Портретное сходство что это

Портретное сходство

Портретное сходство что это

Портретное сходство – очень важная творческая проблема, которую приходится решать фотографу при создании фотопортрета. Не может быть «хорошего портрета» без наличия портретного сходства. Даже такая, на первый взгляд, второстепенная деталь, как волосы, играет существенную роль в изобразительной характеристике человека.

Достоверность — суть природы фотографического изображения, но это качество не сводится лишь к зеркальному тождеству копии с оригиналом. Фотоискусство также ставит себе задачу образного воплощения действительности. Поэтому вопрос о портретном сходстве не может не интересовать фотохудожников, специализирующихся в портретной съемке.

На разных исторических этапах развития пространственных искусств по-разному понимали портретное сходство. Но для художников-реалистов всегда остаются незыблемыми эстетические принципы, заложенные великими портретистами прошлого начиная с эпохи Возрождения. Каждому фотографу, стремящемуся повысить свое мастерство, необходимо изучать драгоценный опыт классической живописи.

Как же должна решаться проблема портретного сходства в творческой практике профессионала? Очевидно, стремлением найти верное соотношение внутренней сущности портретируемого и его наружности. В подлинно художественном портрете это соотношение нерасторжимо. Надо различать внешнее портретное сходство и сходство внешности. Только выделяя важнейшие черты облика фотомастер сможет раскрыть и существенные грани человеческого характера.

Не может достигнуть портретного сходства тот фотограф, который в подходе к объекту остается сугубым натуралистом. В наши дни это подтверждает продукция фоторемесленников. «Ничто так не близко к вымыслу, как фотографии, сделанные для удостоверения личности». Нельзя не согласиться с этим несколько парадоксальным выводом И. Эренбурга. Передать портретное сходство — значит отразить постоянство характерных черт.

Тот же автор высказывает такие соображения на этот счет: «Художник изучает свою модель, ищет не обманчивого внешнего портретного сходства, а раскрытия в портрете сущности модели. Когда человек позирует, с его лица постепенно исчезают меняющиеся оттенки, лицо лишается того, что мы обычно называем «выражением». Не раз ночью в последних поездах метро я разглядывал лица усталых людей, в них не было ничего преходящего, выступали характерные черты. Человек, которого фотографируют, однако, не похож на себя; заметив наведенный на него объектив, он тотчас меняется. Это делает столь неправдоподобными молодоженов в витрине провинциального фотографа. В снимках, где люди стараются прибрать свое лицо, как прибирают для гостей комнату, нет ни постоянного характера модели, ни достоверности минуты».

В свое время фотографической фирме О. Ренар представилась возможность сделать несколько фотопортретов Л. Н. Толстого. Съемки проводились в Ясной Поляне в разные часы одного дня (18 сентября 1909 года). Историческая и документальная ценность этих снимков бесспорна, но в художественном отношении они лишены интереса. Почему? Потому что мы видим на них разных Толстых. Протокольный подход к объекту мог обеспечить лишь приблизительное портретное сходство, но никак не раскрыть все глубины образа великого писателя. Фотограф оказался бесстрастным «ремесленником», а не художником-творцом.

Как же фотографировать с целью добиться портретного сходства?

Старые фотомастера решали задачу обеспечения портретного сходства, пользуясь специальными портретными объективами. Теперь же на помощь пришли фотоматериалы высокой светочувствительности. Иначе говоря, результат предрешает не столько оптика, сколько выбор освещения и соответствующая точка съемки.

Кстати сказать, не нужно смешивать точку съемки с положением (наклоном) аппарата. Точка съемки связана не только с направлением оптической оси объектива по отношению к плоскости изображения, но и с расстоянием между аппаратом и снимаемым человеком. Следовательно, точка съемки может влиять на портретное сходство также удаленностью или приближенностью аппарата к объекту. При съемке с близкого расстояния все выступающие вперед детали могут получиться преувеличенными. Необходимо поэтому заранее учитывать их допустимое изменение.

Натуралисту труднее получить портретное сходство, чем реалисту. Вспомним некоторых передвижников, приверженных к излишней иллюстративности. В плеяду выдающихся русских портретистов вошли не они, а именно те члены того же общества, которые строго и последовательно придерживались принципов реализма. Поразительного портретного сходства достигали Крамской, Репин, Серов. Сохраняя достоверность внешнего, физического облика, они умели раскрывать за ним внутреннее содержание человека, давать острую социальную и психологическую характеристику.

Мы не коснулись ряда других причин, прямо или косвенно влияющих на портретное сходство (в частности, кадрирования отпечатка). Вполне очевидно, что крупноплановый снимок, где лицо дано в обрезе, явно изменяет представление о возрасте человека. Уместно упомянуть и о наиболее «выгодном» для данного объекта повороте головы. Особенности ее строения как будто подсказывают необходимость снимать в три четверти с приближением к профилю. Вероятно, также было бы правильнее показать девичье лицо в светлой тональной гамме, избегая резкой светотени.

Итак, получение портретного сходства обусловлено и положением аппарата, и освещением, и позитивным процессом. Но только ли этим? А наблюдательность, а момент спуска затвора? Разве не развитому «чувству момента», столь необходимому фотожурналисту, мы обязаны появлением многих замечательных портретов?

В какое-то мгновение человек бывает больше всего похож на себя, Его эмоции проявляются с особой силой. Успеть уловить эту редкую долю секунды, обращающую выражение лица в эхо душевного состояния,— самое заветное желание художника.

Обстановка непринужденного общения и быстрая ориентация — главное, что помогает получить не просто портретное сходство, а жизненно правдивый образ. Для фотографа же, отделывающегося передачей внешних примет, облик современника — просто сумма общечеловеческих физических черт. Ограничиваться передачей одной внешней схожести — значит удовлетворяться суррогатом. Как уже говорилось, художественный фотопортрет — всегда производное творческого отбора и обобщения изобразительных элементов. Вот почему мы должны понимать портретное сходство прежде всего как сходство образа.

Источник

Маленький секрет портретного сходства

Портретное сходство что это

Художник Джон Сингер Сарджент однажды сказал: «Портрет – это картина, на которой что-то немного не так со ртом». Действительно, добиться сходства – наиболее сложная задача при создании портрета. Даже если вы настоящий мастер, нередко из-под вашего карандаша или кисти будет выходить нечто, весьма похожее на человека, но только не на того человека, которого вы хотели изобразить.

В чем же секрет? Что ж, кроме практики – наиболее важного аспекта в изучении чего угодно – ключ к созданию похожего портрета в том, чтобы не быть чересчур точным. Хотя бы в начале.

Портретное сходство что это

Очень часто мы очень увлекаемся всем тем, что «создает образ» конкретного человека – все эти мелкие приметы, делающие каждого уникальным. В конечном итоге за этими деталями теряются основы.

Лицо человека – это сумма частей, которые расположены определенным образом: если верно передать это расположение, лицо на портрете становится узнаваемым. Сосредоточившись на наиболее ярких частях, мы игнорируем менее заметные, но не менее важные.

Замечательный способ выйти из этого затруднительного положения – начать с тона, а не с линии. Определите на рисунке тени и света с самого начала. (Разумеется, линия может изумительно передавать сходство, но без тона с этой задачей справиться во много раз сложнее). Тон помогает добиться сходства не хуже, а может, и лучше, нежели линия, при этом им не требуется работать настолько точно.

Даже если детали переданы верно, линия справляется лишь с частью работы. Одной линией можно создать лишь «недосказанный» портрет, при этом, чтобы он был действительно достойным, нужно быть настоящим мастером линии.

Портретное сходство что это

Линия отлично справляется с контурами, но не может передать объем. Тон позволяет понять, насколько нос выступает с поверхности лица, насколько глубоко посажены глаза, темные или светлые у человека волосы и т.д.

Портретное сходство что это

При создании своего следующего портрета попробуйте начать с тона, и вы увидите, насколько легче вам стало работать.

Источник

Портретное сходство

Словосочетание «типичный представитель» сразу воскрешает в памяти школьные уроки литературы. Все мы писали сочинение про помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» или о московском дворянстве в «Горе от ума». А вот можно ли создать не литературный, а вполне реальный портрет типичного дворянина, купца или студента XIX века? Оказывается, можно, и этим занимаются антропологи. Обобщенные изображения различных групп людей, созданные в НИИ и Музее антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова, не только поражают эффектом узнаваемости, но и обладают некоей магией. От них трудно отвести взгляд.

Вообще-то антропология в качестве основной информации для изучения типов людей использует описательные и измерительные морфологические признаки. Например, для описания головы применяются такие параметры, как цвет волос и глаз, форма скуловой дуги, ширина глазной щели, профиль спинки носа и многие другие. Каждый признак оценивается по балльной системе — в зависимости от степени выраженности. На основании этих данных, которые сводятся в таблицы, и определяется антропологический тип. Но, во-первых, таблицы эти надо уметь читать, а во-вторых, далеко не все можно измерить и объективно описать. Один и тот же признак разными исследователями может быть зафиксирован по-разному. А уж представить по перечисленным особенностям, как выглядит тот или иной тип, и вовсе может только специалист.

О том, как перевести сухие цифры в живой образ, задумались ученые из НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Мысль о создании обобщенных портретов разных расовых, этнических и социальных групп людей возникла у доктора биологических наук Ильи Перевозчикова еще в студенческие годы. За основу он взял метод, разработанный английским исследователем Фрэнсисом Гальтоном и изложенный им в статье «Составные портреты», опубликованной в журнале Nature в 1878 году. Суть такова: одинаковые по освещенности и пространственной ориентации негативные изображения людей совмещаются в процессе фотопечати на одном листе бумаги по определенным (реперным) точкам и линиям. Чаще всего совмещение происходит по зрачкам, так как расстояние между ними практически у всех одинаковое — так сложилось в ходе эволюции. Каждый негатив экспонируется с выдержкой в n раз меньше оптимальной (где n — численность выборки).

«Предположим, экспозиция составляет 100 секунд, — объясняет Илья Перевозчиков. — У нас есть 100 изображений, и каждое проецируется по секунде — так, чтобы накапливалась нужная экспозиция. Мой коллега Андрей Маурер экспериментально доказал, что для получения значимого результата вполне достаточно выборки из 40—50 человек. Даже если мы выходим за 100 человек, конечное изображение практически уже не меняется».

Так получается обобщенный портрет. Черты разных, совершенно непохожих людей накладываются друг на друга — в итоге то, что у них есть общего, проявляется более резко и более плотно. А то, что людей различает, начинает бледнеть и размываться. Как правило, размытой выходит нижняя челюсть. Это самая подвижная кость черепа, поэтому у людей очень различается прикус.

Илья Перевозчиков с коллегами создали уже более 150 портретов самых разных этносов. В коллекции есть и индейцы, и пигмеи, и эскимосы, и славяне. Результаты этой работы оказались сопоставимы с теми, что были получены при помощи стандартного антропологического метода, — описания и измерений. «Есть такое течение в науке, как визуализация того или иного процесса, — говорит Илья Перевозчиков, — каждый, кто смотрит на портрет, может сделать свои выводы, он не должен полагаться на исследователя, который описал параметры лица. Это своеобразный и очень удобный метод, он лаконичен, на нем можно делать измерения. К тому же обобщенный портрет не только узнаваем, но, как правило, и красив. Понятие красивого решения есть даже в математике. Здесь речь идет не только об аналитическом мышлении, но и о чувственном восприятии».

Кстати, о практической стороне вопроса. Когда Гальтон начал делать составные портреты, к нему обратился Скотленд-Ярд с просьбой создать обобщенный образ преступника. Ко всеобщему удивлению, у ученого получился тип среднего англичанина, абсолютно узнаваемый. Так антрополог развенчал популярную в то время теорию итальянского врача-психиатра Ломброзо, который уверял, что преступниками рождаются и, следовательно, душегубов можно определить по внешности.

Освоив методику, ученые из НИИ антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова приступили к решению более сложной задачи. Дело в том, что фотография появилась лишь в середине XIX века. Все остальное, чем могут оперировать антропологи, — это кости. Конечно, есть известная на весь мир методика реконструкции лица по черепу, изобретенная Михаилом Герасимовым. Она широко применяется, в том числе и в судебной медицине. Но восстановление лица по костям — это трудоемкий и длительный процесс, реконструкций много не сделаешь. Кроме того, по черепу невозможно определить такие параметры, как пигментация (цвет кожи, глаз, волос), разрез глаз, форма носа и так далее. У Ильи Перевозчикова возникла идея обратиться к изобразительному искусству — ведь из картин и скульптур можно извлечь немало информации о том, как выглядели люди в разные исторические периоды. Тем более что применение для иллюстрации антропологического типа древнего рисунка, даже палеолитического, давно известно. Так родилась идея создания обобщенного портрета по произведениям живописи.

Если история цветной фотографии насчитывает менее века, то живописный портрет существует уже многие сотни лет. К тому же этот источник в отличие, скажем, от костей более доступен. Портретов сохранилось очень много, поскольку для художников во все времена это был основной источник дохода. Но тут ученые столкнулись с большими трудностями. «Конечно, меня подняли на смех, — вспоминает Илья Перевозчиков. — Говорили: чудит старик». Главные аргументы критиков звучали так: во-первых, портрет нельзя развернуть и посмотреть на модель с другой стороны — в профиль или, наоборот, анфас. Во-вторых, как можно доверять художнику, который в данном случае выступает в роли посредника между изображаемым человеком и зрителем? Он же мог приукрасить объект изображения, а значит, в этом случае не соблюден главный научный критерий — объективность.

«Мы положили много сил, чтобы доказать правомерность использования этого источника, — делится Илья Перевозчиков. — Художники старались добиться сходства — это было основное условие заказчика, который требовал узнаваемости, так как оставлял портрет своим потомкам. Например, у Шереметевых было наследственное косоглазие, и это отражено на всех картинах. Люди на портретах какие угодно — кривые, прыщавые, с бородавками. Конечно, искажения были, но даже если художник и приукрашивал что-либо, то это несущественно для антропологического типа».

Чтобы достичь максимального научного эффекта, ученые использовали только портреты реально существовавших людей, написанные в реалистической манере. Изучив достаточное количество картин разного времени и разных школ с точки зрения антропологии, исследователи убедились в том, что живописцы очень точно передавали индивидуальные особенности позировавшего человека, вплоть до самых мелких подробностей строения мягких тканей — таких, как складка верхнего века.

Для создания цветных обобщенных портретов ученые вооружились оригинальным методом, разработанным с применением цифровых технологий. При этом по логике суммирования и по результату он абсолютно соответствует классическому фотографическому методу, предложенному Гальтоном.

Сначала Илья Перевозчиков с коллегами описали 572 репродукции портретов населения России за период 1730 — 1850-х годов (297 женских и 275 мужских) по стандартной антропологической методике. Изображения были разбиты на пять групп: столичные аристократы, уездные дворяне, купцы, крестьяне и неизвестные. Вторым этапом стало создание обобщенных портретов. Эксперимент удался: зрительное впечатление от суммарных изображений совпало с результатами антропологического описания. Тип лица у русского купечества и крестьянства оказался достаточно своеобразным — он отличается от антропологического типа русского дворянства большей скуластостью, иными пропорциями, а также строением глазной области. Выявились различия и между двумя типами дворянства — столичным и уездным. У уездного дворянина лицо более широкое, а глазницы расположены ниже. По строению лица его внешность больше тяготеет к купеческому портрету.

Вдохновленные успехом, ученые пошли дальше. Последняя работа в этой области посвящена российским офицерам — участникам Отечественной войны 1812 года. Материалом для нового проекта послужила известная галерея Зимнего дворца, где выставлены портреты участников войны 1812 года, написанные английским художником Джорджем Доу и его учениками — Поляковым и Голике в период с 1819 по 1829 год. Результаты исследования, проведенного Ильей Перевозчиковым совместно с Аллой Суховой и Кристиной Локк, будут опубликованы в ближайшее время в «Вестнике Московского университета». Антропологи в общей сложности описали 330 картин, но из-за того, что положение головы изображенных людей на полотнах неодинаково (профиль, фас, три четверти и пять шестых), в выборку для создания обобщенного образа вошла примерно треть портретов галереи. В подавляющем большинстве офицеры русской армии были выходцами из дворян, поэтому понятно, что полученное изображение имеет огромное сходство с обобщенным портретом дворянина этого же времени. Однако если внимательно приглядеться, то можно заметить некоторое различие. Лицо офицера более мужественное — у аристократа черты более изнеженные. Эти нюансы позволяет разглядеть только метод обобщенного портрета.

Среди военных, написанных Доу, довольно много немцев — выходцев из прибалтийских стран, их около 30 процентов. Поэтому Илья Перевозчиков со своими сотрудниками решил для сравнения сделать отдельный портрет офицера русской армии немецкого происхождения. Оба типа с антропологической точки зрения представляют собой эталон среднеевропейского варианта, но и между ними есть отличия. У немцев глаза более светлые, а очертания глазницы — более округлые. При этом общее сходство всех трех типов («русский дворянин», «русский офицер» и «немецкий офицер») не вызывает ни малейших сомнений.

«Соединение в антропологическом анализе описательных признаков и обобщенного портрета оказывается весьма продуктивным, — уверен Илья Перевозчиков. — Оба метода не только дополняют друг друга, но и контролируют достоверность результатов».

Можно только добавить, что лица, глядящие на нас с этих изображений, не только типичны — они красивы. Ведь при наложении в первую очередь исчезают все неправильности — и лицо получается симметричным. А элемент симметрии придает образу спокойствие и гармонию. Есть в этих портретах что-то завораживающее и гипнотическое.

Источник

А есть на самом деле сходства между моделями и их портретами у знаменитых художников?

Портретное сходство что это

Для человека, который заказывает портрет у художника, в первую очередь важно, чтобы было сходство.

Мы, простые художники, стараемся выполнить эту задачу, придав портрету максимальное сходство.

В этой публикации также рассмотрим очень дорогие картины портреты, но со сходством тут тоже проблема.

А есть ли на самом деле сходства между моделями и их портретами у знаменитых художников?

Например, Сильветт Давид, модель Пабло Пикассо

Портретное сходство что это

Пабло Пикассо подарил ей один из 60-ти её портретов. После его продажи она смогла купить жильё в Париже. Сходство не очень, мягко говоря.

Ольга Хохлова, жена и модель Пабло Пикассо

Портретное сходство что это

Посмотрите, как изменилось отношение Пикассо к своей жене. Сходства уже и близко никакого нет.

Лидия Делекторская — русская переводчица, секретарь французского художника Анри Матисса.

Портретное сходство что это

Из сходства один эфир, как говорится…

А вот Белла Розенфельд, жена и модель Марка Шагала.

Портретное сходство что это

Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал в течение года не мог вернуться к работе. Он продолжил воспевать свою жену в творчестве и после ее смерти.

Адель Блох-Бауэр, модель Густава Климта

Портретное сходство что это

Жанна Эбютерн, модель Амедео Модильяни

Портретное сходство что это

Сюзанна Валадон, натурщица Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека и других.

Портретное сходство что это

Дочь незамужней прачки, французская художница Сюзанна Валадон была первой женщиной, принятой во французский Союз художников

Она работала натурщицей у многих известных живописцев, в числе которых Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега и Пьер Огюст Ренуар. Каждый из художников видел Сюзанну по-своему, у каждого своё сходство.

Актриса Жанна Самари, модель Ренуара

Портретное сходство что это

Жанна Самари — французская актриса театра «Комеди Франсез». Честно говоря, если бы не сказали, что это один и тот же человек, я бы не узнала.

Гала Дали (Елена Дьяконова), жена, муза и модель Сальвадора Дали.

Портретное сходство что это

Если бы не Гала Дали, неизвестно, стал бы Сальвадор Дали известным художником.

Она вела все дела мужа, а он писал её портреты в бесчисленном количестве.

Подводя итог, напрашивается вывод, что художники в портретах не ищут прямого сходства. Художнику важно показать впечатление от человека, выразить его характер и своё отношение к нему.

А хотели бы вы, чтобы ваш портрет был написан в стиле кубизма Пабло Пикассо? А если бы он стОил миллион долларов?

Пишите комментарии, нажимайте «Нравится» и на рейтинговую звездочку. Спасибо!

Источник

Как добиться сходства при рисовании лица

Мы уже рассказывали об основных правилах рисования головы. Но именно черты лица делают портрет уникальным и придают характер. Черты лица помогают нам узнавать людей, которых мы знаем, а также запоминать новые лица, что чрезвычайно важно для любого реалистичного портрета. Вот несколько простых советов, которые должен знать каждый.

Портретное сходство что это

Давайте снова рассмотрим лицо в анфас и в профиль. Синие горизонтальные линии помогут нам отметить расположение различных деталей в соответствии с пропорциями.

Указанные ракурсы – весьма удобны и полезны как варианты рисования пропорций лица. Однако существует небольшая проблема – в реальном мире вы вряд ли увидите лица только в анфас или же только в профиль. Чаще всего что-то среднее. К тому же лицо может быть наклонено вверх или вниз. Это промежуточное состояние лица между анфасом и профилем называется ракурсом в три четверти.

Портретное сходство что это

© 2013 Пол Хистон

Представленный автопортрет – классический пример такого ракурса. Возможно, вы заметили, что многие правила пропорций отличаются от предыдущих вариантов, особенно соотношения расстояний между глазами, носом и ртом. Давайте рассмотрим каждую из этих деталей отдельно в анфас, в профиль и в ракурсе три четверти.

Глаза

Портретное сходство что это

Обратите внимание на глаз в профиль и как далеко он находится от переносицы. Это потому, что бровь и переносица выступают вперед, чтобы защитить глаз. Также обратите внимание, что диск радужки в профиль – всего лишь узкая полоска. В середине рисунка обозначен ракурс в три четверти. На нем глаз, включая радужку, как бы укорочен, или немного сжат по бокам. Потому что само глазное яблоко имеет форму шара, нижнее и верхнее веко прикрывает глаз, становясь более резкими на дальней стороне, и сужаясь немного мягче на стороне, обращенной к зрителям. Во всех трех вариантах, вы также можете наблюдать, что радужная оболочка глаза немного спрятана под верхнее веко, в то время как нижний контур радужки остается видимым. Помните, если объект вашего рисования не удивлен, вы практически никогда не увидите всю радужку целиком.

Портретное сходство что это

Нос нарисовать немного сложнее. Контур переносицы наиболее четко виден в профиль, не так сильно в ракурсе в три четверти, и совсем слабо в анфас. Обратите внимание, что в профиль контур ноздрей отодвинут гораздо дальше назад, чем перегородка (средняя часть между ноздрями), которая находиться прямо над верхней губой и непосредственно под линией переносицы. В ракурсе три четверти вы сможете уже увидеть обе ноздри.

Портретное сходство что это

На рисунке, заметьте, есть небольшой изгиб в центре верхней губы. Не у каждого он так четко выражен. Вы можете придать губам объем с помощью более толстых линий. Нижняя губа обычно (но не всегда) толще, чем верхняя губа, и имеет простую изогнутую форму, тогда как верхняя губа немного сложнее. Лучше всего наметить верхнюю губу более слабо, чем нижнюю, где более толстая линия указывает на объем губ.

Портретное сходство что это

Покажу лишь два варианта рисования уха, так как различия между ухом в профиль, анфас и в три четверти слабо заметно. Уши могут также быть разными, в зависимости от человека, чей портрет вы пишите. Существует огромное разнообразие форм ушей, которые отличаются совсем небольшими деталями. Однако нельзя их упускать, если вы хотите добиться как можно большей схожести. Мы представляем ухо как что-то похожее на полукруг с неровными выступами на задней стороне. Внешний выступ выравнивается и переходит в мочку уха, в то время как внутренние выступы начинаются где-то внутри и очерчиваются в небольшой изгиб над мочкой. Уши могут показаться сложной частью рисунка, но с помощью практики удастся устранить все ошибки и добиться прекрасного результата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *