Посмотри вокруг себя что тебя окружает
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемeurekanet.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом?» — Транскрипт:
2 Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом? А зимой? Что ты видел, когда поздно вечером смотрел на небо? Можно сказать, что окружающий мир – это природа, человек, его труд и результат труда, общество в котором он живёт. «ПРИРОДА» «ПРИРОДА» «ЧЕЛОВЕК» «ЧЕЛОВЕК» «ОБЩЕСТВО» «ОБЩЕСТВО» А зачем его изучать? Разве мы его уже не знаем? Ведь его можно увидеть, услышать, понюхать, потрогать… Но вспомни сказочных героев, которые из-за своего незнания попадали в разные затруднительные ситуации: Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут?Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут? Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу?Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу? Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы?Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы? Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф?Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф? Почему Незнайка постоянно попадает впросак?Почему Незнайка постоянно попадает впросак? Вот и ты, отвечая на эти вопросы, понял, что уже многое знаешь, но не всё. Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он хранит в себе много тайн и загадок. Предлагаю разгадать некоторые из них, изучив разделы:
3 Занятие 1. ПРИРОДА. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … ПРИРОДА. На этом занятии ты познакомишься с разнообразием природы и её классификацией; рассмотришь взаимосвязи в природе, значение природы для человека и задумаешься над своим отношением к природе. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
4 Задание 1 Подумай, что из изображённого здесь можно отнести к природе, а что создано человеком. Укажи объекты, созданные человеком. ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
5 Правильно! Это объект, созданный человеком. Он не является объектом природы.
6 Неверно! Это объект природы.
7 Задание 2 Распредели оставшиеся объекты на две группы (проведи линии с помощью карандаша): Шпаргалка 1. Живая природа. 2. Неживая природа.
8 ПРИРОДА ЖИВАЯ растенияживотныегрибыбактерии. НЕЖИВАЯ
9 Задание 3 Укажи объекты живой природы.
10 МОЛОДЕЦ! дышит, питается, растёт, развивается, приносит потомство (воспроизводит себе подобных), умирает. Это объект живой природы, так как он дышит, питается, растёт, развивается, приносит потомство (воспроизводит себе подобных), умирает.
11 НЕВЕРНО! Это объект неживой природы.
12 НЕВЕРНО! Это не объект природы, так как создан руками человека.
13 Задание 4 Зная признаки живой и неживой природы, определи, к какой природе относится человек? (Выдели цветом). ПРИРОДА ЖИВАЯНЕЖИВАЯ
14 Задание 5 Используя карандаш распредели объекты живой природы по царствам. ПРИРОДА ЖИВАЯ растенияживотныегрибыбактерии. НЕЖИВАЯ
16 Задание 6 Восстанови взаимосвязь объектов живой природы, заполнив пропуски. ДЕРЕВО БЕЛКАЧЕЛОВЕКБЕЛКАЧЕЛОВЕК ГРИБЫОРЕХИ
17 Задание 7 Определи какие объекты живой природы изображены на рисунках. Нажми на их изображение курсором.
23 Проверь свои знания: 1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же? Да Не знаю Нет
24 2. Бабочки, стрекозы, ветер – это объекты природы? Да Нет Не знаю
25 3. Горшок с цветами – это предметы окружающего нас мира? Да Нет Не знаю
26 4. Может ли природа быть учителем? Да Нет Не знаю Подумай, чему бы ты мог научиться у природы.
27 5. Смогут ли существовать на земле кроты, если исчезнет солнце? Да Нет
30 ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
32 Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? Затрудняешься? Подсказку можешь найти в кроссворде
34 Если ты внимательно изучил предыдущий раздел, то можешь называть себя ЗНАТОКОМ ПРИРОДЫ ПОЗДРАВЛЯЮ.
35 Теперь ты знаешь, что человек – это тоже часть живой природы, так как обладает всеми ее признаками. Но он отличается от всех других её объектов, его даже выделили в отдельное царство. А чем он отличается? Интересно? Тогда вперед, в следующий раздел «ЧЕЛОВЕК». Но сначала …
37 ЧЕЛОВЕК Человек – разумное существо. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда (Словарь С.И.Ожегова).
38 Да, среди животных тоже немало сообразительных, например дельфины, собаки, но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – построили города, дороги, фабрики и заводы всё то, что не относится к природе).
39 Твоими мыслями, движениями, чувствами управляет – важнейший орган тела. У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян он гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти всё, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями, отдает приказ и контролирует их выполнение. мозг А где же находится разум? Каждый участок головного мозга выполняет свою работу: один участок «заведует» работой рук, другой – сном, третий – настроением, четвертый – работой мысли.
40 МОЗГ ЧЕЛОВЕКА Мозг человека состоит из огромного числа нервных клеток. Только в слое серого вещества, которое облегает мозг, таких клеток миллиардов, это больше, чем людей на всем земном шаре.
41 «Сложен всякий человек, и глубок как море» Ф.М.Достоевский Каждый человек индивидуален, неповторим. У каждого человека есть свой внутренний мир, изучением которого занимается наука психология. Внутренний мир человека Воображения, мечты Характер Чувства, восприятие Знания, мышление Память
42 Но знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств. Это они посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Человеку свойственны пять органов чувств: зрение осязание слух обоняние вкус
43 ЗРЕНИЕ Орган зрения – глаз. Благодаря особому его строению мы можем определить форму предмета, его цвет, расстояние до него. Глаз – очень сложный и тонкий аппарат. Береги его! Оглянись, сколько вокруг тебя людей в очках! Значит, в их глазах уже что-то испортилось. И не отмахивайся, когда тебе говорят: Не читай лежа; Не читай при плохом освещении; Книгу держи на расстоянии 30 см от глаз; Телевизор смотри не ближе двух метров от экрана и не больше двух часов в день; Работая на компьютере, отдыхай через каждые 15 минут. Когда ты ложишься спать и закрываешь глаза, ты даешь им отдохнуть.
44 СЛУХ Орган слуха – ухо. Слух обеспечивает способность людей общаться друг с другом и узнавать о местонахождении предметов. В отличие от глаз, уши никогда не отдыхают. Уши предупреждают тебя о шумах, об опасности даже тогда, когда ты спишь. Уши спящей кошки или собаки даже во сне мгновенно поворачиваются в сторону звука.
45 ОБОНЯНИЕ Орган обоняния – нос. Он дает нам возможность правильно дышать и при этом информирует о разных запахах. Запах может быть еле уловимым или очень сольным, приятным или противным, зловонным. Есть естественные запахи, которыми обладают природные объекты, и искусственные, созданные человеком, например духи. Люди, которые создают духи, могут распознавать до 4000 запахов. Обоняние – это страж, который определяет качество воздуха. Запах подсказывает нам, что продукт испортился и его нельзя есть.
46 ВКУС Информацию о вкусе доставляет нам язык. Вы знаете, что конфета сладкая и вкусная, что лимон – кислый, а горчица – горькая. Удивительно, но каждый участок языка лучше всего чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть горькое, боковые части кончика языка- солёное, а более дальние боковые части – кислое. Вкус пищи мы определяем за полсекунды. Если зрение и обоняние подвели нас, то вкусовые ощущения ещё раз предупредят нас об испорченном продукте. Но эти же органы чувств дают нам очень приятные ощущения от любимого блюда.
47 ОСЯЗАНИЕ Орган осязания – кожа. Нервные окончания, находящиеся в коже, позволяют нам узнать, твердый предмет или мягкий, гладкий или шершавый, холодный или теплый, чуткие пальцы могут определить форму предмета. Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине». Принцесса почувствовала горошину через «двадцать тюфяков и двадцать пуховиков». Вот какая у нее была сказочно нежная и чувствительная кожа.
48 Все органы чувств сообщают нам сведения об окружающем нас мире. Эти сведения по нервам попадают в наш мозг. При повреждении одного органа чувств другие начинают работать интенсивнее и берут на себя его роль. Например, слепые люди обладают обостренным слухом и осязанием. Мозг проделывает с полученной информацией огромную работу. Он сортирует её, отбирает важную, хранит в памяти, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает выводы и диктует нам наше поведение, то есть, проходит определенные ступеньки познания. Ступеньки познания восприятиепамятьмышлениевоображение
49 Задание 1 Один говорит, двое глядят, двое слушают. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. Отгадай загадки: Живут два друга, Глядят в два круга. Я на лице у вас расту, Я запах чую за версту. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (ЧЕЛОВЕК) (ОРГАНЫ ЧУВСТВ) (ГЛАЗА) (НОС) (ЯЗЫК)
50 Задание 2 Какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях? (Соедини линиями) Открывая флакон духов Глядя в окно Слушая музыку Смотря телевизор Пробуя сок Трогая батарею Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.
51 Задание 3 Перед тобой стоит стакан с чаем. Какие органы чувств работают: Тебе сказали, что в стакане чай Это жидкость темно-коричневого цвета Стакан горячий Чай сладкий Чай ароматный Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.
52 Задание 4 Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинаций точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. У Вас устали глаза? Тогда, зажмурьте их, а потом резко откройте. Это упражнение повторите 5 раз.
53 Тебе нравиться разгадывать кроссворды? Это очень увлекательное занятие. При его выполнении твоё познание проходит все ступеньки: – ты прочитываешь задание. – вспоминаешь, не знакомо ли оно тебе, не встречался ли ты с ним ранее. – начинаешь думать, рассуждать, используя знакомую, известную информацию. – пытаешься представить, соотнести, начинаешь творчески мыслить. Восприятие Память Мышление Воображение
54 ВОСПРИЯТИЕ Способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
57 МЫШЛЕНИЕ Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
58 ВООБРАЖЕНИЕ Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать. Мысленное представление.
60 ОБЩЕСТВО В этом разделе ты узнаешь о людях, населяющих планету Земля; поймёшь, как важно проявлять дружбу и уважение к любому народу, как важно бережно относиться к людям, и помнить и любить свою малую родину. В главное меню
61 Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. Человек живет среди себе подобных, среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты Земля, то говорят: человеческое общество или человечество. Часть общества – это народ, к которому ты принадлежишь. Часть общества – это твой школьный класс. Часть общества – это и твоя семья.
62 Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Вот и ты, наверняка, расспрашивал своих родителей о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки… А как появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний не существовало, люди складывали легенды. Сейчас на Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Народы отличаются языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т.д.)
63 Государство Народы объединены в государства. Всего на Земле около 200 государств. Каждый человек является гражданином какой-либо страны. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
64 Что такое страна? Это территория, находящаяся под властью одного правительства. Страна может быть очень большой или очень маленькой. Страны договариваются о границах своих владений, иначе это нередко ведет к спорам (войнам). Страны, народы которых управляют самостоятельно, называют независимыми. Но если страна находится в зависимости от другого государства, то ее называют колонией. Иногда несколько стран объединяются, и тогда образуется новый народ, а иногда большая страна распадается на более мелкие государства.
65 Зачем государству флаги? Флаги развеваются на крышах зданий и на мачтах кораблей, на них четкие яркие цветные узоры. Флаг является символом страны, а также ее областей, округов, штатов. Детали рисунков на флаге могут многое рассказать о стране и ее истории. На флаге Кении красуются традиционные щит и копья, а на флаге Ливана – кедровое дерево, в древности принесшее процветание этому региону.
66 Что такое государственные гимны? Это торжественные мелодии. Они представляют страну и исполняются в особо важных случаях, например на Олимпийских играх.
68 Какая страна самая большая в мире? Огромная Российская Федерация занимает площадь более 17 млн. кв. км. Она простирается через 11 часовых поясов в дух частях света – в Европе и в Азии. Сколько нужно времени, чтобы пересечь всю Россию? Это зависит от способа передвижения. Раньше поезда знаменитой Транссибирской магистрали (построена в 1905 году) доставляли пассажиров с Тихоокеанского побережья в Москву за 8 дней.
69 Какое государство меньше чем город? Самое маленькое государство в мире расположено в Риме, столице Италии. Оно называется город-государство Ватикан и является центром Римской католической церкви. Население Ватикана около 1 тысячи человек (почти как средняя городская школа).
70 Что общего у разных народов? Люди, где бы они ни жили, в основном похожи. Они могут говорить на своих языках и иметь разные убеждения, носить особую одежду и предпочитать различную пищу. От родителей человеку достаются темная или светлая кожа и волосы, голубые или карие глаза. Но, в конце концов, у всех людей одинаковые потребности, желания, надежды и страхи. Мы не должны тратить время на раздоры, потому что все мы члены одной большой семьи.
71 Признаки государства (страны) Территория Государственная граница Столица Народ Государственный язык Глава государства Символы государства (флаг, герб, гимн) Законы Экономика Образование Наука Культура
72 МестоНародЧисленность (млн. чел.) Страна проживания Бразильцы149Бразилия Американцы194США Русские146Россия Индусы244Индия Бенгальцы190Индия, Бангладеш Японцы126Япония Китайцы1220Китай Определи самый многочисленный народ
73 Проверь себя Даны слова: 1. Подчеркни красным цветом слова, которые относятся к характеристике государства. 2. Подчеркни синим цветом слова, которые относятся к характеристике народа. 3. Подчеркни зелёным цветом слова, которые относятся к характеристике семьи. территория совместное хозяйство родной язык жизнь под одной крышей государственная граница национальный костюм столица национальные танцы государственный язык забота друг о друге
74 Мы с тобой не знаем: где живет этот человек; сколько ему лет; какой он национальности. Подумай, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля? Если затрудняешься ответить сам, мы подскажем: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный, … Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга, независимо от национальности и цвета кожи.
75 Выдели цветом те качества, которые, на твой взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми: Справедливость Эгоизм Праздность Милосердие Болтливость Простота Правдивость Бестактность Искренность Уважительность Хвастливость Честь Совесть Жадность Сдержанность Выдержка Честность Стыдливость Жестокость Мужество Скромность Хитрость Тактичность Заносчивость Малодушие Зависть Трусость Прочитай еще раз качества, который ты выбрал для себя. Надеюсь, ты оставил всё самое лучшее.
76 И на прощание хочу предложить нарисовать автопортрет «Мой портрет в лучах солнца». Распечатай следующую страничку и в центре солнечного круга напиши свое имя, нарисуй свой портрет или вклей свою фотографию. Затем, вдоль лучей, напиши всё хорошее, что ты о себе знаешь, и что помогает тебе жить в мире с природой, с человечеством, с собой. Если нужно, добавь лучи.
77 «Мой портрет в лучах солнца»
79 ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД С.Я.Маршак Стихи для ребят всех народов и стран. Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, немецких, турецких, французских, Народов, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, что в стужу и в снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Для детворы из тропических стран, Где на деревьях не счесть обезьян. Для ребятишек, одетых и голых, Тех, что живут в городах или селах… Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретиться с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом.
Посмотри вокруг себя что тебя окружает
ПУСТАЯ МАЛЕНЬКАЯ БАНОЧКА ТВОРОЖКА НЕЖНОГО.ЧЕТ МНЕ МАЛОВАТО СТАЛО.НЕ ЗНАЮ ПРЯМ ЧЕМ СЕБЯ И ПОРАДОВАТЬ..ЧТО БЫ СХОМЯЧИТЬ..КАЖЕЦЦА Я ПОНЧИКА ШОКОЛАДНОГО ХОЧУ.
не хочу сала..сало ела я утром.я его редко ем.придецца шо небудь на вокзале якой отравы купить
Зло,подлость,зависть,ненависть,прохожие зомби с пустыми глазами,тяжёлый воздух который тяжело вдыхать,чёрное небо,ядовитые тучи.
от доброй или от злой))
от доброй или от злой))
Чем дальше—тем страшнее, как в сказке)))))))))))
«МЫ живём точно во сне неразгаданном. На одной из удобных планет. Много есть, чего вовсе не надо нам. А того, что нам хочется нет.»
меня окружает диван, телевизор, сестренка, племянники, люди любимые, окно, лунный свет, улыбки, весна. меня окружает сама красота
Прекрасного вокруг———лишь стоит обернуться))
Вот видишь—как все хорошо))))))))
Это точно не вопрос, когда есть баба и мороз—-тогда он точно не проказник, когда все оптом он принес)))))))))))))))))))
—-Такой памфлет, а Светы—и в помине нет)))))))))))))
—Растерялся-, по дороге, я шел без света и в ночи, об запятые спотыкались ноги))))))))))))))))
Чтобы быть счастливым принимайте окружающую действительность за предмет своих мечтаний.
мы видим то. о чем думаем- то и притягиваем. Мне везет на хороших людях, любимой работе.
Как мне хочется в Питере побывать)
Меня окружает буквально, если) творческий беспорядок. ) а Вас?) поэт-писменник))
матюки я не очень. лучше стихи пусь)
ОТ меня было, извиняюсь не в очень красивом амплуа((
Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.
И пролетает мимо уха))
С кем поведешься того и наберешься Скажи кто твой друг и я скажу кто ты Истинна
Не осуждают Но если они. от них надо избавляться Чем раньше тем лучше
Но они влезли в Вашу ( Мою Его Ихнюю) жизнь Они были мы им доверяли Не будем о них пусть они живут где то и пусть им будет хорошо Лучше любить тех кто достоин любви Принимать людей какими они есть Пусть Вам встречаются только достойные самодостаточные друзья
окружает меня осень, дождь, небольшой ветер, лужи, прилипшие листья к асфальту
Стол, чашка, клавиатура, ключи. ой, пыль нужно протереть. Рабочий стол в общем.
С широко открытыми глазами: 8 способов взглянуть на мир и самого себя по-другому
Когда нас поглощает рутина, мир становится серым, а яркие краски куда-то пропадают. Мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Думаем, что вокруг не происходит ничего интересного. Между тем нас окружает множество удивительных и прекрасных вещей, которые упускаем, потому что привычно скользим по жизни. Но что если мы наконец обратим на них внимание?
Журналист Роб Уокер написал книгу «С широко открытыми глазами», чтобы помочь нам вернуть остроту восприятия и детскую радость открытия. Он собрал упражнения и практики, которые помогают взглянуть на мир и обыденные вещи по-другому. Вот несколько из этих способов.
1. Замечайте что-то новое каждый день
В путешествиях мы становимся особенно внимательными, обнаруживаем каждую мелочь. Эколог Лиам Хенеган называет это состояние аллокатапликсис (алло значит «иной», катапликтико — «изумляться»). Но в привычных местах люди теряют эту способность изумляться, не видят новизны в том, что знают, принимают окружающее как данность. Одни и те же маршруты, которые повторяются изо дня в день, начинают раздражать. Психологи именуют это явление слепотой внимания.
С ней можно бороться. Попробуйте ежедневно замечать две-три новых вещи на вашем привычном маршруте. И неважно, сколько вы проходите — два квартала и десяток улиц. То же самое можно делать, если передвигаетесь на машине или автобусе. Для этого упражнения не требуется ничего, кроме ваших глаз, но оно очень хорошо расширяет границы восприятия.
2. Посмотрите на мир через рамку
Иногда, чтобы увидеть новое в привычном, нужно поставить границы. Студентка Люси Кнопс придумала такое упражнение: она сделала миниатюрные пластиковые оконные рамы и предлагала воспринимать всё происходящее через них: «посмотрите на предмет через раму и скажите, какой он, одним словом: хмурый, радужный, пустой. А затем взгляните на другой объект, сохраняя восприятие первого. Насколько изменилось ваше представление о привычных вещах?»
Вместо таких рамок вы можете использовать объектив без камеры, либо просто вырезать рамку из куска картона. Упражнение помогает сужать поле зрения и воспринимать вещи без контекста. А значит формирует новый взгляд на привычные вещи.
3. Будьте как ребёнок
Джон Бергер, автор серии фильмов «Искусство видеть», уверен: самыми прямолинейными и беспристрастными наблюдателями являются дети. Именно они обращают внимание на то, что мы давно не замечаем.
Дети любопытны и откровенны в своих наблюдениях, поэтому с лёгкостью фантазируют и замечают неожиданное. Попробуйте в следующий раз посмотреть на привычное вам их глазами. Просто задайте себе вопрос: а что бы здесь увидел мой сын или дочь?
Вы можете выполнять это упражнение вместе с детьми, немного усложнив его. После совместной прогулки, спросите ребёнка, что необычного он видел на улице. Вспомните, заметили ли вы сами эти же вещи? Если нет, на следующий день обратите на них внимание и узнайте, почему он считает их интересными и бросающимися в глаза?
4. Уловите чувство
Хемингуэй, рассказывая о том, что значит быть хорошим писателем, отмечал: люди не слушают и не наблюдают по-настоящему. Он предлагал такое упражнение на развитие внимательности к деталям:
«Вы должны уметь зайти в комнату, а когда выйдете, знать всё, что вы там видели, и не только это. Если эта комната вызовет у вас какие‑либо чувства, вы должны точно знать, что именно их вызвало. Попытайтесь‑ка это сделать».
Наблюдать за миром — это переносить фокус внимания с себя на окружающее, на то, что находится вне нас. И улавливать те чувства, которые мир вокруг в нас пробуждает.
Да, мы не в состоянии увидеть и потрогать эмоции, но именно они влияют на то, как мы воспринимаем мир. Представьте такую карту, на которой место и чувства, которые оно вызывает, совмещены. Во время любой поездки отмечайте состояние своего тела и души.
Где вам неловко и дискомфортно, а где спокойно и приятно? Что влияет на ваше состояние? Найдите источник ваших чувств — это должно быть что-то конкретное.
5. Погуляйте в незнакомом месте, которое рядом с вами
Отправляйтесь в другой район вашего города. Устройте многочасовую прогулку по этим новым местам.
Это упражнение об ожиданиях, которые мы вкладываем в разные моменты жизни.
На такой прогулке вы не встретите памятники или достопримечательности, но научитесь замечать повседневные детали и радоваться им: необычная вывеска, церковь с причудливой отделкой, винтажная лавочка.
Вы удивитесь, но после нескольких таких прогулок, даже привычные места вдруг заиграют новыми красками. Нначнёте видеть новое в старом.
6. Превратите супермаркет в детскую площадку
Дети могут воспринимать как игру абсолютно всё. Взрослые тоже способны этому научиться. Даже в обычном супермаркете или любом другом месте. В следующий раз, когда отправитесь за продуктами, представьте, что магазин — это игровая площадка.
Зайдя внутрь ищите странные продукты: самый неуклюжий, самый романтичный, самый грустный, самый забавный или тот, что символизирует вашу жизнь.
Такое упражнение помогает видеть новые возможности и скрытый потенциал внутри самых привычных вещей, вроде пакета молока. А ещё — делает рутинный поход в супермаркет по-настоящему забавным.
7. Проверьте себя
Посмотрите на что-то рядом с вами, например, на стену, отвернитесь и запишите всё, что заметили. Повернитесь обратно к стене. Сравните ваши записи с тем, что видите.
Мебельный дизайнер Джордж Нельсон советует такое упражнение:
«Можете ли вы описать цвет и узор любого ковра в вашем доме? Обоев в спальне? Картины в прихожей? Когда вы смотрели на них последний раз?»
Однажды он задал себе такую задачу: найти в своей гостиной все изображения лиц животных и людей. Нельсон предположил, что их где-то 12, а затем посчитал. Оказалось, что их почти 400. Попробуйте повторить.
8. Слушайте без эгоизма
Нам всем непросто слушать других, внимательно и целенаправленно, ни на что не отвлекаясь, не перебивая и не вставляя своих советов. А это очень важно.
Как этому научиться? Просто следите за своим дыханием.
Если услышанные реплики/суждения пробуждают желание спорить, просто начните глубоко дышать.
Такой приём подавляетт выработку кортизола и снижает стресс. Медленное дыхание буквально останавливает время, даёт нам возможность обратить внимание не только на слова, но и на невербальные подсказки и эмоции собеседника.
Это очень важный навык для отношений и развития внимательности.