После чего будет выработан искусственно активный иммунитет

Иммунизация и вакцинация

После чего будет выработан искусственно активный иммунитетИммунизация и вакцинация- процессы, обеспечивающие активную или пассивную биологическую устойчивость организма к определенным инфекционным заболеваниям.

Дженнер привил восьмилетнему мальчику жидкость из пузырьков на руке доярки, и мальчик приобрел иммунитет к натуральной оспе. После успешной и массовой проверки этого метода иммунизация как средство борьбы с инфекционными заболеваниями стала распространяться повсеместно. Благодаря широкой кампании, проведенной под эгидой Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время оспа практически исчезла с нашей планеты.

Пассивную иммунизацию применяют также для лечения заболеваний, вызванных бактериальными токсинами (в частности, дифтерии ), укусов ядовитых змей, укусов пауков и для специфической ( анти-Rh0(D)-иммуноглобулин) и неспецифической ( антилимфоцитарный иммуноглобулин) иммуносупрессии.

Для пассивной иммунизации пользуются тремя видами препаратов:

— специфическими человеческими иммуноглобулинами с высоким содержанием антител против определенных возбудителей (например, против вируса гепатита В или против вируса varicella-zoster );

— специфическими сыворотками, в том числе антитоксическими, полученными от иммунизированных животных.

Версия для печатиВерсия для MS WordЭпидемиологический надзор
После чего будет выработан искусственно активный иммунитет

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2021 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

Источник

Как в организме вырабатываются антитела после вакцины?

После чего будет выработан искусственно активный иммунитет

У моих пациентов возникает много вопросов по поводу вакцинации. Основные – как работает иммунитет и как в ответ на вакцину вырабатывается иммунная защита, откуда берутся антитела. Разберемся в этом вопросе.

Иммунная система и иммунизация

Иммунизация предотвращает заболевание, позволяя организму быстрее реагировать на нападение и усиливая иммунный ответ на конкретный организм.

Как организм понимает, что вторглись чужие?

Каждый патоген имеет уникальные отличительные компоненты, известные как антигены, которые позволяют иммунной системе различать «я» (тело) и «чужое» (чужеродный материал).

Когда иммунная система впервые видит новый антиген, она должна подготовиться к его уничтожению. За это время возбудитель может размножиться и вызвать болезнь.

Однако, если тот же самый антиген обнаруживается снова, иммунная система готова ограничить и быстро уничтожить организм. Это адаптивный (специфический, приобретенный) иммунитет.

Вакцины используют этот адаптивный иммунитет и память, чтобы подвергнуть организм действию антигена, не вызывая заболевания. Поэтому, когда живой патоген поражает организм, реакция происходит быстро, и патоген не может вызвать болезнь.

В зависимости от типа инфекционного организма, реакция, необходимая для его удаления, различается. Например, вирусы скрываются в собственных клетках организма в различных тканях, таких как: горло, печень и нервная система, и бактерии могут быстро размножаться в инфицированных тканях.

Линии защиты организма

Слизистые

Внутренние защитные силы организма

Иммунный ответ

Иммунный ответ срабатывает, когда иммунная система получает предупреждение о проникновении в организм чего-то постороннего.

Триггеры включают выброс химических веществ поврежденными клетками и воспаление, а также изменения в кровоснабжении поврежденной области, которые привлекают лейкоциты.

Белые кровяные тельца уничтожают инфекцию или передают химические сообщения другим частям иммунной системы. Поскольку кровь и тканевые жидкости циркулируют по телу, различные компоненты иммунной системы постоянно исследуют потенциальные источники атаки или аномальные клетки.

Антигены и антитела

Антигены обычно представляют собой белки или полисахариды (длинные цепи молекул сахара, которые составляют клеточную стенку определенных бактерий).

Их название происходит от «генераторы антител». Любой конкретный организм содержит несколько разных антигенов.

Первоначально иммунный ответ включает выработку антител, которые могут связываться с определенным антигеном, и активацию антиген-специфических лейкоцитов.

Классы антител

Обычно в жидкостях тканей тела циркулируют низкие уровни антител. Тем не менее, когда активируется иммунный ответ, вырабатывается большее количество, специфически нацеленное на чужеродный материал.

Вакцинация увеличивает уровень циркулирующих антител против определенного антигена. Антитела вырабатываются лейкоцитами (лимфоцитами), которые называются В-клетками. Каждая В-клетка может продуцировать антитела только против одного специфического эпитопа.

При активации В-клетка будет размножаться, чтобы производить больше клонов, способных секретировать это конкретное антитело. Класс продуцируемых антител определяется другими клетками иммунной системы, это известно как клеточно-опосредованный иммунитет.

Первичный ответ

При контакте с патогеном тело попытается изолировать и уничтожить его.

Химические вещества, выделяемые при воспалении, увеличивают кровоток и привлекают лейкоциты в область инфекции. Специализированные клетки, известные как фагоциты, поглощают цель и разбирают ее.

Затем эти фагоциты перемещаются к ближайшим лимфатическим узлам, где они «представляют» антигены другим клеткам иммунной системы, чтобы вызвать более крупный и более специфический ответ. Этот ответ приводит к выработке антиген-специфических антител.

Затем циркулирующие антитела находят организм и связываются с его поверхностными антигенами. Таким образом, он помечается как цель. Этот специфический ответ также называется адаптивным или клеточно-опосредованным иммунным ответом, поскольку иммунная система адаптируется к типу захватчика.

Когда организм впервые подвергается воздействию антигена, проходит несколько дней, прежде чем этот адаптивный ответ становится активным. При первом контакте с патогеном иммунная активность увеличивается, затем выравнивается и падает. Поскольку первый, или первичный, иммунный ответ является медленным, он не может предотвратить заболевание, хотя может помочь в выздоровлении.

Как только антиген-специфические Т- и В-клетки (лимфоциты) активируются, их количество увеличивается, и после заражения некоторые клетки памяти остаются, что приводит к памяти на специфические антигены. Для полного развития этой памяти может потребоваться несколько месяцев.

Вторичный ответ

При последующих контактах с одним и тем же патогеном, иммунная система способна быстро реагировать, и активность достигает более высокого уровня.

Вторичные иммунные реакции обычно могут предотвратить заболевание, поскольку патоген обнаруживается, атакуется и уничтожается до появления симптомов.

В целом, взрослые реагируют на инфекцию быстрее, чем дети. Организм способен предотвратить заболевание или уменьшить его тяжесть за счет быстрого и сильного иммунного ответа на антигены, с которыми он столкнулся ранее.

Дети же не встречали столько антигенов и поэтому чаще болеют.

Некоторые инфекции, такие как ветряная оспа, вызывают память об инфекции на всю жизнь. Другие инфекции, такие как грипп, варьируются от сезона к сезону до такой степени, что даже взрослый человек не может адаптироваться.

Вакцинация

Вакцинация использует этот вторичный ответ, подвергая организм воздействию антигенов определенного патогена и активируя иммунную систему, не вызывая заболевания.

Первоначальный ответ на вакцину аналогичен первичному ответу при первом контакте с патогеном, но медленный и ограниченный. Последующие дозы вакцины усиливают этот ответ, что приводит к выработке долгоживущих антител и клеток памяти, как это было бы естественно после последующих инфекций.

Вакцины различаются по тому, как они стимулируют иммунную систему.

Некоторые дают более широкий ответ, чем другие. Вакцины влияют на иммунный ответ через природу содержащихся в них антигенов, включая количество и характеристики антигенов, или через путь введения: пероральная, внутримышечная или подкожная инъекция.

Виды иммунизации

Антитела передаются от матери младенцу через плаценту и с грудным молоком, чтобы защитить младенцев в течение короткого времени после рождения.

Антитела (иммуноглобулины) также очищают из крови или в лабораториях; их можно вводить напрямую, чтобы обеспечить быструю, но непродолжительную защиту или лечение определенных заболеваний, таких как бешенство, дифтерия и столбняк.

John TJ, Samuel R. Herd immunity and herd effect: new insights and definitions. Eur J Epidemiol 2000; 16:601–6.

Источник

Как прививка помогает сформировать иммунитет?

Каждую секунду человек сталкивается с сотнями бактерий и вирусов, которые могут привести к тому или иному заболеванию. Кроме того, в организме постоянно возникают атипичные клетки, дальнейшее размножение которых становится причиной злокачественных образований. Иммунитет — механизм защиты. Он предохраняет от бактерий, вирусов, распознает чужие, опухолевые клетки.

Иммунная система представлена такими органами, как: лимфатические узлы, селезенка, тимус и специальные клетки крови. Она выполняет следующие задачи:

Важную роль в защите играют элементы крови: фагоциты, T- и B-лимфоциты. Каждая группа клеток выполняет свою работу.

Фагоциты — первые клетки, которые оказываются в очаге инфекции. Они захватывают, поглощают и переваривают чужеродных агентов. Они справляются только с достаточно «слабыми» агрессорами, визит которых проходит для человека без каких-либо симптомов.

Переваривая «чужаков» фагоциты выделяют вещества-цитокины, которые привлекают в очаг более серьезную артиллерию — клетки-лимфоциты. Существует 2 основные группы лимфоцитов.

B-лимфоциты синтезируют 5 групп белков-иммуноглобулинов. Для защиты от конкретной инфекции имеют значение типы M и G. Иммуноглобулины сохраняются в организме и в течение длительного времени защищают человека от повторных случаев заболевания. Вакцинация использует иммунную память: человеку вводят антигены или ослабленных возбудителей инфекции. При повторной атаке механизм защиты включается немедленно.

T-лимфоциты выполняют различные задачи: одна группа помогает B-лимфоцитам синтезировать антитела, вторая — уничтожает больные или атипичные клетки самого организма, а третья усиливает или ослабляет иммунный ответ.

Что такое активный и пассивный иммунитет

Человек может получать антитела различными путями. Пассивно антитела поступают в организм через плаценту во время беременности, с молоком матери после рождения или при экстренной иммунизации готовыми иммуноглобулинами. Такой иммунитет нестоек и нуждается в скором «обновлении»: антитела защищают лишь тогда, пока циркулируют в кровотоке. Самостоятельно они не воспроизводятся.

Активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания или вакцинации, так как попадание в организм самого возбудителя или его фрагментов запускает образование новых колоний B-лимфоцитов. Эти клетки быстро синтезируют антитела и защищают организм. Так человек или не заболевает, или переносит инфекцию легко.

Длительность активной защиты зависит от вида возбудителя, поэтому некоторые болезни человек может перенести лишь однократно, другие возникают повторно. Это же утверждение справедливо и для прививок: одни вакцины вводят 1-2 раза в течение всей жизни (например, прививка от кори, краснухи), а другие требуют ревакцинации через определенный срок (например, дифтерия, столбняк – каждые 10 лет).

Вакцины и вакциноуправляемые заболевания

К сожалению, инфекции невозможно предупредить с помощью правильного питания, закаливания и т.д. Вакцинация – единственная возможность защитить детей и взрослых от болезни.

Ниже приведены распространенные вакциноуправляемые инфекции:

Важная информация о вакцинации

Задумываясь, делать ли прививку себе, ребенку, взрослые переживают о безопасности препаратов, интересуются возможными противопоказаниями, считают, что национальный календарь «перегружен».

Насколько безопасны вакцины? В состав вакцин обычно входят следующие компоненты:

Каждая вакцина проходит несколько этапов клинических исследований: изучается безопасность, метаболизм, способы выведения, частота и выраженность нежелательных эффектов. Далее оценивается иммуногенность — способность стимулировать синтез антител в ответ на введение. Этот параметр свидетельствует об эффективности препарата и оценивается в процентах. Например, при введении вакцины от гриппа антитела вырабатываются у 95% привитых. Чем выше иммуногенность, тем больше вероятность, что население будет защищено от эпидемии заболевания.

Безопасная и эффективная вакцина может быть допущена в массовое производство и рекомендована к применению. После регистрации препарата клиницисты продолжают наблюдать за нежелательными эффектами.

Популярные гипотезы о связи прививок и таких заболеваний как аутизм, ДЦП, эпилепсия не имеют научного подтверждения. Нередко тяжелые психические и неврологические расстройства впервые проявляют себя после 1 года вне зависимости от того, был вакцинирован малыш или нет.

Можно ли вводить несколько вакцин одновременно?

Мамы грудных детей переживают, что прививки «убивают» собственный иммунитет и могут причинить вред при одновременном введении. В действительности каждый человек ежедневно сталкивается с десятками и сотнями бактерий и вирусов, а его иммунитет успешно справляется с ними.

Когда следует воздержаться от прививки?

Некоторым людям следует отложить вакцинацию или полностью отказаться от нее. В качестве временных противопоказаний выступают:

Но существуют и такие состояния, при которых вакцинация может причинить вред здоровью. Это:

Перед введением препарата врач осматривает пациента, измеряет температуру тела, собирает эпидемиологический анамнез.

Можно ли делать прививки во время беременности?

Беременность сама по себе не является противопоказанием к направлению на прививку. Следует различать плановые и экстренные вакцинации.

В плановом порядке рекомендована прививка от сезонного гриппа. Так прививка от гриппа не только разрешена, но и рекомендована. Она снижает вероятность заболевания малыша первого полугода жизни на 60-65%.

В экстренном порядке возможна лечебно-профилактическая прививка от бешенства, при укусах животными. Врач сопоставляет опасность вакцинации и риск развития смертельно опасного заболевания.

Вакцинация – самый эффективный и безопасный способ защиты взрослых и детей от опасных инфекций. Перечень рекомендуемых вакцин указан в Национальном календаре прививок. Уточнить информацию о порядке введения, правилах подготовке к вакцинации и возможных нежелательных эффектах можно у своего лечащего врача.

Источник

Самые частые вопросы о прививках. Часть 1. Общие вопросы

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра, ноябрь-декабрь, 2017

А. С. Боткина, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва

Ключевые слова: дети, инфекционные заболевания, вакцины, вакцинация, безопасность, эффективность
Keywords: children, infectious diseases, vaccines, vaccination, safety, efficacy
Среди множества разнообразных болезней человека особое место занимают заболевания, вызываемые патогенными микроорганизмами и передающиеся здоровому человеку от больных людей или животных. Эти болезни в середине XIX в. получили название инфекционных (лат. Inficere – заражать). Ежегодно рождаются более 150 млн детей, из которых 12 млн умирают от инфекционных заболеваний, причем 4 млн смертей могли быть предупреждены вакцинацией [1].

Желание победить болезнь, а лучше – предотвратить ее возникновение занимало умы врачей во все времена. С этой целью применялось множество различных средств: от заговоров и заклинаний до лекарственных препаратов. Однако несмотря на усилия человека, микроскопические патогены побеждали. Впервые для профилактики болезни сам патоген стали применять в Древнем Китае, когда для создания искусственной невосприимчивости к натуральной оспе вводили в нос и втирали в кожу здоровым людям растертые в порошок корочки оспенных пустул. Однако метод не получил широкого распространения, так как часто вызывал тяжелые формы заболевания и гибель привитых.

Началом успешной борьбы с инфекционными болезнями можно считать 1796 г., когда английский врач и ученый Э. Дженнер предупредил заражение человека натуральной оспой. Он привил 8-летнего мальчика содержимым пустулы, взятым от заболевшей коровьей оспой молочницы. Привитой перенес слабую форму инфекции и приобрел устойчивость к инокуляции содержимого пустулы больных натуральной оспой. Материал, использованный для этой цели, был назван вакциной (от лат. Vacca – корова), а сам метод прививки – вакцинацией. Так родилась первая вакцина и начала свою историю наука о вакцинации.

С момента первого опыта Дженнера прошло уже более 200 лет. Ликвидирована натуральная оспа, практически ликвидированы паралитический полиомиелит, дифтерия, резко сократилось количество коклюша, кори, эпидемического паротита и др. Однако, несмотря на видимые преимущества, споры о целесообразности вакцинации не прекращаются, а порой усиливаются, выливаются в конфликты и активную антипрививочную кампанию [2]. И даже у активных приверженцев вакцинации, родителей и врачей, постоянно возникает множество вопросов. В статье мы постараемся осветить наиболее часто задаваемые из них.

Вопрос 1: нужно ли прививать ребенка: насколько эффективна вакцинация?

Вакцинация – введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия. В нашем кишащим патогенами мире речь не идет об отмене вакцинации, а лишь о грамотном ее применении [3]. Благодаря вакцинопрофилактике удалось ликвидировать и существенно уменьшить количество более 40 различных инфекционных заболеваний, что снизило смертность населения и продлило жизнь человека. По данным ВОЗ, благодаря развернутым по всему миру программам вакцинации ежегодно удается сохранить 6 млн детских жизней и 750 тыс. детей не становятся инвалидами. Вакцинация ежегодно дарит человечеству 400 млн дополнительных лет жизни [4; 5]. Количество осложнений, возникающих после перенесенного инфекционного заболевания, в сотни раз превышает аналогичные после вакцинации. Кроме того, вакцины не только создают специфическую защиту от конкретных инфекций, они оказывают сильное неспецифическое действие, стимулируя многочисленные факторы естественной резистентности. Таким образом, вакцинация является самым эффективным и экономически выгодным профилактическим мероприятием, известным в современной медицине [6; 7].

Вопрос 2: какой иммунитет «лучше»: после перенесенной болезни или вакцинации?

Часто можно слышать от родителей, а порой и от самих врачей, фразу: «Пусть переболеет: иммунитет крепче (лучше) будет». Так ли это? Термин «иммунитет» произошел от лат. immunitas, что в переводе означает «свобода от податей». В настоящее время под иммунитетом понимают защиту организма, направленную против проникновения генетически чужеродных патогенов и веществ с антигенными свойствами. Иными словами, основная задача иммунной системы – защита и сохранение генетического постоянства человека. Иммунитет подразделяется на врожденный, тот с которым человек появляется на свет и приобретенный, возникающий в результате контакта с патогенами (см. рис. 1).

После чего будет выработан искусственно активный иммунитет
Рис. 1
. Виды иммунитета

Приобретенный естественный активный иммунитет возникает при контакте с циркулирующими в окружающей среде дикими штаммами возбудителя (инфекционное заболеваний), а пассивный – при поступлении в организм ребенка материнских антител трансплацентарно и с молоком (активен до 3–4 мес.). Искусственный приобретенный иммунитет формируется в результате введения в организм человека вакцины (активный) или иммунных сывороток и иммуноглобулинов (пассивный). При контакте с возбудителем, естественно или искусственно попавшим в организм, включаются одни и те же механизмы иммунного ответа [8].

Искусственный (поствакцинальный) иммунитет отличается от естественного, возникающего под влиянием перенесенной инфекции, меньшей напряженностью и напрямую зависит от вида вакцин (см. рис. 2).

После чего будет выработан искусственно активный иммунитет
Рис. 2
. Иммуногенность вакцин (увеличение)

Обусловлено это тем, что при инфекции и введении живой или цельноклеточной вакцины организм отвечает на весь комплекс антигенов, входящих в состав микроорганизмов, тогда как при введении субъединичной вакцины иммунитет формируется под влиянием только отдельных антигенов (столбнячного, дифтерийного анатоксинов, Нbs-антигена и др.). Этим обуславливается и некоторое различие в длительности поствакцинального и постинфекционного иммунитета (табл. 1).

Таблица 1. Продолжительность постинфекционного и поствакцинального иммунитета

ЗаболеваниеПостинфекционный иммунитетПоствакцинальный иммунитет
Гепатит ВПожизненныйДо 10 лет
ПолиомиелитПожизненный типоспецифическийПожизненный
Дифтерия5-10 лет5-10 лет
СтолбнякПрактически не формируетсяДо 10 лет
КоклюшВероятно пожизненныйДо 5 лет
КорьПожизненный20-25 лет
КраснухаПожизненный20-25 лет
ПаротитПожизненный20-25 лет

Однако в процессе формирования естественного иммунитета возникает гораздо больше рисков от осложнений, вплоть до летального исхода. Так что в одних случаях целесообразнее перенести инфекцию, а других сделать прививку.

Вопрос 3: содержат ли современные вакцины токсические примеси, такие как алюминий и ртуть? Опасно ли это для здоровья ребенка?

Вакцины – это биологические препараты, применяемые для активной иммунизации с целью специфической профилактики инфекций. В состав вакцин входят:

Идеальная вакцина должна быть высокоэффективной и безопасной. Эффективность зависит от реактивности макроорганизма и свойств антигена, используемого для вакцинации. Но повышение безопасности зачастую сопровождается понижением эффективности, так как чем выше степень очистки антигена, тем ниже его иммуногенная активность. Именно поэтому вакцинный препарат требует введения неспецифических иммуностимуляторов – адъювантов [9]. Механизм действия адъювантов сводится либо к стимуляции иммунной системы макроорганизма, либо к изменению структуры антигена, усиливая тем самым ответ на его внедрение. Кроме того, применение адъювантов позволяет получить надежный иммунитет даже на малые дозы антигена, уменьшить количество инъекций и снизить лекарственную нагрузку на организм. Наиболее часто в качестве адъюванта (только в инактивированные вакцины!) добавляют соли алюминия.

Алюминий является одним из самых распространенных металлов в природе. Он присутствует во многих тканях нашего организма (головной мозг – 0,02 мг/г, легкие – 0,59 мг/г), поступает к нам с водой и пищей, содержится в грудном молоке (0,01 мг/мл), применяется в качестве лекарственных препаратов (антациды). Случаи хронической интоксикации алюминием связаны, прежде всего, с пищей, водой или вдыханием алюминиевой пыли. Повышенное поступления растворимых солей алюминия оказывает выраженное токсическое действие на весь организм [10]. В качестве адъюванта используют нерастворимые соли алюминия с практически нулевой биодоступностью, следовательно, опасения все беспочвенны [11]. В силу своей нерастворимости и депонирования в месте инъекции системные реакции на введение вакцины исключены, а местные закономерны и не требуют дополнительного лечения.

Для обеспечения высокой безопасности, препятствия контаминации препарата микробной флорой обязательно введение и консервантов. Наиболее широкое применение нашли антибактериальные препараты. Для исключения лекарственной непереносимости рекомендуется тщательный сбор анамнеза, а в случае невозможности – проведение лекарственной пробы. Большой страх вызывает тиомерсал ртути, в незначительных количествах содержащийся в ограниченном перечне вакцин. Ртуть также является достаточно распространенным в природе элементом и в незначительных количествах содержится практически во всех тканях и органах нашего организма (0,3–2,0 мг/кг). Даже в крови новорожденных детей, до введения какой-либо вакцины, количество ртути составляет 0,1–4,5 нг/мл. Ежедневно человек массой тела 70 кг усваивает с пищей около 2,5–17 мкг ртути. Соли ртути оказывают выраженное токсическое действие на все живые организмы, что и послужило причиной использования ее в качестве консерванта. Содержание тиомерсала ртути в вакцинном препарате ничтожно мало – 0,3–0,5 мкг на дозу, а через 24 ч после введения вакцины снижается до 2,8 нг [12]. На сегодняшний день нет ни одного исследования, подтвердившего системное токсическое действие тиомерсала (при применении в стандартных дозах) или причастность его к развитию аутизма [13]. Так, в Канаде при обследовании почти 30 000 детей было выявлено, что среди получивших вакцинный препарат, содержащий мертиолят ртути, случаев аутизма было меньше, чем у детей, получавших вакцину без этого препарата [14]. Аналогичные данные были получены и в других странах, однако с 2003 г. ни одна педиатрическая вакцина не содержит солей ртути.

Практически все вакцины по основным показателям безопасности и эффективности соответствуют требованиям ВОЗ, но почти каждая нуждается в дальнейшем улучшении. И в заключение хочется напомнить, что токсическим при определенных условиях может стать практически любой химический элемент, даже кислород.

Вопрос 4: насколько часты осложнения после вакцинации?

Вопрос безопасности вакцин является, пожалуй, самым частым на приеме у педиатра. Необходимость вакцинации как наиболее эффективного средства предупреждения инфекций не вызывает сомнений. В то же время известно, что в поствакцинальном периоде, иногда даже в день прививки, могут возникать разнообразные заболевания. В таких случаях родители, а также сами врачи часто связывают заболевания детей с введенной вакциной, и это служит причиной отказа от дальнейшей вакцинации, снижает доверие и дискредитирует вакцинацию. Сразу нужно подчеркнуть, что не существует абсолютно безопасных вакцин. Вакцина – это лекарственный препарат, а медицина не знает ни одного лекарства даже от аллергии, у которого не было бы побочных эффектов.

Прежде, чем говорить об осложнениях, необходимо разобраться в терминологии. Различают три принципиально различных события:

Побочное действие вакцины – это способность вакцины вызывать функциональные и морфологические изменения в организме, выходящие за пределы физиологических колебаний и не связанные с формированием иммунитета. По сути, является отражением реактогенности вакцин. Клинически проявляется в виде незначительного недомогания, лихорадки, нерезко выраженных местных реакций, которые в большинстве случаев разрешаются самостоятельно.

Поствакцинальные реакции – клинические и лабораторные признаки временных патологических изменений в организме, связанные с вакцинацией. Это закономерные, ожидаемые процессы в поствакцинальном периоде, указанные в инструкциях к вакцинам. Различают:

В зависимости от степени выраженности все поствакцинальные реакции разделяют на слабые (лихорадка до 37,5°С, размер инфильтрата не превышает 3 см), средние (лихорадка до 38,5°С, размер инфильтрата не превышает 6 см) и сильные (лихорадка более 38,5°С, размер инфильтрата более 6–8 см). Все проявления обычного вакцинального процесса кратковременны и разрешаются обычно в течение 3–5 дней.

Поствакцинальные осложнения – клинические проявления стойких патологических изменений в организме, связанные с вакцинацией и не свойственные обычному вакцинальному процессу [15]. Выделяют следующие поствакцинальные осложнения.

Серьезные поствакцинальные осложнения встречаются крайне редко – реже, чем при применении других лекарственных средств и намного реже, чем при инфекционных заболеваниях [16–18] (см. табл. 2, 3).

Таблица 2. Сравнительная частота поствакцинальных осложнений и неблагоприятных реакций на ЛС

ОсложнениеВакцинаЛекарственный препарат
Анафилактический шокОдин случай на 1 000 000 доз и режеОдин случай на 5 000 доз антибиотика (пенициллиновый ряд). Один случай на 100 000 доз рентгеноконтрастного вещества
СудорогиОдин случай на 3-15 000 дозПенициллины 2-20% от всех введений
ТромбоцитопенияОдин случай на 40 000 доз противокоревой вакциныДо 25% от всех госпитализаций


Таблица 3
. Сравнительная частота осложнений при вакцинации и заболевании у детей

ВакцинаЗаболеваниеЧастота осложнений от вакцинации (на 100 тыс. привитых)Частота осложнений при заболевании (на 100 тыс. заболевших)
БЦЖДиссеминированный
туберкулез
0,11 000-3 000
ОПВПаралитическая
форма
0,1-0,3500-1 000
АКДССудороги0,3-90600-8 000
Коревая вакцинаЭнцефалит
Пневмония
Летальный исход
0,1

0,02-0,3
50-400
4 000-7 000
10-1 000
Паротитная вакцинаЭнцефалит
Орхит
Воспаление околоушной железы


10-100
25
20 000
80 000

Выявить причинно-следственную связь между вакцинацией и патологией, появившейся в вакцинальный период, бывает трудно. Зачастую связь может быть кажущейся, совпадающей по времени. Патологические процессы, регистрируемые при вакцинации, могут быть следствием:

Таким образом, постулат о том, что вакцинация представляет угрозу для жизни, – не более, чем выдумка. Многолетний опыт использования вакцин подтверждает, что вакцинация все же лучше, чем риск заболевания или его осложнения [19].

Вопрос 5: какие противопоказания к вакцинации имеются?

До недавнего времени количество противопоказаний к проведению вакцинации было очень велико. Поводом не прививать ребенка служили различные, даже самые минимальные проявления аллергии, риниты, информация о когда-то перенесенном тяжелом заболевании, страх «перегрузить иммунитет» грудного ребенка и просто неведение родителей и врачей об истинных противопоказаниях к вакцинации. Прежде всего, нужно четко подразделять противопоказания к проведению вакцинации на истинные, на которые должны ориентироваться врачи, и ложные, являющиеся результатом невежества и мракобесия. К ложным противопоказаниям относятся:

Список истинных противопоказаний в настоящее время весьма невелик и сформулирован на основании Приказа Минздрава России № 375 от 18.12.97 в соответствии рекомендациям ВОЗ [20]. Они включают в себя постоянные (абсолютные) и временные (относительные) противопоказания (см. табл. 4).

Таблица 4. Истинные противопоказания к проведению вакцинации

ВакцинаАбсолютные противопоказанияОтносительные противопоказания
Для всех вакцинСильные реакции и осложнения на предыдущую дозу препаратаОстрые заболевания и обострение хронических болезней. Вакцинацию можно проводить в период ремиссии хронической патологии или через 2-4 недели после выздоровления от острого заболевания
Для всех живых вакцинПИД, глубокая иммуносупрессия, злокачественное новообразование, беременность
БЦЖМасса тела ребенка менее 2000 г, реакция в виде келоидного рубца на предыдущую дозу вакцины
АКДСПрогрессирующее заболевание нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе
Корь, краснуха, паротитТяжелые реакции на аминогликозиды, анафилактические реакции на гетерологичный белокВведение иммуноглобулинов, плазмы или крови человека. Иммуносупрессивная терапия. Беременность
Вакцина от гепатита ВТяжелая аллергическая реакция на пекарские дрожжиБеременность

Таким образом, необходимо помнить, что существует лишь небольшое число истинных медицинских противопоказаний к вакцинации, которые применимы не более чем к 1% детей в РФ.

Вопрос 6: можно ли прививать детей с аллергическими заболеваниями?

В настоящее время аллергические заболевания принимают размах эпидемии: по статистике, более 25% жителей планеты имеют симптомы аллергических заболеваний. К аллергическим относят такие заболевания, как атопическая бронхиальная астма, атопический дерматит (экзема), аллергический риноконъюнктивит, крапивница аллергическая. Все эти заболевания, если находятся в периоде ремиссии, не являются противопоказанием для проведения плановой вакцинации. Исключение составляют анафилактические реакции, возникшие на введение предыдущих доз вакцин.

Необходимо помнить, что антигены вакцины редко бывают причиной возникновения аллергической реакции. Наиболее часто она развивается на различные примеси и добавки, содержащиеся в вакцинах (см. табл. 5):

Таблица 5. Компоненты вакцин, вызывающие аллергические реакции

КомпонентВакцина
АминогликозидыГриппозные вакцины, коревая, краснушная, паротитная вакцины
Белок куриного яйцаГриппозные вакцины, коревая и паротитная вакцины зарубежного производства, вакцина против желтой лихорадки
Пекарские дрожжиВакцина от гепатита В
ЖелатинВакцина от ветряной оспы

Для успешной и безопасной вакцинации пациентов аллергическими заболеваниями необходимо соблюдение некоторых правил:

В заключение необходимо добавить, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, достаточно высока сенсибилизация к бактериальным патогенам. Известно, что многие инфекционные заболевания (коклюш, корь, грипп) являются триггерами обострений бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита [21]. Следовательно, вакцинация играет важную роль не только в защите от инфекционного заболевания, но и в профилактике обострения основного заболевания.

Вопрос 7: как вакцинировать детей с первичным иммунодефицитом?

По классификации ВОЗ выделяют следующие виды иммунодефицитных состояний:

Первичные иммунодефициты (ПИД) – это генетически детерминированные заболевания, обусловленные нарушением сложного каскада реакций, необходимых для элиминации чужеродных агентов из организма и развития адекватных воспалительных реакций. Типичными проявлениями ПИД являются тяжело протекающие бактериальные, вирусные и грибковые инфекции, аутоиммунные заболевания и повышенная склонность к развитию злокачественных новообразований. В настоящее время опровергнуто заблуждение в чрезвычайной редкости данной патологии: ПИД встречаются с частотой от 1 : 1000 до 1 : 5 000 000 (в среднем 1 : 10 000) и могут проявиться в любом (!!) возрасте [22; 23]. Если диагноз иммунодефицита подтвержден лабораторно, возникает вопрос не об отмене вакцинации, а о разумном ее назначении. Дело в том, что для большинства детей с ПИД инфекция представляет бо´льшую опасность, чем прививка. Чтобы вакцинация у таких пациентов была успешной и безопасной, необходимо придерживаться ряда правил:

К сожалению, порой первые признаки ПИД (БЦЖ-ит, ВАПП) проявляются как раз после, прививки, что снижает приверженность вакцинации в целом. Решение проблемы кроется в ведении в РФ скрининга на ПИД у всех новорожденных детей.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что профилактика болезни является самым эффективным и экономически выгодным способом сохранения здоровья людей. Современная вакцинопрофилактика является ярким примером преимущества превентивных способов охраны здоровья населения [24; 25].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *