Пословицы и поговорки что такое хорошо и что такое плохо
О добре и зле, хорошем и плохом, благодарности и неблагодарности
На этой странице мы собрали 107 пословиц о добре и зле, хорошем и плохом, благодарности и неблагодарности. Тематика борьбы противоборствующих сторон является одной из самых популярных в народном фольклоре. С ее помощью легко отобразить разные взгляды на один и тот же предмет, событие или явление. Пословицы про добро и зло учат быть мудрее и осторожнее в жизни, показывают, что в хорошем с виду человеке может таиться враг.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброта без разума пуста.
Доброе дело само себя хвалит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
От добра добра не ищут.
Золото и в грязи блестит.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Без худа добра не бывает.
У злой Натальи все люди канальи.
Там хорошо, где нас нет.
Добрый портной с запасом шьет.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Никакое худо до добра не доводит.
Худо лето, когда солнца нету.
Добрый пес на ветер не лает.
Нет худа без добра.
Хрен редьки не слаще.
За доброго человека сто рук.
За свой грош везде хорош.
Хорошие слова не лишний груз на сердце.
Хорошо солнышко: летом печет, а зимой не греет.
Доброму человеку весь мир — свой дом.
Добрый повар стоит доктора.
Свет не без добрых людей.
Не называй дурное хорошим, а черное — белым.
Хороша кашка, да мала чашка.
Час в добре побудешь — все горе позабудешь.
Хороший товар сам себя хвалит.
И от хорошего худое родится.
То и добро, что до нас дошло.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Хорошо смазал, хорошо и поехал.
Добро помни, а зло забывай.
Хороша рыба на чужом блюде.
Добрый человек лучше каменного моста.
Смерть злым, а добрым вечная память.
Добрый пастух не о себе печется, о скотине.
Брюхо — злодей: старого добра не помнит.
Доброго держись, а от худого удались.
Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
Снаружи мило, а внутри гнило.
Хорошо дешево не бывает.
Худое дитятко отцу-матери — бесчестье, роду-племени — позор.
Доброму человеку указ — что глаз (добрый человек доро жит советом других).
Хорош квасок, коли шибает в носок.
Хорош цветок, да остер шипок.
Брюхо старой дружбы не помнит.
Сделав худо, не жди добра.
Много нового, да мало хорошего.
Хороша дочь Аннушка, да хвалят только мать да бабушка.
Хорошо сделал бог, что не дал свинье рог.
Добро серебро, а золото лучше.
Худ торжок, да не пуст горшок.
Плохо — у одной овечки да семь пастухов.
Плоха рожа, да душа гожа.
Плох тот пастух, который волку друг.
Хороши были волосы, да голову отрубили.
Хороши дрова у соседа: от его тепла к нам пар идет.
Хороший дурной пример заразителен.
Хорошо летаешь поешь, да где-то сядешь? Хорошо море с берегу.
Плох сокол, что на воронье место сел.
Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.
Плохо тому хромать, у кого ноги болят.
Делай другу добро, а себе не вреди.
За добро не жди добра (устар.).
Худое валит пудами, хорошее копает золотниками.
Против шерсти не гладят.
Ты его добром, а он тебя колом.
От доброго житья толстеют, от дурного худеют.
За недобрым пойдешь — на худо набредешь.
И на солнце есть пятна.
И собака помнит, кто ее кормит.
Красна дорога ездоками.
Кто сам худой, у того и все вокруг худо.
Лихое лихом называют, а доброе добром поминают.
Медом больше мух наловишь, чем уксусом.
Мир на свете не без добрых людей.
Не все говорят, а все знают, что хорош.
Плохая дорога ведет к плохому концу.
Плохая снасть отдохнуть не даст.
Плохое дерево в сук растет.
Худо без добра не бывает.
Кому служу, тому и пляшу.
Добро скоро забывается, а худое в памяти сохраняется.
Во всяком худе не без добра.
За добро добром не платят (устар.).
На лихо жди лихо, на добро — добро.
От худа и добро убывает.
Ты — кабы добыть, а люди — как бы отбить (устар.). — бил бобра, а не нашел добра.
Хорошей породы щенок с первой же охоты добрый пес.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Хорошую речь приятно послушать.
Худое колесо больше скрипит.
Худо, когда волк в пастухах живет, лиса в птичницах, а свинья в огородницах.
И от доброй собаки блох наберешься.
Худого не хвали, а хорошего не кори.
Будешь плох — не даст и бог (устар.).
Шее хорошо, что хорошо кончается.
Где сусло хорошо, там пиво дурно не бывает.
Пословицы о хорошем и плохом
Хорош квасок, коли шибает в носок.
Хорошо дешево не бывает.
Смерть злым, а добрым вечная память.
Хороша рыба на чужом блюде.
Хорош цветок, да остер шипок.
Брюхо – злодей: старого добра не помнит.
Сделав худо, не жди добра.
Много нового, да мало хорошего.
Хороша дочь Аннушка, да хвалят только мать да бабушка.
Брюхо старой дружбы не помнит.
Хорошо сделал бог, что не дал свинье рог.
Добро серебро, а золото лучше.
Худ торжок, да не пуст горшок.
Плоха рожа, да душа гожа.
Плохо – у одной овечки да семь пастухов.
Плох тот пастух, который волку друг.
Хороши были волосы, да голову отрубили.
Хороши дрова у соседа: от его тепла к нам пар идет.
Хороший [дурной] пример заразителен.
Плох сокол, что на воронье место сел.
Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.
Делай другу добро, а себе не вреди.
За добро не жди добра (устар.).
Хорошо летаешь [поешь], да где-то сядешь? Хорошо море с берегу.
Худое валит пудами, хорошее копает золотниками.
Против шерсти не гладят.
Ты его добром, а он тебя колом.
Плохо тому хромать, у кого ноги болят.
За недобрым пойдешь – на худо набредешь.
И на солнце есть пятна.
И собака помнит, кто ее кормит.
Красна дорога ездоками.
Кто сам худой, у того и все вокруг худо.
Лихое лихом называют, а доброе добром поминают.
Мир [на свете] не без добрых людей.
Худо без добра не бывает.
Кому служу, тому и пляшу.
От доброго житья толстеют, от дурного худеют.
Детские поговорки
Большую роль в воспитании играют детские поговорки, ведь они объясняют важнейшие правила поведения и морали, раскрывают суть взаимоотношений между людьми, объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Речь идет о постулатах, которые остаются незыблемыми в любые времена, вне зависимости от эпохи, моды, политической ситуации. Разве что с течением времени опыт обогащается, поэтому высказывания становятся еще более емкими.
Когда-то давно даже книжки были редкостью, поэтому детские пословицы передавались из уст в уста. Однако сейчас, благодаря интернету, подборки мудрых изречений доступны каждому. Читайте их ребятам и предлагайте поразмышлять над значением этих фраз!
Друзья — не разлей вода.
Делу время, потехе час.
Сладкого досыта не наешься.
Держи язык за зубами.
За словом в карман не полезет.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Язык мой — враг мой.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
Все за одного, один за всех.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Есть пирожки — есть и дружки, нет пирожков — нет и дружков.
Викторина-игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» для старшей и подготовительной группы
Викторина-игра
«Что такое хорошо и что такое плохо?» для старшей и подготовительной группы.
Автор: Шарапова Алина Хамиторвна
Формировать четкие представления о хороших и плохих поступках.
— Учить детей видеть хорошее и плохое;
— Развивать навыки связной речи, уметь доказывать свою точку зрения;
— Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.
Ход мероприятия:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбка помогает нам в жизни, дает нам хорошее настроение, помогает творить добро.
И сегодня мы с вами вспомним: «Что такое хорошо и что такое плохо?», что такое «вежливые слова», соберем пословицы и поговорки о добре и зле.
Первый конкурс разминка «Что такое хорошо, и что такое плохо?».
Ребята, если то, что я назову полезно для здоровья, то вы скажете ДА и хлопните в ладоши над головой, если не полезно – то скажете НЕТ и топните ногой.
— На столе лежит еда. Руки нужно вымыть? (Да)
— Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? (Нет)
— Мама на стол накрывает всегда. Ты иногда помогаешь ей? (Да)
— Вилкой ты в общий залез винегрет. Так поступать полагается? (Нет)
И делать, как надо, старайся всегда!
-Ну а теперь вопросы нашей викторины.
— Что из данных продуктов полезней для организма? (конфеты, яблоко)
Дети: Яблоко полезней.
— Кто из мальчиков поступает плохо? (играет в футбол, сидит за компьютером)
Дети: Мальчик, который играет в футбол.
— Какие дети поступают хорошо? (чумазые, умываются)
Дети: Дети, которые умываются.
— Кто из мальчиков будет болеть меньше? (укутанный, закаляется)
Дети: Меньше будет болеть мальчик, который закаляется.
— Что необходимо делать правильно? (чистить зубы, не чистить зубы)
Дети: Необходимо чистить зубы утром и вечером.
— Кто из детей поступает хорошо? (идут трудиться, лентяй)
Дети: Хорошо поступают дети, которые идут трудиться.
Ты здоровье береги, сам себе ты помоги.
— Ребята, как вы понимаете это высказывание?
(ответы и высказывания детей)
— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Полезно-вредно»
Для этого вам надо выйти и построиться в одну шеренгу. Если то, что я назову полезно для здоровья, то сделайте шаг вперед, если вредно – шаг назад. Начали!
— мыть руки перед едой
— пить с кем-то из одного стакана
— гулять на улице в хорошую погоду
— гулять без шапки в мороз
— есть чипсы или конфеты перед обедом
— принимать душ, ванну
— долго смотреть телевизор
— правильно сидеть за столом, когда пишешь или рисуешь
— рисовать или писать лежа на полу
— кричать, ругаться, причинять зло другому человеку
— говорить друг другу добрые слова
— Скажите, а все ли вы знаете «Волшебные слова»? Назовите их.
(дети называют слова, после этого на слайде открываются слова)
Следующий конкурс «Волшебные картинки»
Я предлагаю вам достать из волшебной коробочки карточки. Эти карточки необычные, на них нарисованы сказочные герои. По карточке, которую вы достанете, надо сказать, как называется сказка и что делали сказочные герои.
• Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)
• Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)
• Сказка «Гуси-лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)
• Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)
— Какие вы молодцы все знаете. А вот помните ли вы пословицы или поговорки о добре?
— А вот это мы сейчас и проверим. Посмотрите на экран, здесь написаны пословицы о добре и доброте, но все они перемещались и вам надо найти правильное продолжение каждой из них. Начнем?
(дети выбирают каждому началу пословицы свое окончание, в конце высвечиваются все пословицы в правильном порядке)
— Молодцы, ну а теперь давайте еще раз прочитаем их и скажем, что же это значит (разбирается каждая пословица, дети говорят о том, как они понимают значение каждой из них)
— Ну, а теперь игра «Добро и зло».
На экране будут появляться картинки со сказочными героями, а вы должными будете назвать героя и сказать, что он олицетворяет добро или зло.
(на экране картинки, дети отвечают)
— Какие вы молодцы! На этом наше мероприятие окончено. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Почему надо говорить «Вежливые слова»? Что значит быть хорошим, добрым? Приятно ли говорить и слышать «ласковые слова»?
(дети отвечают и доказывают)
— Спасибо за внимание!
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.
Классный час по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты.
Учитель:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
— Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
— Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
— Какие поступки похвальны, а какие нет?
— Давайте вспомним значение этих слов.
— Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
— Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
Хорошо | Плохо |
Неплохо, недурно, славно, ладно, здорово (разг.) Изрядно (устар.) Порядочно (устар. Разг.) Недурственно (устар.) Отлично, прекрасно, превосходно, отменно, первоклассно, знатно, классно, качественно, добротно, справно. | Нехорошо; Неудовлетворительно; Недостаточно; Слабо; Скверно; Дурно; Неважно; Худо; Паршиво; Неладно; Неважнецки. |
— Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.
— А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).
— А со словом “плохо” (“зло”).
— Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
— Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У добра | У зла |
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. | Темные, черные, грязные, холодные. |
— Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.
“ДОБРО” | “ЗЛО” |
Нежность; Забота; Внимание; Ласка; Верность; Радость; Дружба; Свет; Любовь; Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д. | Предательство; Зависть; Злоречие; Жадность; Ложь; Месть; Эгоизм. |
— А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)
— Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
— Как ведут себя добрые люди?
— А как ведут себя злые люди?
— Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
— А вам приходилось когда-нибудь злиться?
— А из-за чего вам приходилось злиться?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
— Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
— Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).
2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
— Как еще можно избавиться от злости?
— Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.
— Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?
Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).
— Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.
— Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
— Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
— Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).
Песня “Доброта” (сл. Н.Тулуповой, муз. И. Лученка)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
— С чем можно сравнить добро? (С солнцем, весенней радугой, яркими красивыми цветами, с мамой).
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
— Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. Но иногда, порой мы своими необдуманными поступками огорчаем своих мам.
Посмотрим сценку.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
— Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике “пять”, а Вера только “тройку”. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты стала хуже…
— Я? – удивилась Соня. – Но ведь “тройку-то” получила не я!
— “Тройку” получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
— За что мама осудила Соню?
— Что бы вы посоветовали Соне?
— Можно ли Соню назвать доброй?
(Добрый человек всегда готов помочь близкому).
— Какого человека называют добрым?
— Какие слова говорят добрые люди? (Добрые, вежливые).
— А какие добрые, вежливые слова вы знаете? (Дети называют вежливые слова).
— Молодцы! Много знаете вежливых слов.
— Скажите, а достаточно ли того, чтобы быть вежливым, воспитанным, знать вежливые слова?
— Верно, вежливость – это не только добрые слова, но и добрые дела и поступки.
— А можно ли этих ребят назвать вежливыми, о которых вы сейчас услышите в частушках. Почему?
Чтобы печка разогрелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут”.
Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать.
— Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.
— А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо и плохо”. Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка черного цвета.
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу. |
Нарисовал на парте. | |
Не выполнил домашнее задание. | |
Дал списать. | |
Опоздал. |
— Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными, как герои этого стихотворения.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
— Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения
А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
— Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.
На добрые слова не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться –
Со словом обидным, нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться!
Мапьвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурча под нос). Здравствуйте.
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все! А тебе что от меня надо?
Мальвина (обиженно). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что я плохого ему сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна шутка Буратино? (Обсуждение).
Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
— Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?
— Да, доброе слово лечит, а худое калечит. И пока вы молодцы, сильны, добры не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми. А вы вежливы?
— Предлагаю оценить свою вежливость.
ТЕСТ | да / иногда / нет | ||
1 | Здороваешься ли ты с соседями по дому? | Я | РОДНЫЕ |
2 | Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? | ||
3 | Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? | ||
4 | Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? | ||
5 | Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)? | ||
6 | Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? | ||
7 | Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта? | ||
8 | Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? |
ИТОГ: Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо?
Дети читают стихи “Что такое “хорошо”? И что такое “плохо”?”
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
Закончить наш разговор я хочу словами В. Сухомлинского: “Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек”.