Последняя фантазия о чем
За что мы любим Final Fantasy
Final Fantasy — один из самых известных, успешных и долгоиграющих циклов японских ролевых игр: в следующем году ему исполнится тридцать лет. У многих он ассоциируется с пылкими подростками в безумных нарядах, спасающими мир, однако Final Fantasy — не типичная анимешная штамповка, а серия, заслуживающая любви и похвал. Чем именно? Давайте разберемся.
За то, что все они разные
Если что и объединяет почти все выпуски Final Fantasy, так это отказ от слепого следования одним и тем же канонам. Это не серии Dragon Quest и не Assassin’s Creed, части которых похожи одна на другую. Final Fantasy не страшится экспериментов и потому не перестает удивлять раз за разом, год за годом (правда, в этом отношении она в последнее время взяла небольшой перерыв, но мы надеемся, что все вернется на круги своя)
Взять, например, окружение. Из фэнтезийной пятой части мы переносимся в шестую с ее стимпанковским духом, затем — в почти киберпанковскую седьмую. После «современной» восьмой Final Fantasy идет фэнтезийная девятая, а за ней следует десятая, вдохновленная эстетикой Юго-Восточной Азии.
Разными частями занимаются и разные люди. Так, команды, трудившиеся над номерными выпусками серии с девятого по двенадцатый, почти не пересекались, и, если вам не нравилась какая-то из них, можно было хранить спокойствие, зная, что за ней последует нечто совершенно иное.
И это если ограничиваться только номерными выпусками, чего делать ни в коем случае не стоит. Хоть мы и ждем релиза Final Fantasy XV, на самом деле одних только вышедших на Западе игр со словосочетанием «Final Fantasy» в заголовке уже больше четырех десятков. В их числе и классические «ролевки», и тактические, и экшеновые, и онлайновые. Тут и файтинги, и tower defense, и стратегия, и шутер, и ритмические игры. И, хоть в их названии зачастую нет заветной цифры, они тоже заслуживают внимания: среди ответвлений хорошие или по меньшей мере неплохие игры встречаются не реже, чем среди номерных выпусков.
Взять, например, подсерию Final Fantasy Crystal Chronicles. Первая часть этого ролевого экшена требовала хитроумного соединения GameCube и четырех GBA и благодаря этому обеспечивала уникальный опыт совместной игры, который в 2003 году вполне мог заменить ММО лишенным доступа к сети игрокам.
Ring of Fates для Nintendo DS больше напоминала головоломку-платформер и вдобавок к кооперативу на четверых имела полноценную сюжетную линию для одиночного прохождения, с очень милой и трогательной историей. А вышедший почти одновременно с Final Fantasy XIII (и оттого оставшийся незамеченным) однопользовательский приключенческий экшен The Crystal Bearers погружал в большой и красочный мир и позволял находить десятки способов взаимодействия с окружением при помощи телекинеза: от передвижения и сражений до рыбалки и пляжных забав.
► Final Fantasy Crystal Chronicles. | ► Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers. |
А по мотивам номерных частей вышло множество отличных игр для ценителей: и музыкальная Theatrhythm, и файтинг Dissidia, и сборник мини-игр Final Fantasy Fables: Chocobo Tales, пересказывающий известные басни и сказки, но с представителями бестиария Final Fantasy в главных ролях.
«Настоящие» ли это части Final Fantasy? Бесспорно. По словам создателя серии Хиронобу Сакагути, суть Final Fantasy — в экспериментах, и, пока в игре есть диалоговые окошки с текстом, она имеет полное право носить это название.
За восхитительную музыку
Какой бы ни была та или иная часть Final Fantasy, в одном можно не сомневаться почти всегда: ее саундтрек будет отличным. Нобуо Уэмацу по праву называется одним из лучших игровых композиторов благодаря работе над ранними выпусками серии, но уже с начала 2000-х ему помогали или заменяли его другие талантливые музыканты.
Классические инструменты Хитоси Сакимото, тяжелая гитара Такэхару Исимото, эмбиент Масаси Хамаудзу и безумная эклектика Масаёси Сокэна стали такой же неотъемлемой частью Final Fantasy, как мелодичные синтезаторы Уэмацу.
Даже среди работ мало кому известных Куми Таниоки и Хидэнори Ивасаки найдутся замечательные композиции. Как и в случае с самими играми, саундтреки к Final Fantasy — кладезь шедевров, неограненных бриллиантов и просто замечательных работ, многие из которых по-прежнему неведомы широкой публике.
За ярких персонажей
Скажем прямо: хорошие сюжеты в играх очень редки, и Final Fantasy никак не исправляет эту прискорбную статистику. Однако сколь бы простецкой ни была фабула, обаяние персонажей компенсирует все с лихвой.
Да, далеко не во всех частях встречаются столь яркие герои, но те игры серии, что западают в память, делают это, скорее всего, именно благодаря персонажам.
JRPG в целом свойственно заполнять список играбельных персонажей разнообразными архетипами — с целью угодить как можно большему числу игроков. Серия Final Fantasy — не исключение, но, справедливости ради, она почти никогда не скатывается до заезженных анимешных штампов.
Из этого в какой-то мере следует следующий пункт.
За жизненность
Возможно, эта формулировка вам покажется странной. Действительно, в Final Fantasy на каждом шагу невероятные повороты сюжета и неведомые магические сущности, а ее герои — настоящие баловни фортуны. Но при этом серия не стесняется умерять пафос, чередуя драматичные сценки с забавными и даже нелепыми — как в жизни.
Например, в Final Fantasy XII — пожалуй, самой мрачной игре цикла — повествование вращается вокруг аристократов, к которым прибился простолюдин Ваан. В одной из сцен, после обсуждения интриг, которые плетет местный маркиз, герои, не придумав иного способа добиться у него аудиенции, решают навлечь на себя его гнев, распространяя дезинформацию. И Ваан в забавной мини-игре начинает кричать на каждом углу, что он, дескать, капитан Баш фон Ронсенбург из Далмаски, а объявивший его мертвым маркиз — тролль и лжец.
Но лучший пример этого подхода, пожалуй, — сцена со смехом в Final Fantasy X. Прямо перед ней Тидус узнает страшную правду, которая ставит его в тупик и повергает в отчаяние. В свою очередь, Юна, тоже обуреваемая противоречивыми чувствами, не может показать их на людях, поскольку слишком многие возлагают на нее свои надежды. Ради окружающих она должна улыбаться и предлагает то же Тидусу. Их смех подчеркнуто неестественный, натужный, неискренний: он, как улыбка Гарольда, скрывает боль и обреченность. Герои производят впечатление сумасшедших — но это одна из самых пронзительных и драматичных сцен в игре.
Да и сам Тидус как персонаж — пример не только яркого и живого образа, но и деконструкции нарочитой серьезности. Да, Тидус — звезда спорта, где ему нет равных, все девушки от него в восторге, и мир он в итоге спасает, но при этом в незнакомой обстановке часто ведет себя неловко, непоседлив, инфантилен, плаксив и в общем-то глуповат. И игра не стесняется это показывать.
Это не говоря уже о том, как Final Fantasy любит всевозможных безумных монстров. Не всё героям противостоять титанам с драконами — стреляющие ракетами избушки и огромные кактусы с задорными усиками запоминаются надолго. Тут, правда, важно выдержать баланс между серьезным и несерьезным, но почти у всех частей серии это получается.
За что мы их и ценим.
За новые достижения
Конечно, далеко не все выпуски Final Fantasy можно назвать хорошими, и даже не большинство из них. Однако за всю свою историю серия успела многого добиться, и за это достойна почестей.
Вышедшая в 1994 году Final Fantasy VI показала невиданное для ролевок того времени качество постановки, удивила количеством контента и его разнообразием. Когда уже казалось, что дело подошло к финалу, обнаруживалось, что впереди еще половина игры, выстроенная по нетипичному для JRPG принципу открытого мира. До сих пор столь эпическим размахом могут похвастаться немногие представители жанра.
Final Fantasy VII знаменовала собой начало эпохи PlayStation: она почти в одиночку принесла дебюту Sony на консольном рынке невиданную популярность благодаря редкостной зрелищности. Раздувшие игру до объема в три компакт-диска CG-ролики сделались визитной карточкой Square, а жанр JRPG на целое поколение консолей стал одним из самых востребованных как на родине, так и на Западе. Скорее всего, вы знаете о Final Fantasy именно благодаря достижениям седьмой части.
► В 1997-м Final Fantasy VII поражала воображение миллионов игроков. |
Final Fantasy: The Spirits Within хвалить не принято (хотя героиня Life is Strange его обожает): и правда, как сценарист Хиронобу Сакагути не блеснул, и ничего из того, за что Final Fantasy любят, в киноленте не оказалось. Однако еще до выхода она сумела произвести настоящий фурор правдоподобностью своих виртуальных актеров. Голливуд утопал в обсуждениях, нужны ли будут актеры настоящие, если созданные на компьютере модельки кажутся такими живыми. Быть может, если бы созданием фильма руководил другой человек, облик современной киноиндустрии стал бы совсем иным.
Как бы то ни было, именно Final Fantasy оказалась тогда на передовой технического прогресса и достигла невиданных высот — хотя бы по части графики. Впрочем, в том, что касается постановки боевых сцен, другая полнометражная лента от Square, Final Fantasy VII: Advent Children, не уступает самым динамичным экшенам в мире — будь то фильмы, аниме или видеоигры.
► Final Fantasy Tactics можно проходить десятками тысяч способов. |
А затем, воплотив в Final Fantasy X почти идеальную классическую пошаговую ролевую игру, Square Enix сделала в Final Fantasy XII, пожалуй, самый большой шаг вперед в развитии жанра. В ней бои, протекающие отныне в реальном времени, перестали быть отделены от передвижения по локациям, и игра обрела целостность. При возросшей динамичности битвы не утратили глубины благодаря системе гамбитов, позволяющей игроку полностью контролировать все действия персонажей, автоматизировав при этом всю рутину. За почти десять лет, прошедших с релиза Final Fantasy XII, лишь Xenoblade Chronicles отличилась столь же смелыми и выдающимися нововведениями в JRPG-боевке.
Хочется надеяться, что и в дальнейшем Final Fantasy продолжит нас радовать — если не прорывами в жанре, то смелыми находками, запоминающимися героями и ответвлениями, на которые можно потратить сотни часов. Впрочем, каким бы ни было будущее серии, ее уже имеющимся наследием можно наслаждаться на протяжении многих лет.
Ну а у нас на Twitch-канале в ночь с 30-го на 31 марта можно будет посмотреть трансляцию ивента, посвященного Final Fantasy XV, с комментариями «Игромании». Следите за новостями!
Выбор редакции
Топ-30 лучших аниме 2021 года.
Топ-30 лучших фильмов 2021.
Топ-20 лучших сериалов ноября.
Обзор серии Final Fantasy – подробная история легендарной JRPG
В связи с недавним выходом Final Fantasy XV Windows Edition мы решили рассказать ПК-геймерам про эту великую серию JRPG. Несмотря на то, что в 2017 году серии исполнилось 30 лет. Она была реализована в количестве более 130 миллионов копий и оказала огромное влияние на всю игровую индустрию, она остается непонятной диковинкой для многих игроков на ПК в России.
Причины этого печального недоразумения вполне понятны – практически все игры серии выходили только на консолях, в них не было российской локализации, да и вообще жанр JRPG в странах СНГ не пользуется популярностью.
А зря, ведь лучшие части Final Fantasy еще в далеких 90-х годах доказали всему миру, что видеоигры могут быть не только развлечением, а настоящим произведением искусства.
Классическая 2D эпоха
Кстати, название «Последняя Фантазия» была дана серии не просто так. В конце 80-х годов Square Enix была не самым успешным разработчиком игр и находилась на грани закрытия. Поэтому Final Fantasy позиционировалась создателем серии как последняя игра студии, последняя фантазия, последняя попытка заявить о себе всему миру.
Уже через год после релиза первой части вышла Final Fantasy 2, с совершенно другими персонажами, сюжетом и вселенной. Именно отсутствие связи между различными частями серии – отличительный признак всей Final Fantasy. Так, если вы начнете проходить, например, игру Final Fantasy XV, то вам нет необходимости что-либо знать о предыдущих частях серии. В третьей части, вышедшей в 1990 году, добавилась система профессий, что позволяло несколько раз за прохождение менять класс главного героя игры.
Final Fantasy IV привнесла в серию запутанный сюжет с многочисленными персонажами и инновационную боевую систему, основы которой до сих пор используются практически во всех современных JRPG. Последующие 2 части не отличались новаторством и принесли в серию только косметические изменения, вроде секретных боссов и возможности активировать специальную атаку в сражениях, когда у игрока остается минимум здоровья.
Золотая 3D эпоха
Настоящий фурор в мире электронных развлечений произвела Final Fantasy VII в 1997. Игра использовала на максимум технические возможности PlayStation и впечатляла отменной 3D графикой и прекрасно нарисованными двухмерными задниками, а также невероятными по детализации CGI роликами.
Но это все пустяки, по-настоящему сделало игру великой драматический сюжет и потрясающая музыка Нобуэ Уэмацу, которая популяризовала жанр саундтреков для компьютерных игр. Успех игры был настолько большой, что в 2015 году японцы по дикий восторг аудитории объявили о разработке Final Fantasy VII Remake – полной переделке оригинальной игры.
Через два года вышла Final Fantasy VIII, которая не принесла значительных революций, но запомнилась поклонникам серии за запутанный и мелодраматических сюжет с трогательной любовной линией.
Final Fantasy IX вышла в 2000 году и, несмотря на не самые лучшие продажи и странный мультяшный стиль рисовки персонажей, считается одной из самых важнейших частей в сериале. Сегодня без 9 части Последней Фантазии не обходится ни один из топов лучших игр всех времен, а все благодаря традиционно качественному сюжету и интересному игровому процессу.
Японские разработчики обладают какой-то сверхчеловеческой работоспособностью, ведь уже на следующий год они представили революционную Final Fantasy X, которая вновь вывела серию на вершину игрового Олимпа. Потрясающие по своей красоте пререндернные заставки соседствовали с наконец-то полностью трехмерной графикой, выглядящей даже сегодня вполне неплохо. Ну и, конечно, слезовыжимательный и запутанный сюжет – вот основные причины, обеспечившие игре 12 миллионов проданных копий.
Современная эпоха: тень от былого величия
Square Enix, будучи окрыленные успехом десятой части, решили развивать серию не вглубь, а вширь, создавая целую мультимедийную вселенную Final Fantasy. Что, конечно, повлияло на качество номерных игр серии. Уже можно было почуять неладное, когда в 2001 году японцы решили покорить западный кинематограф и выпустили фильм Final Fantasy The Spirits Within. К сожалению, фильму кроме впечатляющей графики картине было похвастаться нечем и он провалился в прокате.
Следующим провалом была Final Fantasy XI, которая совершенно неожиданно вместо запоминающегося одиночного путешествия стала проходной онлайновой игрой. Не этого ждали поклонники серии.
Затем последовал целый ряд спин-оффов среднего качества и Final Fantasy X 2 – первый прямой сиквел номерной части в истории серии. Игра неплохо продалась, но негативно встретилась геймерами из-за несерьезного сюжета и минимального количества нововведений.
В 2006 году, после сложного пяти лет разработки, разработчики наконец представили миру новую часть серии – Final Fantasy XII. К радости многим поклонникам, продолжение получилось практически на одном уровне с прошлыми частями серии, а многие игровые издания даже называли Final Fantasy XII лучшей игрой года. Среди недостатков можно отметить простенький, как по меркам сериала сюжет и устаревшую графику.
Следующим проектом в серии стала Final Fantasy XIII, которая впечатляла визуалом и обещала встряхнуть серию, принести ей свежее дыхание и новых поклонников. К сожалению, оболочка игры и вправду была красивой, но содержание оказалось протухшим и вторичным.
И словно тринадцатой части была мало, японцы решили добить репутацию собственной серии, выпустив проходную Final Fantasy XIV в 2010 году. Эта была вторая онлайновая игра в сериале, которая запомнилась просто идиотической системой набора опыта и многочисленными багами. К счастью,Final Fantasy 14 за прошедшие 8 лет игру значительно улучшили, и теперь он не кажется таким уж гадким утенком в сравнении со своими именитыми предшественниками.
Вот мы и подобрались к заключительной части нашей экскурсии по истории самой известной японской серии видеоигр. Final Fantasy XV успел побывать в производственном аду, поменять название, несколько сценариев, одного директора разработки игры… И вот продолжение культовой серии перед нами. Будем честны, FFXV все же не дотягивает до вершин игр Золотой эпохи, но это по-прежнему качественное и увлекательное приключение длинной в сотню часов.
Для новичков серии, которые еще не определись с покупкой игры, мы написали 5 причин обязательно сыграть в Final Fantasy XV.
Final Fantasy: The Spirits Within
Final Fantasy: The Spirits Within
Режиссер(ы)
Продюсер(ы)
Сценарист(ы)
Композитор
Время
Дистрибьютор
Премьера
Возрастные ограничения
Содержание
Сюжет [ ]
Аки Росс во сне переносится на планету фантомов.
Аки руководит поисками духа.
Доктор Сид расширяет район поисков последнего восьмого духа, включив логово фантомов — кратер, куда упал осколок планеты фантомов, так как до сих пор его не искали лишь там. Обнаружив восьмого духа и придя к выводу, что восьмой дух — фантом, Сид и Аки голосуют за спуск в логово фантомов. Несмотря на мнение Грэя, что это «билет в один конец», он сопровождает Аки. Но в это время Хейн включает «Зевс» и уничтожает восьмого духа.
Аки и Грею удаётся вывести завершённую волну против фантомов на защитный экран подвесного аппарата, и все чудища вокруг начинают рассыпаться в сияющую пыль, но в этот момент одержимый уничтожением фантомов генерал Хейн снова открывает огонь из пушки «Зевс» по кратеру. Подвесной аппарат Аки и Грея падает ещё глубже и разбивается, станция «Зевс» также разрушается от перегрузки реактора.
Дух чужой планеты через дыру в земле, пробитую пушкой «Зевс», сползает к Гее и начинает поглощать её. Раненый Грей жертвует собой, передавая через себя собранную Аки смертельную для фантомов волну в их средоточие. Несчастные души призраков наконец-то гибнут, Земля свободна, Гея спасена. Аки Росс с телом Грея поднимается на поверхность в рассвет. Высоко в небесах над ледяными пустошами парит орёл — ждавший, пока на Землю вернётся жизнь…
Список персонажей [ ]
Аки Росс — учёный, которая при поиске способа ликвидации Фантомов была заражена ими, но осталась жива. Является главным помощником Доктора Сида в поиске Духов для уничтожения Фантомов, при этом сама является первым духом, а Фантом внутри нее восьмым духом. Актриса озвучки: Минг-На Вен.
Грей Эдвардс — капитан объединённых вооружённых сил Земли. Влюблён в доктора Росс. Изначально скептически относился к идеи доктора Сида о восьми духах, но позже решает присоединиться к ним, вместе со своей командой, к поискам за духами и победой над инопланетными фантомами. Погибает переняв на себя энергию духов у Аки, чтобы уничтожить фантомов. Актер озвучки: Алек Болдуин.
Сид — доктор впервые нашедший и применивший на практике энергию духов. Он же разработал идею «Геи» и занимался поиском восьми духов. Актер озвучки: Дональд Сазерленд.
Сержант Райан Уаиттакер — боец отделения капитана Эдвардса. Оказывается ранен во время нападения фантомов на Нью-Йорк и жертвует собой, чтобы остальные члены отряда могли улететь. Актер озвучки: Винг Рэймс.
Нил Флеминг — боец отделения капитана Эдвардса. Погибает во время отцепления коробля от военного тягача, чтобы остальне члены команды могли улететь. Актер озвучки: Стив Бушеми.
Джейн Праудфут — боец отделения капитана Эдвардса. Погибает защищая Нила от фантомов. Актриса озвучки: Пери Гилпин
Майор Эллиот — помощник генерала Хайна, который погибает сразу после отключения защитного барьера Хайном. Актер озвучки: Мэтт МакКензи
Концепция и разработка [ ]
Концепт европейского пехотинца.
Рабочим названием фильма было просто «Gaia». Во время подготовки было создано пятьдесят вариаций сценария. В ранних концептах Нью-Йорк был разделен на две части: верхнюю и нижнюю, существовало подразделение полиции, специализирующееся на подавлении бунтов, продавцы кислорода, распределительные механизмы и даже Французский Иностранный легион и европейские войска химзащиты. В одной из версий сценария существовала девочка по имени Мег, которая играла большую роль в сюжете. В финальной версии упоминается, что пятый дух был извлечен из смертельно больного ребенка, что является единственной отсылкой к Мег.
Фильм был создан с использованием программы MAYA и оригинальных программ, разработанных в Гонолулу. Для работы над фильмом использовалось четыре сервера SGI Origin 2000, четыре системы Onyx2 и 167 рабочих станций Octane. Рендеринг выполнялся на специально разработанной рендер-ферме, состоящей из 960 рабочих станций с процессорами Pentium III 933 МГц. [1] Общее время создания превысило четыре года. К тому моменту когда закончилась работа над последними кадрами фильма, пришлось переделывать ранние, потому что они уже подходили к ним. Также использованное программное обеспечение стало более совершенным и появилась возможность сделать изображение более детализированным.
Релиз [ ]
Еще до релиза фильма существовали сомнения в его финансовом успехе. Журнал Time указывал на малые сборы киноадаптаций видеоигр, и отмечал, что этот фильм стал первой полнометражкой для Сакагути.
Фильм был номинирован на Golden Reel Awards в номинации «Лучший монтаж звука в анимационном фильме (домашнем или иностранном)», а также стал претендентом на звание «Лучшего анимационного фильма» по версии «Online Film Critics Society», однако не получил ни одну из наград.
Родственное медиа [ ]
Саундтрек к фильму был выпущен «Sony Music Entertainment» 3 июля 2001 года. Он был написан Эллиотом Голденталем и исполнен оркестром под управлением бельгийского дирижера Дирка Броссе. Режиссер Хиронобу Сакагути предпочел Голденталя Нобуо Уэмацу, композитору игр серии Final Fantasy. Это решение вызвало у поклонником серии смешанную реакцию, поскольку многие просто не знали, кто такой Голденталь. Тем не менее его работа была высоко оценена, и альбом был номинирован на World Soundtrack Award.
Новеллизацию фильма написал Дин Уэсли Смит, опубликована она была в июне 2001 года издательством Pocket Books.
В августе 2001 года издательство BradyGames выпустило книгу-дополнение The Making of Final Fantasy: The Spirits Within. Отредактированная Стивеном Л. Кентом книга состоит из 240 страниц с цветными иллюстрациями и описывает все детали создания фильма: концепты, раскадровки, этапы подготовки, захват движений и анимацию. Вступление написал Хиронобу Сакагути.
Релиз DVD состоялся 23 октября 2001 года в США, 7 февраля 2002 года в России, 22 февраля 2002 года в Японии.