Постпродакшн что это в фотографии
Postproduction в современной фотографии. Профессиональная обработка RAW.
Я предлагаю вам почитать интересную статью фотографа Саши Света о профессиональной обработке RAW файлов.
В этой статье я хочу рассказать вам о трех основных программах, которые я использую в работе: Capture One Pro, Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. И самое главное – рассказать почему я использую именно их и для достижения каких результатов я использую каждую из этих программ.
Сегодня, мы с вами можем наблюдать очень интересный момент в развитии цифровой фотографии. А именно – цифровая фотография перестает существовать в отрыве от компьютерной пост-обработки. И речь не о пресловутой возможности “отфотошопить” фотографию. Нет! Я говорю о полноценном процессе создания законченной фотографии, где обработка – это такая же неотъемлемая часть процесса получения фотографии, как и сама съемка.
Фотографы начинают приходить к мысли, что обработка, это не способ компенсировать огрехи в съемки, а необходимый профессиональный инструмент.
И именно это изменение в восприятии обработки рождает спрос на программы по обработки фотографий. Ну а спрос, как мы знаем, рождает предложение.
На сегодняшний день рынок программного обеспечения переполнен различными программами для конвертации RAW файлов и их последующей обработки. И зачастую в этом ворохе софта очень сложно разобраться, особенно человеку, недавно пришедшему к мысли о необходимости обработки фотографий. В интернете, на фото-форумах и блогах его встретит хаос советов и рекомендаций. Но среди этого океана информации нет самого главного – объяснения почему, зачем и как надо использовать эти программы.
Эта печальная ситуация и подтолкнула меня к написанию данной статьи.
В этой статье я хочу рассказать вам о трех основных программах, которые я использую в работе: Capture One Pro, Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. И самое главное – рассказать почему я использую именно их и для достижения каких результатов я использую каждую из этих программ.
Возможно вы работаете с другими программами – ваше право. Но все, что вы прочитаете в этой статье, основано на моем личном опыте работы. И подтверждением моим словам лучше всего послужат мои фотографии и клиенты, с которыми я работаю.
Обработка, как инструмент работы фотографа.
Почему именно Capture One, Lightroom и Photoshop?
Ответ очень прост – именно комплексная работа с этими программами позволяет решить любые поставленные задачи.
Очень важно понимать, что обработка это только инструмент в ваших руках. И в зависимости от поставленной задачи этот инструмент нужно использовать по разному. На мой взгляд, имеет смысл выделить три основных вида обработки:
Конечно, подобное деление на виды обработки очень условное. Но для рассказа о тонкостях каждого типа обработки просто не хватит места в статье. Поэтому лучше подробно поговорим о этих трех видах обработки.
Техническая обработка.
Она применяется, когда вы точно знаете, какой результат должен быть на “выходе”. Будь то съемка свадьбы, портфолио или предметная съемка. Вы четко представляете, какие цвета вы хотите получить, какие тонкости будут в работе над конкретным заказом.
В данном случае работаем в Capture One + Photoshop.
Почему? Потому-что в большинстве подобных заказов идет работа с людьми. А это значит, что необходимо правильно, “красиво” и по “настоящему” передать цвет кожи человека. Я неспроста взял эти слова в скобки. Дело в том, что во время съемки людей, цвета (и в первую очередь цвет кожи) играют огромную роль. В отличии, например, от съемки натюрморта, когда зритель не знает, как в оригинале выглядит предмет, который вы сфотографировали. А даже если и знает, незначительные изменения в цвете никогда не вызовут негативной реакции у зрителя. Просто потому-что об этом никто не задумается. С цветом кожи дела обстоят иначе – зритель моментально почувствует “фальшь” в вашей картинке.
Чтобы избежать “фальши” цветов на фотографии нужно выбрать RAW конвертер правильно передающий цвета.
Существует масса RAW конвертеров, но их общая проблема в том, что производители камер не делятся информацией о том, как именно их камеры “видят” цвета. Поэтому производителям софта приходиться “угадывать” эти настройки. И как результат – каждый RAW конвертер имеет свои представления о “настоящем” цвете у камер.
Я работал с разными RAW конвертерами и остановил свой выбор на Capture One Pro (далее С1) именно потому, что она показывает цвета максимально адекватные реальности. C1 использует систему ICC профилирования и для каждой модели камеры в С1 есть свой профиль. Работа с ICC профилями дает и другие плюсы, но этой теме нужно посвятить уже отдельную статью.
Очень важно, чтобы RAW конвертер показывал “настоящие” цвета, а не изменял их сам под “настоящие”. Цвета должны быть именно такие, какими они должны получится исходя из настроек камеры и условий съемки. Дабы не быть многословным приведу пример.
Условия съемки и изначальные настройки камеры были таковы, что цвета кожи приобрели желтоватый и местами немного зеленоватый оттенок. И C1 показывает именно такую картинку. Но Adobe Camera Raw (версия 4.3 – самая новая на момент написания статьи) показывает цвета совсем по другому. Она старается “подогнать” цвет лица под более “красивый”. Мало того, что у нее это получается плохо – лицо человека стало таким, будто он недавно вышел из бани, самое плохое, что подобные “подгонки” сильно помешают в последующей работе с цветом. Ведь для точный работы с цветом нам нужны изначально верные цвета.
На этой фотографиях в равной степени была увеличена насыщенность, экспозиция и контрастность. Как мы видим С1 показывает более динамичные цвета нежели ACR.
Почему я сравниваю именно c ACR? Просто потому-что все прочие RAW конвертеры работают с цветами примерно на том же уровне, что и ARC или еще хуже. Но в отличии от многих других конвертеров, ACR имеет серьёзные возможности для обработки. Кроме того Adobe Lightroom, о которой также пойдет речь в этой статье, работает на системе ACR.
Итак, мы отконвертировали RAW в Capture One и теперь переходим к работе в Adobe Photoshop.
Photoshop нам нужен для обработки деталей. Дело в том, что каким бы хорошим не был RAW конвертер, он все равно остается именно RAW конвертером. И за детальной обработкой мы обращаемся в Photoshop.
Работая в C1 я остановился на таком цветовом решении:
На мой взгляд оно лучше всего подходит для этой фотосессии ( подробно о этой фотосессии можно почитать в моем блоге)
В Photoshop я поработал с деталями на этой фотографии:
Посмотрим что получилось:
Такая работа с деталями – очень важный аспект обработки фотографий и именно грамотная обработка деталей создает красивую общую картину.
Теперь вы видите, что в технической обработки лучше всего совмещать работу в Capture One для получения нужного цветового решения и Photoshop для детальной обработки.
Художественная обработка
В данном случае я говорю о обработке, когда нет четких рамок, установленных заказчиком. Когда вы максимально свободны в своих действиях. Например, когда ваша задача сделать ретро или цветовую стилизацию в свободном стиле. Или когда вы снимаете “для себя”.
Работаем в Adobe Lightroom + Photoshop
Самое главное требование к программе для художественной обработки это максимальные возможности с максимальной их доступностью.
Поясню. В том же С1 можно сделать практически все тоже самое, что и в Lightroom. Но времени это займет много больше. Если вы, скажем, захотите обесцветить только красные цвета на картинке – в Lightroom вы сможете это сделать одним движением “рычажка” в настройках. В С1 вам придется создавать свой собственный цветовой профиль и настроить его таким образом, чтобы все красные цвета на картинке обесцветились. Хотя это удобство “быстрой” работы в Lightroom имеет и обратную сторону – качество и возможности обработки в С1 больше. Именно поэтому если вы точно знаете, какой результат хотите получить, лучше работать в С1.
Но далеко не всегда знаешь, какую картинку хочешь получить. Иногда нужно иметь возможность просто подвигать эти самые “рычажки”, чтобы прийти к определенному осмысленному цветовому решению картинки.
Поэтому на мой взгляд оптимальный вариант для художественной обработки это – основную часть работы делать в Lightroom, а детальною обработку проводить опять таки в Photoshop.
Хотя по своей сути Lightroom это тот же Adobe Camera RAW + удобный интерфейс и возможность каталогизации фотографий. Разницы в возможностях обработки – никакой. Но работать в интерфейсе Lightroom мне лично намного удобнее, особенно когда работаешь с большим количеством фотографий и нужна возможность просто и быстро выставлять приоритетность для каждого снимка, сравнивать “дубли” и пр.
В качестве примера художественной обработки хочу привести одну из своих концертных фотографий.
Иногда “для души” я снимаю выступления музыкантов. Просто мне это нравится – нравится энергетика, которая идет со сцены, нравится пытаться запечатлеть ее в фотографии. Но концертная фотография мне интересна еще потому, что здесь очень важно умение обрабатывать фотографии. Все фотографы в одинаковых условиях и сделать выделяющийся кадр из сотен подобных можно только благодаря умению обработку, ну и построению самого кадра при съемки, конечно.
Эта фотография сделана в Лужниках, на концерте группы Кипелов. Обычный, ничем не выдающийся концертный свет и как следствие обычная фотография.
Но после грамотной обработки получилась действительно интересная работа.
75% обработки – Lightroom, 25% – Photoshop.
Кроме резкости Photoshop был нужен еще и для работы с цветом. Дело в том, что возможности изменения цвета в RAW конвертере не безграничны и в некоторых случаях, чтобы получить “вкусные” цвета, нужно дополнительно работать в Photoshop. Но это тоже тема для отдельной статьи.
Единственное, что хотелось бы добавить – безусловно есть программы аналогичные по функция с Lightroom. Например Apple Aperture. Но на мой взгляд ее интерфейс менее удобен и работает она заметно медленнее, нежели Lightroom. Но решать вам.
Обработка репортажной съемки
В данном случае я говорю о коммерческом репортаже. Это особая область обработки фотографии, где от программы требуется не только качественное конвертирование RAW, но и высокая функциональность пакетной обработки фотографий.
Работаем в Capture One
В Capture One есть все необходимые функции для обработки репортажной съемки:
Безусловно, многие из этих функций есть и в других программах, но из всех RAW конвертерах, с которыми я работал Capture One лучше всего подходит для пакетной обработки фотографий.
Пара слов в заключение
Думаю, у вас уже возник логичный вопрос – почему я придаю такое значение именно работе с цветом в RAW конвертерах и практически ничего не написал о шумах или резкости. Дело в том, что на мой взгляд работа с шумами и резкостью это далеко не приоритетная вещь для RAW конвертера.
Для серьезной работы с шумами есть специализированные плагины для Photoshop, а для увеличения резкости нет ничего лучше просто грамотной работы с sharpen фильтрами в сочетании с history brush. Если же вы работаете с пакетной обработкой фотографий, то возможностей по удалению шумов и поднятию резкости, которые есть в С1, будет более чем достаточно.
Отдельно хотелось бы сказать об одной программе – RAW Developer. Потрясающий по возможностям конвертер, который умеет работать с L каналом LAB пространства, действительно профессионально работает с шумами и резкостью. Но… Работает только на Mac OS, аскетичен до крайности в интерфейсе и совершенно не предназначен для пакетной обработки фотографий. Если же вы пришли к тому, что возможностей Capture One вам действительно не хватает – попробуйте RAW Developer.
Надеюсь эта статья поможет вам разобраться в конвертации и обработке RAW файлов. Если у вас возникли какие-то вопросы вы можете задать их в комментариях к этой статье (на блоге photodealer.ru) или же написать мне на мейл – ya[sobaka]sashasvet.ru По возможности постараюсь ответить на все ваши вопросы. Но первый вопрос у меня к вам – у меня есть идея написать серию подробных статей по обработке фотографий, интересно ли оно вам? Если да – отпишитесь, не стесняйтесь. И, возможно, тогда эти статьи увидят жизнь.
Автор: Саша Свет
www.sashasvet.ru
Хочу выразить благодарность Александру за подробную и интересную статью, которая должна ответить на многие вопросы связанные с выбором программ для постобработки фото.
Если вам понравилась статья, можете разместить её у себя с ссылкой на www.sashasvet.ru и photodealer.ru. Или с помощью баннера.
Код баннера для этого поста:
Что такое постпродакшн?
Что такое постпродакшн?
Что такое постпродакшн (на англ. postproduction)? Это этап производства в кино, рекламе, музыкальных клипах. Когда весь материал отснят и его остается привести в надлежащий чистовой вид. В переводе с английского «post» — после, «production» — производство.
Обычно этап постпродакшна включает в себя следующие виды работ:
Черновой и чистовой монтаж
Черновой и чистовой монтаж — это процесс сортирования удачных дублей и их склейки. Обычно делается сначала предварительный черновик. Это делает для того чтобы все участники творческого процесса смогли внести правки.
Озвучивание голосов людей
Часто по техническим причинам сложно либо очень дорого обеспечить идеальные условия для записи звука. Поэтому актеры разговаривают, но чистовой голос записывается в студии звукозаписи.
Закадровый текст диктора
Чаще всего закадровый голос диктора используется в рекламных видео роликах, ведь время ограничено. А действиями показывать все процессы очень долго. Поэтому некоторую информацию приходится разъяснять и озвучивать. В хороших рекламных видео – диктор создаёт нужную атмосферу, шутит, использует сленг и прочее.
Наложение звуков природы, города и прочих шумов
Съемки в декорациях, отсутствие нужных звуков при съемке, необходимость в специфическом озвучивании. Это лишь немногие причины, когда нужно создавать и накладывать дополнительный звуковой ряд. Кроме того, возможность создать звуковое оформление на пост продакшне добавляет творческой свободы и маневренности для режиссера.
Создание музыкального сопровождения
В зависимости от жанра и стиля видео контента (кроме музыкальных клипов) подбираются примеры музыкальных композиций. Они утверждаются и передаются композитору. При необходимости можно привлечь даже симфонический оркестр. Главное, чтобы это было оправданно и на это были деньги.
Мастеринг и сведение звуковых дорожек
Что такое постпродакшн для звука? Это сведение и мастеринг звуковых дорожек проекта. На любом проекте набирается большое количество звуковых дорожек от диктора и актеров до интершумов и музыки. Поэтому важно иметь специалиста, который грамотно расставит эти звуковые дорожки так, чтобы они звучали целостно. Кроме того, сведение и мастеринг на профессиональном уровне позволяет оптимизировать звук таким образом, что звуковой ряд будет хорошо звучать как на старом телевизоре, так и на дорогих аудиосистемах.
Создание титров, текстовых надписей
Обычно созданием титров занимает моушн-дизайнер. Совместно с режиссером подбирается стиль текста, шрифт, цветовая палитра и прочее. Моушн-дизайнер может превратить обычное появление текста в аттракцион, что значительно добавит привлекательности.
Создание анимации 2д и 3д, композинг
Сначала художник создаёт эскизы или 3д модели персонажей. Затем аниматор оживляет их, задавая движения. Композинг — это совмещение разных слоёв видео. При съемке видео, обычно комбинируется отснятый материал с нарисованным фоном либо элементами. При создании анимации и 3д графики, также накладываются разные слои, но созданные на компьютере.
Цветокоррекция
Профессиональная техника по умолчанию снимает материал в сыром виде, без цветовой насыщенности. Это даёт широкие возможности на этапе постродакшна придать именно ту палитру, которая задумана автором. Так, например, веселый сюжет будет в ярких теплых тонах, а триллер в угрюмых холодных оттенках. Нужное настроение с помощью цвета задается на стадии цвето коррекции.
Выводы
Что такое хороший постпродакшн без хорошего сценария или съемочного процесса? Правильно — ничто. Также будет справедливо и обратное утверждение. Очень хороший сценарий или идею недостаточно написать и придумать, а позже снять. Не менее важно правильно донести правильный посыл до зрителя. Звук, музыка, цвет, графика – всё это в значительной степени воздействует на зрителя, поэтому имеет важную ценность.
sur_road
МЕЖДУ ШТАНГОЙ И ФОТОАППАРАТОМ
рвать и толкать
Постпродакшн и ретушь в фотографии
Начать надо, конечно, с того, что эпоха цифровой фотографии и фотошопа оказала сильное влияние на современную эстетику. Глупо было бы говорить, что фотошопа не существовало до цифры, если иметь ввиду не конкретную программу, а сам принцип преобразования изображения. «Фотошоп» во время пленочной фотографии проявлялся как в виде ретуши при проявке, так и в виде постановки на заведомо не постановочных фото. Технология разная, но идея и направление, что будет понятно любому размышляющему человеку – одно.
Тем не менее, разумеется, программа фотошоп очень сильно развязала руки и упростила процесс преобразования изображений в разы. Поэтому сегодня мы имеем то, что имеем, а я хочу написать длинный-длинный пост, который, надеюсь, кому-то может быть интересным и даже, наверное, полезным.
Вот пример стандартного моего фото, с накрученными в камере роу цветами, контрастностью и прочим. Выглядит, на мой взгляд вполне кинематографично, но, ни в коем случае не пошло и не безвкусно.
Есть такое популярное мнение, что фотошоп – это зло. Фотографии, не обработанные в программе воспринимаются как нечто совершенно крутое и естественное. Так вот, это большая глупость. Сущность цифровой фотографии такова, что без фотошопа или камеры роу она просто очень ограничена в своих возможностях и выразительных средствах. Проблема не в том, что фотографы используют Фотошоп, а в том, КАК они его используют. Из-за этого у обывателей фотошоп часто ассоциируется с неадекватно контрастными, кислотными картинками, например. На самом деле все здесь упирается в отсутствие вкуса. Можно хорошо владеть программой, но это не поможет если у человека нет соответствующего бэкграунда и визуального опыта. При наличии этих жизненно важных качеств фотографу никакой фотошоп не страшен, он даже фильтры в инстаграме сможет использовать без риска изуродовать свои работы.
Для того, чтобы не попасться в эту ловушку, надо не инструменты фотошопа изучать (хотя, конечно, для работы с ним это необходимо), а в музеи ходить, смотреть на картины, смотреть хорошие фильмы и, конечно, фотографов, но не ваших коллег из групп в контакте, а признанных классиков и современных ведущих профессионалов, которые больше художники, чем ремесленники. Об этом, впрочем, я уже как-то писала и сама стараюсь делать то же самое.
Ну а далее хотелось бы поговорить о ретуши лица, самой, пожалуй, востребованной ретуши в среде фотографов ремесленников. Думаю, вы все часто видите сумасшедше обработанные пластиковые лица, которыми эти горе-профессионалы заманивают клиенток, мечтающих выглядеть «как в журнале». Добавим, в дешевом, старомодном журнале в стиле, как выражалась одна моя однокурсница из Британки «Рашка». Я, в принципе, понимаю, что на заре появления фотошопа превратить живое лицо в пластиковую маску без изъяна было, наверное, прикольно, ново и необычно. Однако на дворе уже почти 2016-ый год. И если вы следите за трендами, за общими тенденциями в широком смысле слова, то наверняка поймете, что это абсолютно не актуально, безвкусно и нелепо. Сейчас все стремятся к естественности, натуральности и природе, что очень меня радует.
Как же надо обрабатывать кожу и кто должен это делать – целый вопрос. Попробую осветить его частично. Именно ретушь (не цветокоррекция, не экспозиция, а тупо ретушь) – работа не фотографа, а ретушера. В идеале это человек, который отлично знаком с анатомией лица и тела, профессионал в своей узкой отрасли,
занимающийся обработкой и ничем другим. Настоящий ретушер стоит очень дорого и оплата у него почасовая. Так что те, кто снимают абы как, надеясь на постпродакшн – это не клиенты таких ретушеров, им подобное не по карману. Настоящий профессиональные фотографы часто не занимаются ретушью своих изображений, потому что понимают, что есть специалисты, которые справятся с этой задачей грамотнее. Так, например, поступает Кирилл Никитенко, который активно и нас пытался к этому приучить.
Есть, правда, и другой подход. Например, ученики другого известного русского фэшн-фотографа Егора Заики рассказывали нам, что он постпродакшн не доверяет никому. И это тоже весьма понятно, поскольку реального хорошего ретушера найти о-о-очень непросто.
Я бы с радостью не ретушировала свои фотографии, но, к сожалению, мне подобное не по карману. Поэтому дальше поговорим о том, что делать, когда со всем этим приходится справляться самостоятельно. Я поделюсь своими наблюдениями, но вы должны помнить, что я не профессионал в этой области и не мню себя таковым, в отличии от многочисленных профанов, которые предлагают отретушировать ваши фото за недорого или провести обучение обработке, показывая в качестве примеров пластиковые маски.
Профаны очень любят использовать частотное разложение (high pass) или фильтр портретюр. На самом деле это гораздо проще, чем очистить лицо так, чтобы оно выглядело натурально. В потретюре и частотном разложении так же, как и в самом фотошопе, нет ничего ужасного, тут проблема, опять же, в том, как применять эти инструменты. Портретюром я лично никогда не пользовалась, а вот частотным разложением периодически приходится. Я думаю, если вы меня читаете, то, наверное, должны были заметить, что мои портреты выглядят довольно естественно. Иногда добиться этого очень непросто, ибо кожа у всех нас далеко не всегда идеальная.
Эти фотографии сделаны мной во время учебы, когда я только узнала, что такое частотное разложение. Теперь это только кадры на память, разумеется, в таком виде их показывать кому-либо стыдно, но, как ни странно, это далеко не самый ужасный пример того, как обрабатывают. Я решила показать собственные ошибки, а не делиться примерами из инета и не критиковать конкретных людей, это все же не очень этично.
А это примеры моих обычных работ в последний год. Конечно, тут тоже имеется ретушь, но изначально снято с подходящим моделям освещением. И пусть лица по-журнальному чистые, мы все же видим, что они естественные и живые, не замыленные, просто без мелких недостатков, которые есть у любого человека.
В этом посте я не планировала делиться конкретными методами, слишком уж большим он тогда получится, но вообще я прихожу к выводу, что самое главное здесь – это ловкость рук и много тренировок. Каких-то супер секретных способов не бывает (или просто я не знаю и нас этому не учили), иногда придется просто очень серьезно и долго поработать. Из общих рекомендаций: никогда не трогайте структуру кожи. Ретушь должна быть точечной. Именно поэтому так сложно грамотно применить частотное разложение или портретюр. Впрочем, эти рекомендации хорошо работают, если, например, у модели нормальная кожа, но присутствуют большие прыщи, которые вы легко уберете за несколько секунд. В ситуации наличия сыпи мелких почти незаметных в жизни прыщиков или слишком больших пор работа в разы усложняется. Что можно посоветовать в этом случае? Грамотно ставить свет при съемке в студии или поворачивать модель определенным образом по отношению к солнцу в условиях естественного освещения. Определенный свет и ракурс может быть очень важен при реализации четко продуманного фэшн проекта, но если мы говорим о простой коммерческой семейной, например, съемке, этот момент теряет свою принципиальность.
В любом случае, чем грамотнее вы работаете со светом и анализируете лица ваших моделей, тем меньше потом придется мучиться в фотошопе и тем лучше и естественнее будут выглядеть ваши портреты. Надеюсь, я не очень вас утомила этим гигантским постом.