Пословица что посеешь то и пожнешь картинки
Что посеешь то и пожнешь, смысл пословицы.
Что посеешь то и пожнешь, смысл пословицы.
За всю свою жизнь мы слышим множество различных пословиц.
Одна из них – что посеешь, то и пожнешь. К сожалению, не все понимают, в чем заключается ее смысл. Что посеешь, то и пожнешь смысл пословицы легко понять любому человеку. Достаточно посмотреть в самую суть этого высказывания. Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом. Считается, что эта пословица была придумана исходя из высказывания царя Соломона. Оно говорило о том, что рассеивая зло, в ответ получишь тоже много зла. Если задуматься это действительно, правда. Делая людям плохое, в ответ мы врятли получим что-то хорошее. Если человек добрый, открытый, он обязательно делает в своей жизни много добра, чем ему отплачивают люди. Если делать всем людям добро, то в трудную минуту всегда можно найти помощь. Кто-то в голодный день угостит куском хлеба. Кто-то в дождь предложит вам свой зонт. Кто-то даст несколько рублей, не хватающих для покупки в магазине. Все это добро. На эти добрые дела при возможности нужно снова ответить. Тогда круг снова к вам вернется и в трудную минуту вам протянут руку помощи. Примеры употребления пословицы На эту пословицу каждый человек может привести массу примеров как личных, так и своих близких и знакомых. В прямо м же значении пословица означает, что если посеять хорошие семена, то обязательно получишь хороший урожай. В этом смысле этой пословицей тоже стоит пользоваться. Ведь нам хочется получить как можно лучший урожай на огороде, чтобы сделать заготовки на зиму. Ведь зимой тоже нужны витамины. Кроме того, об этом не стоит забывать всем руководителям колхозов и совхозов, которые ответственны за то, что вырастет в течении лета. Ведь все эти продукты будут тем, над чем все лето работали люди деревень. Они ждут хорошего урожая в ответ на свои вложенные силы. Так что задумайтесь. В нашей жизни все возвращается бумерангом. Бумеранг – это то, чего некоторые люди ждут, а некоторые бояться. Нужно приложить все усилия, чтобы бумеранг был долгожданным для каждого человека, населяющего нашу планету. Если каждый человек будет делать добрые поступки, весь мир станет намного добрее.
«Что посеешь, то и пожнешь»: значение пословицы
Главная страница » Пословицы » Смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь»
Автор: Мария Знобищева
Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:11.05.2021
Пословицы о действиях и их последствиях всегда выразительны. Но самым доходчивым, пожалуй, можно назвать выражение «Что посеешь, то и пожнёшь».
Эта истина постигается, так сказать, всем животом. Не правда ли?
Значение пословицы
«Что посеешь, то и пожнёшь» значит «Как поработаешь, такой и результат получишь». Если бросить в землю семя, оно прорастёт, станет колосом, даст зерно. Если посадить дерево, оно со временем порадует плодами.
Если научить ребёнка уважать взрослых, он станет утешением матери и отцу. У всего на свете есть последствия – как добрые, так и дурные. Именно поэтому каждое наше действие должно быть обдуманным.
Выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» употребляется, когда речь идёт о воспитании детей. Родители колотят и обзывают ребёнка, чтобы он рос добрым и вежливым, но, впитывая агрессию взрослых, малыш не научится доброте. Рано или поздно он ответит жестокостью.
Мы сами создаём свою реальность, надо только вовремя дать себе в этом отчёт.
Истинные мотивы
В нашем обществе принято считать, что агрессивная реакция на неправильное поведение ребенка – это и есть воспитание. Мало кто из родителей задумывается над истинными мотивами своего поведения, в то время как именно над собой нужно работать, чтобы вырастить из ребенка целостную личность.
Вы спросите: «Причем же здесь мы, когда наше чадо ведет себя ужасным образом?» А может, вы приведете десятки примеров, когда ваш малыш подчинился вам после хорошей взбучки. Однако если заглянуть в свое сердце и быть честными перед самими собой, станет понятно, что в моменты ярости нами движет отнюдь не трезвомыслие.
Что же заставляет нас «срываться» на самых любимых и самых беззащитных существ?
Во-первых, наша неосведомленность. Многие действуют по принципу «как воспитывали меня, так буду воспитывать и я» с небольшими вариациями: у одних это правило работает на подсознательном уровне, у других же это происходит совершенно сознательно. Проблема заключается в том, что мы совершенно не анализируем поступки своих родителей, плюсы и минусы их поведения по отношению к ребенку, и слепо, чтобы не создавать себе лишних забот, автоматически повторяем их ошибки.
Зачастую мы не осведомлены о том, что прежние принципы воспитания «дали течь», многое из того, что раньше использовалось в качестве «действенного средства» сегодня приносит проблемы. Современные специалисты подвергают сомнению и критикуют взгляды, считавшиеся ранее прогрессивными. Это и проявление любви исключительно к спящему ребенку, якобы, чтобы не избаловать его, и запрет на совместный сон, и кормление грудничка строго по часам, и использование насильственных методов воспитания, и многое другое.
Во-вторых, порой нас заставляет идти на поводу у своих чувств наше раздражение. В ярости мы не способны мыслить рационально, гневаясь, мы лишь выливаем свой негатив на ребенка. Воспитание же — процесс совершенно противоположный, при нем родители отдают ребенку лишь то, что послужит к созиданию его как личности. Пусть это будет наказание, но такое, при котором чадо понимает, что мама и папа делают это из большой любви к нему и из желания добра своему малышу.
Давайте представим такую картину. Перед нами большой компьютер. Каждое наше действие по отношению к ребенку проецируется на экран и тут же программа выдает нам в видеоформате итог нашего воспитания, т.е. показывает те качества, которые сформировались в малыше под нашим руководством. Сами того не подозревая, мы закладываем в свое чадо как добро, так и зло, вся проблема в том, что многие наши поступки не оправданы здравым смыслом, они лишь отражение нашего эмоционального состояния. Если бы мы увидели, какие плоды принесут фразы: «ты ничего не можешь», «постоянно ты все делаешь не так» и т.п., какую самооценку сформируют у малыша наши унижения и прилюдные подзатыльники, каждая мама нашла бы в себе силы взять под контроль свое раздражение и не выплескивать его на ребенка. В-третьих, мы хотим манипулировать. Зная «кнопочки» своего ребенка, мы пользуемся ими, когда ощущаем, что ситуация выходит из-под контроля. Отсюда наши злостные обещания: «еще раз и ты будешь весь день стоять в углу», «если не замолчишь, никогда больше не буду с тобой гулять» и прочее. К счастью, эти угрозы никогда не исполняются. Зная это, мы даем волю своей фантазии и сочиняем что-то более страшное, а значит, и более действенное, типа: «пальцы поотрезаю, если еще раз засунешь их в рот!» В-четвертых, желание властвовать. Оно распространяется не только на сферы, выходящие за рамки семьи: бизнес, отношения с окружающими, но и на наших детей. В особенности этим страдают люди, не получившие в детстве достаточно внимания и любви от своих родителей, ощущавшие себя подавленными, подвергшиеся чьей-то грубой власти. Ребенок – это слабое существо, которое легко подчинить себе, используя примитивную силу. Именно душевно слабые люди, которые не ощущают в себе сил достигнуть желаемого результата в малыше посредством общения и терпения, прибегают к этому методу, дабы покорить своей власти непокорного. Однако, при таком раскладе, думать о том, что мы добьемся уважения к себе, не стоит. Ведь страх физической расправы и послушание – это разные вещи. Проанализируйте истинные мотивы своих действий. Сделайте выводы для себя, чтобы дальнейшее воспитание вашего ребенка приносило только добрые плоды. Вспомнив несколько случаев, вы можете как бы со стороны посмотреть на себя и оценить свое поведение. Не бойтесь признавать свои ошибки, ведь от этого зависит благополучие вашего малыша.
Происхождение выражения
Пословица относится к тому классу идиом, история которых связана с житейской практикой наших предков. Основой жизни крестьянина было земледелие.
Земледельческий цикл обеспечивал незыблемость бытового уклада. Сравнение с севом и жатвой – это форма философского иносказания, понятная каждому. Кстати, образы поля, жатвы, зерна характерны для Нового Завета, повествующего о жизни духа.
Именно поэтому выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» следует понимать как в прямом, так и в переносном смысле.
Влияние слова
Существует такая притча. Молодой человек пришел к одному уважаемому старцу и признался в том, что оклеветал его. Юноша раскаивался и просил прощения за то, что сам того не ведая, рассказал другим злую неправду об этом мужчине. Чтобы эта ошибка пошла молодому человеку на пользу, и он осознал всю опасность сплетен, старец решил наглядным образом продемонстрировать ему скрытую сторону его поступка. «Пойди домой, возьми подушку, набитую перьями и разрежь ее посредине. Затем залезь на крышу, разбросай все перья по ветру и приходи ко мне». Юноша выполнил все, что повелел ему старик. Когда этот молодой человек вернулся, старец дал ему новое поручение: «А теперь пойди и собери обратно все разбросанные тобой перья». Юноша смутился: «Как же я смогу это сделать, ведь ветер унес их, и они разлетелись по разным уголкам нашего города, мне не под силу будет выполнить твою просьбу!» «Видишь, дорогой друг, — ответил старец, — перья действительно собрать уже невозможно, мы не знаем, где они и что с ними, они летают в неведомых нам краях, их топчут не знакомые нам люди. Подобно им слетают с нашего языка слова. Их уносит ветром, и мы не знаем, где они и что с ними, какие люди пересказывают их и в каких уголках земли. Знаем лишь одно: они будут делать свое дело, и мы их никогда не соберем обратно. Смотри, дорогой друг, впредь будь внимательным к тому, что говоришь, следи за тем, какое слово слетает с твоих уст!» Мы не знаем, в каких уголках сердца нашего ребенка «летают» наши слова, можем только знать одно: они делают там свое дело. Добрые слова – доброе дело, злые – злое. Не даром так много произведений и научных исследований посвящено слову и его влиянию на человеческую жизнь. Если мы позволяем себе унижать своего ребенка, обзывать его и обещать злую расправу, от такого воспитания можно ожидать лишь негативных плодов. Даже не касаясь ребенка физически, не используя «метод кнута», при постоянном словесном негативе, идущем от нас, мы причиняем не только моральный вред здоровью ребенка, но и физически, ведь известно, что эти две сферы неразрывно связаны между собой. Настройте себя заранее до того, как вам захочется сказать вашему малышу что-то неприятное и унизительное, на то, что впредь вы будете контролировать свою речь, чтобы она приносила лишь пользу ребенку. Пусть ваши слова будут действительно воспитывать ваше чадо, созидать его внутренний мир.
Синонимы
Люди во всём мире осознают связь между действием и результатом. Мы находим синонимичные пословицы во многих языках:
Так что гадать о будущем – дело пустое. Нужно сажать свой сад в настоящем. Кстати, где у нас календарь посадок на текущий год?
Последовательность
«Запомни раз и навсегда, — наставляла Лена свою четырехлетнюю дочь Софью, — долго сидеть у телевизора – вредно для здоровья. Поэтому я разрешаю тебе смотреть мультики только с утра и не долго!» В тот день Софье включили детский канал на полтора часа, девочка была расстроена, что время пролетело быстро, но вскоре успокоилась. На следующий день мама была очень занята приготовлениями к Новому году и, чтобы дочь не мешала ей, разрешила смотреть мультики и с утра и после обеда. Эта же ситуация повторилась и через два дня, когда у мужа Лены был день рождения. Софья решила, что запрет на долгое сидение перед телевизором – это временная прихоть мамы, и, когда праздники прошли, и жизнь вернулась в свое обычное русло, девочка настойчиво требовала мультиков с утра и до вечера. Уговоры не помогали, ведь вчера и позавчера было можно, почему же сегодня уже нельзя. Случается, что мы сами создаем детям ситуацию, в которой провоцируем их вести себя неправильно, а затем ищем выхода, злясь и негодуя на них. Если сегодня мы не отреагировали на то, что наше чадо ходит по клумбе с цветами и не объяснили ему, что так делать нельзя, то почему же на следующий день мы выходим из себя, когда малыш делает то же самое? Наша непоследовательность проявляется и тогда, когда мы ругаем малышей за их совершенно адекватное поведение. «Ранняя осень. Пляж на Черном море. Двое мальчишек лет пяти и шести весело плещутся на берегу. Постепенно начинает подниматься ветер, который разметает прибрежный песок в разные стороны. Но ребятишкам это не помеха, они резво бегают по пляжу мимо сурово наблюдающей за происходящим бабушки. Она изредка бурчит какие-то замечания, но, разве ее слышат мальчишки, увидевшие море в первый раз и наслаждающиеся этой стихией всем своим существом?! Вдруг один из ребят остановился. Ему в глаза попал песок и он начал судорожно тереть их. Тут-то и настал «звездный час» следящей за внуками бабушки. Возвышаясь над мальчиком, она гневно начала кричать: «Получил по заслугам, говорила же вам, чтобы не бегали! Если бы ты стоял на месте, как нормальный ребенок, ничего бы такого не случилось!» Нашим чадам свойственно вести себя по-детски: бегать, прыгать, шалить, дурачиться. Однако мы пытаемся вызвать у них чувство вины за то, что естественно для их возраста. Но если задуматься над тем, почему мы не хотим, чтобы дети вели себя слишком активно, станет понятно, что проблема заключается в нас: мы не хотим испытывать дискомфорт оттого, что за ребенком нужно будет следить более внимательно, а его вещи после прогулки необходимо будет стирать. То же самое можно сказать и об оплошностях, которые могут совершить дети. Если ваш малыш разбил чашку, это вовсе не повод для того, чтобы грозовая туча ваших эмоций разразилась над ребенком. Возможно, вы устали, испытываете трудности на работе, или еще в какой-то сфере вашей жизни, что сказывается на вашем настроении. Но ребенок ни в коем случае не должен терпеть унижения и моральные оскорбления из-за ваших проблем.
Смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь»
Пословицы о действиях и их последствиях всегда выразительны. Но самым доходчивым, пожалуй, можно назвать выражение «Что посеешь, то и пожнёшь».
Эта истина постигается, так сказать, всем животом. Не правда ли?
Значение пословицы
«Что посеешь, то и пожнёшь» значит «Как поработаешь, такой и результат получишь». Если бросить в землю семя, оно прорастёт, станет колосом, даст зерно. Если посадить дерево, оно со временем порадует плодами.
Если научить ребёнка уважать взрослых, он станет утешением матери и отцу. У всего на свете есть последствия – как добрые, так и дурные. Именно поэтому каждое наше действие должно быть обдуманным.
Выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» употребляется, когда речь идёт о воспитании детей. Родители колотят и обзывают ребёнка, чтобы он рос добрым и вежливым, но, впитывая агрессию взрослых, малыш не научится доброте. Рано или поздно он ответит жестокостью.
Мы сами создаём свою реальность, надо только вовремя дать себе в этом отчёт.
Происхождение выражения
Пословица относится к тому классу идиом, история которых связана с житейской практикой наших предков. Основой жизни крестьянина было земледелие.
Земледельческий цикл обеспечивал незыблемость бытового уклада. Сравнение с севом и жатвой – это форма философского иносказания, понятная каждому. Кстати, образы поля, жатвы, зерна характерны для Нового Завета, повествующего о жизни духа.
Именно поэтому выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» следует понимать как в прямом, так и в переносном смысле.
Синонимы
Люди во всём мире осознают связь между действием и результатом. Мы находим синонимичные пословицы во многих языках:
Так что гадать о будущем – дело пустое. Нужно сажать свой сад в настоящем. Кстати, где у нас календарь посадок на текущий год?
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
«Что посеешь, то и пожнешь»: значение пословицы
Всем известны пословицы: что посеешь, то и пожнешь; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь ветер, пожнешь бурю. Смысл этих крылатых выражений понятен даже школьникам младших классов. Казалось бы, все очень просто. То, что человек посылает в мир, возвращается к нему в том же виде или качестве. Но откуда возникло само выражение?
Ветхий завет
Интересна и необычна пословица «что посеешь, то и пожнешь». Значение ее нужно искать в древнехристианских писаниях. Вот выражение из Ветхого Завета: «Кто сеет ветер, пожнет бурю». В нем пророк Осия обличает народ Израиля в неправедной жизни. В одной из глав он сообщает неправедным израильтянам о бедах, которые обрушатся на них из-за нарушения законов Божьих.
Вам будет интересно: Бардак: это что означает?
Пророк произнес те слова, которые впоследствии превратились во фразеологизм. Он сказал израильтянам, что напрасно они сеют ветер. Кто делает это, тот пожинает бурю. И хлеба у них не будет. Ведь зерно муки не даст. А если и получиться мука, то хлеб из нее съедят враги.
Ветер – это пустота, а буря – разрушение. То, что у евреев не будет урожая, означало, что все их начинания пойдут им во вред. А врагам израильского народа – на пользу. За нарушение религиозных законов они должны были быть уничтожены. Значение «что посеешь, то и пожнешь» близко к толкованию пословицы «посеешь ветер – пожнешь бурю».
Библия
Пословицы являются малой поэтической формой и уходят корнями во времена зарождения народной мудрости и религий. Более близкое к нам значение «что посеешь, то и пожнешь» нашлось в Библии. В изречении из Послания к Галатам говорится: «те, кто живут интересами плоти своей, получают тлен, а живущие духовными практиками – жизнь вечную». И вот здесь уже без пояснений не обойтись.
Что Апостол Павел хотел сказать? В дополнение к вышесказанному, в Библии есть еще такие строки: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. » Означает оно то, что законы бога неизменны. Независимо от того, сколько времени прошло, ни один закон Божий не изменился. Согласно этому, есть неизменные понятия праведной и неправедной жизни. Значит для тех, кто предается мирским утехам и не занимается саморазвитием, уготовано тление. Тех же, кто не поддается низменным потребностям, а уделяет время духовному развитию, ждет вечная жизнь.
Любовь к трактованию
Человеческая природа такова, что любое мудрое изречение со временем начинает обрастать все новыми и новыми толкованиями. В ходе истории человечества возникают аспекты жизни, к которым применяется та или иная мудрая мысль. Приобретая причудливые формы, изначальные варианты крылатых выражений не распознаются.
Так, значение поговорки «что посеешь то и пожнешь» в наши дни истолковывается исключительно с точки зрения межличностных отношений. Выражение утратило свою религиозную основу, но приобрело магический оттенок. По мнению многих, если постоянно творить злые дела, то от высших сил (не обязательно от Бога) последует наказание при жизни. И наоборот – за хорошие дела можно получить вознаграждение в виде земных благ или душевного покоя.
Пословицы, близкие по смыслу
Использование в литературе архисюжетов порождает наибольший отклик в сердцах людей. Это доказывает постоянство законов, прописанных в священных писаниях. На основе библейских сюжетов появилось немало произведений в различных формах и жанрах. Не обошло это явление и малую форму народного творчества. Есть в русском языке фразеологизмы, подобные пословице «что посеешь, то и пожнешь». Значение их имеет общие корни:
Что посеял то и пожнешь
(значение) — 1) Человек сам определяет свое будущее; 2) Если подготовился к чему-либо основательно, то все будет в порядке, а если нет, то сам и виноват (русская пословица).
— собирать урожай ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 ).
Буквальный смысл пословицы — то что ты посеешь, то и соберешь в качестве урожая.
— Что посеешь, то и пожнешь.
— Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.
«Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что смолотишь, то и смелешь. Что смелешь, то и съешь».
«7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».
✍ Примеры
«А пока я обивала пороги кабинетов миграционной службы, я заметила, что в коридорах сидят одни азербайджанцы, и ни одного русского. Они заходили в кабинеты по одному, а выходили уже с документами на оформление. У этих людей были деньги. Так что, само государство, власть необдуманной политикой создали межнациональную проблему. Как говорится, «кто платит, тот заказывает музыку». Что посеяли в 90-х годах, пожинаем сейчас.«.
Стивен Кинг
«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 3, гл. 8:
«В этой жизни ты пожинаешь то, что посеял, хотелось мне сказать ему, но потом я решил, что для нравоучений время, возможно, не самое удачное.»
«Что же ты хочешь? Этого следовало ожидать! Я всегда знал и был уверен, что из твоего Петра ничего путного не выйдет! Говорил я тебе и говорю. Что посеял, то и пожинай теперь! Пожинай!
— А кто же виноват, как не ты? Ты родитель, твое чадо! Ты должен был наставлять, внушать страх божий.»
«Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
«Фауст» (перевод Б. Пастернака)
«Где ты был в тот миг, в ту пору,