Постаматы и пвз что это

Постаматы и ПВЗ: куда движется рынок доставки?

За последние три года число постаматов в России, по некоторым оценкам, выросло в 20 раз. Количество пунктов выдачи, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». Как на развитие этих каналов доставки повлияла пандемия, каковы перспективы и тенденции, рассуждает в колонке Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.

Постаматы и пвз что это

Ситуация на рынке постаматов напоминает бум платежных терминалов, начавшийся 10–12 лет назад. Еще в 2017 году в России было меньше 1 тыс. терминалов доставки. Сейчас же, по информации Data Insight, рынок оценивают в 15–20 тыс. постаматов. Годовая емкость рынка постаматов, по нашим данным, составляет около 4,3 млрд руб.

Такой способ доставки сразу привлек получателей. Это связано с тем, что терминалы, как правило, устанавливаются в супермаркетах и торговых центрах. Вероятно, пользователи оценили удачное расположение, близость к дому и зачастую 24-часовой доступ к ячейке с посылкой. Других привлекло отсутствие операторов и возможность получения заказа без подтверждения личности.

В случае с постаматами, пандемия коронавируса позволила технологии ускоренно развиться. В этом году темпы роста электронной коммерции превзошли даже самые завышенные ожидания – вместо 10-15% реальная доля, по нашим данным, превысила 20%. Из-за переездов пунктов выдачи и необходимости контактировать с курьерами при вручении заказа спрос на терминалы доставки увеличился на 70%.

Как следствие, мы видим серьезный интерес со стороны крупных окологосударственных игроков к этому направлению и желание компаний инвестировать в развитие новой технологии. Появляются тендеры на изготовление тысяч новых устройств ежемесячно. Рынок нуждается в крупных, проверенных производителях.

Постаматы и пвз что это

Фото: IML

Но стоит отметить, что текущих производственных мощностей производителей недостаточно, чтобы быстро насытить рынок устройствами. Спрос опережает предложение. Также на рынке производителей постаматов еще слишком мало игроков, хотя опыт уже накоплен, и в развитии технологии заинтересованы крупные компании. Впереди период интенсивного роста, но для этого требуется время.

Максимально возможная длина одной стороны отсека не превышает 60 см, но с 2018 года наблюдается тренд на «похудение» устройств. Постаматы делают модульными, чтобы адаптировать их под установку в небольших помещениях.

Популярностью пользуются самые маленькие ячейки – это выгодно интернет-магазинам, поэтому сервисные компании увеличивают количество небольших мест.

Как показывает статистика, через постаматы получают 20% заказов. Все, что не вмещается в ячейку – например, спортивный инвентарь или предметы интерьера – отправляется в пункты выдачи как крупногабарит. Доля таких заказов составляет 25%. Для бизнеса это также удобно – можно передавать сразу несколько посылок в сортировочный центр через ближайший пункт приема отправлений. В этом смысле, привычные ПВЗ остаются конкурентны.

Пункты выдачи заказов появились на рынке значительно раньше постаматов. Количество ПВЗ, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». По нашим подсчетам, годовая емкость рынка пунктов выдачи составляет более 9,7 млрд руб.

Может сложиться ошибочное мнение, что сеть постаматов растет быстрее сети пунктов выдачи и медленно вытесняет их. На самом же деле, отделения доставки есть практически во всех населенных пунктах с численностью более 10 тыс. человек. Этим обусловлена разница в темпах роста.

Постаматы уже зарекомендовали себя в крупных городах и только начинают развиваться в регионах. В труднодоступных районах, например в Сибири и на Дальнем Востоке, устройства еще не появились.

Пункты выдачи, наоборот, уже освоили регионы и активно наращивают сети. Как пример – открытие точек IML в партнерстве с ГК «Обувь России». В ближайшем будущем начнут работать 170 региональных отделений на базе магазинов сети.

Пункты выдачи заказов отличаются дополнительными сервисами, которые при одинаковой цене доставки влияют на выбор получателя. Многие ПВЗ оснащены примерочными комнатами и предлагают более удобную процедуру возврата товаров. Услугой примерки пользуется 90% клиентов в сегменте fashion. Спрос ежегодно растет – за последние три года доля пунктов выдачи с этой услугой увеличилась с 15 до 34%.

Есть и другие причины для выбора доставки в ПВЗ. Получатели часто заказывают сразу несколько товаров, чтобы выбрать лучший и приобрести его. Некоторым удобнее определиться на месте и сразу оформить возврат – это уже сформированная покупательская привычка.

Важно, что в целом объем заказов в интернет-магазинах растет, а получатели могут выбирать наиболее удобный способ доставки. Поэтому рост количества сервисов совокупно повышает качество услуги. А значит тренд ближайшего будущего – развитие логистической цепи в регионах.

Источник

Экспресс, ПВЗ, постамат или самовывоз: как меняются способы доставки товаров?

Пандемия и карантинные ограничения кардинально изменили предпочтения потребителей в отношении способов совершения покупок и получения заказов. Интересно, что ситуация продолжает меняться. О том, как в условиях пандемии трансформируются способы доставки товаров рассказал Александр Митюков, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб, а представители логистических компаний Hermes Russia, FM Logistic, RedExpress дали свои комментарии относительно актуальных трендов.

Александр Митюков, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб

Постаматы и пвз что это

Фото: Межрегиональная ассоциация курьерских служб

Существенные коррективы в форматы торговли внесли карантинные ограничения и изменившийся уклад жизни людей. Но ритейл смог быстро адаптироваться под запросы рынка. Лавинообразный рост интернет-торговли в 2020 году дал повод многим экспертам думать, что поведенческая модель покупок кардинально изменится: все товары будут привозить курьеры или же их нужно будет забирать в постаматах и ПВЗ.

По информации Data Insight, доставка в ПВЗ и постаматы в настоящее время самый востребованный способ. Развитие подобных сетей могло бы решить проблемы с дефицитом курьеров, хотя это требует серьезных финансовых вложений.

Растущую популярность услуги самовывоза можно объяснить ее привлекательной ценой, удобством для покупателей и общим ростом сетей ПВЗ. Увеличение числа пунктов выдачи заказов является общей тенденцией рынка и касается в основном крупных игроков.

Сейчас в России работает 31 749 постаматов, причем за год их число выросло в два раза. Если оценить объявленные планы всех игроков рынка постаматов – количество локеров должно увеличиться до 53 750.

Активно наращивают мощности лидеры рынка — «СберЛогистика» и Ozon. Первая компания, например, планирует открыть в ближайшем будущем 10 тыс. новых постаматов. Другим же остается либо объединяться, либо использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы не отстать от конкурентов. Развитие и обслуживание сети постаматов недешевое, но крайне перспективное направление.

По прогнозам, число постаматов и ПВЗ в Москве и Санкт-Петербурге будет увеличиваться на 7–9% в год и тенденция сохранится в будущем. С учетом новостей об объединении усилий крупнейших игроков рынка доля доставок в постаматы может вырасти более чем на 15–20%.

Постаматы и пвз что это

Фото: blurAZ/shutterstock

По оценке Data Insight, в первом квартале текущего года на рынке интернет-торговли было доставлено 290 млн посылок, что на 56% превышает показатель по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По доле заказов и продаж в прошлом году с большим отрывом ожидаемо лидировали Москва и Московская область — суммарно на них пришлось 33% всех заказов и покупок по стране.

Следует отметить, что 38% всех пунктов выдачи заказов приходится на Центральный федеральный округ. За ним идут Приволжский (18%), Южный и Северо-Западный (по 11%) и Уральский (10%) федеральные округа. Меньше всего – по 2% – на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют данные исследования Data Insight.

Также интересно отметить рост доли собственных служб доставки магазинов: за три первых месяца текущего года она составила 71%, тогда как за аналогичный период прошлого года — 64%. Об этом говорится в исследовании Data Insight. Лидерами в этом плане являются маркетплейсы Ozon и Wildberries: с января по март 2021 года их доля среди всех собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее — 58%.

Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia

Постаматы и пвз что это

Фото: Hermes Russia

В настоящее время мы наблюдаем успешные коллаборации компаний по доставке, которые направлены на предоставление клиенту максимального выбора способов доставки, широкой географии и концентрации адресов ПВЗ, а также примерки, удобного и легкого возврата, возможности как предварительной оплаты, так и при получении.

Игроки рынка электронной коммерции в России считают себя не конкурентами, а партнерами. Например, компанией Hermes реализовано несколько проектов с коллегами. Так, заключено соглашение с OZON, в результате чего сеть Hermes расширена до 2 тыс. ПВЗ, увеличен трафик посылок в точки партнера за счет заказов наших клиентов. В сентябре 2021 года Hermes и 5post провели интеграцию, что предоставило клиентам логистического оператора возможность пользоваться пунктами выдачи и постаматами 5Post по всей России.

Это примеры успешного сотрудничества, от которых выигрывают все участники и, в первую очередь, конечный получатель.

Тренды дальнейшего развития рынка очевидны. Продолжит увеличиваться доля самовывоза, поскольку это экономит время. Будет расти удельный вес заказов с получением в постаматах из-за возможности бесконтактного забора. ПВЗ также будут развиваться: появляются точки с возможностью демонстрации товарной линейки, например, формат «ПВЗ- шоурум ». Такой проект компания Hermes реализовала для клиента LaRedoute. Кроме того, игроки рынка электронной коммерции, продававшие свои товары только онлайн, понимают необходимость присутствия и в офлайне для масштабирования своего бизнеса.

Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России

Постаматы и пвз что это

Фото: FM Logistic в России

Наибольшее количество покупателей интернет-магазинов предпочитают курьерскую доставку или получение заказов в ПВЗ, и сейчас наметилась тенденция к увеличению доли поставок именно в пункты выдачи. Это обусловлено тем, что данный вариант дешевле, а также он отличается гибкостью для покупателя с точки зрения сроков получения заказов. Из пункта выдачи покупку можно забрать в течение нескольких дней, при этом не надо быть привязанным к конкретному времени.

Очень часто пункты выдачи заказов и постаматы находятся в непосредственной близости, более того — все чаще ПВЗ дополнительно оборудуют постаматами. Особенностью пунктов выдачи является их омниканальность — один ПВЗ может обслуживать несколько логистических операторов/служб доставки.

Одним из факторов, затрудняющих доставку в постаматы, является их особенность при многоместных и негабаритных заказах — такие товары физически не смогут поместиться в ячейку. Также мы отмечаем, что доставка в постаматы часто невозможна из-за отсутствия свободных мест. Как правило у покупателя есть 5-7 дней для того, чтобы бесплатно забрать свою покупку из постамата, однако такая гибкость приводит к тому, что один клиент может долго занимать ячейку.

Если говорить про самовывоз, то, безусловно, определенная доля таких заказов есть, но глобальной тенденции к росту спроса на получение заказов посредством такого формата нет. Более того, процент покупателей, выбирающих самовывоз, снижается.

Основной объем заказов рынка электронной коммерции в нашей компании приходится на игроков в сегменте beauty. Суммарная доля доставок в постаматы и в пункты выдачи превышает 50%. Лидеры по количеству заказов — Москва и Санкт-Петербург (50–60% от общего количества отгрузок).

Задача логистических компаний — предоставить покупателям всевозможные форматы доставки: курьерскую, ПВЗ, постаматы и др, а также дополнительные услуги, например, оплату при получении, экспресс-доставку.

Сейчас на рынке наметился тренд на развитие внутригородской логистики, в рамках которого набирают популярность дарксторы. Зачастую крупные логистические центры расположены за чертой города, что не позволяет осуществлять с них доставку в необходимые сроки. На дарксторах же хранят наиболее популярные по данным ABC-анализа товары, поэтому развитие подобной сети для внутригородской логистики позволяет существенно сократить время доставки.

В дальнейшем рынок электронной торговли будет расти. Останется актуальной тенденция к сокращению сроков доставки и универсализации методов получения заказов.

Наталья Жукова, руководитель отдела маркетинга RedExpress

Наибольшим спросом сейчас пользуется экспресс-доставка, предполагающая получение заказа в тот же день, а иногда и в течение нескольких часов. По данным Data Insight, в первом квартале 2021 года в тот же день было доставлено порядка 56 млн заказов. Для удовлетворения новых потребностей игроки рынка оказались вынуждены развивать новые логистические модели, например, доставку из дарксторов. Представители офлайн-ритейла активно открывают локальные склады, развивают собственные ПВЗ и дарксторы, чтобы быть доступнее и ближе к покупателю даже в условиях периодически вводимых ограничений. Последние исследования показывают, что в 2020 году процент выдачи через постаматы и ПВЗ магазинов увеличилось в два раза, а количество полученных заказов через ПВЗ и постаматы логистических компаний или с помощью курьерской доставки сократилось.

Интернет-магазины предъявляют все более строгие требования к качеству доставки, поэтому приходится менять и модель обучения курьеров. Если раньше было достаточно небольшого инструктажа, то сейчас необходимо проводить многодневные тренинги, направленные на развитие навыков коммуникации и клиентоориентированности, а также работе с кассовым оборудованием.

Источник

Как пользоваться постаматом: пошаговая инструкция

Еще несколько лет назад посылку можно было получить в почтовом отделении или заказать доставку курьером. Сейчас количество способов доставки увеличилось, и теперь среди них есть возможность забрать отправление из постамата.

Постаматы и пвз что это

Постаматы и пвз что это

Этот ящик представляет собой автоматическую почтовую станцию, которая может работать почти ежедневно и круглосуточно, в отличие от курьерских служб и почты. Но для того, чтобы сделать доставку более удобной, стоит познакомиться с особенностями такого устройства как постамат, что это и как пользоваться моделями разных сервисов.

Особенности работы и преимущества

На вид постаматы напоминают ящики, в которых хранятся вещи в супермаркетах. В них кладут почтовые отправления сотрудники сервисов или отправители посылок. А затем получатель, который уже оплатил покупку, вводит код на замке и забирает ее из ящика.

Разобраться, как пользоваться постаматом, несложно даже не слишком опытному пользователю — тем более что инструкции для разных сервисов почти не отличаются. Разница может быть в способах оплаты и получения кода для открытия ящика.

Постаматы и пвз что это

Основное преимущество такого метода заключается в том, что устройство работает почти без перерывов и выходных (не считая допустимого времени доступа в помещение, где оно установлено). Получателю гарантируется максимальная конфиденциальность при получении посылок, а оплату большинство таких сервисов позволяет совершать сразу несколькими способами.

Нет необходимости стоять в очереди, а забрать отправление может не только адресат, но и его знакомый, родственник и другое доверенное лицо. Иногда с помощью того же постамата получается оформить возврат и даже отправить посылку самостоятельно.

Общие принципы получения посылок

Покупателю, который собирается использовать постамат, следует выполнить такие действия:

При получении заказчик не знает заранее, какая ячейка будет открыта — она может оказаться и рядом с терминалом, и на расстоянии нескольких метров. Чтобы сразу увидеть открывшийся ящик и сэкономить время на его поисках, стоит посещать пункт выдачи при отсутствии большого скопления людей, которые тоже получают свои отправления. Также следует заранее узнать, каким способом оплаты можно пользоваться при выборе данного сервиса.

Оплата услуг постамата

Существует несколько способов оплаты заказа, который можно забрать в постамате.

В последнем случае можно выбрать два вида оплаты — картой, которая вставляется в специальный слот терминала, или наличными.

Источник

Что такое постаматы и как ими пользоваться: пошаговая инструкция и правила пользования, как забрать посылку и как работает станция

Постаматы и пвз что это

В этой статье мы предлагаем изучить, что это такое — постаматы и как ими пользоваться, разобраться с инструкцией, а в качестве бонуса видео и фото этого автомата. Это техника для дистанционной доставки любых вещей и всего остального, что люди заказывают в интернет-магазинах и каталогах. С его помощью можно послать посылку достаточно быстро и независимо от времени суток. Он оборудован встроенными ячейками разного размера, сенсорным экраном, для того чтобы управлять процессом получения, и консольной панелью. Не нужны специалисты для обслуживания, только для загрузки проданных изделий. Все фирмы могут продавать свои товары через этот огромный автоматизированный шкаф.

Постаматы и пвз что это

Что представляет собой получение посылки или заказа в постамате

Представьте себе ящик в супермаркете, в котором оставляют сумку, отправляясь с корзинкой между стеллажами по проходам. Ячейку закрывают на ключ, а потом тот же человек вставляет ключ, поворачивает его и забирает свои вещи.

Примерно так же работает этот терминал. Только внутрь ставят коробки курьеры, а достают оттуда уже новые владельцы.

Это металлический ящик, который оборудован специальными деталями для приемки карт и наличности и, помимо экрана и контрольной панели, — большим количеством самых разных ящиков: средних, крупных и маленьких.

Обычно такие устройства размещают в сетевых магазинах, супер- и гипермаркетах, вокзалах и других местах большой проходимости людей. Иногда они стоят в круглосуточно открытых заведениях. Доступ к этому аппарату есть всегда, когда открыт торговый центр или иная организация, где он установлен.

История Постамата, что это значит, способ доставки

Первая идея подобной конструкции появилась в 2001 году. Тогда начали сотрудничать австрийская компания, которая занималась автоматизациями, и курьеры из Германии. Этот опыт оказался успешным, и его переняли многие страны мира. Сейчас такая техника встречается в каждом крупном городе.

Упрощенные системы в Европе появились больше 10 лет назад, но в России получили распространение только недавно. Это своеобразная станция приема и выдачи малогабаритных отправлений от интернет-магазина или фирмы, которая ведет дистанционную торговлю.

Автомат совмещается со шкафом и замыкающимися ячейками разных размеров, от маленьких до больших. Этим он отличается от стандартного терминала для платежей. Загрузка и получение проходит через специальные коды доступа. Их покупатель получает в сообщении после оплаты и вводит на оборудованном для этого сенсорном экране.

Это новый способ, который активно применяется сейчас для небольших грузов. Особенно он ценится разными магазинами, в которых важно сохранить анонимность клиента. Это необычно, но активно развивается.

Внедрением этих систем занимаются логистические компании, служба доставки, почтовые операторы. Благодаря использованию этих аппаратов и их почти круглосуточной работе можно достичь минимального размера склада.

Постаматы и пвз что это

Готовые решения для всех направлений

Постаматы и пвз что это

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Постаматы и пвз что это

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Постаматы и пвз что это

Постаматы и пвз что это

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Постаматы и пвз что это

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Постаматы и пвз что это

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Постаматы и пвз что это

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Постаматы и пвз что это

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Постаматы и пвз что это

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Постаматы и пвз что это

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Постаматы и пвз что это

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Как работать с постаматом

Техника работает по определенному принципу. С периодичностью загружаются все свободные ячейки организацией, которая имеет к ним доступ. Когда заказанная вещь будет закрыта в боксе, то об этом уведомят получателя. Сделать это могут любым способом, которым комфортно будущему владельцу изделия. Это обычное сообщение, письмо на электронную почту или любой другой канал связи.

Еще до заказа следует выбрать наиболее удобный пункт выдачи pickpoint. Какой будет указан в момент оформления, туда и отправится запакованная покупка. День, когда можно забирать, определяется примерно с учетом возможных нарушений работы логистики, выходных или других нюансов. Ожидать нового владельца это будет несколько дней, это обговаривается заранее.

Как получить товар в постамате: технология использования

В первую очередь — следует отметить соответствующий пункт способа получения при оформлении. Должна стоять галочка, кроме того, необходимо выбрать подходящий адрес.

Давайте подробно изучим, как действовать дальше:

Если возникнут трудности — всегда можно позвонить на горячую линию и задать интересующие вопросы, например, что такое постамат и как получить заказ, если не получается. Обычно этот номер указывается на боковой части корпуса.

Преимущества использования

Есть масса достоинств у этого вида автоматизированной выдачи товаров:

Постаматы и пвз что это

Недостатки

Конечно, пользование постаматом не обходится без отрицательных сторон, но их не много. Вот они:

Для многих видов фирм такой способ отправки клиентам подходит идеально. Некоторые отрицательные стороны не касаются определенных сфер бизнеса.

Как правильно работать, сотрудничать с аутсорсом для постамата и пользоваться им

Теперь давайте обсудим, где их ставить и как наладить регулярную работу с этой техникой.

Стоит отметить, что самые загруженные и используемые терминалы обычно находятся в спальных районах. Поэтому там они не оказываются лишними. Максимально подходящее место — крупный продуктовый магазин, в который покупатели идут за хлебом и попутно забирают свой заказ.

Важно заранее определиться, что это доставка в постамат, как она происходит и кто ее будет выполнять. Часть компаний выполняет эту задачу самостоятельно, отправляя коробки через курьеров на полной ставке. Другие просто заключают договор со сторонними логистическими фирмами, которые специализируются на перевозке. Перед тем как сделать выбор, советуем просчитать нагрузку и сравнить затраты.

Заключенный договор с 1-3 сотрудниками, которые будут выполнять загрузку, обойдется дешевле, чем обслуживание через аутсорс. Но во втором случае все заявки будут выполняться более профессионально и оперативно, внезапный рост продаж будет своевременно обработан без затруднений. Если организация будет каждый день комплектовать 1-10 небольших коробок, то 1-2 специалиста легко справятся с этим. А если это ежедневные десятки отправок из интернет-магазина, то лучше сотрудничать с внешней компанией.

Отдельный вопрос — как пополнять и учитывать товары перед отправкой в почтамат. Сначала следует заключить договор с Pickpoint и настроить выбор точек получения, затем — настроить интеграции.

Важно распечатать и наклеить правильную этикетку из личного кабинета во время формирования заказа. Также потребуется составить реестр передачи в 3 экземплярах. Затем вызывается курьер, который доставит посылку на нужный адрес. Мониторить процесс можно на каждом этапе через ЛК или по API-протоколу.

Деньги перечисляются отправителю любым из 2 путей:

Постаматы и пвз что это

Чтобы вести учет продукции, которая будет высылаться клиентам, следует иметь специальные товароучетные программы. Обратитесь в «Клеверенс», если вы не знаете, что максимально подойдет для вас. Наши специалисты подберут для вас подходящий софт с учетом ваших пожеланий и целей бизнеса. Например, это может быть «Магазин 15». Большой функционал, легкое в обращении ПО, интуитивно понятные элементы и возможность покоробочной приемки товаров.

Постаматы и пвз что это

Как забрать посылку, заказ или вещь из постамата

Это делается в несколько простых шагов:

Стоит отметить, что факт выдачи подтверждается не только введенными реквизитами. Кроме этого, ведется фото- или видеофиксация, либо берется цифровая подпись получателя. Это помогает избежать мошенничества, быстро вычислять нарушителей и разбираться в ошибках системы.

Получение сдачи

Мы изучили правила пользования постаматом, теперь стоит разобраться, что делать, если наличных больше, чем нужно для оплаты, а разменять негде. Купюрами или монетами автомат деньги назад не вернет, у него нет такой функции и емкости для выдачи. Но получить остаток можно назад — виртуально.

Вот 3 распространенных способа, которыми можно смело пользоваться:

Если клиент ошибочно заплатил намного больше, например, с банковской карты, он всегда может обратиться в офис фирмы и получить остаток обратно.

В любом случае покупателю выдается 2 чека — об успешном приобретении и о том, что сдача была зачислена выбранным им образом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *