Потерянная совесть остается что дальше

Как очистить совесть?

Потерянная совесть остается что дальше

В апостольском чтении пятой Недели Великого поста мы слышим такие слова: «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

Апостол Павел говорит о совести. При всяком упоминании о таком предмете, как совесть, самому честному человеку станет немного не по себе. Кто из нас не чувствует вины перед самым неподкупным судьей – совестью? Кто мог бы сказать так, как Павел однажды ответил фарисеям: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1). Да и сам апостол в этой фразе наверняка не хотел сообщить о своей безгрешности. В данном случае он скорее подразумевал исполнение Моисеева закона, чем внутреннюю чистоту души.

«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13), – вопил Давид к Творцу, свидетельствуя этими словами глубочайшую зараженность человеческой души, а значит и некоторую нечистоту совести даже и у праведных людей. Кто может прожить жизнь, ни разу не согрешив? Чьи уста никогда не произнесли гнилого слова? Чьи глаза ни разу не посмотрели туда, куда нельзя было смотреть? Кто сохранил уши от сплетен и клеветы? В каком сердце не рождались помыслы злобы, мести, осуждения?

Все это «богатство» хранит наша совесть. Память забудет, а она запомнит. Ум скажет: ерунда, так все делают. А совесть ответит: дрянь ты, брат, перед Богом и перед людьми. Она как губка, которая после уборки грязной квартиры продолжает хранить смытую грязь в себе.

Как же можно очистить совесть? Например, по пытаться адекватно возмещать свои бывшие беззакония, заменяя прежние грехи соответствующими добродетелями. Блудил? Стань целомудренным. Пил? Полюби трезвость. Объедался? Облобызай пост. Воровал? Подай милостыню.

Однако далеко не всегда можно таким образом очистить свою совесть. Бывают необратимые поступки, и бывают неисправимые слова. Невозможно адекватно исправить, например, грех убийства – человека не вернешь. Не всегда получится вновь соединить разрушенную когда-то семью. Далеко не у всех людей, обиженных нами, мы сегодня можем попросить прощения. Река времени безвозвратно унесла не только бесчисленное множество наших преступлений, но и многих из тех, перед кем мы виноваты.

Поэтому такой способ очищения совести хорош, но действует не всегда. Изменчивость жизни и убийственность греха не дают ему быть универсальным.

Есть еще вариант «разобраться с совестью», очень популярный сегодня – визит к психологу. Представитель этой профессии в наше время все больше и больше занимается той функцией, которую раньше всегда выполнял священник – работой с человеческой душой. Да только современный психолог вряд ли скажет нам, что совесть – это Vox Dei, голос Божий в человеке. Скорее он объяснит, что она бывает авторитарная – навязанная воспитательными институтами, такими как Церковь, семья, традиция, и гуманитарная – независимая реакция личности, голос нашего «подлинного Я». И, конечно же, нас призовут слушаться гуманитарной совести, «быть собой», делать что нравится и «не заморачиваться».

Сегодня люди воспринимают совесть как проблему – она всем мешает, от нее буквально хотят избавиться. Психология иногда так и обозначает совесть: «сложная психологическая проблема». А проблема – это то, что нужно решать, устранять.

Но апостол Павел, очевидно, совсем по-другому смотрит на «проблему» совести. Он говорит о том, что ее невозможно обойти как досадное препятствие, но она действительно может быть очищена. И как совесть имеет не земное происхождение, а небесное, то и очищение это происходит не человеческими средствами, но божественными. «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит проповедник.

Не будем спрашивать, как это происходит, братья и сестры. Мы очень мало можем понимать таинственные процессы, происходящие в реальности духовной. Павел пишет, что именно там, в вышнем мире, Христос принес в жертву за нас Свою Кровь, войдя в небесную скинию. А здесь, на земле, что? А на земле мы принимаем Тело и Кровь Христовы во оставление грехов, а значит, и в очищение совести, потому что совесть нечиста именно из-за грехов.

В этом Таинстве мы получаем настолько сильное удостоверение очищения нашей совести, что нам уже не нужны другие доказательства. Думаю, что каждый из нас хоть один раз в жизни пережил чувство действительного, несомненного очищения совести после причащения Святых Христовых Тайн. Конечно, Причастие всегда имеет одну и ту же силу, как и Христос всегда имеет одну и ту же божественную силу. Но иногда Господь особым образом открывает нам величие этого Таинства, и мы всем сердцем чувствуем, как становимся другими: как исчезает бремя, лежащее на душе, просветляется ум, ослабляется или совсем пропадает та или иная страсть, совесть очищается. В такие минуты на каждое наше «Господи, помилуй» мы слышим ответ: «Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром». В такие минуты хочется умереть, не в смысле «не жить», но разрешиться от тела и быть с Господом.

Такое очищение совести есть полное и совершенное, так как Христос совершенен. Но «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Верующий очищается настолько, насколько он сам этого хочет и насколько верует в это. Господь спасает человека не без человека.

Обратим внимание на окончание апостольской мысли. «Очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит он, – «для служения Богу живому и истинному». Христос очищает нашу совесть не для того, чтобы мы лежали на диване и говорили: я спасен; но для служения Богу! Очищенный сосуд должен наполниться благодатью, иначе может произойти беда. Евангелие предупреждает нас: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45).

Христос очищает нас, прощает, спасает, милует. Но все это для того, чтобы мы служили Ему «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Конечно же, всякий христианин так или иначе служит Богу постом, молитвой и трудом по исполнению заповедей. Но, кроме того, должно быть еще свое, индивидуальное служение. Или проповедь, или волонтерство, или какая-то особая милостыня, или благотворительность, или еще что-нибудь. Нужно найти свое призвание и служить в Церкви!

Нам трудно это сделать, потому что наше сознание, как и сознание всякого современного человека, потребительское. Мы так воспитаны. Мы приучены ежедневно приобретать и потреблять, приобретать и потреблять. Мы все время имеем дело с какими-то товарами: от еды и до карточек метро. Это сознание потребителя мы приносим и в Церковь. Приходим в храм, ставим свечи, пишем записки, и пребываем покойны – дескать, я свое отдал. И, конечно же, ждем чего-то взамен. А взамен мы получаем Тело и Кровь Бога, получаем очищение совести. В храме мы окунаемся в целый океан благодати, мы впитываем живую воду православных проповедей, мы оставляем землю и прикасаемся к вечности. Мы перерождаемся, исцеляемся.

И после всего этого мы вполне искренне можем сказать: ну, спасибо, я пошел. А ведь мы получаем все это богатство не для минутного наслаждения, а «для служения Богу живому и истинному»! Луч благодати, искра слова Божьего должны зажечь в нас пламя ревности о Господе и желание служить Ему «каждый тем даром, какой получил».

Но как определить, какой у меня дар? Как найти себя во всем многообразии человеческих служений? Важно по крайней мере оживить в себе саму эту мысль. Если мысль о служении Богу будет понята и принята, ум и сердце начнут творческий процесс, который непременно приведет человека к чему-либо. Только необходимо спрашивать себя каждый день: как я могу послужить Богу? И у Него спрашивать: Господи, как я могу послужить Тебе? И тогда ищущий найдет и стучащему обязательно отворят.

Все дары, вложенные в нас Творцом, должны раскрыться в Церкви, как раскрываются цветы весной, раскрыться для служения Богу и ближним. Именно для этого нам подаются очищение совести и духовное исцеление. Или наоборот – не подаются, из-за нашего упорного эгоизма и нежелания служить кому-либо, кроме себя.

Давайте сегодня постараемся соединить в уме две мысли из нынешнего Апостола. Христос дарует нашей совести очищение для того, чтобы мы нашли свое место в Церкви и служили Богу через ближнего или ближнему во Имя Божие. Это и есть Церковь – Царство Божие, которое начинается уже на земле; духовный союз обновленных людей, служащих Всевышнему и друг другу. Господь служит людям, а люди служат Господу – это ли не рай? И в этот рай, дорогие христиане, мы можем войти. Войти с очищенной совестью и твердой решимостью служить «Богу, живому и истинному», как и Он приходил на землю, чтобы «послужить и отдать душу Свою» (Мф. 20:28). В этом опыте очищения и самоотдачи да откроется для нас новая жизнь, которая и составляет христианство – Царство Божие на земле – Царство чистоты, любви и служения.

Источник

Потерянная совесть остается что дальше

Потерянная совесть остается что дальшеПотерянная совесть остается что дальше

А может быть надо?! Надо помучиться в аду и понять, что такое настоящие ценности: что хорошо, а что плохо?!

И знаю, что буду всегда такой.. нет лекарства от эгоизма. или есть.

Не знаю как восстановить свою совесть, как к ней воззвать. как не испортить жизнь всем! Иногда думаю, что всё что делаю, происходит для отмазки..лишь бы не трогали.
Вы скажете: начни всё делать..делоф-то. А блин! не могу! уже как 3 месяца не могу.

опять..не могу..это говорю не я. а внутренности, которые хочется выбросить.
И ещё. почему всё должно быть так, как есть? Посоветуйте, как взять себя за шкварник. как вылезти из болота лени и всякой ерунды?!

Не знаю, что жду в ответ. презрение, наверное. или вообще, игнорирование. Знаю только, что наши мысли материальны..и от этого становится жутко. жутко за свои мысли!

Вот Вы хотите большой и светлой любви на всю жизнь? Хотите счастливую семью, радостных детей, и чтобы у них всегда был папа?
А не будет ничего этого, если не победите эгоизм. Это лишь один из стимулов.

Как вылезти из болота?

Есть такое правило: «Уклонись от зла и сотвори благо». То есть сначала нужно прекратить делать плохое, и потом начать делать хорошее. Сочетать то и другое вряд ли получится.

А я в поход собрался.
Чтоб мозги прочистить

В походе восприятие мира меняется.

О всякой фигне уже не думаешь.
И леницца уже не очень получится

Читала и плакала. спасибо, что написали это. думаю, мы можем помочь друг другу. напишите мне, пожалуйста 198075339

Источник

Как не потерять совесть

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Помните, как в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя» струсивший в решающий момент во время засады на Фокса милиционер Петюня (полностью его в фильме звали Петр Соловьев), пытаясь оправдаться, кричит Жеглову:

– Ты не имеешь права! Я потерял сознание!

А герой Владимира Высоцкого, покачав головой, отвечает ему, словно отрезав раз и навсегда:

– Ты не сознание, ты совесть потерял!

Афористическая правота Жеглова в данном случае подтверждается тем, что в древнегреческом языке сознание и совесть обозначало одно слово – ἡ συνείδησις (syneidēsis). Образовано оно от глагола σύνοιδα (synoida) – «сознавать», «знать вместе с кем-либо». Кстати, и в латинском языке слово «совесть» – conscientia – дословно тоже значит со-знание. Да ведь и в русском языке совесть – это со-ведение. Так что потерять сознание и потерять совесть – это в каком-то смысле действительно одно и то же.

Слово «совесть», ἡ συνείδησις не раз используется в Новом Завете. Например, когда Христос в Евангелии от Иоанна останавливает побиение женщины камнями, Он говорит, что «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Услышав эти слова, люди стали уходить, обличаемые совестью (Ин. 8:7–9). То есть, они ушли, обличаемые со-знанием, внутренним знанием собственной греховности.

Но ведь так бывает далеко не всегда. Раз совесть – это некое внутреннее знание, голос этого знания, то и его можно приглушить, обмануть, усыпить, и какое-то время просто не обращать на него внимания. Одна только совесть сама по себе, ее голос, вовсе не является самодостаточным нравственным критерием оценки тех или иных поступков. Совесть – это некий естественный закон, вложенный в человека Богом, но и как все естественное, он тоже, увы, подвержен порче, искажениям, коррупции (кстати, corruptio по латыни и есть порча).

Человек, у которого слишком сильны страсти, всегда пытается так или иначе коррумпировать свою совесть, так или иначе с нею «договориться». Так и милиционер Петюня в «Место встречи» при упоминании о совести, которое, видимо, больно его ужалило, в ответ еще больше ушел в «несознанку», и с еще большей страстью себя оправдывая, заговорил про своих детей, которых некому будет кормить, если он погибнет, исполняя свой долг.

Поэтому опасно человека оставлять только один на один с собой, наедине со своей совестью. Совести нужны соответствующие условия, чтобы ее голос звучал ясно и незамутнённо, чтобы человек мог его всегда отчетливо слышать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов в «Аскетических опытах, «учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех (Евр.10:22). Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову… Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть – произвольные согрешения. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести. Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее. Умертвить совесть – невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего…».

Действительно, если совесть «не упражнять» покаянием, она притупляется, человек может рано или поздно впасть в нравственную дрему. Совесть заражается лукавством, и человек легко коррумпируется, убеждая себя, что, например, данный проступок или мысль не так уж и страшна.

И, тем не менее, «умертвить совесть – невозможно». Она все равно скажет свое слово, как не заглушай ее голос, как не пытайся ее коррумпировать, купить. Очень интересно, что отцы Церкви тем соперником из Евангелия от Матфея, с которым надо мириться как можно скорее, называли именно совесть:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:25-26). Совесть называют соперником, потому что она сопротивляется нашим злым поступкам и мыслям, напоминает о том, что мы должны делать, но не делаем.

Источник

Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?

Потерянная совесть остается что дальше

Как часто вам приходится слышать в чей-нибудь адрес сакраментальное «Совсем у людей нет совести – цены растут и растут»? Или «Совсем нет совести – думает только о себе и своей выгоде»? Или «Совсем нет совести – опять всю работу пришлось делать вместо него»? И что это за зверь такой – совесть – который должен мешать думать о своей выгоде, повышать цены, когда все равно купят, или напрягаться с работой, которую и так кто-нибудь сделает? В принципе, помочь разобраться со своими внутренними переживаниями и противоречиями могут наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». А пока поговорим подробнее о том, что такое совесть.

Что такое совесть?

Определений, что такое совесть, достаточно много. Однако наиболее часто это слово употребляют в контексте долга и обязанности человека иметь свои нравственные установки, в соответствии с которыми он будет действовать в различных жизненных обстоятельствах.

Это примерно как служба в армии, которая объявлена священным долгом и почетной обязанностью, однако людей, не претендующих на такой почет, ждет уголовная ответственность за уклонение от службы в армии. Категория совести так скрупулезно не регламентирована законом, однако если кому-то покажется, что у вас нет совести, вас ждет всеобщее осуждение.

Это притом, что Конституция РФ статьей 28 прямо гарантирует свободу совести. Правда, понятие «свобода совести» идет в связке со свободой вероисповедания и свободой выбирать свою религию или не выбирать никакую из религий. Такое определение довольно узко и даже близко не отражает всего многообразия смыслов, вкладываемых человечеством в понятие «совесть».

В общем, тема совести достаточно неоднозначна и запутана. Возможно, мудрость веков как-то поможет разобраться в истоках этой нравственной категории, понять суть совести и выяснить, можно ли свободу совести толковать, как свободу не иметь никаких нравственных установок.

Тема совести в трудах философов

До выделения психологии в отдельную науку в 19 столетии толкованием когнитивных и психологических процессов занималась философия. Считается, что впервые такую категорию как «совесть» обозначили отдельным термином представители стоицизма – философской школы, зародившейся примерно в 300 году до нашей эры.

Термин συνείδησις переводится на русский язык как «сознание». Слово «сознание» тоже достаточно многозначно, однако у стоиков этот термин употреблялся именно в значении, тождественном словам «сознательность», «совесть». Наиболее подробно принципы стоицизма изложены в трудах Луция Сенеки, которые регулярно переиздаются по сей день [Л. Сенека, 2020]. Кроме того, познавательна в этом плане книга Марка Аврелия «Наедине с собой», тоже выдержавшая множество переизданий [М. Аврелий, 2019].

Разумеется, нравственные категории, не подающиеся определению в исчисляемых единицах, волновали философов и раньше. Например, Сократ (469-399 годы до нашей эры) считал, что в каждом человеке есть «частица общих необходимых условий, которые, определяя жизненный опыт человека, сообщают ему в неясных и не поддающихся разумному учету случаях толчок, направляя его поведение в ту или иную сторону».

Так описывал взгляды своего учителя Плутарх в работе «О даймонии Сократа», которая встречается под вторым названием «О демоне Сократа» [М. Плутарх, 1997]. Сам Сократ ничего никогда в письменном виде не описывал, потому что считал, что нужно тренировать память. Этот замечательный способ тренировки памяти стал нам известен только потому что ученики Сократа не поленились записать эту нетривиальную мысль своего учителя.

В эпоху Средневековья представители схоластического направления в философии, сформировавшегося как синтез взглядов Аристотеля и канонов католической церкви, считали совесть некой «предустановленной» характеристикой человека, свойственной ему от рождения. Во всяком случае, так представлена данная категория в работах Фомы Аквинского (1225-1274) [Ф. Аквинский, 2013]. Кроме того, схоласты различали два понимания совести: как предустановленной постоянной характеристики (synderesis) и как некой переменной (conscientia), которой обозначают действия, связанные с совестью. Например, угрызения совести.

Понимание совести как некой врожденной характеристики сохранялось достаточно долго. Мы его встречаем в трудах Иммануила Канта (1724-1804), в частности, в его книге «Основы метафизики нравственности» [И. Кант, 2015]. А немецкий философ Иоганн Фихте (1762-1814) считал, что такие категории как долг и совесть должны иметь четкие критерии истинности. В целом же он считал, что «совесть есть не что иное, как непосредственное сознание нашего долга» [И. Фихте, 1993].

С выделением психологии в отдельную науку совесть перестали рассматривать исключительно в связке с религиозными убеждениями. На сегодняшний день такой средневековый подход сохранился в узких религиозных кругах и Конституциях некоторых государств. А развитие инновационных методов исследования позволило приоткрыть многовековую тайну, где же у человека находится совесть и как работает пробуждающаяся совесть в ситуации принятия решения.

Тема совести в научных исследованиях

С появлением устройств, позволяющих сканировать мозг и визуализировать очаги повышенной активности, стартовала эра экспериментов по исследованию головного мозга человека. Постепенно ученым удалось сложить цельную картину того, как работает мозг и какие его участки отвечают за те или другие эмоции.

В 2014 году удалось обнаружить участок мозга, который активизируется, когда человеку предлагается принять заведомо аморальное решение. Ученые из Оксфорда пришли к выводу, что эмоции, связанные с такой категорией как совесть, концентрируются в одном из 12 отделов боковой фронтальной коры головного мозга человека, находящейся прямо над бровями [University of Oxford, 2014].

Визуально данный отдел представляет собой сгусток нервной ткани шарообразной формы, причем у разных людей он имеет разный размер, поэтому реакции каждого индивида на одни и те же внешние раздражители могут отличаться. Интересно, что этот 12-й отдел (боковой лобный полюс) есть только у человека, в то время как у обезьян всего 11 отделов. Эти 11 отделов во многом совпадают по строению с аналогичными отделами боковой фронтальной коры человека.

Уточним, что задачи исследования были заметно шире, чем «поиск совести», и полностью отображены в статье Brain area unique to humans linked to cognitive powers («Область мозга, уникальная для людей, связана с когнитивными способностями») [University of Oxford, 2014].

Разумеется, исследования подобного масштаба не проводятся в один день или год. Промежуточные результаты были опубликованы еще в 2011 году в статье Frontal cortex and reward-guided learning and decision-making («Фронтальная кора и обучение и принятие решений, ориентированные на вознаграждение») [M. Rushworth et al., 2011].

Свой вклад в исследование данной проблематики внесли и российские ученые. Наши ученые предлагают рассматривать совесть с антропоцентрических позиций, что позволит лучше понимать глубинные причины поведения человека в ситуациях нравственного выбора. Подробнее о таком подходе можно прочитать в статье «К пониманию феномена совести в психологии» [С. Барсукова, 2010].

Ученые Института мозга человека РАН считают, что так называемые «муки совести» являются признаком нормальной работы головного мозга [Интерфакс, 2015]. Однако российские ученые, в отличие от своих западных коллег, не склонны считать, будто за эмоции, связанные с совестью, отвечает только один участок головного мозга. Все, что связано со сложными психологическими реакциями, можно рассматривать лишь в контексте работы нервной системы и мозга в целом.

Исследования темы совести актуализируют новые научные проблемы, связанные с данной проблематикой. Так, некоторые исследователи особо акцентируют внимание на том, что любой человек самоопределяется в вопросах совести и морали как в своем личном качестве, так и в качестве социального агента, т.е. выступая агентом общественной морали, действие которой институционально опосредовано [Р. Апресян, 2018].

Поэтому в дальнейших исследованиях будет логично изучать совесть как явление с учетом того, что она будет проявляться по-разному в качестве автономного агента и в качестве агента общественной морали. Более подробно эта дилемма рассмотрена в статье «Проблема совести в современных отечественных психологических исследованиях и задачи этики» [Р. Апресян, 2018]. Эту свою мысль автор развивает в своих последующих работах. В частности, в статье «Философо-этические установки психологического изучения совести» [Р. Апресян, 2019].

Теперь, когда мы имеем некоторое представление, как функционирует совесть и что это вообще такое, самое время попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: почему совесть есть не у всех?

Можно ли унифицировать совесть?

Согласитесь, нам всем было бы удобнее жить и взаимодействовать, если бы у всех и каждого были единые нравственные ориентиры, единое понимание того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя ни в коем случае. Однако даже у людей, наделенных таким качеством как совесть, могут быть различные представления о плохом и хорошем, границах допустимого и неприемлемого.

А если такой депутат или чиновник хотя бы изредка «делится» с избирателями, живущими на подведомственной территории, и хоть что-то из бюджетных средств направляется на благоустройство, то об отсутствии совести у такого деятеля никто даже не заикнется. Это притом, что такой деятель может благополучно продолжать красть из бюджета, заботясь о собственном благе больше, нежели об общественном.

Можно ли привести такую категорию как совесть к условному общему знаменателю, чтобы все понимали нормы морали и нравственности одинаково и с одинаковым энтузиазмом следовали им? В общем-то, подобные идеи многократно презентовались в произведениях философов-утопистов, мечтавших об идеальном мире, всеобщем благоденствии и господстве морали. Наиболее известная утопия принадлежит перу Томаззо Кампанеллы, написавшему свою знаменитую книгу «Город Солнца» в далеком 17 веке [Т. Кампанелла, 1602].

Разумеется, мечты того периода времени щедро приправлены трендами, актуальными на тот момент, т.е. на начало 17 века. Однако мечта о всеобщем благоденствии как таковая и поиск формата для осуществления такой мечты актуальны по-прежнему, о чем наглядно свидетельствуют очереди на избирательных участках в любые выборы. Значит ли это, что всеобщее благоденствие на основе единого понимания принципов совести и морали невозможно как таковое? Скорее всего, да. Почему?

Частично на данный вопрос ответили ученые из Оксфорда, обнаружившие, что ответственный за реализацию реакций совести участок мозга имеет у разных людей разный размер. Следовательно, и сама по себе возможность реагировать тем или иным образом на идентичные раздражители у разных людей разная. Это никак не противоречит выводам российских ученых, считающих, что нельзя реакции, связанные с совестью, сводить к функционированию только одного участка мозга, а нужно их рассматривать в контексте функционирования всей нервной системы и головного мозга.

Любая система состоит из элементов, и коль скоро эти элементы различаются у разных людей даже по размеру, не говоря уже по потенциалу активности, то и функционирование системы в целом у разных людей тоже будет отличаться. Таким образом, предустановленные от рождения потенциальные реакции морали и нравственности у всех людей разные.

Второй момент – это способность человека к обучению и образование нейронных связей в мозгу на протяжении жизни. Разумеется, эти процессы будут проистекать по-разному в зависимости от того, в какой семье и какой социальной среде формируется человек, что он видит изо дня в день и какие книги читает (и читает ли вообще).

Из этого проистекает еще один очень важный момент: нужно учитывать локальные условия формирования принципов морали, долга и совести. Мы уже упомянули «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы. Он предлагал взять за основу моральные принципы, на которых строится католицизм. Как на это посмотрели бы в странах, где исповедуют православие, иудаизм, протестантизм, буддизм, ислам?

Даже в 17 веке об этом стоило бы задуматься, потому что судоходство, торговля и культурный обмен между разными странами и регионами был уже в те времена налажен достаточно хорошо. А что говорить о сегодняшнем мультимедийном и космополитичном мире? Вряд ли можно получить конструктивное взаимодействие, навязывая кому-то единые нормы, понятные только в конкретном регионе.

Впрочем, если из века в век находятся желающие обнародовать очередную утопическую модель мира, и из выборов в выборы находятся желающие верить, что уж этот-то депутат или президент принесет всеобщее благо, так почему бы и нам не пофантазировать на тему совести? Например, подумать, при каких обстоятельствах совесть смогла бы стать всеобщим регулятором поведения человека и любых социальных взаимодействий. Просто пофантазируем, при каких обстоятельствах такое было бы возможно.

Когда получится унифицировать совесть:

Заметим, что все 3 условия должны действовать обязательно и одновременно, поскольку выпадение любого сегмента сразу приведет к различиям между людьми в плане восприятия окружающей действительности и того, что такое долг и совесть, мораль и нравственность, хорошо и плохо и т.д.

Возможно ли такое в нашем таком многообразном и таком прекрасном в своем многообразии мире? Конечно, нет, и это тоже хорошо, потому что однообразие тоже способно утомлять, даже когда все хорошо. Значит ли это, что мы обречены на сосуществование с бессовестными людьми и постоянную борьбу с их эгоизмом? Похоже, что да. И, наконец, значит ли это, что совесть постепенно превращается в рудимент цивилизации, который мешает личному процветанию каждого из нас? А вот тут как раз нет.

Наличие совести дарит несомненные преимущества обладателю этого замечательного качества. И, конечно же, в большей степени помогает жить, нежели мешает. Мы уже выше упоминали выводы ученых, что наличие угрызений совести свидетельствует о нормальной работе головного мозга. Поэтому если они у вас есть, вы можете быть уверены, что ваш мозг работает нормально. Поскольку мозг нужен для массы других дел, помимо угрызений совести, его стабильная работа является однозначно хорошей новостью.

Второй момент заключается в том, что совестливый человек никогда не станет закоренелым эгоистом. А значит, всегда найдет поддержку, понимание и ресурсы для реализации собственных целей и проектов на основе взаимной пользы. Конечно же, это тоже большой плюс. Совестливый человек, даже если задумается о приоритете собственных интересов, постарается реализовать их с позиций разумного эгоизма, т.е. с учетом интересов окружающих.

И, наконец, совесть удержит человека от противоправных поступков, которые чреваты наказанием, вплоть до уголовного. То, что вы не приносите обществу вред, не нарушаете закон и находитесь на свободе, однозначно хорошо и повод продолжать в том же духе далее. Теперь давайте подытожим преимущества наличия совести.

Преимущества наличия совести:

А как же быть с людьми, напрочь лишенными такого качества как совесть? Ведь мы никуда не денемся от них, они были, есть и будут потихоньку вредить социуму, отдельным людям, природе, бюджету государства.

Что тут сказать? Тех, кто вредит настолько сильно, что не в состоянии даже встать на позиции разумного эгоизма и поделиться с народом (властью, компаньонами и т.д.), социум постепенно вытесняет из системы раздела общественных благ.

Бизнесмены-эгоисты разоряются, потому что реализовать амбициозные бизнес-стратегии в одиночку в современных реалиях невозможно. Люди, не желающие поступать по соображениям совести, постепенно оказываются в социальной изоляции ввиду того, что мало кто хочет оказаться обманутым, брошенным, кинутым на деньги или просто работать вместо такого вот бессовестного и ленивого товарища. И даже во властной среде, нет-нет, да и восторжествует справедливость, когда крадущие в особо неограниченных масштабах оказываются за решеткой.

Что же касается повседневного общения и взаимодействия, единственным выходом будет не допускать бессовестных людей в ближний круг общения и не посвящать их в свои дела. Как это делать, помогут узнать наши онлайн-курсы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций». Если же взаимодействие неизбежно, например, по работе, всегда можно найти способы свести его к минимуму.

И, наконец, еще один вопрос, который мы поднимали в этой статье: можно ли понимать свободу совести как свободу не иметь никаких морально-нравственных установок? Отвечаем: можно, но не нужно, потому что это вредит, в первую очередь, самому человеку.

Думается, мы в общих чертах разобрались, что такое совесть, почему она есть не у всех и что делать, если вам приходится общаться с людьми, напрочь лишенными совести. Мы желаем вам исключительно приятного и конструктивного общения!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *