Потнички это в былинах что это
Значение слова «потничек»
потничек
1. уменьш.-ласк. к потник ◆ А й тут старый казак да Илья Муромец // Стал добра коня он заседлывать: На коня накладывает потничек, // А на потничек накладывает войлочек, // Потничек он клал да ведь шелковенький, // А на потничек подкладывал подпотничек. Н. Розман, «Былины», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова троцкистский (прилагательное):
Предложения со словом «потничек»
Отправить комментарий
Предложения со словом «потничек»
Если потничек загнётся или от одного попадания камешка или ветки, что в бешеной скачке взлетают выше головы! – поранишь спину.
Те седла лежали на спине лошади мёртвым грузом, и даже мягкий потничек из кошмы не спасал животное от потёртостей, а человека от усталости.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Потнички это в былинах что это
Русская средневековая эстетика. XI‑XVII века
Гармонии таинственная власть
Древняя Русь—этот символ сразу же вызывает в памяти образ «Троицы» Андрея Рублева—гениального воплощения духовного идеала русского Средневековья, удивительной гармонии света и цвета, духа и материи, небесного и земного, божественного и человеческого, —умонепостигаемого единства Истины, Добра и Красоты.
Если бы от средневековой Руси сохранилась только эта уникальная икона, мы уже могли бы ощутить необычайную глубину и богатство духовного мира человека того времени, значительность его идеалов, мудрую проницательность его ума и обостренную тягу к прекрасному. К счастью, судьба щедро одарила нас многими первоклассными произведениями древнерусской живописи, архитектуры, гимнографии, литературы, декоративно–прикладных искусств. Она сохранила до наших дней, несмотря на огромные утраты, впечатляющий фонд культурных ценностей, духовный потенциал которых способен существенно обогатить и современную культуру, и ноосферу далекого будущего человечества. В первую очередь это относится к художественно–эстетическому наследию Древней Руси, в котором с наибольшей полнотой были выражены общечеловеческие ценности, накопленные за многие столетия развития культуры в византийско–славяно–русском регионе.
Обращение к отечественному эстетическому наследию сегодня, в период интенсивного развития в культуре сложнейших процессов, ломки многих традиционных представлений, пересмотра фонда веками складывавшихся духовных ценностей и мучительного поиска новых идеалов, адекватных нашему времени, особо важно потому, что древнерусская художественная культура была «открыта» для своего времени. Она не замыкалась в узких рамках элитарности и «эстетства», но была теснейшим образом связана с самыми актуальными духовными, культурными, социальными движениями своего времени, выступала во многом их выразителем. Лучшие образцы этой культуры и сегодня могут служить прекрасным воспитателем чувств гуманизма, патриотизма, интернационализма, миролюбия, высокой нравственности и духовности Академик Б. А. Рыбаков справедливо отмечает «высокий патриотизм русской литературы» средневекового периода и указывает на отсутствие в ней при этом «и следа проповеди агрессивных действий»[1].
Завершая одну из своих книг ответом на вопрос «зачем изучать поэтику древнерусской литературы», академик Д. С. Лихачев поставил перед современными исследователями еще одну актуальную задачу— изучение эстетики Древней Руси.
«Эстетическое изучение памятников древнего искусства (и в том числе литературы), —пишет Д. С. Лихачев, — представляется мне крайне важным и актуальным. Мы должны поставить памятники культур прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками…. Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры — развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но обнаружения старых культурных ценностей. И это развитие понимания других культур в известной мере сливается с историей гуманизма»[2]. Из этих фрагментов видно, какое большое значение придает наш крупнейший специалист в области древнерусской культуры изучению ее эстетической стороны. На сегодняшний день с сожалением приходится констатировать, что эстетика средневековой Руси исследована далеко не в полной мере, и научный уровень имеющихся работ не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к современным философским исследованиям.
Поэтому перед историками эстетики сегодня стоит в качестве одной из наиболее актуальных задача всестороннего анализа основных форм проявления эстетического сознания в древнерусской культуре в процессе его исторического развития.
При ближайшем рассмотрении эта задача оказывается отнюдь не простой, но тем не менее в принципе разрешимой. Начну с предмета исследования, о котором до сих пор нет единого мнения в науке[3]. Изыскания в области истории культуры и эстетики, а также современные философские, эстетические и искусствоведческие исследования убеждают нас в том, что к сфере эстетического в средневековой культуре могут быть отнесены все компоненты системы неутилитарных взаимоотношений человека с окружающим миром (природным, предметным, социальным, духовным), в результате которых он испытывает духовное наслаждение. Суть этих взаимоотношений заключается или в выражении некоторого смысла в чувственно воспринимаемых формах, или в самодовлеющем созерцании некоего объекта (материального или духовного). Духовное наслаждение свидетельствует о сверхразумном узрении субъектом в эстетическом объекте сущностных основ бытия, сокровенных истин духа, неуловимых законов жизни во всей ее полноте и глубинной гармонии, об осуществлении в конце концов духовного контакта с Универсом, о прорыве связи времен и хотя бы мгновенном выходе в вечность, или, точнее, — —об ощущении себя причастным вечности. Эстетическое выступает, таким образом, некой универсальной характеристикой всего комплекса неутилитарных взаимоотношений человека с миром, основанных на ощущении им своей изначальной причастности к бытию и к вечности гармонической вписанности в Универсум.
В древнерусской, как и в любой другой средневековой, культуре многие компоненты указанной системы не имели полной автономии. Они были органически вплетены в поток утилитарно–практической деятельности (производственной, бытовой, культовой—в той мере, в какой религию уместно относить к ней) и могут быть при анализе только с определенной мерой условности вычленены из нее В этом одна из главных трудностей изучения средневековой эстетики.
Так, если мы обратимся к древнерусскому фольклору, то увидим, что практически все его разнообразные формы пронизаны эстетическим мироощущением наших древних предков. Было бы, однако, неоправданной модернизацией считать, что создатели фольклора руководствовались только или в первую очередь эстетическими потребностями. Перед ними стояла (не осознаваемая ими, естественно) более сложная задача: выразить на эмоционально–рациональном уровне, сплавив дидактику с образностью народного мышления, весь комплекс актуального для того времени социального опыта. Фольклор составлял основу дохристианских славянских обрядов, сопровождавших древнего человека на протяжении всей его жизни. Эстетический компонент не был самоцелью народных обрядов, но внесознательно именно он являлся важной притягательной силой любого обрядового действа, народных игр и гуляний. Сакральное и дидактическое содержание свадебных, родинных, поминальных и других обрядов древних славян выражалось в богатых художественно–эстетических формах, доставлявших всем участникам этих действ духовное наслаждение.
Естественно, что сегодня нельзя правильно понять древнерусскую эстетику во всей ее полноте, не выявив эстетической специфики фольклора[4]. Сказанное имеет отношение ко всем видам духовно–практической и художественной деятельности, бытовавшей на Руси. Более того, оно правомерно и в отношении древнерусской книжности, на основе которой в первую очередь строится изучение русской средневековой эстетики в данной работе.
Исследователю древнерусской эстетики приходится иметь в виду как минимум два основных (хотя и не единственных) ее культурно–исторических источника: 1) народную культуру (материальную, духовную и прежде всего художественную) восточных славян, сложившуюся еще до принятия ими христианства и существовавшую на Руси в качестве активной антитезы официальной христианской культуре на протяжении всего Средневековья, и 2) византийскую эстетику и художественную культуру, с X в. активно ввозимую на Русь нередко в южнославянской редакции. В свою очередь сама византийская эстетика представляла собой некое целостное единство религиозной эстетики, сложившейся еще в период патристики, и языческой эллинистической эстетики.
Потнички это в былинах что это
У кого какое занятие, у кого какая любовь. Я вот всю жизнь занимаюсь собиранием произведений устного народного творчества и больше всего это и люблю.
Я люблю в одиночку приехать в какую-нибудь незнакомую деревню. Начинаешь обживаться. Люди спрашивают, интересуются: зачем, мол, пожаловали? И очень удивляются, что приехал за песнями, за сказками, за частушками. Объясняю, как важно записать и сохранить старое, то, что постепенно уходит из жизни.
— Зачем? — возражают. — Вон наши песни на пластинках, по радио поют.
— А на пластинки, на радио откуда они попали? Тоже, наверное, кто- нибудь записал и привез в город.
Слово за слово. И всегда находится мрачный человек:
— Не туда приехали. Может, в других деревнях что и есть, а у нас ничего такого нет.
Но я это все давно слышал. Обращаюсь к какой-нибудь неприметной старушке, которая стоит поодаль, но внимательно слушает, или, наоборот, к самой бойкой девчонке-заводиле.
— А эту песню у вас пели?
— Ну, — обычно говорят, — ее-то мы знаем. Так ее все знают.
Но недоверие уже сломлено. Люди улыбаются, вспоминая молодые годы, гулянья, песни, танцы.
— Больше танцевали кадриль, — скажет одна.
— И ланцы, — добавит другая (медленный танец лансье — ланцы — был в моде без малого два века назад).
— Барыню плясали! — весело крикнет третья да и запоет тут же на радость всем присутствующим:
Долго хаты не топила,
Много сору накопила.
Да попросить лошаденьки.
— Это когда под язык плясали, — пояснит та неприметная старушка, которая, замечаю, становится все более и более приметной (значит, настоящая песенница!). — Гармони не было, так под свои песенки.
— Ну, вспомнила, — скажет девчонка, — когда это было!
Но как бы далеко ни ушла жизнь, есть что-то такое дорогое, такое близкое душе в разговорах о родной старине.
И вот на следующее утро уже полдеревни приветствует тебя как хорошего знакомого. Появляются не только сочувствующие, но и ревностные помощники, приятели. А уезжаешь — провожают друзья. И долгие годы — бывает, и пять, и десять, и пятнадцать лет — идут потом праздничные поздравления из Ленинграда в эту деревню и из деревни в Ленинград. Другой раз и гости приедут оттуда. И сам съездишь.
Как-то я участвовал в радиопередаче «Встречи с интересными людьми».
«Каких интересных людей встречали вы?» — спросили меня.
И я поначалу затруднился ответить. А потом одно за другим стали наплывать воспоминания о необыкновенных людях, вернее, о людях, вообще-то говоря, для родных, для знакомых обыкновенных, но мне казавшихся необыкновенными. Не знаменитости какие-нибудь, не те, о ком много говорят и пишут. Только соседи знают, что вот тетка Марья была голосистой молодухой, когда- то на свадьбы ходила старшей подружкой и сейчас в праздник под настроение может спеть, а дядя Гриша — великий мастер по части баек.
Когда я начинал, сразу после войны, только бумага и карандаш были. А теперь чудо-магнитофоны. Вернусь домой и сижу часами: поют, разговаривают, смеются живыми голосами мои недавние собеседницы-старушки (всё больше старушки!). Да какие песни-то!
Далеким-то мой миленький далёко,
Ой да на чужой да сторо.
Ой да на чужой старонке,
На чужой-то на дальней на сторонке,
Ой во городе да в Пари.
Ой во городе в Париже,
Не во славном-то в городе в Париже
Ой гусарики стояли.
Русские войска пришли в Париж, разгромив Наполеона, в 1814 году. Сколько же лет этой песне? Но услышал-то я ее в 1977 году, в Ленинграде, от уроженки Архангельской области замечательной песенницы Клавдии Ивановны Притыкиной.
Как хорошо, что удалось встретить Клавдию Ивановну, записать, сохранить для науки, для всех людей эту и многие другие ее песни!
В 1946 году, в первую же в моей жизни поездку за произведениями устного народного творчества, мне посчастливилось познакомиться с выдающимся сказочником XX века Ильей Давыдовичем Богатыревым. Он рассказал больше ста сказок, баек.
— Жил-был Нестерка, и была у него детей шестерка.
Я слышал неистощимых частушечниц в Новгородской области, записывал фольклор в Карелии, на Урале, в Сибири, когда за окном мороз в сорок градусов, а в избе не продохнуть от жарко натопленной печи.
Удивительные люди, знатоки, мастера, творцы народного искусства, веселые умельцы живут везде.
Как-то ленинградские газеты вдруг заговорили о том, что в деревне Лампо- во стоят избы с особенно интересной резьбой. Я знаю эти места — деревни Остров, Орлино, Дружная Горка, Лампово. В каждой из них есть чем полюбоваться. Однако ламповские избы выделяются. У них украшены не только наличники окон, но и балконы, и передняя стена, и конек крыши, и даже круглые окна жилых чердачных помещений — светелок. Во всем этом чувствуется единая художественная школа. Оказывается, в Лампове жили выходцы с Севера — из Архангельской и Вологодской губернии. И дома они строили по-своему. Хозяева сохраняют старые резные доски и нередко переносят их на новые постройки.
Однажды стоял я и смотрел на такой дом.
— Да, вот это мастера были, — говорю, чтобы вовлечь в разговор старика, который отдыхал на скамеечке. — Теперь, наверно, так никто не сделает?
— Это почему же?—обиделся он. — Давай, я тебе точно таких же досок нарежу. У меня и инструмент, и трафареты — всё есть. Ну, заказывай, что ли?
Я пообещал: буду строить дом — обязательно обращусь к нему.
В этих же деревнях, совсем неподалеку от Сиверской, где всегда полно дачников и как будто бы ничего деревенского уже не осталось, живет немало хороших песенниц.
В 1957 году несколько вечеров провел я в избе 87-летней Софьи Яковлевны Абент — бабушки Софьи, как ее величали в деревне Орлино Гатчинского района. Кстати, название этой деревни жители связывают с именем Петра I. Рассказывают, что он был там на охоте, подстрелил орла, оттого, мол, и деревню так назвали.
А потом один старик показал дом.
— Вот здесь останавливался Репин. У этого окна он сидел, когда рисовал.
Мы поднялись в светелку. Осмотрели Орлинское озеро, берег.
— Будете в Ленинграде, — сказал старик, — поищите ту картину, узнаете на ней нашу местность.
В соседнем поселке Дружная Горка и теперь еще работает стекольный завод, основанный в начале прошлого века. Сюда были приглашены немецкие и шведские мастера. Видно, если судить по фамилии, и бабушка Софья — потомок тех мастеров. На старом кладбище близ Орлина мне не раз встретилась эта фамилия — Абент.
Всю жизнь бабушка Софья работала. С десяти лет стала ходить на стекольный завод в Торковичи. Получала 25 копеек в день. С девяти-десяти лет пошли на фабрику и ее дочери. Я точно записал ее слова:
— Сливочное масло видели два раза в год — на пасху и на рождество, а в будни — и хлеб, как шоколад, был. На работу, на целый день брали с собой бутылку чаю и два куска хлеба, смоченные постным маслом.
А какие там и сейчас живут искусники! Во многих избах можно видеть местные изделия — графины, внутри которых сидят красногребенные петухи, люстры с затейливыми подвесками.
Ни с чем не сравнимое удовольствие — неторопливо шагать по широкой, пустынной с утра дороге или по узенькой тропке, соединяющей соседние деревни. Синеют дальние леса, сверкает придорожный ручей, густо пахнет цветущий луг.
Потница
Общие сведения
Потница является одной из форм дерматита. Это неинфекционное поражение кожи, которое связано с повышенной функцией потовых желез при перегревании тела и обильном потении. Потница считается детским заболеванием, что связано с несовершенностью и нестабильностью терморегуляции кожи: теплоотдача преобладает над теплопродукцией, а потовые железы недостаточно функционируют. В связи с этим затрудняется поддержание температуры тела на постоянном уровне.
Анатомические особенности детской кожи (тонкий роговой слой эпидермиса, особенности строения потовых желез с узкими выводными протоками) становится причиной того, что дети очень подвержены появлению потницы, которая может развиваться уже в первые месяцы. Несмотря на это, потница у взрослых тоже бывает и возникает после пребывания на жаре, физической нагрузки, ношении одежды не по сезону. Потница рассматривается как физиологическое состояние в том случае, если не сопровождается осложнениями. У взрослых она имеет несколько другую локализацию (под грудными железами, в промежности и между ног), может доставлять дискомфорт в повседневной жизни, а учитывая возможность присоединения вторичной инфекции, нуждается в своевременном лечении.
Патогенез
Система потоотделения участвует в терморегуляции организма, поэтому при повышении температуры среды значительно активируется функция потовых желез — интенсивное выделение пота способствует охлаждению кожи, и таким образом организм защищается от перегревания. Такой же механизм включается при повышении температуры тела при заболеваниях, физической нагрузке, укутываниях и тепловых процедурах. Интенсивное потоотделение часто приводит к закупорке протоков потовых желез и развитию потницы. Особенно часто потница возникает у новорожденных и детей до года, поскольку их потовые железы не до конца сформированы и имеют.
Классификация
По клиническому течению бывает:
При кристаллической форме возникает поверхностная закупорка протоков. На коже проявляются пузырьки до 1 мм с прозрачной жидкостью, которые легко вскрываются с образованием шелушения. Локализуются высыпания у взрослых на туловище, а у детей — на теле, лице и шее.
Красная — самый распространенный вид, появляющийся в жару у взрослых и при повышенном потоотделении у детей. Характеризуется появлением красных зудящих пятен с папулами и папуло-везикулами. При этой форме уровень закупорки протоков более глубокий. Локализуется в кожных складках и возможно инфицирование. При белой появляется молочно-белые пузырьки, что связано с инфицированием кокковой флорой. При желтой появляются истинные пузырьки с гноем желтого цвета, расположенные внутри эпителия.
Высыпания возникают в любое время года, однако в жаркий период наиболее часто, что связано с повышенной потливостью. При любых видах высыпания чаще всего появляются на закрытых участках кожи, которые сильно потеют под одеждой и дополнительно раздражаются трением — локтевые сгибы на руках, подмышечные впадины, паховые и межъягодичные складки. У детей и взрослых раздражение возникает рот контакте с синтетическими «недышащими» тканями (бандажи, одежда или некачественные памперсы). При выраженном потении высыпания появляются на лице (преимущественно на лбу), на шее и на голове, что сопровождается зудом. При несоблюдении гигиены бывают осложнения — везикулопустулез и абсцесс потовых желез.
Причины
Среди причин этого состояния можно назвать:
Если рассматривать причины потницы у детей, то можно сказать, что к ее появлению приводят:
Симптомы потницы
Рассматривая симптомы потницы у взрослых, нужно отметить, что высыпания бывают в виде папул (узелок) или пузырьков с содержимым. Как выглядит потница у взрослых? Возможны несколько вариантов высыпаний. Кристаллическая потница выглядит как перламутровые пузырьки размером 1-2 мм, которые могут сливаться в более крупные образования.
В течение нескольких часов в результате незначительного воздействия везикулы вскрываются, подсыхают и образуются шелушащиеся участки. Данный вид встречается у новорожденных детей на лице и шее. Если говорить о взрослых, частой локализацией является грудь, спина, ноги и руки на сгибательной поверхности.
Красная потница выглядит как узелки красного цвета таких же размеров. Узелки по периферии окружены воспалительным венчиком, поэтому кожа выглядит резко гиперемированной. При этой форме захватываются большие участки кожи. Высыпания могут наполняться прозрачной жидкостью, образуя везикулы, которые не сливаются друг с другом. Возможно появление гнойного содержимого.
Больных беспокоит зуд, который усиливается при выделении пота и повышении температуры среды. Данный вид появляется у взрослых в жаркую погоду или при физическом труде. Поражаются участки, подвергающиеся трению: паховые складки, под грудью, подмышечная область, локтевые и подколенные складки.
Папулезная (глубокая) является тяжелой формой, которая протекает длительно и при ней поражаются протоки желез на уровне дермы. Ее рассматривают как следствие красной при отсутствии лечения. Протоки желез закупориваются эпителием, а на коже появляются незудящие папулы, напоминающие «гусиную кожу»
Располагаются высыпания на туловище, руках и ногах. Данному виду подвержены лица, которые плохо приспособлены к жаре. Встречается в тропических странах, поэтому называется еще «тропическая». Папулы увеличиваются при воздействии пота, а при присоединении инфекции развивается микробная экзема.
Симптомы пустулезной потницы характеризуется появлением гнойного содержимого в пузырьках — на коже появляются маленькие гнойнички (пустулы), разной степени выраженности.
Это заболевание называется везикулопустулез. При распространенном процессе может повышаться температура и недомогание (особенно у детей). После вскрытия пустул появляются гнойные корочки, которые отторгаясь не оставляют рубцов и пятен. В целом процесс может протекать 10 дней.
Потница под грудью
Раздражение и высыпания появляются при потении и натирании кожи бюстгалтером. С учетом того, что кожа здесь нежная и чувствительная процесс быстро распространяется. На фоне общего покраснения появляются мелкие, выступающие над кожей папулы.
Кожу жжет и она чешется, и зуд усиливается при потении, что сопровождается постоянным дискомфортом. Целостность кожи не нарушается.
Потница в паху у мужчин
Данная проблема у мужчин встречается достаточно часто и возникает чаще, чем у женщин. Связано это не столько с сидячим образом жизни, сколько с ношением брюк в жаркое время года, которые не всегда соответствуют требованиям о ношении одежды из хлопка. Свой вклад в пахово-промежностный гипергидроз вносит и ношение синтетического нижнего белья. По этой причине возможно возникновение этой болезни у мужчин на головке члена или на лобке. При игнорировании его проявлений кожное поражение распространяется стремительно и захватывает новые области. Так появляется потница на члене, вокруг ануса. Сложнее всего переносится гипергидроз мошонки.
Красная потница в паху, на мошонке и на члене проявляется воспалением верхнего слоя кожи и образованием мелкой сыпи. Пораженный участок выглядит красным, а при движениях и соприкосновениях с одеждой возникает дискомфорт. Изредка может появляться зуд. В постоянно увлажненных и «непроветриваемых» местах создаются благоприятные условия для инфицирования бактериями, поэтому потница осложняется гнойным воспалением, а следы расчесов превращаются в мокнущие ранки.
Анализы и диагностика
При данном заболевании нет необходимости в дополнительных исследованиях, поскольку диагноз не вызывает затруднений — достаточно осмотра терапевта или педиатра. В случаях осложнений потребуется консультация дерматолога. При постоянно рецидивирующей потнице и наличии зуда пациенту предлагают сдать анализ крови на сахар.
Лечение потницы
Как лечить потницу у взрослых? В лечении основное значение придается устранению повышенной потливости и перегревания. Чтобы избавиться от потницы нужно:
После прекращения действия факторов, вызывающих перегревание и потливость симптомы красной потницы чаще всего проходят через 3 дня. Несколько труднее справиться с заболеванием при локализации на попе или под грудными железами, поскольку эти участки закрыты от проветривания и все время соприкасаются с бельем, которое в жаркое время года при повышенной потливости может быть постоянно мокрым. Поэтому при данной локализации важно чтобы белье, контактирующее с телом, было не тесным и из натуральных тканей, которые «дышат». При занятиях спортом и физической нагрузке, нужно надевать менее теплую одежду. Для ускорения выздоровления в домашних условиях можно применять местное лечение.
Лечение потницы у взрослых в домашних условиях
Чем лечить высыпания, если недостаточно одних гигиенических процедур и снижения температуры окружающей среды. Помогают местные ванночки с перманганатом калия, ромашкой, календулой, чередой. После местных ванночек или протираний этими растворами участки высыпаний нужно обработать антисептиком (салициловый или борный спирт, настойка хлорофиллипта) и применить присыпку.
Присыпка — это комбинированное средство, которое оказывает вяжущее, антисептическое, противовоспалительное подсушивающее действие. Основой всех присыпок является натуральное вещество тальк, к которому добавляется крахмал и оксид цинка. Взрослые могут применять детские присыпки Chicco, Bubchen, Johnson`s Baby, которые в большом ассортименте представлены в аптеках. В современных присыпках помимо основных компонентов добавляются d-пантенол, экстракты череды или ромашки, которые усиливают противовоспалительное и заживляющее действие. Можно применять чистый тальк для тела, а если нет возможности приобрести присыпку, взрослые могут использовать обычный крахмал, который всегда есть под рукой.
Лечение потницы в паху у мужчин
Основа ухода за кожей в паху — соблюдение сухости и чистоты. В интимной зоне лучше не применять спиртовые растворы, а делать местные ванночки с отварами трав или несколько раз в день протирать пораженные участки ватным тампоном, смоченным в отваре трав. После этого кожу нужно хорошо высушить тканью, впитывающей влагу, или бумажными полотенцами и обработать места высыпаний присыпкой. Взрослым можно использовать косметический тальк для тела, который есть в продаже как в чистом виде, так и с отдушками (мята, ментол, виски, сандал, жасмин). Некоторые предпочитают пользоваться только тальком, который в потных складках не превращается в липкую массу из-за присутствия крахмала и цинка.
На ночь пораженные участки нужно повторно обработать раствором марганцовки и нанести нежирный крем с оксидом цинка, обладающий антисептическим действием: Деситин, Судокрем, Цинковая мазь или паста Циндол. Хорошо устраняют воспаление, отек и боль препараты с декспантенолом: Бепантен, Д-пантенол, Пантенол Плюс (дополнен хлоргексидином), Пантодерм, Корнерегель, Бепантен Плюс (дополнен хлоргексидином). О лечении потницы у детей будет сказано ниже.
Доктора
Латыпова Ксения Николаевна
Пядушкина Надежда Витальевна
Перунова Наталья Петровна
Лекарства
Потница у детей
Кожа детей отличается по структуре от кожи взрослых, а подкожно-жировая клетчатка рыхлая. Несмотря на то, что потовые железы формируются на 4-5-м месяце развития, функционировать они начинают в подростковом возрасте. В связи с этим терморегуляция нарушена, что особенно проявляется в грудном возрасте. Обильное потообразование при перегреве ребенка вызывает расширение выводных протоков желез и образованию кист, что проявляется потницей. Таким образом, незрелость кожных покровов и неправильный уход являются основными причинами этого состояния. У новорожденных потницу можно считать пограничным состоянием кожи.
Как выглядит потница у детей? Проявляется потница красными точечными пятнами, узелками или прозрачными пузырьками величиной просяного зерна, которые локализуются на туловище, шее, складках, в низу живота и ягодицах.
Фото потницы у детей
Симптомы потницы у детей кроме высыпаний могут включать небольшой зуд, но чаще всего она не доставляет ребенку дискомфорта и общее состояние малыша не нарушается.
Как выглядит потница у новорожденных
У полных детей грудного возраста при перегревании очень часто возникают высыпания, которые отличаются по характеру. Кристаллическая потница у грудничков выглядит как мелкие прозрачные просяные высыпания с локализацией на лице, шее и на попе. Ношение поддерживающего воротника провоцирует появление высыпаний на шее. Располагаются они рассеяно. При другой форме (красная потница) на коже появляются обильные красные узелки с красным венчиком вокруг.
Характерные локализации высыпаний у детей разного возраста
Высыпания на попе и в паху появляются при использовании подгузников, которые не пропускают воздух, в летнее время, при нечастой смене подгузников и отсутствии воздушных ванн. Потница на лице у грудничка часто причиняет дискомфорт — может чесаться. Повреждение высыпаний активными движениями руками влечет образование шелушащейся корочки на поверхности высыпаний.
Потница у новорожденных при недостаточном уходе быстро переходит в белую. Это пузырьки, наполненные молочно-белым содержимым, которые могут располагаться на лице у новорожденных, складках кожи, на голове и на туловище. Пузырьки белой потницы располагаются на покрасневшей коже и являются проявлением стафилококковой инфекции (везикулопустулез).
Лечение потницы у детей
Лечение начинается с правильного ухода. Избавиться от потницы у новорожденного можно, если постоянно выполнять следующие правила:
Как лечить потницу у детей в домашних условиях?
Если для лечения кристаллической потницы достаточно скорректировать ежедневный уход, то при красной нужно применять дополнительные средства. Основным средством в лечении этого состояния является применение детских присыпок. Это могут быть присыпки на основе талька и цинка, а могут быть и натуральные. Можно применять подсушивающий лосьон Babycoccole (это жидкий тальк), который устраняет потничку, опрелости, смягчает кожу и увлажняет за счет бисаболола ромашки и витамина F, льняного масла.
Некоторые мамы стараются выбирать органические присыпки, которые не содержат талька, поскольку в некоторых исследованиях доказано неблагоприятное его воздействие на организм. Индифферентны в этом отношении белая глина (каолин), мука из корня маранта, смолотые до состояния муки цветки ромашки, лаванды или календулы. Для профилактики и при первых симптомах можно применять гель Флофета Бэби, в состав которого жидкие экстракты ромашки, календулы, гамамелиса, глицерин, полисорбат, нет оксида цинка и талька.
Из-за повышенной всасывающей функции кожи на лице и голове, важно тщательно выбирать препараты для наружного лечения. Лечение потницы у новорожденных заключается в применении раствора Фурацилина и слабого раствора перманганата калия для промываний пораженных мест. Для лечения применяют препараты на основе окиси цинка, который оказывает противовоспалительное, вяжущее (подсушивающее) и антисептическое действие:
Еще чем лечить малыша? В педиатрической практике используется Бепантен в виде мази и крема. Что лучше выбрать в такой ситуации — крем или мазь? Крем рекомендуется в целях профилактики при сухости кожи и склонности к дерматитам. Мазь применяют при появившихся проблемах, поскольку она повышает защитную функцию кожи, но при ее применении кожа дышит. Основным действующим веществом Бепантена является декспантенол, обладающий регенерирующим действием, снимает покраснение и раздражение. В состав мази по сравнению с кремом входит парафин (жидкий и мягкий), а также миндальное масло. Ланолин оказывает защитный эффект, но не препятствует газообмену. Если у ребенка имеется зуд кожи, то этот препарат устраняет его. При применении Бепантена симптомы исчезают в течение 2-3 дней, а выполнение других рекомендаций по уходу позволит окончательно вылечить у грудничка потницу. Если есть угроза инфицирования, то лучше применять Бепантен Плюс (содержит антисептик хлоргексидин, применяется у детей с одного года) или крем Драполен (антисептик). Если процесс осложняется гнойной инфекций врач может назначить мази, содержащие антибиотик.
Родители должны знать, что при уходе за малышом нельзя выдавливать пузырьки, смазывать высыпания спиртсодержащими растворами во избежание ожогов кожи, применять местно антибиотики и кортикостероиды без рекомендации врача. При появлении высыпаний в первый раз родители задаются вопросом: что это аллергия или потница у грудничка? При этих состояниях характер сыпи и локализация отличаются.
При потнице высыпания сначала на теле, шее, а потом на лице. Поскольку признаки воспаления отсутствуют, высыпания не оказывают влияния на общее состояние. На начальных этапах высыпания не содержат жидкости, а растягивание кожи приводит к их исчезновению. При правильном уходе и устранении провоцирующего фактора (перегревание) высыпания исчезают через 2-3 дня.
Аллергия проявляется сыпью, которая сначала появляется на щеках, а потом на всем теле. Кожа при аллергических высыпаниях отечна и воспалена. Сыпь может быть мелкой как при потнице, но границы высыпаний быстро расширяются. Ребенка беспокоит выраженный зуд, который нарастает, может быть слезотечение и чихание, в некоторых случаях повышается температура. Даже после устранения аллергена сыпь быстро не проходит.
Диета
В специальной диете пациенты не нуждаются.
Профилактика
Профилактика этого состояния у ребенка заключается в обеспечении:
Если рассматривать профилактику этого заболевания у взрослых, то на первый план также выступают уход за кожей и соблюдение личной гигиены, особенно в жаркое время года. При возможности нужно поддерживать оптимальную температуру в комнате (кондиционер). Если нет такой возможности, то носить одежду из хлопка и ежедневно принимать душ. При выраженной потливости душ нужно принимать 2 раза в день, после чего тщательно высушивать кожу. Важно также в течение дня менять одежду на сухую и отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, которые пропускают воздух.
Последствия и осложнения
Прогноз
Прогноз в отношении быстрого выздоровления благоприятный в том случае, если лечение потницы проводилось своевременно и был правильным уход за кожей. Если эти условия не соблюдаются, могут развиться осложнения в виде опрелости и дерматита, которые требуют более длительного лечения, но также заканчиваются выздоровлением.
Список источников
Образование: Окончил Свердловское медицинское училище (1968 ‑ 1971 гг.) по специальности «Фельдшер». Окончил Донецкий медицинский институт (1975 ‑ 1981 гг.) по специальности «Врач эпидемиолог, гигиенист». Проходил аспирантуру в Центральном НИИ эпидемиологии г. Москва (1986 ‑ 1989 гг.). Ученая степень ‑ кандидат медицинских наук (степень присуждена в 1989 году, защита ‑ Центральный НИИ эпидемиологии г. Москва). Пройдены многочисленные курсы повышения квалификации по эпидемиологии и инфекционным заболеваниям.
Опыт работы: Работа заведующим отделением дезинфекции и стерилизации 1981 ‑ 1992 гг. Работа заведующим отделением особо опасных инфекций 1992 ‑ 2010 гг. Преподавательская деятельность в Мединституте 2010 ‑ 2013 гг.