Пособия по подготовке к школе что выбрать
Литература по подготовке к школе спешит на помощь родителям
Здравствуйте, друзья! Подготовка к школе — дело ответственное. И очень важно не наделать ошибок. Для того, чтобы ошибок не было, на помощь мамам и папам спешит литература по подготовке детей к школе, в огромном количестве представленная на витринах книжных магазинов. Если составить перечень «подготовительных» книг и пособий, то он займет не одну тетрадь в клеточку.
Как выбрать книги?
Как не заблудиться среди книжных полок? Как выбрать правильные, качественные издания? Отвечаю. Нужно прислушаться к советам специалистов и тех родителей, которые этот путь уже прошли и могут вам порекомендовать хорошие пособия.
Я конечно не специалист в области педагогики или психологии, но я трижды мама. И в этом году в первый класс пойдет мой самый младший сын Артемка. С целью подготовки к обучению он посещает бесплатные курсы при школе. Еще прекрасную подготовку ему обеспечивают в детском саду. Но и про домашнюю подготовку к школе мы не забываем.
В детском саду занятия проходят по букварю Н.С. Жуковой. Это логопедический букварь. К букварю прилагаются рабочие тетради и прописи. Но букварь, он и в Африке букварь! Буквы, звуки, слова, чтение. А ведь есть еще и психологическая подготовка к школе, и про развитие необходимых психических функций забывать нельзя. Поэтому в садике рекомендовали обратить внимание на литературу «Ломоносовской школы». Я обратила. Мне понравилось! И теперь я в свою очередь хочу порекомендовать эти книги вам.
Но сначала расскажу о том, что такое Ломоносовская школа.
Ломоносовская школа
Ломоносовская школа – это частная школа. Вернее целый холдинг, объединяющий школы и детские сады, расположенные в Москве и Подмосковье. Год основания 1993. Обучаются здесь 900 человек. Школа выпустила «в жизнь» 128 медалистов. Не плохой показатель. Согласитесь? Так же учащиеся показывают лучшие результаты в стране по сдаче ЕГЭ.
Но нам с вами про ЕГЭ думать рановато. Нам бы к школе подготовиться как следует. И вот здесь-то нам и помогут пособия, авторами которых являются преподаватели школы Ломоносова. Выпущены они в издательстве «Эксмо».
Годовые курсы
Очень удобно приобрести сразу курс занятий на год. И деньги экономятся и вроде как все под рукой.
Годовой курс развивающих занятий, предназначенный для детей 4 – 5 лет.
Этот курс разбит на четыре основных части:
В каждой части есть занятия на определенные темы. Каждое занятие содержит в себе задания, которые выполняются либо совместно со взрослым, либо ребенком самостоятельно.
Для детишек 5 – 6 лет тоже предусмотрен свой годовой курс, на этот раз обучающих занятий.
В нем представлены разделы:
Ну а для детей 6 – 7 лет имеется годовой курс для подготовки к школе. У нас с Артемкой именно такая книжка. Очень классная. Красивая, толковая. Можно по ней и заниматься, и диагностику провести.
Состоит она из разделов:
Создатели курсов уверяют, что достаточно приобрести одно такое годовое пособие соответствующее возрасту малыша и не искать ничего другого. Так как в этих книгах есть все что нужно, для развития, обучения либо подготовки к школе. Все задания в игровой форме, многие из них направлены на развитие мышления, логики, памяти, речи.
Хочу обратить внимание на качество книжек. Они большого формата, с яркими плотными обложками. Бумага отличная. Приятно держать такую красоту в руках и заниматься по ней. Для занятий вам могут потребоваться карандаши простые и цветные и ножницы.
В начале каждого пособия есть рекомендации о том, как заниматься. А в некоторых пособиях такие рекомендации даются к каждому занятию.
Но серия учебников для дошкольников «Ломоносовская школа» не ограничивается только этими тремя изданиями. Их тут целый список! Рассчитаны пособия на детишек разного возраста. Начнем с самых маленьких.
«Познаю мир»
Задача этой книги – дать ребенку представление о том, что его окружает. Занятия проходят совместно с родителями. Не только в устной форме, но и в форме практических заданий. Малыш будет и вырезать, и раскрашивать, и рисовать. Это позволит позаботиться о его мелкой моторике. Попутно будут развиваться воображение, речь, внимание, память. Пополнится словарный запас. В книжке много стихов, загадок, рассказов. В общем, скучно не будет.
152 страницы. Год выпуска 2016.
«Рисую узоры»
В этом пособии даны упражнения, которые направлены на подготовку руки малыша к письму, путем развития мелкой моторики, улучшения координации движения. И множество пальчиковых игр. Задания выполняются либо вместе с дошколенком, то есть вы стоите за его спиной, он держит в руке карандаш, а вы его руку в своей. Либо ребенком самостоятельно. После серии занятий предлагаются тесты. Они позволят понять, можно ли продолжать или стоит еще потренироваться. Мне кажется, что это очень удобно.
96 страниц. Год выпуска 2016.
«Расту культурным»
Пятак С.В., Царикова Н.А.
Эта книжка помогает познакомить малыша с нормами поведения в обществе и научить его общаться. Это даже не книга, а скорее рабочая тетрадь. В ней предложены определенные темы. После того как тема рассмотрена и разобрана, нужно ответить на вопросы и выполнить упражнения. Издание поможет развить любознательность, патриотизм, речевые навыки.
144 страницы. Год издания 2015.
«Узнаю буквы и звуки»
Это книга для детишек, которые читать не умеют. Оно готовит их к обучению чтению. Занятия идут от простого к сложному. Очень подробно расписано, как правильно с ребенком заниматься. Как нужно знакомить его с буквой и звуком. Пособие решает пять основных задач:
152 страницы. Год издания 2016.
«Начинаю считать»
Пьянкова Е.А., Володина Н.В.
С помощью этого пособия малыш сможет познакомиться с числами от 1 до 10. Узнать, что такое «больше», «меньше», «столько же». Даны простейшие примеры на сложение и вычитание. Малышу предлагается раскрашивать, считать, сравнивать, писать. Также ребенок познакомится с геометрическими фигурами.
128 страниц. Год издания 2015.
Пособия для детей 5 – 6 лет
«Изучаю мир вокруг»
Цель книжки – расширение познаний ребенка об окружающем мире (явлениях природы, обществе, человеке и др.). В книге очень много практических заданий. Это пособие ценно еще и тем, что помогает отвечать на бесконечные детские «Почему?». Работа совместная взрослого с ребенком. Сначала предлагается прочитать ребенку рассказ или сказку, потом объяснить задание и предложить ребенку его выполнить.
160 страниц. Год издания 2016.
«Познаю мир: Родная страна»
136 страниц. Год выпуска 2015.
«Английский язык»
Цель — развитие навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие представляет собой рабочую тетрадь с заданиями, построенными в игровой форме. Если я все правильно поняла, то эта книжка подойдет для деток, у которых уже есть какие-то базовые знания. Ну и родителям тоже желательно владеть английским языком, чтобы заниматься.
116 страниц. Год выпуска 2016.
«Считаю и решаю»
В этом издании рассматривается состав чисел первого десятка, связь чисел в числовом ряду, для улучшения понимания приведена числовая прямая. Дети обучаются решать текстовые задачи. Задачи представлены в форме картинок, чтобы дошкольнику было легче их понять. Так же встречаются упражнения на написание цифр и рисование узоров.
128 страниц. Год выпуска 2016.
«Хочу читать»
Цель пособия – научить малыша читать по слогам, различать глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные. Предлагаются упражнения на письмо печатными буквами.
120 страниц. Год выпуска 2016.
«Пишу буквы»
Это пособие продолжает формирование графических навыков. Ребенку предлагается в игровой форме напечатать буквы, слоги, слова. Уделяется внимание правильному удерживанию в руке ручки. Задания рекомендуется выполнять именно в том порядке в котором они представлены в книге. Очень много упражнений на раскрашивание и штриховку.
112 страниц. Год выпуска 2016.
«Читаю слова и предложения»
120 страниц. Год выпуска 2015.
Пособия для детей 6 – 7 лет
«Читаю слова и предложения»
120 страниц. Год выпуска 2016.
«Читаю легко и правильно»
Пьянкова Е.А., Родионова Е.А.
Пособие кардинально отличается от «Читаю слова и предложения». Оно помогает понять, на каком уровне развития находится навык чтения. В издании приведены занятия, расписанные по дням. Каждое занятие содержит небольшой текст, который нужно прочитать и вопросы, на которые нужно ответить. Есть еще и тесты. Тесты проводятся перед первым днем занятий, после двенадцатого и после двадцать четвертого. Тесты также содержат текст и вопросы к нему. Есть система оценки. Все занятия и тесты рассчитаны на три уровня сложности.
96 страниц. Год выпуска 2015.
«Пишу красиво»
Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке.
128 страниц. Год выпуска 2015.
«Говорю красиво»
Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто.
144 страницы. Год выпуска 2016.
«Занимаюсь математикой»
Здесь идет закрепление умения решать задачки на сложение и вычитание. Уже в пределах 20. Закрепляются знания о геометрических фигурах, а также дается понятие об объемных фигурах. Много заданий на штриховку, чтобы мелкая моторика не «застаивалась». Дошкольник узнает, что такое четные и нечетные числа. Что такое «разность», «сумма», «слагаемые», «вычитаемое» «уменьшаемое».
144 страницы. Год выпуска 2016.
«Изучаю мир вокруг»
Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы:
136 страниц. Год выпуска 2016.
«Готов ли я к школе?»
Пятак С.В., Мальцева И.М.
Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам:
С помощью пособия можно найти пробелы в подготовке и обратить на их «закрытие» особое внимание. Тесты выполняются либо совместно со взрослым, либо дошкольником самостоятельно.
160 страниц. Год выпуска 2015.
Вот такой вот неслабый обзор у нас получился. Думаю, что из представленных пособий вы обязательно найдете то, которое подойдет вам идеально.
А некоторые покупают сразу оптом. Смотрите видео. Еще больше информации о книгах от «Ломоносовской школы».
Желаю вам успешной подготовки! А еще счастья и здоровья!
Да, а если вы тоже можете порекомендовать «подготовительную» литературу для детей, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.
Топ-5: пособия для дошкольной подготовки
Начало учебного года — новый период не только для первоклашек, но и для дошколят. Особенно тех, кому еще отдыхать до школы целый год. Однако по требованиям многих школ к первому классу ребенок должен читать, писать, решать простые примеры и отвечать на вопросы на английском языке. В этой статье мы рассмотрим пособия для дошкольной подготовки, которые помогут не только подготовить ребенка, но и проверить знания перед самим поступлением.
Большая книга для будущего первоклассника
Автор книги — Олеся Жукова, педагог с 20-летним стажем и специалист по детскому развитию. По словам автора, все задания в книге рассчитаны на возможности ребенка 6-7 лет и постепенную подготовку к обучению ребенка в школе.
Олеся Жукова, «Большая книга для будущего первоклассника», издательство АСТ
Всего в издании четыре раздела:
Книга красочная, в твердой обложке, на которой вы увидите бельчонка с орехом, с приятными на ощупь страничками. Дети будут составлять предложения из данных слов, подбирать самостоятельно предлоги и союзы. Также в этом разделе есть задания на развитие фонематического слуха, где нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь определенный звук или назвать первую букву слова.
В разделе «Цифры и счет» ребенок учится не только прописывать цифры и считать по порядку, но и запоминать каждую цифру, считать предметы, решать простые математические примеры.
При обучении чтению дети сначала пробуют читать отдельные слоги, потом небольшие тексты, после которых идут вопросы на понимание смысла, а затем тексты, не разделенные на буквосочетания.
Для тренировки памяти маленьким ученикам предлагают запоминать картинки, закрывать их ладошкой и перечислять все предметы на них, находить одинаковые снежинки и рисовать сложные фигуры по памяти.
Годовой курс обучения для детей 6–7 лет. Основы дошкольных знаний
Это пособие мне понравилось больше всего: яркое, с прекрасным содержанием и бонусом — в конце книги находятся флеш-карточки с изображениями и английскими словами для игр на уроке. Вы можете вырезать и вручить диплом маленькому ученику.
Алла Владимировна Волох, «Годовой курс обучения для детей 6–7 лет. Основы дошкольных знаний», издательство «Эксмо»
В книге вы найдете следующие разделы:
Что важно для родителей, которые решили самостоятельно подготовить ребенка к школе, в книге есть список навыков и умений ребенка шести-семи лет — чек-лист, который поможет ничего не упустить.
Меня очень порадовало, что есть раздел, посвященный эмоциональному интеллекту. Ребенка просят ответить на вопросы: «Что такое радость», «Почему мальчик грустит?» и т. д.
Также здорово, что есть раздел английского, и ребенок сможет овладеть базовой лексикой по темам: одежда, еда, мой дом, животные, цвета и семья.
Годовой курс занятий. Подготовка к школе для детей 6–7 лет
На обложке и внутри издания вы увидите симпатичного котика, который и станет главным помощником ребенка на протяжении всей книги.
Елена Витальевна Корвин-Кучинская, «Годовой курс занятий. Подготовка к школе для детей 6–7 лет», издательство «Эксмо»
Разделы, которые вы увидите в пособии следующие:
Авторы постарались сделать каждый раздел максимально полезным и многофункциональным. В разделе цифр и счета маленькие ученики не просто научатся складывать и вычитать, но и мыслить логически, вставлять пропущенные знаки, исправлять ошибки в примерах. В разделе чтения дети также узнают факты о животных и птицах.
Кроме этого, книга интересна тем, что дети изучат некоторые правила дорожного движения, узнают о видах общественного транспорта и какие животные обитают на разных континентах планеты.
Готовимся к школе с осени до лета
Необычное пособие интересно тем, что в нем четыре раздела названных по временам года.
Татьяна Александровна Ткаченко, «Готовимся к школе с осени до лета», издательство «Эксмо»
Это позволяет логично следовать предложенной программе подготовки к первому классу сезон за сезоном. В каждом собраны упражнения на развитие устной речи, чтения и письма, математических способностей, моторики. Всего в книге 500 игровых заданий.
Детям точно понравится решать кроссворды, разучивать стихотворения с движениями, искать отличия на картинках, определять время на разных часах, складывать и вычитать числа до двадцати, а также решать головоломки и нестандартные задачи.
Годовой курс подготовки к школе для одаренных детей 6–7 лет
Авторы этого пособия обещают, что занятия всего по двадцать минут в день помогут дошколятам подготовиться к первому классу максимально эффективно. Книга включает разделы:
Отдельно нужно сказать о разделе чтения. Ребенок, чтобы заниматься по этому пособию, уже должен обладать начальными навыками, поскольку задания в книге предполагают только совершенствование техники чтения, но не обучение с нуля. Для развития речи детям предлагают пересказывать небольшие тексты, запоминая предложение за предложением, работать со скороговорками, составлять рассказы по картинкам.
Математический раздел включает также задания на логику и даже сложные задачи в два действия. В разделе, посвященном окружающему миру, ребенок узнает больше о природе, животных, Земле и космосе.
Какое бы пособие вы ни выбрали, помните, что ключом к успеху будет являться не только сама книга, но и регулярность занятий с вашим дошколенком. Лучше заниматься понемногу, но при этом каждый день, и тогда результаты будут отличными. Кроме этого, у каждого из рассмотренных изданий есть и серии книг для детей других возрастов: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет. Они помогут малышам развиваться и достигать успехов.
Пособия по подготовке к школе что выбрать
Буквы на кубиках такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения.
Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…
С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.
БУКВАРЬ Н.С. ЖУКОВОЙ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Сейчас существует большое количество различных методик и пособий, по которым можно подготовить ребенка к школе. Одним из них является букварь Н.С. Жуковой. Стоит ли его использовать на занятиях с дошкольниками? Давайте выясним.
Букварь Н.С. Жуковой – классический. С ним, скорее всего, многие уже знакомы. Плюсы этой книги заключаются в следующем:
нет звукобуквенного анализа. Фонетика на этапе обучения чтению часто мешает малышам и приводит их к ошибкам;
дифференциация букв по принципам логопедической методики. Буквы, которые малыши часто путают, в букваре находятся рядом (тем самым можно избежать ошибок и на этом уровне);
обучение идет через зрительный метод.
Но, помимо плюсов, стоит учесть то, что обучение чтению в этом случае будет статичным. Букварь не предполагает использования игровых методик (в таких занятиях не будет подвижности и динамики, которые важны для детей дошкольного возраста).
А вы используете букварь Н.С. Жуковой на занятиях по подготовке к школе? Насколько он удобен для вас?
О ПОЛЬЗЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
Сейчас существует множество различных дидактических пособий, которые помогают детям развиваться с самого раннего возраста. Одним из них являются блоки Дьенеша – специальное дидактическое пособие для освоения математики.
Игровое пособие состоит из 48 геометрических фигур. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
Цвет. Синие, красные, желтые.
Размер. Маленькие, большие.
Толщина. Толстые, тонкие. Форма.
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Занятия с блоками Дьенеша способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:
Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
Логически мыслить.
Лучше разговаривать.
Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
Осознавать пространство.
Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
Выполнять мыслительные операции.
Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Работать с блоками Дьенеша полезно и интересно. Используйте их на ваших занятиях!
КУБИКИ ЧАПЛЫГИНА
Динамические кубики Чаплыгина позволяют легко и быстро учить детей старше трех лет читать. В основе методики лежит принцип обучения чтению по складам, рекомендованный еще Львом Толстым.
Пособие состоит из 20 элементов: 10 кубиков (на каждой стороне кубика буква – всего 4 буквы на одном кубике) и 10 блоков, состоящих из двух подвижно закрепленных кубиков (кубики закреплены на специальных деревянных платформах и могут вращаться вокруг своей оси – всего 8 букв на каждом блоке и возможность составить 32 слога-склада).
Кубики выполнены их дерева, на них специальной нетоксичной краской пропечатаны буквы. Согласные звуки обозначены черным цветом, гласные – красным.
К кубикам прилагается «Книжка-шпаргалка» с описанием занятий и подсказками.
В основе этой методики лежит принцип естественного обучения. Во время занятий с кубиками у малыша задействованы сразу все каналы восприятия: ребёнок видит кубики, крутит их, составляет, слышит и произносит написанное слово, сравнивает, размышляет, делает выводы, запоминает. При таком подходе информация и навык чтения усваиваются лучше.
Особенности кубиков Чаплыгина
Обучение чтению происходит в игровой и увлекательной форме.
Ребенку не нужно заучивать буквы, он быстро понимает, как получаются слоги и склады и легко запоминает их в ходе игры.
Малыш за короткий срок осваивает принцип чтения, а своё первое слово он сможет составить и прочитать уже на первом занятии.
Буквы на кубиках и блоках подобраны не случайно. Из двух блоков можно собрать 20 слов, а из трёх – 500. Используя много кубиков и блоков, можно составлять сложные слова, длинные предложения и даже тексты.
Комплект полностью готов к работе.
Рекомендованный возраст детей для начала занятий – 3 года и старше, так как к этому времени дети уже имеют достаточный словарный запас и легко видят взаимосвязь между сказанным и написанным словом.
Во время занятий с кубиками у ребенка формируется орфографическая грамотность.
Как играть и читать с динамическими кубиками? Более подробно мы расскажем об этом в следующих постах.
КАК ИГРАТЬ И ЧИТАТЬ С ДИНАМИЧЕСКИМИ КУБИКАМИ ЧАПЛЫГИНА?
Мы уже писали о таком пособии, как динамические кубики Чаплыгина, которые позволяют легко и быстро учить детей старше трех лет читать.
Методика работы с динамическими кубиками очень проста.
Сначала познакомьте малыша с кубиками – дайте их потрогать, покрутить, понюхать.
После этого покажите на первом блоке кубиков сочетание букв «МА» и скажите: «Это – «МА»».
Дальше можно поиграть: превратить «МАМА» в «ПАПА» (прокрутить кубики), из «МАМА» получить «МАША», а из «МАША» – «КАША» и т.д.
В «Книжке-шпаргалке», входящей в комплект, подробно описаны занятия с кубиками Чаплыгина. Большинство из них построены по одному и тому же принципу, что заметно упрощает процесс обучения чтению.
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ.
Обучение счета нужно начинать в очень раннем возрасте, даже если, кажется, что ребенок ничего не понимает. У него на подсознательном уровне уже появляется основа к изучению математики.
Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.
Вот некоторые советы, как легко и весело научить ребёнка считать:
1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи
К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот — № 11, он нам не подходит»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.
2. Считайте везде, где это только возможно
Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три — ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять — побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.
3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом
Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь
4. Связывайте цифры с развитием
Простейший пример — отметки на игровом ростомере. «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц — интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя
В следующем посте мы опишем наиболее эффективные на наш взгляд дидактические игры для обучения счёту.
А какие способы обучения счёту используете Вы? Поделитесь с нами своим опытом, расскажите об интересных находках. Мы ждём ваших откликов!
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ. УЧИМСЯ РАСКРАШИВАТЬ
Развитие письменных навыков начинается задолго до того, как ребенок учится писать первые палочки, а затем буквы. Согласно исследованиям физиологов и психологов, обучение письму начинается с элементарного умения рисовать.
До 3 лет удобно и легко использовать раскраски, в которых можно творить пальчиком, смоченным водой, или пальчиковыми красками.
После 3 лет ребенок учится правильно держать карандаш, становится более усидчивым. С этого возраста рекомендуют уделять рисованию и раскрашиванию больше времени и разнообразить процесс, работая красками и кисточкой.
С 4 лет контуры, линии становятся более контролируемыми, малыш уже может копировать с соблюдением штриховки и размеров, а также точно повторить цветовое решение по образцу.
Раскрашивать или рисовать нужно только за столом. Позаботьтесь о правильно подобранной высоте стола и стула, обращайте внимание, как ребенок сидит и как держит карандаш.
Карандаш необходимо зажать средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным, на 2–3 см выше заточенного края.
Поначалу дети очень сильно сжимают карандаш во время рисования, из-за чего рука потеет и быстро устает. Делайте небольшие перерывы на зарядку для рук, чаще рисуйте кисточкой и красками — техника рисования большими мазками способствует расслаблению руки.
Ответственно подойдите к выбору карандашей. Хороший карандаш даже при слабом нажиме оставляет яркий и жирный след.
Чем младше ребенок, тем меньше цветов ему необходимо для работы, и наоборот, по мере взросления при раскрашивании он пользуется все более широкой цветовой палитрой.
Обучая малыша раскрашивать, покажите, как это делать правильно, не выходя за контуры.
Рисуйте, раскрашивайте вместе с ребенком, и пусть это доставляет вам истинное удовольствие
РАБОТА НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ.
Это ещё одна игра, которая даст ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.
Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов!
ГРОМК__ ЗВУКИ
ГРОМК__ ПЕСНЯ
ГРОМК__ ПЕНИЕ
ГРОМК__ ГОЛОС
__________________
ое ая ие ая ий
ВРЕМЯ БЕЖАЛ__
МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ__
ВЕРА БЕЖАЛ__
__________________
а о и
Расскажите, а какие игры и упражнения используете Вы на этапе работы со словосочетанием. Ваш бесценный опыт будет полезен не только нам, но и начинающим педагогам и заботливым родителям!
Тему очередного «исследования» педагог выбирает исходя из целей и задач занятия с учётом возрастных возможностей и интересов детей.
Мы хотим поделиться с вами такой интересной находкой, как игра «Магнит». Рассмотрим игру, на примере занятия по обучению чтению на этапе работы со словосочетанием. Покажем на практике, что слова могут приклеиваться друг к другу как магниты.
Детям предлагаем провести опыт, какие картинки приклеились к магниту и почему? Дети высказывают свои предположения, делают выводы.
Таким образом, мы поработали и над словосочетанием и узнали об удивительных свойствах магнита.
Уважаемые коллеги, мы ждём ваших идей и наработок! Расскажите, какие исследования проводятся в ваших «лабораториях»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ
Не знаете, что почитать с детьми? Для дошкольников отлично подойдет серия книг «Познавательные сказки» Ларисы Тарасенко.
Они в простой и доступной форме познакомят малышей с удивительным миром природы. Хороший стиль изложения, и, что самое важное, – подобраны замечательные иллюстрации!
Пусть дети имеют представление о том, в каком прекрасном и интересном мире они живут, и что они сами являются частью этого мира!
«АЗБУКА КРУПНЫМИ БУКВАМИ» И «ЧИТАЕМ ПОСЛЕ АЗБУКИ» НАТАЛЬИ ПАВЛОВОЙ
«Азбука с крупными буквами» создана для нового поколения малышей.
Материал изложен очень грамотно, доступно и понятно как для родителя, как и для ребенка. Таким образом, даже если мама с папой НЕ педагоги, они всё равно смогут ПРАВИЛЬНО научить читать своего малыша.
Также положительным моментом можно отметить наличие в Азбуке небольших заданий на логику, внимательность и смысловое мышление.
Если вы хотите, чтобы Ваш малыш научился бегло читать, легко и с удовольствием учился в школе, чувствовал себя уверенным и счастливым, тогда эта книга для Вас.
Следующим этапом будет книга «Читаем после азбуки». Именно она поможет вашему малышу научиться читать правильно, быстро и выразительно, хорошо понимая прочитанное. Оказывается, это можно делать с удовольствием, просто играя. Специально составленные упражнения и интересные тексты, огромное количество увлекательных игр и прекрасные иллюстрации ждут вас на страницах этой книги. Они окажут неоценимую помощь маленьким непоседам.
Эта чудесная книга-игра, книга-путешествие станет вашему малышу лучшим другом и скоро он порадует вас умением правильно и быстро читать.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА – ОДНО И ТО ЖЕ?
Во времена СССР в школах предлагалась единственная образовательная программа, которую устанавливали для всех сверху. Начиная с девяностых, в системе образования зародилась мысль о разнообразии образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения, а родители, в свою очередь, выбирают школы, подходящие детям
Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов
Давайте вместе разберемся и попытаемся понять, что представляют собой существующие на сегодняшний день системы и программы. В конце концов мы готовим ребенка к школе, а это значит, что мы должны иметь представление обо всем, что там происходит
В следующих постах на эту тему мы перейдем к анализу конкретных систем и программ. А пока ответьте на вопрос: как вам кажется, педагогическая система и педагогическая программа – одно и то же?
Каждая ее публикация – это готовый сборник для практических занятий для развития памяти и мышления, для подготовки к школе и первого знакомства с миром.
Для дошкольников выпущено множество серий книг для подготовки к школе:
«365 дней до школы»
«Ступеньки к школе»
«Клуб весёлых дошколят»
«Портфельчик знаний» и многие другие.
Все эти серии книг созданы специально для будущих первоклашек. Все задания подобраны с учетом программы развития и обучения детей дошкольного возраста. Увлекательные игры и упражнения, собранные в книге, способствуют развитию у ребенка мышления и логики, памяти и внимания, мелкой моторики, а также помогут расширить представления малыша об окружающем мире, сформируют необходимые для обучения в школе навыки: умение обобщать и делать выводы, излагать своими словами усвоенную информацию.
Интересная, игровая форма заданий поможет вам и вашему малышу весело и с пользой провести свободное время и одновременно с этим легко выучить буквы, научиться считать и писать.
Все книги отличаются яркими привлекательными иллюстрациями, реалистичными изображениями, что способствует правильному, неискажённому восприятию мира ребёнком, формируют его эстетическое восприятие.
Пособие будет полезно родителям для совместного продуктивного времяпровождения с детьми, воспитателям для индивидуальных занятий с дошкольниками, и конечно для самих деток.
ИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗАНКОВА: РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
Одна из важнейших задач системы образования Занкова – воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Принципы и особенности:
большое количество теоретических знаний, которые даются школьнику;
быстрый темп подачи материала;
равная значимость всех предметов (нет первостепенных и менее значимых предметов);
построение уроков через диалог, поисковые задания, творческие;
множество логических задач в математическом курсе;
обучение классификации предметов, выделению основного и второстепенного.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
А вы знакомы с системой образования Занкова в действии?
ЧТЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ С ПОСОБИЯМИ В. ВОСКОБОВИЧА
«Теремки Воскобовича» (рис.1) – прекрасная модель для подготовки ребенка к раннему чтению. Уникальная конструкция теремков, оптимальный набор букв и их сочетаний, наглядность и образность, простота «конструирования» слогов и «трансформации» слов превращают игру в долгоиграющий восторг! Ребенок с легкостью знакомится со звуками и буквами, с гласными и согласными (твердыми и мягкими, звонкими и глухими), овладевает слоговым чтением и конструированием слов.
Важно: ребенок знакомится и на подсознательном уровне овладевает
орфографическими исключениями родного языка.Если слог трудно произносить или он совсем не существует, то в окошечке теремка (в арке сверху) «загорается» огонек. Например, если ребенок составит слог «шы» над буквой Ы, в арке окна появится звездочка
Важно: с помощью CD-диска ребенок может петь песенки вместе с автором и быстрее запоминать песенки-слияния, чтобы без труда овладеть ранним слоговым чтением. Альбом можно брать с собой в дорогу и с пользой занимать малыша в пути.
Важно: в игре предусмотрены четыре уровня сложности, обозначенные цветами шариков.
Важно: придумывать и «писать» слова можно с закрытыми глазами.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
В прошлый раз мы с вами говорили о системе образования Занкова. Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь – дальше будешь».
Вы сталкивались с работой этой системы? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Как вам кажется, стоит ли учить по ней детей?
Цель такого обучения – формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности, а также развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить.
Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Система Эльконина-Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. ВОСКОБОВИЧА.
Мы уже делали обзор игр Вячеслава Воскобовича по обучению чтению. Сегодня мы расскажем о самых известных его играх, направленных на развитие математических представлений, логики, мелкой моторики и прочее и прочее.
Дело в том, что одним из особенностей пособий Воскобовича является их многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.
В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.