Порядок применения скидок должен содержать

Ценовые скидки: условия предоставления скидки и оформление

Юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна.

Предоставление скидки является важным маркетинговым ходом, используемым многими компаниями в целях поощрения покупателя за те или иные действия, например за регулярную покупку больших партий продукции. Законодательством разрешено использование такой формы мотивации, причем данное поле лишь немного ограничено НК РФ, но тем ни менее предоставляемые преференции нужно документально фиксировать для правильного налогового учета.

Ценовая скидка представляет собой уменьшение установленной компанией цены реализуемого ей товара, оказываемой услуги, выполняемой работы*. Основания для предоставления скидки могут быть различными — от упомянутых выше регулярно производимых значительных закупок вплоть до особого статуса покупателя (например, постоянный покупатель), наступления сезона временного снижения спроса, других оснований. Маркетинговая политика компании может предполагать возможность предоставления покупателям не только тех видов скидок, которые получили широкое распространение в мировой практике (например, сезонная скидка, скидка за платеж наличными), но и иных видов скидок, обусловленных спецификой деятельности компании, особенностями рынка сбыта ее товаров, работ или услуг.

В то же время компании не всегда производят надлежащее документальное оформление как оснований и условий** предоставления скидок, так и самого факта предоставления скидки. Ввиду этого и сама компания, предоставившая скидку, и ее покупатель (или заказчик по договору возмездного оказания услуг или договору подряда) несут риски неблагоприятных налоговых последствий. Такими последствиями у компании-продавца (исполнителя, подрядчика) является необходимость определить налоговую базу по налогу на прибыль и НДС исходя из исходной, базисной, цены, т.е. цены, из которой не вычтена сумма скидки, что, по сути, означает необходимость уплачивать определенную часть налога на прибыль за счет собственных средств. Неблагоприятным последствием для покупателя может явиться включение в состав внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы полученной им скидки.

В отсутствие надлежащего документального оформления оснований и условий предоставления скидки и самого факта предоставления скидки компании-продавцу и ее покупателю будет тяжело отстаивать свою позицию в споре с налоговым органом как на этапе представления возражений по акту налоговой проверки, так и в суде.

Итак, во избежание финансовых потерь у компании-продавца и у покупателя в результате споров с налоговыми органами должны быть документально оформлены, во-первых, основания и условия предоставления скидки и, во-вторых, факт предоставления скидки.

Основания и условия предоставления скидки

В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

В то же время в ст.40 НК РФ установлено, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

В ст.40 НК РФ перечислено пять оснований скидок, однако по своей экономической сущности скидки, например, вызванные сезонными колебаниями спроса, также обусловлены маркетинговой политикой компании-продавца, как и скидки, установленные ввиду продвижения на рынок нового товара, равно как и любая другая обоснованная, т.е. стимулирующая покупателя к какому-либо действию, приносящему экономическую выгоду продавцу, скидка. С учетом изложенного можно прийти к выводу, что ст.40 говорит лишь о том, что скидка должна быть обоснованной, и тогда цена сделки для продавца и для покупателя в целях налогообложения будет уменьшена на сумму этой скидки. Иными словами, скидка должна стимулировать покупателя, например:

Итак, решение уполномоченного органа компании-продавца о том, какие скидки компания-продавец предоставляет, о размерах этих скидок, о том, каким категориям покупателей эти скидки предоставляются, а также в чем выражается стимулирующий характер таких скидок, должно быть задокументировано надлежащим образом. Такое решение можно назвать документальным выражением маркетинговой политики компании.

Следует учитывать, что необходимость укрепления позиций на рынке может потребовать внезапного изменения ценовой политики, в том числе политики в области скидок, например, в ходе ведения переговоров со стратегически важным потенциальным покупателем у компании-продавца может возникнуть необходимость предложить потенциальному покупателю скидку, о которой ранее уполномоченным органом решения не принималось, или же согласиться предоставить потенциальному покупателю заявленную им скидку. В таких случаях можно порекомендовать закрепить в локальном акте компании-продавца порядок документирования скидок, выходящих за пределы уже установленных компанией скидок. Желательно, чтобы такой порядок документирования позволял зафиксировать, в чем именно выражается стимулирующий характер предоставляемой скидки.

Оформление факта предоставления скидок

Как правило, стороны заключают одно из трех соглашений о скидках.

Во-первых, стороны могут договориться о предоставлении скидки еще при заключении договора, тогда цена товара, работы, услуги будет определена в самом договоре уже с учетом скидки.

Пример 1. Цена товара по настоящему договору составляет 768 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 138 руб. 24 коп. Цена товара определена с учетом 35%-ной скидки, предоставленной покупателю на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года как покупателю, приобретающему в рамках одного договора поставки продукцию в количестве не менее 20000 шт.

Во-вторых, стороны могут договориться о предоставлении скидки при наступлении определенных условий (например, по достижении определенного объема закупок), заданных в договоре. В этом случае изменение цены договора будет вызвано наступлением этих условий.

Пример 2. Цена товара по настоящему договору составляет 1200 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 216 руб. В случае досрочного (но не менее чем за 1,5 месяца до наступления соответствующего срока) исполнения покупателем обязанности по оплате товара поставщик предоставит покупателю скидку в размере 24% от суммы погашенной задолженности на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года. Если скидка обусловлена договором и наступлением определенного условия, то стороны могут составить акт о достижении таких условий. Что касается возврата денежных средств, составляющих сумму скидки при наступлении таких условий, то необходимо отметить следующее. Учитывая формулировку п.4 ст.453 ГК РФ о том, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, стороны договора в целях избежания соответствующих рисков должны оговаривать, что излишне уплаченная сумма подлежит возврату покупателю компанией-продавцом (если только обязательство по возврату этой излишне уплаченной суммы не подлежит прекращению иным образом).

Пример 3. На основании п.5.6 договора поставки №459 от 2 апреля 2004 года, а также на основании п.14 приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года стороны составили настоящий акт, подтверждающий, что поставщик должен предоставить покупателю скидку в размере 149867 руб. Поскольку оплата по договору поставки №459 от 2 апреля 2004 года была произведена покупателем в полном размере, стороны пришли к оглашению о том, что сумма в размере 149867 руб. является излишне уплаченной. Стороны также пришли к соглашению о том, что обязательство поставщика по возврату излишне уплаченной суммы в размере 149867 руб. будет прекращено: в части 59000 руб. — зачетом с однородным встречным требованием поставщика к покупателю по оплате товара по договору поставки №460 от 3 июня 2004 года; в остальной части — перечислением оставшейся денежной суммы на расчетный счет покупателя, указанный в договоре поставки №459 от 2 апреля 2004 года. В-третьих, стороны также могут договориться о предоставлении скидки в период после заключения договора (и до момента его исполнения, поскольку по исполнении договор прекращается и изменение его становится невозможным).

В любом из перечисленных случаев соглашение о скидке должно быть заключено в требуемой законом форме. Перечень сделок***, для которых предусмотрена обязательная письменная форма, установлен в ст.161 ГК РФ. Это сделки:

Согласно ст.162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (например, несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки). В соответствии со ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Указанное относится и к соглашениям об изменении договора (в частности, к соглашениям об изменении цены договора).

Основные положения о заключении договора предусмотрены в ст.432 ГК РФ. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии со ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Офертой согласно ст.435 ГК РФ признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Акцептом в соответствии со ст.438 ГК РФ признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (например, перечисление компанией-продавцом в ответ на предложение покупателя предоставить ему скидку после досрочной оплаты товара денежных средств в счет скидки) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

С учетом изложенного все договоренности юридических лиц между собой о предоставление скидки должны совершаться в письменной форме. Учитывая, что изменение цены договора не влияет на дату реализации по договору, при предоставлении скидки должна быть скорректирована налоговая база того периода, в котором произошла реализация.

юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна

Место публикации: «Финансовая газета» / № 45. 2004

Источник

Как безопасно применять скидки и бонусы магазину и предприятию услуг

Чтобы применять систему лояльности, мало выпустить скидочные карточки и начислять бонусы за покупки. Нужно прописать правила, по которым копятся скидки и тратятся баллы. Такой документ вправе потребовать ваши покупатели и сотрудники контролирующих органов.

Ваши клиенты и налоговая должны знать правила игры

Порядок применения скидок должен содержать

Когда применяете систему лояльности, нужно соблюдать сразу несколько юридических норм.

1. Правильно печатать в чеке информацию о скидках и бонусах. Об этом есть Приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.

В приказе указаны реквизиты, которые кассовая программа обязательно должна добавлять в чек в виде тегов. Фактически номер тега в чеке не видно, он зашит в фискальные данные чека, которые поступают в налоговую.

Что должно быть в чеке:

Например, вот как кассовая программа Контур.Маркета формирует чек при оплате бонусами.

Порядок применения скидок должен содержать

2. Предоставлять достоверную информацию клиентам. Если стоимость товара в чеке не соответствует ценнику, это нарушение.

Нормы Закона РФ 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей»:

Нормы Гражданского кодекса РФ:

Вывод такой. Руководству магазина, предприятия услуг или общепита нужно составить положение о системе лояльности. Этот документ позволит покупателю ознакомиться с условиями предоставления скидок или бонусов и понять, почему цена в чеке не равна стоимости по ценнику. А налоговой такой документ позволит узнать условия начисления скидок и бонусов, а главное, логику оплаты бонусами вместо денег.

Как составить положение о системе лояльности

Строгого регламента по составлению такого документа нет. Назвать документ можно, как хотите, например, «Положение о системе лояльности», «Условия предоставления накопительной скидки», «Правила накопления и использования бонусов».

Главное, чтобы название отражало суть и в документе были прописаны все условия, по которым можно копить баллы или скидки и оплачивать покупку баллами.

Если применяете фиксированные скидки, составлять положение не нужно, потому что чек дает исчерпывающую информацию, какова сумма покупки без скидки и с учетом скидочных процентов.

Если применяете накопительные скидки, обязательно напишите в положении такие условия:

Порядок применения скидок должен содержать

Если используете бонусную систему, тоже важно прописать все детали:

Вам помогут шаблоны для скачивания: «Пример положения по накопительной скидке» и «Пример положения по бонусной системе». Эксперты Контур.Маркета показали, как можно заполнить информацию, на примере продуктового магазина. Синей заливкой выделены окна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь: размеры скидок и другие условия там написаны только для примера.

В шаблоне вы можете менять под свой формат и нумерацию, и формулировки пунктов. Например, зоомагазину не понадобится пункт о продаже табачной продукции и не придется указывать возрастное ограничение для начисления бонусов при покупке алкоголя. А парикмахерская может удалить упоминание о товарах, оставив только услуги.

Если пользуетесь системой лояльности в Контур.Маркете, обратите внимание, что в шаблонах уже указан эквивалент: 1 балл = 1 рубль. Некоторые условия описывают логику работы именно сервиса Контур.Маркет. Например, способы получения информации о бонусном и накопительном счете, логика работы с отрицательным балансом.

Удерживайте клиентов бонусами и скидками

Применяйте систему лояльности в Контур.Маркете, чтобы повышать количество покупок и средний чек.

Где разместить положение о системе лояльности

Самое простое — опубликовать документ на сайте своего магазина, автосервиса или кафе. Можно вложить правила на вашей страничке в соцсетях или телеграм-канале.

Если не используете в продвижении интернет-площадки, поместите документ в уголке потребителя. Так принято называть стенд для информирования покупателей и клиентов. Обычно на нем еще размещают режим работы и контакты предприятия, копию свидетельства о госрегистрации, книгу отзывов и предложений.

Источник

Документы

Директор ООО «Проектная среда»

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СКИДОК ЗАКАЗЧИКАМ

1.1. Настоящее Положение о предоставлении скидок заказчикам Общества с ограниченной ответственностью «Проектная среда» (далее по тексту «Положение» и «Организация» соответственно) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок предоставления скидок заказчикам услуг, в том числе образовательных услуг, Организации.

Для целей Положения под заказчиками понимаются:

· юридические лица – организации, осуществившие оплату услуг для обучения, информирования и развития своих сотрудников;

· физические лица – лица, осуществившие оплату услуг и лично получившие результат оказанных услуг.

1.2. Экономическое обоснование предоставления скидки заказчикам утверждено Руководителем Организации.

1.3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми сотрудниками Организации, в должностные обязанности которых входит проведение переговоров и заключение договоров по реализации услуг Организации.

2. Цели и задачи разработки Положения

2.1. Настоящее Положение разработано в целях: ускорения оборачиваемости оборотных средств; увеличения объема продаж; расширения рынка сбыта; повышения лояльности заказчиков.

2.2. Задачи Положения: определение условий договоров с заказчиками услуг Организации, содержащих условия о предоставлении скидок, бонусных баллов, а также включение в них законодательно установленных требований и исключение условий, противоречащих законодательству, а также исключение неполных, двусмысленных и противоречивых требований; заключение договора на условиях, которые могут быть надлежащим образом выполнены Организацией и заказчиком.

3. Общие положения о бонусах и скидках

3.1. Заказчикам – юридическим лицам предоставляются скидки и бонусы (раздел 4, 6 настоящего Положения). Физическим лицам предоставляются только бонусы (раздел 5, 6 настоящего Положения).

3.2. Бонусы предоставляются как для юридических, так и для физических лиц. Цель бонусов – поддержка действий Заказчиков, направленных на продвижение услуг Организации.

3.2. Бонусы предоставляются (начисляются и используются) в рублях РФ.

3.3. Заказчик имеет право оплатить бонусами любую услугу Организации, но не более 60% от ее полной стоимости.

3.4. Бонусы зачисляются на виртуальный счет заказчика по факту наступления условия начисления. О начислении бонусов Организация сообщает Заказчику через электронное письмо, смс, или через личный кабинет Заказчика на сайте Организации.

3.5. Срок действия бонусов – 1 (один) год с момента начисления бонуса. По истечении 1 (одного) календарного года с даты начисления бонуса, если он не был использован заказчиком, бонус аннулируется.

3.6. В случае использования бонуса для оплаты услуг Организации, сумма использованного бонусы списывается с виртуального счета заказчика по письменному обращению на почту academy@scout-academy.ru. Бонусы списываются в момент получения Организатором всей оплаты за услугу (за вычетом размера используемого бонуса).

3.6. Бонусы нельзя обменять на деньги и другие материальные ценности.

3.7. Бонусы для физических лиц могут суммироваться с акционными ценами, объявленными на сайте или в другом источнике. При этом суммарная скидка от базовой стоимости мероприятия не может превышать 60%.

3.8. При вступлении в силу данного Положения, бонусы, полагающиеся физическим и юридическим лицам за прошедший с 01.01.2018 года период, автоматически начисляются на дату настоящего положения.

4. Скидки для Заказчиков – юридических лиц и порядок их начисления:

4.1 Заказчикам – юридическим лицам предоставляется накопительная скидка на оплату услуг Организации, а также бонусы (раздел 4, 6 настоящего Положения). Скидка устанавливается в процентах от установленной в прайсе стоимости услуги. Размер скидки устанавливается в зависимости от суммарной стоимости оплаченных ранее услуг Организации за последние 2 года от текущей даты, далее именуемой «сумма накопления»:

4.3. Перерасчет размера скидки производится по факту завершения оплаченного обучения или оказания информационно-консультационных услуг. Факт завершения обучения (оказания услуг) подтверждается подписанием Акта сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг).

4.4. Скидки юридических лиц и бонусы физических лиц не суммируются между собой.

4.5. Скидки и бонусы одного юридического лица могут использоваться вместе. При этом скидки юридических лиц не суммируются с акционными ценами, объявленными на сайте или в другом источнике.

4.6. В нестандартных ситуациях принимает решение о предоставлении скидок и утверждает размер индивидуальных скидок исключительно Руководитель Организации.

5. Виды бонусов для физических лиц и порядок их начисления:

Установлены следующие бонусы для физических лиц:

· Бонус за участие (п.5.1)

· Бонус за отзыв (п. 5.2.)

· Бонус за рекомендацию (п. 5.3.)

5.1. Бонусы за участие определяются и начисляются Организацией физическому лицу, прошедшему обучение с 01.01.2018 года, в размере 5 (пять) % от суммы оплаченных услуг, в рублях. Процент рассчитывается от суммы фактической оплаты. Такой бонус начисляется на личный счет Заказчика (в учетной системе Организации) на следующий день после окончания оплаченного обучения.

5.2. Бонусы за отзывы, оставленные о полученной (принятой) услуге:

5.2.1. За письменный отзыв размером не менее 1500 знаков с пробелами начисляется бонус в размере 2% от стоимости услуги (в размере заявленной базовой стоимости услуги, согласно прайсу);

5.2.2. За видео-отзыв размером не менее 40 секунд начисляется бонус в размере 3,5% от стоимости услуги;

5.2.3. Отзыв должен содержать ФИО, должность и название компании Заказчика, а также полученную услугу и ее результат для Заказчика;

5.2.4. Отзыв необходимо прислать на почту academy@scout-academy.ru или разместить текст отзыва в личном кабинете на сайте Организации;

5.2.5. За каждую услугу (на которую оставлен отзыв) может быть начислен только один бонус.

5.2.6. Отзывы принимаются за услуги, оказанные не ранее 01.06.2019 года;

5.2.7. Бонусы начисляются на следующий день после получения материалов отзыва;

5.2.8. Предоставление отзыва заказчиком означает его согласие с тем, что Организация оставляет за собой право размещать полученные отзывы на сайтах своей компании и использовать в других источниках и средствах информации, с указанием имени автора отзыва, должности и названия Компании.

5.3. Бонусы за рекомендацию услуг Организации: Заказчику начисляется бонус в размере 2000 рублей за предоставление рекомендации «Второму заказчику» при следующих условиях:

5.3.1. Бонус начисляется физическому лицу (заказчику), получавшему любую услугу Организации ранее и порекомендовавшему любую услугу другому физическому или юридическому лицу (Второму заказчику), ранее не получавшему услуги у Организации.

5.3.2. Бонус начисляется за рекомендацию услуги, полная (или заявленная) стоимость которой составила более 3000 рублей.

5.3.3. Бонус начисляется заказчику на следующий день после окончания обучения (получения услуги) «Вторым заказчиком».

5.3.4. Бонус начисляется в случае оплаты услуги самим «Вторым заказчиком», или в случае оплаты работодателем Второго заказчика впервые. В случае оплаты услуг Организации работодателем Второго заказчика не первый раз (повторно) – бонус не начисляется.

5.3.5. Условием предоставления бонуса за рекомендацию является Информация о заказчике, как о порекомендовавшем лице, зафиксированной Вторым заказчиком в анкете при получении услуги.

5.3.6. Заказчик получает Бонус за рекомендацию единожды за каждого привлеченного «Второго заказчика», в соответствии с указанными правилами.

5.3.7. Бонусы начисляются за рекомендации посетить мероприятия Организатора начиная с 01.01.2020 г.

6. Виды бонусов для юридических лиц и порядок их начисления

6.1. Юридическому лицу начисляются бонусы за оставленный отзыв о полученных услугах его сотрудниками:

6.1.1. За письменный отзыв размером не менее 2500 знаков с пробелами начисляется бонус в размере 3000 рублей;

6.1.2. За видео-отзыв размером не менее 40 секунд начисляется бонус в размере 6000 рублей;

6.2. Отзыв от юридического лица принимается по схеме брифа, предоставленного Организацией по просьбе заказчика заранее;

6.3 Отзыв принимается от лица Руководителя Компании, Директора по персоналу, Директора департамента, Руководителя подразделения или иной аналогичной должности;

6.4. Бонус начисляется в случае оплаты юридическим лицом услуг Организации на общую сумму более 30 000 рублей за период с 01.01.2018 года;

6.5. Для начисления бонуса, заказчик должен прислать отзыв на почту academy@scout-academy.ru;

6.7. Отзывы принимаются за услуги, оказанные не ранее 01.06.2019 года;

6.8. Бонусы начисляются на следующий день, после получения Организацией материалов отзыва от Заказчика;

6.9. Предоставление отзыва означает согласие Заказчика на то, что Организация оставляет за собой право размещать отзывы на своем сайте и использовать в других источниках и средствах информации, с указанием имени автора отзыва, должности и названия Компании.

6.10. Условия о скидках согласно настоящего Положения не распространяются на услуги Организации, в том числе образовательные, которые оказываются исключительно одному юридическому лицу в формате индивидуального (закрытого) корпоративного обучения, без объявления открытого набора участников.

6.11. Организация оставляет за собой право начислять дополнительные бонусы (не описанные в настоящем документе) в рамках каких-либо акций, условия которых отдельно публикуются на сайте Организации, в рассылках и в других открытых источниках информации.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение утверждается Приказом Руководителя Организации и вступает в силу с момента его утверждения.

7.2. Решение о внесении изменений или дополнений в настоящее Положение принимается Руководителем Организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *