Поступать несправедливо хуже чем терпеть несправедливость
Платон
(427—347 гг. до н.э.) афинский философ, ученик Сократа
Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.
Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.
Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело – наша могила.
[Единоличных правителей] власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.
Трудно (…) и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.
Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.
Если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием.
Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.
Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.
Мусическое [музыкальное] искусство (…) всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает.
[В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.
Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов.
В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим.
Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол.
… Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. (…) Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине (…). Разве ты думаешь, что (…) люди что-нибудь видят, (…) кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? (…) Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.
Есть два рода нарушения зрения (…): либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты – в свет. То же самое происходит и с душой.
Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви.
Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.
Когда появляется тиран, он вырастает (…) как ставленник народа.
Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (…) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю.
Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.
Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.
Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.
Нельзя ценить человека больше, чем истину.
[О поэзии, не приносящей пользу государству:] Мы выслали ее из нашего государства.
Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.
Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?
В жизни (…) всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.
Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.
Хороший законодатель (…) станет устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.
Закон – владыка над правителями, а они – его рабы.
Любящий слеп по отношению к любимому.
Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.
В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.
Человек (…) это какая-то выдуманная игрушка бога (…). Этому-то и надо следовать (…). Надо жить играя.
Без смешного нельзя познать серьезного.
Как говорят каменщики, большие камни не ложатся хорошо без малых.
Человека [совершившего преступление из-за страстей] правосудие постигнет не за совершенное деяние – ведь свершившееся никогда уже не сможет стать несвершившимся, – но ради того, чтобы в будущем он (…) возненавидел несправедливость, – а также чтобы возненавидели ее все те, кто видел суд над ним.
С ума сходят многие и по-разному.
Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. (…) Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.
О, если бы (…) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.
Воздавать злом за зло, как этого требует большинство, (…) несправедливо.
Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. (…) Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.
Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. (…) Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.
[Об отцах и матерях павших воинов:]
Надо (…) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (…), а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что (…) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.
Судьба – путь от неведомого к неведомому.
Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.
Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.
Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.
По мнению большинства, боги прощают нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва – это не клятва.
Любить – значит искать свою половину.
Соитие мужчины и женщины есть (…) дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.
Рожденье – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. (…) А значит, любовь – это стремление и к бессмертию.
… Самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает.
Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно.
Быть человеку хорошим, то есть постоянно хорошим, невозможно, стать же хорошим можно; но тот же самый человек способен стать и дурным.
Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны.
Никто (…) не выберет большего [зла], если есть возможность выбрать меньшее.
Как раз философу свойственно испытывать (…) изумление. Оно и есть начало философии.
Число составляет всю суть каждой вещи.
[Время] – движущееся подобие вечности.
Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно.
Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения.
Есть люди, которым лучше умереть, чем жить, и, размышляя о них, (…) ты будешь озадачен, (…) почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.
Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью.
Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.
[Знание – это своего рода припоминание. (…) Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.
Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать ее самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надежное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь; если уже не удается переправиться на более устойчивом и надежном судне – на каком-нибудь божественном учении.
Я рискую показаться вам не философом, а завзятым спорщиком, а это уже свойство полных невежд. Они, если возникнет разногласие, не заботятся о том, как обстоит дело в действительности; как бы внушить присутствующим свое мнение – вот что у них на уме.
Когда кто влюблен, он вреден и надоедлив, когда же пройдет его влюбленность, он становится вероломным.
Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Во влюбленном, словно в зеркале, он [любимый] видит самого себя.
… Во всей трагедии и комедии жизни (…) страдание и удовольствие смешаны друг с другом.
Платон увидел одного человека за игрой и кости и стал его корить. «Это же мелочь», – ответил тот. «Но привычка не мелочь», – возразил Платон.
Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!»
Платон, говорят, (…) сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».
Какую же ты обнаруживаешь спесь, притворяясь таким смиренным!
Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.
Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.
Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таким.
Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.
Хорошее начало – половина дела.
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.
Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
Основа всякой мудрости есть терпение.
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.
Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.
В шутку, а не всерьез.
Речь истины проста.
Книга – немой учитель.
Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.
Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
Сколько рабов, столько врагов.
Любимое часто ослепляет любящего.
Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.
Не прибавляй огонь к огню.
Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Гимнастика есть целительная часть медицины.
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
Смотрите также:
Афоризмы Секста Эмпирика (философ-скептик и врач)
Афоризмы Лукиана (оратор и писатель, мастер сатирического диалога, из Самосаты)
Как отвечать на несправедливость?
Какой бы ни была наша жизнь, нам всегда найдётся за что быть благодарными. А для нас, верующих в Иисуса Христа, это верно вдвойне. Нам всегда следует быть благодарными – причём каждый день на протяжении всей оставшейся жизни – за то, что Христос сделал ради нас, взойдя на крест. Своей смертью и воскресением Он примирил нас с сердцем Отца и даровал нам вечное искупление, чтобы всю вечность нам проводить вместе с Господом. И за это мы должны испытывать глубокую благодарность!
ОБИДА – ЭТО НЕ ВЫХОД!
ЭТО ОЧЕНЬ ГОРЬКО!
ПОПЫТКА ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
МИР НЕСПРАВЕДЛИВ
КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ
Подумайте о первых верующих, которые жили в языческой Римской империи и ежедневно сталкивались с несправедливостью. Их постоянно обвиняли в том, к чему они не были причастны. Если была плохая погода, язычники обвиняли в этом христиан. Если в империи возникали экономические проблемы, язычники обвиняли в этом христиан. Когда Рим сгорел дотла, Нерон обвинил в этом христиан, хотя, по всей вероятности, этот пожар устроил он сам.
ОТНОШЕНИЕ МИРА
«…мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».
Многоговорящий стих! Но чтобы понять его ещё лучше, нужно изучить этот отрывок в оригинале, поэтому давайте рассмотрим значения некоторых употреблённых здесь греческих слов. Это поможет нам понять не только то, с чем сталкивался Павел и его помощники, но и что они ощущали перед лицом выпавших им несчастий.
Греческое слово perikatharma – «сор» – состоит из слов peri, что значит вокруг, и kathairo – чистить, очищать. Оно описывает процесс удаления неприятной грязи, такой, например, которая остаётся на стенках ванны, после того как сливается грязная вода. Если этот грязный налёт оставить на долгое время, он засохнет, затвердеет, въестся в эмаль и его будет трудно удалить. Чтобы избавиться от высохшего и затвердевшего на стенках ванны слоя грязи, придётся приложить немало усилий. Кому-то нужно будет встать на колени и долго и упорно тереть, чтобы счистить этот малопривлекательный налёт. В результате настойчивого и продолжительного скобления и оттирания налёт будет наконец удалён.
УНИЖЕНИЯ
Вот такую мысль Павел и передал, сказав, что он со своими помощниками был как сор для этого мира. Вместо того чтобы быть благодарными Павлу и его спутникам за то, что они осветили тьму неверующего мира светом Евангелия, эти люди неоднократно пытались стереть служителей с лица земли. С точки зрения неверующих людей, Павел и его помощники были отбросами общества.
Фраза «сор для мира» не только передавала значение внушающей отвращение грязи, но и была одним из самых грубых, унизительных, презренных оскорблений. Назвать кого-то сором, грязью или же отбросом означало нанести человеку вопиющее оскорбление. Кроме того, этими словами называли людей, павших настолько низко, например, преступников, что, как считало общество, они не имеют права жить на белом свете.
ОПАСНОСТЬ
По сути дела, если какой-то языческий город постигала череда несчастий, представители власти отдавали приказ, чтобы сор мира, или же отбросы общества, как называли тогда отъявленных преступников, схватили и публично принесли в жертву! Язычники считали, что если истребить отбросы общества, принеся их в жертву разгневанным богам, то беды в городе прекратятся.
Таким образом, Павел, сказав, что к нему с помощниками относились, как к сору для мира, подразумевал не только то, что им приходилось сносить тяжкие оскорбления, боль, разочарование, терпеть всяческие затруднения, но и то, что они не раз находились в очень опасной ситуации.
ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ
ЖАЖДА РАСПРАВЫ
Но даже этим плохое отношение к Павлу и его помощникам не ограничилось. Далее апостол говорит, что они были для этих людей как «прах, всеми попираемый» (1 Коринфянам 4:13).
Греческое слово peripsema – «прах» – описывает процесс интенсивного, беспощадного удаления грязи и налёта. Вряд ли кому-то нравится жить в грязи и так же маловероятно, что кто-то захочет принять ванну, если на её стенках грязный налёт. Когда уже не станет сил терпеть эту грязь, кто-то в конце концов наверняка скажет: «Давайте уже избавимся от этой отвратительной грязи! Давайте вычистим тут всё!» Так, слово «прах» указывает на тот самый момент, когда неверующие кричали: «Всё, хватит с нас этих проповедников Евангелия! Они принесли нам столько бед. Давайте наконец избавимся от этой грязи!»
ВЕЧНЫЙ ПОИСК ВИНОВАТЫХ
Римляне и греки постоянно искали, кого бы обвинить во всех бедах и несчастьях общества. Зачастую они указывали пальцем на преступников – так называемые отбросы общества, – обвиняя их во всех неудачах, чуме, войне, голоде и других бедствиях. Эти «нежелательные лица» представлялись в глазах общественности предвестниками зла и бед, поэтому их следовало истребить. Они полагали, что, очистив общество от этих отбросов, они положат конец всем своим несчастьям. Так эти оклеветанные, опороченные люди часто становились козлами отпущения, на которых взваливали вину за беды всего мира. В них тыкали пальцем и заявляли: «Избавимся от них – и наши несчастья прекратятся!»
Вот такие слова подобрал Павел, чтобы поведать нам, что о нём и его помощниках говорил неверующий мир и как к ним относился. Павел проповедовал, служил и творил дела Иисуса, а мир считал его со спутниками отбросами, преступниками, которых нужно уничтожить. Неверующие люди всем сердцем верили, что мир станет намного лучше, если истребить этих носителей света.
ВЫ НЕ ОДИНОКИ!
Кто-нибудь когда-нибудь обвинял Вас в проблемах, которые не имели к Вам никакого отношения? Вас когда-нибудь обвиняли в том, чего Вы не делали? Ваше доброе имя когда-нибудь было опорочено людьми, которые отзывались о Вас плохо? Если Вы когда-нибудь оказывались жертвой несправедливости или клеветы, помните, что в этом Вы не одиноки.
Другие верующие находились в гораздо более сложных и опасных ситуациях, чем та, в которой оказались Вы сейчас, однако они не перестали служить Богу и любить Его, не отказались они и дальше выполнять данное им Богом поручение. Не отказались они и от возложенного на них Богом задания, а устремили свой взор на «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2).
ВЗИРАЙ НА ИИСУСА!
То же самое: когда мы сталкиваемся с несправедливой критикой или обвинениями в том, в чём не повинны, важно сосредоточить свой взор на Иисусе. В Библии сказано, что «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). Конечно, нужно сделать всё возможное, чтобы защитить своё доброе имя и очистить себя от возведённых на нас ложных обвинений, и сделать так будет правильно с нашей стороны. Мы должны прилагать все усилия, чтобы поддерживать свою хорошую репутацию. Однако если нас ложно обвиняют, мы должны отнестись к этому так же, как Иисус. Вот почему Пётр сказал нам:
«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).
КОПИРУЙ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ!
НЕ ПЛАТИ ТОЙ ЖЕ МОНЕТОЙ!
БУДЬТЕ БЛАГОСЛОВЕННЫ!
Свидетельство
«Год назад мне поставили диагноз «ангиома головного мозга». Я просила вас молиться, сама молилась. И вот прошла обследование: ангиомы не нашли, от неё не осталось следа. Врачи были в изумлении, так как сами ставили диагноз. Господь совершил чудо!»
Цитаты Платона
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат древнегреческого философа Платона (между 429 и 427 до н. э. — 347 до н. э.).
О жизненной этике
Всеми силами души надо стремиться к истине.
Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.
Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого.
Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
Не прибавляй огонь к огню.
Ничто в мире не заслуживает больших усилий.
Во всяком деле самое главное — это начало.
Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра.
Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.
Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадает в оскорбителя.
О человеческих проявлениях
Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.
Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее.
Мужество — стойкость в исполнении должного.
Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.
О любви
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.
Любой человек поэт, когда он любит.
Рожденье — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь — это стремление и к бессмертию.
Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.
О воспитании
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Книга — немой учитель.
О речах
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь того, о чем он собирается говорить?
Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.
О государстве
В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.
В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим.
Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол.
Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.
О браке
Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.
Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волоске легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов
Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
О душе
Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.
В каждом из нас есть два начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это — влечение к удовольствиям, другое — приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему.
Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью.
О справедливости
Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.
Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.
Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.
О философии
Изумление есть начало философии.
На философию потому рушится бесславие, что не по достоинству берутся за неё: не званые, а избранные должны ею заниматься.
Об истине
Речь истины проста.
Слаще всего — слышать истину.
О мудрости
Основа всякой мудрости есть терпение.
Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.
Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
О творчестве
Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.
О смерти
Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.
О невежестве
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
О познании
Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень — это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое — это имя, второе — определение, третье — изображение, четвертое — знание.
Ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления.
О боге
Бог всегда остается геометром.
О людях
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
О времени
Время — движущееся подобие вечности.
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
О счастье
Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
О политике
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
Демократия перерождается в тиранию.
О гимнастике
Гимнастика есть целительная часть медицины.
Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
О числе и арифметике
Число составляет всю суть каждой вещи.
Из всех остальных так называемых искусств. не осталось бы ни единого, но все они совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики.
О жизни
Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом.
О войне
Война — главный источник частных и общественных бед, когда она ведется.
Конец войны видели только мёртвые.
О дружбе
Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей.
Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.
О греках
Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота.
Мы должны признать, что эллины совершенствуют всё то, что они получают от варваров.
О разном
Надежды — сны бодрствующих.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.
Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.
Астрономия заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего.
Бедность заключается не в уменьшении имущества; а в увеличении ненасытности.
Победившие спят слаще побежденных.
Сколько рабов, столько врагов.
Предатели предают прежде всего себя самих.
Благодарю судьбу за то, что я родился человеком, а не бессловесным животным; эллином, а не варваром; а также за то, что жить мне пришлось во времена Сократа. (Слова умирающего Платона, согласно Плутарху)
Цитаты про Платона
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Комментарии также всячески приветствуются!