Потеряли кассовый аппарат что делать
Налоговая служба рассказала, как поступить организации, если ККТ имеет статус «похищена» или «потеряна»
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Законодательством о кассовой технике установлено, что в случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ее с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Содержащиеся в таком отчете сведения передаются в налоговую инспекцию вместе с заявлением о перерегистрации ККТ или о снятии ее с учета.
В случае утраты кассы вследствие обстоятельств непреодолимой силы, ее хищения или поломки фискального накопителя вследствие заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, вышеуказанные сведения могут не представляться в налоговый орган. Дальнейшие регистрационные действия с такой ККТ, имеющей статус в реестре «похищен» или «потерян», законодательством не предусмотрены (письмо ФНС России от 21 апреля 2020 г. № АБ-4-20/6692@).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Если же у организации такой статус определился в случае технической ошибки, то налоговая служба может рассмотреть вопрос об исключении из статуса ККТ «потеряна». Для этого нужно представить в инспекцию все фискальные данные, сформированные с применением этой кассы, в том числе и отчет о закрытии фискального накопителя. Если же кассовая техника действительно была утеряна, но позднее возвращена правоохранительными органами или иными органами госвласти, то также нужно будет представить и документы, подтверждающие ее потерю и возврат.
В случае возникновения проблемы с формированием отчета о закрытии фискального накопителя, то организации следует обратиться к соответствующему производителю ФН (письмо ФНС России от 21 апреля 2020 г. № АБ-3-20/3191@).
Что делать, если касса имеет статус похищенной или потерянной?
Подпишитесь на рассылку!
Федеральная налоговая служба рассказала, что стоит делать предпринимателям, если кассе был присвоен статус утерянной или похищенной. Узнайте о порядке действий в случае утраты, утраты и возврата, а также присвоения ошибочного статуса «потеряна» из-за технических неисправностей.
Как быть с отчетом о замене фискального накопителя при потере кассы?
Если контрольно-кассовая техника перерегистрируется (например, в случае замены фискального накопителя или просто снятия кассы с учета), предприниматель должен сформировать отчет о смене фискального накопителя. Об этом говорит п. 8 ст. 42 Федерального закона 54-ФЗ. Этот отчет сдается в налоговую инспекцию вместе с заявлением о перерегистрации.
Тем не менее законом не было предусмотрено никаких регистрационных действий в том случае, если касса была утрачена вследствие непредвиденных обстоятельств. К таким, например, относятся кража или поломка ФН из-за заводского брака. Если эти обстоятельства делают невозможным считывание каких-либо фискальных данных из памяти накопителя, отчет может не передаваться в налоговую.
Обратите внимание! Если ККТ в наличии есть, но отчет о закрытии фискального накопителя не выдается из-за технических неисправностей, стоит обратиться к производителю накопителя. Об этом заявила Федеральная налоговая служба в письме от 21 апреля 2020 года.
Что подавать в налоговую, если касса была утеряна, но нашлась?
Случаются ситуации, при которых ККТ со статусом «утеряна» находится и возвращается владельцу правоохранительными органами. В этом случае предприниматель должен обратиться в налоговую службу с документами, подтверждающими потерю и возврат кассы.
Что делать, если статус присвоен ошибочно?
Касса может иметь статус «похищена» или «потеряна» из-за технической ошибки. В таком случае налоговая имеет полномочия убрать ее из этого списка по вашему заявлению. Чтобы вопрос был рассмотрен успешно, предъявите данные с фискального накопителя (отчеты должны быть произведены этой кассой), а также отчет о закрытии накопителя.
Теперь вы знаете, что делать в случае потери кассы и технических неисправностей с фискальным накопителем. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше полезного о ККТ и сделать свой бизнес прозрачным перед налоговой службой.
Риски, связанные с утерей ККМ. Порядок снятия с учета утерянной контрольно-кассовой техники
Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук
Источник: Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал) №1-2015
Опубликовано: 15 Января 2015
В интернет-магазине общества была утеряна часть мобильных контрольно-кассовых машин (ККМ). О факте утери ККМ в правоохранительные органы своевременно сообщено не было, поскольку ККМ постоянно находились в пользовании экспедиторов и определение даты, места пропажи ККМ и виновного лица не представлялось возможным. В процессе инвентаризации также было выявлено, что у общества отсутствуют учетные карточки и (или) технические паспорта утерянных ККМ. Утерянные ККМ включены в Государственный реестр используемых ККМ, начало их эксплуатации — 2010-2012 гг.
1. Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ее регистрации, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями изложены в Законе о ККТ[1], Регламенте[2] и Положении № 470[3].
Указанные акты не устанавливают обязанность общества по совершению действий, необходимых для снятия ККМ с учета в случае ее неиспользования (в том числе по причине утраты, утери, кражи и др.). Все обязательные требования в отношении ККМ относятся к вопросам эксплуатации, использования ККМ или неиспользования их в установленных законом случаях.
Административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККМ определена п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к ответственности, а именно:
Совершение любого из перечисленных деяний влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
Таким образом, на наш взгляд, бездействие общества в отношении снятия утраченных ККМ с регистрации в налоговом органе не содержит признаков перечисленных правонарушений – а, следовательно, за такое деяние к обществу или ответственному лицу общества не должны быть применены какие-либо штрафные санкции.
Обратите внимание: нормативными актами установлено, что блок «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ) подлежит обязательной замене каждые 12 месяцев вне зависимости от его заполнения (п. 2 раздела II Протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003, п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305). Однако действующим законодательством также не предусмотрена ответственность за несвоевременную замену ЭКЛЗ.
Каких-либо разъяснений налогового органа, а также судебной практики по привлечению к административной ответственности по указанным обстоятельствам авторами не выявлено. Полагаем, этот факт можно рассматривать как признак того, что налоговый орган, как правило, не предъявляет претензий по данным основаниям, в связи с чем споры отсутствуют.
Также не выявлено налоговых рисков общества в отношении нахождения утраченных ККМ на учете в налоговых органах (при условии отражения обществом в бухгалтерском учете утраты ККМ).
Вместе с тем при утрате ККМ существует риск ее использования иными лицами и выявления данного факта налоговым органом (см. письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики»). Полагаем, в такой ситуации операции, учтенные или проведенные через утерянную ККМ, могут быть рассмотрены налоговым органом как операции, осуществленные организацией, за которой зарегистрирована утерянная ККМ.
В связи с этим полагаем, что заявление в правоохранительные органы и в налоговый орган об утрате ККМ, выявленной в результате проведения инвентаризации, дает организации возможность ссылаться на то, что она не осуществляла какие-либо операции на данной ККМ в период как после подачи такого заявления, так и до этого момента (момент утери не определен конкретной датой, если нет иных доказательств).
2. Вопрос снятия ККМ с учета регламентирован Положением № 470 и Регламентом. Отметим, что какие-либо специальные положения относительно снятия с учета именно мобильных ККМ отсутствуют.
В соответствии с п. 16 Положения № 470, п. 26 и 82 Регламента для снятия ККМ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:
Если заявление о снятии ККМ с регистрации представляется заявителем по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККМ в неисправное состояние, либо в связи с хищением (утерей) ККМ, дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий факт возникновения данных обстоятельств (п. 86 Регламента).
Из практики, сложившейся в налоговых органах, следует, что в качестве подтверждения факта утраты (хищения) ККМ инспекции требуют предъявить соответствующую справку из правоохранительных органов, которая должна содержать информацию о количестве утерянных (похищенных) ККМ, моделях и заводских номерах ККМ.
Таким образом, следуя требованиям действующего законодательства, обществу для снятия утерянной ККМ с регистрации необходимо представить в налоговый орган все названные документы, включая подтверждающую справку из правоохранительных органов о заявлении обществом об утере (хищении) ККМ.
В отношении ситуации, когда документы на ККМ утрачены, отметим следующее.
Согласно ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ.
Пунктом 13 Положения № 470 установлено, что функции по хранению документации возлагаются:
Паспорт ККМ и учетная карточка ККМ относятся к документам, связанным с вводом ее в эксплуатацию. Следовательно, их хранение должно осуществляться обществом.
Полученные в налоговых органах разъяснения относительно возможности снятия ККМ с регистрации при отсутствии учетных карточек и технических паспортов ККМ свидетельствуют о том, что представление документа, подтверждающего утерю (хищение) как самих ККМ, так и документов на них, обязательно.
Обратите внимание: на практике после рассмотрения заявления о снятии с учета утерянных (похищенных) ККМ налоговый орган принимает решение о внесении в базу, содержащую информацию о зарегистрированных ККТ, записи «утеря (хищение)». При этом утерянная ККМ снимается с учета только по истечении пяти лет после внесения данной записи.
В силу п. 19 Положения № 470 налоговый орган может самостоятельно снять с регистрации ККМ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККМ, исключенной из Государственного реестра.
Каких-либо актов или разъяснений налоговых и иных органов, а также судебной практики, в которых бы шла речь о выявлении недостач ККМ и документов на них в результате именно инвентаризации, выявлено не было.
В заключение еще раз отметим, что, не заявляя в правоохранительные органы об утрате ККМ и не снимая ККМ с регистрации в налоговом органе, общество может столкнуться с проблемой доказывания факта неиспользования им утраченных ККМ в своей деятельности в случае применения таких ККМ третьими лицами.
Для снятия утраченных ККМ с регистрационного учета в налоговом органе обществу необходимо представить в территориальный налоговый орган заявление о снятии ККМ с регистрации и выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую заявление обществом об утрате как самих ККМ, так и учетных карточек, технических паспортов ККМ.
[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
[2] Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
[3] Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.
Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук
Можно ли восстановить регистрацию онлайн-кассы, найденной после утраты
ФНС разъяснила, можно ли восстановить регистрацию кассового аппарата, который был утерян, снят с учета, а затем найден налогоплательщиком.
В письме от 21.04.2020 № АБ-4-20/6692@ ведомство напоминает, что по нормам статьи 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ в случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия кассы с учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.
Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии кассы с учета.
Указанные сведения могут не передаваться в случае утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения или поломки фискального накопителя вследствие заводского брака.
При этом законом № 54-ФЗ не предусмотрены дальнейшие регистрационные действия экземпляра контрольно-кассовой техники, имеющего статус в реестре контрольно-кассовой техники «похищен» или «потерян».
Заявление о регистрации ККТ и заявление о снятии ККТ с учета подается организацией и ИП на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или через кабинет ККТ. Налоговики присваивают ККТ регистрационный номер не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации. При прекращении деятельности организации или ИП снимать кассу с учета не требуется.
В таких случаях ККТ снимается с регистрационного учета налоговиками в одностороннем порядке. Направлять в ИФНС заявление о снятии кассы с учета не нужно. Основанием для снятия кассы с учета выступает запись в ЕГРЮЛ или ЕГРИП о прекращении деятельности организации/ИП. ИП при переходе на НПД также не обязан подавать заявление о снятии с учета ККТ. Снять с учета ККТ ИП может, если решит продать кассу.
Применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также с нарушение сроков и условий ее перерегистрации, влечет для ИП и должностных лиц организаций предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей. Для организаций то же нарушение грозит предупреждением или наложением административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Что делать при поломке КСА
При обнаружении неисправности кассового суммирующего аппарата (далее — КСА) кассир должен:
1) прекратить прием денежных средств с использованием данного КСА;
2) оформить окончание работы на КСА. Для этого необходимо вывести суточный (сменный) отчет (Z-отчет).
При невозможности снятия Z-отчета необходимо составить акт о неисправности КСА, указать в нем сумму денег, принятую с использованием КСА за данный рабочий день (смену) до обнаружения неисправности (п. 9 Положения N 924/16).
3) предпринять действия в соответствии с порядком, разработанным в организации, ИП для ситуации поломки КСА: к примеру, вызвать работника центра технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее — ЦТО), с которым заключен договор на обслуживание КСА (если такая услуга предусмотрена этим договором), известить о поломке руководителя или специалиста, ответственного в организации за работу КСА, и т.д.;
В период ремонта неисправного и отсутствия подменного КСА разрешается принимать наличные деньги без КСА. В данном случает при продаже непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет или превышает одну базовую величину, на каждый факт приема наличных денег продавец должен оформить покупателю документ с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее — документ с определенной степенью защиты) (подп. 35.1 п. 35, п. 37 и 38 Положения N 924/16).
Таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств (Перечень N 912).
При продаже остальных товаров, в том числе непродовольственных товаров, цена единицы которых менее одной базовой величины, а также при выполнении работ, оказании услуг необходимо оформлять ПКО на общую сумму выручки за рабочий день (смену) или иной самостоятельно установленный организацией период, но не реже одного раза в семь дней (п. 38 Положения N 924/16).
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex