Порцелан что это такое
О фарфоре
FINE BONE CHINA (твердый фарфор)
«CHINA» в переводе с английского языка означает «фарфор», а не Китай, как думают многие. Название этой страны произошло от единственного в мире продукта, рецепт которого до сих пор не разгадала ни одна страна мира, и он является гордостью и достоянием китайцев. «Bone» с английского переводится как «костяной», что совсем не означает, что фарфор изготовлен из кости. Изначально, название костяной было ассоциативным, т.е. характерные признаки фарфора (прочность, высокая плотность, прозрачность и молочный цвет) сравнивали с аналогичными характеристиками кости. Отсюда и пошло название «костяной фарфор».
Настоящий китайский фарфор Вone china (твердый фарфор) состоит из двух природных материалов: каолиновой глины и фарфорового камня. Каолиновую глину добывают во многих странах, а фарфоровый камень есть только в Китае. Именно он дает возможность изготовить настоящий твердый фарфор.
При прикосновении к твердому фарфору деревянной палочкой, Вы услышите продолжительный звонкий металлический звук, с вибрацией, что говорит о высокой плотности и прочности изделия. На просвет он прозрачный.
PORCELAIN (полутвердый фарфор)
Европейский фарфор Рorcelain (в переводе с итальянского языка «ракушка») был создан в начале XVIII века в Саксонии, где были обнаружены залежи каолиновой глины. Фарфоровый камень при изготовлении европейского фарфора, заменяется полевым шпатом или кварцем, поэтому этот вид относится к полутвердым видам фарфорам. Он немного толще, серее и пористее, соответственно, не такой прочный как твердый фарфор, поэтому прикоснувшись к европейскому фарфоруРorcelain, Вы услышите приглушенный непродолжительный звук без вибрации. На просвет он непрозрачный. Чем серее или голубее цвет глазури, тем хуже качество Porcelain.
ENGLISH BONE CHINA (полутвердый фарфор)
В 1748 году англичанином Томасом Фраем был изготовлен другой вид фарфора – English Bone China(английский костяной фарфор), который относится к группе полутвердых фарфоров или полуфарфоров. Фарфоровый камень заменили полевым шпатом, кварцем. Англичане очень хотели иметь свой костяной фарфор, как и китайцы, и чтобы фарфор носил название костяной, стали добавлять в фарфор золу костей крупнорогатого скота, который смог придать фарфору молочный цвет и прозрачность. Фарфор тоньше, чем porcelain. В связи с тем, что в нем нет фарфорового камня, он менее прочен, чем китайский Fine Bone China. При прикосновении к английскому костяному фарфору, Вы не почувствуете вибрацию, а только услышите звонкий непродолжительный звук. На просвет он прозрачный.
Что такое фарфор
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
Фарфор как объект коллекционирования
Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
Фарфоровая посуда из Германии: советский шик с немецким акцентом
Немецкий фарфор достойно украшал гостиные советских квартир. Помните, как выглядели праздничные застолья во времена наших бабушек и дедушек, а, возможно, мам и пап? Неизменная жареная курица, селедочка «под шубой» и «мимоза», бутерброды с икрой. И вся эта роскошь выложена на какой-то удивительной посуде — окантованной золотом, переливающейся всеми цветами радуги, невероятной. А перед гостями хозяйка с гордостью расставляла такие же радужные тарелки. До сих пор у многих в домах хранятся, а порой и активно используются немецкие фарфоровые сервизы времен СССР — свидетели истории советского быта.
Советский гламур
Нет пророка в Отечестве — так говорят. Несмотря на то, что в СССР хоть и редко, но производился фарфор отменного качества — например, продукция Ленинградского фарфорового завода, — советские люди стремились заполнить полки дефицитных мебельных «горок» ширпотребными «гэдээровскими мадоннами». Даже в не слишком богатых семьях в буфетах за стеклянными дверцами стояла радужная позолоченная «красота».
Отечественных граждан в их стремлении к бело-золотому гламуру понять можно — бедность (особенно послевоенная), стремление советских производителей все и вся превратить в агитки, включая посуду, и прочие неудобства.
Хотелось уюта, хотелось чего-то… волшебного и при этом статусного. Это жены генсеков коллекционировали бриллианты и шубы, простые же работницы и интеллигенция мечтали о красивых радужных тарелках, которыми смогут любоваться сквозь стекла серванта, а при случае блеснуть ими перед гостями. На фоне грубого фаянса а-ля ФФЗ «Чайка» все это золотое великолепие действительно ослепляло.
К слову, украшали советские шкафы не только пресловутые столовые сервизы, но и интеллигентные кофейные чашечки-«наперстки» с блюдцами, удивительной красоты фарфоровые статуэтки танцовщиц, нежных дам в пышных платьях и прочих пастушек. Вы еще помните, как мама или бабушка под угрозой лишения всех возможных удовольствий запрещала даже приближаться к ним?
Роль в культуре
Кстати, об искусстве. Немецкий фарфор основательно «засветился» в советском кинематографе. «Примирительный» ужин в милой комедии «По семейным обстоятельствам» проходит с участием чайного набора. В кадре, где зять с Галиной Аркадьевной моют посуду, можно даже разглядеть фирменную позолоту и розочки Kahla (или это все-таки Weimar Porzellan?). Кстати, такая же тарелочка с розочкой присутствует в кадре «Операции Ы», где главные герои-студенты, увлекшись учебником, поедают сосиски с горчицей. А помните знаменитый визит лже-дочери профессора Тихомирова в жилище Рудольфа из «Москва слезам не верит»? Что за посуда украшала стол родителей сердцееда, пытавшихся «пустить пыль в глаза» будущей невестке?
Производители
На дне каждой тарелочки или фарфоровой вещицы из ГДР красовалось клеймо одно из немецких фабрик: Kahla, Fortuna Eisenberg, Meissen и Weimar (их «кобальтовые» наборы действительно прекрасны, в отличие от прочего немецкого ширпотреба), и других.
Кстати, перламутровые сервизы в барочном стиле, получившие название «Мадонна», производились на фабриках Kahla, а затем и Oscar Schlegermilch. Поняв, что жители СССР неравнодушны именно к «Мадонне», фабрики серьезно увеличили выпуск такой посуды.
Как всё начиналось
Но немецкого фарфора в СССР никогда не было в свободной продаже. Почему же в большинстве семей ею с удовольствием пользовались — по праздникам? Здесь напрашивается аналогия с колбасой, которая отсутствовала в магазинах, но лежала в любом советском холодильнике.
После окончания Великой Отечественной началось восстановление германской промышленности, в том числе и фарфоровых производств. Одной из первых, подвергшихся реконструкции фабрик, была Kahla, где и производился знаменитый сервиз. Немецкий фарфор отличался весьма неплохим качеством и привлек внимание прежде всего жен военных, оказавшихся с мужьями в послевоенной Германии. Уезжая, генеральские жены, разумеется, забирали посуду с собой.
Присутствие в ГДР советских войск стало постоянным, а значит, поток «мадонн», ввозимых в СССР, не иссякал. Те, кому не посчастливилось иметь родственников-военных или тех, кто регулярно бывал в командировках в ГДР, престижную немецкую посуду «доставали». Иногда через знакомых, порой через проводников поездов, совершавших рейсы в Германию — с бешеной переплатой, конечно. К слову, посуду редко перевозили самолетом — в багаже от нее остались бы одни осколки.
Новая жизнь винтажного немецкого фарфора
Сегодня у многих в семьях еще сохранились остатки советской роскоши — пылятся в шкафах и коробках слегка потускневшие «мадонны», тянут ножки хрупкие статуэтки балерин. Многие не знают, что делать с этом «богатством», а между тем продукция ГДР-овских мануфактур сегодня пользуется хорошим спросом у коллекционеров. Антиквариат как всегда стоит немалых денег. Хотя, можно использовать и по прямому назначению — налить в крошечную золотистую чашечку ароматного эспрессо и представить что за окном 70-е. Почему бы нет?
Виды и особенности фарфоровой посуды
Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.
Преимущества и недостатки посуды из фарфора
Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.
Какой бывает фарфор
Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой
Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.
Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China
В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.
Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.
New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.
Хранение фарфоровой посуды
От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Насколько опасен «омикрон» и поможет ли нам вакцина – ответы вирусолога на острые вопросы
Окно и коронавирус / Фото: pixabay.com
Чем отличается новый штамм COVID-19 «омикрон» от остальных, подействуют ли на него уже существующие вакцины и почему антипрививочники, хотя и правы в том, что «вакцина – это не полезно», но не правы, отказываясь прививаться, Рlus-one.ru рассказал научный сотрудник Калифорнийского университета в Сан-Франциско, вирусолог, PhD Пётр Лидский. Публикуем выдержки из этого интервью.
Об особенностях «омикрона»
По словам вирусолога, у «омикрона» очень пугающая генетика. Пётр Лидский отмечает, что у этого штамма порядка 50 мутаций, из которых 32 – в спайк-белке. Спайк-белок – это то, что определяет и трансмиссию (передачу вируса), и его уход от иммунного ответа.
«С одной стороны, это должно настораживать, с другой – его симптоматика не сильнее, чем у других штаммов. Такое количество мутаций предполагает, что он довольно долго существовал у пациента, прежде чем его вычислила иммунная система», – говорит учёный.
При этом он отмечает, что более полная и точная информация о данном штамме вируса может появиться в ближайшие недели.
«Пока нет данных, чтобы утверждать, что симптомы этого вируса опаснее предыдущих штаммов. Однако он очень хорошо распространяется и может поразить тех людей, которые раньше не заражались в силу собственного иммунитета», – сказал врач.
Нужна ли нам против «омикрона» новая вакцина?
Возможно, чтобы победить «омикрон», врачам понадобится вносить изменения в уже существующие вакцины против коронавируса, считает Пётр Лидский:
«32 мутации в спайк-белке говорят о том, что он (омикрон – прим. ред.) другой с точки зрения антигенной структуры. Вполне возможно, что существующие вакцины будут менее эффективны. И поскольку это новый штамм, который, по-видимому, будет какое-то время основным, прививку имеет смысл адаптировать. Вполне вероятно, что всем придётся прививаться снова».
Можно ли уничтожить COVID-19 навсегда
Нет. Жить нам с этим вирусом теперь вечно, считает учёный.
«Плохая новость: до сих пор человечеству удалось искоренить только один вирус – оспы. Вирусы, подобные COVID-19, устранить пока не удавалось. Скорее всего, он с нами навсегда. Другое дело, что его тяжесть будет облегчена вакцинацией и терапией. Сейчас выходят лекарства и протоколы ведения больных, которые позволяют купировать часть симптомов. А вакцины часто позволяют предотвратить тяжёлое течение болезни», – говорит Лидский.
При этом, по его словам, вполне возможно, что однажды люди вернутся к нормальной жизни, а коронавирус станет вполне привычным ОРВИ, с немного повышенным риском попасть в больницу с пневмонией.
Об эффективности существующих вакцин
Наиболее эффективными вакцинами против коронавируса являются Pfizer, Moderna и «Спутник V», считает врач. А вот «ЭпиВакКорона», по мнению Лидского, «не работает»:
«Хороши Pfizer и Moderna, очень неплох «Спутник V». По «КовиВаку» пока нет исследований, но он, как я полагаю, будет чуть слабее, поскольку сделан по тому же принципу, что и Sinovac, дающий лишь 60-процентную защиту. У «Спутника», для сравнения, – 90%. AstraZeneca тоже слабовата, потому что в ней всего один аденовирус вместо двух, как в «Спутнике». Что не работает, так это «ЭпиВакКорона». Это набор пептидов, которые создают антитела, неспособные нейтрализовать вирус. Эта вакцина не может индуцировать антитела, которые детектируются стандартными тестами».
Об антипрививочниках
Пандемия дотянется до всех, говорит вирусолог. И самая выгодная стратегия в этом случае – вакцинация.
«Среднестатистический антиваксер рассуждает так: «Прививки – это не полезно (что правда), мне повезёт, и я не заболею». Спешу разочаровать приверженцев такой стратегии: вирус получат, по-видимому, все. Пандемия продолжается, и рано или поздно она дотянется до всех.
Везение – это лёгкое течение болезни. А может не повезти. Даже если вы выживете после болезни, могут остаться пожизненные последствия – диабет, поражение почек, лёгких, мозга и сердца. Вирус очень неприятен именно тем, что поражает многие органы. Простое сложение и перемножение вероятностей чётко свидетельствует о том, что вакцинация – это самая выгодная стратегия».