Пост панк что это
Пост-панк
Пост-па́нк (англ. post-punk ) — жанр рок-музыки, сложившийся в конце 1970-х годов в Великобритании как продолжение панк-рока. В отличие от последнего, постпанк отличался бо́льшим разнообразием музыкального самовыражения вследствие широкого диапазона влияния на жанр (краутрок — в первую очередь, такие группы, как Neu! и Can, даб, фанк, диско, экспериментальные альбомы Дэвида Боуи так называемого «берлинского периода», электронные успехи Kraftwerk).
Дебютный альбом Public Image Ltd 1978 года считается первым и одним из наиболее влиятельных, наряду со спродюсированным Боуи альбомом Игги Попа The Idiot, вышедшим в 1977 году, альбомов постпанка. Альбом, по мнению андеграундных критиков музыкальной индустрии 80-х, имел основные предшествующие жанру черты, такие как медленный машиноподобный ритм, глубокий насыщенный холодными обертонами бас, низкий, будто потусторонний, вокал.
Вместо бьющей ключом энергии и гитарной агрессии панка для постпанка характерен медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных, чувство нарастающей тревоги в мелодиях, отстранённый вокал и, как правило, депрессивные меланхоличные тексты, иногда полные размышлений о смерти и смысле жизни. [1] Благодаря работам таких групп, как Joy Division, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus и The Sisters Of Mercy родился производный жанр готический рок.
Ряд групп «второй волны» постпанка, опираясь, с одной стороны, на наследие ряда постпанк-групп (Killing Joke, Wire), с другой стороны — на новую волну, а также на индастриал, играли пост-панк, активно используя в записи электронные инструменты. Мелодичный электронный постпанк (Depeche Mode) по сути был малоотличим от вышедших из новой волны электропоп-групп. На развитие альтернативной музыки большее влияние оказали коллективы на стыке с индастриалом: Chrome, Clock DVA, D.A.F.. Влиятельным деятелем андерграунда 1980-х годов был Fad Gadget — один из лучших мелодистов в жанре индустриального постпанка (одно время сотрудничал с Бойдом Райсом, записав классические произведения в жанре нойз).
Мелодика постпанка легла в основу появившегося в середине 80-х годов течения shoegaze.
Что такое постпанк: 5 фактов о мрачном (но не всегда) жанре
Музыка, которая всегда живее всех живых.
Кадр из лайв-видео Joy Division
Если вам что-то говорят такие названия, как Joy Division, Bauhaus, Gang of Four или The Cure, вы наверняка представляете, что они играли в стиле, который обобщенно называется постпанк. Можно ли вообще загнать столь разные группы под один зонтичный термин? Пробуем разобраться.
1 Постпанк появился почти тогда же, когда и собственно панк
В середине — конце семидесятых годов некоторые музыканты быстро оценили свободу, которую дает панк-рок, но при этом постарались сделать его более «художественным». В Британии это (помимо прочих) были Buzzcocks, The Fall, Joy Division, в США — Devo, Pere Ubu, Suicide и другие.
С одной стороны, постпанк следовал панку: каждый может делать музыку. Можно не уметь круто пилить соляки и не иметь денег на крутые студии, но при этом уметь сочинять крутые песни. Самые клевые записи раннего постпанка, такие как Private Plane Томаса Лира записаны буквально на коленке.
При этом постпанк отошел от панковского нарочитого примитивизма: группы, относимые к этому направлению, очень часто исполняли экспериментальную музыку с насыщенными звуковыми текстурами, как This Heat. Кроме того, они проявляли явное внимание к поп-песням, запоминающимся мелодиям, танцевальной и электронной музыке, что в итоге привело, к примеру, к появлению такого жанра как нью-вейв, а затем и синтипоп.
2 Постпанк часто считают очень мрачной музыкой
Мрачной, депрессивной, но при этом и романтичной, готической. Действительно, такие группы как Joy Division или Bauhaus по-декадентски любовались тлением, распадом и смертью.
Однако не все представители направления были так погружены в готику, эскапизм и самокопание. Был и лихой обличитель Марк Смит из группы The Fall, и высмеивающие культуру потребления Gang of Four. Да и современное преломление постпанка в виде «брекзит-рока» (группы Idles, Fontaines D.C. и им подобные) — это практически газетный комментарий к текущей повестке.
3 Постпанк — один из главных музыкальных импортов бывшего СССР
Удивительно, но факт: некоторые самые громкие музыкальные прорывы российских музыкантов за рубеж связаны именно с постпанком. Попытки выйти на американского слушателя начались с пластинки «Красная волна», где были песни групп «Кино», «Алиса» и «Странные игры».
Гораздо позже — уже в 2010-е годы невероятную популярность в Латинской Америке приобрела группа Motorama.
А в последние пару лет миллионы просмотров собирают минские «Молчат дома», ставшие для многих зарубежных обозревателей ретроманским открытием года.
4 Постпанк всегда возвращается
Уже не перечесть, сколько было волн постпанка. Самым заметным стал «постпанк-ривайвл» нулевых-десятых годов (вспомните, например, группу Interpol).
Прямо сейчас продолжается уже упомянутая волна «брекзит-рока»: многие группы этого направления напрямую наследуют группе The Fall.
5 «Новая русская волна» российской музыки — тоже во многом постпанк
Название «новая русская волна» критики дали целой плеяде отечественных инди-групп, выстреливших в середине десятых годов. С одной стороны, эти проекты отворачивались от англоязычного рока, который был модным в конце нулевых. С другой — они имели мало общего и с традиционным «русским роком» формата «Нашего радио»: при этом они в большинстве своем котировали, например, группу «Кино» и стремились очистить ее наследие от «русскорочных» ассоциаций. С третьей — не ставили во главу угла умение технично играть на гитарах и клавишных.
10 фактов о постпанке
Если ты никогда не хотел что-то понимать в постпанке, то теперь придется.
Постпанк — один из тех многочисленных жанров, которые не поддаются логичному научному описанию, а даны нам, что называется, в ощущениях. К примеру, не так уж сложно в одном предложении охарактеризовать дэт-метал, получится нечто вроде: «тяжелая, скоростная и зверски серьезная форма металла с гитарными тремоло, ревущим вокалом и пониженным строем».
С постпанком такой простой фокус не проходит, ибо это не стиль музыки, а именно что жанр, то есть случайная совокупность колоссального числа артистов, каждый из которых играл что-то свое — кто в лес, кто по дрова. Обобщенно можно лишь высказать, что постпанк это форма альтернативного рока, более спокойная, чем панк, но более нервная, нежели нью-уэйв.
В итоге границы этого самого постпанка столь размыты, что при желании ты можешь туда засунуть все что угодно — да хоть U2 или Янку Дягилеву — и не особенно ошибиться.
Самое смешное, что как музыка постпанк появился до панк-рока. Так что приставка «пост» нагоняет бреду еще больше. Само собой, сам термин, появился позднее. При этом мы можем говорить о тех артистах, которые звучали как стопудовые постпанки задолго и до панка, и до постпанка, и до царя Гороха. Будем звать их протопостпанками. Сюда подпадают некоторые записи немцев Can, их земляков NEU!, и — само собой — Игги Поп с Лу Ридом. Многие любят добавлять Дэвида Боуи, Roxy Music и The Doors, но они больше влияли на постпанк, чем сами звучали как таковой.
В основном, как видишь, речь идет о создателях самой невеселой музыки древности с атрофией в участке мозга, ответственном за радиоформатность.
Когда появился панк-рок не все хотели играть громко и быстро. Потому что сидели на каких-то других наркотиках, ну или потому что считали себя выше всего этого. Как правило и то, и другое одновременно. Имена несогласных можно перечислять до бесконечности, но три ключевые фигуры это, наверное, Joy Division, Wire и Siouxsie and the Banshees. Все три начинали как панки, но мгновенно телепортировались в другую галактику.
Что именно можно назвать первым «настоящим» постпанк-альбомом — вопрос, как обычно, дискуссионный. В упрощенной картине мира таковым легче всего назвать «Pink Flag» лондонской группы Wire. Это 1977 год. На этой пластинке четко слышно, как группа шагает от панка к постпанку, то есть находится в ключевой фазе перемещения, и потому она особенно интересна.
Но требуется напомнить, что такая жанрово важная команда, как Pere Ubu из Кливленда успела выпустить пару (отличнейших) сорокапяток в 1975 и 1976 годах. И там постпанк в полный рост.
Настоящий, оригинальный постпанк был довольно неприятной на слух музыкой, тяготеющей к дисгармоническим и минорным прогонам. Если панк считал себя культурой разрушительной, то постпанк — саморазрушительной.
Сегодня как-то для всех само собой разумеется, что постпанк — всенародно популярный жанр, породивший тучу шлягеров. Но в реальности он совсем для того не предназначался, и стал популярен в основном потому, что в конце концов появились радиоформатные постпанки (в первую очередь The Cure, New Order, Nick Cave and the Bad Seeds). И еще потому, что девять из десяти современных музыкальных критиков росли в детстве на постпанке, а потому последние годы всячески продвигают эту музыку всеми доступными и недоступными средствами.
В России постпанк популярен еще по одной весьма специфической национальной особенности. Дело в том, что почти все родоначальники русского рока — будь то «Алиса», «Звуки Му», «Кино» или «Аквариум» вылезли на свет божий как раз в тот момент, когда в свердловском, питерском да и московском подполье постпанк был в особо почетном фаворе. А потому русский рок восьмидесятых — леденящий печень замес новой волны и дворовых песен на постпанковой основе.
Постпанк оказался феноменально удобной для России музыкой — не надо уметь петь и играть. Не надо даже быстро шевелиться (что требовалось таки для панк-рока). Если пропил все имущество, дозволительно вместо гитары творить под звуки детского пианино из треснувшего пластика. И не надо нагонять тоску — у нас её вечно в избытке.
По сути в постпанке для творческого человека есть лишь одно ограничение — очень трудно потом заставить кого-то все это слушать.
По изложенным выше причинам постпанк пустил корни практически во всем мире. В 80-е годы это был доминирующий андеграундный жанр и в Европе, и в Британии, и в странах третьего мира. В США все было чуть не так — центрами распространения контркультуры на тот момент стали университеты и институтские радиостанции — отсюда изобилие колледж-рока, инди-рока и прочих похожих на постпанк, но все таки других, самостоятельных жанров.
Когда вспоминают об американском постпанке 80-х, то в первую очередь начинают говорить о Sonic Youth — этот факт уже характеризует то, насколько в Америке взгляды на жанр отличались от среднемировых. Но там были еще Swans, Violent Femmes, Wipers а также сотни групп, которые до сих пор непонятно как звать — постпанком или же новой волной.
Самым первым по-настоящему важным стилем музыки, отпочковавшимся от постпанка, стал готик-рок. Произошло это в 1979-1981 годах. Под готик-роком тогда подразумевалось нечто совершенно иное, чем то, что в конце девяностых впаривали школьницам группы вроде HIM и The 69 Eyes.
В одном абзаце рассказывать обо всех достижениях и причудах готик-рока невозможно, но можно просто сказать что пионеры готики — Bauhaus, The Sisters of Mercy — подались в эти вампирские дебри не потехи и балагана ради, а просто искали способ сделать мрачный постпанк еще мрачнее. Хотя куда уж мрачнее…
Этим поджанры постпанка не исчерпываются — был и шугейз (Slowdive), и дримпоп (Cocteau Twins), и даже индастриал (Cabaret Voltaire). Да, индастриал в годы молодости был одной из малых экзотичных форм постпанка, это лишь потом он разросся до какой-то самостоятельной индустрии, имевшей мало общего с первопроходцами.
Особую сложность в идентификацию постпанка вносит то, что многие ключевые артисты жанра кардинально меняли свой стиль, звук и настроение от альбома к альбому. Шотландцы The Jesus and Mary Chain (одна из важнейших гитарных групп Британии 80-х) начинали с нойза, потом нагоняли готики, затем выдавали почти американский инди-рок, после чего как ни в чем не бывало записывали альбом акустических баллад. Столпы жанра Swans и Dead Can Dance тоже пережили немыслимые трансформации.
Если бы все артисты поступали как The Fall или The Cure, то есть всю жизнь пели одну и ту же песню — критикам было бы жить намного проще. Но эти двое скорее исключение, нежели правило.
В девяностые людям стало не до постпанка — американская школа андеграундного рока победила, весь мир стал играть и слушать грандж и коммерческий панк с инди-роком. Хотя попадались исключения вроде Elastica или Yo La Tengo.
А когда пришли двухтысячные подросли все те музыканты и критики, которые по малолетке в школах упивались в хлам под кассеты Joy Division. Отсюда и выросли ноги того, что стали звать postpunk revival. Все вот эти имена, которыми хипстеры стали терроризировать обывателей, они в основном из этих пост-постпанков: The Strokes, The National, The Libertines, Interpol, The Killers — ты и так их знаешь, даже если никогда не слышал. Можно справедливо заметить, что нерва и надрыва, присущего восьмидесятым, в новых группах не ощущается. Но это все-таки надводная часть айсберга, то что стало мейнстримом. Где-то в андеграунде можно найти более матерые образцы (Girlband станет примером). Но так и было всегда с любым серьезным рок-жанром.
Десять пластинок для первого знакомства:
Музыкальный жанр post-punk: смешение музыкальных стилей
Пост-панк (post-punk) – это широкий жанр музыки, который зародился в конце 70-х годов. Появление этого направления связывается с отходом о традиционного панк-рока, который отличался жесткостью и чопорной лирикой. Часто для создания мелодий использовались funk, dub, disco. В некоторой степени post-punk соотносится с new wave, neo-psychedelia, gothic-rock. Ранняя сцена пост-панк-авангарда представлена Talking Heads, The Slits, Joy Division, Pere Ubu, Gang of Four, Wire, Devo.
Зарождение и общая характеристика post-punk
Пост-панк – это собирательный жанр, который включает множество стилей и подстилей. Первоначально не было разграничений между new wave и post-punk, впервые их начали различать только к концу 70-х годов. Некоторые источники отмечают, что создателем этого определения считается Пол Морли (Paul Morley) из NME. Иногда использовалось определение арт-панк, которое предполагало выход за рамки обычного панк-рока лирикой или музыкой.
Музыкальный историк Клинтон Хейлин (Clinton Heylin) помещается отправную точку английского пост-панка между августом 1977 и маем 1978. Появляется множество интересных коллективов, которые соответствовали некоторым рамкам. В этот период зарождается доктрина post-punk. Если рассматривать AllMusic, то здесь под определением понимаются любые песни в жанре панк, но с более авантюрным и хитрым исполнением, сложной лирикой.
Пост-панк-артисты изначально черпали энергию панк-рока, но пришли к разочарованию из-за коммерциализации. Ребята отвергли популистские идеи, они отказались от радикализма и предложили слушателю нечто большее. Группы старались больше экспериментировать, внедрять различные инструменты и жанры. Часто использовался даб, фанк, электронная музыка и даже диско.
Становление жанра: 1977 – 1979 годы
В эпоху панк-рока предпринимали шаги для создания независимых лейблов, среди которых особое место занимали Rough Trade, Factory, Fast Product. К 1977 учредители старались искать методы записи, новые идеи и исполнители. В это время появляется Spiral Scratch EP от Buzzcocks. Некоторые проекты самостоятельно старались заявить о себе и создавали первые хиты без коммерческого влияния крупных игроков.
Различия в США и Великобритании
В Великобритании некоторые группы предшествовали пост-панку, где выделяются работы Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire. Ребята экспериментировали с электронными инструментами, часто применяли магнитофон. С течением времени сцена развивалась, так появлялись коллективы Joy Division, Scritti Politti, Gang of Four. В становлении нового течения сыграли Пол Морли (Paul Morley), Ян Пенман (Ian Penman). Ребята уделяли внимание философии, радикальной политике.
В Штатах наиболее известными считаются Talking Heads. Они стали мейнстримом. Позже к пост-панк-течению подключились Devo и Pere Ubu, который черпали вдохновение и брали концептуальные идеи из индустриальной среды. В Сан-Франциско среди прославленных коллективов выделяются Tuxedomoon, Chrome, MX-80 и Residents, которые распространяли собственные эксперименты.
В рассматриваемый период появляется движение no wave, которое зародилось в Нью-Йорке. Здесь появились группы Teenage Jesus and the Jerks, Mars, Contortions и DNA. Частые тематические вечеринки проходили в клубах Mudd Club и Club 57. Заведения считались центром притяжения для музыкантов.
Дальнейшее развитие пост-панка в 80-х
К началу 80-х британский пост-панк достиг критической отметки в плане популярности. Отдельные критики отмечали, что современная музыка вышла в новую эру, которая позволила совместить поп-культуру и панк-рок звучание. Джон Пил (John Peel) восхвалял Joy Division, PiL. А количество профильных студий поражало: Industrial, Mute, 4AD. Молодая сцена сосредотачивалась в Лондоне и Манчестере.
Широкое распространение и коммерциализация стали причиной отвращения от популярной культуры некоторых исполнителей. Сюда попали Scritti Politti, Пол Хейг (Paul Haig), Josef K и прочие любители авангарда. В этот период начинается развитие new pop и new romantic, которые представлены такими группами как ABC, Bow Wow Wow, The Associates и так далее. Эти исполнители делали акцент на моде, гламуре,
Отдельного внимания заслуживают Depeche Mode, The Human League, Soft Cell, Visage, которые разработали synthpop. Если рассматривать американский рынок, то в начале 80-х зарождается течение no wave, распространившегося из Манхеттена. Представленный жанр отличался включением самых разнообразных стилей, в том числе даб и регги. Сцену представляли Liquid Liquid, B-52.
Спад интереса и возрождение музыкального направления post-punk
По факту интерес к пост-панковому движению пропал после начала коммерциализации звучания. Исполнители переходили в смежные течения, в том числе в new-pop. Некоторые группы из США оказали влияние на появление второй волны new wave. Другие исполнители перебирались в альтернативный рок, куда входит REM.
В 2000-х стилистика снова обрела популярность и оказалась востребованной. Несколько лейблов оживили пост-панк благодаря выходу переработанных компиляций. Появляются и новые группы, в том числе The Strokes, The Rapture и другие. Критики отмечают, что это не возрождение, а временной провал с середины 80-х годов.
Постпанк
Постпанк
Пост-панк | ||
---|---|---|
Направление: | Рок | |
Истоки: | Панк-рок, Глэм-рок, прото-панк, No wave | |
Место и время возникновения: | 1978, Великобритания | |
Годы расцвета: | 1978—1985 | |
Поджанры: | ||