Потирание за ухом или перед ухом потирание глаза что означает
Глава 3. Визуальная психосемиотика. Стратегии (модели) оценки информации.
§ 9. Интерпретация жестов, позы и телодвижения человека.
В психологии выделяются основные средства общения, или средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному — от лат. слова «устный, словесный») и неречевому (невербальному) каналу общения. Различают вербальные (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальные (используются различные неречевые знаковые системы) средства коммуникации. Между ними существует своеобразное разделение функций: по словестному каналу передается чисто содержательная информация, а по невербальному — дополнительный смысл и отношение к партнеру по общению. К вербальным средствам общения относят естественный звуковой язык, речь. Невербальные средства общения — это неречевые знаковые системы.
Жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы не только сопровождают речь, но и могут замещать отдельные единицы высказываний, помогают более точно доносить смысл передаваемой информации, поддерживать продуктивный диалог. Значение их настолько велико, что если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, оказываются рассогласованными, то люди больше полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной [11].
Важную роль среди различных средств невербальной коммуникации играют жесты, жестикуляция, усиливающие или подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие жесты. Большое внимание в психологической литературе уделяют «чтению» языка жестов (например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл, А. Пиз, В. Биркенбил и др.), что свидетельствует о высокой прогностичности поведения человека на основе наблюдения за его внешними проявлениями.
Жесты — движения руки, имеющие целью передать знание (сделать сообщение), выразить чувства, отношение, осуществить волеизъявление. Жест образуется движением руки, кисти руки, местоположением руки, направлением ладони, движением и положением пальцев.
Особенности жестов определяются некоторыми традиционными формами передачи этих видов информации. Например, принятые в данном социуме способы приветствия, жесты эмоциональной поддержки, выражения несогласия, горя и т. п. Жесты являются одним из средств общения, и естественно, что они приобретают некоторый общий, понятный смысл для той или иной группы людей.
Одновременно жесты и весьма индивидуальны, особенно в тех случаях, когда они не используются сознательно как средство общения, а являются неосознанным выражением переживаемых человеком состояний. Некоторые жесты становятся существенными характеристиками человека, по ним он даже распознается. Как правило, это жесты эмоциональных состояний: потирание рук, подергивание усов, бороды, бровей, почесывание затылка, шевеление носом и т. п.
Приведем несколько описанных американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро групп жестов, которые выражают различные позиции человека в процессе общения.
Жесты открытости: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью); пожимание плечами, сопровождающееся жестом раскрытых рук (обозначение открытой натуры); расстегивание пиджака (люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).
Жесты защиты (оборонительности) — это жесты, которыми человек реагирует на возможные угрозы, на конфликтные ситуации: руки, скрещенные на груди; руки, сжатые в кулаки.
Жесты оценки — это жесты, относящиеся к задумчивости и мечтательности: «рука у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта (позиция «подождем — посмотрим»); наклоненная голова (жест внимательного слушания); почесывание подбородка (жест «хорошо, давайте подумаем» используется, когда человек занят процессом принятия решения); жесты с очками (протирают стекла, берут в рот дужку очков и т. п.) — это пауза для размышления, человек выигрывает время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос; расхаживание — жест, обозначающий попытку человека решить сложную проблему или принять трудное решение; пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
Жесты подозрения и скрытности: рука прикрывает рот (собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу); взгляд в сторону (показатель скрытности); ноги (или все тело) обращены к выходу — явный знак того, что человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит; потрагивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза).
Жесты доминантности — подчиненности: когда человек крепко пожимает собеседнику руку и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх чужой, он пытается выразить физическое превосходство; когда человек протягивает руку ладонью вверх, он демонстрирует готовность принять подчиненную роль; когда рука человека при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, при этом большой палец находится снаружи, то это выражает его уверенность в превосходстве над собеседником.
Жесты готовности: руки на бедрах — первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих очереди); человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).
Жесты фрустрации: короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания; тесно сцепленные, напряженные руки; руки тесно сжимают одна другую; защитное поглаживание шеи ладонью (во многих ситуациях, когда человек занимает защитную позицию) — женщины обычно сочетают этот жест с поправлением прически.
Жесты доверия: пальцы соединяются наподобие купола храма (жест «купол») — это означает доверительность, но часто некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник — подчиненный, при этом чем выше ранг руководителя, тем выше он держит руки).
Жесты авторитарности: руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — типичная авторитарная поза. В целом, если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать — это физически подняться над данным человеком, — сесть выше, если вы оба сидите, или встать.
Жесты нервозности: покашливание; прочищение горла (те, кто часто прочищает горло, чувствуют себя неуверенно и беспокойно); локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук — расположены прямо перед ртом; позванивание монетами в кармане; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет перебить разговор, но сдерживается.
Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую, сидящий в кресле человек со скрещенными лодыжками и вцепившись в подлокотники руками.
Жесты скуки: постукивание по полу ногой; щелканье колпачком ручки; голова в руке, т. е. голова лежит в ладони; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»).
Поза тела (как мы стоим) может представлять собой один из сигналов визуальной психодиагностики, но именно только «один из». Позы — статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей. Составляющими позы выступают положение тела и его частей по отношению друг к другу и к собеседнику, мобилизация и вес, расположение тела в пространстве. Значимыми для позы являются направления тела, рук, их развороты, голова, положение которой в некоторых позах берет на себя основную функцию в передаче информации, направление поворота головы по отношению к телу и партнеру.
В качестве основного аспекта мы можем оценить открытость или закрытость позы. Прежде всего, имеется в виду область шеи и груди. С древнейших времен живые существа в момент опасности защищают свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или предметом (например, какой-нибудь папкой для бумаг), который он использует в качестве щита. Открытость — это уверенность, искренность, активность, открытость контактам. Закрытость — неуверенность, подавленность, закрытость контактам.
Эмоциональную нагрузку несут жесты, не играющие какой— либо коммуникативной роли, так называемые жесты-самоадаптаторы, по которым можно судить о психической напряженности человека. Следует отметить, что на интенсивность этих жестов в процессе речевой коммуникации не оказывают существенного влияния даже различия в свойствах нервной системы (например, непроизвольное сжимание пальцев, всевозможные манипуляции с различного рода предметами, переминание с ноги на ногу и т. д.).
Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диалога в сторону собеседника, легкие кивки головой свидетельствуют о внимании, заинтересованности в поддержании диалога, располагают к беседе. В таких случаях участник разговора своим внешним видом как бы показывает: «Я весь внимание».
Напротив, весьма неловко чувствует себя человек в разговоре с тем, кто, сидя за столом, небрежно (важно) откинулся назад, демонстрируя этим несколько отстраненно-высокомерное, неуважительное отношение к партнеру, свою низкую культуру поведения.
Затруднения в восприятии и оценке невербальных проявлений партнера по общению возникают в силу следующих обстоятельств:
• социально-культурная принадлежность участников процесса общения (кивок головой в России — знак утверждения, в Болгарии, Индии — отрицания);
• особенности ситуации и индивидуальные особенности участников процесса общения (немногие жесты в разных ситуациях и у всех представителей данной культуры означают одно и то же);
• наличие (в малой степени) возможности управления невербальными проявлениями.
Говоря о пространственном положении партнеров во время делового общения в официальной обстановке, следует подчеркнуть, что как чрезмерно близкое, так и слишком удаленное их расположение друг от друга создает определенный дискомфорт, отрицательно сказывается на развитии диалога.
Вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации, отношений сторон, социального статуса партнеров.
Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом приблизительно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.
Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми.
Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей.
Общественная зона — от 4 м и более, соблюдаемая во время выступления перед большими группами людей, аудиторией слушателей и т. п.
В зависимости от местонахождения, активности и психического состояния человека, коммуникативной ситуации, социального статуса и пр. размеры пространственных зон общения изменяются. В психологии существует понятие о нарушении коммуникативных дистанций партнерами по общению, индикатором чего служат ухудшения в эмоциональном состоянии одного из партнеров, негативные поведенческие реакции, физиологические изменения в организме, нарушение психологического контакта.
Потирание за ухом или перед ухом потирание глаза что означает
1) Прикрывание рта
Рука прикрывает рот, словно мозг подсознательно пытается подавить произнесение лживых слов. Иногда человек прикрывает рот лишь несколькими пальцами, иногда сжатым кулаком, но смысл жеста от этого не меняется.
Некоторые пытаются оправдать этот жест имитацией кашля. Актеры, играющие гангстеров или преступников, часто используют этот жест в сценах обсуждения преступных действий или полицейских допросов. Зрители сразу же понимают, что их герои что-то скрывают или просто обманывают.
Иногда люди прикрывают рот одним пальцем, словно призывая к тишине. Скорее всего, родители такого человека часто пользовались этим жестом, когда он был маленьким. Во взрослой жизни он использует его в попытке не выдавать своих подлинных чувств. Такой жест сразу же дает понять, что собеседник что-то утаивает.
2. Прикосновение к носу
Иногда человек касается кончика носа легким, почти неуловимым движением, порой энергично потирает пространство между верхней губой и носом. Женщины совершают это движение более незаметно, чем мужчины, вероятно, боясь испортить макияж.
Очень важно помнить, что такой жест нужно истолковывать только во взаимосвязи и в контексте. Вполне возможно, что у вашего собеседника просто насморк.
Ученые обнаружили, что, когда человек лжет, в его организме вырабатываются вещества, называемые катехоламинами, воздействующие на слизистую носа. С помощью специального оборудования ученые смогли проконтролировать кровоток в организме и пришли к выводу, что умышленная ложь приводит также к повышению кровяного давления. Именно поэтому люди краснеют. Также с этим связан «эффект Пиноккио». Повышенное кровяное давление воздействует на нос и на нервные окончания, расположенные в нем. Нос начинает чесаться, и человек непроизвольно потирает его.
Заметить увеличение носа невооруженным глазом невозможно, но прикосновение к носу скрыть очень трудно. То же самое происходит, когда человек встревожен, обижен или рассержен.
Исследования, проведенные с помощью специального оборудования, показали, что, когда мужчина лжет, его пенис наполняется кровью и увеличивается. Может быть, Большому Жюри стоило снять с Клинтона брюки?
3. Почесывание носа
Обычно зуд в носу проходит после энергичного почесывания или потирания. Этим подобный жест отличается от прикосновения к носу, о котором мы только что говорили. Как и в случае с прикрыванием рта, к носу могут прикасаться и говорящий, пытающийся скрыть обман, и слушатель, сомневающийся в услышанном. Почесывание носа, как правило, представляет собой изолированный повторяющийся жест.
4. Потирание глаз
5. Потирание мочки уха
Представьте, что вы говорите человеку: «Этот товар стоит всего триста фунтов», а он начинает потирать мочку уха, смотреть в сторону, но при этом говорит: «Звучит заманчиво». Жесты человека выдают символическую попытку «ничего не слышать». Он пытается блокировать услышанное, прикладывая руку к уху и потирая мочку. Налицо взрослый вариант детского жеста: когда ребенок не хочет слышать упреков взрослых, он закрывает уши обеими ладонями. Некоторые люди начинают потирать шею за ухом, ковырять в ухе, растягивать мочку или скручивать ухо таким образом, чтобы раковина закрыла слуховое отверстие.
Растирание уха показывает, что человек услышал достаточно или хочет что-то сказать сам. Этот жест, как и прикосновение к носу, используется людьми, испытывающими чувство тревоги. Принц Чарльз часто потирает ухо и прикасается к носу, когда входит в зал, наполненный людьми, или проходит мимо толпы. Этижесты выдают его тревожность. Но мы никогда не видели снимков подобных жестов, когда принц Чарльз находится внутри своей машины, то есть в относительной безопасности.
В Италии же потирание уха означает, что мужчина — гомосексуалист или просто выглядит слишком женственно.
6. Почесывание шеи
Указательный палец (как правило, той руки, которой человек пишет) почесывает шею под мочкой уха. Наши наблюдения показывают, что человек в среднем почесывает шею пять раз. Очень редко количество почесываний меньше пяти. Больше пяти раз почесывают шею лишь единицы. Этот жест выдает сомнения или неуверенность. Человек словно говорит вам: «Не уверен, что могу согласиться». Особенно заметен этот жест, когда слова человека ему противоречат. Если человек говорит: «Могу понять, что вы чувствуете», но при этом почесывает шею, то он и понятия не имеет, каково вам сейчас.
7. Оттягивание воротничка
Десмонд Моррис первым обнаружил, что ложь вызывает покалывание в тканях лица и шеи, поэтому человек начинает почесывать и потирать их. Теперь становится ясно, почему неуверенные люди постоянно почесывают шею. Говоря неправду и опасаясь быть пойманными на лжи, некоторые оттягивают воротничок, словно им жарко. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению, особенно усиливающемуся в тех случаях, когда обманщик боится, что его уличат.
Такой же жест появляется, когда человек рассержен или подавлен. Он бессознательно оттягивает воротничок, чтобы немного остыть. Если вы видите, что собеседник оттягивает воротник, попросите его повторить или разъяснить сказанное. Это заставит обманщика призадуматься о своих действиях и, возможно, сказать правду.
8. Пальцы во рту
Жесты оценки и оттягивания
Хорошим оратором считают тех, кто «инстинктивно» чувствует заинтересованность аудитории, а также умеет вовремя закончить выступление. Хороший продавец чувствует, когда ему удается затронуть покупателя, и умеет выявить его подлинные интересы. Любому, кто хотя бы раз проводил презентацию, знакомо неприятное чувство, когда клиенты почти ничего не говорят и просто наблюдают за ходом процесса. К счастью, существует множество жестов, которые можно использовать для определения отношения собеседника к сказанному и оценки достигнутого прогресса.
Скука
Если же рука человека не служит ему подпоркой, а он просто прикладывает ее к щеке, то этот жест означает то, что человек с интересом вас оценивает. Если же в итоге получилась негативная оценка – то такой жест может легко перейти в жест скуки.
Взгляды и жесты
Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.
К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Hьюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.
«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.
Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюренбергом и Г. Калеро.
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.
Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.
Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Hеподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности «Я» о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.
Весьма информативна верхняя часть тела человека. Hапример, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.
Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.
Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.
Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Hеподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.
Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.
Различают несколько типов походки:
Различаются несколько способов посадки человека:
По мнению Д. Hьюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.
Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.
Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.
Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.
Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Hерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.
Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.
Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.
Hа спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.
Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.
— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе. Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;
— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;
— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;
— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.