Пост гедальи что это

Пост Гедалии

Пост гедальи что этоПервый иерусалимский Храм

Пост Гедалии (или пост Гедальи) – это день траура и поста, отмечаемый 3 тишрея по еврейскому календарю, на следующий день после Рош аШана. Если этот день выпадает на субботу, пост сдвигается на воскресенье. Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, в это время ничего не едят и ничего не пьют.

6 век до н.э. был сложным периодом в истории Иудейского царства – маленькая страна находилась между двумя могучими державами: Вавилоном с одной стороны и Египтом с другой. Правители Иудеи пытались лавировать между гигантами, стремясь найти более выгодного союзника и покровителя. После смерти провавилонски настроенного царя Иешаягу на иудейский трон сел его сын Иегоахаз. Однако египтяне заменили его своим ставленником и превратили Иудею в свою данницу.

Но в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор разгромил египтян и покорил Иудею. Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, но в 598 году до н.э. Иудея вновь выступила на стороне Египта. В ответ вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, в том числе царедворцев, военных, оружейных мастеров и т.д. Общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навуходоносор поставил наместником царя Цидкиягу. Но в 591 году Цидкиягу возглавил очередное восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в сплошную пустыню. Людям низших сословий было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии.

Гедалия стал усиленно поощрять деятельность по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала возрождаться. Это стало известным, и многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, стали возвращаться в страну. Губернатор призывал народ хранить лояльность по отношению к Вавилону и обещал мир и безопасность. Можно сказать, что обещание это было выполнено – вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев, а даже защищал от враждебных соседей.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии, находился Исмаил, один из царевичей рода Давида. Исмаил, видимо, считал, что он будет гораздо лучшим правителем для Иудеи, и что Иудее нужно ориентироваться в своей внешней политике на Египет, а не на Вавилон. Поэтому он нашел союзника в лице царя государства Аммон, который с беспокойством следил за ростом новой еврейской колонии.

В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости. Евреям осталась одна возможность – бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло.

В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с еврейским народом вскоре после разрушения Первого Храма, и был установлен этот пост, называемый постом Гедалии.

Итак, гибель Гедалии явилась последним звеном в той трагедии, главным символом которой служит разрушение Храма. И прежде всего именно это обстоятельство является причиной того, что этот пост предписано соблюдать всем поколениям евреев. Но эта трагедия имела так же и свой собственный смысл. Как политик, Гедалия не пытался повлиять на политическую действительность, но лишь учитывал ее, признавая право на власть сильнейшего. Он стремился сохранить остающийся на Святой земле народ, видел свою задачу в том, чтобы сохранить на Святой земле хотя бы следы еврейского присутствия. И то, что его дело провалилось, что оно было разрушено «политиками», достойно вековой скорби. После убийства Гедалии расторглась связь народа со своей землей: в тот раз всего на несколько десятилетий, но в следующий – уже на значительно больший срок.

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники» Пост гедальи что это

Источник

Пост гедальи что это

Пост гедальи что это

Пост Гедальи

На следующий день после Рош Гашана, третьего Тишрей, наступает пост Гедальи, который упоминается в Книге Зехарии как «пост седьмого [месяца]» — ведь Тишрей — седьмой месяц.

Если Рош Гашана выпадает на четверг и пятницу, пост переносится на воскресенье, потому что в субботу постятся только в Йом Кипур.

Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд. Кантор включает в утреннюю молитву отрывок Анену («Ответь нам»); при выносе свитка Торы читают, как в Рош Гашана, «Тринадцать Качеств Всевышнего» и Ваяхаль.

Этот пост был установлен мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи, по наущению царя Аммона. Со смертью Гедальи погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль, едва тлевшая после разрушения Первого храма, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее.

Когда Навухаднецар разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними Гедальягу, сына Ахикама. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись земледелием — обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.

В память об этих ужасных событиях мудрецы объявили день гибели Гедальи днем поста.

Существует мнение, что Гедалья был убит первого Тишрей, но поскольку в праздник нельзя поститься, пост начинается после Рош Гашана.

Про этот пост сказано (Талмуд, Рош Гашана, 18):

От новолуния до десятого Тишрей

Семь дней между Рош Гашана и Йом Кипуром называются «Десятью Днями Раскаяния» (хотя их всего семь), потому что они составляют главную часть десяти дней, отведенных на раскаяние: два дня Рош Гашана, Йом Кипур и семь дней между ними. Поскольку у Рош Гашана и Йом Кипура есть свои особые имена, «Десятью Днями Раскаяния» (или «Трепета») называют дни между ними. Они называются также «периодом между новолунием и десятым Тишрей» (Йом Кипуром).

Названия напоминают человеку о значении этих дней — периоде между двумя днями суда, Рош Гашана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на нем ставят печать.

Десять дней раскаяния

Вс-вышний любит Свой народ и желает не смерти грешника, а его раскаяния и возвращения на праведный путь. Поэтому Он установил дни, когда Он особенно близок к нам и немедленно принимает раскаяние, как сказано у Пророков (Йешайа, 55): «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко».

Мудрецы объясняют: «Мы знаем, что иногда можно найти Г-спода, а иногда нельзя; иногда Он близко, а иногда далеко. Когда Он близко и Его можно найти? В течение десяти дней между Рош Гашана и Йом Кипуром».

Поэтому, хотя молитва и раскаяние помогают всегда, в эти десять дней они наиболее уместны и принимаются без промедления.

В эти дни произносят дополнительные молитвы, читают Слихот и выполняют заповеди более усердно, чем в любое другое время года.

Из страха перед Судом в эти дни не допускают к клятве тяжущихся в земном суде; судьи не отлучают тех, кто этого заслуживает, рассчитывая, что он раскается в Йом Кипур. Принято также не устраивать в это время свадеб.

Все эти десять дней, от вечерней молитвы в первый день Рош Гашана до молитвы Неила в конце Йом Кипура, вносят небольшое изменение в текст Кадиша: говорят в нем «выше и выше», а не просто «выше», как круглый год.

Сказано в Йерушалми (Иерусалимском Талмуде, Шабот, 1): «Рабби Хийа сказал Раву: Если ты можешь садится за стол только в состоянии ритуальной чистоты в течение всего года — то так и поступай, если нет — делай это семь дней в году».

Ави Аэзри комментирует: «Мои святые учителя сообщили мне, что эти семь дней — неделя между Рош Ашана и Йом Кипуром».

Молитва в эти дни

Порядок молитвы в эти дни остается прежним, но к ней добавляются фрагменты: «Запомни нас для жизни» и «Кто подобен Тебе» в двух первых благословениях, а в двух последних — «И запиши» и «В книге…» Если молящийся забыл произнести эти слова, ему не нужно возвращаться к ним.

В конце благословения «Ты свят» говорится «Святой Царь», а не «Святой Г-сподь», и забывший произнести эти слова должен начать молитву сначала. Благословение «Верни наших судей» заканчивается словами «Царь и Судья» вместо обычных «Царь, любящий суд и справедливость», но тот, кто совершит ошибку, не должен повторять благословение, ибо и в обычном тексте содержится упоминание о Суде. Во все дни, кроме субботы, в Шахарите и Минхе читают молитву Авину Малкейну — «Отец наш, Царь наш».

Дважды в день, утром и вечером (в вечерней молитве Маарив), читают Псалом Давида «Господь — свет мой и спасение мое». Некоторые читают его днем, а не вечером.

Его читают с начала месяца Элула и до Шмини Ацерет. Во многих сефардских общинах читают этот Псалом весь год (исключая субботу).

Раскаяние

Раскаяние может искупить любой грех. Даже тот, кто грешил всю жизнь, будет полностью прощен, если он раскаялся в последнюю минуту жизни, как сказано (Йехезкелъ, 33): «И злодеяния нечестивого не будут преткновением ему в день раскаяния в своих беззакониях».

Неверно, что раскаяние искупает только грехи, совершенные «физически», такие как грабеж, кража и т.д. Точно так же человек может и должен вспомнить свои дурные мысли и намерения и раскаяться в том, что он гневался, завидовал, ненавидел, жаждал богатства.

Словом, он должен раскаяться во всем, как сказано в Танахе (Йешайа, 55): «Оставит нечестивый путь свой, и человек несправедливый — помыслы свои».

Эти помыслы могут быть страшнее греховных деяний, ибо человеку труднее раскаяться в них.

Особенно важно раскаяться в греховных поступках и помыслах, ставших частью повседневной жизни, не откладывая раскаяние на будущее, дабы не стать одним из тех, кто все время повторяет: «Я согрешу, раскаюсь, опять согрешу и опять раскаюсь». О таких людях мудрецы сказали, что им так и не удается раскаяться.

Тот, кто, привыкнув к греху, сумеет вырвать его из себя и раскается в нем, будет угоден Вс-вышнему не меньше, чем тот, кто принесет жертву в Храме, и награда его будет велика. Ибо чем сильнее человек сросся с грехом, тем труднее его оставить, тем глубже раскаяние и тем больше награда.

Это же относится к месту, времени и возрасту человека.

Если в каком-то городе один грех распространен больше, чем другие, то искоренить его важнее всего и раскаяние в нем в глазах Вс-вышнего ценнее других добрых дел. Тому, кто раскается в нем, Вс-вышний поможет раскаяться во всех остальных грехах. Тому же, кто закоснеет в нем, не помогут на Суде тысячи добрых дел. Он подобен человеку, окунающемуся в микву, держа в руке нечистое насекомое.

Если какой-то грех больше других распространен в некую эпоху, людям этой эпохи необходимо прежде всего искоренить его в себе и раскаяться в нем. Это раскаяние может стать решающим в День Суда, когда Вс-вышний будет судить людей целого поколения.

То же самое и с человеческим возрастом.

В детстве человек ведет себя не так, как в юности, в юности — не так, как в зрелом возрасте. В каждый из этих периодов йецер гара — недоброе начало, стремление к злу, живущее в каждом человеке, — подталкивает его к различным грехам. Поэтому необходимо знать, к каким грехам человек склонен в данный момент, в данном возрасте, более всего, искоренить их и раскаяться в них.

Правда и мир

Самые прекрасные и возвышенные вещи на свете — это правда и мир. Это важно знать всем, особенно молодым людям. Те, кто воспитывает в себе любовь к этим категориям, редко совершают дурные поступки.

Даже закоренелые грешники, решившие говорить только правду и добиваться мира, удостаиваются после этого раскаяться в своих грехах и искоренить их.

В наше время, когда очень многие люди закоснели во лжи и привыкли враждовать друг с другом, особенно важно, чтобы свой путь к раскаянию они начали с отказа именно от этих грехов.

Некогда жил великий грешник, совершивший множество преступлений. Однажды в нем пробудилось желание раскаяться, но он не знал, что ему теперь делать. Тогда он обратился к знаменитому праведнику и сказал ему:

«Я нарушил почти все законы Торы. Научи меня раскаянию, чтобы я мог искупить свои грехи и никогда больше не вернулся к ним.»

Праведник спросил: «Пойдешь ли ты по пути раскаяния, если он окажется трудным и тернистым?»

«Да, — ответил злодей, — пойду, даже если мне придется прыгнуть в пылающую печь.»

«Путь, который я тебе укажу, — сказал праведник, — куда труднее.»

Он дал злодею следующее указание: «Возвращайся домой и делай все, что захочешь, но если тебя спросят, что ты делал, говори только правду, ничего не скрывая».

Злодей начал жить согласно этому указанию. Вскоре он решил совершить кражу, но заколебался: «Если меня заподозрят в краже и допросят, мне придется признаться и я попаду за решетку!» От кражи пришлось воздержаться.

Клятва, данная праведнику, удержала его от множества преступлений. Как-то раз он все-таки поддался соблазну и украл, но, попавшись, сразу же сознался. После этого он навсегда бросил свою преступную деятельность.

Правда удерживает от греха и приводит человека к раскаянию вернее, чем пост и воздержание.

Так же, как любовь к правде удерживает человека от греха, стремление к миру подталкивает его к добрым делам. Тот, кто стремится к миру и поддерживает добрые отношения с окружающими его людьми, обязательно перенимает у них их положительные черты. Они, в свою очередь, учатся у него добру. Таким образом он помогает и себе, и окружающим.

Расстаться с грехом

Настоящее раскаяние обязательно включает полное расставание с грехом. Тот, кто оставил путь греха на некоторое время, но потом вернулся к нему, получит, конечно, награду за свое воздержание, но ни в коем случае не будет считаться раскаявшимся. Его прежние грехи не будут прощены, потому что он не расстался с ними.

Раскаяние — одна из важнейших сторон человеческой жизни, поэтому каждый человек должен спрашивать себя, исполнил ли он заповедь раскаяния. Может быть, его новые грехи берут начало в старых, в которых он не раскаялся?

Поэтому многие благочестивые евреи каждый год в Десять Дней Раскаяния избавляются от одной из своих слабостей с тем, чтобы больше никогда к ней не вернуться.

Даже если раскаявшемуся удалось искоренить незначительный недостаток, его раскаяние в нем очень важно, поскольку раз недостаток искоренен окончательно, в будущем человек сможет устоять перед искушением. Значит, его раскаяние было полноценным!

Этот обычай может стать достоянием всех нас. Помимо угрызений совести за совершенные проступки, необходимо в первые дни каждого года бесповоротно искоренять наши дурные привычки, завершая таким образом обязательный путь к раскаянию.

Сила раскаяния

Раскаяние приближает к Вс-вышнему даже людей, далеких от Него. Вчерашний грешник, раскаявшись, становится одним из любимых Его сыновей.

Все пророки требовали от сынов Израиля раскаяться, ибо для грешника раскаяние — единственное спасение.

Тора обещает, что в конце времен все евреи раскаются и будут спасены (Дварим, 30): «И будет, когда сбудутся эти слова… И обратишься ты к Г-споду Б-гу твоему… Тогда возвратит Г-сподь Б-г твой изгнанников твоих и смилуется над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, по которым тебя рассеял…» (Ромбам)

Наши мудрецы сказали о раскаянии:

«Туда, где стоят раскаявшиеся, не могут попасть даже праведники». (Брахот, 34)

«Сила раскаяние такова, что оно превращает грехи в заслуги». (Йома, 81)

«Когда Мудрость спросили, какое наказание ждет грешников, она ответила: “Их грехи будут их преследовать”. [На тот же вопрос] Вс-вышний ответил: “Они раскаются”.» (Йерушалми, Макот, 2)

«Раскаявшийся награждается так же, как тот, кто пришел в Иерусалим, построил Храм, воздвиг жертвенник и принес на нем все предписанные Торой жертвы». (Ваикра Раба, 7)

«Первый же росток раскаяния поднимает человека не на десять, не на двадцать и даже не на сто миль [к небу]. Он достигает не первого и не второго Неба, а подножия Трона Вс-вышнего». (Псикта Рабати 44)

«Как велика сила раскаяния! Оно делает человека царем над всем миром, надевает на его голову корону, излечивает все болезни и спасает от всех бед».(Тана Дебей Элиягу Раба, 18)

Источник

Пост Гедальи

Пост гедальи что это

Пост гедальи что это

Третьего числа месяца тишрей, на следующий день после Рош а-Шана, наступает Пост Гедальи (на иврите «Цом Гедалья») — один из четырех постов, установленных пророками в память о разрушении Храма.

История Гедальи поучительна и интересна, но, к сожалению, ее детали многим и поныне остаются неизвестными. О деятельности Гедальи, его гибели и последующих событиях кратко сообщается в Млахим II, 25:22-26 и более подробно в Ирмеяу, 40:5-43:7.

События, из-за которых в еврейском календаре появилась эта траурная дата, произошли уже после того, как пал Иерусалим, завоеванный вавилонским царем Невухаднецаром, а Иерусалимский храм, построенный царем Шломо, был разрушен. Вассальным правителем, наместником Иудеи, был назначен Гедалья (Гедальяу), сын Ахикама, который происходил из известной и знатной семьи. Его дед Шафан был писцом царя Йошияу, а Ахикам, отец Гедальи, спас от смерти пророка Ирмеяу (см. Ирмеяу, 26:24).

Гедалья сделал своей резиденцией Мицпу, город в наделе колена Биньямина, примерно в 12 км севернее Иеру-салима. Когда в Мицпу прибыли военачальники, а также пророк Ирмеяу, Гедалья обратился к ним с воззванием: «Не бойтесь служить халдеям! Оставайтесь в Стране, служите царю Вавилона, и будет вам хорошо. А я — вот живу в Мицпе, готовый стоять перед халдеями, которые придут к нам. Вы же — собирайте виноград, и летние плоды, и оливы, и складывайте в свои сосуды, и живите в ваших городах, которые вы заняли» (Ирмеяу, 40:9-10). Далее сообщается, что евреи-беженцы, которые спасались во время войны на территории соседних государств — Моава, Амона и Эдома — вернулись, когда узнали о назначении Гедальи, и им удалось собрать большой урожай.

Как видно, назначенный наместником Гедалья заботился в первую очередь о благе народа, был готов защищать его перед чужеземной властью и в этих тяжелых условиях пытался восстановить нормальную жизнь в Стране Израиля.

В отличие от Гедальи, Ишмаэль думал только о своих интересах и ради них был готов вероломно убивать. По мнению комментаторов, упоминание о его происхождении указывает на возможную подоплеку убийства Гедальи: Ишмаэль считал, что власть должна принадлежать ему самому, потомку царского рода. Отметим, что в рассказе об убийстве Гедальи в Танахе нет никаких указаний на то, что Ишмаэль пытался оправдать свои действия патриотическими аргументами или обвинял Гедалью в сотрудничестве с вавилонскими властями. Наоборот, сам Ишмаэль представлен соучастником царя аммонитян, и об этом свидетельствует не только обвинение Йоханана в его адрес, но и тот факт, что в конце он бежал к аммонитянам. Возможно, Ишмаэль надеялся заручиться поддержкой Баалиса, царя аммонитян, и с его помощью воцариться в Иерусалиме, если представится такая возможность. Баалис же, по-видимому, рассчитывал включить территории Иудеи в состав своего царства и считал, что, если Гедалья будет убит представителем царского рода, вавилоняне сочтут это восстанием против них и покарают все еврейское население.

В Танахе не указывается точная дата убийства Гедальи, сообщается только, что он был убит в седьмом месяце, то есть в тишрее. Судя по всему, правление Гедальи в Мицпе продолжалось недолго, всего около двух месяцев после завоевания Иерусалима и разрушения Храма. Согласно трактату Вавилонского Талмуда «Рош а-Шана», убийство Гедальи произошло в третий день месяца, в который и был установлен пост. Есть также мнение, что убийство Гедальи произошло в сам день Рош а-Шана, 1 тишрея, но пост был установлен 3 тишрея, так как в праздничные дни поститься запрещено.

После того, как Йоханан, сын Кареаха, и люди, которые были с ним, освободили пленных, они решили, что оставшихся в живых евреев вавилоняне покарают за убийство наместника, и вознамерились бежать в Египет. Военачальники и весь народ попросили пророка Ирмеяу, чтобы тот обратился с мольбой к Всевышнему за уцелевших представителей народа и вопросил о том, что им теперь делать, пообещав выполнить те указания, которые они получат.

Ответ, переданный через Ирмеяу, был однозначным: «Если вы останетесь жить в этой стране, то отстрою вас — разрушать же не стану, и насажу вас — вырывать же не стану. Так как Я сожалею о том зле, которое вам сделал. Не бойтесь царя Вавилонского, который страшен вам, не бойтесь его, — слово Б-га, — ведь Я с вами, чтобы спасти вас и избавить от его руки. И Я удостою вас милости, и он пожалеет вас, и он вернет вас на вашу землю!» (Ирмеяу, 42:10-12). Всевышний через пророка Ирмеяу предрекал, что если евреи все же решат отправиться в Египет, то все, из-за чего они опасаются оставаться в Стране Израиля, настигнет их в стране-убежище. Но Йоханан и примкнувшие к нему военачальники предпочли не послушаться, обвинили пророка во лжи и увели остаток народа в Египет. Среди уведенных силой был и сам пророк.

Рабби Моше бен Маймон (Рамбам; 1138–1204) обращает внимание на общенациональный аспект убийства Гедальи и последующих за ним событий. В своем труде «Мишне Тора» он пишет, что пост 3 тишрея был установлен из-за того, что после убийства Гедальи погасла последняя надежда евреев на мирное возрождение и завершился процесс их полного изгнания из Страны Израиля (см.: Законы постов, 5:2).

Стоит отметить, что последний шанс на сохранение еврейской общины в Стране Израиля был упущен уже после убийства Гедальи, когда Всевышний гарантировал это евреям через пророка Ирмеяу. Гедалья не прислушался к совету Йоханана и из-за этого был убит. Но и сам Йоханан не послушался пророка, и это привело к очередным бедам. Если в прошлом евреи не послушались предостережений пророка и это привело к изгнанию и разрушению Храма, то теперь, вновь не послушавшись его и избрав бегство в Египет, они упустили возможность остаться на родной земле. Еврейская община в Эрец-Исраэль была восстановлена лишь после того, как изгнанники начали возвращаться из Вавилона — примерно через пятьдесят лет после убийства Гедальи и последующих за ним событий.

Источник

Пост Гедалья

от Пост гедальи что эторав Реувен Куклин 2 Tishri 5782 – 08.09.2021, 22:11 3.6k Просмотры 4 Голоса 1 комментарий

Определение

Пост 3-го Тишрея (на следующий день после Рош а-Шана), который постановили наши мудрецы в память о трагическом происшествии.

О чем постимся?

Со смертью Гедальи погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль и служения Творцу без помех, едва тлевшая после разрушения Первого Храма, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. В память об этих ужасных событиях мудрецы объявили день гибели Гедальи днем поста.

Пост гедальи что это

Пост гедальи что это

Смерть праведников

Чему нас этот пост учит?

Из этого мы можем выучить важный урок: человек обязан хорошо взвесить свои поступки, которые он желает сделать, побужденный духом благочестия (т.е., такие действия, которые человек не обязан по Торе делать, и он желает сделать, чтобы порадовать Творца). Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» пишет, что о таких действиях следует глубоко задумываться и стараться понять, куда простираются их последствия. «Иногда поступок сам по себе выглядит добрым, но его дурные следствия обязывают отказаться от него, а тот, кто совершит его, будет грешником, а не благочестивым» — пишет Рамхаль.

Рамхаль приводит в пример повеление Торы (Ваикра 19:17): «…Наставляй народ свой. ». Он пишет: «Нередко бывает, что человек приходит наставлять грешников в таком месте или в такое время, что его слова не будут услышаны и станут для грешников лишь поводом еще больше распоясаться в своем злодействе, осквернять имя Всевышнего и добавить к [неосознанному] греху [осознанное, еще более тяжелое] преступление». По его словам, «в таких ситуациях благочестие — это молчание».

Также человек, который желает исправить свои черты характера должен вести эту работу над само исправлением с большой мудростью и серьезно задуматься, не приведет ли его эта работа к противоположному результату. И так пишет Виленский Гаон (Эвен Шлема, 1): «Необходимо тщательно проверять, какое дурное качество усиливается в нем, и после этого очиститься [от него]. Не так, как вожделеющие плотских наслаждений, которые постятся, и [от этого] их страсть многократно возрастает. И для этого нужна большая хитрость в Богобоязненности — против хитрого змея (имеется в виду ецер ара – дурное начало). Тому же, кто ленится копаться во всех своих плохих чертах, не помогут никакие ограды и межи, которые он устраивает».

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *