Посмертная маска что это такое

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

Посмертная маска что это такое

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».

Посмертная маска что это такое

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Посмертная маска что это такое

А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску. Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах. ». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.

Посмертная маска что это такое

Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?

Посмертная маска что это такое

– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

Источник

26 посмертных масок известных исторических личностей

Посмертные маски делали со времен средневековья до XIX века. Это было не просто фото в память о человеке, а слепок, который с точностью деталей передавал облик умершего для потомков. Благодаря таким слепкам из прошлого, сегодня мы знаем, как выглядели многие известные исторические личности. В этой подборке – коллекция посмертных масок некоторых людей, вошедших в историю.

Посмертная маска что это такое

Посмертная маска что это такое

Исаак Ньютон (1643–1727)

Схема создания посмертной маски на протяжении многих лет была неизменной. Лицо умершего смазывали или защищали марлей, а затем наносили глину или воск, чтобы сделать слепок.

Посмертная маска что это такое

Густав Малер, австрийский композитор (1860–1911)

После того, как материал высыхал, получившуюся маску удаляли. Такие слепки делали с лиц умерших членов королевской семьи и знати, а также выдающихся личностей – композиторов, драматургов, военных и политических деятелей, философов, поэтов и ученых.

Посмертная маска что это такое

Горацио Нельсон, английский флотоводец, вице-адмирал (1758–1805)

Как в Древнем Риме, посмертные маски часто использовались для изготовления скульптур, бюстов или портретов умерших.

Посмертная маска что это такое

Маска, предположительно принадлежащая Уильяму Шекспиру (1564–1616)

В других культурах посмертная маска была «погребальной» – ее хоронили вместе с умершим.

Посмертная маска что это такое

Уильям Шекспир (1564–1616)

Самые известные из таких – маски из Древнего Египта, которые были частью процесса мумификации (маска Тутанхамона), и маски из микенской Греции (маска Агамемнона).

Посмертная маска что это такое

Данте Алигьери (1265–1321)

Посмертные маски потеряли популярность в конце XIX и начале ХХ века.

Посмертная маска что это такое

Мартин Лютер (1483–1546)

После смерти королевы Великобритании Виктории, ее внук, Вильгельм II, император Германии, попытался сделать для нее посмертную маску, но члены королевской семьи его остановили – они знали, как королева их не любит.

Посмертная маска что это такое

Оливер Кромвель, английский военный и политический деятель (1599–1658)

С появлением фотографии посмертные маски практически исчезли.

Посмертная маска что это такое

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

Посмертная маска что это такое

Джон Китс, поэт младшего поколения английских романтиков (1795–1821)

Посмертная маска что это такое

Феликс Мендельсон, немецкий композитор (1809–1847)

Посмертная маска что это такое

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770–1831)

Посмертная маска что это такое

Наполеон Бонапарт (1769–1821)

Посмертная маска что это такое

Ференц Лист, венгеро-немецкий композитор (1811–1886)

Посмертная маска что это такое

Уильям Блейк, английский поэт (1757 – 1827)

Посмертная маска что это такое

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

Посмертная маска что это такое

Джеймс Джойс, ирландский писатель (1882–1941)

Посмертная маска что это такое

Иоганнес Брамс, немецкий композитор (1833–1897)

Посмертная маска что это такое

Козима Вагнер (1837–1930) – композитор, вторая жена немецкого композитора Рихарда Вагнера

Посмертная маска что это такое

Лоренцо Медичи (1449–1492), флорентийский государственный деятель

Посмертная маска что это такое

Густав Климт, австрийский художник (1862–1918)

Посмертная маска что это такое

Мария Стюарт (1542–1587), королева Шотландии

Посмертная маска что это такое

Иоганн Вольфганг фон Гете, великий немецкий поэт (1749–1832)

Посмертная маска что это такое

Джордж Вашингтон (1732–1799)

Посмертная маска что это такое

Авраам Линкольн (1809–1865)

Посмертная маска что это такое

Лев Толстой (1828–1910)

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Посмертная маска: что это и зачем она нужна?

Размер пособия на погребение в декабре 2021 года составляет: 1 478,90 бел. руб.

Для чего делают посмертную маску?

Через многие века люди пронесли желание сохранить связь со своими предками. Более того, мы стараемся сделать эту связь «зримой», сохраняя образы дорогих или важных людей в материальном виде. Так, с давних времен до наших дней дошли ритуальные маски — специальный атрибут, созданный при погребении человека.

Ритуальные маски, являясь слепками, призваны были скрывать изменения, которые происходили с человеческим лицом после смерти. Изготавливались они из разных материалов: дерева, камня, металла и даже такого экзотического материала, как китовый ус.

Распространение ритуальных масок началось 4000 лет назад в Египте, Риме, Греции. Оттуда с ходом времени они попали в Европу и Российскую империю, где снискали популярность у аристократических и состоятельных людей. Впервые посмертная маска в Российской империи была сделана с лица покойного Петра Первого.

Сегодня ритуальные маски превратились во вполне обыденный атрибут. Их делают с лиц известных личностей с целью сохранить в веках образ писателя, актёра, политика, художника, музыканта. Впоследствии с использованием таких слепков создают бюсты, портретные скульптуры, статуи. Ритуальные маски имеют большую точность, нежели фотографии или тем более рисованные портреты.

Посмертные маски не только сохраняют в веках образ умершего, но и могут помочь с установлением как факта смерти, так и причины. Например, расхожее мнение о погребении Гоголя живым было опровергнуто Николаем Рамазановым, который делал ритуальную маску с трупа писателя. А в случае кончины Есенина специалисты, изучив его посмертную маску, утверждают об убийстве поэта.

Снимает слепок с лица покойного, как правило, скульптор или специалист по ритуальным маскам. Сначала снимается гипсовый слепок, который впоследствии становится основой для маски, сделанной из определённого материала.

Источник

Посмертные маски: традиции и современность

Посмертные маски, сделанные великими скульпторами, до сих пор хранятся в музеях. Но откуда взялась эта странная традиция, и почему живым было недостаточно прижизненных изображений покойного?

Посмертные маски появились еще до живописи — античные изображения знаменитых людей трудно назвать портретами. Они были достаточно схематичными. Но скульптура в те времена уже существовала. Правда, изначально маски с усопших снимали не для музеев, а для погребения.

Древние техники бальзамирования позволяли сохранить все, кроме лица. Чтобы на похоронах покойный выглядел благопристойно, лицо закрывали маской. Их делали из дерева и металла, они имели некоторое сходство с прижизненным обликом умершего, но не точное.

Позже, с развитием скульптуры, слепки с лиц умерших стали снимать на память, маски делали для семейных реликвариев. Также слепки использовали для дальнейшей работы, чтобы изваять барельеф, бюст или статую.

Посмертные маски в истории

Посмертные маски изготавливали из серебра, бронзы и золота, поэтому они были малодоступны. Только богатые семьи могли заказать маску умершего родственника. И, как правило, известные нам посмертные скульптурные изображения сняты с лиц знаменитых людей.

Но случались и казусы. Самая неудачная посмертная маска в истории — посмертный слепок с лица опального императора Наполеона Бонапарта. Во-первых, он умер далеко от месторождения гипса, и негатив пришлось делать с опозданием, когда лицо уже сильно изменилось. Во-вторых, изображение получилось только с четвертой попытки. Первый слепок испортил скульптор, второй украли, третий случайно разбил доктор, а четвертый был сделан так поздно, что уже не имел почти ничего общего с настоящим лицом императора. Кроме того, супруга Наполеона, получив маску, не проявила к реликвии никакого уважения и отдала ее в качестве игрушки маленькому сыну.

Посмертные маски часто становятся предметом дискуссий в научных сообществах. Например, известно средневековое скульптурное изображение, которое, предположительно, сняли с лица Уильяма Шекспира. Но ученые до сих пор не доказали, что маска принадлежит именно ему.

Мадам Тюссо — мастер посмертных масок

Мадам Анна Тюссо, основатель самого знаменитого в мире Музея восковых фигур, начинала с посмертных масок. Она родилась в семье, где все мужчины, за исключением ее отца, работали палачами. Отец Анны был солдатом и погиб до ее рождения.

Но от судьбы не уйдешь: всю свою жизнь мадам Тюссо снимала посмертные маски с отрубленных голов. Она была талантливым скульптором и работала при дворе Марии-Антуанетты. Когда случилась революция, ее, вместе с другими роялистами, отправили в тюрьму и собирались казнить. Но никто не снимал посмертные маски лучше, чем Анна Тюссо. И после казни монаршей четы революционеры освободили пленницу в обмен на ее услуги.

В течение многих лет мадам Тюссо делала посмертные изображения жертв революции, благодаря этому в ее музее в Лондоне, куда она эмигрировала после неудачного замужества, появилась «Комната ужасов». Но и после переезда скульптор тесно общалась с палачами, делала негативы с серийных маньяков и знаменитых преступников.

История спасения мадам Тюссо — яркий пример того, насколько высоко ценили мастеров посмертных масок в Европе. Не всякий был способен к такой тонкой работе.

Как делают посмертные маски?

Посмертные маски снимают и по сей день. Они стоят недешево, но доступны уже более широкому кругу. Мастера давно отказались от дорогих и хрупких материалов, вроде золота и серебра. Они очень мягкие, с ними трудно работать, со временем на поверхности появляются дефекты.

Современные скульпторы используют либо акрилит — акриловые смолы с добавлением мраморной крошки, либо латунь с золотым напылением.

Этапы работы

Скульптор работает в морге, обычно ему ассистирует танатопрактик, который возвращает лицу умершего сходство с прижизненным изображением. Работа проводится в четыре этапа:

Самое главное — вовремя снять негатив. В прошлые века скульптор часто уже ждал за дверью, пока человек еще был жив. Во всяком случае, люди старались пригласить мастера сразу после смерти. Сейчас это не обязательно. Но снимать негатив нужно в течение первых суток.

Источник

Лики смерти: как и зачем делают посмертные маски

Посмертные маски имело множество известных людей — от Марии Стюарт до Майкла Джексона. Но откуда возникла такая традиция и что она несет в себе? Давайте разберемся в этой теме…

ЗАЧЕМ

Посмертная маска что это такое

Причины создания таких слепков могут быть различными — многие рассматривают их как семейные реликвии и хранят десятилетиями, а порой и веками, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому потомки могут знать, как выглядел их родич. Кстати, эта главная причина, по которой подобные маски делали в основном для выдающихся людей.

Из практичной пользы таких масок можно отнести удобство при создании скульптур — мастеру будет куда проще ваять памятник, имея «натуру», которую можно пощупать, а не только ворох снимков и портретов. Ну и конечно, подобное изделие может оказаться полезным в экспертной практике — размеры лица остаются не искаженными и отображают практически все детали.

ИСТОРИЯ

Посмертная маска что это такое

Само собой, подобные маски не являются изобретением наших современников — самое древнее датируется аж 16 веком… до нашей эры, разумеется. Речь идет о слепке, снятом с лица Тутанхамона, одного из самых известных фараонов. Кстати, в том случае маска несла ритуальный атрибут, необходимый для погребения. И только позднее ее стали рассматривать как отдельный элемент, несущий ценность для потомков.

Материал, с помощью которого производили слепок, определялся (как и все в жизни) социальным статусом покойного и финансовым положением его семьи. Разумеется, были и золотые маски… наряду с глиняными, деревянными и гипсовыми. Самые дорогие были украшены росписью и драгоценными камнями…

ПОДГОТОВКА

Слепки могут создаваться даже на месте обнаружения тела. Кроме того, подобный процесс можно совершить и в морге — там эта процедура проходит перед тем как коронер совершит вскрытие.

Процесс нельзя назвать тяжелым, но вот монотонным точно — лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином (хотя можно применять любой другой косметический крем) — главное, чтобы микрорельеф лица оставался неповрежденным. Для этого крем наносят тончайшим слоем. Затем голову обвязывают — для того чтобы удержать гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.

ТЕХНОЛОГИЯ

Изготовление маски начинается с создания гипсовой формы. Материал разводится, пока не станет по консистенции похожим на сметану. Чтобы цвет приобрел оттенок, близкий к телесному, в состав добавляют охру. Впрочем, иногда красители варьируются.

Далее вещество наносят на лицо тонким слоем, используя кисть. Начинают традиционно со лба. Первый слой, как правило, не превышает одного сантиметра, дальнейшие слои увеличивают толщину маски до 2-3 см. После того как форма станет твердой, ее снимают с лица, придерживая за нижний край.

Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью и заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.

Финалом служит отделение формы от позитива. Иногда при этом используется деревянный молоток.

Собственно, так и делают посмертные маски. Технология не меняется уже многие и многие года.

ЖУТКИЕ ЭКСПОНАТЫ

Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.

Посмертная маска что это такое

Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Лицо девушки было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска…

К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица…

Посмертная маска что это такое

СЛЕПКИ, ТАЯЩИЕ ЗАГАДКУ

Иные слепки приносят больше вопросов, чем ответов — как, например, посмертная маска Уильяма Шекспира, найденная в 1849 году в лавке старьевщика.

Посмертная маска что это такое

Исследователи и сейчас гадают — это ли лицо английского драматурга (да и существовал ли он вообще… многие уверены, что под его именем творили другие авторы). Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.

Посмертная маска что это такое

Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в мир иной в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок и скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.

СЛЕПКИ-УЛИКИ

Посмертная маска что это такое

Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено…

СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ

Посмертная маска что это такое

Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки ночью, Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.

Посмертная маска что это такое

Довелось ему создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся…

Посмертная маска что это такое

Посмертная маска что это такое

Зачем же нужна посмертная маска сейчас, в эпоху цифровых фотографий и VR? Пожалуй, каждый решает сам… В конце концов, все мы мечтаем оставить как можно более глубокий след на страницах истории…

И в заключении предлагаю посмотреть на посмертные маски известных людей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *