После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальше

Что делать дальше после того, как купил земельный участок?

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальшеПриобретение земли является значимым событием в любой семье. Договор купли-продажи делает сделку законной и устанавливает права собственников.

Новым владельцам предстоит ряд действий, таких как: оформление документов, освоение территории и возведение дома.

Рассмотрим в статье все этапы, которые предстоят дальше после того, как человек купил земельный участок, получил свидетельство о регистрации собственности и планирует ИЖС.

Получение свидетельства и планирование зон

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальшеПервичные действия после приобретения земли – это документальное оформление, чтобы в будущем не иметь проблем ни с соседями, ни с администрацией.

Для этого нужно договор купли-продажи дополнить требуемыми документами и обратиться в Кадастровую палату для постановки участка на учет и получения паспорта.

После обращения заявителя, выедет инженер для межевания участка и составления плана. Будут выполнены все необходимые работы, подготовлены документы и присвоен участку кадастровый номер.

Важно! Процесс межевания крайне важен, он закрепит границы участка и обеспечит его юридической силой.

Получив все необходимые документы в кадастре, можно обращаться в Росреестр для регистрации собственных прав. Сегодня нет свидетельства на право собственности, но после выполнения всех действий можно затребовать выписку из Росреестра и всегда иметь на руках доказательство собственного правомочия.

Проект построек и зон

Во время планирования зон отдыха и рабочих, а также обозначения места для строений необходимо соблюдать установленные нормативы по соблюдению границ.

Согласно требованиям:

Санитарная зона при отсутствии централизованной канализации должна размещаться на расстоянии 15 – 20 м от жилых помещений, так чтобы стоки не попали в собственный и соседский огород.

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальшеВ число обязательных зон, которые следует изначально разработать включены:

Кроме этого, план должен содержать данные относительно трасс коммуникаций, въезда во двор.

Справка! Въезд для машины достаточно широк, воспользоваться данной землей в прочих целях невозможно, поэтому рекомендуется не планировать его далеко вглубь двора.

После формирования основного плана, следует на отдельных листах детально расписать каждую зону, например, расположение и размер построек на хозяйственном дворе и прочее.

Возведение ограждения по периметру

После окончательного формирования коммуникационных каналов, проведения водоснабжения и формирования зон можно завести строительный материал для зданий. Когда все работы по доставке и выводу коммуникаций окончены можно возвести ограждение по периметру участка.

Изгородь лучше сразу же создавать капитальную в завершенном варианте, это может быть деревянный забор или сооружение из камня и кирпича, живая изгородь из высоких кустарников типа барбариса.

Въездные ворота устанавливаются в последнюю очередь и оформляются по желанию хозяина архитектурным ансамблем.

Возведение дома на земле под ИЖС

Опытные строители утверждают, что возведение дома нужно начинать не с фундамента, а с ряда подготовительных работ.

Получение топографического и ситуационного плана

Ситуационный план – это топографическая схема, выполняемая в большом масштабе. Она дает возможность увидеть объекты, находящиеся рядом с участком, инфраструктуру – шоссе, места общественного значения.

Данный план несет в себе много информации, отталкиваясь от которой можно определить размеры и архитектуру будущего дома.

Чтобы заказать его, следует обратиться в муниципалитет и отдел архитектуры предоставит документ в справочном варианте.

Топографический план – это топографический материал, создаваемый с привязкой к конкретным координатам. Создается он в ходе геодезических работ, поэтому и обращаться за его изготовлением следует к геодезистам, имеющим допуск к СРО.

Подробная статья о создании топографического плана здесь.

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальше

Получение технических условий для подключения коммуникаций

Технические условия – сопроводительный комплект документации, устанавливающий необходимые характеристики для оборудования, подключаемого к коммуникациям.

Алгоритм получения условий может иметь определенное отличие, но в целом весь принцип выглядит следующим образом:

Важно! Получение технических условий обязательно при подключении нового объекта, изменении условий использования существующего, подключении дополнительных ресурсов.

Получение градостроительного плана и схемы планировочной организации ЗУ

Ранее градостроительный план был обязательным документом для получения разрешения на строительство или реконструкцию.

Но с августа 2018 года ФЗ-340 были внесены изменения в порядок получения разрешения на строительство, в результате чего градостроительный план перестал быть основным документом, отражающим особенности планирования участка.

Чтобы получить ГПЗУ, необходимо обратиться с заявлением в органы самоуправления или МФЦ.

В процессе подготовки плана уполномоченный орган использует:

СПЗУ – проектная документация, схема, отражающая организацию земельного участка. Для возведения частных и садовых участков она не требуется, так как данное строительство происходит в уведомительном порядке.

Состоит документ из текстового и графического раздела и формируется на основании топографической съемки.

Проведение инженерно-геологических изысканий на ЗУ

Инженерно-геологические изыскания необходимы для определения типа грунтов, их способности к оседанию и формированию оползней, высоте расположения грунтовых вод.

На основании полученных данных будут предоставлены рекомендации по проектированию тех или иных построек, применению вида фундамента и качества материалов.

Чтобы изыскания были проведены необходимо создать техническое задание, в котором определить:

Справка! Составленные специалистами отчеты используются при формировании проектной документации, поэтому их сразу же направляют в соответствующую организацию.

Получение архитектурно-проектировочного задания и разработка проекта дома

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальшеАрхитектурно-проектное задание является одним из видов материалов, предназначенных для разработки проекта дома.

Это комплекс требований по назначению основных параметров будущего объекта. На его основании дом будет размещен в конкретном месте участка с соблюдением всех рекомендаций.

АПЗ нужно получить как на строительство нового объекта, так и на реконструкцию существующего.

Если задание нужно для строительства, заполняется заявление по установленной форме, адресуемое исполнительным органам в сфере архитектуры и строительства.

Разработка проекта дома важна по нескольким причинам:

Состоит документ из архитектурных чертежей и инженерной документации. Формирует его проектировщик с соблюдением всех норм и требований.

Получение разрешения на строительство

После выполнения проекта дома необходимо обратиться за строительным паспортом в местный архитектурный и градостроительный отдел, уведомить администрацию о начале строительных работ.

Строительство дома и ввод в эксплуатацию

Строительство дома происходит с соблюдением всех норм, хотя бы на минимальном уровне, например:

Чтобы ввести дом в эксплуатацию следует подготовить обусловленные законом документы:

Важно! Если жилой дом вводился в эксплуатацию до марта 2020 года, нужно было подготовить только два документа – техпаспорт и выписку из ЕГРН на участок.

Ответы на вопросы о вводе объекта в эксплуатацию в видео-сюжете:

Заключение

После покупки участка под строительство жилого объекта важно соблюдать все требования законодательства. Учитывать изменения в нем и использовать их для облегчения всего процесса.

Главное правильно и конструктивно зонировать участок, провести геодезические изыскания, чтобы иметь полную информацию о свойстве грунтов и прогноз.

На их основании можно будет выбрать тип материала для дома и фундамента, получить разрешительную документацию и возвести здание с соблюдением установленных норм. Только тщательное следование требованиям обеспечит беспроблемный ввод дома в эксплуатацию.

Источник

Согласование и утверждение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Градостроительный план земельного участка является одним из необходимых документов для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В прошедшие годы он выдавался в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. Документ оформлялся на бумажном носителе и его получение зачастую сильно затягивалось, потому как заявителю приходилось самостоятельно заниматься согласованием документа в различных отделах Москомархитектуры и иных ведомствах.

Позже появилась служба «одно окно», которая принимала документы, а по прошествии времени выдавала готовый ГПЗУ (при условии, что исходные данные были предоставлены в полном объеме и не содержали ошибок). Чтобы сделать процесс более удобным для заявителей в дальнейшем прием документов на получение градостроительного плана земельного участка стали принимать в многофункциональных центрах (МФЦ) во всех районах города Москвы.

Сегодня процедура получения ГПЗУ изменилась кардинальным образом и превратилась в электронную услугу, которую можно заказать на портале городских властей (сайт мэра Москвы). С одной стороны, это существенно упростило процесс получения документа, но с другой, даже сегодня не все досконально знают, как это работает.

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальше

Особенности ГПЗУ

Для начала застройщику или правообладателю земельного участка следует знать, что с 2017 года в Москве приняли и ввели в действие Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) — это особый документ, который производит зонирование территории столицы на отдельные территории, на которых действуют свои градостроительные регламенты. При этом внутри таких зон могут находиться отдельные участки, на которых действуют свои правила и ограничения на возведение капитальных объектов.

В прошедшие годы ГПЗУ относился к документации по планировке земельного участка, он должен был разрабатываться специализированными организациями. Сегодня градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, в которой указаны параметры разрешенного строительства. Сам документ состоит из градостроительного плана земельного участка (на котором нанесены красные линии, границы охранных зон, участка застройки и прочие условные обозначения) и нескольких текстовых разделов, в которых приводятся технико-экономические параметры разрешенного строительства, технические условия на подключение инженерных сетей и коммуникаций, а также прочая информация. Процедура заполнения градостроительного плана земельного участка, его форма и содержание регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения». Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка».
Читайте также:

Каждый градостроительный план является уникальным документом, поскольку на определенных зонах и территориях действуют собственные градостроительные регламенты, правила и ограничения. Некоторые землепользователи сталкиваются с ситуацией, когда им выдают ГПЗУ с нулевыми параметрами разрешенного строительства. Это происходит в том случае, когда земельный участок расположен в природоохранной или иной зоне, где существует запрет на возведение объектов капитального строительства. Эта же проблема касается малоизученных земель — если на территории не проводилась топографическая съемка, то по умолчанию такие земельные участки обладают нулевым градостроительным потенциалом.

Но получение ГПЗУ с нулевыми технико-экономическими показателями вовсе не означает, что на таком участке невозможно будет вести строительство — действующее законодательство позволяет внести изменения в Правила землепользования и застройки. Если такие изменения будут одобрены, то после актуализации градостроительного плана земельного участка в нем появятся новые параметры разрешенного строительства.

Как происходит получение, согласование и утверждение документа

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальше

До 2017 года градостроительный план земельного участка необходимо было в обязательном порядке утверждать и согласовывать. Сегодня, при получении нового документа проходить подобные процедуры не требуется. Дело в том, что согласно действующему регламенту подготовкой документа занимается сам Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Правообладатель земельного участка в данной ситуации только подает заявление и предоставляет необходимые сведения, а также электронные копии документов (при необходимости). Поскольку ГПЗУ является информационным документом, то его не согласовывают, а только утверждают и регистрируют.

Фактический правообладатель земельного участка или застройщик должен помнить, что ГПЗУ выдается в электронном виде, но по запросу заявителя дополнительно может быть подготовлена копия документа на бумажном носителе. ГПЗУ является действительным если он имеет свой номер (присваивается только после проверки и утверждения), печать и подпись уполномоченного представителя Москомархитектуры, отметку о том, что он утвержден Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (при этом в обязательном порядке должен быть указан номер приказа).

Чтобы получить ГПЗУ заявитель должен:

    Зарегистрироваться на сайте мэра Москвы, пройти верификацию и получить доступ к личному кабинету. Это могут сделать как физические, так и юридические лица. Получить ЭЦП — электронную цифровую подпись. Это также обязательный этап, поскольку все действия на портале городских властей подтверждаются именно при помощи цифровой подписи. На сайте мэра Москвы перейти в раздел «Услуги», выбрать «Градостроительный план земельного участка», ознакомиться с информацией и перейти к заполнению заявления. Заполнить интерактивную форму заявления, внеся сведения в соответствующие строки и загрузив электронные копии документов. При этом следует помнить, что часть сведений Москомархитектура получает самостоятельно посредством межведомственного документооборота. Но заявитель для ускорения процедуры получения документа может предоставить некоторые данные (такие как выписка из Единого государственного реестра недвижимости) самостоятельно. Далее остается только дождаться уведомления о готовности документа и получить его в личном кабинете. Заказанную копию на бумажном носителе можно забрать в своем региональном многофункциональном центре. Копия документа на бумажном носителе считается действительной только в случае, когда на ней имеются все подписи и печати, также документ в обязательном порядке должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью.

При подаче заявления крайне важно ознакомиться с информацией и уделить особое внимание правильности заполнения заявления. Все бумажные документы необходимо отсканировать и сохранить в требуемом формате, при этом важно обратить внимание на разрешение и проверить качество цифровой копии — все данные должны быть четкими и читаемыми.

Если в исходных данных будут ошибки, либо заявитель предоставит не все документы, то Москомархитектура откажется принимать документы на рассмотрение. Если ошибки и недочеты выявятся в процессе проверки документов, то заявитель получит обоснованный отказ в предоставлении государственной услуги.

Когда требуется утверждение и согласование

Несмотря на то, что с 2017 года ГПЗУ стал информационным документом, сегодня многие продолжают говорить о необходимости его согласования и утверждения. Также правообладатели участков говорят о внесении изменений в градостроительный план земельного участка и его продлении. Но в данном случае люди ошибочно путают ГПЗУ и ПЗЗ.

Получить новый градостроительный план земельного участка с измененными параметрами разрешенного строительства действительно можно. К такой процедуре прибегают как правило владельцы ГПЗУ с нулевыми параметрами и те, кто хочет изменить (или расширить) участок застройки, либо перенести (убрать) линии особых зон, если таковых больше нет. К примеру, если на участке ранее располагались линии электропередач (с обязательной охранной зоной), а после их демонтировали (перенесли в другое место), то освободившиеся земли можно будет использовать в других целях, в том числе для возведения объектов капитального строительства.

В этом случае фактическому правообладателю земельного участка необходимо обратиться с заявлением в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы. Этот орган исполнительной власти рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней и готовит заключение о внесении изменений.

После получения градостроительного плана земельного участка что делать дальше

Это заключение направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, где в течение 30 рабочих дней принимается решение о технической возможности и правомерности внесения таких изменений. Независимо от того, принят отказ или положительное решение, заявитель получит об этом уведомление на данном этапе.

Если решение положительное, то Москомархитектура готовит проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, после чего отправляет его на публичные слушания в Окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. Конечная инстанция, которая принимает окончательное решение о согласовании изменений — это Правительство Москвы, если председатель (или иное уполномоченное лицо) примет положительное решение, то проект о внесении изменений утверждается и направляется обратно в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. На основании этого проекта вносятся изменения в существующие ПЗЗ, после чего информация в электронной базе актуализируется, и заявителю останется только направить заявления на получение ГПЗУ с новыми технико-экономическими параметрами разрешенного строительства.

Если во время публичных слушаний поступят жалобы и замечания от местных жителей, то заявление на внесение изменений в Правила землепользования и застройки направляется обратно в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы, после чего процедура повторяется (в случае повторного принятия положительного решения).

Произвести все эти работы самостоятельно крайне сложно, поскольку минимальные ошибки и недочеты могут стать причиной отказа в согласовании изменений на любом этапе. Поскольку внесение изменений также является электронной услугой, правообладателю участка следует заранее подготовить заявление и все дополнительные документы так, чтобы у всех инстанций не оставалось вопросов о нецелесообразности внесения таких изменений. Для этого лучше всего воспользоваться услугами специализированной организации, которая занимается разработкой проектной и градостроительной документации, а также получением различных разрешений.

Источник

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *