Пост 3 дня перед причастием что можно есть
Пост перед Причастием
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Пост перед Причастием
Зачем нужен пост перед Причастием
Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.
Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.
Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.
Сколько дней поститься перед Причастием
Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.
Можно ли не поститься перед Причастием
Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.
Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.
Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.
Читайте также
Как нужно поститься перед причастием и исповедью
Здравствуйте, дорогие друзья! Исповедь и причастие даны человеку Всевышним как великий дар. Но перед этим Таинством обязательно надо поститься. Все верующие должны знать, как поститься перед причастием, как подготовиться к Таинству, как сдерживать себя, что можно вкушать, какие читать молитвы, как себя вести, как правильно подготовиться.
Как обрести чистоту души
Чтобы человек мог очистить душу от грехов, Господь дал нам возможность покаяться. В христианстве исповедь – это «второе Крещение». Когда мы, преодолевая стыд и душевную боль, бичуем себя, откровенно признаёмся Господу Богу в своих неправедных деяниях, очищаем душу от скверны, получаем второе Крещение.
Что даёт нам Таинство? Благодаря откровенному раскаянию, мы словно оживаем, обретаем вновь душевную чистоту и облегчение. Исповедь — это ещё и путь к новой чистой жизни, когда человек решает, что он больше не будет повторять эти грехи.
Когда человек раскается, то его душа обретает небывалый покой, ему становится легко и радостно жить, отступают все хвори, печали, несчастья. В теле прибавляется сил и энергии.
А нужно ли всё рассказывать священнику, ведь человек, совершивший грех уже раскаивается? Раскаяние перед самим собой – это не духовное наказание. Самому себе можно рассказать, но к самому себе мы не будем строго относиться и бичевать себя.
А как же стыдно рассказать чужому человеку (в христианстве — это священнику) о том, что совершил. Священник выступает посредником между Господом и человеком, поэтому принято исповедоваться именно ему. В этом и заключается смысл исповеди.
Рассказывая священнику о совершённом проступке, человек вдруг видит всю глубину своего греха, осознаёт это, искренне раскаивается в содеянном. Потом он получает отпущение грехов и уже в следующий раз будет задумываться над тем, а нужно ли снова совершать этот неблаговидный поступок.
Признайтесь сами себе, что грешить приятно, легко, а вот рассказать о грешных делах и раскаяться – это довольно тяжкий крест. Смысл этого Таинства в том и заключается, чтобы облегчать этот крест.
Многим исповедь помогает остановиться и больше не совершать проступков, за которые потом становится стыдно.
Подготовка к великому Таинству
Чтобы правильно подготовиться к исповеди и причастию, надо знать несколько утверждённых канонов. Каждому христианину, готовящемуся к этому обряду надо поститься. Сколько дней нужно держать пост? Священники рекомендуют пост держать 3 дня. (Больные сахарным диабетом освобождаются от этого правила).
За эти дни человек должен не просто отказаться от скоромной пищи, а молиться, читать молитвы, готовиться не только телесно, но и духовно.
Почему надо воздерживаться от скоромной пищи? Воздержавшись от пищи, мы настраиваем наше тело и мысли на покаяние не просто на словах, но и на самых глубинных уровнях нашей души.
С 12 часов ночи в день причастия нельзя вкушать пищу, а по возможности не пить воду. Обязательно надо соблюдать молитвенные правила.
Вечером молитва постящегося состоит из трех канонов и молитвы из «Правил ко Св. Причащению»:
Утром перед Таинством нужно прочитать:
Перед Таинством нужно исповедаться – накануне на вечерней службе или в начале утренней службы в день обряда.
Если вы давно не причащались, не исповедовались, то выпишите все грехи на лист бумаги. Если грехи уже были отпущены, то их писать и говорить не надо. Лист с перечисленными грехами можно отдать батюшке, потом он сам их прочтет, а лучше рассказать вслух самому.
Не надо расписывать все подробно, стараться себя оправдать. Просто назовите грехи. Если что-то гложет вашу душу, то выберите время, когда будет меньше народу и расскажите всё священнику.
В какие дни можно причащаться? Причащение верующих происходит ежедневно, за исключением Великого поста. В Великий пост можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.
Как подготовиться к Покаянию
Подготовка к покаянию и причастию в первый раз начинается с изучения, когда впервые произошло это великое действие. Впервые его принял Иисус Христос на Тайной Вечере перед распятием. Здесь же Он заповедовал повторять это своим ученикам.
Перед Таинством непременно совершается богослужение — Божественная Литургия, или Евхаристия. В переводе с греческого языка это звучит как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос перед тем, как причастить своих последователей.
Подготовка к причастию с включением воспоминаний об этих далёких событиях, даёт нам возможность к пониманию и ещё большему принятию Таинства.
Многих интересует, почему в Чашу наливают вино и кладут кусочки хлеба? Хлеб – символ жизни, который дал людям наш Бог. А те, кто пребывает Со Христом — ветви этой лозы.
Чаша – это символ спасения и единства. Соединённые вместе хлеб и вино означают «плоть и кровь». Это славянское обозначение психофизической природы человека…
Таинство трапезы — это единство человека с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
Как часто взрослым следует причащаться? Это дело абсолютно добровольное. Принуждать себя тоже нельзя. Приобщение к Тайне Христовой должно следовать по зову души. Когда человек внутренне готов к этому действию, то надо идти в храм.
Если вы свято верите в Господа, то причащаться можно один раз в месяц или неделю. А во время каждого большого поста — это обязательно.
Каждый верующий должен знать, что в году есть особенный день — Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо. Это дань древней традиции.
Человек сам решает, как часто ему самому необходимо это действие. Принуждать, неволить себя не допустимо. Чисто механически это не должно происходить. Регулярно — это допустимо, чтобы мирянин держал себя правильно, не совершал греховных поступков.
Читайте также
Как подготовиться к таинству исповеди и причастию
Как подготовиться к исповеди и причастию и как исповедаться первый раз. Основные грехи…
Почему необходимо воздержание
Чтобы принимать Дары Христовы, необходимо не только соблюдать пост, но и вести более сдержанную жизнь в миру. Необходимо воздержаться от разного рода увеселений, просмотра телевизора. Супругам необходимо воздержаться от телесной связи во время подготовки к священному обряду.
Стоит особое внимание обратить на свои мысли. Не надо допускать осуждения кого-либо, злиться на домашних и других людей, нельзя завидовать, допускать грешные мысли, поддаваться плохому настроению, раздражению. Все свободное время необходимо посвятить чтению духовной литературы.
Как открыться душой перед Господом
Чтобы правильно подготовиться к исповеди, необходим особый настрой. Человек должен вспомнить всё, что он сделал такого, что нарушает Заповеди Господа нашего, что им противоречит. Исповедоваться надо осознанно, поэтому рекомендуется все грехи записать на листок.
Но записи надо делать для себя. Простое перечисление грехов перед священником, лишает это действие открытости и искренности.
Кажется проще всего: отдать листок священнику, чтобы он сам прочитал и отпустил грехи. Но человек не испытает столько свободы, когда расскажет всё сам. Не надо поддаваться смущению и стыду, когда решите рассказать даже самое тайное. Надо помнить, что священник — это проводник, поэтому ваши тайны остаются только с ним и Всевышним.
Чтобы искренне открыть душу, то исповедаться лучше накануне, чтобы у священника было время вас выслушать. Утром меньше времени, поскольку в церкви много народу, поэтому батюшке трудно подробно выслушать ваше раскаяние.
Как соблюдать пост
Что нельзя есть перед причастием? Следует исключить мясо, животный белок, исключается также рыба, молочные продукты. Не стоит включать в меню вредные продукты, которые услаждают вкус. Это искусственные продукты и напитки.
Что едят накануне принятия Таинства за 3 дня поста? Можно есть полезные продукты: фрукты, овощи, крупы — гречка, пшено, чечевица, пить компот, соки, собственного отжима.
Необходимо пить святую воду, чтобы настроиться на молитву. Во время поста можно пить воды до 2-х литров в сутки, произнося покаянную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Произнося эту молитву, человек осознаёт, что грешен.
Меню постящегося тоже может быть разнообразным. Можно готовить простые первые блюда из овощей. Чтобы первое блюдо было сытным, то лучше приготовить крем-суп.
Рецепты на крем-суп:
В качестве второго блюда можно приготовить картофельные драники. Отлично дополнят постный стол помидоры, фаршированные баклажанами и грибами, овощи-гриль. На гарнир можно приготовить отварной картофель, макароны, рассыпчатый рис, любую кашу на воде.
К каше можно добавить орехи, ягоды или сухофрукты, тогда блюдо получится вкусным и сытным. Любителям десертов можно приготовить постные картофельные оладьи, даже пирожки!
Читайте также
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем…
День причастия. Что делать?
В день причастия есть свои правила, которые надо соблюдать. В храм нужно идти натощак. Тот, кто курит, должен воздержаться от своей привычки до того, пока не примите Дары Христовы.
Когда священники выносят Чашу с причастием, необходимо по очереди приблизиться к алтарю, скрестив руки на груди. Возле Чаши сделать заранее поклон, потом произнести своё имя, а после съесть хлеб.
После того, как Таинство свершилось, необходимо поцеловать край Чаши и проследовать к столику с просфорами. Там надо съесть кусочек просфоры и запить сладким чаем.
Сразу из церкви уходить не надо. Необходимо выслушать благодарственные молитвы, приложиться к напрестольному кресту, который будет держать священник. После обряда следует соблюдать чистоту души и тела.
Как причастить детей
Детям обязательно нужен этот христианский обряд. Некоторые родители считают, что младенец без грехов, поэтому причащать не надо. Этот обряд нужен для того, чтобы малыш был защищён от темных сил, был спокойнее, умиротворённее. Маленькие дети, до семи лет, допускаются к причастию без исповеди.
С грудным младенцем можно приходить после Литургии. За полчаса до причащения его можно покормить. Кормящей матери тоже можно пройти это обряд, если она подготовилась, даже если принесла ребенка к концу Литургии.
После 3 лет ребенка тоже можно не кормить, однако православная религия не относится строго к этому действию. А вот после семи лет необходимо постепенно приучать детей поститься, отказаться от просмотра мультфильмов.
С детьми в возрасте от 7 до 10 лет следует приходить в церковь к пению «Иже Херувимы». Не надо заставлять детей стоять всё богослужение, ведь не все дети могут это сделать. Если ребёнок устал, то надо с ним выйти и погулять около храма.
С детьми более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители видят, что ему трудно стоять, то не надо насильно заставлять его простоять всю службу. Насильственные действия со стороны родителей могут вызвать у ребенка нелюбовь к церкви.
Необходимо приобщать ребенка к благодати, а не заставлять его что-то делать через силу. Бог не ждёт от нас невозможного.
Родители должны приучать ребенка постепенно. Начинать надо с чтения молитв и объяснения сути обряда. Не запугиванием, а объяснением надо приучать детей к церковным обрядам.
Если маме трудно найти время для чтения большого количества молитв, то достаточно: «Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз».
После обряда родители должны сохранить в душе ребенка ту благодать, которую он получил в храме.
Читайте также
Кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые частые вопросы
Что вы знаете о том, кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые задаваемые вопросы. Что можно подарить крестнику, что должны делать…
Как подготовиться беременной?
Беременным женщинам обязательно надо проходить обряд причастия. Это поможет не только будущей матери обрести духовную поддержку от Господа, но и окажет благотворное воздействие на ребёнка, находящегося в утробе.
Поститься беременные могут, но не очень строго. Можно поговорить со священником и получить разрешение, например, не есть мясо. Главное для беременной женщины — ходить в церковь, читать молитвы, не злиться, не огорчать близких людей, меньше смотреть развлекательные программы.
Читайте также
Почему не пускают в церковь: правила посещения храма для женщин
Здравствуйте, уважаемые читатели! Многих женщин волнует вопросы: почему не пускают в церковь в брюках, можно ли ходить в церковь при макияже после родов, почему нельзя сидеть. Ответы есть на каждый…
Евхаристия в католической церкви
Католики, как и православные совершают это Таинство по канонам своей церкви.
Как проходит это великое действие у католиков? К причастию могут быть допущены только те, кто не имеет на душе смертных нераскаянных грехов. Поэтому перед Евхаристией также нужно прийти на Исповедь и раскаяться. Отпущение грехов тоже проходит через священника.
Во время Мессы, все допущенные к причастию верующие католики, по очереди подходят к священнику с кубком, в котором Тело Христово хранится в виде литургического Хлеба — Гостии (это пресная круглая хлебная лепешка).
Обычно у католиков причащают только Телом Христовым в виде Гостии, но запрета причащать двумя видами – нет. Могут причащать, обмакивая Хлеб в Вино.
Руки католики держат скрещенными на груди (правая лежит поверх левой) или молитвенно сложенными ладонями вместе. Перед священником верующие крестятся или преклоняют колено. Потом священник говорит: «Тело Христово» («Тело и Кровь Христовы»). Тот, кто причащается, отвечает «Амен». После этого священнослужитель кладет Гостию на язык мирянина.
Верующий принимает Тело Христа, медленно его ест, мысленно благодарит Бога за благодать. После этого верующий отходит на то место, где стоял, и некоторое время стоит в состоянии молчаливой молитвы.
Как правило, детей в католической церкви причащают в возрасте 8-9 лет. То есть в том возрасте, когда дети уже могут осмыслить процесс этого Таинства.
Уважаемые друзья, теперь мы знаем, как поститься перед причастием, как важно пройти этот этап по всем церковным канонам, а потом принять Божью благодать.
Очищайте душу, потому что трудно жить с грузом грехов на душе. Расскажите всё священнику, раскайтесь и живите спокойно, не совершая больше таких грехов.
Читайте также
Правильный рацион питания по время поста
Здравствуйте, дорогие читатели. Вы все, конечно, в курсе, что начался Великий пост. И если вы решили поститься (неважно, из каких соображений), то вопрос как питаться в пост и какой должен быть…
Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».