Порождения ехиднины что это
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Иудеи делают вид, что чтут память праведников, которые жили когда-то, а сами ненавидят и гонят тех праведников, которые сегодня – рядом с ними. Бог ревниво относится к посягательству на Его святые установления, и с такой же ревностью Он заступается за честь Своих угодников. Память праведника благословится, а имена их ненавистников и гонителей будут покрыты позором. «Кровь праведников – единственное на земле писание, которое стереть невозможно, – говорит святитель Николай Сербский, – горит на главах до колена сотого».
Книжники и фарисеи строят гробницы мученикам и украшают их памятники. Они изображают сегодня возмущение их убийством. «Если бы мы были во дни отцов наших, – говорят они, – то не были бы сообщниками их – в пролитии крови пророков». Но именно это они бы делали тогда, и именно это они намереваются делать сейчас. Фарисеи замышляют убийство Христа, о Котором свидетельствовали все пророки. Точно также те, кто сегодня ни слова не скажет против сегодняшнего главного греха – сатанинской пропаганды разврата, ни за что не выступили бы против главного греха прежних дней – безбожного коммунизма. Мы думаем иногда, что если бы мы жили во времена земной жизни Спасителя, мы бы неотступно следовали за Ним, мы никогда не отвергли, не предали бы Его, но Христос – в Своем Духе, в Своем слове, в Своих заповедях – вчера, сегодня и во веки Тот же. «Таким образом, – говорит Христос, – вы сами против себя свидетельствуете». Те, кто осуждает грех в других, а себе позволяет то же самое или худшее, – наиболее неизвинителен (Рим. 1, 32 – 2, 1). «Вы сыновья тех, которые избили пророков», – говорит им Господь, потому что они идут вслед своих отцов, они – их духовные и физические наследники.
«Дополняйте же меру отцов ваших». Существует мера грехов, которая должна быть исполнена. Бог долготерпелив, но приходит время, когда Он не будет больше терпеть. Дети исполняют меру грехов своих отцов, если упорствуют в тех же самых грехах или новых, худших.
Господь утверждает, что вся история Израиля – история убийств людей Божиих. От начала до конца, от Авеля до Захарии, это история отвержения и нередко убийства праведников. Господь ясно дает понять, что дух убийства по-прежнему правит ими. Христос знает, что Он должен умереть и что в будущем Его последователей будут гнать, отвергать и убивать. В XII веке христианской эры известный философ-талмудист Маймонид, именем которого сегодня названа в Москве Академия, писал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и их последователей». Ужас заключается в том, что избранный и возлюбленный Богом народ повернулся против Него. И час Креста приближается.
Слово Христово обращено не только к иудеям, но ко всем людям и ко всем народам. Мы знаем, что было в XX столетии в некогда православной России. И сегодня Господь напоминает всем, в том числе тем, кто строит гробницы новым мученикам и украшает им памятники, что на Страшном Суде мы должны будем сказать, содействовали или препятствовали мы Богу нашей жизнью. Каждый человек и каждый народ должен будет дать на это ответ.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Господь оплакивает этот город мира, ныне предназначенный к разрушительной войне, ибо грехи его вопиют к небу. «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Сколько раз Он приходил к ним, проповедуя и совершая чудеса. Всякий раз, когда мы слышим святое Евангелие и воздыхание Духа Святого касается нас, Христос хочет собрать нас. «Я хотел, и вы не захотели», – говорит Господь. Он хотел спасти их, а они не захотели быть спасенными Им. И Он определяет участь Иерусалима: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Этот дом – город и Храм, от которого скоро не останется камня на камне, их религия, в которой нет Бога, и человеческие души – незанятые, выметенные и убранные. Без Христа самое цветущее место станет пустыней. Когда Бог уходит, Его место заступают сразу все враги.
«Ибо сказываю вам, – говорит Господь – вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» Это было во время Его торжественного входа в Иерусалим накануне Крестных Страданий. Это будет, когда воскресший Христос явится в славе с сонмом святых и ангелов судить миру. Это «осанна» Господу нашему ныне возносится во всех храмах. Кто хочет быть со Спасителем в вечности, должен здесь на земле принести Ему поклонение всею жизнью своей.
Евангелие по Матфею 3:7
Толкования:
Анонимный комментарий
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Блж. Феофилакт Болгарский
Увидев же Иоанн многих фарисеев
Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других.
и саддукеев
идущих к нему креститься, сказал им
Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их.
порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева
Евагрий Понтийский
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Евфимий Зигабен
Видев же (Иоанн) многи фарисеи и саддукеи грядущыя на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева
Народ иудейский называется различными именами. Евреями они называются от Евера, как пользующиеся его языком: Бог сохранил несмешанным язык только его одного за то, что он не захотел присоединиться к строившим башню. Он был предком Авраама. Израильтянами они названы от Иакова, который в видении лествицы видел Бога и назван Израилем. Израиль значит – видящий Бога. А иудеями – от Давида. После того как Бог избрал его на царство из колена Иудина и предоставил его потомкам царствовать по праву наследства, то колено это Он сделал знаменитым, как бы царским, – так что и происшедшие из других колен впоследствии, стали называться от него общим именем иудеев. Определив это таким образом, следует также сказать о двух упоминаемых здесь иудейских сектах. Саддукеи в остальном были иудеи, но совершенно отвергали бытие Святого Духа, Ангелов и воскресение мертвых. Фарисеи, будучи в остальном теми же иудеями, имели некоторые, им только свойственные обычаи, пост два дня в седмицу, отдача десятой части имущества в пользу бедных, омовения и очищения сосудов, блюд и чаш и другие такого рода обычаи. А так как фарисеи и саддукеи сравнительно с другими были лучшими законниками и учителями, то они весьма превозносились над остальным народом. Иоанн, видя их приближающихся и узнавая их, как по благодати, обитающей в нем, так и по отличной их одежде и виду, весьма свободно обличает их, потому что имел уверенность в Том, Который послал его. К строгости обличения он присоединяет и похвалу, чтобы тою смирялись, а этою утешались. Он обличает их, называя их рождения ехиднова. Как дети ехидны умерщвляют своих матерей, изъедая их чрево, так и иудеи убили своих духовных отцов, т.е. пророков. Их же и похваляет, говоря: кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Очевидно, что никто другой, как только их собственное благоразумие. Будущим гневом называет или гнев римлян во время осады, или гнев Божий в день суда, которого они избегали, приходя к покаянию. Конечно, он направлял свою речь преимущественно к фарисеям и саддукеям, которые считали себя весьма умными; но в лице их он говорил и всем долженствующим уверовать во Христа, которые вместе должны были избегнуть и предсказанного гнева. Если Лука говорит, что он сказал это народам, пришедшим к нему креститься, то не смущайся этим. Могло быть, что Иоанн сказал это дважды: раз – этим, а другой раз –тем. Удивляется же Иоанн их большой перемене: каким образом они, убившие пророков, не убили также и его, но идут на покаяние.
Еп. Михаил (Лузин)
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Лопухин А.П.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Идущих к нему креститься: буквально — идущих ко крещению его (αὐτοῦ выпущено, однако, в Синайском и Ватиканском кодексах, у Тишендорфа и Вестк. Хорта), т.е. Иоанна. Предлог к (ἐπί) означает движение к месту. Указывает ли он на цель прибытия фарисеев и саддукеев — креститься от Иоанна — сомнительно, ввиду того, что “фарисеи и законники”, по словам Луки (7:30) отвергли волю Божию и не крестились от Иоанна. По всей вероятности, так делали и саддукеи.
Порождения ехиднины: под ехиднами разумеются маленькие змейки, которые живут только в жарких странах, весьма ядовитые и опасные. Иоанн называет фарисеев и саддукеев не ехиднами, а порождениями ехидн. Под этим можно понимать детенышей ехидн или же вообще змеиный род их. В обоих случаях указывается на нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое заставляло их походить на ядовитых змей или их детенышей.
Будущего гнева. Несомненно, что Иоанн представлял наступающее царство не только царством милосердия, но и царством гнева, и притом преимущественно, что видно из дальнейших его слов, где он сравнивает царство с гумном, людей с пшеницей и соломой, говорить о Мессии, что у Него веятельная лопата в руках. Он сожжет солому (мякину) огнем неугасимым. Такие представления не вполне соответствовали, конечно, духу нового царства и деятельности Христа, как об этом мы знаем из последующих событий, и были еще ветхозаветными.
Прп. Исидор Пелусиот
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Почему Иоанн Предтеча Иудеев назвал рождениями ехидновыми. Иоанн Предтеча назвал Иудеев рождениями ехидновыми, как плод, превзошедший в лукавстве своих лукавых родителей. Ибо говорят, что ехидна, рождаясь, угрызает матернюю утробу. А посему, так как Иудеи оставили родившего их Бога и всю данную им благодать, приведя в бездействие, как бы умертвили, то св. Иоанн справедливо уподобляет их сим ядовитым животным, уничтожающим или, лучше сказать, поедающим благодеяния своею неблагодарностью.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
По какой причине Иоанн Предтеча назвал весь народ иудейский порождениями ехидны, по преимуществу же саддукеев и фарисеев? По той причине, что саддукеи и фарисеи по преимуществу заражены были недугом плотского мудрования и самомнения, по преимуществу они величались происхождением от Авраама, родством с пророками; свой недуг они сообщали народу как начальники и учители народа.
Свт. Иоанн Златоуст
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Свт. Хроматий Аквилейский
Ст. 7-8 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния
Троицкие листки
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева
Фарисеи и саддукеи приходили к Иоанну только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, а может быть им хотелось уловить в чем-нибудь незаконном Предтечу Христова, выведать его намерения: ведь чем более народ стремился к Иоанну, тем более сами они падали во мнении народа. Но Иоанн видел их тайные помышления: Бог открыл ему это; мог ли он смотреть на это равнодушно? И он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал немедленного покаяния. Строгие обличения древнего пророка Исайи слышались в словах его. увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины. Ехидна — самая ядовитая змея: ужаленный ею почти тотчас же умирает. Она служит образом хитрости, злобы и лукавства. Непотребные дети гнусных отцов! Вы на словах отравляете народ своими соблазнами, вы угрызаете и убиваете даже святых ядом своих клевет! Как это случилось, что вы, будучи детьми таких злых отцов, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? кто внушил вам бежать от будущего гнева? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь.
Смысл словосочетания “порождения ехиднины”
Иоанн Креститель и фарисеи (Джеймс Тиссо, 1886—1894)
Порождения ехиднины (греч. γεννήματα ἐχιδνῶν) — словосочетание, несколько раз встречающееся в Библии (три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки). Применяется в виде обращения от лица Иоанна Предтечи к фарисеям, а также от лица Иисуса Христа к книжникам и фарисеям. В святоотеческой литературе рассматривается и как обвинение, и как похвала.
Содержание
1 Упоминание в Библии
2 Смысл словосочетания
3 Святоотеческое толкование
4 Примеры использования словосочетания
5 Примечания
Упоминание в Библии
Смысл словосочетания
Святоотеческое толкование
Примеры использования словосочетания
Примечания
1.Иоанн Златоуст. Беседа 11 на Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Матфея. Глава 3 — Толкования Нового Завета Феофилактом Болгарским
3.Анатолий Куликов. Передача «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
4. Иоанн Златоуст. Беседа 42 на Евангелие от Матфея
5. Иоанн Златоуст. Беседа 74 на Евангелие от Матфея
6. Л. Н. Толстой. Обращение к духовенству / Журнал «Толстовский Листок — Запрещенный Толстой», Выпуск третий. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1993.
7. Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
8. Диакон Андрей Кураев: «Бог и мир»
По материалам сайта “Дик.академик”
Порождения ехиднины
Порождения ехиднины (греч. γεννήματα ἐχιδνῶν ) — словосочетание, несколько раз встречающееся в Библии (три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки). Применяется в виде обращения от лица Иоанна Предтечи к фарисеям, а также от лица Иисуса Христа к книжникам и фарисеям.
В святоотеческой литературе рассматривается и как обвинение, и как похвала.
Содержание
Упоминание в Библии
В Библии словосочетание встречается четыре раза: три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки.
В первый раз в Евангелии от Матфея словосочетание использует Иоанн Предтеча по отношению к фарисеям, пришедшим к нему:
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Во второй раз словосочетание используется Иисусом Христом по отношению к фарисеям. К Иисусу привели бесноватого человека, который был ослепшим и немым. Христос его исцелил. Фарисеи же, наблюдавшие за этим, укорили Его в этом поступке. Словосочетание «Порождения ехиднины» встречаются в следующем фрагменте ответной речи Спасителя:
|