов: чего стоит хотя бы Шут, один из самых загадочных персонажей во всей истории. А политические игры, а история мира, а драконы? Вся эта мастерски написанная картина вряд ли оставит равнодушными любителей эпической фэнтези.
ХРОНИКИ ЧЕРНОГО ОТРЯДА
Не существует самопровозглашенных злодеев, зато самопровозглашенных святых — полки и дивизии. А где зло и где добро, в конце концов определяют историки победившей стороны.
Мы чураемся ярлыков. Мы сражаемся за деньги и нечто эфемерное под названием «гордость». Политика, этика и мораль к делу не относятся.
И напоследок разбавим порой мрачноватые, но в целом не тяжелые истории чем-то столь же эпичным, но по-настоящему темным: за это в ответе Глен Кук и знаменитый книжный цикл о Черном Отряде. Как и всем, Глену Куку в творчестве помогает жизненный опыт – но в его случае это проявляется довольно необычно. Считается, что достоверности истории Черного Отряда придает опыт военной службы Кука: он понимает, как функционирует армия изнутри, как строится иерархия и принимаются решения, как ведут себя солдаты. Если прибавить к этому его фирменный суховатый стиль повествования, становится понятно, почему «Хроники Черного Отряда» так популярны среди военнослужащих, о чем говорил сам писатель.
«Хроники Черного Отряда» без романтических прикрас описывают приключения опасного отряда наемников, причем показаны они глазами штатных летописцев, которые периодически меняются – впрочем, как и состав самого Черного Отряда. Правда, приключения эти иногда справедливее было бы назвать злоключениями, которые солдатам приходится претерпевать в жестоком мире смертоносного меча и темной магии.
О ГИГАНТЕ
Сэр Артур Чарльз Си Кларк (1917-2008).
Не просто наш современник, а такой близкий, что рукой подать.
Участник Второй мировой войны, разрабочик радарных систем, талантливый физик.
Автор идеи создания сети спутников связи на геостационарных орбитах, которая в 1945 году определила пути развития современных коммуникаций — в том числе, сети Интернет.
Автор идеи сбора геостационарными спутниками сведений о погоде для оптимизации прогнозирования: с 1954 года эта идея продолжает использоваться и развиваться.
Притом классик научной фантастики: в составе «большой тройки» вместе с Азимовым и Хайнлайном своими книгами с 1951 года направлял развитие популярного жанра.
Автор трёх ёмких законов Кларка, с 1962 года описывающих пути развития науки.
Вместе с режиссёром Стэнли Кубриком — автор мегапроекта «Космическая одиссея 2001 года», ставшего культовым фильмом и в 1968 году определившего пути развития кино про космос на следующие полвека.
Блестящий популяризатор науки, часть прогнозов которого можно будет проверить на точность только 31 декабря 2099 года.
Большой оптимист в творчестве, посвящённом расцвету человеческого интеллекта и духа.
. и одновременно автор этих слов:
Культовой кинокартине «Бегущий по лезвию» сегодня исполняется 38 лет со дня релиза в США
Сегодня день рождения отмечает уникальный человек. Мастер с большой буквы, подаривший нам «Лорда с планеты Земля», «Геном» и Осенние визиты.
Автор рассказавший нам, что «Звёзды — холодные игрушки», познакомивший нас с «Искателями неба» и «Рыцарями Сорока Островов».
Волшебник, сотворивший «Лабиринт отражений», «Линию грёз», «Черновик» и «Спектр».
Сергей Лукьяненко отмечает сегодня 50 лет. Долгих лет, Сергей Васильевич. Здоровья, тепла, благополучия и. Спасибо. Огромное спасибо.
24 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг вторую, окончательную редакцию второго тома «Мёртвых душ» — главного произведения в своей жизни (первую редакцию он также уничтожил семью годами ранее). Шёл Великий пост, писатель практически ничего не ел, а единственный человек, которому он дал прочитать свою рукопись, назвал роман «вредным» и посоветовал уничтожить ряд глав оттуда. Автор же бросил в огонь сразу всю рукопись. А наутро, осознав, что натворил, пожалел о своём порыве, но было уже поздно.
Но первые несколько глав от второго тома читателям всё же знакомы. Через пару месяцев после смерти Гоголя были обнаружены его черновые рукописи, в числе которых и четыре главы ко второй книге «Мёртвых душ».
Картина Ильи Репина «Самосожжение Гоголя». 1909 год. © / репродукция
Спасибо Александру Сергеевичу!
На самом деле сюжет «Мёртвых душ» принадлежит вовсе не Гоголю: интересную идею своему «коллеге по перу» подсказал Александр Пушкин. Во время своей кишинёвской ссылки поэт услышал «диковинную» историю: оказалось, что в одном местечке на Днестре, если судить по официальным документам, уже несколько лет никто не умирал. Никакой мистики в этом не было: имена умерших просто присваивали беглым крестьянам, которые в поисках лучшей жизни оказывались на Днестре. Вот и выходило, что город получал приток новой рабочей силы, у крестьян появлялся шанс на новую жизнь (причём полиция не могла даже вычислить беглецов), а статистика показывала отсутствие смертей.
Титульная страница первого издания 1842 года и титульный лист второго издания «Мёртвых душ» 1846 года по эскизу Николая Гоголя.
Немного видоизменив этот сюжет, Пушкин рассказал его Гоголю — произошло это, скорее всего, осенью 1831-го. А через четыре года, 7 октября 1835-го, Николай Васильевич отправил Александру Сергеевичу письмо с такими словами: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Главным героем у Гоголя стал авантюрист, который выдаёт себя за помещика и скупает умерших крестьян, которые в переписи ещё значатся как живые. А полученные «души» он закладывает в ломбард, стремясь разбогатеть.
Три круга Чичикова
Свою поэму (а именно так автор обозначил жанр «Мёртвых душ») Гоголь решил сделать трёхчастной — в этом произведение напоминает «Божественную комедию» Данте Алигьери. В средневековой поэме Данте герой путешествует по загробному миру: проходит все круги ада, минует чистилище и в конце концов, просветлившись, попадает в рай. У Гоголя сюжет и структура задуманы похожим образом: главный персонаж, Чичиков, путешествует по России, наблюдая за пороками помещиков, и постепенно меняется сам. Если в первом томе Чичиков предстаёт как ловкий махинатор, который способен втереться в доверие к любому человеку, то во втором он попадается на афере с чужим наследством и чуть не отправляется в тюрьму. Скорее всего, автор предполагал, что в заключительной части его герой попадёт в Сибирь вместе с ещё несколькими персонажами, и, пройдя через ряд испытаний, все вместе они станут честными людьми, образцами для подражания.
Но к написанию третьего тома Гоголь так и не приступил, а о содержании второго можно догадываться лишь по четырём уцелевшим главам. Причём записи эти рабочие и неполные, а у героев «разнятся» имена и возраст.
«Священное завещание» Пушкина
В общей сложности Гоголь писал первый том «Мёртвых душ» (тот самый, который нам сейчас так хорошо известен) шесть лет. Работа началась ещё на родине, затем продолжилась за границей (туда писатель «укатил» летом 1836-го) — кстати, первые главы писатель прочитал своему «вдохновителю» Пушкину как раз перед отъездом. Автор трудился над поэмой в Швейцарии, Франции и Италии. Затем короткими «набегами» возвращался в Россию, читал на светских вечерах в Москве и Санкт-Петербурге отрывки из рукописи и снова уезжал за рубеж. В 1837 году до Гоголя дошла потрясшая его новость: Пушкина убили на дуэли. Писатель посчитал, что теперь закончить «Мёртвые души» — это его долг: тем самым он исполнит «священное завещание» поэта, и ещё усерднее взялся за работу.
К лету 1841-го книга была дописана. Автор приехал в Москву, планируя издать произведение, но столкнулся с серьёзными трудностями. Московская цензура не захотела пропускать «Мёртвые души» и собиралась запретить поэму к печати. По-видимому, цензор, которому «досталась» рукопись, помог Гоголю и предупредил его о проблеме, так что писатель успел вовремя переправить «Мёртвые души» через Виссариона Белинского (литературного критика и публициста) из Москвы в столицу — Санкт-Петербург. Заодно автор попросил Белинского и нескольких своих влиятельных столичных друзей помочь пройти цензуру. И план удался: книгу дозволили. В 1842 году произведение наконец вышло — тогда оно называлось «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя».
Иллюстрация Петра Соколова к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души». «Приезд Чичикова к Плюшкину». 1952 год. Репродукция.
Первая редакция второго тома
Невозможно сказать наверняка, когда именно автор приступил к написанию второго тома — предположительно, это произошло в 1840-м, ещё до того, как была опубликована первая часть. Известно, что Гоголь работал над рукописью снова в Европе, а в 1845 году, во время душевного кризиса, бросил все листы в печь — это был первый раз, когда он уничтожил рукопись второго тома. Тогда автор решил, что его призвание — служить Богу на литературном поприще, и пришёл к выводу, что он избран для того, чтобы создать великий шедевр. Как Гоголь писал своим друзьям, работая над «Мёртвыми душами»: «…грех, сильный грех, тяжкий грех отвлекать меня! Только одному неверующему словам моим и недоступному мыслям высоким позволительно это сделать. Труд мой велик, мой подвиг спасителен. Я умер теперь для всего мелочного».
По словам самого автора, после сожжения рукописи второго тома к нему пришло озарение. Он понял, каким на самом деле должно быть содержание книги: более возвышенным и «просветлённым». И вдохновлённый Гоголь приступил ко второй редакции.
«Теперь всё пропало». Вторая редакция второго тома
Когда очередная, уже вторая рукопись второго тома был готова, литератор уговорил своего духовного учителя, ржевского протоиерея Матфея Константиновского прочитать её — священник как раз гостил в то время в Москве, в доме приятеля Гоголя. Матфей вначале отказывался, но, ознакомившись с редакцией, посоветовал уничтожить из книги несколько глав и никогда не публиковать их. Через несколько дней протоиерей уехал, а писатель практически перестал есть — причём произошло это за 5 дней до начала Великого поста.
Согласно легенде, в ночь с 23 на 24 февраля Гоголь разбудил своего слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести портфель, в котором хранились рукописи. На мольбы испуганного слуги писатель ответил: «Не твоё дело! Молись!» — и поджёг в камине свои тетради. Никто из ныне живущих не может знать, что тогда двигало автором: недовольство вторым томом, разочарование или психологическое напряжение. Как потом объяснял сам писатель, он уничтожил книгу по ошибке: «Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».
После той роковой ночи классик прожил девять дней. Умер он в состоянии сильного истощения и без сил, но до последнего отказывался принимать еду. Разбирая его архивы, пара друзей Гоголя в присутствии московского гражданского губернатора через пару месяцев нашли черновые главы второго тома. К третьему он не успел даже приступить… Сейчас, спустя 165 лет, «Мёртвые души» по-прежнему читают, а произведение считается классикой не только русской, но и всей мировой литературы.