Портретная характеристика что это

Портретная характеристика что это

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

Портрет — составная часть структуры персонажа. Литературный портрет — понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе типичное, характерное и индивидуальное. Портрет персонажа — один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора.

У каждого художника слова своя манера создания образа- персонажа, составная его поэтики. Существуют и объективные приемы портретных характеристик. Развитие портретного искусства тесным образом связано со сменой и эволюцией литературно-художественных стилей. Так, портрет в сентиментализме отличается определенной живописностью, он отражает чувственный мир героя. В романтической эстетике доминирует яркая деталь, подчеркивающая ту или иную особенность характера, проявляющую инфернальную или сакральную сущность души. Живописность портретного описания достигается за счет обилия красочных средств и метафор.

Акцент на какой-то одной детали свойствен любому типу портрета (сентименталистскому, романтическому, реалистическому, импрессионистическому). Например, портрет Сильвио из повести А. С. Пушкина «Выстрел»: «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола». Или описание революционерки Шустовой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»: «. невысокая полная девушка в полосатой ситцевой кофточке и с вьющимися белокурыми волосами, окаймлявшими ее круглое и очень бледное, похожее на мать лицо». Именно употребление определенных для эстетики эпитетов придает этим портретам различную романтическую или реалистическую интонацию. В обоих портретах названа одна деталь — «бледность». Но в облике Сильвио это «бледность» рокового героя, а у Л. Н. Толстого — болезненная бледность героини, которая томится в мрачной тюрьме. Уточнение — «очень бледное, похожее на мать лицо» (хотя читатель никогда не видел и не увидит в тексте романа портрета матери этой девушки) — усиливает читательское сострадание к революционерке.

Детализированный портрет. Художники слова дают подробное описание внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных на зрительное восприятие. Детализированный портрет обычно охватывает все стороны внешности героя, вплоть до его костюма, движений, жестов. Подобный портрет дается, как правило, при первом представлении персонажа и сопровождается авторским комментарием, а в процессе развития сюжета на него накладываются дополнительные штрихи. Такой тип портрета особенно часто встречается в романах И. С. Тургенева. Читатель сразу получает представление о любимых героях писателя. Особенно яркими деталями изобилуют портретные характеристики женских образов в романе «Рудин». Иногда И. С. Тургенев преднамеренно интригует читателя и представляет портрет героини постепенно или в самых разных обличиях. В повести «Ася» автор подробно описывает фигуру, жесты, но не показывает те детали портрета, которые позволили бы угадать характер героини: ее глаза были скрыты большой соломенной шляпой, поэтому читатель не может еще составить полного представления о девушке. Затем Ася изображается то шаловливым ребенком в костюме юноши, то невинной крестьянкой, то светской барышней. Она долгое время остается загадкой и для господина К, и для читателя.

Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», прежде чем представить главного героя, вначале дает описание его убогой каморки. Эта детализированная обрисовка жилища предваряет портрет Раскольникова и создает определенное настроение для целостного восприятия образа. Важной деталью является введение самого описания внешности: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В эпилоге, когда Раскольников обретает надежду, его «прекрасные темные глаза» озаряются светом, «глубокая задумчивость» уже не омрачает лица молодого человека.

Многими исследователями отмечалось, что Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это художественное продолжение образа Евгения Онегина. Скептическое отношение к миру свойственно обоим героям. Однако для Толстого важно показать не только внутренний мир героя, но и то общество, которое Болконский презирает. Весомые детали портрета сопровождаются авторскими комментариями, позволяющими предположить, что и писатель разделяет взгляды героя: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. »

Л. Н. Толстой очень тщательно отбирал детали для характеристики героев. Он считал необходимым отметить как психологические, так и социальные особенности характера героя. Об этом свидетельствует подготовительная работа писателя. Л. Н. Толстой написал на каждого персонажа «анкеты» по следующим рубрикам: «имущественное, общественное, любовное, поэтическое, умственное, семейное». Например, образ Николая Ростова:

«Имущественное. Роскошно живет по отцу, но расчетлив.

Общественное. Такт, веселость, всегдашняя любезность, все таланты понемножку.

Поэтическое. Все понимает и чувствует понемногу.

Умственное. Ограничен, отлично говорит пошло. Страстен по моде.

Любовное. Никого не любит крепко, маленькая интрига, маленькая дружба. »

Писатель стремился передать характеры людей в их многосторонности, развитии и движении. Этим и достигается удивительная пластичность, рельефность толстовских образов.

В портретных характеристиках Л. Н. Толстого всегда чувствуется авторское отношение к герою. Сколько бы писатель ни называл Веру Ростову красивой и сколько бы он ни описывал правильных черт ее лица, читатель все равно не верит в ее красоту, потому что она была холодна, расчетлива и чужда «ростовской породе», миру Наташи и Николеньки.

В романе «Воскресение» Л. Н. Толстой заменяет индивидуально характерные изобразительные детали, когда они относятся к персонажу, принадлежащему к высшему свету, деталями негативными, связанными с принадлежностью героя к определенному сословию, такой герой часто даже не имеет имени. В первом варианте произведения дается подробный портрет купца присяжного заседателя: «. длиннополый, седой, курчавый, с очень маленькими глазами». В окончательном варианте текста портрет купца лишается всего индивидуализированного, остается лишь одна социально определяющая черта: «Высокий толстый купец».

И. С. Тургенев в создании портрета использует принцип «тайной психологии». Писатель скрывает свое отношение к героям. У него одинаково красивыми могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако целенаправленным подбором лексики Тургенев заставляет читателя почувствовать ложность натуры Паншина или Варвары Павловны из романа «Дворянское гнездо». Жена Лаврецкого «была спокойна и само- уверенно-ласкова, что всякий в ее присутствии тотчас чувствовал себя как бы дома; притом от всего ее пленительного тела, от улыбающихся глаз, от невинно-покатых плеч и бледно-розовых рук, от легкой и в то же время как бы усталой походки, от самого звука ее голоса, замедленного, сладкого, — веяло неуловимой, как тонкий запах, вкрадчивой прелестью, мягкой, пока еще стыдливой, негой. ».

Важную роль в психологическом портрете выполняют предметная деталь и различные литературные реминисценции. Ярким образцом детализированного психологического портрета является описание внешности Печорина. М. Ю. Лермонтов дает несколько описаний его облика, как бы постепенно раскрывая феномен «героя века». В главе «Бэла» Максим Максимыч замечает только странность этого удивительного человека, автор уже настраивает читателя на восприятие исключительности Печорина. В главе «Максим Максимыч» представляется подробный психологический портрет главного героя, отмечаются и «привычки порядочного человека», и «аристократическая рука», «скрытность характера». Особо значимым становится сравнение Печорина с бальзаковской кокеткой. Современникам Лермонтова эта реминисценция говорила о многом. В повести О. Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и в еще более известной его «Теории походки» дана психологическая мотивация манеры держать себя, нравиться людям, скрывать презрение к ним. Этим сравнением М. Ю. Лермонтов включил в портрет целый комплекс психологических деталей, позволяющих пояснить внутренний мир героя.

Пушкин создает тип пародийного портрета в романе «Евгений Онегин», когда представляет читателю Ольгу: «Глаза, как небо, голубые, // Улыбка, локоны льняные, //Движенья, голос, легкий стан, // Все в Ольге. но любой роман // Возьмите и найдете верно // Ее портрет. »

Онегину кажется странным, что Ленский влюблен в Ольгу: «. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт. » Она напоминает уже знакомые образы героинь: «Точь-в-точь в Ванди- ковой Мадонне: // Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне».

Ироническое сочетание деталей обнаруживается в портрете Ленского. Особенно важно то, что в одном из опубликованных текстов «Евгения Онегина» было уточнение «с душой филистер геттингенский», а не как мы сейчас читаем «с душою прямо гет- тингенской. ». Уточняя особенность бюргерской натуры героя, автор подготавливает читателя к тому, что поэта «обыкновенный ждал удел». Его романтическая восторженность — лишь дань моде.

М. Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» создает галерею сатирических портретов. Автор часто использует прием «действенного фразеологизма», основанный на особых оттенках интонации. В главе «Порфирий Петрович», помимо ярких деталей, важную роль выполняют риторические фигуры, вносящие в образ сатирические тона: «Не высок он ростом, а между тем всякое телодвижение его брызжет нестерпимым величием. Как жаль, что Порфирий Петрович ростом не вышел: отличный был бы губернатор! Нельзя сказать также, чтоб и во всей позе его было много грации; напротив того, весь он как-то кряжем сложен; но зато сколько спокойствия в этой позе! Сколько достоинства в этом взоре, померкающем от избытка величия!»

Сатирические портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина созданы при помощи гротеска, гиперболизации и фантастики. Часто одна деталь обобщается, и метонимический образ достигает уровня типизации. Использование уменьшительно-ласкательных форм лексики позволяет передать авторскую иронию.

А. П. Чехов использует выразительную деталь портрета, которая может заменить описание внешности. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» нет портретных характеристик. А. П. Чехов акцентирует внимание на запахах. От «тонкого» пахло «ветчиной и кофейной гущей», а от «толстого» — «хересом и флердоранжем». Название этого рассказа — литературная реминисценция, позволяющая читателю сразу же вспомнить подробное гоголевское описание чиновников в одном из лирических отступлений «Мертвых душ», где представлены сатирические обобщающие портреты «толстых» и «тонких».

С помощью вкусовых ассоциаций А. П. Чехов представляет и женскую натуру в рассказе «Женщина с точки зрения пьяницы»: «Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором. Женщина до 16 лет — дистиллированная вода. От 20 до 23 — токайское. От 23 до 26 — шампанское. 28 — коньяк с ликером. От 32 до 35 — пиво завода «Вена». От 40 до 100 — сивушное масло. »

Большое разнообразие портретных характеристик можно наблюдать в эпических текстах. Авторы эпических произведений используют портреты-описания, портреты-сравнения, портре- ты-впечатления, портреты-метафоры. Иные средства художественной выразительности в передачи внешности героя используются в лирике и драме. В лирических жанрах портрет встречается в балладах, поэмах, эпиграммах, песнях, пародиях, а также в «персонажной» лирике.

Мастером сатирического портрета в лирике был А. С. Пушкин. В одной емкой детали он выражал весь смысл образа, и портрет был настолько узнаваем, что современники без труда угадывали того, на кого написана эпиграмма. Например, шутливое стихотворение «Собрание насекомых»:

Вот Глинка — Божия коровка, Вот Каченовский — злой паук, Вот и Свиньин — российский жук, Вот Олин — черная мурашка, Вот Раич — мелкая букашка.

Портрет-сравнение — метафорическая характеристика друзей Пушкина.

Традиционный романтический портрет можно наблюдать в поэмах, где при помощи развернутых сравнений, устойчивых эпитетов создается поэтический облик героев.

В жанрах послания и посвящения можно обнаружить портрет адресата, в них, как правило, обозначены основные черты характера или особые свойства души, которые дороги поэту. Иногда встречаются подробные детализированные портретные характеристики. Д. Давыдов создает обобщающий портрет в стихотворении «Поэтическая женщина». Это произведение было очень популярно, его знали наизусть и часто переписывали в альбомы. Основной поэтический прием — развернутая метафора, представленная назывными предложениями.

Что она? — Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта.

Портретные характеристики в лирике создаются с помощью метафор и аллегорий.

В драме практически отсутствует описание, за исключением новых драматических форм, таких, как эпический театр. Основными средствами портретных характеристик в пьесах можно назвать авторские ремарки, монологи героев и реплики персонажей.

В классицизме обнаруживается устойчивая типизация героев, деление их на положительных и отрицательных. Поэтому авторы трагедий и комедий в ремарках уточняют детали портрета. К примеру, костюм героя свидетельствует о его социальном положении. Важное место отводится речевому поведению персонажа. Именно речь героя — исчерпывающая характеристика классицистического образа. В комедии Мольера «Скупой» нет описания внешности персонажей и их характеров в представлении действующих лиц или ремарках. Описание «молодых красавчиков», данное 60-летним Гарпагоном: «Я удивляюсь, за что их женщины так любят. петушиные голоса, кошачьи усики, парики из пакли, штаны чуть держатся, живот наружу. » — пример сатирического портрета из реплик персонажей.

В реалистической драме портрет героя дается и в авторском представлении действующих лиц, как, например, у Гоголя в комедии «Ревизор», и в развернутой ремарке, как у Чехова, а также в монологах героев, в репликах персонажей.

А. Н. Островский, характеризуя Бориса в пьесе «Гроза», дает помимо указания — «молодой человек, порядочно образованный» — еще и уточнение: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это авторское примечание очень важно для понимания образа персонажа. Его европейское обличие проявляется не только во внешности и не столько в образованности, сколько в отчужденности героя от русской жизни.

Примером подробной психологической характеристики в реплике героя может служить рассуждение Треплева о своей матери в пьесе «Чайка»: «. Психологический курьез — моя мать. Бесспорно, талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой. Затем она суеверна, боится трех свечей, тринадцатого числа. Она скупа. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч —? это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать. Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит. » Это уже целый психологический этюд, а не реплика, в которой штрихом намечается облик персонажа.

Художественное исследование человека проделало огромный путь от схематической типизации до сложных образов. Каждый писатель обладает индивидуальным стилем и системой поэтических приемов для создания ярких образов.

Источник

Тема: «Жанры речи: портретная характеристика человека»

Портретная характеристика что это

От внешности – к душе

(интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе)

Тема: «Жанры речи: портретная характеристика человека»

Цели: а) создать условия для формирования у учащихся умений составлять портретную

характеристику человека; с помощью деталей, наиболее важных для написания

портретной характеристики, отражать внутренний мир человека, его черты характера,

настроение через описание внешности;

б) способствовать развитию культуры речи учащихся, пополнению их словарного запаса

фразеологизмами, употребляемыми при составлении портретной характеристики;

в) создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Форма работы: коллективно-групповая.

У доски два учителя ( учитель русского языка и литературы и английского языка).

Приветствие на двух языках. Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы узнаем, как через описание внешности можно отразить внутренний мир человека. Научимся с помощью деталей, наиболее важных для написания портретной характеристики, отражать внутренний мир человека, его черты характера, настроение через описание внешности.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарная минутка.

А) Записать в тетрадь словарные слова, изученные в разделе «Портретная

Источник

Портрет в литературе — что это такое, виды, примеры

Понятие портрета в литературе

Определение 1
Портретом персонажа называется описание его наружности, а также всего того в его облике, что сформировалось под влиянием культурной традиции, социальной среды, индивидуальной инициативы.

Портрет также может фиксировать характерные для описываемого персонажа позы и телодвижения, мимику, жест, выражение глаз и лица. Таким образом, портрет создает стабильный, устойчивый комплекс черт человека.

Как правило, портрет героя локализован в каком-либо одном месте произведения. Часто он дается в тот момент, когда персонаж появляется впервые, то есть экспозиционно. Однако в литературе известен и другой способ введения в текст портретных характеристик. Этот способ можно назвать лейтмотивным. Ярким примером этому являются упоминания о глазах княжны Марьи, повторяющиеся неоднократно на протяжении всего произведения Толстого.

Часто в литературных портретах внимание автора сосредотачивается на том, что выражают лица или фигуры, какое впечатление они создают, какие вызывают мысли и чувства. Эта тенденция доведена до максимального предела в «Поэме горы» М. Цветаевой. Здесь внешний облик любимого человека подменяется выражением чувств лирической героини.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Портрет запечатлевает и мимику, и жестикуляцию, а не только статическое во «внешнем» человеке. При этом ясно прослеживается интерес авторов-портретистов к тому, что называется грацией. Грация отличает красоту литературную от архитектонической красоты. Ф. Шиллер отмечал, что грация свойственна только движению и является красотой движимого тела, возникает под действием свободы и зависит от личности. Одновременно с этим рация непреднамеренна, безыскусственна, в жестах и мимике чувства сказываются непроизвольно.

При изображении женских образов русские писатели часто предпочитали грацию красоте форм фигуры и лица. Следует обратить внимание на произведении А. П. Чехова «Красавицы». Рассказ строится на сопоставлении внешности двух девушек. В первой девушке героя-рассказчика чрезвычайно поражают черты лица и фигуры. У второй девушки черты лица не являются правильными, однако при этом она производит впечатление настоящей красавицы. Секрет красоты этой девушки кроется в изящных движениях, в игре лица, улыбке, быстрых взглядах, в сочетании молодости, свежести с грацией.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

То, что называется грацией и наружность человека в ее бесконечной динамике с трудом может уложиться в форму непосредственно портретных живописаний. В литературе с портретами соперничают характеристики форм поведения персонажей.

Роль портрета в художественной литературе

Внешность иногда намекает на характер персонажа. В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» главные герои очень красивы, обаятельны, внешность их неординарна. Но если в облике героя чувствуется что-то «сицилианское» (хоть он родом из Пензы), то героиню окружающие называют «Шамаханской царицей», в ее красоте есть что-то «индийское, персидское» (хотя отец ее – купец знатного рода из Твери, а бабушка – из Астрахани). Восточные и западные черты в портретах героев – отголоски популярной в начале ХХ века теории, что Россия находится на перекрестке Востока и Запада. Во внешности героини неслучайно преобладают восточные черты: ей свойственны созерцательность, глубокая религиозность. Герой ориентирован на Запад: нельзя сказать, что ему недоступны высокие чувства, но такой глубины и напряжённости духовных переживаний, как у его возлюбленной, у него нет, он больше погружён в обычную жизнь, радуется простым вещам, интересы героини кажутся ему несколько странными.

Другая важная функция портрета – раскрытие характера персонажа. Выражение лица (и особенно глаз), мимика, жесты, позы, т.е. невербальное поведение, нередко свидетельствует о переживаемых персонажем чувствах. Во время объяснения с Одинцовой Базаров «уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его, видимо, трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…». Повествователь прямо говорит, что скрывается за невербальным поведением героя, но так бывает далеко не всегда. Нередко читатель должен сам догадаться о чувствах героя. Печорин после смерти Бэлы («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) долго ходил по крепостному валу «не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке». Когда же Максим Максимыч хотел его утешить, «он поднял голову и засмеялся». Портрет может создавать лишь общее впечатление о герое. Маша в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – самая обыкновенная девушка «лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». В других случаях портрет может вводить в заблуждение. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» выведен «подпольный миллионер» Корейко, ведущий жизнь простого советского бухгалтера, получающего 46 рублей жалования: «Человек без шляпы, в серых парусиновых брюках, кожаных сандалиях, надетых по-монашески на босу ногу и белой сорочке без воротничка». Гораздо чаще во внешности персонажа есть детали, не соответствующие общему впечатлению – внешность противоречит характеру героя. Портрет Порфирия Петровича («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Именно глаза выдают в герое проницательного следователя.

Подчеркнутые слова

Источник

Метод проектов. «Работа с портретной характеристикой на уроке развития речи».

Работа с портретной характеристикой на уроке развития речи

Ключевые слова: метод проекта; портретная характеристика; анализ текста; синквейн.

На примере данного урока представлен опыт проведения мини-проекта по созданию библиотечного стенда «Жизнь и творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой», приуроченного к проведению театральной недели в школе.

Учащиеся 10 класса познакомились с замыслом проекта. Были определены сроки, состав проектных групп и даны предварительные домашние задания для каждой группы: 1-й группе было пред­ ложено отобрать иллюстративный мате­ риал об актрисе М.Н. Ермоловой; 2-й группе — отобрать тексты о жизни и творчестве актрисы, а также искусство­ ведческие тексты о портрете М. Н. Ер­моловой кисти В. Серова; 3-я группа должна была проанализировать тексты: их структуру, образно-выразительные средства и т.д.; 4-й группе предлагалось составить словарь «портретной лекси­ ки». (Группы составлены с учетом под­ готовки учащихся, их возможностей; задания также дифференцируются — наиболее подготовленным были даны два последних задания.)

1) подготовить учащих­ ся к написанию портретной характерис­ тики по картине В. Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» на основе метода проекта;

2) обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными сред­ ствами русского языка, помогающими более ярко описать портрет;

3) расши­рить фоновые знания учащихся о В.А. Серове, М. Н. Ермоловой;

4) развивать навыки анализа текста.

Культуроведческий фон уро­ ка (оборудование):

1) репродукция кар­ тины В. А Серова «Портрет М. Н. Ер­моловой»;

2) искусствоведческие тек­ сты-образцы, пакеты с распечатанными заданиями для каждой

I . Вступительная беседа.

Мы продолжаем работу над проек­том «Жизнь и творчество великой рус­ ской актрисы М. Н. Ермоловой». Нака­ нуне вы получили задания. Первая группа отобрала иллюстративный мате­ риал об актрисе Марии Николаевне Ермоловой и разместила его на доске. Что больше всего привлекает ваше вни­ мание? (Портрет актрисы, созданный художником В.А. Серовым.)

Почему именно он привлек ваше внимание? (Это торжественный порт­ рет, на котором изображена интересная женщина, с красивым, одухотворенным лицом.)

— Второй группе было дано задание составить рассказ о биографии актри­сы. Послушаем выступление одного из учеников.

Мария Николаевна Ермолова родилась в 1853 г. в актерской семье. Ее дед, крепост­ ной музыкант, играл на скрипке в помещи­ чьем оркестре.

Отец будущей актрисы, Николай Алексее­ вич, был суфлером в театре. Он также был автором нескольких водевилей, шедших в Малом театре.

Театр вошел в жизнь Ермоловой с самого раннего детства: отец часто брал дочь с со­бой на спектакли. Здесь все ей было инте­ ресно, все нравилось и восхищало. В девять лет Машеньку Ермолову определили в ба­ летный класс Московского театрального учи­ лища. Но вскоре преподаватели заметили ее явные драматические способности. По реко­мендации педагогов девочку перевели в ак­ терский класс. После окончания училища в 1871 г. она была принята в труппу Малого театра.

Более трехсот ролей сыграла Мария Ермо­ лова за пятьдесят лет работы в театре, вы­ ступая в пьесах Островского, Шекспира, Шиллера, Гюго. В 80—90-е гг. XIX в. актри­ са создала галерею блестящих образов своих современниц, которых стали называть «ер моловскими женщинами».

После Октябрьской революции М. Н. Ер­ молова, несмотря на преклонный возраст, много и охотно выступала на рабочих окраи­ нах Москвы. В 1920 г. советское правитель­ ство присвоило ей — первой в истории теат­ ра— звание народной артистки Республики.

— Перед вами репродукция живопис­ного портрета Марии Николаевны Ермоловой, созданного великим русским художником Валентином Александрови­чем Серовым. Над портретом актрисы Серов работал по заказу Московского литературно-художественного кружка в феврале — марте 1905 г. Он неоднократно видел актрису на сцене, а во время написания портрета старался не пропускать ее выступлений и просил на­значать сеансы на следующий день после спектакля, чтобы не утратилась свежесть непосредственного впечатления.

II . Основной этап урока.

— А теперь нам предстоит самое труд­ное. Цель нашего проекта — отобрать материал для создания библиотечного стенда о великой русской актрисе М.Н. Ермоловой. Для этого нам нужно подобрать тексты, чтобы каждый, кто придет в библиотеку, мог познакомиться с биографией актрисы. Какие тексты вы сумели найти?

1. Восторг Серова перед красотой жизни и человеческой личности сменяется мудрым пониманием жизни, беспощадной зоркостью. Его портреты безжалостно правдивы. Рабо­тая, художник любил наблюдать свои моде­ ли. Строгий и проницательный взгляд Ва­ лентина Александровича точно оценивает тех, с кем ему приходилось сталкиваться. Среди моделей Серова — представители са­ мых разнообразных сословий, социальных групп, различных профессий.

Особенно привлекали художника люди одаренные, талантливые, с высоким интел­лектом, характеры страстные, смелые. Ис­ тинно человеческое он ищет прежде всего в творце. Человеческая красота, считал он, заключена в творчестве. Поэтому так много создано им портретов поэтов, писателей, ар­ тистов. И среди них — портрет выдающейся русской артистки Ермоловой. Трагическая актриса, любимица Москвы, чей удивитель­но красивый грудной голос столько лет вол­ новал и потрясал публику Малого театра, как изобразить ее, чтобы было ясно, что пе­ ред вами личность выдающаяся?

Серов пишет ее во весь рост на фоне стены с большим зеркалом. Чтобы охватить взгля­ дом всю ее фигуру снизу доверху, он садит­ ся у ее ног на маленькую скамеечку. Он так и рисовал ее, глядя на нее снизу вверх, как на статую, стоящую на пьедестале. Ермоло­ ва была ростом чуть выше среднего, но бла­годаря такому приему фигура ее делается подчеркнуто стройной, вырастает, становит­ся величественной. «Писать было мучитель­ но тяжело в этой позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться, — жа­ловался Серов. — Но ничего, как будто что- то получилось!»

Портрет торжественен. Голова актрисы чуть приподнята. Плотно сжат рот, чуть опу­щены уголки губ. Удивительно красивы ли­нии фигуры. Необыкновенной духовной си­ лой поражает лицо. Глубоко посаженные тем­ные глаза не сосредоточены ни на чем внеш­ нем. Актриса вся ушла в себя, словно пере­ живает одну из своих ролей. Личность Ермо­ловой, героический пафос созданных ею об разов определили характер замысла портре­ та, его стройную величавость и простоту.

2. Смотришь на портрет Марии Николаев­ны Ермоловой и думаешь: какое удивитель­ ное сочетание строгой простоты и торже­ ственной величавости.

Бледное одухотворенное лицо, обрамлен­ ное темными волосами, прекрасно своей внутренней красотой. Черные выразитель­ ные глаза с устремленным вдаль взглядом поражают глубиной мысли. Элегантное, чер­ ное, с высоким воротником, длинное платье облегает высокую, стройную, с горделивой осанкой фигуру. Жемчужное ожерелье — единственное украшение актрисы. Все изящ­ но и просто. Во всем — сдержанность, со­бранность, подлинно высокий вкус.

Выразителен жест сомкнутых рук.

Перед нами — человек огромной внутрен­ней силы, духовного богатства. Человек, спо­ собный сказать миру слова Добра и Спра­ ведливости.

Мария Николаевна изображена в привыч­ ной для нее обстановке: в фойе театра, на фоне светлого зеркала, в котором отражается арка.

3. — Тот, кто не видел ее на сцене, — начи­ нает Остужев голосом легким и звучным, ко­ торый отличишь среди тысячи, — кто не ви­ дел ее, никогда не поверил бы, что она спо­ собна потрясать души.

Она была скромна, молчалива, замкнута — слепое неверие в свои силы.

Надо играть спектакль. Шел уже множе­ство раз. Сама не своя. С утра за кулисами. Чтобы не опоздать к вечеру. И пошла выме­ривать шагами доски пола, считать шляпки гвоздей. Сжимает холодные виски ледяными ладонями. В полном отчаянии. Сегодня она поняла окончательно: у нее нет никакого та­ ланта. А когда выйдет на сцену — вдобавок ко всему забудет текст роли. Суфлер ей под­ скажет, а она не расслышит. И тогда нако­ нец все поймут, что она пользуется незаслу­ женной славой. Ходит, произносит шепотом монологи, трепещет от любви, идет на казнь, обращает к миру последние слова. Вся в сле­ зах. Так — до вечера.

Ничего не ела весь день. Загримирована и одета за час до спектакля. Сжатые руки опу­ щены. Одни зрачки вместо глаз. Какая-то магнетическая сила исходит от ее лица, от всей ее благородной фигуры. Вот встала в кулисе. Режиссер Кондратьев кивает: «Ваш выход, голубушка». Медленно обращает на него взгляд, полный волнения и власти. вышла на сцену. И зал ударяет током. Все, что сидело, развалившись и облокотив­шись, поднимается, как под ветром. произ­ несла своим грудным голосом первые фра­ зы — все устремилось вперед, как к источни­ ку света’. Закончила монолог — и на мно­гих лицах блистают слезы. Не потому, что она сказала что-нибудь жалкое! Или растро­ гала! Нееееее. — вскрикивает Остужев, словно пронзенный. — Нет! Потому что она приобщила к рождению искусства. (Анд­ роников) [Никитина 2002: 9—11].

— Молодцы, ребята! Вы подобрали интересные тексты, характеризующие М. Н. Ермолову. Давайте сравним их.

Третьей группе было дано домашнее задание подготовить анализ искусство­ведческих текстов. Была дана схема анализа, по которой должен быть оха­рактеризован каждый из текстов: 1)тема текста;

3) структура текста;

4) тип и стиль речи;

5) изобразительно-выразительные средства языка.

(Схема анализа текстов написана на доске.)

Ответ по тексту А.Д. Вартаньянп : Тема данного текста — изображение актрисы М. Н. Ермоловой на полотне В. А. Серова, восприя­ тие этого портрета автором. Основная мысль текста заключена в следующих строчках: Че­ ловеческая красота, считал он, заключена в творчестве. Как изобразить ее [актри­су], чтобы было ясно, что перед вами лич­ ность выдающаяся?; Личность Ермоловой, героический пафос созданных ею образов определили характер замысла портрета, его стройную величавость и простоту.

Текст состоит из вступления (1-й и 2-й абза­ цы), основной части (3-й и 4-й абзацы) и за­ ключения (5-й абзац). Тип речи — рассужде­ ние с элементами описания, написанное в публицистическом стиле. Для придания тек­ сту выразительности автор использует эпите­ ты <строгий и проницательный взгляд, бес­пощадная зоркость. ), метафоры <красота жизни. ), риторический вопрос, ряды одно­ родных членов.

Ответ по тексту М. Алпатова : Автор опи­ сывает портрет М. Н. Ермоловой кисти В. Серова. Основная мысль этого текста в том, что художнику удалось создать прекрасный образ трагической актрисы. Мы видим чет­ кую структуру текста: во вступлении (1-й аб­зац) говорится о портрете и его восприятии, в основной части (2—5-й абзацы) описывается сам портрет, приводится характеристика изображенной на нем актрисы, в заключении (6-й абзац) автор дает оценку портрету.

Тип речи — описание с элементами рас­ суждения, текст написан в публицистиче­ ском стиле. Основные изобразительно-выра­ зительные средства текста: эпитеты (черные выразительные глаза, горделивая осанка, духовное богатство), антитеза (простота и величавость), повтор (человекчеловек).

IV . Составление словарика. Работа над синквейном.

— Итак, вы провели анализ отобран­ных второй группой текстов. А четвер­той группе было дано задание отобрать лексику для нашего «Словаря портрет­ной лексики». Запишите собранные ма­териалы на доске. (Запись на доске выполняется тремя учащимися.)

Человек: одаренный, талантливый, вы­ сокоинтеллектуальный, огромной внут­ ренней силы, духовного богатства; харак­ тер: страстный, смелый; фигура: подчерк­ нуто стройная, величественная, высокая; лицо: бледное, одухотворенное, прекрасно внутренней красотой; глаза: глубоко поса­ женные, темные, черные, выразительные; взгляд: строгий, проницательный, устрем­ ленный вдаль; голос: удивительно краси вый, грудной; волосы — темные; платье: элегантное, черное, с высоким воротником, длинное; руки: сомкнутые.

— Этот словарик поможет вам при подготовке к сочинению и составлению
синквейна.

Правила составления синквейна тако­вы:

одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею;

два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль;

три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

фраза из нескольких слов, показы­вающая отношение к теме;

слово или несколько слов, связан­ные с первым, отражающие сущность темы.

Давайте вместе попробуем составить синквейн. Назовите главное слово, су­ществительное. (Ермолова.)

Как ее характеризовать? Подберите прилагательные. (Гордая, уверенная.)

А какие глаголы мы подберем, опи­сывая действие? (Стоит, смотрит, восхищает.)

Ваше отношение к теме? (Посвя­тила себя сцене.)

И вывод — самое главное. (Актри­са.)

А теперь попробуйте сами создать синквейн.

— Заключительный этап нашего про­екта — составление собственного текста,
портретной характеристики по картине B. А. Серова «Портрет М. Н. Ермоловой». Эту работу вы будете выполнять дома. После того как вы ее сдадите, жюри под руководством учителя прове­рит все работы и лучшие вынесет на защиту в классе. (По результатам защи­ты из двух лучших текстов один будет выбран для библиотеки.)

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 75»

Урок русского языка в 10 классе

« Работа с портретной характеристикой на уроке развития речи »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *