Пост мортем что это такое
Викторианская фотография post mortem, 18+
Все мы видели в кино живых актеров, загримированных под мертвых и изображающих трупы, нас это давно не пугает, мы ведь знаем, что живой человек, или кукла-макет, или нарисованный спецэффект. Мертвецов же, выдаваемых за живых, вы вряд ли видели. Возможно, кто-нибудь вспомнит фильм «Другие» с Николь Кидман.
Информация из Википедии:
Изобретение дагеротипа в 1839 году делает портретную съёмку доступной и популярной, в особенности для тех, кто ранее не мог позволить себе живописные портреты. Этот более дешёвый и быстрый метод создания портрета обеспечивал среднему классу возможность увековечивать память о своих умерших близких.
Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.
Такие же штативы использовались и в магазинах одежды для поддержки тяжелых манекенов.
Мертвая девочка в окружении своих кукол
Очень известная фотография: снимок сестер Браун из Бостона, сделанный в 1890 году. Кэтрин – блондинка слева, – к моменту съемки была мертва. Вторая сестра, Сьюзан, умрет спустя несколько месяцев от той же болезни (вероятно, наследственной).
На этом фото мертв мальчик. Лично я сомневаюсь еще по поводу девочки в центре, но такой информации нет. Покойного выдают темные кисти рук.
Эту девушку в возрасте 18 лет переехал пополам поезд. Родственники «оживили» то, что от нее осталось, как могли.
По поводу этого фото у меня нет 100%-й уверенности. Ребенок мертв, но в некоторых источниках утверждают, что мама тоже.
Жив только мальчик с корабликом, оба близнеца мертвы.
Девочка мертва. Сзади виднеется штатив.
Мертвы все позирующие.
Мертва девушка, которая стоит (обратите внимание на темные кисти рук).
Одна из историй, связанных с фотографиями «пост мортем»:
В 1898 году в городе Клайндон, штат Арканзас, от воспаления легких умерла четырехлетняя Мэри Роулз. Для ее безутешных родителей это несчастье совпало с другим: в соседнем городе при смерти лежала бабушка покойной девочки, престарелая миссис Хегленд. Внучку она безмерно любила и всячески ее баловала; правда, в последнее время, будучи не в состоянии с ней видеться из-за своей болезни, она ограничивалась лишь посылкой ей подарков, главным образом кукол. Зная, что трагическое сообщение сократит и без того недолгие дни миссис Хегленд, родители малышки решились на обман. Мертвую девочку нарядили в красивое платьице, вокруг нее разместили присланных бабушкой кукол. Мэри, сидевшая со склоненной на бок головкой, как бы в задумчивости глядела на своих игрушечных подружек. Фотография была отправлена миссис Хегленд вместе с письмом, в котором сообщалось, что девочка в полном здравии и шлет любимой бабушке привет. Решив, что снимок утешит умирающую, убитые горем родители приступили к подготовке похорон дочки. Но история на этом не закончилась. Накануне погребения, поздно вечером, возле крыльца Роулзов остановилась карета, из которой, поддерживаемая служанкой, вышла миссис Хегленд. Роулзы знали, что она давно не встает с постели, и потому ее неожиданное появление оказалось для них ужасным сюрпризом. Миссис Хегленд, вопреки советам врачей, решилась на это путешествие с единственной целью: увидеть перед смертью дочь, зятя, а главное – любимую внучку. Войдя в дом, бабушка потребовала, чтобы к ней привели Мэри. «Я, может быть, не доживу до утра», – повторяла она слабым голосом.
Растерявшиеся родители ответили, что Мэри сегодня ночует у подруги. Старуху уложили в постель, но она, видимо, почувствовала что-то неладное. Среди ночи миссис Хегленд встала с постели, зажгла свечу и вышла из комнаты. В полутемном зале, освещенном луной, она увидела закрытый гроб. Подошла, с усилием сдвинула крышку. А когда отблеск свечи упал на мертвенно-бледное лицо юной покойницы, старуха вскрикнула и лишилась чувств. Пламя упавшей свечки перекинулось на креп и обивку гроба, на платье Мэри, и через считанные минуты огонь охватил комнату. А вскоре заполыхал весь дом.
Еще одна страшная история связана с этим фото:
Изображенная на фото девушка была единственной дочерью в семье. Когда она умерла, обезумевшая от горя мать наотрез отказывалась хоронить ее, спрятала тело в подвале и 9 дней держала во льду. Согласилась на похороны она только при условии, что дочь сфотографируют, что и было сделано: девушку нарядили, загримировали, дали в руки книгу, в результате получилось то, что вы видите.
В ЖЖ пользователь nmarika пишет:
«На данный момент эта тема является очень притягательной, наверное в первую очередь, потому что непонятна для нашего восприятия. Существуют множество коллекционеров, которые увлекаются такими фотографиями. Например, Коллекция Стенли Бёрнса одна из самых известных на сегодняшний день, около более 700 тысяч фотографий и дагерротипов.
Кстати, фотографии, которые показывают в фильме «Другие» самые что ни на есть настоящие, взятые из той же коллекции Бёрнса. Всё-таки не даром мне понравился этот фильм, было в этом эпизоде и правда что-то необычно жуткое.»
В этой статье я решила не выкладывать наиболее леденящие кровь неподготовленного человека фотографии (в особенности младенчиков с открытыми-нарисованными глазками, и подобных жутковатых взрослых. Если вы не сильно испугаетесь и слегка привыкните к мрачной эстетике викторианских «пост мортем», могу насобирать и выложить еще подборку.
Благодарю тех, кто смог дочитать статью до конца.
Зачем и как мы пишем постмортемы по критичным багам
В какой-то момент у нас стало много хотфиксов — стабильно больше половины деплоев на проде были хотфиксы или откаты. Мы решили анализировать каждый хотфикс, чтобы понять причины, найти системные закономерности и устранить их, не допуская два раза одних и тех же ошибок. Как говорил Джейсон Стейтем (Стэтхэм? Стэтэм?): «Не страшно ошибаться, страшно повторять одну ошибку 2 раза». Ну и мы решили не повторяться. В статье расскажу как мы анализируем хотфиксы и другие критичные проблемы, что у нас получается, а что нет, с какими сложностями столкнулись и как их решали.
Как было раньше
Раньше на проде случались хотфиксы-откаты из-за критичных багов. Мы в QA понимали что нам нужно проводить какую-то ретроспективу по пропущенным багам на прод. Поэтому после каких-то очень проблемных релизов:
собирались и обсуждали проблему;
звали разработчиков, участвующих в этом релизе;
принимали решения (некоторые работают до сих пор).
Основная проблема при таком подходе, что ты не разбираешь каждый хотфикс или откат детально. Ты обращаешь внимание только на очень критичные проблемы. Такая активность не системная.
Когда хотфиксов стало много (примерно половина всех выкладок на прод были хотфиксы) поняли, что этого недостаточно — нужно что-то менять. Мы решили попробовать практику написания постмортемов на хотфиксы и откаты.
Что такое постмортем?
Вообще, постмортем — это посмертная фотография родственников.
Мы узнали об этой практике у нашей команды Платформы. Они уже с 2018 года ведут постмортемы по всем инцидентам в системе.
Постмортем для примера.
Наши люди даже выступали с этими темами на конференциях.
В этом подходе детально разбирается каждый инцидент, вырабатываются экшен айтемы (action items) для устранения и недопущения проблем. Мне этот инструмент показался черезвычайно полезным и мы решили попробовать адаптировать его под наши нужды.
Как начали вести
Мы почитали о практике ведения постмортемов, чтобы не допустить критичных ошибок при их написании. Пошли в репозиторий с постмортемами от команды Платформы, почитали их постмортемы и на основании их шаблона сделали свой (шаблон будет в конце статьи).
Вначале мы вели постмортемы в Nuclino. Но в нём сложно трекать статус каждого постмортема, выполняемость решений и т.д. и т.п. А вот в Kaiten наглядно видно текущий статус постмортема, какие из них без решений, можно строить какие-то отчеты. Поэтому наши постмортемы логично переехали туда.
Скрин с Kaiten.
Чуть поработали и поняли, что у нас есть несколько типов критичных проблем и под каждый из типов создали свой шаблон: некоторые вопросы были актуальны для одного типа, но неактуальны для другого. В итоге получилось 4 типа постмортемов:
По хотфиксам на проде.
По откатам релизов.
По «подливкам» в релиз — когда в релизную ветку подливают фиксы. Иногда на этапе прогона тестов находятся критичные баги. Если бы они попали на прод был бы хотфикс, иначе их бы пофиксили стандартным флоу в следующем релизе.
По STL (Stop the Line). Подробнее что это такое можно почитать в статье «Stop the line или прокачай свой pipeline, йоу»
Пример шаблона для хотфиксов из Kaiten.
Структура и способ ведения
В этом разделе расскажу о структуре шаблона на примере постмортема для хотфиксов. Возьмем один из недавних постмортемов, когда мы делали хотфикс.
Пишем дату хотфикса. Не всегда карточки создаются в тот же день, что и постмортем, поэтому решили проставлять дату случившегося события. Трекинг длительности исправления задач делает Kaiten и выдает нам в отчете. Кроме этого по дате инцидента можно сделать более глубокий анализ, посмотреть частотность по темам, выявить закономерности.
Авторы постмортема. Знаем к кому идти за подробностями инцидента или с уточняющими вопросами по решению. Наличие авторов постмортема не противоречит принципу написания постмортемов «blameless culture». Мы не обвиняем никого в доведении до проблемы, а хотим лишь отобразить участников разбора.
Причины. В этом блоке описываем причину которая привела к хотфиксу, что с технической точки зрения произошло. Стараемся выяснить корневые причины случившегося.
Проблемы. Пишем о том, с какими проблемами могли столкнуться наши пользователи. Какую функциональность мы задели, какие непотребства видели наши пользователи. Или что видели мы, если мы заметили проблему раньше пользователей (алерты, подскочившие графики в Grafana).
Потери. В этом блоке пишем влияние на бизнес, сколько задето пиццерий или пользователей, сколько потеряли в деньгах или во времени (это импакт на пользователей).
Что делать, чтобы ситуация не повторилась. В этом блоке пишем, что можно сделать чтобы не допустить эту проблему в будущем — решения, которые позволят на ранних стадиях заметить проблему или вообще устранить.
Разное. Это поле добавили как свободный ответ в анкетах, вдруг какая-то важная мысль не уложится в заданный нами шаблон. Иногда его заполняют, иногда нет.
Шаблон
Здесь оставлю пример шаблона наших постмортемов без моих комментариев.
## Последствия для бизнеса
## Предложения по недопущению в будущем
## Как можно было избежать проблемы (представь что у тебя есть машина времени и ты вернулся к моменту, когда ты еще не написал этот код, что можно было сделать, чтобы не было хотфикса)
**Создать картохи на написание _автотеста_ по этой проблеме в своем бэклоге и прикрепи их сюда как дочерние**
**Создать картохи по _недопущению хотфикса_ в будущем в своем бэклоге или бэклоге владельцев компонента и прикрепи их сюда как дочерние**
## Что ещё хочется добавить
**Не забудь поставить теги компонента в котором случилась проблема**
Берите себе, адаптируйте и пользуйтесь.
Сложности и как их решали
С «нахрапа» не получилось ввести постмортемы и вести их идеально. Вот наш список проблем.
Не заполняли постмортемы. Банально — да: поначалу люди ответственные за релиз забывали заполнять постмортемы…
Решили проблему добавив в чек-лист «релизмена» пункт о необходимости заполнения постмортема. «Релизмен» — разработчик отвечающий за выкатку релиза, ротируется после каждого релиза.
И проблема решилась. Остались единичные случаи, когда постмортем не заполняется. В таком случае в ручном режиме «тыкаем» ответственного и просим его заполнить. Владелец и хранитель процесса — QA-гильдия.
Не предлагали решений или предлагали слабые решения. Сейчас основная проблема в том, что почти в половине постмортемов нет решений или они очень общие типа «распилить монолит», «тестировать перед мержом в дев», «писать код без багов, а с багами не писать».
Проблему решили припиской в чек-листе, что когда QA пишет постмортем, он должен позвать другого QA. Мы прямо в процессе написания постмортема можем дать обратную связь о слабом решении или вообще о его отсутствии. Либо после написания постмортема нам отправляют его на ревью и мы так же даем обратную связь только уже асинхронно.
Скрин с чек-листа.
Не создавали карточки на решение проблем. Мы используем Kaiten и настроили доски так:
прикреплённая дочерняя карточка с устранением проблемы берется в работу;
постмортем автоматически переезжает в «In progress»;
когда задачу завершают — завершается и постмортем.
Это помогает не мониторить исполнение постмортемов.
Поначалу карточки не создавались, а даже если создавались, то не прикреплялись как дочерние и постмортемы не двигались. Решили тоже просто добавив в шаблон пометку о том, что нужно создать карточку и прикрепить её как дочернюю.
Решения долго берут в работу. Мы все понимаем, что бэклогом владеет продакт и у него есть приоритеты. Мы понимаем, что когда команда берёт техзадачи в спринт, это зависит от множества факторов: понимания продактом важности этих технических задач и последствий (если их не решить), от зрелости самой команды, критичности сервиса и проблемы. Но проблема всё равно болезненная.
Мы провели небольшую аналитику по среднему времени ожидания постмортема до момента когда над ним начали работу. Получилось, что медианное время ожидания постмортема до взятия в работу меньше месяца — 21 календарный день. По результатам навесили на колонку напоминание: когда карточка висит в ToDo дольше, она начинает привлекать к себе внимание.
Когда появляется сигнал мы идем к команде, которая должна решить эту проблему и спрашиваем о судьбе этой карточки. Иногда они становятся неактуальными, это тоже нормально.
Случаются повторные ошибки. У нас была ситуация, когда невыполненное решение одного из постмортемов привело к другому постмортему. Одним из решений когда-то было написать и прогонять нагрузочные тесты на роль Менеджер смены. Команда нагрузочного тестирования не успела взять её в работу и мы словили критичный баг на проде, который можно было бы обнаружить на нагрузочных тестах.
Результаты в цифрах
Мы проанализировали постмортемы за пол года, и вот какая картина получается.
Треть наших постмортемов не имеют конкретных решений на доработку и недопущение проблем в будущем.
Половина наших постмортемов в которых есть конкретные решения ещё не выполнена.
49 дней — медианное время жизни постмортема от появления на доске до выполнения (из тех что выполнили и в которых были решения), а среднее — 82 дня. Такие различия обусловлены большим разбросом значений. Критичные решения или очень простые решаются достаточно быстро, сложные и не критичные могут долго провисеть в ожидании.
Ситуация не радужная, но благодаря ведению этих постмортемов мы знаем о проблеме и можем предпринимать действия по её улучшению.
Выводы
Наше следующее направление по работе с постмортемами после обсуждения на гильдии — сфокусироваться на том, чтобы повысить процент постмортемов, в которых было какое-либо решение.
Мы решили сконцентрироваться на постмортемах без экшен айтемов. Моя первая мысль была: «Не лучше ли фокусироваться на выполнении постмортемов?». Однако, после некоторого обсуждения на комьюнити, мы пришли к выводу, что если пишется постмортем — то должен быть экшен айтем, иначе это «бесполезная работа». Поэтому мы решили увеличить этот процент, а после его увеличения взяться за повышение исполняемости этих постмортемов.
Ведение постмортемов по критичным функциональным багам на проде мне кажется полезной практикой. Мы явно проговариваем и анализируем каждую проблему, которую не хотим больше повторять. Мы получаем конкретные решения каждой проблемы. И в целом наша система становится лучше и меньше подвержена ошибкам.
Что ещё почитать.
Подписывайтесь на чат Dodo Engineering, если хотите обсудить эту и другие наши статьи и подходы, а также на канал Dodo Engineering, где мы постим всё, что с нами интересного происходит. А ещё есть группа в ВК (ну мало ли).
Мифы о посмертных фотографиях
Сегодня не существует ни одного задокументированного исследования о викторианских посмертных фотографиях. Недостаток знаний и долгая незаинтересованность этой областью породили массу заблуждений и фейковой информации, которые быстро распространились в сети. Однако, многие историки и исследователи старинных фотографий с готовностью опровергают заблуждения, породившие неверное представление о феномене постмортем фотографии.
Говоря о посмертных фотографиях нельзя не упомянуть об особом с нашей точки зрения отношении викторианцев ко смерти, о т.н. культе смерти, который, на самом деле, не был порождением одной лишь викторианской эпохи, но развивался постепенно, начиная с иконографии смерти позднего Средневековья. В 19-м веке культ смерти получил новое дыхание благодаря королеве Виктории. После преждевременной кончины любимого мужа королева Англии впала в глубокую депрессию, долгое время не появлялась на публике, а траур продолжала носить ещё 40 лет, до самой смерти. Посмертная фотография Альберта висела над изголовьем королевской постели, причем мертвый находился в естественном для себя положении, т.е. на смертном одре.
Культурологи и искусствоведы стали описывать викторианскую посмертную фотографию по крайней мере с 1980-х годов. До этого постмортем снимки считались слишком болезненной темой даже социологами, писавших об отрицании этого феномена в Америке 20-го века. В «Закрепить тень» Джей Руби замечает:
Широкая публика вовсе оставалась неосведомленной о научных и журнальных публикациях, касающихся этой темы. Частные коллекции викторианских мемориальных и траурных фотографий, возможно, заложили основу для мифологизации. Танатос архив (Thanatos Archive), содержащий каталог с 2000 посмертными портретами, сделал свои изображения доступными в интернете в 2002 году (за абонентскую плату). Бернс архив (Burns Archive) может похвастаться миллионом изображений, но лишь некоторые из них связаны со смертью. Бернс Архив был основан офтальмологом Стэнли Б. Бернсом, автором сборника «Спящая красавица» (Sleeping beauty).
Эти и другие коллекции посмертных фотографий 19-го столетия заложили основу мифа, который развили другие сайты. Большинство сайтов-фальсификаторов представляют подборки из смеси реальных и ошибочных или поддельные постмортем изображений.
Особое место в популяризации фейковых посмертных фотографий занимает сайт eBay. Продавцы на eBay быстро подхватили всеобщую истерию, начавшуюся в англоязычном интернете примерно в 2008 году, и стали подписывать свои обычные фотографии как посмертные. Так и появился миф о ходячих викторианских мертвецах.
Распространенные заблуждения о посмертных фотографиях
Миф: В викторианские времена фотография была дорогостоящим и малодоступным удовольствием для большинства людей. Люди попросту не успевали обзавестись фотопортретом до своей смерти, что и способствовало распространению постмортем снимков.
Разоблачение: На самом деле, фотографии не были особо дорогими в эпоху королевы Виктории и средняя викторианская семья вполне могла себе позволить пару-тройку семейных фотопортретов. Более того, в большинстве крупных городов существовали фотографические салоны, предшественники современных фотостудий, где, собственно, можно было запечатлеть себя или кого другого на фотоснимке по доступной цене. Были также и путешествующие фотографы, которые колесили по провинции и заезжали в небольшие города, чтобы предложить свои услуги в этом районе. Согласитесь, не было бы резона ездить по деревням и маленьким городам, если бы их жители не могли себе даже позволить купить фотографию. И сверх того, куда же девать многочисленные дурацкие фотографии с переодеваниями, постановками и первым фотомонтажом, которыми баловались викторианцы, если бы это было им не по карману?
Де-факто викторианцы очень любили фотографироваться и фотографировать: они с удовольствием позировали, наряжаясь в свои самые лучшие наряды или театральные костюмы, чтобы сделать фотокарточку, нанимали для этого опытных фотографов и устраивали фотосессии. Они были очарованы процессом. Естественно, что спрос на живые портреты было гораздо выше, чем на посмертные. Навскидку, на одну посмертную фотографию приходилось около 200 живых портретов. Отсюда просится закономерный вывод: настоящих постмортем фотографий, дошедших до нас, сравнительно немного и не стоит искать их в каждом попавшемся на глаза старинном снимке.
Миф: Викторианцы придавали настолько натурально живой вид трупам на своих фотографиях, что их невозможно было отличить, используя при этом штативы и другие приспособления.
Разоблачение: Стоит уточнить. Неверно утверждать, что викторианцы не стремились максимально «оживить» мертвых для снимка. Да, это был один из видов посмертной фотографии (но не единственный возможный, как многие полагают), практикуемый многими фотографами и чаще всего по желанию семьи умершего. Вот как звучит объявление бостонских фотографов Southworth & Hawes 1846-го года:
«Делаем мгновенные миниатюры детей и взрослых, а также покойных как в студии, так и на дому. Мы прилагаем большие усилия, чтобы фотографии умерших выглядели симпатично и радовали глаз, и они часто получаются настолько хороши, что создается ощущение будто человек не мертв, а всего лишь погружен в глубокий сон».
Вот что пишет о различных видах постмортем Джей Руби:
Однако, желание «оживить» труп имело свои границы, которые никак не могли быть преодалены викторианскими фотографами, а именно: ни один из них не мог заставить мертвеца стоять.
Головодержатели или штативы
Это один из главных мифов о посмертных фотографиях, который полностью разрушен авторитетными в этой области лицами.
Во-первых, головодержатели, иначе копфгальтеры (на английском head-rest, posing stand) были созданы, собственно, для того, чтобы поддерживать голову модели. Объяснялась эта необходимость длительной экспозицией (для ранних техник как дагерротипия выдержка составляла 15–30 минут, для калотипии – минуту), во время которой человек может случайным (или уставшим) движением смазать себе лицо. И не более того.
Во-вторых, чисто физически невозможно закрепить труп в стоячем положении с помощью этого неустойчивого приспособления. Да и мертвый никогда не будет стоять как живой человек, даже окоченевший или забальзамированный труп не будет выглядеть как живой человек (фото прилагается). Даже сегодня, никто не может закрепить трупы в таких позах, как это видно на псевдо-посмертных фотографиях 19-го века.
Джек Морд, известный коллекционер и исследователь старинных фотографий (как посмертных, так и обычных), создатель фотосайта Танатос архив, однозначно опровергает миф о копфгальтерах:
«Ни одна из «стоящих» посмертных фотографий, которые вы видите на eBay, на которых изображены люди в положении стоя, но которых якобы «подпирали» или «поддерживали» с помощью штативов и стендов. не являются посмертными фотографиями. Ни одна. Ножка штатива, которую вы можете видеть позади этих людей является безобидным головодержателем, используемым фотографами того времени, чтобы человек случайно не смазал снимок. Люди на eBay, продающие фальшивые посмертные фотографии, на которых человек стоит – жулики, делающие деньги на вашем невежестве, заставляя платить больше за обыкновенное фото живого человека».
Джей Руби также упоминает об фиксирующих устройствах, что объясняет, почему многие викторианцы на фотографиях имеют странный вид:
«В фотографической студии 1840-60-х годов головы людей слегка зажимали специальными устройствами, которые мешали любому ее движению. Моделям говорили, чтобы они сидели или стояли совершенно неподвижно и даже не моргали, т.к. малейшее движение могло испортить снимок и все это в продолжении длительного времени. В результате, на фотографиях получались безэмоциональные физиономии, деревянные и невыразительные позы».
К опровержению мифа о штативах присоединяется и Стенли Бернс:
«Утверждение, что металлические стойки и аналогичные устройства использовались для “оживления” мертвых, совершенно ошибочно. Использование фотографами 19-го века штативов или подставок (иногда их называют подставками Брэди, в честь американского фотографа Mathew B. Brady), которые поддерживали живых людей во время длительной экспозиции, породило этот миф… В действительности, наличие поддерживающего устройства является доказательство того, что человек на снимке был жив на момент съемки».
Забавно получается, но благодаря головодержателю, засвеченному на снимке, наоборот, можно с уверенностью утверждать, что изображаемый на нем человек жив!
Исключение иногда подтверждает правило. Мертвых иногда все же заставляли стоять. Тем не менее, это делалось для судебно-медицинской фотографии, а не мемориального портрета. В «Викторианской книге мертвых» (и одноимённом блоге), Крис Вудьярд (Woodyard) поясняет, что по предварительным фотографиям некоторые трупы оставались неопознанными из-за обезображивания. Судебные фотографы в самом конце викторианской эпохи пытались восстановить частично разложившиеся или расчленённые тела, а затем сфотографировать их в положении стоя или сидя.
Больших успехов на этом поприще добился румынский врач Николас Минович (Minovici). Он был известен своими инновационными методами восстановления трупов для их идентификации. Минович заменял глаза на искусственные, а не красил веки при ретушировани фотографии. Для того, чтобы зафиксировать мимические мышцы, он использовал небольшие булавки, чем придавал трупу различные выражения лица. Желающие могут найти фотографии в архивах этого славного патологоанатома (Archives d’anthropologie criminelle, de criminologie et de psychologie normale et pathologique), чтобы увидеть, насколько эффективно и эффектно это было (имейте в виду, это действительно пугающие фотографии).
О том, использовали ли викторианцы для посмертных фотографий методы Миновича однозначного мнения нет, поэтому здесь царят домыслы о подрезанных веках и натянутых булавками улыбках.
Многие факторы влияют на качество фотографии. Уровень и цвет освещения, небольшие движения человека из-за дыхания, колебания камеры. В нецифровом мире фотографии размытие иногда было неизбежно. Человек мог неудачно моргнуть и смазать глаза либо вовсе по своему желанию закрыть глаза, а фотограф мог потом дорисовать их на снимке (или нет). Мог получиться затемнённый снимок, создающий эффект отёчности конечностей, а взгляд мог получиться отсутствующим. Все эти факторы также нельзя упускать из виду, как и долгую выдержку фотоаппаратов того времени.
Тем не менее, известны ровно две ссылки на подлинные посмертные фотографии, на которых трупы заставляли стоять (найденные Вудьярдом). Сами фотографии теряются в истории. В одной из этих выдержек фотограф описывает посещение ирландской семьи, которые для того, чтобы установить тело в вертикальном положении, заморозили труп и для непринужденности нахлобучили на голову шляпу: «Эффект был ужасный, но семья была в восторге». Другой фотограф заключил, «что стоящий труп на фотографии выглядит намного лучше, чем лежачий» и для этого он привязывал детские трупы к обратной стороне спинки стула.
В то время как среди разрушителей мифов множество авторитетах лиц, которые пишут о старинных фотографиях эссе, диссертации и научные работы: культуролог Дэн Мейнвальд (Dan Meinwald), историк Джей Руби, искусствоведы Патриция Мунфорте (Patrizia Munforte) и Р. Дж. Нойе (R. J. Noye), фотограф, писатель и куратор Роберт Хирш (Robert Hirsch) и историк фотографии Одри Линкмэн (Audrey Linkman). Никто из них никогда не упоминает о стоящих трупах и специальных изощренных механизмах (включая подрезание век, подрисовывание на веках глаз (не путать с ретушью и монтажом), вшивание стальных прутьев и проч.).
Среди них можно выделить Патрицию Мунфорте, которая вместе с пользователями Танатос архива обсуждает конкретные викторианские фотографии: пост-мортем или нет. Она подчеркивает, что большое значение в определении подлинности посмертной фотографии является анализ композиции снимка. Патриция поддерживает мнение о Руби о трех стилях викторианской посмертной фотографии. Также именно она разрушила миф о фотографиях Райтмейра (Reitmayer), обнаружив, что снимок якобы полученный после его смерти является лишь результатом монтажа более раннего, сделанного при жизни.
Вместо постскриптума
Пожалуй, самое грустное в этой истории, что на данную интернет-утку повелись такие авторитетные сайты как ScienceBlogs и BBC, разместившие у себя фейковую информацию с ненастоящими посмертными фотографиями откуда мифы потекли по всему интернету и добрались до рунета.
Пару слов о подделках: в интернете также гуляют гипертрофированно ужасные фотографии, которыми пугают как посмертными. На самом деле некоторые шутники просто забавляются, обрабатывая снимки 19-го века и потом выкладывая с надписью «ужасный викторианский постмортем».
Ну конечно же, на глаз определить спит ли ребенок или мертв, человек просто прикрыл глаза и расслабился или действительно умер – невозможно. Именно этим занимаются специалисты и коллекционеры старых фотографий, а также любители и энтузиасты, имеющие доступ к таким частным коллекциям, как Танатос архив. А некоторые даже собирают и обсуждают в интернете фальшивые посмертные фотографии, чтобы помочь людям не остаться обманутыми.