Поступления капитального характера что это такое
Новшества в учете нефинансовых активов
Автор: Гришакова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 № 300н внесены очередные поправки в Инструкцию № 183н. Данные изменения вступили в силу 10.02.2019, но использовать их нужно с 01.01.2019. Основные изменения связаны с новым порядком применения классификации операций сектора государственного управления (далее – Порядок № 209н). Рассмотрим, что изменилось в учете нефинансовых активов.
Cогласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 183н, автономные учреждения с 2019 годапрактически по всем счетам бухгалтерского учета (в том числе по учету нефинансовых активов) применяют в 24 – 26-м разрядах номера счета подстатьи КОСГУ, соответствующие экономической сущности факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). Ранее многие учреждения указывали в этих разрядах нули.
Новое в учете безвозмездных поступлений (выбытий) нефинансовых активов
Сначала напомним, что в Порядке № 209н содержится новый подход к разграничению отдельных операций по поступлениям и выплатам в зависимости от формы (денежные либо неденежные), от характера (текущие либо капитальные).
В отношении нефинансовых активов к неденежной форме относятся безвозмездные поступления и выбытия нефинансовых активов.
Под поступлениями капитального характера понимаются поступления, направленные (п. 7 Порядка № 209н):
на осуществление получателями расходов капитального характера в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, непроизведенные активы (в частности, расходы на бюджетные инвестиции (на строительство объектов, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, на приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) непроизведенных активов));
на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам;
на приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.
К поступлениям текущего характера причисляются безвозмездные поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера.
Для отражения операций по безвозмездному поступлению и выбытию нефинансовых активов применяются новые статьи КОСГУ:
Статьи 190, 280 КОСГУ детализируются следующими подстатьями:
Детализация статьи 190
(применяется в части безвозмездных поступлений нефинансовых активов)
Детализация статьи 280
(применяется в части выбытий нефинансовых активов безвозмездно)
191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
192 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
193 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от физических лиц»;
194 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от нерезидентов»;
195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;
198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;
199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»
281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»;
282 «Безвозмездные перечисления капитального характера финансовым организациям государственного сектора»;
283 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)»;
284 «Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора»;
285 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)»;
286 «Безвозмездные перечисления капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг»
В связи с вышеуказанной детализацией в Инструкцию № 183н введены новые корреспонденции счетов в части безвозмездных поступлений и выбытий нефинансовых активов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Пункт
Инструкции
№ 183н
В части основных средств
Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств
4 401 10 195
4 210 06 660
Получены объекты от наднациональных организаций, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций
Получены объекты основных средств в иных случаях от резидентов РФ и физических лиц – нерезидентов РФ
Оприходованы неучтенные объекты основных средств, выявленные при инвентаризации
Переданы основные средства органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
Переданы объекты в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти
2 401 20 280
2 104 00 000
В части нематериальных активов
Приняты к бухгалтерскому учету полученные безвозмездно объекты нематериальных активов
Получены нематериальные активы от резидентов РФ и физических лиц – нерезидентов РФ
Безвозмездно получены нематериальные активы от наднациональных организаций, международных финансовых организаций
Оприходованы неучтенные объекты нематериальных активов, выявленные при инвентаризации
Переданы нематериальные активы органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
Переданы нематериальные активы в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти
2 401 20 280
2 104 00 000
В части непроизведенных активов
Получены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости) по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами РФ)
Оприходованы неучтенные объекты непроизведенных активов, выявленные при инвентаризации
Передан объект непроизведенных активов органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования
Передан объект непроизведенных активов в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям, за исключением органов государственной (муниципальной) власти
0 401 20 280
0 401 20 250
В части материальных запасов
Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов
Получен объект материальных запасов в иных случаях от резидентов РФ и физических лиц – нерезидентов РФ
Оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации
Получен объект материальных запасов от наднациональных организаций, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций
Изменения в учете объектов аренды – прав пользования активами
С 2019 года также изменился порядок отражения некоторых операций в отношении объектов операционной аренды на льготных условиях (в том числе по договорам безвозмездного срочного пользования).
Изменился код КОСГУ в отношении аренды земельных участков.
Согласно п. 10.2.9 Порядка № 209н расходы на арендную плату в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов относятся на подстатью 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» КОСГУ. Таким образом, расчеты в рамках договора безвозмездного срочного пользования земельным участком и расходы от амортизации прав пользования на указанные объекты следует отражать с применением счетов 0 302 29 000, 0 401 20 229. Остальные объекты нефинансовых активов (объекты операционной аренды), как и прежде, отражаются по подстатье 224 КОСГУ. Соответствующие поправки внесены в п. 67.3 Инструкции № 183н.
Изменились коды КОСГУ в отношении доходов от безвозмездного права пользования активами.
В силу последних изменений, внесенных в Порядок № 209н, для учета операций по отражению доходов от безвозмездного права пользования активами применяются следующие подстатьи КОСГУ (п. 9.8 Порядка № 209н):
182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».
Согласно поправкам, внесенным в п. 67.3 Инструкции № 183н, при поступлении нефинансовых активов в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование, относящихся к объектам операционной аренды, на льготных условиях, а также при отнесении доходов будущих периодов на доходы текущего года применяются следующие счета аналитического учета (в зависимости от статуса передающей стороны):
0 401 40 182, 0 401 10 182;
0 401 40 185, 0 401 10 185;
0 401 40 186, 0 401 10 186;
0 401 40 187, 0 401 10 187.
Корреспонденции счетов.
В связи с вышеуказанными изменениями с 2019 года в бухгалтерском учете прав пользования активами применяются следующие записи (п. 67.3 Инструкции № 183н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Признан арендатором (пользователем имущества) объект учета операционной аренды на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма)
0 302 24 730**
0 302 29 730**
Поступили в соответствии с договором нефинансовые активы в безвозмездное срочное пользование, относящиеся к объектам операционной аренды, на льготных условиях (эта операция отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов)
0 401 40 182
0 401 40 185
0 401 40 186
0 401 40 187
Прекращено право пользования активом при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбыл объект учета операционной аренды) (отражается способом «красное сторно»):
– в сумме балансовой стоимости права пользования активом
0 302 24 730**
0 302 29 730**
0 401 40 182
0 401 40 185
0 401 40 186
0 401 40 187
– в сумме накопленной амортизации права пользования активом
* К счету 0 111 40 000 применяется подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» КОСГУ – на нее относятся операции, отражающие увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (п. 11.5.1. Порядка № 209н).
** К счетам 0 302 24 000, 0 302 29 000 применяются следующие коды КОСГУ (в зависимости от статуса контрагента) (п. 15.3, 16.3 Порядка № 209н):
731/831 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса;
732/832 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями;
733/833 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора;
734/834 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями;
735/835 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями;
736/836 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг»;
737/837 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами;
738/838 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739/839 – при увеличении (уменьшении) прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
*** К счету 0 104 40 000 применяется подстатья 451 «Уменьшение стоимости права пользования активом» КОСГУ – на нее относятся операции по выбытию права пользования активом, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды (п. 12.5.1 Порядка № 209н).
В заключение необходимо отметить, что в бухгалтерском учете с 2019 года применяются при формировании записей:
по безвозмездному получению нефинансовых активов – соответствующие счета аналитического учета счета 0 401 10 190 (вместо счетов 0 401 10 180, 0 401 10 150);
по безвозмездной передаче нефинансовых активов – соответствующие счета аналитического учета счета 0 401 20 280 (вместо счета 0 401 20 240);
пооприходованию неучтенных объектов нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации,– счет 0 401 10 199 (вместо счета 0 401 10 189).
Если у автономного учреждения по состоянию на 01.01.2019 имеются остатки по счетам 0 111 40 000, 0 104 40 000, 0 302 24 000, необходимо осуществить перенос остатков на новые счета аналитического учета.
Как учредителю проверить учет «капитальных» субсидий на иные цели: 4 основных момента
-pa№ya- / Depositphotos.com |
С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления, а в их числе и субсидии на иные цели, на текущие и капитальные. Поступления/ перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов, формирующих или увеличивающих стоимость объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
По окончании финансового года орган-учредитель вправе организовать проверку правильности учета и расходования целевых субсидий, в том числе и предоставленных подведомственным АУ и БУ в истекшем периоде на капитальные цели. В письме от 28 октября 2019 г. № 02-02-08/82595 Минфин подчеркнул, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет методы и формы проведения проверок в отношении получателей субсидий. Это позволяет учредителю реализовать контрольные действия двумя способами:
На что обратят внимание ревизоры в ходе проверки «капитальной» субсидии, какие показатели сверят и что нужно сделать учреждению, чтобы к нему не было претензий, – разберем пошагово:
Шаг 1. Соответствие классификации операций сектора государственного управления при доведении и получении субсидий капитального характера
Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения – получателя субсидии. Следовательно, в учете обеих сторон перечисление/ получение субсидии капитального характера должно быть отражено по кодам КОСГУ и счетам, предназначенным для учета именно таких субсидий:
У учредителя – при перечислении
У бюджетного/ автономного учреждения – при получении
Дебет КРБ 1 206 81 562 – Кредит КРБ 1 304 05 281
Шаг 2. Применение КОСГУ при осуществлении расходов за счет «капитальной» субсидии
Капитальный характер в этом случае будет и у расходов, произведенных в целях, например, приобретения основного средства. «Капитальность» затрат подтверждается применением соответствующих элементов КОСГУ. В отношении основных средств наряду со статьей 310 с 2019 года для этих целей применяются новые расходные подстатьи – 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений». Таким образом, приобретение основного средства у учреждения может быть отражено:
1. только по КОСГУ 310 – если условиями договора предусмотрена поставка основных средств, сопровождаемая накладной, в том числе с включенными в стоимость поставки работами по монтажу;
2. по КОСГУ 310 и КОСГУ 228 – если на поставку и на выполнение работ, оказание услуг, формирующих стоимость основного средства (монтаж, иные работы по приведению объекта в состояние, пригодное для использования) заключены разные договоры. В этом случае в стоимость объекта могут быть включены и расходы по КОСГУ 347.
О необходимости отнесения расходов, которые впоследствии увеличат стоимость объекта основных средств, на подстатью 228 с отражением на счете 0 106 01 000 напоминал Минфин в письме от 10 июля 2019 г. об отражении в учете установки и монтажа системы пожарной сигнализации № 02-08-10/51224
Убедитесь, что расходы по «капитальной» субсидии на приобретение объекта ОС отражены только с применением КОСГУ 310, КОСГУ 228, КОСГУ347 и отнесены в дебет счета 5 106 01 310 – проведенные за счет КФО 5 расходы обычно НЕ формируют себестоимость работ, услуг и НЕ подлежат отнесению в дебет счета 109 00.
Шаг 3. Отражение капвложений в отчетности
Учитывать основные средства по КФО 5 нельзя – соответствующие вложения с КФО 5 обязательно надо перевести на КФО 4. Как это сделать – смотрите здесь.
И если все операции учтены верно, в годовой форме Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) по строке 070 должно быть отражено движение по счету 0 106 00 000 между разными КФО: по «4» – в графе «Поступление», а по «5» – в графах «Поступление» и «Выбытие (уменьшение)».
В таком случае у учредителя не должно быть вопросов к порядку учета основных средств, приобретенных за счет «капитальной» субсидии.
Шаг 4. Правильность учета «смешанных» субсидий
В отличие от «капитальных», субсидии на цели текущего характера, как правило, НЕ предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – так называемые «смешанные» субсидии. Условия предоставления таких субсидий предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Наглядный пример: субсидия на проведение спортивного мероприятия, для которого требуется покупка основных средств (оборудования, мебели, спортинвентаря и т.д.), оплата услуг по организации питания и транспортных услуг, приобретение материальных запасов (шары, цветы, ленты, наградной материал и пр). Несмотря на частичную направленность на приобретение основных средств, «смешанные» субсидии классифицируются как безвозмездные поступления текущего характера и отражаются у учредителя по КОСГУ 241, а у учреждения – по КОСГУ 152.
При этом на часть суммы «смешанной» субсидии, направленную на приобретение основных средств, в учете и отчетности учреждения будут отражены обороты по счету 5 106 00 000 и увеличится показатель счета 4 101 00 000 – картина, характерная для учета операций со средствами субсидий капитального характера и, как исключение, «смешанных» субсидий.
Обратите внимание: предоставление «смешанной» субсидии обоснованно в тех случаях, когда планируется комплексное мероприятие, из обеспечения которого невозможно выделить конкретные суммы на расходы на приобретение основных средств и оплату услуг, как в вышеприведенном примере. Если же условия Соглашения изначально предусматривают размер средств для каждого направления расходов, правомерность выделения в таком случае «смешанной» субсидии может быть поставлена под сомнение. На сегодняшний день Минфин не давал никаких разъяснений по этому вопросу, однако до урегулирования всех нюансов относительно порядка предоставления «смешанных» субсидий целесообразно придерживаться указанного принципа.
Проанализируйте условия предоставления «смешанной» субсидии по Соглашению и КОСГУ, по которым эта субсидия была доведена учредителем и принята к учету учреждением, – в случае выявления несоответствий проще уточнить и исправить их в текущем году.
Поступления капитального характера что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153 О направлении методических рекомендаций к порядку применения классификации операций сектора государственного управления
Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003), направляет для руководства Методические указания по его применению.
Приложение на: 19 л.
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.06.2018 г. № 02-05-10/45153
Методические рекомендации
к порядку применения классификации операций сектора государственного управления
I. Общие положения
Порядок разработан в целях гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по Статистике государственных финансов (СГФ-2014) и Системе национальных счетов (СНС-2008), а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
Порядок размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в разделе «Бюджет», рубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».
В дополнение к Порядку на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в разделе «Бюджет», рубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», подрубрике «Методический кабинет» размещены следующие методические материалы:
— Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года;
— Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанная с кодом КОСГУ.
Порядок содержит понятия, которые используются исключительно в целях его реализации. Например, «сектор государственного управления» и «организации государственного сектора».
К сектору государственного управления относятся (п. 2 Порядка):
— органы государственной власти (государственные органы);
— органы местного самоуправления;
— органы управления государственными внебюджетными фондами;
— государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;
— иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.
К организациям государственного сектора относятся (п. 9.5 Порядка):
— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.
Основными нововведениями, реализованными в Порядке, является разграничение операций по следующим их видам / критериям:
— поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265));
— текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299));
— выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298));
— перечисления финансовым / нефинансовым организациям (подробно см. пункт 2.3 настоящих Методических рекомендаций).
Вместе с тем порядок применения статьи 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ, в том числе подстатей ее детализирующих, не изменен по сравнению с порядком, установленным в 2018 году, и не предусматривает обособление перечислений на перечисления текущего и капитального характера.
II. Особенности применения кодов КОСГУ 1
1. Доходы
Порядком предусмотрена дополнительная детализация статей КОСГУ, которая содержит деление доходов по видам и учитывает следующие особенности.
1.1. Доходы от собственности
По статье 120 «Доходы от собственности» учитываются отдельные виды доходов от собственности, исходя из экономического содержания операций с учетом видов имущества, передаваемого в управление (пользование). Данная статья детализируется подстатьями КОСГУ 121-129, 12А, 12К и 12Т.
1.2. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсаций затрат
Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» детализирована подстатьями КОСГУ 131-137.
По подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.
Если здание находится в совместном владении у нескольких собственников (владельцев), но все расходы на содержание здания, в том числе коммунальные услуги несет один собственник (владелец), при этом иные собственники (владельцы) возмещают ему расходы по содержанию эквивалентно (пропорционально) своему потреблению, то доходы от таких возмещений отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.
1.3. Безвозмездные поступления
Безвозмездные поступления по форме делятся на денежные и неденежные поступления.
В свою очередь безвозмездные поступления (денежные и неденежные) делятся на поступления текущего и капитального характера.
Понятие поступлений, перечислений капитального характера дано в пункте 7 Порядка и имеет свои особенности.
Под поступлениями, перечислениями капитального характера в целях реализации Порядка понимаются поступления, перечисления, направленные на осуществление получателями:
— инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение;
— приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.
К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся соответственно безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления организациям, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.
К безвозмездным неденежным поступлениям относятся:
— доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;
— доходы от безвозмездного получения нефинансовых активов;
— доходы от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации;
— доходы от оприходования имущества в результате разу комплектации объектов основных средств;
— доходы от изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Данные операции отражаются по факту учетных операций, при планировании их нет.
2. Расходы
2.1. Выплаты (компенсации) работникам
В Порядке реализован новый подход по отнесению операций к заработной плате, социальным и иным выплатам персоналу, согласующийся с требованиями СГФ-2014 и СНС-2008.
В соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата представляет собой суммы, подлежащие выплате персоналу в обмен на выполненную работу. В понятие «заработная плата» включается заработная плата, выплачиваемая регулярно; надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; ежегодные дополнительные премии; выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках, за исключением отсутствия в связи с болезнью, травмой.
При этом заработная плата не включает:
1) Возмещение работодателем расходов, понесенных его работниками в целях выполнения ими трудовых обязанностей, например:
— возмещение расходов на поездки, переезд или связанных с ними расходов, производимых работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемых работодателями для переселения в другую местность;
— возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы исключительно или в первую очередь для того, чтобы они могли выполнять свою работу.
2) Социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам в виде:
— компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
— пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
— выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении.
2.1.2. Несоциальные и социальные выплаты работникам.
Важной особенностью Порядка является разграничение выплат работникам на социальные и несоциальные.
Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника (пункт 7 Порядка).
Отдельные выплаты работникам, имеющие социальный характер, из подстатей 211, 212 и 262, применяющихся в 2018 году для их отражения, с 2019 года включены в подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» и 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме». К таким выплатам, в том числе относятся:
— пособие за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы;
— выходные пособия и компенсации работникам при их увольнении;
— ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и другие.
Согласно вышеуказанным критериям к социальным пособиям и компенсациям персоналу относятся, также не поименованные в Порядке:
— единовременные денежные пособия (поощрения) государственным (муниципальным) служащим в связи с выходом на пенсию (подстатья 266);
— выходные пособия и компенсации судье в случае упразднения или реорганизации суда, выхода в отставку (подстатья 266);
денежная компенсация судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, в размере стоимости путевки (подстатья 266);
— компенсация стоимости или приобретение путевок на санаторно-курортное лечение судьям (подстатья 267).
Полный перечень изменений по отражению операций по кодам КОСГУ 2018 года к кодам КОСГУ 2019 года отражен в Сопоставительной таблице КОСГУ. 2
К несоциальным выплатам работникам (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» и 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме») относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, в том числе:
— подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— компенсация (возмещение) расходов по проезду и провозу багажа работника и членов его семьи, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшего из другого региона Российской Федерации;
— компенсация (возмещение) расходов по оплате или оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей и иные аналогичные выплаты.
2.1.3. Выплаты в денежной форме и выплаты в натуральной форме.
В соответствии с Порядком к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. То есть выплаты в натуральной форме имеют стоимостной эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.
Так, например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме (подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»), поскольку данная выплата:
— не обусловлена наличием социальных рисков, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника;
— осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников.
Выплаты в денежной / натуральной форме могу носить как социальный, так и несоциальный характер.
2.1.4. Возмещения (компенсации), связанные с осуществлением трудовых обязанностей.
В 2018 году по подстатье 212 «Прочие выплаты» отражаются операции по выплатам работникам возмещений и компенсаций расходов, понесенных ими в связи с процессом производства.
В международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются, как выплаты в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работником с целью выполнения трудовых обязанностей.
В результате из подстатьи 212 «Прочие выплаты» (2018 год) в статью 220 «Оплата работ, услуг» (2019 год) перенесены следующие операции: 3
— возмещение расходов, связанных со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке), компенсация стоимости вещевого имущества, компенсация за содержание собак по месту жительства (подстатья 226 «Прочие работы услуги»);
— компенсация за использование личного транспорта для служебных целей (подстатья 222 «Транспортные услуги»).
Таким образом, для выплат (компенсаций) персоналу с 2019 года применяются следующие коды:
211 «Заработная плата»;
212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»;
213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;
214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»;
222 «Транспортные услуги»;
226 «Прочие работы, услуги»;
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»;
267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме».
Одновременно Порядком предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим работникам (сотрудникам):
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».
2.2. Оплата работ, услуг
Статья 220 «Оплата работ, услуг» группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций организаций сектора государственного управления. В целях гармонизации порядка применения подстатей статьи 220 «Оплата работ, услуг» с международным руководством СГФ-2014 в Порядке имеется разграничение приобретения работ, услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно в процессе производства, и приобретения работ и услуг сектором государственного управления, потребляемых непосредственно работником для собственных нужд, не связанных с процессом производства. В Порядке последние классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (подстатья 214).
Например, из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 году, исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей. Указанные расходы подлежат отражению по подстатье 214.
Аналогично расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, отражаются по подстатье 214.
Одновременно описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей. Данные расходы направлены напрямую на процесс производства и поэтому отражены именно в рамках данной подстатьи.
В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2019 году подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
С 2019 года Порядком предусмотрено выделение расходов по арендной плате в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».
Также с 2019 года выделяются новые подстатьи, отражающие операции по:
— уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациям (подстатья 227 «Страхование»);
Также из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.
Одновременно в подстатью 226 «Прочие работы, услуги” с 2019 года перенесены следующие операции:
— возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками (проезд, транспорт);
— возмещение персоналу расходов на прохождение медицинского осмотра;
— компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;
— компенсация стоимости вещевого имущества;
— расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, связанные с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию;
— представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
— оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— выплата суточных, а также денежных средств на питание, а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия.
2.3. Безвозмездные перечисления организациям
Безвозмездные перечисления организациям детализированы по характеру поступлений на текущие и капитальные (статьи 240 и 280) (см. п. 1.3 настоящих Методических рекомендаций).
Безвозмездные перечисления текущего характера включают перечисления:
В соответствии с пунктом 10.4 Порядка безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на продукцию предоставляются в форме возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения разницы в тарифах, исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги.
К таким перечислениям, например, относятся субсидии на государственную поддержку отдельных организаций в различных отраслях, порядком (правилами) и (или) соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг.
Безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на производство предоставляются на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением материальных запасов, оплатой труда работников, уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и другими текущими затратами на производство. К безвозмездным и безвозвратным трансфертам текущего характера на производство относятся трансферты организациям, которые невозможно однозначно отнести к безвозмездным и безвозвратным трансфертам (субсидиям) текущего характера на продукцию. То есть к безвозмездным и безвозвратным трансфертам на производство относится субсидия, включающая в себя как признаки субсидии на производство, так и признаки субсидии на продукт в том случае, если она составляет единую субсидию.
К таким субсидиям, например, относятся гранты в форме субсидий молодежным и детским общественным объединениям, образовательным организациям высшего образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 г. № 1120) в целях финансового обеспечения развития проектов, отобранных по результатам конкурса, направленных на вовлечение молодежи в активную социальную практику, в том числе на развитие творческих способностей, повышение ее гражданской активности, не предусматривающих количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг (подстатья 246).
В свою очередь безвозмездные перечисления текущего характера на продукцию, на производство и капитального характера детализируются по их получателю:
— финансовым / нефинансовым организациям государственного сектора;
— иным финансовым / нефинансовым организациям (за исключением организаций государственного сектора).
Согласно пункту 10.4 Порядка к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
К нефинансовым организациям относятся организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.
Также в порядке выделяются субсидии бюджетным и автономным учреждениям текущего и капитального характера исходя из определений, приведенных в пункте 7 Порядка.
Необходимо обратить внимание на то, что государственные корпорации и компании, публично-правовые компании согласно пункту 9.5 Порядка относятся к организациям государственного сектора в целях реализации Порядка.
2.4. Социальное обеспечение
Социальные пособия, операции по предоставлению которых отражаются в разрезе подстатей статьи 260 «Социальное обеспечение», разделены по форме их предоставления на денежные и натуральные в соответствии с подходами, представленными в пункте 2.1.3 настоящих Методических рекомендаций, за исключением пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения, не имеющих указанного деления.
К пособиям по социальной помощи населению в денежной форме (подстатья 262), в том числе отнесены социальные выплаты гражданам, а также сотрудникам, служащим на приобретение или строительство жилого помещения.
К пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме (подстатья 263), в том числе отнесено обеспечение лекарственными средствами различных категорий граждан, а также изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.
К пособиям, выплачиваемым работодателями, бывшим работникам в денежной форме (подстатья 264), в том числе относятся, выплаты:
— материальной помощи членам семьи умершего сотрудника;
— единовременных пособий в связи со смертью судьи;
— ежемесячного возмещения судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;
— ежемесячного возмещения нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти);
— ежемесячного пособия детям погибших (пропавших без вести) работников органов прокуратуры.
К пособиям, выплачиваемым работодателями, бывшим работникам в натуральной форме (подстатья 265) относится, например:
— приобретение путевок детям погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами работников органов прокуратуры, или выплата компенсаций в размере стоимости этих путевок;
— возмещение расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность пенсионерам из числа прокурорских работников и членов их семей, в установленных законодательство Российской Федерации случаях.
2.5. Прочие расходы
Статья 290 «Прочие расходы» детализируется под статьями, отражающими расходы на уплату:
— налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (подстатья 291);
— штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292-295);
— иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296-299).
К другим экономическим санкциям (подстатья 295), в том числе относится уплата работодателями компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест.
Международное руководство СГФ-2014 предусматривает обособление прочих выплат физическим и юридическим лицам, не связанных с социальными рисками и не являющихся субсидиями юридическим лицам. Такие выплаты также подразделяются на текущие, капитальные и детализируются по получателям. К таким выплатам с точки зрения Международного руководства СГФ-2014 относятся, например, уплата членских взносов в организации; выплаты компенсаций за ущерб, нанесенный физическому или юридическому лицу, за исключением выплат страховых возмещений; стипендии, не связанные с социальными рисками и иные подобные.
К капитальным выплатам, включаемым в данную категорию, относятся крупные, исключительные, непериодические выплаты компенсаций за значительный ущерб или серьезные травмы, не покрываемые страховыми полисами, и иные аналогичные расходы.
Для отражения выплат текущего и капитального характера в Порядке предусмотрены следующие подстатьи:
— 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;
— 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;
— 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;
— 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».
Так, например, к иным выплатам текущего характера физическим лицам (подстатья 296) по вышеуказанным принципам относятся:
— выплаты компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц, в том числе выплат работникам компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
— возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением принадлежащего судье или членам его семьи имущества;
— выплаты бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) органов к памятным датам, профессиональным праздникам и тому подобное.
К иным выплатам текущего характера организациям (подстатья 297) относится внесение получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
К иным выплатам капитального характера физическим лицам (подстатья 298) относятся, например, расходы по выкупу у собственников жилых помещений (физических лиц) в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
При этом операции, связанные с приобретением товаров, работ и услуг, включенные в 2018 году в прочие расходы, перенесены в подстатьи 226, 349. К таким операциям относятся:
— приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (подстатья 349);
— представительские расходы, прием и обслуживание делегаций (подстатья 226);
— оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах (подстатья 226);
— приобретение (изготовление) специальной продукции (подстатья 349);
— выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю (подстатья 226);
— выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) и иные подобные расходы (подстатья 226).
3. Поступление (выбытие) нефинансовых активов
Отнесение материальных ценностей (основных средств, материальных запасов) к соответствующей группе нефинансовых активов осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, и положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
Нововведениями в порядке применения статей (подстатей) группы 300 «Поступление нефинансовых активов» и 400 «Выбытие нефинансовых активов» является следующее:
1) детализация статей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение/уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. При этом отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов осуществляется, в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст.
Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и сумок санитарных для оказания первой помощи и тому подобное.
В перечне подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения», на которую относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 году отражаются по подстатьям 223, 226, 296), таких как подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи; специальная продукция, бланки строгой отчетности; бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам;
2) детализация статьи 350 «Увеличение стоимости права пользования» в целях реализации:
— проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Нематериальные активы» (подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования») при отражении приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Отнесение нематериальных активов к активам с определённым сроком полезного использования или с неопределённым сроком полезного использование производится с учетом нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. При этом расходы на приобретение нефинансовых активов с предустановленным программным продуктом, необходимым для обеспечения их функционирования, в случае если договором не предусмотрено выделение стоимости права пользования этим программным обеспечением обособлено, отражаются по соответствующим статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в части оборудования для научно-исследовательских работ).
4. Примеры отнесения на соответствующие подстатьи КОСГУ отдельных операций
В настоящем пункте приведены операции, распределенные по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию, по поступившим в ходе подготовки Методических рекомендаций вопросам.
Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), как и в Порядке, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Подстатья 211 «Заработная плата»
По данной подстатье отражаются, в том числе следующие операции:
— выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличение объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ);
— надбавка в виде ежемесячного денежного поощрения;
— единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
— выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
— ежемесячное денежное вознаграждение судьи;
— ежемесячные доплаты работникам за почетное звание.
Подстатья 212 «Прочие выплаты»
По данной подстатье отражаются, в том числе суточные, выплачиваемые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 января 2000 г. № 38 и 31 мая 2000 г. № 424.
Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»
По данной подстатье отражается, в том числе уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, начисленных на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для членов семей лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Подстатья 221 «Услуги связи»
По данной подстатье отражаются, в том числе следующие операции:
— оплата услуг за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота;
— абонентская плата за пользование радиоточками.
Подстатья 222 «Транспортные услуги»
По данной подстатье отражаются, в том числе следующие операции:
— возмещение транспортных расходов на проезд к месту нахождения суда и обратно присяжным заседателям федеральных судов общей юрисдикции;
— оплата за перевозку наркотических средств, трупов.
Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»
По данной подстатье отражаются, в том числе сопровождение программного обеспечения, правообладателем которого является учреждение-заказчик работ.
Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»
По данной подстатье отражаются, в том числе следующие операции:
— выплата вознаграждения членам экзаменационных комиссий;
— возмещение работодателям командировочных расходов членам экзаменационной комиссии по их основному месту работы;
— оплата услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
— демонтаж техники, который проводится вне обязанностей исполнителя по договору на проведение ремонтных работ (например, демонтаж кондиционеров при переезде);
— оплата услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь определенной категории граждан в рамках Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ;
— выплата возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью, депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной.
Подстатья 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме»
По данной подстатье отражается, в том числе оплата больничных листов за первые три дня бывшим работникам.
Подстатья 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»
По данной подстатье отражается, в том числе уплата пеней за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами.
Подстатья 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»
По данной подстатье отражается, в том числе уплата собственниками помещений в многоквартирном доме пени в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт.
Подстатья 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»
По данной подстатье отражаются, в том числе следующие операции:
— выплата материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, направленных на временные работы;
— выплата материальной поддержки безработным гражданам в период участия в общественных и временных работах;
— выплата финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработным гражданам;
— выплата гражданам, направленным на прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, денежной компенсации стоимости проезда, найма жилого помещения, суточных, прохождение медосмотра;
— выплата финансовой помощи безработным гражданам из числа представителей коренных малочисленных народов севера, направленных на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости;
— выплата финансовой помощи, денежной компенсации стоимости проезда и провоза багажа безработным гражданам при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
— выплата физическим лицам премий, денежного поощрения, иных выплат по результатам проводимых смотров-конкурсов;
— ежемесячные денежные выплаты гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин» и аналогичных.
Подстатья 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»
По данной статье отражаются, в том числе следующие операции:
— операции по подготовке и проведение выборов (референдумов) в соответствии с избирательным законодательством;
— выплата юридическим лицам премий, денежного поощрения, иных выплат по результатам проводимых смотров-конкурсов.
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
По данной статье отражаются, в том числе следующие операции:
— приобретение библиотечных фондов;
— выкуп у собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
1 В части применения статей (подстатей) при формировании плановых назначений и их кассовом исполнении (кассовых поступлений и выбытий).
2 Таблица размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/classandaccounting/
3 Таблица размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/classandaccounting/
Обзор документа
Разработаны методические рекомендации к порядку применения классификации операций сектора государственного управления.
Так, основными нововведениями является разграничение операций по следующим их видам (критериям). Во-первых, поступления, выплаты в денежной/натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265)). Во-вторых, текущие/капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299)). В-третьих, выплаты социального/несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298)). И, наконец, перечисления финансовым/нефинансовым организациям.
Вместе с тем порядок применения статьи 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ, в том числе подстатей, ее детализирующих, не изменен по сравнению с порядком, установленным в 2018 г., и не предусматривает обособление перечислений на перечисления текущего и капитального характера.