После декрета предлагают другую должность что делать
Ошибка выжившего. Как не потерять сотрудниц после декретного отпуска
Существует понятие — «систематическая ошибка выжившего». Это ошибка, которую допускают исследователи, делая вывод, основываясь лишь на известных данных об одной группе («выжившие» и рассказавшие о своем опыте), не принимая во внимание существование неизвестных данных о другой группе («погибшие», которые не могут ни о чем рассказать).
Есть три категории женщин, возвращающихся на работу после декретного отпуска, но работодатели ориентируются на меньшинство, делая выводы обо всех работающих матерях разом. Ошибка выжившего в действии.
1. Первая категория — это те самые «выжившие», на которых сейчас принято ориентироваться и которых приводят в пример, когда речь заходит о возможности совмещения карьеры и семьи. В эту категорию входят женщины, привыкшие самостоятельно решать свои проблемы и надеяться лишь на себя. Они заранее выстраивают правильные отношения с начальником, обсуждают свои карьерные перспективы еще до ухода в декретный отпуск, умеют работать из дома с младенцем на руках и знают, как организовать быт с ребенком так, чтобы вернуться к работе в ближайшее время. Речь идет о звездных сотрудницах, которые и сами прекрасно знают о своей значимости в компании. Их уместнее было бы назвать «единорогами»: они существуют, но их так мало, что практически невозможно встретить. Опираясь на свой опыт могу сказать, что доля таких «единорогов» в общей массе невелика — не более 10% по предварительным результатам исследования SelfMama.
2. Вторая категория — это женщины, которые пришли «отсидеться» под крылом работодателя и через некоторое время благополучно уйти в отпуск по уходу за ребенком (и, скорее всего, не в один). Главное для них — получить все причитающиеся им в этом случае выплаты и пособия. Мотивация таких сотрудниц изначально не подразумевает никакой профессиональной реализации. Их тоже не очень много — меньше 10%.
3. И, наконец, третья категория — самая многочисленная. Это женщины, которые в целом хорошо работали, но выдающимися сотрудниками их не назовешь. Работодатели не очень-то стремятся их удержать, пребывая в иллюзии, что легко найдут им на замену «единорога». Не чувствуя своей ценности для компании, женщина при выходе из декрета находит другого работодателя, становится фрилансером, открывает свое дело или вообще меняет сферу деятельности. То есть подавляющее большинство жительниц больших городов в целом хотят работать, но им постоянно приходится балансировать между материнством и карьерой.
Потерянные миллионы
Очевидно, что первые две категории не нуждаются в помощи: одни сами решат все проблемы совмещения материнства и карьеры, другие вообще не заинтересованы в выходе на работу. А вот с третьей категорией дела обстоят сложнее. Они возвращаются к профессиональной деятельности, но, как правило, меняют работодателя, что оборачивается прямыми потерями для компании, в которой они работали до рождения ребенка. Компания с таким подходом несет затраты на поиск нового сотрудника и его адаптацию, а так же должна инвестировать в его обучение и развитие — все это обойдется в круглую сумму для работодателя.
Если компания инвестировала в обучение и развитие сотрудника, который ушел в отпуск по уходу за ребенком и не вернулся — следовательно, все вложения, потраченные на тренинги, мастер-классы, семинары уже не имеют шансов окупиться. Ну а пока новичок адаптируется, он не может работать на все 100% — первое время от него вообще одни убытки, а освоиться он сможет не раньше, чем за два-три месяца. Поэтому мне кажется справедливым 50% зарплаты нового сотрудника списывать на затраты в течение адаптационного периода. А теперь предположим, что в компании 100 женщин со средней зарплатой в 50 000 рублей находятся в отпуске по уходу за ребенком. Из них 70% не вернутся на работу и принесут заявление об увольнении сразу по истечению трех лет после рождения ребенка. Допустим, затраты на обучение и интеграцию новичка, по очень скромным подсчетам, составляют по 50 000 рублей на каждого сотрудника в год, а стоимость подбора одного сотрудника — 40 000 рублей. Тогда мы получаем следующие цифры: затраты на подбор сотрудников — 2,8 млн рублей; инвестиции в обучение новичков — 3,5 млн рублей; потери во время адаптационного периода — 5 млн рублей, итого — 11,3 млн рублей или 113 000 рублей на каждую сотрудницу, не вернувшуюся в компанию после декрета. Звучит ужасающе, но цифры — вещь неумолимая.
Этих потерь вполне можно избежать. Для этого работодателю нужно быть в курсе «боли» своих сотрудниц. Эта «боль» заключается в том, что совмещать работу и материнство в нынешних условиях жизни и труда очень непросто. Быть работающей мамой можно в случае, если есть поддержка семьи, организован присмотр за ребенком, а также если женщина трудится в компании, которая не требует от нее работы 24/7 и позволяет находить время для семьи. То есть для успешного совмещения карьеры и заботы о семье должно совпасть много факторов, позволяющих настроить семейный менеджмент. Но далеко не всем повезло найти идеальных нянь и быстро сориентироваться на убежавшем далеко вперед рынке труда. И вот тут работодатель и должен помочь и организовать для женщин систему реинтеграции при возвращении на работу. Причем стартовать такая программа должна еще до того, как сотрудница ушла в декрет.
Руководство к действию
В вопросе реинтеграции российским компаниям нужно изучить опыт западных коллег. Во многих западных компаниях есть программы, получившие название «returnship». Это набор процессов, направленных на то, чтобы помочь сотрудникам, прервавшим свою карьеру, вернуться к работе с наименьшими потерями. Длительность такой программы составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. По сути, это та же стажировка, только ориентированная не на студентов, а на сотрудников с опытом. Новоиспеченным мамам помогают адаптироваться к новому режиму и условиям рынка, выработать новые навыки, которые приобрели актуальность за время их отсутствия, выстроить семейный менеджмент. После чего они возвращаются к прежнему рабочему режиму. Основная ценность такой программы заключается в том, что у женщин есть возможность ознакомиться и с другими доступными вакансиями и формами занятости, для этого им составляют индивидуальный план развития необходимых для этих вакансий компетенций.
По данным Deloitte, сейчас в мире насчитывается порядка 180 компаний, осознавших, что карьеры их сотрудников могут развиваться нелинейно и в них могут случаться перерывы, но что это не значит, что с такими сотрудниками нужно распрощаться навсегда. Отечественные компании пока, к сожалению, в этот список не входят, но некоторые ответственные работодатели уже двигаются в нужном направлении.
Мама на работе: реальные истории о выходе из декрета
⏱ Время прочтения — 10 минут
Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям.
🖍 Наталия Кавакина, адвокат:
«По заявлению сотрудницы во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Для выхода на работу сотрудница должна подать письменное заявление в свободной форме.
Если работодатель препятствует выходу на работу, рекомендую направлять заявление о выходе ценным письмом с описью вложения.
Уведомить работодателя о досрочном прекращении декрета необходимо минимум за четыре дня до предполагаемой даты выхода на работу, чтобы последний успел подготовить все документы и уволить работника, которого взяли на „декретную“ ставку».
Какие факторы помогают (а порой мешают!) женщинам вернуться в рабочий строй, разберемся вместе с героинями этого материала и приглашенными экспертами.
«Я точно знала, что не вернусь в офис»
«Я очень творческий человек и буквально сходила с ума на работе, когда ходила в офис. В первом декрете я снова взялась за краски, начала рисовать. А когда второму ребенку было полгода, решила пройти курсы бровиста.
Какой-то глобальной цели заработать у меня не было — муж поддержал, хотя вначале смеялся над этой идеей. Я прошла первое обучение (оно длилось три дня) и начала практиковать. Первыми клиентами были мама и подруги.
И постепенно меня закружил этот творческий поток. Ко мне пришла хорошая знакомая с раскрученным инстраграм-аккаунтом. Она сказала, что расскажет про меня своим подписчикам — пришлось срочно заводить и свою страницу. И так постепенно, по сарафанному радио, начали приходить клиенты.
Еще через год я выучилась на визажиста, так сказать, расширила свои возможности. Сейчас моя работа выглядит так: ко мне приезжают клиенты, а также я провожу бьюти-завтраки и помогаю девушкам подготовиться к фотосессии или важному событию (в этом случае выезжаю к ним).
Если анализировать, почему я остановилась именно на этом деле, я выделю несколько причин:
Но ничего бы этого не случилось, если бы не поддержка моего мужа. Очень ему благодарна за это».
💡 Рекомендации Марии, как найти свое занятие:
— Наблюдайте за своими интересами: сосредоточьтесь на том, что получается легко.
— Обязательно постоянно учитесь и узнавайте новое: чтобы получить первые знания в интересующей области, обычно не нужны значительные вложения. Можно пройти бесплатный или недорогой курс, главное — с чего-то начать, а затем уже вкладываться в новую профессию.
— Преодолевайте страхи. Например, у Марии сначала была боязнь, что никто не придет на сеанс, потом было страшно повышать цены. Но постепенно с наработкой мастерства приходит и уверенность.
Ситуация Марии складывалась таким образом, что, уходя в декрет, она уже не собиралась возвращаться в офис и вынашивала идею о поиске и развитии своего дела.
А что, если сама работа вам нравится?
«Я никогда не думала о смене работы, потому что она у меня — по любви»
«У меня никогда не было страха, что я не смогу вернуться на работу. Но он появился, когда я приступила к своим задачам после выхода из декрета. Оказалось, что моя память, мой один из главных инструментов, меня теперь подводит. Раньше мне не надо было ничего писать, я могла всё на свете держать в голове, а теперь я постоянно что-то забываю. И только ежедневник и заметки меня спасают. Если я что-то не записала, скорее всего, я это забуду. И это очень пугает. Я надеюсь, что это когда-нибудь изменится, потому что с «дыркой в голове» очень сложно работать.
На работу мне помог вернуться мой суперпонимающий руководитель, с которым у нас сразу была договоренность, что я вернусь, как только захочу. Он сам недавно стал отцом, и меня очень поддержала его фраза: “Вот как родишь и поймешь, что готова возвращаться, — тогда и возвращайся”. А еще мне очень помог муж, который перешел на работу на полставки, чтобы я тоже могла работать по четыре часа в день. Он видел, как мне сложно все время проводить с ребенком, как тяжело перестроиться и как важно мне иметь свою рабочую историю.
Сейчас все поменялось: у нас есть няня, муж также работает на неполную ставку, а я работаю полный день (потому что очень тяжело организовывать работу поддержки за четыре часа).
Конечно, очень помогло то, что сейчас вообще многие работают удаленно. Если бы было необходимо возвращаться в офис, скорее всего, я бы и не думала никуда выходить. Видеть ребенка час или два в день все-таки не вариант».
Но есть и другие примеры — не у всех женщин возвращение на работу было гладким.
«Внезапно я узнала, что меня никто не ждет»
«Сейчас моему сыну полгода, и я хочу вернуться на неполную ставку, работать по четыре часа в день. Более того, именно такой сценарий мы обсуждали с моим руководителем.
Я довольно рано предупредила о предстоящем уходе в декрет, полностью сформировала базу знаний по своему направлению, завершила несколько важных проектов и частично передала дела. Очень многие задачи делала в экстренном режиме, с огромными переработками, только чтобы всё успеть.
Даже уйдя на официальный больничный перед родами, я продолжала работать (иногда по восемь часов в день), только чтобы не подводить свою команду. Можно сказать, что в роддом я отправилась, продолжая переписываться по задачам в рабочем чате. Я была уверена, что мой руководитель ценит и поддерживает меня.
Мне казалось, что у нас сложились очень партнерские и доверительные отношения с руководителем, и у нас была договоренность, что уже через два месяца я вернусь на неполный рабочий день на удаленную работу. Однако вышло совсем по-другому.
Из общего чата я узнала, что на мою должность взяли нового сотрудника (но не на мою декретную ставку, а почему-то на постоянный трудовой договор), все мои проекты переданы ей, а мне руководитель сообщает, что на неполный рабочий день вывести меня не получится. Да и вообще: “Мы понимаем, что сейчас у тебя другие приоритеты в жизни”.
Я пока отступила (хотя это очень обидная и неприятная ситуация). План такой: посмотреть, что есть на рынке труда, и вернуться к этому диалогу чуть позже, когда у меня еще будут резервные предложения от других работодателей».
Кстати, очень часто декрет позволяет по-новому увидеть свои ценности и приоритеты в работе.
«Я решила, что не готова лбом пробивать стены»
«Когда дочке исполнился год, я поняла, что мне важно вернуться к какой-то деловой жизни. Мне банально не хватало общения исключительно на детских площадках, словно весь мир схлопнулся до мультиков и розовых обоев. Я написала знакомому рекрутеру, что ищу что-то на неполную занятость, и она тут же организовала мне собеседование в перспективный финтех-стартап.
Мы поговорили с СЕО и коммерческими директором. Я озвучила свои условия: удалёнка, могу два раза в неделю приезжать в офис. Пожелание — 4-часовой рабочий день. Но и по деньгам я озвучила примерно 50% своего прежнего дохода.
Коллеги сразу сказали, что сомневаются, что такой маленький ребенок и работа будут совместимы, поэтому предложили переходный период: я работаю два месяца по контракту — и, если всех всё устраивает, подписываем бессрочный трудовой договор.
Первая же неделя стала периодом тотального разочарования: все цифры нужно было собирать «на коленке», в процессах творился тотальный хаос, а СЕО только усугублял работу тем, что проводил бесконечные совещания.
Несмотря на договоренности про неполный день, из-за поздних совещаний я покидала офис в семь, восемь, а то и девять часов вечера. Я пару раз сказала о том, что мой рабочий день окончен, но мне явно дали понять, что требуется мое присутствие.
Сейчас подходит к концу первый месяц работы, и я понимаю, что буду искать другое место. Во-первых, мое предложение про единую систему работы с клиентами почему-то восприняли в штыки, а без этого сквозную аналитику просто не построить. Во-вторых, огромная текучесть, которая, по-моему мнению, усугубляется микроменеджментом и желанием всё и всех контролировать. Просто необходимо сначала в базовых вопросах создать систему, а далее ее уже масштабировать, но я просто устала пробивать лбом эти стены.
Я около недели мучилась вопросом — уходить или оставаться. С одной стороны, очень тяжело, и с точки зрения денег, и с точки зрения затраченного времени эта работа мне просто невыгодна. Да и СЕО не выглядит человеком, в чьей команде я чему-то могла бы научиться.
С другой стороны, ко мне постоянно приходят за советом. Есть участки, где действительно удалось наладить процесс. Но я не готова заниматься благотворительностью в коммерческой организации. Посоветовалась с подругой, и она порекомендовала мне найти что-то более перспективное и оплачиваемое.
Я очень рада, что мы изначально договорились о переходном периоде. Видимо, с рождением ребенка мои приоритеты тоже поменялись — и я поняла, что мне нужна более упорядоченная и стабильная компания».
○ Как справиться со страхом, что «меня никто не ждет»?
В данной ситуации лучше обратиться к специалисту. Страх вас только ограничивает. Но и это лишь вершина айсберга, который скрывает низкую самооценку, обиду, гнев. Проанализируйте ситуацию, найдите плюсы, так называемый зеленый маркер: например, работодатель может не бояться, что вы скоро уйдете снова в декрет. Такое мышление позволит найти возможности и придаст вам сил.
○ Как адаптироваться к работе и быстро восстановить свои навыки?
— Определитесь с целью: для вас на первом месте финансовый вопрос или вы устали от быта и хотите сменить обстановку?
— Позаботьтесь о ребенке: вы должны быть уверены и спокойны на его счет. Иначе появятся тревога, чувство вины и вы постоянно будете отвлекаться на мысли, как он там.
— Оцените, требуется ли вам восстановление профессиональных навыков и в каком количестве?
○ Как чувствовать себя хорошей мамой и не мучиться чувством вины, что ты не 100% времени проводишь с ребенком?
Вспоминаем всем известное правило: «сначала маску на себя, потом на ребенка». Чувство вины — явный сигнал о нересурсном состоянии. Если ребенок здоров и не находится на грудном вскармливании, то матери совершенно не необходимо быть рядом с ним круглосуточно. Поэтому стоит восстановить собственный психоэмоциональный фон. Поставьте себя на место малыша: какую мать вы бы хотели видеть рядом? Если вам искренне нравится работать, это замечательно! Не корите себя, что мало времени проводите с малышом — наоборот, своим примером вы можете научить его трудолюбию и показать, что такое быть увлеченным делом.
Мы желаем вам спокойного и комфортного возвращения из декрета. И помните, что абсолютно нормально просить помощи и поддержки у семьи и близких, а также обсуждать с работодателем гибкие форматы работы. И тогда в выигрыше будут все — и сотрудник, который чувствует финансовую защищенность и профессиональную самореализацию, и работодатель, который получает мотивированного и лояльного специалиста.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Обязательно ли предоставлять сотруднице, вышедшей из декрета, ее прежнюю должность?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Наталии (г. Ульяновск)
Сотрудница ушла в декрет в январе 2007 года. На ее место взяли другого работника. В данный момент она находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. В марте 2010 отпуск заканчивается и работница хочет выходить. Обязаны ли мы предоставить ей то же место работы или предложить другое? И как поступить, если она хочет выйти с января на неполный день?
При выходе из отпуска по уходу за ребенком Вы обязаны предоставить ей исключительно ее место работы (должность), т.к. согласно статье 256 на «период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)».
Временного сотрудника, принятого на ее место Вы увольняете на основании истечения срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если у женщины есть желание выйти на неполный рабочий день и работать в таком режиме до достижения ребенком трех лет, то она имеет на это право (статья 256 ТК РФ). И Вам необходимо будет только оформить этот выход.
Для этого работник, согласно статье 256 ТК РФ, пишет заявление (хотя о том, что заявление должно быть в письменной форме в кодексе это не указано). Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обговариваются условия и объем работы, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, режим рабочего времени, размер оплаты труда. На основании этого Вы издаете приказ о работе на условиях неполного рабочего времени. Обратите внимание, что в табеле рабочего времени Вы можете сделать еще одну строку на этого же работника. Так в одной строке отмечается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ОЖ), т.к. работник своим выходом не прервал указанный отпуск, а в другой строке отмечается продолжительность работы в дневное время (Я). Или Вы можете ввести особое обозначение для работы на условиях неполного рабочего времени работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Для этого необходимо оформить приказ (распоряжение) о внесении в унифицированную форму дополнительного реквизита.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
4 сложные ситуации, которые могут возникнуть во время декрета
Рассказываем, как их решить
Для кого-то беременность — прекрасное время, а для кого-то — страшные перемены. Как выжить без привычной зарплаты? А если сократят? Закон на вашей стороне: рассказываем, на что имеет право беременная женщина.
Перейти из декрета в декрет, если должность сократили
Ситуация. Одна женщина родила ребенка, ушла в декрет и, не выходя из отпуска по уходу за ребенком, забеременела снова. За это время на работе произошли изменения: компания объединилась с другой, с женщиной сначала подписали новый договор на прежних условиях, но потом сократили ее должность.
Теперь компания считает, что заявление на новый декрет сотрудница должна писать с должности ниже, а женщине это не нравится — она на ухудшение условий не соглашалась.
Что будет, если пойти в суд. Суд обяжет работодателя восстановить женщину в должности.
Почему так. На время декрета работодатель обязан сохранить должность за сотрудником. Неважно, что компания фактически стала другой и, может быть, такой специалист ей больше не нужен: уведомить работника о сокращении можно в первый рабочий день после выхода из отпуска, но не раньше.
В этой истории женщина не собирается выходить из декрета еще несколько лет. Поэтому понизить или сократить ее раньше не получится — работодателю придется подождать.
Правда, выплаты за двух детей сразу получить не выйдет: матери надо выбрать, в каком отпуске она все-таки находится — по уходу за ребенком или по беременности и родам. Второй вариант выгоднее: в это время женщина получает 100% среднего заработка, а в отпуске по уходу за ребенком — всего 40%.
Как правильно поступить в такой ситуации. Если вы находитесь в декрете, а в компании реорганизация, следите за документами, которые дает подписать отдел кадров.
Дополнительное соглашение, которое просто фиксирует факт перехода работника в другую компанию — это нормально. А вот бумаги о переводе на новую должность можно не подписывать.
Может быть и так, что работодатель в одностороннем порядке изменил трудовой договор, а сотрудника просто уведомил. В этой ситуации попробуйте решить дело миром и объяснить начальству, что это незаконно. Если не поможет, обращайтесь в госинспекцию труда или в суд.
Уйти в декрет с декретного места
Ситуация. Одна женщина работает по срочному договору, заменяя сотрудницу в декрете. Теперь она сама планирует беременность, но боится, что ее сразу уволят.
Как по закону. До родов точно не уволят. Потом могут уволить, а могут предложить другую должность — выбор за работодателем.
Почему так. Обычно срочный договор расторгают, когда основная сотрудница выходит из декрета. Но если на ее месте работает беременная женщина — этого сделать нельзя.
Работодатель должен продлить трудовой договор или предложить ей другую должность. Верховный суд разъяснил, что увольнять беременных нельзя, даже если истек срок действия договора. Пока договор действует, женщина имеет право на отпуск по беременности и родам со всеми полагающимися выплатами.
После рождения ребенка работодатель сможет уволить женщину, если основная сотрудница вышла из декрета. Но если основная сотрудница продолжит сидеть с детьми, то претендовать на отпуск по уходу за ребенком может и женщина, которая ее заменяет.
Уволить сотрудника, когда срочный договор перестал действовать, — право, но не обязанность работодателя. Если беременная женщина ценна компании, ей могут предложить другую должность на время декрета.
Как правильно поступить в такой ситуации. Если вы забеременели на декретном месте, а основная сотрудница вышла из отпуска — не спешите собирать вещи. Вот какие у вас есть варианты:
Выйти в декрет за границей
Ситуация. Одна женщина работает за границей на российскую компанию. Теперь она планирует выйти в декретный отпуск, но тратиться на дорогой перелет в Россию ей не хочется. Можно ли оформить все документы удаленно, женщина не знает.
Как по закону. Хорошая новость: можно отправить документы почтой. Плохая новость: совсем не приходить в российские госучреждения не получится. Хорошая новость: можно попросить сходить друга.
Почему так. Работодатель предоставляет женщине отпуск по беременности и родам на основании специального больничного. Форма этого документа стандартизирована, медицинское заключение из иностранной клиники не подойдет.
Но чтобы получить этот больничный, необязательно наблюдаться в российской поликлинике. Есть хитрость, которая позволит переоформить иностранное заключение на российский образец. Для этого потребуется сначала легализовать бумагу в консульстве, а потом отнести этот документ в российскую поликлинику: там вместо него выдадут тот самый стандартизированный больничный. Лично приходить необязательно: можно отправить друга или родственника с доверенностью.
После этого нужно передать лист нетрудоспособности работодателю. Если с больничным все в порядке, отпуск предоставят точно. А вот будут ли выплаты — зависит от статуса беременной за границей: если в другой стране у женщины оформлено ПМЖ, деньги не заплатят.
Как правильно поступить в такой ситуации. Есть несколько вариантов:
Платить кредиты, взятые до беременности
Ситуация. Одна семья взяла два кредита: потребительский на 2 миллиона и 500 тысяч на машину. Потом жена забеременела, и платить по 59 000 Р в месяц семье стало тяжело. Банк отказывает супругам в реструктуризации долга, и они хотят перевести долг в другой банк.
И что делать? Попробуйте договориться с банком о реструктуризации: тут помогут документы, которые подтвердят, что финансовое положение ухудшилось. Иногда на устную просьбу клиенты получают отказ, но, рассмотрев официальное письмо, банк меняет решение.
Если не удалось, попробуйте рефинансировать кредит в других банках. В этом случае важна кредитная история: шансы на рефинансирование повышаются, если у заемщика не было серьезных просрочек.
Возможно, стоит продать машину, если она не используется для заработка. И досрочно погасить хотя бы часть долга — тогда ежемесячная нагрузка снизится. Если зарплаты мужа и декретных выплат не хватает, рассмотрите удаленную работу. С младенцем на руках это непросто, но попробовать стоит.