Постимпрессионизм что это простыми словами
Постимпрессионизм
Литература: Ревалд Дж., Постимпрессионизм, (пер. с англ., Л.-М., 1962); В. Н. Прокофьев, Постимпрессионизм. (Альбом), М., 1973.
(фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм), термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. 20 в. Началом постимпрессионизма принято считать 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» поэта Жана Мореаса.
П. Сезанн. «Игроки в карты». 1890—92 гг.
Новые течения объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники-постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сёра, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др. П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера 20 в.
П. Гоген. «Таитянки на побережье». 1892 г. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Используя распространённое сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. П. Сезанн называл своё искусство «размышлением с кистью в руках». Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими.
В. Ван Гог. «Портрет доктора Гаше». 1890 г. Частное собрание
Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало.
Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве П. Сезанна. В своих поисках он опирался на классическое наследие, творчество Н. Пуссена и О. Д. Энгра, часто обращался к темам и образам классического искусства, не ограничиваясь только изображением современной жизни. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объёмность и материальность, утраченную импрессионистами. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».
Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё отношение к изображаемому. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его целью было выразить себя. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят», и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Поэтому их контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Иногда он резкий, заострённый, отрывистый, а иногда – закруглённый, ритмически повторяющийся.
Ещё дальше отошёл от импрессионистов Гоген. Художник хотел обратиться к вечным, вневременным темам. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней». Живопись Гогена – это мир чуда, сказки. Стволы деревьев синие, земля красная, небо жёлтое. Его художественный язык становится откровенно условным. У Ван Гога цвет эмоционален, у Гогена – декоративен.
Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.
Постимпрессионизм — жизнерадостный и необычный стиль в живописи
Постимпрессионизм — это собирательное название множества разрозненных течений живописи конца XIX — начала XX века. В тот период формировались новые художественные школы, которые оказывали друг на друга сильное влияние. Постимпрессионизм ускорил завершение переходного периода от традиционного академического искусства к живописным стилям ХХ века.
История развития и основные направления постимпрессионизма
Постимпрессионизм появился во Франции в середине 1880-х годов в результате кризиса импрессионизма и попыток мастеров кисти найти созвучные новому веку изобразительные средства. Постимрессионисты отказывались изображать на холсте мимолетное впечатление действительности, стремились раскрыть суть предметов и запечатлеть длительное состояние окружающего мира.
Постимпрессионизм и импрессионизм, несмотря на некоторую абсурдность звучания этого выражения, длительное время существовали параллельно. У художников-новаторов не было единой программы, методов и выразительных средств для преодоления устоявшихся догм в живописи. Многие постимпрессионисты изначально тяготели к импрессионизму, но постепенно отказались от его эстетики в пользу декоративной стилизации своих произведений.
Первое знакомство широкой публики с картинами постимпрессионистов состоялось в Париже в 1886 году. По иронии судьбы это случилось на последней, 8-й по счету, выставке импрессионистов. В ее каталоге значились работы двух молодых художников — Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Произведения этих участников-неоимпрессионистов отличались от остальных картин по технике исполнения и композиции. Впоследствии новый стиль получил название пуантилизм или дивизионизм.
Постимпрессионизму характерно бурное одновременное развитие большого количества новых разнородных направлений. Помимо неоимпрессионизма, свой след в истории искусства оставили и другие течения:
Под влиянием Поля Гогена на севере Франции в исторической области Бретани работали художники Понт-авенской школы: Эмиль Бернар (Émile Bernard), Поль Серюзье (Paul Sérusier), Шарль Лаваль (Charles Laval).
В 1890 году в Париже была основана художественная группа «Наби́» (фр. Nabis). В ее состав вошли Пьер Боннар (Pierre Bonnard), Эдуар Вюйар (Édouard Vuillard), Морис Дени (Maurice Denis), Феликс Валлоттон (Félix Vallotton). Группа просуществовала до 1905 года, ее участники признавали одной из главных целей своего творчества уничтожение различий между классической станковой живописью и прикладным декоративным искусством. Художники не только писали картины, но и создавали фрески, гобелены, обои, декор для театров, дизайн для рекламных плакатов.
Отдельные сообщества художников-постимпрессионистов на рубеже XIX-XX веков создавались в других уголках мира: в Англии (Кэмден Таун Групп), Канаде (Группа семи), скандинавских странах (здесь работали норвежские мастера изобразительного искусства Эдвард Мунк (Edvard Munch), Петер Крейер (Peder Krøyer) и датсуий художник Вильгельм Хаммерсхей (Vilhelm Hammershøi).
Отличительные черты постимпрессионизма
Постимпрессионизм послужил ощутимым толчком к развитию новых направлений в живописи: символизму, кубизму, модерну и экспрессионизму, с которыми его объединяет многое. Но есть и уникальные отличительные черты:
Знаменитые художники-постимпрессионисты — Ван Гог, Сезанн, Гоген и другие
Имена великих мастеров-импрессионистов хорошо знакомы даже весьма далеким от искусства людям. Достойны упоминания в нашей статье многие художники, но мы ограничимся лишь несколькими из них:
Поль Сезанн (Paul Cézanne) — ровесник многих выдающихся импрессионистов, один из самых авторитетных художников в современной живописи. Использовал метод контраста для построения цвета прочной формы. Считал, что творцу не нужно подражать природе, а необходимо самовыражаться в своих произведениях. Сезанн — создатель радикально нового способа трактовки общепринятой прямой перспективы.
Поль Гоген (Paul Gauguin) — художник, скульптор и график, одержимый желанием слиться с природой и считавший цивилизацию «ужасной болезнью». Значительную часть жизни провел в Океании. В своих работах отображал мечты, а не реальность. Не разделял увлечения импрессионистов натурализмом. Смело искажал в своих произведениях оригинальные цвета для достижения максимальной эмоциональной выразительности.
Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) — экстраординарная личность со сложной судьбой. Его признали гением только после смерти. На протяжении всей жизни много экспериментировал, отвергал академическое представление о живописи. Создал неповторимую узнаваемую манеру рисования с насыщенными цветами, размашистыми мазками, элементами декоративности и многосмысленности. Оказал решающее влияние на становление нового стиля в искусстве — экспрессионизма.
Жорж Сёра (Georges Seurat) — создатель пуантилизма, уникальной техники изобразительного искусства. Заменил произвольные мазки на своих картинах досконально выверенными точками. Умело подбирал контрастные цвета, чтобы отобразить на холсте застывшее мгновенье. Его картины наполнены стилизованными фигурами упрощенной формы в удивительной хроматической гармонии.
Анри Руссо (Henri Rousseau) — художник-самоучка, выдающийся представитель примитивизма, автор множества экзотических пейзажей, в том числе с изображением джунглей. Творчество Руссо отличают четко очерченные формы, насыщенность цвета и подробно прорисованные детали. Работами художника восхищался знаменитый кубист Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
Анри Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse-Lautrec) — выходец из знатной семьи аристократического рода, в детстве получивший тяжелую травму и ставший инвалидом. Умело изображал жизнь артистической богемы, внес большой вклад в искусство написания афиш. Создавал произведения на социальную тематику в игривой и легкой манере. Вёл скандальную жизнь и злоупотреблял алкоголем, с презрением относился к буржуазному обществу.
Современники не оценили по достоинству большинство картин постимпрессионистов. Многие художники получили мировую известность только после своей смерти. Но сегодня их работы пользуются огромной популярностью и украшают экспозиции ведущих музеев мира.
Яркие произведения признанных мастеров можно найти и в каталогах портала Very Important Lot. Участвуйте в онлайн-аукционах, чтобы получить уникальную возможность стать полноправным владельцем достойной картины.
Постимпрессионизм
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Общество осенних салонов, укороченное название Осенний салон (фр. Société du Salon d’automne, также Salon d’automne) — объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 году архитектором Францем Журденом в сотрудничестве с такими художниками, как Жорж Руо, Эдуар Вюйяр, Альбер Марке. В создании общества также принимали участие такие заслуженные мастера живописи, как Сезанн, Ренуар, Одилон Редон, Эжен Каррьер. Ренуар и Каррьер были избраны почётными президентами общества.
Характеристика того, что такое постимпрессионизм
Как следует из названия, постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи.
На формирование постимпрессионизма большое влияние оказал символизм, а также некоторые стили, сформированные в конце 19 века.
Основатели направления
Дома с соломенными крышами на холме. Ван Гог.
Постимпрессионизм отличается от других направлений изобразительного искусства особой тонкостью техники и колористики. В наибольшей степени эта специфика проявляется в работах Винсента Ван Гога и Поля Гогена.
Постимпрессионисты делают упор не столько на изображённые объекты, сколько на чувственное восприятие, способствующее формированию глубинной связи со зрителями. Реальность в обыденном её понимании в картинах постимпрессионистов отходит на второй план.
Увлечение передачей чувств и настроений через искажение формы и игру цвета способствовало тому, что в работах постимпрессионистов появляется абстракция. Именно благодаря появлению абстрактного изображения постимпрессионизм вышел за рамки обычного импрессионизма и стал самостоятельным направлением в искусстве.
Выражение идеи обеспечивается не только специфической цветопередачей, но и оптическими эффектами, структурой объектов, порядком их расположения.
Ранний постимпрессионизм начал развиваться с 1880 года, когда появились характерные работы Клода Моне. Этот стиль возник во Франции, здесь же он и получил своё наибольшее развитие. Жизнерадостный и необычный стиль живописи, характерный для постимпрессионистов прослеживается в работах таких художников, как:
Этот далеко не полный перечень самых ярких представителей постимпрессионизма даёт представление о популярности, востребованности и разнообразии направлений работ художников, писавших жизнерадостные картины.
Постимпрессионизм и его ответвления
Искусство – это проявление личности через созданные ею образы, ощущения, эмоции, восприятие мира во всех его проявлениях. По этой причине каждый художник в своих работах, даже если он придерживается какого-то общего направления, лишь в какой-то степени похож на других. Эта неповторимость личности, проявляющаяся в картинах, и создаёт целое дерево из веток стилей и направлений.
Из ствола дерева под названием «постимпрессионизм» выросли побеги, которые со временем разрослись в самостоятельные направления.
Таким образом, постимпрессионизм, так же как и импрессионизм – это целое явление нового взгляда на искусство, мир и проявление действительности в искусстве. Он явился следствием становления нового мирового сообщества, в котором творческий человек обретал свободу самореализации, невзирая на стереотипы и традиции.
Загадочные картины в стиле постимпрессионизм
Хотя постимпрессионизм в живописи возник в середине 80-х годов XIX века, сам термин появился лишь годами позже, в начале XX века. Он был придуман Роджером Фраем – лондонским критиком, который таким образом попытался описать свои впечатления от одной из выставок французского современного искусства 1910 года.
Направление постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм был обусловлен кризисом, который начал переживать в 1880-е годы стиль импрессионизм. Это явно продемонстрировала 8-я выставка импрессионистов 1886 года, в которой уже не принимали участие такие знаменитые французские импрессионисты, как Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне, а также другие художники этого течения, добившиеся успеха и проводившие свои личные выставки.
Договоренность, согласно которой французские импрессионисты должны собираться на общей выставке, в очередной раз не была соблюдена. Так эта выставка импрессионистов оказалась последней, окончательно определив стиль импрессионизм лишь как живопись 19 века.
Писать – не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике. (Поль Сезанн)
И хотя импрессионизм не прекратил свое существование, в противовес этому направлению появился так называемый постимпрессионизм. На самом деле это понятие охватывает несколько различных художественных направлений, которые объединены общей мотивацией – противопоставлением главным принципам импрессионизма и реализма.
При этом многие постимпрессионисты являлись в прошлом сторонниками импрессионизма, но со временем ощутили потребность в отторжении импрессионистской эстетики, изжившей себя, и поиске новых смыслов, правильно отображающих живопись 19 века, созвучных современной эпохе.
Чем постимпрессионизм в живописи отличается от импрессионизма
Основные представители постимпрессионизма
В то время как французские импрессионисты изначально являлись официальным объединением художников, постимпрессионисты работали поодиночке. Главные имена в направлении постимпрессионизм рассмотрим далее.
Поль Гоген
На протяжении своей творческой жизни Гоген постоянно стремился к тому, чтобы найти свой собственный путь в живописи и с ее помощью выражать свой протест против окружающей реальности и ее пороков. С импрессионизмом у художника так и не сложилось – не мог он принять этой воздушности и сиюминутности. Ему хотелось изображать не тела, не внешность, а эмоции и души.
Художник утверждал, что его работы отображают мечты, а не действительность, поэтому зрители могут увидеть на гогеновских полотнах, например, небо желтого цвета, а деревья — синего.
Во время путешествия на Таити Гоген пишет одну из самых важных и загадочных своих картин под названием «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».
Интересующиеся творчеством художника считают, будто каждый из вопросов в названии картины соответствует определенным фигурам на полотне, если читать его по направлению справа налево.
«Откуда мы пришли?» – вопрос, интересующий человека в начале жизни, его символизирует ребенок рядом с женщинами. «Кто мы?» – представляют собой зрелость люди в центре произведения. «Куда мы идем?» – словно вопрошает седовласая женщина слева, обхватив голову руками.
Создав эту работу, художник был уверен: ничего лучше он больше никогда не напишет, поэтому чуть не наложил на себя руки. Многие зрители, видевшие ту картину, отмечали, что она может привести в восхищение, а может и наоборот, ввести в апатию.
Винсент Ван Гог
Ван Гог использовал в своей живописи насыщенные цвета и размашистые мазки. Подобно Гогену, он много экспериментировал и отвергал импрессионистское и академическое представление о живописи, создавая новые подходы к ней. Цвет был главным инструментом, с помощью которого Ван Гог выражал эмоции.
А одна из самых известных работ художника, «Ночная терраса кафе», и вовсе содержит в себе шифр – так считает один из исследователей творчества Ван Гога, Джаред Бакстер, по мнению которого, на картине запечатлена знаменитая «Тайная вечеря».
Если присмотреться к фигурам на террасе кафе, то можно заметить, что они действительно напоминают то самое полотно авторства Леонардо да Винчи: здесь мы видим длинноволосого официанта, стоящего в центре в белом, а вокруг него – именно двенадцать посетителей. Позади официанта мы видим окно, элементы которого образуют крест. Иуда, как утверждает Бакстер, на картине изображен стоящим в дверях кафе.
Поль Сезанн
Главной целью Сезанна было восстановление чувства порядка и материальности жизни, который утратил в своей мимолетности импрессионизм. По его мнению, природе не нужно подражать, как это делали французские импрессионисты, – необходимо самовыражаться.
Одной из самых загадочных картин направления постимпрессионизм авторства Поля Сезанна считается полотно «Пьеро и Арлекин», или «Mardi Gras».
Исследователи работ художника никак не могут найти зацепку, которая станет объяснением тематической основы произведения Сезанна, никогда не любившего и не писавшего подобные картины: декоративные, игровые и театральные. Что же побудило Сезанна создать такое нестандартное для него полотно? Не менее загадочен был и духовный мир художника, благодаря которому невозможно однозначно оценивать его работы.
Жорж Сера
Живопись 19 века трудно представить без Жоржа Сера, который стал яркой фигурой в направлении постимпрессионизм. Сера тщательно продумывал композицию каждого полотна, заботясь о самых мелких деталях, и увлекался изучением теории цвета.
На переднем плане изображен мужчина с женщиной под руку, которая одета чересчур вычурно и нарядно для летней прогулки у воды. На поводке она держит обезьяну. По-французски «обезьяна-самка» – «singesse», но это также жаргонное слово для обозначения девушки легкого поведения. Те же подозрения исследователей падают и на девушку, которая рыбачит у реки в богатом платье.
Постимпрессионизм в искусстве и живописи
Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. Главное отличительной чертой постимпрессионистов было то, что они отошли от передачи мгновенно-чувственной картины окружающего мира и пытались передать зрителю глубинный философский смысл бытия и пространства. В постимпрессионизме было много внутренних течений и направлений.
Многие художники, несмотря на свою принадлежность к этому течению рисовали в исключительной, свойственной только им манере. К наиболее значимым живописцам можно отнести Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Рене Шутценбергера, Жоржа Сера и Поля Гогена.
Для постимпрессионизма характерен синтез света и цвета, устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, построение картин на яркой цветовой гамме с выразительным рисунком и в свободных композиционных решениях. Позже многие художники стали искать другие пути творческого самовыражения и перешли в другие течения: экспрессионизм, фовизм, символизм.
Картины художников постимпрессионистов
Постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм (пост — после, импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии.
Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогда импрессионизма, и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Художники-постимпрессионисты не соблюдали академическую точность передачи форм и цветов, они по своему интерпретировали реальность.
Постимпрессионизм зарождался буквально на ходу, начальной временной точкой принято считать 1880 год, а его локацией — Францию.
Представители постимпрессионизма
Практически все художники в этом жанре — французы. Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиям Клода Моне. На этой волне многие мастера начали искать способы, которыми можно разнообразить и развить этот жанр.
В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников «Наби», и в конце концов модерн. Перечислять их можно очень долго, но бессмысленно, ведь большинство из них прожили несколько лет, они были признаны проходными и второсортными. Поэтому хочу остановиться на тех художниках, которые действительно глобально повлияли на развитие мировой живописи.
Поль Сезанн — был настоящим энтузиастом, он верил в научные методы живописи, и хотел внедрить интеллектуальный подход к написанию картин. Он верил в формулу, придерживаясь которой, можно создавать шедевры. Однодумцы Сезанна создавали оптические расчёты и схемы, они углубленно изучали теорию сочетания цветов.
Самый популярный из своих коллег
Винсент Ван Гог — Гениальный художник постимпрессионист, серьезно рисовал всего 10 лет, и только в последние годы нашел себя и смог выработать свой собственный уникальный стиль, который никто до сих пор не смог скопировать. Подсолнухи, автопортреты, яркие пейзажи — это все было до того, как он стал постимпрессионистом.
Раньше Ван Гогу было интересно рисовать сельские мотивы и передать жизнь обычный рабочих, которые всю жизнь только работают и спят. На такую тематику его вдохновлял Жан-Франсуа Милле. Но Ван Гог не выдержал смотреть на уставших людей и решил уехать в Арль, чтобы остаться в истории и в полной мере открыть постимпрессионизм в живописи. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент.
Анри Руссо — Один из немногих художников, кто смог сохранить в себе такие несовместимые вещи как: скромность, простота, честность, слава и гениальность.
Ведь при жизни он очень высоко ценился за яркие цвета и нестандартные сюжеты. В основном он изображал джунгли и дикую природу, которую в своей жизни ему так и не удалось увидеть. Так же его работы относятся к жанру примитивизм, но это отнюдь не камень в его огород.
Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. К сожалению, при жизни он был мерзавцем и неудачником, но его спас колоссальный талант.
До того, как начать рисовать и продавать картины, Гоген занимался журналистикой и писал статьи. После публикации его первого крупного материала, коллеги журналисты смеялись над ним и всячески угнетали, он пережил сильный стресс и начал пить.
Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. Он болел на проказу, сифилис, наркозависимость, алкоголизм и умер от передозировки наркотиков, на руках молодой жены таитянки. Он обрел свою популярность только после смерти, когда в Париже в 1906 году, состоялась большая выставка его работ.
Постимпрессионизм в живописи
Постимпрессионизм (от фр. postimpressionisme – после импрессионизма) — совокупность разрозненных течений изобразительного искусства, возникших во Франции во второй половине 80-х годов XIX века как реакция на разложение импрессионизма и попытка на его основе осуществить собственные эстетические искания.
Впервые этот термин был употреблен английским критиком Роджером Фраем, при описании тенденций французского искусства того времени. Начало постимпрессионизму в искусстве французских художников положила последняя выставка импрессионистов в 1886 году и манифест символизма поэта Ж. Мореаса, обнародованный тогда же.
С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. Постимпрессионизм в живописи проявлял глубокий интерес к философским и символическим аспектам изобразительного искусства, к восточной эзотерике, живописи и графике Японии, Китая. Художников постимпрессионизма следует считать прямыми предшественниками таких направлений живописи, как символизм (О. Редон), кубизм (П. Сезанн), модерн (А. Де Тулуз-Лотрек), немецкий экспрессионизм (В. Ван-Гог). Просуществовав всего лишь до начала 1910-х годов, постимпрессионизм в европейском искусстве сказал довольно веское слово, предрешив пути развития живописи всего ХХ века.
Центральными группировками постимпрессионизма в искусстве Франции конца XIX были дивизионисты (пуантилисты ), основоположники французского модерна (art nouveu) — группа Наби, Понт-Авенская школа П. Гогена. Теоретиком и вдохновителем дивизионистов был Ж. Сера: (в группу также входили П. Синьяк, А. Э. Кросс, Л. Писсаро и др.) Сера продолжил и теоретически обосновал опыты импрессионистов с чистым цветом. Особенности постимпрессионизма дивизионистов заключались в том, что следуя физиологии хроматического восприятия, научным теориям цвета, они предложили механический метод разложения сложных цветовых оттенков на элементарные составляющие спектра.
Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller — писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме — простой технический прием. Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились».
Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.
Группа «Наби» (др.-евр. Navi — пророк), связала свои поиски с эстетикой символизма и модерна во французском постимпрессионизме. Художники М. Дени, П. Боннар, Э. Бернар, Ж-Э. Вюйяр, П. Сезюрье, К. Руссель, А. Майоль.
На творчество набидов оказали огромное влияние английские прерафаэлиты, которых те считали своими непосредственными предшественниками, французский художественный фольклор, японская графика, а также символический синтетизм школы П. Гогена.
Особенности постимпрессионизма группы «Наби» следует искать в восточной эзотерической философии, христианской мистике. Импрессионистической апологии пленэра они противопоставляли нарочитую плоскостность, декоративность, орнаментальность своего постимпрессионизма.
Картины их выражали стремление скрыться от реальной жизни — этой единственной стихии импрессионизма в мифологию, изобразить романтический мечтательный мир, проникнутый светлой грустью и религиозными символами. Последняя выставка набидов состоялась в 1899 году.
В конце 1880-х гг. заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа П. Гогена(Э. Бернар, Л. Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли».
Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры — характеризуют живопись этого течения импрессионизма.
Картины Поля Гогена (1848-1903) — всегда ярки, орнаментальны, идеализированы, подчеркнуто декоративны, символически условны, чем-то напоминают узоры пестрых восточных тканей. Сам он, и художники его группы, писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть.
Постимпрессионизм в живописи Гогена это еще один способ бегства от действительности, характерный для французского изобразительного искусства конца XIX века. Такое бегство имело место не только в творчестве, но и в жизни Гогена, сменившего в 1881 году огни Монмартра на экзотическую, грубовато-целомудренную природу Таити — маленького лубочного рая на земле.
Несомненно являются ярчайшими представителями французского постимпрессионизма художники таких разных стилей и техник, как П. Сезанн, В. Ван-Гог, А. де Тулуз-Лотрек. Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист.
Прожив относительно долгую жизнь, он застал все те страсти, которые бушевали во Франции в связи с зарождением и становлением нового, не академического искусства, столь блистательно описанные Эмилем Золя. Однако, опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, Сезанн намеренно отходит от них, сознавая острую необходимость поисков нового изобразительного языка постимпрессионизма.
Картины, выразившие сущность этих поисков, говорят о попытке передать форму предмета с помощью тоновых соотношений. «Цвет лепит предметы» – утверждал Сезанн. Он стремился к тому, чтобы передать чистый цвет предмета, который нисколько не зависел бы от освещения.
Однако, объемные за счет тончайших цветовых градаций предметы, изображенные Сезанном лишены конкретности. Часто, глядя на его полотна невозможно понять: какие именно фрукты на них изображены, какие именно взяты ткани, и пр.
Благодаря подобным элементам абстрагирования, утрированным его последователями, постимпрессионизм в живописи Сезанна привел к возникновению кубизма и иных форм абстрактного искусства, повлияв, в частности, на творчество В. Кандинского.
Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890).
Взяв многое от пуантилизма дивизионистов, синтетизма Гогена, а также классиков импрессионизма и их предшественников, Ван-Гог создает собственную, ни с чем не сравнимую манеру письма, в которой сочетаются декоративность, многосмысленность модерна с грубостью нарочито пастозной техники, когда густые динамичные мазки создают на полотне хорошо заметную игру рельефов.
Основной мотив творчества Ван-Гога беспокойство, невозможность примирения с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Реальный мир на его полотнах причудливо трансформируется, не порывая окончательно с реальностью, но и не превращаясь в иллюзию. Картины Ван-Гога как бы застыли где-то посередине, на границе двух миров в тревожном тягостном безмолвии.
На картине «Кафе вечером» густо-насыщенная синева неба, несмотря на сияющие в нем большие яркие звезды оставляет впечатление какой-то зловещей мрачности. Удушливо желтым светом наполнено кафе.
В нем сидят посетители, по улице идут прохожие, но все здесь пронизано ощущением пустынности, нестерпимого одиночества.
Еще одним из замечательнейших представителей постимпрессионизма является А. де Тулуз-Лотрек, человек удивительной судьбы, как впрочем и большинство художников его времени. Отпрыск аристократического рода, он порвал со своим семейством ради искусства, став завсегдатаем притонов и борделей, и окончив жизнь в нищете.
В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна.
В ХХ веке ярчайшим из представителей постимпрессионизма был Анри Матисс. Различным образом проявил себя постимпрессионизм в европейском искусстве прошлого века. Ему отдали дань многие известные художники, в том числе, и русские, такие, как В. Кандинский, К. Малевич, В. Бабич, и др.
Постимпрессионизм, особенности творчества
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Винсент Ван Гог- художник, воплотивший всю душевную смятенность современного человека. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже («Едоки картофеля», 1885). Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции.
В 1880—1881 гг. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи. В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, служившего в одной частной картинной галерее, сближается с импрессионистами.
Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Вскоре он переезжает в Прованс, в город Арль, где вместе с Гогеном мечтает организовать нечто вроде братства художников. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна».
Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженнейшего, почти нечеловеческого творческого труда, в результате которого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре.
Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества.
Под его кистью изображение простых домов или комнат («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) полно подлинного драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в упоминаемых уже «Хижинах», где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в противоположном. Это усиливает общее впечатление напряженности. Тому же служит пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая синева неба. Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.
Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации и прежде всего глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом. Именно эти качества лежали в основе мировоззрения Ван Гога («Прогулка заключенных», 1890; «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889).
Последний год жизни Ван Гог проводит в больницах для душевнобольных сначала на юге Франции в Сен-Реми, затем в Овере под Парижем. Его творческая активность в этот год поразительна. С какой-то истовостью, необыч
При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрессионисты стали называть его своим предтечей. Однако у Ван Гога не было такого количества подражателей, как у Сезанна, так как его искусство значительно более субъективно.
Тем не менее нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца.
Тайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Овер после дождя«, «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше» и пр.). Ван Гог оставил после себя большое эпистолярное наследие, наибольшую ценность имеют его письма к брату Тео, в которых он предстает во всей своей душевной смятенности, болезненности, но и в величии духовного богатства и огромности художественного таланта.
На сегодняшний день работы Винсента ван Гога стоят настоящие состояния. В то время как он сам едва смог продать одну работу с изображением виноградника в Арле(единственная проданная картина) за несколько сотен франков буквально перед своей смертью в 1890 году. Судьба была несправедлива к художнику: он жил в нищете, его единственное счастье заключалось в живописи. Винсент ван Гог изливал свою душу и показывал свое видение мира на полотне. На него оказали большое влияние некоторые художники, такие как Эдуард Мане, Огюст Ренуар и Камиль Писсаро. Они привлекли его внимание тем, что отказались от привычных традиций того времени рисовать в душных мастерских и выходили со своими мольбертами на пленэр.
К тому же, они запечатлевали настоящую жизнь, без прикрас и излишеств. Ван Гог в своем творчестве продвинулся дальше. Он больше старался передать чувства на картине, чем точно копировать формы.
Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в первой половине 1880-х годов в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к простым людям; с 1888 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Рисовать молодой человек начал только в 27 лет и занимался творчеством всего одно десятилетие. Увлекшись искусством, Ван Гог все деньги тратил на занятия с известными художниками, а сам питался только водой, хлебом и кофе. Со временем он пристрастился к дешевому алкоголю, и часто даже не покупал себе и хлеб.
Кроме того, художник начал тяжело болеть — на фоне неразборчивой жизни ему потребовалось лечение от сифилиса и от эпилепсии, вызванной чрезмерным употреблением спиртного. Именно его болезнями объясняют чрезмерное количество желтого цвета в его картинах — при их наличии в глазах часто «бегают» желтые пятна.
Винсент добровольно отправился в психиатрическую клинику. Иногда у него наступали минуты просветления и он начинал рисовать. Если сравнить его картины можно четко проследить основные периоды его жизни — вначале своего творчества он больше рисовал людей, в моменты депрессии — интерьеры и темные натюрморты, то в клинике в основном цветы и деревья. Самые известные его картины — Звездная ночь и Букет подсолнухов написаны в психиатрической клинике.
Художники по направлению: Постимпрессионизм
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма.
Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английский критик Роджер Фрай, говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов — неоимпрессионистов. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса.
Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём — и материальные, и духовные. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др.), принципы Сезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, на её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты.