Портрет слова что это

Тема: «Портрет одного слова»

Портрет слова что это

ГБОУ гимназия № 000 ЮАО г. Москвы

Тема: «Портрет одного слова»

Автор: Томулец Елена, ученица 9 «А» класса

Тип проекта: исследовательский, межпредметный

Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «путь (дорога)» в русском языке, фольклоре и литературе

· проанализировать дефиниции слова «путь (дорога)» в основных толковых словарях русского языка;

· изучить употребление слова «путь (дорога)» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;

· проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом «путь (дорога)»;

· рассмотреть особенности сочетаемости слова «путь»;

· описать некоторые особенности употребления слова «путь (дорога)» в фольклоре и художественной литературе.

Анализ взаимодействия основных семантических компонентов слов «путь», «дорога» в разных условиях употребления является актуальным, потому что названные понятия занимают важное место в сокровищнице художественных символов мировой культуры и являются значимой частью картины мира в сознании русского человека.

Портрет слова что это

Путь – это следование тем принципам жизни, на которые указали предки. Тот, кто сошел с указанной пращурами дороги, рискует исчезнуть с лица Земли.

Существовало понятие «белого пути» или «золотого пути» человека. Это понятие соотносилось с представлением о духовном развитии человека.

Все предки Родов помогают идущим,

Чтоб не прервалась их нить Родовая…

Не хожены тропы за смертной чертою,

Для тех, кто родился под светом Ярилы.

А посему Белый Путь указует живущим,

Где они обретут все древнейшие Силы…

Путь славяне понимали и как странствие, «путное хожение».

Путь, дорога воспринимались на Руси как Благо, Добрый знак. В словаре находим выражения: «путём сделать что» (= сделать толком, дельно, правильно); «поговори ему путём» (= вразуми его); «направить на путь истины» (=вразумить, научить).

Ярким примером служит образ «странников», созданный поэтом

Для русского народа передвижения всегда играли заметную роль в жизни; процесс расселения и освоения огромных территорий не закончен и в настоящее время. Историки и этнографы подчёркивают, что русские — движущийся этнос с самосознанием оседлого. Испокон веков в жизни русских присутствовали странники, «калики перехожие», странствующие богомольцы, «нищеброды», коробейники, отходники-промысловики, охотники, беглые крестьяне и каторжники, ушкуйники и разбойники, ямщики, уходившие в дальние извозы, переселенцы, отправлявшиеся искать, кому и где «на Руси жить хорошо», — весь тот российский люд, жизнь которого была связана с постоянными странствиями, передвижениями по путям-дорогам огромной страны.

Понятие «путь, дорога» присутствует на различных уровнях культуры старой и новой, традиционно-народной и интеллектуально-элитарной, в обрядах и ритуалах, в фольклоре различных жанров, в высокой и церковной книжности, в художественных поэтических и прозаических произведениях, в живописи, музыке. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, и языки культур, служащие для передачи этого понятия, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в нашем коллективном национальном сознании.

Об этом свидетельствует, в частности, усиленное использование образа пути, дороги в современном поэтическом творчестве, в песенном жанре. С середины, даже с первой трети нашего столетия, Путь, Дорога и связанная с ними символика оказываются особенно привлекательными для нашего сознания. В самых новых, часто нелепых и наскоро сделанных песнях-однодневках образ дороги с ее неустроенностью, хаосом, конфликтностью — один из самых популярных: «Дорога, дорога, Ты знаешь так много О жизни моей непростой…»; «Где-то далеко летят поезда, Самолеты сбиваются с пути…»; «У шоссе его скитаний, У шоссе его стенаний…», «Шоссе моих воспоминаний, В твоем тумане стою опять…» ( из современных песен).

С образом дороги связаны скитания, поиски судьбы, счастья. Дорога — это фантом, держащий нас в плену часто бессмысленного движения, не дающий перейти к разумной успокоенности: «Сто дорог прошли мы вдоль и поперек… Только у ног опять лежит заклятый круг больших дорог» («В который раз»); «Длинной, длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души» («Ночная дорога»); «Ты прости меня, моя страна, что живу в плену дорог…» («Змей»). Такой же интерес к образу пути, дороги наблюдался в годы Великой отечественной войны: достаточно вспомнить песни: «Эх, дорожки фронтовые»…, «Эх дороги, пыль да туман…», ставшее песней стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и другие.

Идея смерти звучит в выражениях «проводить в последний путь», «закончить свой земной путь».

«все дорожки, все пути, негде к миленькой пройти»; в былинах — «прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела». Колдун или мифические силы могут закрыть дорогу человеку или скотине, что чревато всякими бедами и даже смертью, и лишь «знающие» люди могут открыть дорогу.

В отечественных толковых словарях слова путь и дорога тесно связаны друг с другом. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» значения этих слов объясняются ссылками друг на друга. Рассмотрим дефиниции [3] слов «дорога» и «путь»:

В современном толковом словаре (БТС) наблюдается некоторое расширение семантического поля рассматриваемых слов:

Слово дорога объединяет такие значения: полоса земли, служащая для езды и ходьбы; место для прохода, проезда; передвижение, путешествие, поездка; направление, путь следования; направление деятельности, путь развития; средство к достижению чего-либо. [6]

Слово путь обозначает: полоса земли, служащая для передвижения; Железнодорожная или трамвайная колея, линия; пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо; расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо; передвижение куда-либо, поездка, путешествие; анатомическое – орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность (Дыхательные пути); направление движения, маршрут; направление деятельности, развития; средство, способ достижения чего-либо; жизнь человека, её течение. [7]

По словарю М. Фасмера получается, что слово «путь» древнее и связано своими корнями с другими языками индоевропейской семьи:

В русском языке много устойчивых выражений со словами «путь» и «дорога».

С понятиями «путь», «дорога» неизменно соотносятся понятия «духовный поиск», «промысел Божий», «направление Провиденья» (Провиденье – высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира ко благу).

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорожному бог простит.

Где дорога, там и путь.

Нужный путь бог правит.

Пути божьи , пути Провиденья неисповедимы.

Пути праведников и пути грешников.

Ходи всегда путём правды.

Где торно, там и просторно.

Большая дорога не стоит (т. е. её торят).

Дороги к избе не приставишь.

Красна дорога ездоками.

Долог путь, да изъездчив.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Поезжай скорее, так будет спорее!

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Под лежач камень и вода не течёт.

В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

В дороге и отец сыну товарищ.

Одному ехать – и дорога долга.

В игре да в попутье людей узнают.

В дороге и ворога назовёшь родным отцом.

Лошадь иноходец в пути не товарищ.

Фразеологические словари содержат следующие фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом «путь»:

протрудился век, а всё пути нет

провожать в последний путь

Со словом «дорога» в современном русском языке встречаются следующие устойчивые сочетания:

К сожалению, немало устойчивых выражений со словами «путь» и «дорога» было утрачено в XX веке. Об этом свидетельствуют словники прошлых веков.

Слова, с которыми может сочетаться слово «путь», можно разделить на две группы. К первой относятся общеупотребительные слова.

Прежде всего, это имена прилагательные, обозначающие различные качества: удобный, хороший, длительный, долгий, известный, короткий, надёжный, окольный, особый, прежний, правильный, приятный, проверенный, славный, трудный, тяжёлый, лёгкий, единственный, широкий, ясный, великий, большой и т. п.

Часто употребляются порядковые числительные со словом «путь»: первый, второй, третий.

Часто используются глаголы, обозначающие движение, развитие, изменение: ехать, бежать, продвигаться, направляться, торопиться, потерять, начинать, продолжать, закончить, изменить, потерять, определить, принять, направить, отыскать, продолжить, проложить, открыть, сократить, слиться, повторить, завершить, наметить, отметить, сократить, срезать, познать, найти и т. д.

Существительные, с которыми сочетается рассматриваемое слово, обозначают объекты изменений, пределы движения, направление или способы преодоления пространства: начало, конец, середина, преодоления, достижения, к свету, правде, истине, источнику, к сердцу, в школу, в науку, человека, человечества, народа, семьи, в искусстве, литературе и т. п.

Другую группу составляют слова, употребляемые не всеми носителями языка, то есть ограниченные в употреблении: инновационный путь, путь либерализации, путь интеграции, тормозной путь, либеральный путь, паломнический путь и т. д.

В «Словаре сочетаемости слов русского языка» отмечается, что при значении «полоса земли, которая служит для передвижения, дорога» употребляются глаголы: проложить, расчистить, нащупать. путь.

через реку, через лес, через горы.

Путь ведёт куда-л., проходит через что-л., соединяет что-либо.

Если имеется в виду значение «место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых происходит передвижение, сообщение», то частотными являются прилагательные: торговый, водный, речной, морской, воздушный. путь.

Часто употребляются существительные: открытие, освоение, значение. какого-л. пути.

Пользоваться. каким-либо путём.

альпинистов, туристов, геологов, учёных. экспедиции, следования.

через тайгу, лес, горы, перевал, океан.

в лес, в город, в порт и т. п.

В значении «передвижение куда-л., поездка, путешествие» слово «путь» употребляется с прилагательными: долгий, дальний, обратный, утомительный и т. д. Рассматриваемое слово сочетается с существительными: тяготы, опасности, трудности пути. С глаголами: бояться, опасаться, застать в пути.

Портрет слова что это

Слова «путь» и «дорога» ассоциативно связаны с представлениями о «развитии», «движении мысли», «истории края или человека», «творчестве», «духовном росте», «просвещении», «самоусовершенствовании», «самопознании», «процессе учёбы», «эволюции», а также с понятиями «галактика», «двойственность», «очищение», «грех» (неправильный путь). Очевидно, что семантическое поле каждого из рассматриваемых слов притягивает новые смысловые компоненты. Но в то же время заметен процесс утраты некоторых оттенков лексических значений (и не только в разговорной речи).

Интересно рассмотреть изменения в семантическом поле слова «путь»:

употребление в литературных текстах XIX века

употребление в литературных текстах

употребление в литературных текстах

— способ или средство, образ достиженья чего, направленье;

— обработка через огонь или кислотами и щелочами;

— образ мыслей, дела и поступки человека, поприще.

— полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы);

— образ мыслей, дела и поступки человека;

— орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность;

— направление движения, маршрут;

— средство, способ достижения чего-либо;

— железнодорожная или трамвайная колея, линия;

— пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо;

— расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо;

— полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы);

— образ мыслей, дела и поступки человека;

— орган в виде канала, в котором совершается какая-либо деятельность;

— направление движения, маршрут;

— средство, способ достижения чего-либо;

— железнодорожная или трамвайная колея, линия;

— пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение; место для прохода, проезда куда-либо;

— расстояние, которое проходит или проезжает кто-либо;

нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок (= Дао);

— направление поиска в информационном поле

— звёздный мост, Млечный

— отказ от стереотипов

Также небезынтересной представляется картина употребления изучаемых слов в разговорной речи людей 70 – 90-х годов двадцатого века в сопоставлении с разговорной речью молодёжи наших дней:

употребление в разговорной речи людей разных возрастных групп в 70 – 90 –х годах XX века

употребление в разговорной речи школьников и студентов

— место для проезда, прохода;

— передвижение по воздуху;

(по материалам Национального корпуса русского языка).

( по результатам опроса и ассоциативного эксперимента).

Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова «путь, дорога» можно представить в виде словообразовательного гнезда.

Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учётом последовательности их образования.

Приведём фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом «путь» (по данным «Словообразовательного словаря русского языка»

путец, путящий (то же, что и путный), путность (=качество годного, доброго), путцевый, путина, путствовати (=идти путём), путничанье (=путешествие), путевник (=дневник), путеводец, путемер, путяга (=толк, прок), путинка (= блюдо из простокваши и гречневой муки).

В современных словарях мы находим слова нашей эпохи: путеводитель (значение этого слова не совпадает со словом той же лексемы XIX века), однопутный, трёхпутный, путеводная (звезда), путёвка, путепогрузчик, путеподъёмник, путепровод, путеукладка, путеукладчик.

Таким образом, говорить о завершении активного процесса образования новых слов с корнем «путь» рано: можно предположить появление новых сложных слов с первым корнем «пут»-. В случае истинности такого предположения описанное словообразовательное гнездо будет пополняться новыми словами.

Портрет слова что это

В сознании древних славян понятие «путь» было связано с благом, добром, истиной.

Тема пути, тема дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающееся звучание.

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Последний кабак у заставы

В русском пейзаже мотив дороги получает трагическую и философскую трактовку: дорога осмысливается как дорога смерти, дорога в никуда.

Портрет слова что это

Портрет слова что это

После дождя. Просёлок.

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Как ни странно, при традиционном русском бездорожье самым устойчивым «наследством», которое передается от предков к потомкам, в России являются дороги. И это вовсе не построенные на тысячелетия каменные дороги Рима, а самые простые, всеми проклинаемые, вечно раскисшие дороги проселочные. При всей их непрочности они просто неистребимы. После каждого дождя и оттепели, размывающих их, они вновь и вновь возрождаются, вбирая в себя следы людей. Межсезонная распутица, которая мгновенно размывает следы прошедших по дороге людей, становится в творчестве русских пейзажистов 60-70х. гг. XIX в. своеобразной метафорой тщеты жизни.

Портрет слова что это

А. Иванов Аппиева дорога при заходе солнца

Портрет слова что это

Портрет слова что это

А. Саврасов Распутица

Портрет слова что это

М. Холодовский Распутица

В творчестве более позднего поколения русских художников-пейзажистов тема дороги приобретает иное звучание: дорога просто есть, и небеса своими сводами уже не покушаются на непоколебимость ее бытия. Иными словами, тема пути получает свое конкретное воплощение в изображении дороги. Зачастую образ дороги сливается с образом реки, и именно она становится символом судеб русского народа и знаком их отражения на лике земли.

Портрет слова что это

Ю. Пименов Новая Москва

Портрет слова что это

С. Басов Дорога к реке

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

Портрет слова что это

О пути России и русского народа размышляли поэты, и прозаики. Ведь им самим, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах по всей России-матушке. Впечатления об этих поездках и легли в основу многих произведений.

Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно в дороге хочется размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее; именно дорога заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.

В путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князь («Задонщина»). Далёкому, полному трудностей путешествию в чужие края тверского купца Афанасия Никитина посвящена автобиографическая рукопись, которая так и называется «Хождение (или по-русски хожение) за три моря». Полон лишений и страданий тяжкий путь из Москвы в Сибирь мученика протопопа Аввакума и его семьи («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

Мотив путешествия характерен и для произведения «Горе от ума». Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который «три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков». Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден новь уехать из старой столицы со словами «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…». Наше знакомство с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда «молодой повеса», летит «в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. «Забав и роскоши дитя» бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пересытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу.

Слово «путь» (= судьба, жизненный путь) может быть связано с понятием «прошлое». Так, в стихотворении «Телега жизни» движение по дороге в телеге соотносится с понятием «движение во времени» и означает изменения в жизни человека, а также изменения во внутреннем мире человека. В стихотворении «Страшно и скучно…» (1829 г.) слово «путь» стоит в одном ряду со словами «новоселье», «ночлег» и соотносится с понятием «тюрьма» (там страшно и скучно, тесно и душно). Пушкинское словоупотребление требует понимания слова «путь» как судьбу героя и как человеческую жизнь. В других текстах встречается слово «дорога» в сочетании со словами, обозначающими движение по просторам русских полей (например, в стихотворении «Зимняя дорога»).

Подобные переклички мы находим и в гоголевских текстах. В повести «Шинель» Гоголь, изображая житьё-бытьё Акакия Акакиевича Башмачкина, замечает, что каждый маленький чиновник, прежде чем приступить к своим обязанностям, должен был «натоптаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замёрзнувшие по дороге способности и дарованья к должностным отправлениям». В общей системе изобразительности текста гоголевское словоупотребление позволяет рассматривать слово «дорога» (соединяя прямой и переносный смыслы) как понятие «жизнь человека».

Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его философским смыслом. Это стихотворения «Зимняя дорога», «Для берегов отчизны дальней», «Бесы», «Дорожные жалобы», стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » и «Прощай, немытая Россия. «, стихотворения

«Железная дорога», «В дороге», «Размышления у парадного подъезда».

В творчестве мотив пути сопряжён с мотивом одиночества и поиска гармонии, которая недостижима в мире людей, но возможна в слиянии лирического героя с природой:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В поэзии А. Блока мотив пути является одним из сквозных мотивов творчества поэта. А. Блок соотносил этот поэтический образ с понятиями «история России», «духовная эволюция», «судьба лирического героя», «развитие человека». Как и в стихотворении «Родина», в «России» Блока герой познаёт судьбу родной страны, двигаясь по русским дорогам:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

В творчестве С. Есенина мотив пути соединяется с темой возвращения домой блудного сына, а также с возвращением души поэта, которая «грустит по небесам», в небесное «жилище».

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

В романах «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Отцы и дети», «Идиот», в повести «Степь» персонажи постоянно находятся в пути; с дороги начинаются многие русские романы и повести, и на протяжении всего повествования герои перемещаются по разным губерниям и имениям.

Итак, уже беглый обзор (и далеко не полный) показывает, что в русской литературе образ пути-дороги отражает представление о жизни человека, о духовной эволюции человечества, о судьбе русского народа, о расширении сознания русского человека нового времени, о движении души человека.

и самоопределение, и самопознание, и самостояние.

1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.

2. Даль живого великорусского языка. В 4-х т. – М.. 1995.

6. Даль русского народа. – М.: «Эксмо», 2005.

9. C ловарь эпитетов русского литературного языка. –

русского языка. В 2-х т. – М., 2001.

фразеологии. Историко-этимологический справочник. – М., 1998.

14. словообразовательный словарь русского языка.

[2] Словарь символов и знаков. – С. 346.

[5] Там же. Т. 3. С. 543 – 544.

[6] Большой толковый словарь русского языка. С. 277.

[9] Даль русского народа. – М.: Эксмо, 2005. С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *