Поступление и выбытие активов что это

Создание и функционал комиссии по поступлению и выбытию активов

Поступление и выбытие активов что это

Некоторые юридические лица создают специальную комиссию для приемки и списания основных средств.

Цели создания комиссии

В бухгалтерском учете нет законодательных актов, которые бы регламентировали порядок создания таких комиссий. Единственный документ, на который могут опираться организации, это Методические указания Министерства финансов. Комиссия создается для оформления поступления или выбытия объектов основных средств.

Состав комиссии и функционал

Членами комиссии являются бухгалтер предприятия и те сотрудники, кто отвечает за обеспечение сохранности ОС.
Основной функционал комиссии следующий:

Важно! Согласно законодательству, организация вправе создать комиссию не только при выбытии ОС, но и при выбытии любых других активов (МПЗ, финансовые вложения и проч.). Комиссия может быть создана на каждую группу активов отдельно, а может быть одна, которая будет использоваться для разных целей.

Для чего еще можно создавать комиссию

Кроме проведения процедуры списания основных средств, комиссию можно создать и для других целей, в частности, для того, чтобы проанализировать насколько эффективно используются другие активы на предприятии.

Например, расчет уровня производительности актива. Такое исследование может провести комиссия, созданная для рассмотрения вопроса о необходимости продажи активов. Или можно создать комиссию для целей приобретения активов и надлежащего оформления покупки.

Даже расчет срока, в течение которого объект может эксплуатироваться в организации, может произвести специально собранная для этого комиссия. Направлений функционала может быть очень и очень много. Под любую цель в рамках использования активов компании, можно создать комиссию.

Особенно это актуально, когда организация не знает кто должен принять то или иное решение – например, автомобиль уже не может эксплуатироваться — что с ним делать, кто должен это решить, как это оформить. В этом случае собираем комиссию и оформляем все решения актами. При проверках организация точно не получит нареканий со стороны надзорных органов.

На какой период создается комиссия

Этот вопрос организация вправе решить самостоятельно. Комиссия может действовать на постоянной основе, а может создаваться для разовых ситуаций, под конкретный запрос.

Оставлять на «постоянку» имеет смысл, если есть чем ее нагрузить. Но в случае, если ситуации, когда требуется участие комиссии, редки, то логичнее создавать ее на временной основе под решение конкретного вопроса.

Порядок создания комиссии и особенности ее работы определяются не только требованиями законодательства, но и спецификой каждой конкретной организации, характером и масштабом ее деятельности. Работа комиссий в организации может вестись на основании разрабатываемых положений, в которых предусматриваются вопросы полномочий и ответственности членов комиссий.

Отражение в учетной политике

Как правило, наличие комиссии и ее функционал прописывается в учетной политике предприятия. Для этого достаточно создать приложение к учетной политике. Что необходимо отразить в нем:

В учетной политике сразу можно отразить с какой периодичностью комиссия будет собираться – например, можно указать, что собрания проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода (может быть указан абсолютно любой период на усмотрение руководителя).

Важный момент, который также необходимо осветить, это количество присутствующих членов комиссии на собрании, при котором оно считается состоявшимся и при котором комиссия вообще правомочна принять решение (чаще всего, это две трети от общего числа участников).

Если есть такая необходимость, то на собрание могут быть приглашены эксперты, специалисты в конкретных областях. Их включают в состав на добровольной основе. Тот сотрудник, который является материально-ответственным лицом по объекту, который на повестке дня на выбытие, не может быть привлечен как эксперт.

Источник

Поступление и выбытие активов что это

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

В отношении НФА могут осуществляться операции:

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Источник

Инструкция: учет материальных активов организации

Состав материальных активов

По единым правилам ведения бухучета в российских организациях, материальные активы принято разделять на две категории.

Некоторые категории на практике встречаются довольно редко. Например, это поисковые активы. А вот основные средства, запасы и денежные средства — наиболее распространенные позиции. Без таких объектов ведение деятельности практически невозможно.

Это все виды активов экономического субъекта, которые используются для осуществления деятельности более одного календарного года. Примерами объектов могут быть здания и сооружения, автомобили и прочая техника, станки и оборудование, программное обеспечение.

Это те объекты, которые непосредственно участвуют в производственном цикле, но срок их полного оборота (использования) — менее года.

Примерами таких объектов являются сырье и запасы, ГСМ и запчасти, готовая продукция и товары.

Состав внеоборотных матактивов:

Состав оборотных матактивов:

Как вести учет материальных активов

Матактивы отражаются на бухгалтерских счетах в соответствии с их категорией. Например, основные средства следует относить на одноименный счет 01. В бюджетной сфере — 0 101 00 000. Запасы в НКО отражайте на счете 10, а, например, в бюджетном учреждении — на счете 0 105 00 000. Денежные средства компании в кассе фиксируйте на бухсчете 50, на расчетных счетах — 51. Бюджетники регистрируют операции с деньгами в группе счетов 0 201 00 000.

Счета для учета материальных активов активные. То есть поступление материальных объектов может отражаться только по дебету соответствующего счета. Выбытие объектов отражают в обороте по кредиту бухсчетов.

Если при формировании учетных регистров по одному из бухсчетов по учету матактивов выявлен кредитовый (отрицательный) остаток, то скорее всего, в учете ошибка. Необходимо проверить, правильно ли составлены проводки.

Как формируется стоимость материальных активов

Порядок формирования стоимости материальных объектов закреплен Приказом Минфина № 34н. Оценивать материальные активы предприятия следует в зависимости от способа их поступления в распоряжение компании. Распространенные способы:

Некоторые компании вправе применять и другие способы определения стоимости матактивов. Например, определять показатели по методу резервирования. Но подход доступен, если это разрешено действующим законодательством РФ.

Типовые бухгалтерские записи

Ведите учет материальных активов в некоммерческой организации в соответствии с Приказом Минфина № 94н. Отражайте операции в бухучете по следующим записям:

Оборудование для основного производства приобретено НКО за плату

Отражен НДС в составе стоимости приобретенного объекта основных средств

Сформирована первоначальная стоимость приобретенного оборудования

Отражены затраты НКО на проведение модернизации основных средств

Организация приобрела сырье и материалы за отдельную плату

НДС из стоимости приобретенного сырья выделен

Бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы следует вести в соответствии с Инструкцией № 157. Необходимо учитывать индивидуальные рекомендации Минфина в зависимости от типа учреждения (бюджетное, казенное или автономное). Определим типовые проводки в учете бюджетной организации на примере покупки сырья.

Поставщик материальных запасов произвел поставку сырья

Отражена сумма входного НДС

Госучреждение перечислило поставщику оплату за сырье

Налог на добавленную стоимость был принят бюджетным учреждением к вычету

Отражение в бухгалтерском балансе

Чтобы правильно отразить материальные активы в балансе, при формировании главного финансового отчета учите следующее:

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Как проводится учет выбытия основных средств

Основные средства – активы, используемые для производства и/или управления, – не могут функционировать неограниченное время. Наступает момент, когда они прекращают исполнять возложенные на них функции по тем или иным причинам. Держать на балансе неиспользуемые основные средства не только нерентабельно, но и незаконно, если прекращение действия актива или его отсутствие выявлено в результате инвентаризации.

Учет прекращения функционирования основных фондов производится в результате процедуры выбытия.

Что говорит план бухгалтерского учёта

План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:

должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия.

Предусмотренные причины выбытия ОС

Организация утрачивает основные активы по различным возможным причинам:

ВНИМАНИЕ! Могут действовать и другие причины выбытия основных активов, главное условие для проведения процедуры – отсутствие или невозможность использования объекта по результатам очередной проведенной инвентаризации.

Если объект просто был перемещен между структурными подразделениями в рамках одной организации, это не считается выбытием.

Какое ОС подлежит выбытию

Нельзя просто списать основное средство, приняв единоличное решение. Нужно точно установить, что оно более не используется, а восстановление его невозможно или нерентабельно. Это уполномочена сделать только специальная комиссия. Руководитель издает приказ о ее создании, включая в нее в обязательном порядке:

Комиссия должна осмотреть основное средство и сделать вывод о том, целесообразно ли его дальнейшее применение, а также рассмотреть рентабельность восстановления. В компетенцию комиссии также входят вопросы:

Документальным результатом работы комиссии является акт на списание.

После списания ОС акт передается в бухгалтерию, где на его основании делают пометки в инвентарных карточках или специальной инвентарной книге. Эти записи хранятся не менее 5 лет.

Порядок оформления выбытия ОС

Процедура документального сопровождения списания основных активов с баланса может несколько отличаться в зависимости от установленной причины.

Выбытие актива в результате его продажи

Когда основное средство переходит на правах собственности к другому лицу (физическому или юридическому), оно должно уйти с баланса «материнской» фирмы. При этом заключается договор купли-продажи. Кроме этого базового документа, выбытие сопровождается составлением следующих бумаг:

В бухгалтерии этот процесс проводится следующим образом: счет 01 «Выбытие основных средств» комплектуется соответствующим субсчетом, далее нужно списать сумму амортизации по выбывающему объекту, а остаток его стоимости добавляется в «прочие расходы». В этих расходах также могут отражаться траты, производимые на демонтаж, упаковку и другие действия с основным средством. Проводки:

Выбытие изношенного основного средства

Негодность, выявленная при эксплуатации или инвентаризации, – веская причина для списания ОС. Его производят с помощью составления Акта по форме ОС-4, который подписывает специально созданная комиссия. В акте необходимо отразить следующую информацию:

СПРАВКА! Если списывается автотранспортное средство, настоящий акт составляется по форме ОС-4а и к нему присовокупляется справка, выданная Госинспекцией, о снятии транспорта с учета.

Бухгалтерские проводки идут по счету 47 «Реализация и прочие выбытия основных средств», а финансовый результат относится на счет 80 «Прибыли и убытки».

ВАЖНО! По такой же схеме оформляется выбытие ОС, ликвидированных в результате аварий и катастроф.

Пример проводки: в столярном цеху полностью вышел из строя деревообрабатывающий станок, который в начале эксплуатации проходил по стоимости 30 000 руб. Амортизация, начисленная на это оборудование, составляет 28 000 руб. В цеху станок разобрали, что стоило 200 руб. После разборки осталось несколько запасных частей, которые можно использовать в дальнейшем, они были оприходованы на склад по стоимости 1 000 руб., остальная часть составила металлолом на сумму 800 руб. Записи в бухучете будут следующими:

Выбытие похищенного основного средства

Если ОС отсутствует в организации по причине противоправного действия, это действие переходит в компетенцию уголовных органов. Вне зависимости от результатов расследования, поскольку актива нет в наличии, его необходимо списать. Для этого составляется акт по форме ИНВ-26. К прочим бухгалтерским документам нужно присоединить копию постановления о возбуждении уголовного дела или расследования, то есть подтверждение противоправности действия по отношению к ОС.

Бухгалтерская проводка украденных материальных ценностей осуществляется по дебету счета 73/2, кредиту 94 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Если виновный найден, то возмещение убытка через кассу проводится по дебету 50, кредиту 73-2.

Выбытие ОС, вносимых в чужой уставной капитал

Когда актив переходит в уставный фонд другой организации, это своего рода денежное вложение средств. В бухучете нужно отразить проведенную амортизацию, провести средство как финансовую инвестицию, восстановить НДС и отразить долю прибыли/убытка по передаче ОС.

Пример проводки: частное предприятие зарегистрировано в качестве участника ООО, оно вкладывает в уставный фонд оборудование, которое собрание участников оценило в 250 000 руб. Когда это оборудование использовалось частным предприятием, его стоимость на балансе была 210 000 руб., а амортизация составила 40 000 руб. Проводки будут такими:

Правильное оформление и отображение выбытия основных средств при их бухгалтерском учете – залог отсутствия проблем при проверке соответствующих отчетов.

Источник

Поступление и выбытие активов что это

Поступление и выбытие активов что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Поступление и выбытие активов что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Поступление и выбытие активов что этоОбзор документа

Письмо Минфина России от 9 ноября 2020 г. N 02-07-10/97583 Об особенностях работе комиссии по поступлению и выбытию активов, внутреннего финансового контроля, приемки, хранения, выдачи (списания) бланков строгой отчетности, выдачи под отчет денежных документов и денежных средств

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» Федеральному казначейству переданы полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органам) по:

— начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению;

— ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации (часть 2 статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации) бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно пункту 14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми централизованной бухгалтерией, определяются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета коды счетов бухгалтерского учета (синтетического и аналитического учета) и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета;

в) порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов;

д) формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета;

е) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота и (или) порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета. При этом определения порядков.

Определение Порядков, указанных в запросе, не относится к вопросам регулирования документами учетной политики (не устанавливают способы ведения учета).

Учитывая изложенное, регламентация Порядков устанавливается правовыми актами субъекта централизованного учета.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

Обзор документа

Федеральному казначейству переданы полномочия Россельхознадзора:

— по начислению физлицам выплат;

— по ведению бюджетного учета.

В связи с этим Минфин рассмотрел вопросы по регламентации порядков работы комиссии по поступлению и выбытию активов, внутреннего финансового контроля, приемки, хранения, выдачи (списания) бланков строгой отчетности, выдачи под отчет денежных документов и денежных средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *