Портрет слова что это
Тема: «Портрет одного слова»
ГБОУ гимназия № 000 ЮАО г. Москвы
Тема: «Портрет одного слова»
Автор: Томулец Елена, ученица 9 «А» класса
Тип проекта: исследовательский, межпредметный
Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «путь (дорога)» в русском языке, фольклоре и литературе
· проанализировать дефиниции слова «путь (дорога)» в основных толковых словарях русского языка;
· изучить употребление слова «путь (дорога)» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;
· проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом «путь (дорога)»;
· рассмотреть особенности сочетаемости слова «путь»;
· описать некоторые особенности употребления слова «путь (дорога)» в фольклоре и художественной литературе.
Анализ взаимодействия основных семантических компонентов слов «путь», «дорога» в разных условиях употребления является актуальным, потому что названные понятия занимают важное место в сокровищнице художественных символов мировой культуры и являются значимой частью картины мира в сознании русского человека.
Путь – это следование тем принципам жизни, на которые указали предки. Тот, кто сошел с указанной пращурами дороги, рискует исчезнуть с лица Земли.
Существовало понятие «белого пути» или «золотого пути» человека. Это понятие соотносилось с представлением о духовном развитии человека.
Все предки Родов помогают идущим,
Чтоб не прервалась их нить Родовая…
Не хожены тропы за смертной чертою,
Для тех, кто родился под светом Ярилы.
А посему Белый Путь указует живущим,
Где они обретут все древнейшие Силы…
Путь славяне понимали и как странствие, «путное хожение».
Путь, дорога воспринимались на Руси как Благо, Добрый знак. В словаре находим выражения: «путём сделать что» (= сделать толком, дельно, правильно); «поговори ему путём» (= вразуми его); «направить на путь истины» (=вразумить, научить).
Ярким примером служит образ «странников», созданный поэтом
Для русского народа передвижения всегда играли заметную роль в жизни; процесс расселения и освоения огромных территорий не закончен и в настоящее время. Историки и этнографы подчёркивают, что русские — движущийся этнос с самосознанием оседлого. Испокон веков в жизни русских присутствовали странники, «калики перехожие», странствующие богомольцы, «нищеброды», коробейники, отходники-промысловики, охотники, беглые крестьяне и каторжники, ушкуйники и разбойники, ямщики, уходившие в дальние извозы, переселенцы, отправлявшиеся искать, кому и где «на Руси жить хорошо», — весь тот российский люд, жизнь которого была связана с постоянными странствиями, передвижениями по путям-дорогам огромной страны.
Понятие «путь, дорога» присутствует на различных уровнях культуры старой и новой, традиционно-народной и интеллектуально-элитарной, в обрядах и ритуалах, в фольклоре различных жанров, в высокой и церковной книжности, в художественных поэтических и прозаических произведениях, в живописи, музыке. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, и языки культур, служащие для передачи этого понятия, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в нашем коллективном национальном сознании.
Об этом свидетельствует, в частности, усиленное использование образа пути, дороги в современном поэтическом творчестве, в песенном жанре. С середины, даже с первой трети нашего столетия, Путь, Дорога и связанная с ними символика оказываются особенно привлекательными для нашего сознания. В самых новых, часто нелепых и наскоро сделанных песнях-однодневках образ дороги с ее неустроенностью, хаосом, конфликтностью — один из самых популярных: «Дорога, дорога, Ты знаешь так много О жизни моей непростой…»; «Где-то далеко летят поезда, Самолеты сбиваются с пути…»; «У шоссе его скитаний, У шоссе его стенаний…», «Шоссе моих воспоминаний, В твоем тумане стою опять…» ( из современных песен).
С образом дороги связаны скитания, поиски судьбы, счастья. Дорога — это фантом, держащий нас в плену часто бессмысленного движения, не дающий перейти к разумной успокоенности: «Сто дорог прошли мы вдоль и поперек… Только у ног опять лежит заклятый круг больших дорог» («В который раз»); «Длинной, длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души» («Ночная дорога»); «Ты прости меня, моя страна, что живу в плену дорог…» («Змей»). Такой же интерес к образу пути, дороги наблюдался в годы Великой отечественной войны: достаточно вспомнить песни: «Эх, дорожки фронтовые»…, «Эх дороги, пыль да туман…», ставшее песней стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и другие.
Идея смерти звучит в выражениях «проводить в последний путь», «закончить свой земной путь».
«все дорожки, все пути, негде к миленькой пройти»; в былинах — «прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела». Колдун или мифические силы могут закрыть дорогу человеку или скотине, что чревато всякими бедами и даже смертью, и лишь «знающие» люди могут открыть дорогу.
В отечественных толковых словарях слова путь и дорога тесно связаны друг с другом. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» значения этих слов объясняются ссылками друг на друга. Рассмотрим дефиниции [3] слов «дорога» и «путь»:
В современном толковом словаре (БТС) наблюдается некоторое расширение семантического поля рассматриваемых слов:
Слово дорога объединяет такие значения: полоса земли, служащая для езды и ходьбы; место для прохода, проезда; передвижение, путешествие, поездка; направление, путь следования; направление деятельности, путь развития; средство к достижению чего-либо. [6]
Слово путь обозначает: полоса земли, служащая для передвижения; Железнодорожная или трамвайная колея, линия; пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо; расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо; передвижение куда-либо, поездка, путешествие; анатомическое – орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность (Дыхательные пути); направление движения, маршрут; направление деятельности, развития; средство, способ достижения чего-либо; жизнь человека, её течение. [7]
По словарю М. Фасмера получается, что слово «путь» древнее и связано своими корнями с другими языками индоевропейской семьи:
В русском языке много устойчивых выражений со словами «путь» и «дорога».
С понятиями «путь», «дорога» неизменно соотносятся понятия «духовный поиск», «промысел Божий», «направление Провиденья» (Провиденье – высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира ко благу).
Попостись, помолись, да и в путь соберись!
Домашняя дума в дорогу не годится.
Дорожному бог простит.
Где дорога, там и путь.
Нужный путь бог правит.
Пути божьи , пути Провиденья неисповедимы.
Пути праведников и пути грешников.
Ходи всегда путём правды.
Где торно, там и просторно.
Большая дорога не стоит (т. е. её торят).
Дороги к избе не приставишь.
Красна дорога ездоками.
Долог путь, да изъездчив.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Поезжай скорее, так будет спорее!
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Под лежач камень и вода не течёт.
В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).
В дороге и отец сыну товарищ.
Одному ехать – и дорога долга.
В игре да в попутье людей узнают.
В дороге и ворога назовёшь родным отцом.
Лошадь иноходец в пути не товарищ.
Фразеологические словари содержат следующие фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом «путь»:
протрудился век, а всё пути нет
провожать в последний путь
Со словом «дорога» в современном русском языке встречаются следующие устойчивые сочетания:
К сожалению, немало устойчивых выражений со словами «путь» и «дорога» было утрачено в XX веке. Об этом свидетельствуют словники прошлых веков.
Слова, с которыми может сочетаться слово «путь», можно разделить на две группы. К первой относятся общеупотребительные слова.
Прежде всего, это имена прилагательные, обозначающие различные качества: удобный, хороший, длительный, долгий, известный, короткий, надёжный, окольный, особый, прежний, правильный, приятный, проверенный, славный, трудный, тяжёлый, лёгкий, единственный, широкий, ясный, великий, большой и т. п.
Часто употребляются порядковые числительные со словом «путь»: первый, второй, третий.
Часто используются глаголы, обозначающие движение, развитие, изменение: ехать, бежать, продвигаться, направляться, торопиться, потерять, начинать, продолжать, закончить, изменить, потерять, определить, принять, направить, отыскать, продолжить, проложить, открыть, сократить, слиться, повторить, завершить, наметить, отметить, сократить, срезать, познать, найти и т. д.
Существительные, с которыми сочетается рассматриваемое слово, обозначают объекты изменений, пределы движения, направление или способы преодоления пространства: начало, конец, середина, преодоления, достижения, к свету, правде, истине, источнику, к сердцу, в школу, в науку, человека, человечества, народа, семьи, в искусстве, литературе и т. п.
Другую группу составляют слова, употребляемые не всеми носителями языка, то есть ограниченные в употреблении: инновационный путь, путь либерализации, путь интеграции, тормозной путь, либеральный путь, паломнический путь и т. д.
В «Словаре сочетаемости слов русского языка» отмечается, что при значении «полоса земли, которая служит для передвижения, дорога» употребляются глаголы: проложить, расчистить, нащупать. путь.
через реку, через лес, через горы.
Путь ведёт куда-л., проходит через что-л., соединяет что-либо.
Если имеется в виду значение «место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых происходит передвижение, сообщение», то частотными являются прилагательные: торговый, водный, речной, морской, воздушный. путь.
Часто употребляются существительные: открытие, освоение, значение. какого-л. пути.
Пользоваться. каким-либо путём.
альпинистов, туристов, геологов, учёных. экспедиции, следования.
через тайгу, лес, горы, перевал, океан.
в лес, в город, в порт и т. п.
В значении «передвижение куда-л., поездка, путешествие» слово «путь» употребляется с прилагательными: долгий, дальний, обратный, утомительный и т. д. Рассматриваемое слово сочетается с существительными: тяготы, опасности, трудности пути. С глаголами: бояться, опасаться, застать в пути.
Слова «путь» и «дорога» ассоциативно связаны с представлениями о «развитии», «движении мысли», «истории края или человека», «творчестве», «духовном росте», «просвещении», «самоусовершенствовании», «самопознании», «процессе учёбы», «эволюции», а также с понятиями «галактика», «двойственность», «очищение», «грех» (неправильный путь). Очевидно, что семантическое поле каждого из рассматриваемых слов притягивает новые смысловые компоненты. Но в то же время заметен процесс утраты некоторых оттенков лексических значений (и не только в разговорной речи).
Интересно рассмотреть изменения в семантическом поле слова «путь»:
употребление в литературных текстах XIX века
употребление в литературных текстах
употребление в литературных текстах
— способ или средство, образ достиженья чего, направленье;
— обработка через огонь или кислотами и щелочами;
— образ мыслей, дела и поступки человека, поприще.
— полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы);
— образ мыслей, дела и поступки человека;
— орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность;
— направление движения, маршрут;
— средство, способ достижения чего-либо;
— железнодорожная или трамвайная колея, линия;
— пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо;
— расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо;
— полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы);
— образ мыслей, дела и поступки человека;
— орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность;
— направление движения, маршрут;
— средство, способ достижения чего-либо;
— железнодорожная или трамвайная колея, линия;
— пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо;
— расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо;
— нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок (= Дао);
— направление поиска в информационном поле
— звёздный мост, Млечный
— отказ от стереотипов
Также небезынтересной представляется картина употребления изучаемых слов в разговорной речи людей 70 – 90-х годов двадцатого века в сопоставлении с разговорной речью молодёжи наших дней:
употребление в разговорной речи людей разных возрастных групп в 70 – 90 –х годах XX века
употребление в разговорной речи школьников и студентов
— место для проезда, прохода;
— передвижение по воздуху;
(по материалам Национального корпуса русского языка).
( по результатам опроса и ассоциативного эксперимента).
Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова «путь, дорога» можно представить в виде словообразовательного гнезда.
Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учётом последовательности их образования.
Приведём фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом «путь» (по данным «Словообразовательного словаря русского языка»
путец, путящий (то же, что и путный), путность (=качество годного, доброго), путцевый, путина, путствовати (=идти путём), путничанье (=путешествие), путевник (=дневник), путеводец, путемер, путяга (=толк, прок), путинка (= блюдо из простокваши и гречневой муки).
В современных словарях мы находим слова нашей эпохи: путеводитель (значение этого слова не совпадает со словом той же лексемы XIX века), однопутный, трёхпутный, путеводная (звезда), путёвка, путепогрузчик, путеподъёмник, путепровод, путеукладка, путеукладчик.
Таким образом, говорить о завершении активного процесса образования новых слов с корнем «путь» рано: можно предположить появление новых сложных слов с первым корнем «пут»-. В случае истинности такого предположения описанное словообразовательное гнездо будет пополняться новыми словами.
В сознании древних славян понятие «путь» было связано с благом, добром, истиной.
Тема пути, тема дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающееся звучание.
Последний кабак у заставы
В русском пейзаже мотив дороги получает трагическую и философскую трактовку: дорога осмысливается как дорога смерти, дорога в никуда.
После дождя. Просёлок.
Как ни странно, при традиционном русском бездорожье самым устойчивым «наследством», которое передается от предков к потомкам, в России являются дороги. И это вовсе не построенные на тысячелетия каменные дороги Рима, а самые простые, всеми проклинаемые, вечно раскисшие дороги проселочные. При всей их непрочности они просто неистребимы. После каждого дождя и оттепели, размывающих их, они вновь и вновь возрождаются, вбирая в себя следы людей. Межсезонная распутица, которая мгновенно размывает следы прошедших по дороге людей, становится в творчестве русских пейзажистов 60-70х. гг. XIX в. своеобразной метафорой тщеты жизни.
А. Иванов Аппиева дорога при заходе солнца
А. Саврасов Распутица
М. Холодовский Распутица
В творчестве более позднего поколения русских художников-пейзажистов тема дороги приобретает иное звучание: дорога просто есть, и небеса своими сводами уже не покушаются на непоколебимость ее бытия. Иными словами, тема пути получает свое конкретное воплощение в изображении дороги. Зачастую образ дороги сливается с образом реки, и именно она становится символом судеб русского народа и знаком их отражения на лике земли.
Ю. Пименов Новая Москва
С. Басов Дорога к реке
О пути России и русского народа размышляли поэты, и прозаики. Ведь им самим, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах по всей России-матушке. Впечатления об этих поездках и легли в основу многих произведений.
Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно в дороге хочется размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее; именно дорога заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.
В путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князь («Задонщина»). Далёкому, полному трудностей путешествию в чужие края тверского купца Афанасия Никитина посвящена автобиографическая рукопись, которая так и называется «Хождение (или по-русски хожение) за три моря». Полон лишений и страданий тяжкий путь из Москвы в Сибирь мученика протопопа Аввакума и его семьи («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).
Мотив путешествия характерен и для произведения «Горе от ума». Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который «три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков». Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден новь уехать из старой столицы со словами «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…». Наше знакомство с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда «молодой повеса», летит «в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. «Забав и роскоши дитя» бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пересытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу.
Слово «путь» (= судьба, жизненный путь) может быть связано с понятием «прошлое». Так, в стихотворении «Телега жизни» движение по дороге в телеге соотносится с понятием «движение во времени» и означает изменения в жизни человека, а также изменения во внутреннем мире человека. В стихотворении «Страшно и скучно…» (1829 г.) слово «путь» стоит в одном ряду со словами «новоселье», «ночлег» и соотносится с понятием «тюрьма» (там страшно и скучно, тесно и душно). Пушкинское словоупотребление требует понимания слова «путь» как судьбу героя и как человеческую жизнь. В других текстах встречается слово «дорога» в сочетании со словами, обозначающими движение по просторам русских полей (например, в стихотворении «Зимняя дорога»).
Подобные переклички мы находим и в гоголевских текстах. В повести «Шинель» Гоголь, изображая житьё-бытьё Акакия Акакиевича Башмачкина, замечает, что каждый маленький чиновник, прежде чем приступить к своим обязанностям, должен был «натоптаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замёрзнувшие по дороге способности и дарованья к должностным отправлениям». В общей системе изобразительности текста гоголевское словоупотребление позволяет рассматривать слово «дорога» (соединяя прямой и переносный смыслы) как понятие «жизнь человека».
Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его философским смыслом. Это стихотворения «Зимняя дорога», «Для берегов отчизны дальней», «Бесы», «Дорожные жалобы», стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » и «Прощай, немытая Россия. «, стихотворения
«Железная дорога», «В дороге», «Размышления у парадного подъезда».
В творчестве мотив пути сопряжён с мотивом одиночества и поиска гармонии, которая недостижима в мире людей, но возможна в слиянии лирического героя с природой:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В поэзии А. Блока мотив пути является одним из сквозных мотивов творчества поэта. А. Блок соотносил этот поэтический образ с понятиями «история России», «духовная эволюция», «судьба лирического героя», «развитие человека». Как и в стихотворении «Родина», в «России» Блока герой познаёт судьбу родной страны, двигаясь по русским дорогам:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
В творчестве С. Есенина мотив пути соединяется с темой возвращения домой блудного сына, а также с возвращением души поэта, которая «грустит по небесам», в небесное «жилище».
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
В романах «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Отцы и дети», «Идиот», в повести «Степь» персонажи постоянно находятся в пути; с дороги начинаются многие русские романы и повести, и на протяжении всего повествования герои перемещаются по разным губерниям и имениям.
Итак, уже беглый обзор (и далеко не полный) показывает, что в русской литературе образ пути-дороги отражает представление о жизни человека, о духовной эволюции человечества, о судьбе русского народа, о расширении сознания русского человека нового времени, о движении души человека.
и самоопределение, и самопознание, и самостояние.
1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
2. Даль живого великорусского языка. В 4-х т. – М.. 1995.
6. Даль русского народа. – М.: «Эксмо», 2005.
9. C ловарь эпитетов русского литературного языка. –
русского языка. В 2-х т. – М., 2001.
фразеологии. Историко-этимологический справочник. – М., 1998.
14. словообразовательный словарь русского языка.
[2] Словарь символов и знаков. – С. 346.
[5] Там же. Т. 3. С. 543 – 544.
[6] Большой толковый словарь русского языка. С. 277.
[9] Даль русского народа. – М.: Эксмо, 2005. С.